Научная статья на тему 'Формирование эстетической культуры студенческой молодежи – актуальная проблема современности'

Формирование эстетической культуры студенческой молодежи – актуальная проблема современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1055
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическая культура общества / личности / категории эстетики / искусство и его функции / методы и средства привлечения студентов к научно-творческой деятельности / jesteticheskaja kul'tura obshhestva / lichnosti / kategorii jestetiki / iskusstvo i ego funkcii / metody i sredstva privlechenija studentov k nauchno-tvorcheskoj dejatel'nosti / aesthetic culture of society and individuals / categories of aesthetics / art and its functions / methods and means of involving the students into the research and creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салманов Магомед Ахмедович

В статье рассматриваются проблемы формирования эстетической культуры студенческой молодежи с учетом возрастных особенностей, специфики подготовки специалистов на факультетах. Раскрывается содержание понятий эстетической культуры общества и личности, форм и методов эстетического воспитания в единстве знаний, умений, навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT’S AESTHETIC CULTURE IS A RELEVANT MODERN PROBLEM

The article deals with the problem of forming of aesthetical culture of students' training at different faculties of higher educational institutions. The article describes the definition of notions of aesthetical culture of society and personality, forms and methods of aesthetical upbringing in complex of knowledge, skill and habits.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетической культуры студенческой молодежи – актуальная проблема современности»

Психолого-педагогические науки •••

77

5. Muravyova N. G. Concept of sociocultural competence in modern science and educational practice // Bulletin of Tyumen State University. 2011. # 9. P. 136-143. 6. Orekhova Yu. M. Problem of formation of

sociocultural competences in the framework of the requirements of the FSES of new generation (the analysis of educational and methodical complex "English-7") // Proceedings of SSU. 2015. # 2. P. 95-98. 7. Safonova V. V. The study of languages of international communication in the context of the dialogue of cultures and civilizations. Voronezh: Istoki, 1996. 237 p. 8. Tikhomirova E. V. Control of mastering the dialogic form of the oral official communications (French language, non-linguistic higher education institution): Abstract. diss. ... Cand. of Ped. M., 1995.

Literatura

1. Bim I. L. Celi i soderzhanie obuchenija inostrannym jazykam. Obshhij podhod k ih rassmotreniju // Metodika obuchenija inostrannym jazykam: tradicii i sovremennost'. M. : Titul, 2010. 464 s. 2. Vorob'ev G. A. Razvitie sociokul'turnoj kompetencii budushhih uchitelej inostrannogo jazyka (poisk jeffektivnyh putej) // Inostrannye jazyki v shkole. 2003. № 2. S. 30-35. 3. Eremeeva O. V. K voprosu o strukturnom i

soderzhatel'nom napolnenii sociokul'turnoj kompetencii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 2012. № 2. S. 20-22. 4. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija // Internet-zhurnal «Jejdos». Rezhim dostupa: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. 5. Murav'eva N. G. Ponjatie sociokul'turnoj kompetencii v sovremennoj nauke i obrazovatel'noj praktike // Vestnik tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 9. S. 136-143. 6. Orehova Ju. M. Problema formirovanija sociokul'turnoj kompetencii v ramkah trebovanij FGOS novogo pokolenija (analiz uchebno-metodicheskogo kompleksa «English-7») // Izvestija SGU. 2015. № 2. S. 95-98. 7. Safonova V. V. Izuchenie jazykov mezhdunarodnogo obshhenija v kontekste dialoga kul'tur i civilizacij. Voronezh: Istoki. 1996. 237 s. 8. Tihomirova E. V. Kontrol' vladenija dialog-icheskoj formoj ustnogo oficial'nogo soobshhenija (Francuzskij jazyk, nejazykovoj vuz): Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 1995.

Статья поступила в редакцию 20.10.2015 г.

УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ -АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT’S AESTHETIC CULTURE IS A RELEVANT MODERN PROBLEM

© 2°i5 Салманов М. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Salmanov M. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматриваются проблемы формирования эстетической культуры студенческой молодежи с учетом возрастных особенностей, специфики подготовки специалистов на факультетах. Раскрывается содержание понятий эстетической культуры общества и личности, форм и методов эстетического воспитания в единстве знаний, умений, навыков.

Abstract. The article deals with the problem of forming of aesthetical culture of students' training at different faculties of higher educational institutions. The article describes the definition of notions of aesthetical culture of society and personality, forms and methods of aesthetical upbringing in complex of knowledge, skill and habits.

Rezyume. V stat'e rassmatrivajutsja problemy formirovanija jesteticheskoj kul'tury studencheskoj molodezhi s uchetom vozrastnyh osobennostej, specifiki podgotovki specialistov na fakul'tetah.

