Научная статья на тему 'Формирование этнического самосознания в образовательной практике региона'

Формирование этнического самосознания в образовательной практике региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА РЕГИОНА / ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / МЕНТАЛИТЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / GENERAL EDUCATION PRACTICE OF THE REGION / ETHNIC CONSCIOUSNESS / IDENTIFICATION / ETHNOCULTURAL COMPONENT / MENTALITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Лидия Васильевна, Малиновская Светлана Михайловна

В статье рассматриваются условия формирования этнического самосознания и анализируются существующие подходы к формированию этнического самосознания в общеобразовательной практике региона. Результаты исследования могут быть использованы для разработки этноориентированных технологий формирования этнического самосознания и повышения этнокультурной компетентности субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNIC CONSCIOUSNESS IN GENERAL EDUCATION PRACTICE OF THE REGION

In article conditions of formation of ethnic consciousness are considered and the existing approaches to formation of ethnic consciousness in general education practice of the region are analyzed. Results of research can be used for development of the ethnofocused technologies of formation of ethnic consciousness and increase of ethnocultural competence of subjects of education.

Текст научной работы на тему «Формирование этнического самосознания в образовательной практике региона»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 6 2014

УДК 37.035.6:39

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ РЕГИОНА

Волошина Лидия Васильевна

канд. пед. наук

Малиновская Светлана Михайловна

канд. истор. наук

Институт развития образовательных систем Российской академии образования, Томск

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация: В статье рассматриваются условия формирования этнического самосознания и анализируются существующие подходы к формированию этнического самосознания в общеобразовательной практике региона. Результаты исследования могут быть использованы для разработки этноориентированных технологий формирования этнического самосознания и повышения этнокультурной компетентности субъектов образования.

Ключевые слова: общеобразовательная практика региона; этническое сознание; этническое самосознание; идентификация; этнокультурный компонент; менталитет; педагогические условия.

FORMATION OF ETHNIC CONSCIOUSNESS IN GENERAL EDUCATION PRACTICE OF THE REGION

Voloshina Lidiya Vasilyevna

candidate of pedagogics

Malinowskay Svetlana Mihailovna

candidate of history

Institute of Educational Systems Development of the Russian Academy of Education, Tomsk

Abstract. In article conditions of formation of ethnic consciousness are considered and the existing approaches to formation of ethnic consciousness in general education practice of the region are analyzed. Results of research can be used for development of the ethnofocused technologies of formation of ethnic consciousness and increase of ethnocultural competence of subjects of education.

Key words: general education practice of the region; ethnic consciousness; ethnic consciousness; identification; ethnocultural component; mentality; pedagogical conditions.

Происходящие изменения во всех сферах жизни современного общества повлекли за собой изменения и в государственной политике в области образования. Традиционное понимание образования как овладение знаниями вытесняется более широким взглядом на него: становление человека как самоценности всего общественного развития. Обра-

зовать человека - значит помочь ему понять особенности своей личности, сформировать собственную нравственную позицию, почувствовать себя гражданином своей страны, своего этноса, способным ориентироваться в социокультурном пространстве и обрести в нем собственную систему ценностных смыслов. Начавшиеся в стране преобразования обозначили серьезные проблемы в области национальных и межнациональных отношений. В связи с этим государство перед культурой и образованием ставит качественно новые задачи, среди которых изучение и развитие национальной культуры и сохранение языков всех народов Российской Федерации, формирование толерантного отношения к традициям и культуре других народов.

О необходимости использования национальных и культурных традиций в образовательном процессе говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте, разработанном на основе Конституции РФ. Он нацелен на «обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [1].

