https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.70.73.007
УДК 008
Монгуш Долаана Шолбан-ооловна
аспирантка кафедры философии, Тувинский государственный университет dana_ksd@mail. ru Dolaana Sh. Mongush
post-graduate student of the Department of Philosophy, Tuvan State University
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
FORMATION OF ETHNIC IDENTITY: CULTURAL ASPECT
Аннотация. В статье рассматривается культурологический аспект формирования этнической идентичности. Обоснована актуальность исследования этнической идентичности с точки зрения культурологического аспекта. Отмечено, что исследование этнической идентичности с точки зрения культурологического аспекта позволяет лучше понять различия и сходства между этническими группами, их культурой, традициями, ценностями и способом жизни. Выявлено, что основными инструментами формирования этнической идентичности можно считать национальный язык, национальные обычаи, народное творчество, национальная культура и литература, символика, религия. Определены направления формирования этнической идентичности с точки зрения культуры. Сделан вывод о том, что формирование этнической идентичности является сложной задачей, связанной с формированием и определением индивидуального и коллективного самосознания людей в контексте их принадлежности к определенной этнической группе. Она формируется в результате взаимодействия между индивидуальным опытом и культурным развитием и включает осознание культурных ценностей, обычаев, традиций и идентификацию с этнической группой.
Ключевые слова: этническая идентичность, Я-компонент, этническая группа, национальность, традиционная культура.
Abstract. The article deals with the culturological aspect of the formation of ethnic identity. The relevance of the study of ethnic identity from the point of view of the culturological aspect is substantiated. It was noted that the study of ethnic
identity from the point of view of the cultural aspect allows a better understanding of the differences and similarities between ethnic groups, their culture, traditions, values and way of life. it was revealed that the main tools for the formation of ethnic identity can be considered the national language, national customs, folk art, national culture and literature, symbols, religion. The directions of formation of ethnic identity from the point of view of culture are determined. It is concluded that the formation of ethnic identity is a complex task associated with the formation and definition of individual and collective self-consciousness ofpeople in the context of their belonging to a particular ethnic group. It is formed as a result of the interaction between individual experience and cultural development and includes awareness of cultural values, customs, traditions and identification with an ethnic group.
Keywords: ethnic identity, self-component, ethnic group, nationality, traditional culture
В современном мире существует множество культур и этнических групп, которые сосуществуют в рамках одной страны или региона. Этнические группы определяются на основе различий в языке, культуре, истории, происхождении и других факторах. Согласно исследованиям, существует несколько тысяч этнических групп. Однако их точное количество может варьироваться в зависимости от разных аспектов исследования и методологии, используемой для определения этнической принадлежности их членов [2].
Важно отметить, что этническая идентичность является динамичной и может меняться со временем. Некоторые этнические группы могут сливаться или распадаться, новые группы могут появляться, а некоторые могут исчезать. Исследование этнической идентичности позволяет лучше понять различия и сходства между этническими группами, их культурой, традициями, ценностями и способом жизни. В связи с этим, основным аспектом ее исследования становится культурологический, основанный на влиянии культуры на формировании этнической идентичности.
Исследования В.А. Куц, Ю. Г. Марченко, Д. Щегловой, М. Черепановой, А. Гуляевой посвящены формированию этнической идентичности с точки зрения культуры.
Ю. Г. Марченко придерживается мнения о том, что в структуре этнической идентичности следует выделять два компонента: когнитивный, включающий знания, представления об особенностях этнической группы и осознание себя в качестве ее члена на основе дифференцирующих признаков (раса, национальность, территория проживания, религия, история и др.) и аффективный, отражающий значимость принадлежности индивида к группе этноса и осознание ее ценностей как условия ее существования [3].
В.А. Тишков акцентирует внимание на том, что формирование когнитивного компонента предполагает, прежде всего, на осведомленность и необходимость пополнения знаний членов этнической группы. В данном случае, стоит указать, что осведомленность включает в себя не только сам факта наличия информации о себе как о члене группы, но и о субъективном представлении истории, традиции, культур других этнических групп и отличий по сравнению с ними [5].
Согласно В.А. Куц, этническую идентичность целесообразно воспринимать как сложную структуру, в содержании которой явно прослеживаются:
- уровни самоидентификации индивида со своей этнической группой: личностный, психологический, социальный;
- компоненты, формирующие знания, восприятие, эмоциональное единстве, оценки, нравственные представления и ценности;
- формы поведения, характерные для конкретной этической группы [1].
Е. П. Матузкова отмечает, что этническая идентичность представляет
собой, своего рода, использование символики принадлежности к группе, выражающейся в разных признаках [4].
По мнению Д. Щегловой, М. Черепановой, А. Гуляевой, формирование этнической идентичности происходит с детства и включает три стадии:
- сказочно-мифологическую (сказки, мифы, рассказы, опыт общения), то есть проникновение в культуру через чтение и взаимодействие с семьей и окружающими, при этом родители транслируют свои знания и ценности на ребенка;
- нравственно-эстетическую, когда постепенно усваиваются нравственные ценности, традиции, формируются эстетические представления посредством чтения, накопления информации, наблюдения, тем самым формируется осознанное отношение к своему этносу, повышается интерес к истории и культуре другого народа, формируется система представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с другими этническими группами;
- мировоззренческо-поведенческую, когда на формирование этнической идентичности оказывает значительное влияние не семья, а социальное окружение, в частности, школа, происходит самоидентификация себя как части народа [5].