78

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Raskryvaetsja soderzhanie ponjatij jesteticheskoj kul'tury obshhestva i lichnosti, form i metodov jestetich-eskogo vospitanija v edinstve znanij, umenij, navykov.

Ключевые слова: эстетическая культура общества, личности, категории эстетики, искусство и его функции, методы и средства привлечения студентов к научно-творческой деятельности.

Keywords: aesthetic culture of society and individuals, categories of aesthetics, art and its functions, methods and means of involving the students into the research and creative activity.

Klyuchevye slova: jesteticheskaja kul’tura obshhestva, lichnosti, kategorii jestetiki, iskusstvo i ego funkcii, metody i sredstva privlechenija studentov k nauchno-tvorcheskoj dejatel'nosti.

Становление идентичности личности, ее ценностно-эстетической, нравственной

ориентации остается одной из центральных проблем гуманитарного образования в высших учебных заведениях.

Динамика общества ставит новые задачи теории и практики формирования профессиональных качеств в процессе образования и воспитания.

В истории России в 1917 и 1991-1995 годах XX в. происходят радикальные изменения ценностной ориентации, отрицание предшествующих форм социально-

экономического и политического преобразований в сочетании с глобализацией, развитием информационных технологий.

Представители либерально-

реформистского направления, пришедшие к власти в 90-е годы, не имели четкой программы формирования духовного мира молодежи, ее социальной интеграции. По-зитивистко - прагматическая модель педагогики поставила технократическое объяснение фактов выше гуманитарного знания, формирования морального облика и эстетической культуры личности.

Разрушив традиционные ценности классической системы образования, либералы противопоставили социальную адаптацию человека рыночной экономике, приспособлению меняющимся социальным условиям, умению ставить личные интересы, выгоду выше интересов народа. Либералы реформировали социальные институты, культуру общества. Поэтому проблемы, как формировать в процессе образования в средних и высших учебных заведениях любовь к Отечеству, бережное отношение к истории страны, родной природе, отечественной культуре, как оградить молодежь от бездуховности, влияния коммерческой массовой культуры, способствующей моральной деградации, утрате национального самосознания, приобрели особую актуальность в школах и высших учебных заведениях.

Человек не рождается личностью, он становится ею тогда, когда способен само-

стоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, будучи свободным субъектом деятельности. Личность - категория социальноисторическая. Она характеризует индивида как члена исторически конкретного общества, который обладает оригинальным, неповторимым сочетанием моральных качеств, эстетической культуры, отличающих личность от других людей.

Формирование личности определяется объективными условиями, которые могут способствовать культурному развитию личности, либо ограничивать доступ к культурным богатствам. Но немалую роль здесь играют и субъективные особенности личности, ее способности, умение адаптироваться в социальной среде, преодолевать трудности.

Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о материальном благополучии. Индивида, который превыше всего ставит материальные блага, Гегель называл рабом своей «физической самости». «Я глубоко убежден, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте... Люди, лишенные эстетического чувства, являются философами-буквоведами. Философия духа - это эстетическая философия» [1].

Общество осознало, что в современных условиях возрастают требования, предъявляемые к духовно-нравственному становлению учащейся молодежи, и эстетической культуре, формированию умения ценить красоту природной и социальной среды, сохранению ее в экологической чистоте.

Наряду с материальной, духовной, политической, правовой, нравственной эстетическая культура является составной частью общечеловеческой культуры.

Эстетическая культура определяет многие стороны современной жизни людей. Например, эстетика производства, современного дизайна, качество и красоту выпускаемой продукции, эстетика быта, тор-

Психолого-педагогические науки •••

говли, спорта и эстрады, эстетические функции различных видов искусства. Эстетическая культура проникает во все сферы общества, межличностные отношения, культуру общения.

Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способностей обеспечить эстетическую деятельность по преобразованию среды обитания по законам истины, добра, развитие искусства, народного творчества.

К структурно-функциональным элементам эстетической культуры относятся функционирующие в обществе художественные ценности, профессиональная группа деятелей культуры, обеспечивающая их функционирование; технические средства производства, тиражирование и коммуникации художественных ценностей; находящиеся под контролем общества институты (музеи, театры, библиотеки, академии, филармонии, клубы и пр.), обеспечивающие функционирование эстетической культуры и управление ею.

Ядром эстетической культуры является художественная культура или искусство как деятельность, порождающая художественные и эстетические ценности [2].

Эстетическая культура вбирает в себя лучшие достижения в области различных видов искусства, способствующие совершенствованию общества. Она эмоциональна и интеллектуальна, ее сущность проявляется в эстетических потребностях, чувствах, вкусах, идеалах, которые имеют исторический, национально необусловленный характер, зависят от уровня развития общества [3].