Воспитание человека, способного не только сохранять свой язык и национальные традиции своего народа, но и признавать культурные ценности, самобытность других народов - одна из значительных проблем нашего общества. Осознание своей принадлежности и к определенному этносу и к общероссийской культуре должно обеспечить сегодня образование, направленное на формирование личности, осознающей себя свободным и полноправным членом полиэтничного социума. И в этих условиях обновление содержания образования не может не учитывать поликультурную и региональную образовательную среду. Особенностью сегодняшней российской образовательной системы является переход к образовательному федерализму, который предпола-

гает регионализацию и интеграцию образования. Регионализация заключается в активизации «регионального» самосознания ребенка, который должен осознавать себя субъектом не только России, но и конкретного региона, адаптированным к его социально-экономическим, духовно-нравственным, этническим и климатическим условиям. Подход к регионализации, используемый в образовательной практике нацелен на обогащение педагогического процесса историко-культурной, духовно-религиозной, экономической спецификой конкретной территории.

Частью современного процесса этнизации является проблема этнической идентификации, в том числе самосознания. Самосознание большинством ученых определяется как оценка человеком своего мировоззрения, целостная оценка самого себя. Это осознание всегда носило и носит общественный характер и включает в себя личное отношение к своей собственной этнической группе и межэтнические отношения. Исходя из детерминирующих направлений изучения этнического самосознания, можно сделать вывод: возможность успешной адаптации личности в этническом социуме зависит от развития этнического самосознания, выступающего в свою очередь как отдельная часть образа «Я», как компонент в самосознании личности [2]. В процессе теоретического анализа научных трудов С.А. Арутюнова, Л.С. Выготского, А.В Петровского, Н.Н. Чебоксарова и др. было установлено, что самосознание неразрывно связано с жизнедеятельностью личности в социальных условиях и зависит от социокультурной среды. Этническая специфика окружения усваивается вместе с ростом самосознания личности, ее социализации, занимающей значимое место в этнокультурном пространстве. В процессе изучения психолого-педагогической литературы была также определена и впоследствии учтена при проведении опытно-экспериментальной работы специфика развития этнического самосознания под воздействием социальных - (особенность этнокультурной специфики, родной язык, специально организованная педагогическая деятельность по передаче

учащемуся этнокультурных ценностей и норм поведения, этнических символов, проявляющиеся в ритуалах, обрядах и фольклоре) и личностных - (уровень развития самосознания, самооценка и самоотношение, активность субъекта, мотивационная сфера и эмоциональное отношение к элементам этнокультуры, особенности семейного воспитания, субъективные отношения к этнической идентичности), - факторов. Противоречивость этнизации в первую очередь сказывается на этническом самосознании личности (в нашем случае - учащихся). Этническое самосознание мы рассматриваем как важный признак этноса, предполагающий чувство принадлежности к конкретному этносу и отражение в сознании людей этнических связей, осознание себя в качестве субъекта своего этноса и социально-нравственной оценки этнической реальности, самореализацию впоследствии в своей профессиональной деятельности в конкретном региональном этническом социуме. В зависимости от подходов ученых-исследователей к анализу компонентов этнического самосознания была определена его структура, где все определения её исходят из представления о ней, как о триединой системе, состоящей из обобщенных представлениях и признаках этноса - (когнитивный компонент); отношения к себе и к этносу как носителю определенной этнической идентичности - (эмоционально-ценностный компонент); поведенческих установок личности на соотношение своих мотивов, поступков с теми требованиями и нормами, которые выдвигают перед личностью условия жизнедеятельности этноса - (поведенческий компонент).

Таким образом, можно утверждать, что формирование этнического самосознания - это целенаправленный процесс активизации осознания своей принадлежности к определенному этносу, потребности и готовности личности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, культурной принадлежности, взглядов и поведения.

