УДК 811.111(045)
Мингазова Ф. К.
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Изменившийся социально-исторический контекст оказывает влияние на формы самоидентификации человека, в том числе и этническую идентичность. В статье подчеркивается необходимость педагогического управления этнической социализацией подрастающего поколения. Образование, выполняя социальную, культурологическую, педагогическую функции при соответствующих организационно-содержательных условиях, способствует не только формированию этнического самосознания, но и культуры межэтнических отношений, толерантности по отношению к людям иной национальной принадлежности. По данным социологов, национальные предрассудки и предубеждения достаточно широко распространены среди молодежи Удмуртской республики. Выбирая формы и содержание учебной деятельности, предусматривающие сравнение идеалов, ценностей, обычаев, традиций разных этносов и наций, преподаватель вуза создает педагогические условия для формирования этнического самосознания, патриотизма, культуры межэтнических отношений, толерантности по отношению к людям иной национальности. Большие возможности в этом плане дает изучение иностранных языков в неязыковых вузах. Этноориентированное содержание обучения, осуществляемого с применением активных методов, формирует у будущих социологов умение вести диалог, дискуссию, способствует осмыслению тех или иных культурных ценностей, освоению способов поведения, которые выступают в качестве фундамента этнического самосознания.
Ключевые слова: этническое самосознание, идентичность, этнокультурное самоопределение, межэтнические отношения, толерантность.
Mingazova F. K.
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
DEVELOPING ETHNIC AWARENESS IN SOCIOLOGY STUDENTS BY MEANS OF THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING
The article describes the content and principles of the English language course taught to undergraduate students of sociology at Udmurt State University. The development of ethnic and intercultural awareness as an important educatory purpose of the course conditioned by the contemporary socio-cultural reality is stressed. University is an important socializing agent for late adolescents which can effectively contribute to the sense of ethnic identity achievement. To help students develop more positive ethnic attitudes and perceptions, instructional materials should not include the topics and issues concerning English-speaking countries alone. English classes can provide the students with an opportunity to learn more about majority and minority ethnic groups living in their country and republic or oblast. At the stage of localizing the topic, active and interactive classroom activities are employed: discussions, role playing, simulations, presentations, project work, problem-solving through the use of case studies.
Key words: ethnk identity, self-identity, intercultural, ethnocultural, tolerance.
Проблема формирования этнического самосознания российской молодежи приобрела особую актуальность в последние два десятилетия в связи с изменившимися социально-политическими условиями. Исчезла самая крупная социальная категория, с которой прежде идентифицировался человек, живущий в нашей стране - «советский народ», изменился этнополитический статус этнических групп в республиках России и бывшего СССР, наблюдается рост этнической миграции, сопровождаемый усилением межэтнической напряженности и проявлениями межэтнической нетерпимости. Социально-психологическая реальность изменилась в направлении от унифицированности к разнообразию самоидентификаций. Большее значение приобрели такие формы групповой идентификации как этническая, гражданская, религиозная, региональная. Произошел также сдвиг ценностей от коллективизма к индивидуализму: культивируется ценность личной ответственности и напряженного труда в целях достижения личного успеха и благосостояния, возросла значимость личной идентичности. Кроме того, значимость более глобальных категорий стала уменьшаться в пользу менее общих, более конкретных и реальных (половая, возрастная, этническая, профессиональная) [3, с. 14]. Изменяющийся социально-исторический контекст сказывается на состоянии как личностной, так и социальной идентичности человека: резкое изменение общественных условий существования зрелой личности может вызвать потерю чувств личной тождественности и исторической непрерывности и даже привести к кризису социальной идентификации.
Поколение людей, чей период начала самостоятельной жизни, завершения личностного становления совпал с эпохой радикальных социальных изменений, являются сегодня родителями подростков и молодых людей. Не все люди среднего возраста сумели адекватно адаптироваться к изменившейся реальности, принять новые ценностные ориентиры, обрести новую психосоциальную идентичность. Для социального самосознания многих конкретных людей до сих пор характерны противоречивость и разбалансированность. Тем не менее, на них лежит первоочередная ответственность за формирование личностной и социальной идентичности подрастающего поколения. Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности. По мнению специалистов, в юношеском возрасте, т.е. в период личностного становления и развития в самом ближайшем окружении - в кругу семьи, родственников и сверстников - завершается процесс накопления приобретенных этнических ценностей, символов и стереотипов поведения, закладывающих фундамент этнического самосознания. Однако, в процессе этнокультурного самоопределения детей, подростков, молодых людей немаловажную роль играют и другие агенты социализации - прежде всего, образовательные учреждения. Вышесказанное естественным образом приводит к мысли о необходимости педагогического управления этнической социализацией подрастающего поколения, формированием этнического самосознания. Образование, выполняя социальную, культурологическую, педагогическую функции при соответствующих организационно-содержательных условиях, способствует не только формированию этнического самосознания, но и культуры межэтнических отношений, толерантности по отношению к людям иной национальной принадлежности.
