Научная статья на тему 'Ценности этнической идентичности и этническое самочувствие горских евреев'

Ценности этнической идентичности и этническое самочувствие горских евреев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
265
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / РЕЛИГИЯ / ЦЕННОСТИ / СИМВОЛЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / MOUNTAIN JEWS / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / HISTORICAL MEMORY / RELIGION / VALUES / SYMBOLS / ETHNIC IDENTITY / ETHNIC WELL-BEING / INTERETHNIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Загирова Эльвира Махачевна, Сеидова Гюльчохра Надировна, Мамараев Руслан Магомедсаламович

В статье рассматриваются ценности и символы, их значимость в воспроизводстве этнической идентичности горских евреев, а также отражение их выраженности на состоянии их этнического самочувствия. Эмпирическое исследование показало, что значимыми ценностями этнической идентичности горских евреев выступают национальный (родной) язык, культурно-историческое наследие, национальные традиции и обычаи, религия, исторические памятники и национальные праздники. При этом их иерархия формируется в зависимости как от позиции и значимости ценностей в массовом сознании конкретной этнической общности, так и отношением окружающих этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF ETHNIC IDENTITY AND ETHNIC WELL-BEING OF MOUNTAINS JEWS

The article examines values and symbols, their importance in the reproduction of the ethnic identity of Mountain Jews, as well as the reflection of their expression on the state of their ethnic well-being. Empirical research has shown that the national (native) language, cultural and historical heritage, national traditions and customs, religion, historical monuments and national holidays are significant values of the ethnic identity of Mountain Jews. At the same time, their hierarchy is formed depending on both the position and significance of values in the mass consciousness of a particular ethnic community, and the attitude of surrounding ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Ценности этнической идентичности и этническое самочувствие горских евреев»

28. Силласте Г.Г. Кризисы в модусах времени и его социальные уроки // Гуманитарий Юга России. 2016. № 1. С. 45 - 59.

29. Гафиатулина Н.Х. Влияние социально-классового, экономического неравенства на социальное здоровье студенческой молодежи // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. №4 (32). С. 103 - 108.

30. Бедность и бедные в современной России / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Весь мир, 2014. - 304 с.

31. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И., Рачипа А.В. Социальное здоровье российской молодежи в контексте региональных миграционных процессов: угрозы национальной безопасности / / Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 59 - 71.

АкктвйоуаТеупг Magomedgadzhievna, graduate student, Dagestan state technical university (2, Tahoe-godi str., Derbent, Republic of Dagestan, 368608, Russian Federation). E-mail: akh-tevriz@rambler.ru TRANSFORMATION OF FAMILY CULTURE OF YOUTH IN DAGESTAN: SPECIFICITY OF THEORETICAL DISCOURSE AND INDICATORS OF SOCIOLOGICAL MEASUREMENT

Abstract

Dagestan is an ethnocultural region with a fairly stable system of traditions, the reproduction of which occurs through family channels of socialization, but at the same time it is included in the globalization processes, and therefore it seems important to consider the problem of forming a family culture of the Dagestan youth. The subject of sociological comprehension is the family culture of youth, without which it is difficult to imagine the development of a prosperous family in society, in the presence of negative phenomena such as the growth of devorces in young families, families, family violence, single-parent families, the decline of moral values. Keywords: Dagestan youth, Dagestan, family culture, family values, transformation of family culture, social well-being, parents, children, parental and children's relations.

УДК 316.347(470.62) DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-229-234

ЦЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ

ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ*

Загирова аспирант, Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ

Эльвира РАН (367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Магомеда

Махачевна Гаджиева, 45). E-mail: elvira.2005@inbox.ru

Сеидова кандидат философских наук, доцент кафедры юридических и

Гюльчохра гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет

Надировна (филиал в г. Дербенте) (368600, Россия, Республика Дагестан,

г. Дербент, ул. Гейдара Алиева, 11). E-mail: gseidova@yandex.ru Мамараев младший научный сотрудник, Институт истории, археологии

Руслан и этнографии ДНЦ РАН (367030, Россия, Республика Дагестан,

Магомедсаламович г. Махачкала, ул. Магомеда Ярагского, 75). E-mail: ruslan070@inbox.ru

Аннотация

В статье рассматриваются ценности и символы, их значимость в воспроизводстве этнической идентичности горских евреев, а также отражение их выраженности на состоянии их этнического самочувствия. Эмпирическое исследование показало, что значимыми ценностями этнической идентичности горских евреев выступают национальный (родной) язык, культурно-историческое наследие, национальные традиции и обычаи, религия, исторические памятники и национальные праздники. При этом их иерархия формируется в зависимости как от позиции и значимости ценностей в массовом сознании конкретной этнической общности, так и отношением окружающих этнических групп.