В контексте духовно-ориентированной парадигмы формирование этнического самосознания рассматривается нами как целенаправленная

деятельность по стимулированию потребности и готовности к этнической идентификации, познания своей истории и культуры, уважения к культуре других народов. Подобная трансформация оказывается особенно значимой при идентификации со своим этносом, вызывая позитивную или негативную самоидентификацию. Образовательный вакуум, возникший в связи с изменениями социокультурных условий, вызвал необходимость обратиться к этническим культурным ценностям с целью объединения, укрепления связей между людьми, странами, цивилизациями. Изменения, произошедшие в подходе к образованию как гуманистическому, ориентированному на личность, еще не в полной мере ощутимы как в учреждениях образования, так и самим ребенком. Общеизвестно, что ментальные свойства этноса «впитываются» с раннего детства посредством усвоения родного языка, в прямой зависимости от которого находится процесс формирования личности, открываеющей область представлений и понятий о материальной и духовной жизни народа. Именно язык связывает все поколения, и в языке отражается вся история духовной жизни этноса. Сохранение, развитие языка и культуры каждого этноса является в настоящее время актуальным в связи с тем, что именно этнос в современном обществе имеет возможность в наибольшей мере обеспечить активную адаптацию личности к условиям интенсивной цивилизации. Ментальность - это сложившаяся в процессе воспитания система, определяющая все действия, нормы и правила сосуществования людей в обществе. Она основывается не на критической рефлексии или спонтанных идеях отдельных представителей этноса, а на присущих группе, обществу взглядах, которые воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Исходя из предположений что этническое в личности человека является своеобразным пропуском в общечеловеческое, внедрение в образование этнопедагогики важно для сохранения культурных традиций больших и малых этносов. По мнению ученых (Е.В. Бондаревской и Н.Е. Щурковой), человек - пересечение многих

культур, поэтому воспитание его должно осуществляться по принципу диалога, нахождения общего (своего) и другого, национального и общечеловеческого. Мы придерживаемся наиболее употребляемого определения «этноориентированной личности» как личности, ориентированной на ценности национальной культуры, общечеловеческие ценности, диалог культур, характеризующейся сформированностью личных значимых качеств, способной отстаивать свои интересы, не вторгаясь в сферу интересов окружающих, и строить конструктивное межэтническое взаимодействие. Актуально в связи с этим, на наш взгляд, понятие «этнизация личности», которое вводит Т. Г. Исламшина и определяет его как часть социализации личности, в процессе которой формируются здоровое этническое самосознание, чувство привязанности к своему народу, уважение к его истории и культуре, сочетающиеся с признанием и уважением культурного и исторического национального достояния других народов [3].

Сегодня обществом рассматривается школьное образование как способ подготовки личности к существованию в социуме и культуре. Содержание школьного образования должно ориентироваться на обеспечение осознания ребенком собственной ценности, связи с семьей и своим этносом. Такой подход дает ребенку возможность осознавать себя как члена многонациональной общности, россиянина, представителя человечества и гражданина мира. Позиционируя себя в качестве институт социализации личности, школа закладывает основы формирования этнического самосознания, самоопределения в окружающем социуме, готовности переносить на самого себя особенности, обычаи и культурные нормы ее внешнего окружения.

В образовательной деятельности успешно применяются педагогические принципы, в соответствии с которыми рассматривается личность в современном социокультурном пространстве.

Принцип природосообразности: бережное отношение к индивидуальности ребенка на основе закономерностей естественного развития;

обеспечение психологической комфортности используется при формировании этнического самосознания в общеобразовательной практике региона. Принцип культуросообразности при работе по этническому самосознанию требует учитывать отношение к ребенку как к ценностному субъекту культуры, духовной деятельности, способствующей его приобщению к культурным ценностям и обретению им основ личностных жизненных позиций; создание условий для развития свободной личности, которая адекватна современной этно- и социокультурной реальности и позитивно открыта мировой культуре.

В соответствии с принципом целостности личность рассматривается как неразрывное единство социального и духовного, сознания и самосознания.

В общеобразовательной практике региона на современном этапе используется ряд подходов к формированию этнического самосознания личности. Среди них: ценностно-смысловой подход, который нацелен на обеспечение условий обретения учащимся смысла своего образования, обнаружения им этнических ценностей на уровне современной культуры.

Культурологический подход предусматривает объединение общекультурных и психологических знаний с общечеловеческими и национальными основами культуры в целостном образовательном процессе.

Личностно-ориентированный подход при формировании этнического самосознания позволяет поддерживать эмоциональное благополучие учащегося, формировать его положительную этническую самооценку.