Актуальность проблемы формирования этнического самосознания обусловлена и полиэтничностью большинства регионов России, в том числе и Удмуртской республики, на территории которой проживают представители многих национальностей. Как показывают социологические опросы, национальные предрассудки и предубеждения достаточно широко распространены среди населения
республики. По данным, приведенным на сайте В. А. Тишкова, почти у каждого пятого респондента существует неприязнь к людям иной национальности (среди национальных групп: у русских - 17 %, удмуртов - 18 %, татар - 10 %).
С проявлениями национальной нетерпимости, оскорблениями на национальной почве за свою жизнь сталкивался каждый пятый респондент (по национальным группам: 9 % русских, 53 % удмуртов, 42 % татар).
Исследования, проведенные весной 2001 г. в студенческой среде, показали, что, по сравнению с 1997 г., во всех национальных группах произошло увеличение доли опрошенных, испытавших обиды и унижения в связи со своей национальностью: в 1,9 раза среди русских (с 11 до 21 %), в 1,8 раза среди удмуртов (с 31 до 56 %), в 1,5 раза среди татар (с 23,5 до 35 %). В целом, по собственной оценке, удмурты и татары в 4-5 раз чаще, чем русские, сталкиваются с элементами национального унижения. В этой связи вызывает озабоченность культура межнационального общения в студенческой среде. Так, почти каждый третий опрошенный (опрос 2001 г.) заявил, что у него существует неприязнь к тому или иному народу. Подобные чувства проявляются в высказываниях студентов, основанных на предрассудках и содержащих предвзятые, либо искаженные представления о людях иной религиозной или культурной традиции. По данным того же сайта, по сравнению с опросом 1997 г., степень распространенности национальных предрассудков значительно возросла как в отношении к «приезжим», так и в отношении к «местным» народам. В целом по массиву опрошенных в 2 раза увеличилась доля негативно относящихся к удмуртам (с 3 до 6 %), в 2,5 раза - к евреям (с 2 до 5 %), в 1,5 раза к «кавказцам» (с 12 до 18 %), в 13 раз - к цыганам (с 1 до 13 %) [4].
Этническое самосознание подразумевает наличие взглядов на свою нацию, ее характер, роль в обществе, представлений о национальном характере, национальных идеалах и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения. Процесс формирования этнического самосознания должен осуществляться на основе этнокультурного самоопределения личности, важным условием которого является сравнение ценностей культуры разных народов, их обычаев, традиций. Выбирая формы и содержание учебной деятельности, предусматривающие сравнение идеалов, ценностей, обычаев, традиций разных этносов и наций, преподаватель вуза создает педагогические условия для формирования этнического самосознания, патриотизма, культуры межэтнических отношений, толерантности по отношению к людям иной национальной принадлежности. Большие возможности в этом плане дает изучение иностранных языков в неязыковых вузах, в первую очередь потому, что методика его преподавания предполагает в обязательном порядке ознакомление студентов с культурой стран изучаемых языков, что, как правило, предусмотрено в курсе General English. Преподаватель имеет возможность включать в содержание учебной деятельности студентов также и материалы, отражающие культуру народов, проживающих в регионе - в нашем случае, русских, удмуртов, татар, а также тех народов, чьи представители есть среди студентов группы. Учитывая практически полное отсутствие соответствующих аутентичных англоязычных материалов, программа строится таким образом, что накопление и активизация лексического и грамматического материала осуществляются в ходе изучения культур Великобритании, США (а также некоторых особенностей культуры других стран мира). Затем студенты ищут соответствующую информацию, отражающую местные культуры (на русском и английском языках), и после анализа, классификации и обобщения материала, представляют его в виде презентации, краткого сообщения, доклада, сочинения. Приобретенные знания и лексико-
грамматические навыки создают необходимую основу для организации дискуссий, ролевых игр, анализа ситуаций по методу case study и т. п. Этноориентированное содержание обучения, осуществляемого с применением активных методов, формирует у студентов умение вести диалог, дискуссию, способствует осмыслению тех или иных культурных ценностей, освоению способов поведения, которые выступают в качестве фундамента этнического самосознания.