Ключевые слова: горские евреи, культурно-историческое наследие, историческая память, религия, ценности, символы, этническая идентичность, этническое самочувствие, межнациональное взаимодействие.

Постановка проблемы и эмпирическая часть исследования

Одним из важнейших компонентов этничности выступают ценности и символы, которые в общем плане являются социальными, внутри них выделяются этнокультурные. Исследование ценностно-символической системы проводят в русле ключевых теоретических концепций анализа этничности

* Статья выполнена в рамках проекта РФФИ 18-011-00367 «Этническая и религиозная идентичности горских евреев Северного Кавказа: состояние и тенденции».

и этнической идентичности - примордиалистской, суть которой заключается в понимании этничности как изначально заданной характеристики человечества и конструктивистской, понимающей этнические образования как «воображаемые общности» (Андерсон): «точнее было бы сказать "создаваемые общности", а этнические чувства, представления как результат интеллектуальных усилий "профессионалов представлений" - писателей, ученых, политиков» [1, с. 5, 7].

По мнению Л.М. Дробижевой, «с точки зрения концептуального подхода к этническому феномену... ценности и символы, более чем какой-либо другой элемент этничности являются "конструктами" разного уровня - глубинной, личностной и актуализированной, идеологизированной значимости» [2, с. 10], базируясь на которых формируется повседневное поведение человека, более того, они входят в ментальность народа. Причем эти ценности являются общечеловеческими, но при этом следует иметь в виду, что их важность, а также последовательность проявления в идентификационных процессах имеет этническую специфику и оттенок. Но, «другой характер имеют ценности общественные: Родина, свобода, язык народа, факты исторической памяти и т.д., которые тоже интериоризируются личностью, но степень включенности в них зависит от того, насколько идеологизировано общество» [2, с. 10].

Таким образом, изучение этнической идентичности и ее проявление сквозь призму ценностей и символов актуально, потому что ее (этническую идентичность) можно рассматривать как «субъективное (на уровне группы и отдельных ее членов) отражение этнокультуры» [2, с. 24], совокупностью исторически сформировавшихся ценностей, знаний, символов и значений, присущих представителям конкретной этнической общности. Кроме того, при рассмотрении ценностно-символической системы необходимо учесть значимость дихотомии «мы-они», которая играет ключевую роль в формировании этноцентризма, в ситуации ущемленного положения этнической общности, следовательно, представления об инонациональной культуре формируются сквозь призму собственной этнокультуры.

Иными словами, под ценностями понимают разделяемые представителями этнического образования эмоции и позиции, определяющие важные и значимые для коллективной идентичности и общего блага всей социальной общности компоненты. И таковыми выступают «ценностные представления о территории, языке, культуре, о традициях, представления о политическом статусе группы и степени развития своей государственности; представление о стереотипах поведения, допустимого внутри группы и по отношению к другим группам, о деятельности на благо всей общности, прежде всего, патриотизме» [2, с. 60].

По мнению Х.С. Вильданова, одной из форм идентификационных стратегий человека является этнокультурная и национальная самоидентификация, основанная на идее духовного единства этнической общности и национальных ценностях. Идентификационный потенциал этнических ценностей, который формирует национальную принадлежность человека, заключается в возможности национальных ценностей обозначить «факт психологической и социальной самобытности определенного этноса и его отличия от других аналогичных общностей предполагают единство всех членов определенного этноса, объединенных общими идеями, целями, установками» [3, с. 215].

А.О. Бороноевым и П.И. Смирновым предложена классификация ценностей, внутри которой выделяют: «1. модусы социальной значимости, подразумевают под собой - целевые ценности субъекта деятельности, (это может быть: духовность, знания, слава, мастерство, дело, власть, богатство); 2. инструментальные ценности социального происхождения, включают в себя: право, справедливость, свобода, солидарность, милосердие; 3. инструментальные ценности природного происхождения, под ними подразумевают: жизнь, ум, здоровье, ловкость, сила, красота; 4. целевые ценности субъекта, содержащие в себе характеристики природной среды, это: вещество, энергия, пространство; 5. высшие общечеловеческие ценности (Бог, общество, родной народ, человек ("ближний")» [4, с. 46].