Деятельностный подход используется при обновлении этнокультурных знаний и формировании ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания посредством вовлечения учащегося в активную познавательную деятельность. Данный подход позволяет определить этническую компетентность субъектов образовательной деятельности.

Отличительные признаки этноса сосредоточены, как правило в феномене культуре, соотносимой с мировой историей и историческими пе-

риодами. Для нас важен тот факт, что культура выступает ведущим специфическим признаком этнических особенностей народа и возрождение, а основой неповторимости этнических культур являются ценности, преломляющиеся в реальной жизни через этническое своеобразие. Признание своей принадлежности к определенному этносу, себя в мире социальных связей, знакомство с мировыми этнокультурными ценностями, преобразование содержания этнической культуры в личностные смыслы, - все это формирует этническое самосознание личности. Культурная среда является главным условием для становления духовной жизни человека, привязанности к родным местам, следования обычаям. Именно культура определяет границы этноса и приобщение учащихся к ней актуализируется в качестве основной задачи этнокультурного образования, выступающего как цель и процесс освоения человеком своего культурного наследия, результатом которого является этнокультурная компетентность. Культурно-образовательное пространство полиэтнического региона - это часть единого социокультурного пространства России. В полиэтническом регионе оно является базой и условием формирования и развития специфических черт этноса и качеств представителей этнической группы. В пределах этого пространства осуществляется усвоение и трансляция субъектом этнических ценностей с учетом региональной специфики, происходит взаимодействие этносов и формирование навыков межэтнического межкультурного диалога, этнических ценностей, принципов и стереотипов поведения.

Особенностью культурно-образовательного пространства полиэтнического региона является его вовлеченность в этнические процессы. При этом оно выполняет несколько функций: научно-образовательную, культурную, ценностную, гуманистическую, интегративную, адаптивную, когнитивную, воспитательную, этнокультурную, рефлексивную. Реорганизация и функционирование культурно-образовательного пространства полиэтнического региона предполагает: создание и внедрение в учеб-

ный план интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента, а также авторских и инновационных программ, учитывающих государственную национально-региональную, конфессиональную специфику; создание необходимых условий для выработки индивидом гражданской жизненной позиции; формирование навыков межэтнического общения, а также этнического самосознания, способности к самоопределению в этнической культуре.

Изучение всех социальных факторов, влияющих на становление человеческой личности лежит в основе сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания.

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы формирования этнического самосознания учащихся: социальные (потребность общества в личности как субъекте этнической культуры региона); теоретические (актуализация личности в философской, психологической, педагогической науках как человека этнической и общемировой культуры); практические (в образовательных учреждениях создается среда воспитания, отражающая особенности эт-норегиональной культуры) [4].

По своей направленности и назначению этническое самосознание (осознание самих себя) выполняет ряд функций: консолидирующую, регулятивную, познавательную, эмоционально-оценочную, ценностную, социально-психологическую. Консолидирующая функция констатирует факт объединения, происходящего на основе освоения собственных этнических интересов, являющихся важнейшим элементом этнического самосознания. Регулятивная функция заключается в способности этноса к определению и достижению конкретных целей, среди которых -стремление к самостоятельности, социально-экономическому развитию и сохранению этнических ценностей. Познавательная функция выступает, по существу, как форма самопознания, т.е. самоосознания этносом своей сущности и своего отличия от других. Эмоционально-оценочная

функция реализуется в определении степени и уровня межэтнического взаимодействия, регулировании межэтнических отношений. Ценностная функция заключается в выявлении совокупности идейных установок, взглядов, убеждений, формировании идеалов и принципов, которые признаются стоящими над всем остальным и к которым стремятся представители этноса. Ценностная функция проявляется в определении сущности и условий полноценного бытия этноса. Социально-психологическая функция осуществляется в подчеркивании взаимосвязи и взаимообусловленности общественных и психологических особенностей этнического самосознания, проявляющихся в поведенческих, нравственных и психических особенностях личности, которые получают свое выражение в практической деятельности [5].