Педагогический процесс формирования этнического самосознания студентов на занятиях по английскому языку продолжается и на втором курсе. Профессиональная направленность обучения иностранному языку на неязыковых факультетах также дает возможности для осуществления коммуникативно- и межкультурно-ориентированного преподавания иностранного языка. Тематика дисциплины «социология» позволяет построить практический курс английского языка таким образом, чтобы изучаемые темы носили не только профессионально-ориентированный характер, но и вызывали непосредственный интерес и отклик у студентов, а также способствовали формированию представлений об окружающем мире и определению своего места в нем, включая и более четкую этническую самоидентификацию. Такие темы, как «Расовая и этническая идентичность», «Расовые предрассудки и дискриминация», «Этническая интеграция и межэтнические конфликты», «Миграция», «Иммиграционная политика», «Кросс-культурная коммуникация» неизбежно затрагивают проблему толерантности, и при соответствующем педагогическом сопровождении, могут способствовать воспитанию этого качества в студентах. Одна из тем первого курса, «Национальные стереотипы», изучение которой предусматривает знакомство с особенностями национального характера и поведения разных народов, на втором курсе может рассматриваться с новой, профессиональной точки зрения. Кроме того, на занятиях в качестве учебного материала могут использоваться актуальные материалы как англо, так и русскоязычной прессы, новостные репортажи, видео материалы из сети Интернет, художественные фильмы, а также статистические данные, полученные в ходе социологических исследований, посвященных проблемам миграции и межэтнических конфликтов как в России, так и в других странах.
Формирование этнического самосознания молодежи - сложная, многогранная, междисциплинарная проблема, которую нельзя решить лишь посредством обучения иностранному языку. Этническое самосознание в значительной мере определяется как сложившимися в данном обществе стереотипами, так и системой этнической социализации. В современных условиях большая роль в этом отношении принадлежит учебным заведениям и средствам массовой информации [1, с. 195-196]. По мнению психологов, юношеский (студенческий) возраст является своего рода завершающим периодом генезиса этнического самосознания, его упрочения и закрепления [2, с. 60]. Сформированное этническое самосознание выпускника учебного заведения будет являться фундаментом системы его мировоззрения, основой его активной жизненной позиции. Изучение иностранных языков в неязыковых вузах является и фактором, и средством, и условием внесения определенного вклада в процесс формирования как этнического самосознания, так и толерантности, эмпатии к языку, культуре других этносов, наций, народностей, государств.
Литература
1. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 440 с.
2. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. Пермь, 1997. 65 с.
3. Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность: сб. ст. / Отв. ред: Н. М. Лебедева. М., 2002. 416 с.
4. Тишков В. А. Удмуртская Республика [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.valerytishkov.ru (дата обращения 05.02.2014).
УДК 81'246.3:159.922.7(045)
Тройникова Е. В.
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
МНОГОЯЗЫЧИЕ И СОЦИО-КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Необходимость решения проблемы мультилингвального образования привлекает всё большее число специалистов из различных научных областей: лингвистики, психологии, физиологии, психолингвистики и педагогики. В статье рассматривается проблема влияния многоязычия на социо-когнитивное развитие детей на основе обзора последних исследований, посвященных этому вопросу. На основе приведённых результатов изучения воздействия многоязычия на качество развития личности показан ряд преимуществ многоязычных детей и взрослых. Положительные моменты овладения несколькими языковыми системами показаны на примере метакогнитивных, социокультурных и коммуникативных способностей личности. Особое значение в контексте формирования способности общаться на нескольких языках имеет развитие рефлексивного и системного мышления, которые по оценкам специалистов являются ключевыми видами мышления XXI века. Понимание того, как многоязычие влияет на личность, значительно расширяет образовательные возможности, создает предпосылки для более эффективной организации образовательного процесса и облегчает достижение учебных целей. Многоязычие чрезвычайно полезно, и в этой связи актуализируется работа с родителями, которые видят перспективы в развитии мультилингвального ребёнка. Автор предлагает ряд практических рекомендаций для родителей, что поможет продуктивно воспитывать ребёнка, владеющего несколькими языками и умеющего общаться с представителями различных культур.
Ключевые слова: многоязычие, билингвизм, социо-когнитивное развитие детей, метакогнитивные способности, социальная чуткость.