Таким образом, «этнокультурные ценности представляют собой установки, под которыми подразумевают: идеи, понятия, смыслы, а также то, что не зависит от конкретного индивида, а определяется культурой и принимается всеми кто принадлежит к данному культурному полю. Этнокультурные ценности - это важные принципы, лежащие в основе отношений человека с природой, с социумом, с этносом и с самим собой» [5, с. 45; 8, с. 290].

Характеристика выборки исследования. Социологический опрос по изучению этнической идентичности горских евреев проведен в гг. Дербенте, Махачкале, Минводах, Нальчике, Пятигорске, Ессентуках методом «снежного кома». N - 726.

Результаты исследования

В рамках изучения этнической идентичности горских евреев, индикаторов ее воспроизводства внимание было уделено ценностно-символической системе, потому что, наряду с маркерами этнично-сти, в ее формировании, а также в превалировании позитивного или негативного типов этнической идентичности ключевую роль выполняют ценности и символы, показывающие самобытность, специфику и отличие одной этнической общности от другой.

Так, эмпирические данные на вопрос «Какие ценности для Вас имеют наибольшее значение?» показывают важность для опрошенных горских евреев ценности культурно-языковых компонентов -национального (родного) языка (55,2 %), культурно-исторического наследия (43,2 %) и национальных традиций и обычаев своей этнической общности (47,2 %); вторую подгруппу основных ценностей этничности составляют «религия, исповедуемая горскими евреями» (39,0 %), «исторические памятники горских евреев» (34,5 %) и «национальные праздники горских евреев» (27,5 %). При этом суждение «территория моего населенного пункта» (12,4 %) оказалось непопулярным в массовом сознании опрошенных и занимает последнее место среди предложенных 7 вариантов ответа.

Один из важнейших признаков, который является ключевым параметром в определении этноса Ю.В. Бромлея: «исторически сложившуюся на определенной территории (выд. - Авт.)» [7, с. 58] у горских евреев оказывается не очень важным в ценностно-символической структуре. Однако такая их позиция вполне поддается объяснению - ценность территории может быть актуализирована в общественном сознании в ситуации наличия территориального спора и этноконфликтов. Можно предположить, что значимость параметра «территория» будет ключевой для евреев, проживающих в Израиле и граничащих с мусульманскими государствами, с которыми не один десяток лет Израильское государство находится в конфронтации из-за территориального спора. Как известно, одним из факторов ухудшения межнациональных отношений является территориальный вопрос, который очень остро проявляется в полинациональных сообществах. В отличие от многих российских народов, у горских евреев проблема территории проживания и вызванный им территориальный спор не актуализирован в массовом сознании. Но, несмотря на это, в рамках исследования этнической идентичности, типов ее проявления у горских евреев своевременность изучения ее ценностно-символической системы не вызывает сомнений.

По результатам нашего социологического исследования было установлено, что важнейшим этноинтегрирующим параметром горских евреев выступает историческая родина (33,3 %), наряду с такими признаками как национальный язык (горско-еврейский/еврейско-татский) (81,2 %), национальные традиции, обычаи, обряды (73,2 %), религиозная принадлежность (54,7 %), совместная жизнь на определенной территории (41,3 %), общность характера, схожесть поведения (39,0 %), национальная литература, народное творчество, сказки, народные песни, предания (36,2 %) и историческая память (30,0 %).

Поэтому для нас интерес представляет установление, что опрошенные горские евреи понимают под исторической территорией своего народа. Полученные эмпирические данные показывают, что таковым респонденты считают «территорию, на которой жили и совместно с другими народами вели хозяйство предки моего народа» (59,6 %). По социально-демографическим признакам данной позиции придерживаются 41,2 % опрошенных в подгруппе «до 20 лет», 43,6 % «от 20 до 30 лет», 60,0 % «от 30 до 40 лет», 64,4 % «от 40 до 50 лет», 67,4 % «от 50 до 60 лет», 61,0 % «от 60 лет и выше», 60,0 % респондентов имеющие среднее, 66,7 % среднее специальное и 58,1 % высшее образование. Одна треть респондентов под исторической территорией своего народа понимает «территорию, на которой в основном проживают представители моего народа с другими народами» и, по сравнению с другими подгруппами, таковых больше в подмассиве со средним образованием (47,5 %) и в возрасте «от 20 до 30 лет» (47,3 %); в качестве таковой на «территорию государства Израиль» указывают 28,6 % опрошенных и их больше в подгруппе с высшим образованием (30,2 %) и в когорте «до 20 лет» (58,8 %).