В основе содержания практики формирования этнического самосознания необходимо соответствие этнических и мировых ценностей через взаимосвязь учебной, внеучебной и внешкольной деятельности. Одним из педагогических условий осуществления данной деятельности является организация совместной деятельности семьи, школы и социума с учетом систематичности и преемственности, которая помогает учащимися усваивать знания о собственной этнической культуре [4].

Практикой доказано, что совместная деятельность семьи и других социальных институтов, занимающихся воспитанием учащихся по месту жительства, способствует успешному формированию межэтнического взаимодействия.

На опытно-экспериментальной площадке на исследование культур, истории народов окружающего этноса была нацелена совместная деятельность педагогов, учащихся разных классов и их родителей. Проблема формирования личности, способной к конструктивному диалогу, умеющей принять своеобразие образа жизни различных этнических обществ неотделима от понимания и знания условий, в которых рос и развивался ребенок. Например, в школе были выполнены совместные с ро-

дителями, учащимися и представителями диаспор проекты по актуальным направлениям: возрождение родного языка (социальный проект, посвященный изучению татарского и немецкого языков); фольклорные традиции родного края: русские, татарские и немецкие национальные обычаи, связанные с рождением, свадебными обрядами, религией, кухней; в зеркале времени: образ эпохи в истории одежды (национальные особенности одежды XIX и XX веков); мои родственники - участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Неформальное межличностное общение, отношения детей и их родителей, деятельность других социальных институтов, способных профессионально помочь учащимся изучить жизнь своих предков, сохранить преемственность этнической культуры и оградить подрастающее поколение от проявления чуждых взглядов, национальной вражды, в какой бы форме они не проявлялись, заслуживают особого внимания.

Осознание учащимися многообразия мира, его единства, наличия многих общих черт у разных культур является проявления интереса, желания узнать, изучить и понять условия многолетнего мирного сосуществования различных этносов. Проводимые общешкольные праздники «День матери», «День отца», Масленица, Рождество, Пасха, Сабантуй, Праздник дружбы народов, Навруз, Карга бутке туе и др и организация национальных гостиных помогают детям мигрантов понимать, что в народных праздниках есть много общих черт. Приглашенные родители готовят свои национальные блюда для всего коллектива детей, исполняют совместно с ними национальные песни и танцы. Усвоению этнических традиций способствуют совместные проигрывания народных сцен, участие в фольклорных праздниках. Родители посещают не только праздники, но и школьные занятия, например «День открытых дверей». Посещение уроков родителями и взаимодействие психолога с семьями мигрантов способствуют эффективной адаптации учащихся из других регионов к окружающему социуму, а это соответственно повышает их

успеваемость. Признание ценностей и традиций этнической культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям формируют этническое самосознание и способствуют межэтнической толерантности.

В результате совместно организованной деятельности подтверждается мысль о том, что этническое самосознание и самоидентификация, обеспечивающие духовно-нравственное становление личности, формируются под влиянием этнических традиций, обычаев и традиционной деятельности, жизненного уклада, благодаря чему ребенок формируется как личность, представитель этноса.

Социальные связи образовательного учреждения должны быть направлены на использование потенциала общественных институтов в процессе формирования этнического самосознания учащихся, поэтому создание этнокультурной среды, способствующей погружению учащихся в родную культуру будет следующим педагогическим условием [4].