Исходя из содержания указанных стадий, в формировании этнической идентичности особую роль играют:
1) семья и ближайшее окружение как источник пополнения знания, поддержания традиций и сохранения ценностей для конкретного индивида;
2) образовательные учреждения как объект накопления информации, ее сохранения и передачи для всех членов группы, а также формирования самоидентификации с конкретной этнической группой;
3) учреждения культуры, целью которых является не только сохранение культуры, но и ее популяризация, сохранения образа «Мы».
Таким образом, основными инструментами формирования этнической идентичности можно считать национальный язык, национальные обычаи, народное творчество, национальная культура и литература, символика, религия.
Исходя из этого, при формировании этнической идентичности культура играет ключевую роль, так как представляет собой набор ценностей, норм, обычаев, языка и символов, которые определяют особенности определенной этнической группы. Она передается через поколения и формирует основу для этнической идентификации.
Культурологический аспект формирования этнической идентичности включает в себя следующие элементы:
1. Язык, который является важным компонентом культуры и основным средством коммуникации внутри этнической группы и играет значимую роль в формировании смыслового контекста и выражении идентичности этнической группы.
2. Религиозные убеждения, обряды, обычаи и символы способствуют укреплению идентификации с определенной этнической группой.
3. Искусство и литература отражают особенности культуры и способствуют укреплению этнической идентичности, передавая историческое наследие, ценности и традиции этнической группы.
4. Обычаи и традиции охватывают различные сферы жизни, включая праздники, семейные ценности, питание, одежду и т.д.
5. Символы и эмблемы, такие как флаги, гербы, национальная символика, выступают в качестве знаков принадлежности.
В этой связи, для формирования этнической идентичности, с точки зрения культуры, наиболее эффективными направлениями целесообразно считать следующие:
1.Передачу культурного наследия через доступные образовательные программы, которые включают изучение истории, языка, обычаев, традиций этнической группы, способствуют развитию осознанности и уважения к своей культуре.
2.Организацию культурных мероприятий, таких как фестивали, выставки, концерты, танцевальные и музыкальные представления, традиционные национальные праздники, что способствует сохранению и
популяризации культурных ценностей и потребностей этнической группы, укреплению связей внутри сообщества.
3.Вовлеченность в искусство и литературу путем поддержки на национальном и государственном уровне художников, писателей и музыкантов этнической группы, что позволяет сохранить и популяризовать их творчество.
4. Содействие межкультурному обмену, например, организация встреч, диалогов и обменов между различными этническими группами способствует осознанию и пониманию различий и сходств между народами.
5. Сохранение и развитие языка группы является ключевым фактором для поддержки этнической идентичности. Применение языка в семье, образовании и обществе помогает сохранить и передать культурные ценности и традиции.
Таким образом, формирование этнической идентичности является сложным процессом, связанным с определением индивидуального и коллективного самосознания людей в контексте их принадлежности к определенной этнической группе. Она формируется в результате взаимодействия между индивидуальным опытом и культурным развитием и включает осознание культурных ценностей, обычаев, традиций и идентификацию с этнической группой.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература
1. Куц В.А. Культурная идентичность как способ реализации защитных функций культуры //Культура культуры. 2015. №4 (8). С.131-141.
2. Малыгина И. В. Грани и границы этнокультурной идентичности в современном мире // Проблемы формирования национально-культурной идентичности в современной России. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. С. 3-13.
3. Марченко Ю. Г. Народная традиционная культура и проблемы русской национальной идентичности / Ю. Г. Марченко // ИНТЕРЭКСПО ГЕОСИБИРЬ. 2010. Т. 6. С. 1-6.
4. Матузкова Е. П. Культурная идентичность: к определению понятия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-identichnost-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 22.05.2023).
5. Тишков В. А. Единство в многообразии: публикации из журнала Этнопанорама 1999-2011 гг./ В.А. Тишков. Оренбург, 2011. 232 с.
6. Щеглова Д., Черепанова М., Гуляева А. Основные подходы к пониманию этнической идентичности // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. №2. С. 297-302.
Literature
1. Kuts V.A. Cultural identity as a way to implement the protective functions of culture // Culture of Culture. 2015. No. 4 (8). pp.131-141.
2. Marchenko Yu. G. Folk traditional culture and problems of Russian national identity / Yu. G. Marchenko // INTEREXPO GEOSIBIR. 2010. V. 6. S. 16.
3. Malygina I. V. Facets and boundaries of ethno-cultural identity in the modern world // Problems of formation of national-cultural identity in modern Russia. M.: Izd-vo Mosk. humanit. un-ta, 2011, pp. 3-13.
4. Matuzkova E. P. Cultural identity: to the definition of the concept // Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology. 2014. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/articleM/kulturnaya-identichnost-k-opredeleniyu-ponyatiya (date of access: 05/22/2023).
5. Tishkov V.A. Unity in diversity: publications from the journal Ethnopanorama 1999-2011 / V.A. Tishkov. Orenburg, 2011. 232 p.
6. Shcheglova D., Cherepanova M., Gulyaeva A. Basic approaches to understanding ethnic identity // Social integration and development of ethnic cultures in the Eurasian space. 2020. №2. pp. 297-302.