В вопросе «Что для Вас лично означает "быть горским евреем"?» 21,6 % опрошенных подчеркивают важность «ощущать Израиль как страну, объединяющую евреев» - т.е. сравнение двух вариантов ответов показывает, что опрошенные горские евреи демонстрируют свою сопричастность с еврейской этнической общностью вообще, соответственно, и близость к политической единице еврейского народа - государству Израиль. Далее, более обыденное восприятие исторической территории характерно 16,2 % респондентов с суждением «территория, на которой в данное время проживают представители моего народа».

Проведенное исследование показывает, что этноизоляционизм демонстрирует относительная небольшая доля опрошенных горских евреев, которые исторической территорией считают «территорию, на которой имеют право жить только представители моего народа» (7,7 %). Разделяющих инто-лерантную установку больше среди имеющих среднее специальное образование (11,3 %) и в возрастных подгруппах «от 20 до 30 лет» (10,9 %), «от 30 до 40 лет» (13,3 %) и «от 60 лет и выше» (12,2 %), хотя национальный фанатизм в массовом сознании горских евреев слабо выражен и статистически незначимая доля респондентов причисляет себя к той категории, которая «считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории» (3,3 %), а 92,5 % не согласны с ориентацией на самоизоляцию.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют утверждать, что в массовом сознании горских евреев существуют ярко выраженные толерантные установки, а интолерантность

проявляется слабее, несмотря на существование у них этнических проблем и ряд других факторов, которые вполне способны выполнить деструктивную роль в идентификационном процессе.

Культурные символы играют значительную роль в признании этнического положения национальной группы «через статусную политику и часто используются в борьбе этнической общности за повышение или удержание своего статуса. Это может выражаться как на формальном уровне, так и на неформальном... важную роль играют религиозные символы, если религия, которой придерживаются члены более статусной группы, отлична от религии других этнических групп» [7, с. 153].

При рассмотрении ценностно-символической системы закономерно возникает вопрос о состоянии межнациональной и межконфессиональной толерантности, потому что ущемление материальной и духовной культуры, национального (родного) языка, пренебрежительное к ним отношение является почвой формирования нетерпимости в обществе [8]. Поэтому проблема этнического самочувствия горских евреев, установление факторов вынуждающих их покидать прежние территории проживания являются очень важными в рамках изучения ценностно-символической системы этнической идентичности.

С целью выявления состояния этнического самочувствия горских евреев им был задан вопрос «Как Вы думаете, почему наблюдается отток горско-еврейского населения из северокавказских республик?». Полученные результаты показывают превалирование с большим отрывом от других суждений позиции, что низкий уровень социально-экономического положения территории проживания вынуждает горских евреев покидать свои исторические территории и переезжать в другие российские регионы (76,8 %). Как известно, сложные социально-экономические реформы перестроечного периода, ухудшение межнационального климата во многих российских регионах, появление националистических тенденций, как защитная реакция на происходящие в обществе трансформационные процессы, способствовали усилению миграционных процессов, не только внутренних, но и внешних. Люди в поисках работы, улучшения своего материального положения вынуждены были менять прежнее место проживания, порой теряя привычный социальный статус и положение в обществе.

Наиболее сильно миграционные процессы затронули русских и горских евреев - первые уезжали в центральные российские города, а вторые эмигрировали в Израиль, а также в другие западные государства. Кроме того, на Северном Кавказе происходили сложные религиозные и национальные процессы - возрождение ислама, появление ваххабизма и ваххабитской идеологии, которые вовлекали в свои ряды молодое поколение, появление межнациональной и межрелигиозной интолерантно-сти, что также явилось еще одним фактором миграции: 27,5 % опрошенных горских евреев отмечают, что представители их народа уезжают из северокавказских республик опасаясь возможных этнических и религиозных конфликтов.