Этнокультурная среда различных этносов при взаимовлиянии многочисленных этнических культур входит в поликультурное пространство, рассматриваемого как ресурс педагогической деятельности в современной школе по формированию этнического самосознания через взаимодействие с традиционной этнической культурой. Этнокультурная среда современного мегаполиса включает в себя образовательные учреждения и учреждения культуры, различные общественные институты, воспроизводящие и передающие этнические традиции, ритуалы, обычаи и ремёсла. Частью этнокультурной среды является музейная педагогика, занимающая значительное место в различных технологиях формирования этнического самосознания. На основе музейной педагогики строится специфическая научно-практическая деятельность, направленная на передачу поликультурного опыта в рамках педагогического процесса в условиях музейной среды. Чтобы выявить эффективность работы, связанной с использованием средств музейной педагогики в межэтническом воспитании, была организована опытно-экспериментальная деятель-

ность на базе поликультурных СОШ «Заисток» г. Томска и Черноречен-ской СОШ Томского района. В музее работают дети различных национальностей. В школе с 1986 г. проделана большая работа по сбору материала по истории Заистока (Татарской слободы), а также материалов, связанных с эвакогоспиталем № 12-48; кроме того, здесь открыли комнату боевой славы, провели встречу медперсонала и бывших раненых. Такие встречи стали традиционными. Они проходят в обстановке радушия и внимания. В течение многих лет дети разных национальностей собирали воспоминания участников Великой Отечественной войны, дополняли их архивными и библиотечными материалами. Итогом кропотливой работы была подготовленная и изданная книга «Моя малая Родина (солдатские судьбы)», где содержится материал об участии жителей Заистока в Великой Отечественной войне. В рамках этой деятельности на научно-практических конференциях, круглых столах, уроках мужества акцентировалось внимание на интернациональный характер Великой Отечественной войны, а также войны 1812 года. Большой интерес вызвала предложенная тема реферата «Национальность полководцев войны 1812 года». В формировании этнического самосознания учащихся значительная роль отводится истории возникновения названий улиц, зданий; истории этнических поселений и образовательных учреждений. В школе «Заисток» изданы книги по истории Заистока, истории школы -«Такая обычная необычная школа», тюрко-татарского педтехникума; подготовлена книга о прогрессивном купце-миллионере, меценате Заистока К.А. Хамитове. Изучение традиций и обычаев народов позволяет учащимся находить исторические параллели и общности в плане ценностей семейных отношений, человеческой жизни, взаимоотношений поколений, условий воспитания в семье, особенностей культуры, жилища и др. Учащиеся начинают осознавать, что при определенных различиях между людьми есть достаточно много общих ценностей, не имеющих

деления на нации и народы: мир, любовь, уважение, взаимопонимание, добро [6].

Приобщение учащихся к этнической культуре с учетом их возрастных особенностей и мотивационно-потребностной сферы - следующее педагогическое условие [4].

При организации деятельности по формированию этнического самосознания мотивация у учащихся стоит, как правило, на первом месте. Исходя из этого, интерес к этнической культуре или его отсутствие необходимо учитывать при применении педагогических технологий, направленных на актуализацию познания истории и культуры своего этноса.

Проработка литературы и анализ опытно-экспериментальной работы показали, что для адекватной самооценки и формирования этнического самосознания наиболее эффективными являются игровые методы обучения. Используемые игровые ситуации должны быть направлены на познание самого себя, своих этнических особенностей; ознакомление с собственной культурой и культурами других этносов; формирование навыков межэтнического взаимодействия [4].

Выбор соответствующих педагогических технологий формирования этнического самосознания в зависимости от возраста способствует самоидентификации и самореализации учащихся в дальнейшем. Например, у младших школьников освоению элементов этнической культуры способствуют занятия по изобразительному искусству, во время которых дети изображают персонажей сказок разных народов, костюмы и обрядовую одежду разных этносов, оформляют выставки в школьном музее во время этнических праздников. Учащиеся старшего возраста изготавливают предметы быта различных народов, элементы национального костюма. Подобная деятельность приобщает учащихся к этнической культуре с учетом их возрастных особенностей, обогащает знания о своем родном крае, его истории и культуре.

Анализ литературы и результаты опытно-экспериментальной работы показали, что сформировать этническое самосознание возможно при вовлечении учащихся в учебную и внеучебную деятельности при включении этнокультурного компонента во все элементы интегрированного содержания образования (следующее педагогическое условие) [4].