Таким образом, два фактора - ухудшение социально-экономического положения и угроза межнационального противостояния и этноконфликтов, по мнению опрошенных, являются ключевыми при принятии решения о перемене места проживания. Далее, каждый восьмой опрошенный отмечает рост межнациональной напряженности на территориях исконного проживания горско-еврейского населения (12,0 %). На усиление нетерпимости к носителям иудейского вероучения в ситуации возрождения ислама указывает небольшая доля респондентов (8,9 %). При этом очень непопулярными оказались суждения: «в северокавказском регионе стали плохо относиться к горским евреям, потому что в стране ведется антисемитская пропаганда и политика» (3,8 %) и «в северокавказских республиках ущемляются права горско-еврейского населения, и они не защищены» (2,8 %).

Исследование этнического самочувствия подразумевает выявление этнических проблем горских евреев, поэтому их выраженность или отсутствие выступает индикатором позитивного или негативного этнического самочувствия. По мнению опрошенных, особой национальной проблемой горских евреев является вопрос сохранения и развития горско-еврейского языка (47,7 %), на втором и третьем месте находятся проблемы сохранения национальной самобытности, традиций, обычаев (28,6 %) и ареала традиционного проживания (Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Кубань и т.д.) (27,9 %).

Немаловажным в ухудшении межнациональных взаимоотношений является представленность в структурах власти представителей каждого народа, причем, очень часто на этническом факторе акцентируют внимание в ситуации роста межэтнической напряженности: проблема национальных кадров в структурах власти отмечена 20,9 % респондентов.

Далее, одинаковая доля респондентов указывает на наличие вопроса сохранения культурного единства и религиозного возрождения (по 18,3 %), а также отсутствие государственной национальной политики, направленной на сохранение самобытности горских евреев (19,0 %) и проблема социально-экономического развития горско-еврейского населения (12,9 %). На отсутствие каких-либо этнических проблем указали менее 10 % опрошенных.

На культурную идентичность огромное влияние оказывает существование различных этнокультур в стране, происходящие глобализационные и интеграционные процессы, вызванные

формированием изменения практически во всех сферах: экономической, политической, духовной, информационной, языковой и т.д., поэтому «объединение культур народов России требует толерантности, взаимопонимания людей, воспитанных в условиях разных национальных культур западной и восточной, северной и южной частей Евразии, христианства, ислама и других религиозных конфессий. Все это лежит на поверхности, однако напряженность и конфликты в России, все же наиболее часто возникают на почве экономических, политических интересов, идеологических, ценностных предпочтений и приоритетов» [см.: 9, с. 127; 10, с. 203; 11, с. 191; 15].

Авторы солидарны с позицией Л. Гудкова, по мнению которого, «структура отношения к евреям (само, оно, конечно же, меняется по акцентировке и степени интенсивности) не нарушена, сохранилась соотносительность позитивного и негативного реагирования на их участке в общественной жизнедеятельности и воспроизводстве. Чувство терпимости остается преобладающим, тотальное неприятие евреев по-прежнему свойственно абсолютному меньшинству» [13, с. 111].

Таким образом, полученные эмпирические данные показывают, что этнокультурные ценности, символы и нормы в совокупности выступают как единое целое, при этом выполняя защитную роль в сохранении и поддержании специфики и самобытности каждого этнического образования. Ключевую роль в сохранении ценностно-символической системы этнической идентичности принадлежит этнокультурной традиции, которая вбирает в себя многовековой опыт жизнедеятельности как самого этноса, так и форм и типов межнациональной коммуникации, ориентированных на поддержание позитивного межнационального диалога [14].

Знакомство с иноэтнической культурной позволяет постигнуть ее специфику, одновременно, развивая представления о собственной этнокультуре. Однако следует иметь в виду, что в современном российском обществе имеет место проявление интолерантности, антисемитизма, ксенофобии и иных деструктивных явлений, что закономерно способствует появлению межнационального противостояния и межэтнической напряженности.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показывает, что сущность этнической идентичности заключается в поддержании, сохранении и воспроизводстве ключевых индикаторов и установок, чтобы предотвратить деструктивные процессы в идентификационных процессах. Для опрошенных горских евреев значимы ценности и символы, определяющие облик этнической общности, среди которых национальный язык народа, историческое наследие, элементы материальной и духовной культуры, причем в этой иерархии особое место занимает «религия, исповедуемая горскими евреями». Эмпирические данные позволяют охарактеризовать этническое самочувствие горских евреев как позитивное, хотя в массовом сознании имеет место утверждение, что в процессе межнационального взаимодействия они испытывают интолерантное отношение со стороны представителей иноэтнической принадлежности.