Обновление и интеграция содержания учебных предметов включает в себя уроки: музыки и изобразительного искусства (песни, национальные инструменты, обряды); литературы (фольклорные формы); истории и литературы (исторические национальные персонажи и художественное отображение их подвигов в литературе); трудового обучения (прикладное искусство); физической культуры (народные спортивные игры, состязания).

Во внеучебной деятельности, являющейся логическим продолжением учебных занятий, общение учащихся протекает более интенсивно и во многом зависит от поставленных и решаемых задач. Идея привлечения краеведческого материала имеет давние традиции, несмотря на различные названия содержание было всегда посвящено краеведческой тематике. Исследовательская деятельность учащихся представляет собой определенный процесс логического мышления - от самостоятельного наблюдения к самостоятельным выводам. Слабая изученность краеведческого материала (тем, объектов) создает условия для плодотворной исследовательской деятельности учащихся, педагогов и родителей. Например, в Томской области разработан и применяется в образовании учебник «Сибиреведение». Школьное краеведение существенно расширяет кругозор, учащиеся узнают новое о природе окружающего этнического социума, а это стимулирует их повышенный интерес к собственной истории и культуре. Подобная работа проводится с помощью общественных организаций, жителей поселений. Особенно заинтересованы в совместной краеведческой работе по истории и культуре региона ветераны войны и труда. В процессе учебной и внеучебной деятельности у

учащихся формируется опыт эмоционально-ценностного отношения к культуре своего этноса и этническое самосознание.

На формирование этнического самосознания немалое влияние оказывает сложившийся в окружающем социуме образ этноса, отношение к нему, а также различные оценки этноса на различных этапах его «истории». Именно поэтому программа «Моя родословная» разработанная и внедренная на опытно-экспериментальной площадке, рассчитанная на 2 года направлена на поддержание и развитие у учащегося интереса к истории своей семьи во взаимосвязи истории села, региона и страны в целом. Она перекликается с содержанием этнокультурного компонента школьных предметов: отечественная история, литература, русский и национальный язык, сибиреведение, краеведение, изобразительное искусство. Реализация программы способствует формированию необходимых исследовательских умений и навыков и создает условия совместного с родителями поиска своих корней, сведений о семье в семейном и муниципальном архивах. Программа первого года содержит изучение этнических особенностей личности, семьи и окружающего социума. В течение второго года изучается история и культура своего этноса во взаимодействии различных культур.

Программа нацелена на культивирование и закрепление нравственных ценностей в сознании детей [7].

Сложность, непредсказуемость, а порой и противоречивость этнических проблем делают объективно необходимым формирование этнического самосознания, в процессе которого учащиеся включаются в социальный опыт, осваивают культуру этноса и преобразуют семейную (клановую) этническую культуру в личностные смыслы, тем самым обеспечивая жизнеспособность и дальнейшее развитие культуры этноса.

Список использованных источников

1. ФГОС среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. С.1.

2. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. Казань: Изд-во КГТУ (КАИ), 2008.

3. Волошина Л.В. Педагогические условия формирования этнического самосознания учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 10. (151). 2014. С. 214-217.

4. Багдасарова А. Б. Культурно-образовательное пространство полиэтнического региона: проблема модернизации // Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27-29 марта 2007 г.) / под науч. ред. И.Л. Набока. СПб.: Астерион, 2007. С. 381-386.

5. Муравьева Л.В. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея «Заисток» // Теория и практика современного образования: сб. науч. ст. Вып. 6 / под ред. А.Д. Копытова, Т.Б. Черепановой. Томск: ЦНТИ, 2009. С. 132-137.

6. Абдулаева М.Ш. Ислам как фактор этнокультурной идентичности дагестанских этносов // Реальность этноса. Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России: матер. XV Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2013 г.) / под науч. ред. И.Л. Набока. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 137-142.

7. Данильченко Т. В. Программа «Древо жизни» (из опыта работы) // Историческое краеведение в школе и вузе: матер. I Всероссийской научной конференции (14-15 декабря 1994 г.). Кемерово: ОблИУУ, 1994. С. 35-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.