Также на этническое самочувствие горских евреев существенное влияние оказывает в целом состояние межнациональной ситуации и климата на территориях их проживания. Среди факторов, вынуждающих горских евреев мигрировать из прежней территории проживания находятся ухудшение социально-экономического положения и угроза межнационального противостояния и этноконфлик-тов, которые очень ярко себя проявили в северокавказских республиках. Социальное расслоение общества и плохое экономическое положение в государстве в целом закономерно отражаются на национальной сфере, обусловливая формирование нетерпимости, этнического дискомфорта, снижение ориентации на поддержание позитивного межнационального диалога.

Литература

1. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. Доклад на заседании Президиума Российской Академии наук (23 февраля 1993 г.). М.,1993. - 73 с.

2. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. - 236 с.

3. Вильданов Х.С. Национальные ценности в структуре этнокультурной и национальной самоиденти-

фикации индивида // Философские науки. 2014. № 9. С. 214 - 218.

4. Копкова Д.К. Социальные ценности: этнический аспект // Социальные отношения: Научный журнал.

2016. №3 (18). С. 44 - 49.

5. Шахбанова М.М. Язык как признак этнической самоидентификации (по результатам социологиче-

ского исследования) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2. С. 289 - 294.

6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 418 с.

7. Юсупова Г.Н. Борьба этнических групп за статус. Роль религии // Социологический журнал. 2012. №

3. С. 143 - 158.

8. Shakhbanova M.M., Gafiatulina N.Kh., Samygin S.I., Chapurko T.M., Levaya N.A., Bineeva N.K. Youth of The

South Of Russia: Specifics Of Manifestation Of Ethnic Identity (On The Example Of The Dagestan Republic) // Purshartha, 2018. Vol. 10. №2.011-119.

9. Салихов Г.Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации. 2011. № 1. С. 122 - 129.

10. Шахбанова М.М. Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения малочисленных народов Республики Дагестан. Махачкала, 2013.- 394 с.

11. Шахбанова М.М. Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала, 2016. - 358 с.

12. Шахбанова М.М. Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения андо-цезских народов Дагестана: Дис. д-ра социол. Ростов-на-Дону, 2012. - 354 с.

13. Гудков Л.Д., Левинсон А.Г. Отношение к евреям // Социологические исследования. 1992. № 12. С. 108 - 111.

14. Гафиатулина Я.ХЭтнические стереотипы в молодежной среде поликультурного региона как объект социологического исследования / Поликультурные регионы: проблемы и возможности гармонизации межэтнических отношений. Материалы Международной научной конференции. Ростов н/Д., 2017. С. 45-53.

Zagirova Elvira Makhachevna, Post-graduate, Regional center of ethnopolitical researches, Dagestan scientific center of Russian Academy of Science (45, Magomed Gadzhiyev St., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, Russian Federation). E-mail: elvira.2005@inbox.ru

Seidova Gyulchokhra Nadirovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Disciplines, the branch of the Dagestan State University in Derbent (11, Heydar Aliyev St., Derbent, Republic of Dagestan, 368600, Russian Federation). E-mail: gseidova@yandex.ru

Mamarayev Ruslan Magomedsalamovich, Junior Researcher, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Science (75, Magomed Yaragsky St., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367030, Russian Federation). E-mail: ruslan070@inbox.ru

VALUES OF ETHNIC IDENTITY AND ETHNIC WELL-BEING OF MOUNTAINS JEWS

Abstract

The article examines values and symbols, their importance in the reproduction of the ethnic identity of Mountain Jews, as well as the reflection of their expression on the state of their ethnic well-being. Empirical research has shown that the national (native) language, cultural and historical heritage, national traditions and customs, religion, historical monuments and national holidays are significant values of the ethnic identity of Mountain Jews. At the same time, their hierarchy is formed depending on both the position and significance of values in the mass consciousness of a particular ethnic community, and the attitude of surrounding ethnic groups.

Keywords: Mountain Jews, cultural and historical heritage, historical memory, religion, values, symbols, ethnic identity, ethnic well-being, interethnic interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.