Эстетическая культура общества конкретизируется в эстетической культуре личности. Эстетическая культура личности включает в себя эстетическое сознание и эстетическую деятельность, проявляющуюся в различных сферах, ее стремлении к гармонии, совершенству.

Важной составной частью эстетического сознания является эстетический вкус как диалектическое единство эмоционального и рационального, индивидуальнонеповторимого и общественно-

исторического.

Эстетический вкус - это способность личности дифференцированно воспринимать и оценивать прекрасное и безобразное в действительности и в искусстве, обнаруживать в общественных явлениях трагическое и комическое, чувство юмора, иронии [4].

79

Существуют различные уровни, аспекты развития эстетического вкуса: высокоразвитый, неразвитый, извращенный.

Те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, жизненного опыта. Многое зависит от того, в какой мере личность способна оценивать эстетические ценности различных эпох, национальных культур, создаваемых в разнообразных видах и жанрах искусства.

Ученые деятели искусства отмечают, что переход от одной крайности в другую в конце XX в., коммерциализация всей культуры, внедрение через телевидение, эстраду массовой культуры не прошли бесследно, повлияли на нравственное сознание, менталитет, эстетическую культуру молодежи.

Массовая культура коренным образом отличается от народного и классического искусства прежде всего по своей социальной сущности и функции. Если классическое искусство по природе своей служит целям духовного обогащения молодежи, росту ее нравственной и эстетической культуры, выполняя познавательные и воспитательные функции, то массовая культура, напротив, выполняет функции антикультуры, отупляет сознание, рассчитана на инстинкты, духовно растлевает молодежь [5].

Массовая культура формирует сознание массового потребителя, больше всего заботящегося о собственном благополучии, самовлюбленного типа, проявляющего нетерпимость к иному мнению, но легко управляемого со стороны тех, кому это выгодно.

Дельцы массовой культуры, в условиях рынка, широко используют в своих интересах и классическое искусство, превращая его в детективы, вестерны. Таким образом, разрушается классическое наследие искусства прошлых эпох.

В «Послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации» отмечается, что дальнейшее развитие страны должно опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народами России за ее тысячелетнюю историю. Духовное единство и объединяющие нас моральные и эстетические ценности такие же важные факторы, как экономическая и политическая стабильность. Масштабные задачи общество способно решать тогда, когда у народа есть нравственные ориентиры, уважение к родному языку, к культуре. Язык и культура

80

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

являются основой единства и совершенствования страны.

Образование в школах и вузах формирует интеллект, а воспитание - моральные качества и эстетическую культуру учащейся молодежи.

Переход нашего общества к информационному уровню, внедрение в систему образования интернета не умаляет значения изучения эстетики в вузе. Эстетика является важнейшей необходимой частью профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.

Важное значение в подготовке молодых специалистов имеет сочетание с будущей профессиональной деятельностью базовых знаний в области эстетики, сформированных общекультурных компетенций, овладение методом поиска необходимой информации в области эстетической культуры, эстетической деятельности, категориального аппарата эстетики, межпредметной связи эстетики и этики, эстетики и экологии, эстетики и социологии, понимание социокультурных проблем современного общества.

В формировании эстетической культуры учащейся молодежи большую роль играет искусство, открывающее широкие возможности приобщения к духовным ценностям, влияющим на культуру поведения, практическую деятельность [4].

В соответствии с ФГОС ВПО ставятся следующие задачи формирования профессиональных компетенций: внедрение в учебный процесс научно-обоснованной модели подготовки выпускников, осуществляемое параллельно со специальной, эстетической и нравственной подготовкой будущих специалистов для школ, сохраняя и развивая этнокультурные основы российского образования, выступающие прочной базой порождения смыслов, ценностей, менталитета российского гражданина.

Если раньше основой формирования идентичности, ценностной эстетической ориентации учащейся молодежи была передача социокультурного опыта от поколения к поколению, то динамизм и глобализация меняет модели социального бытия. Тотальная релятивность разрушает ценностную ориентацию молодого поколения. В современных условиях понятия образ прошлой истории, наследие предков, «национальная самобытность культуры» воспринимаются через интернет, средства массовой информации. Такая ситуация формирует виртуальные представления,

содержащие в себе противоречия, риски социализации личности.

Внедрение в систему образования новых стандартов в вузе ставит следующие задачи:

- овладеть методами поиска необходимой информации в области категориального аппарата эстетики, искусства;

- раскрыть специфику содержания предмета эстетики, ее связь с другими гуманитарными, общественными науками, роль эстетики на современном этапе развития нашего общества;

- ознакомить студентов с основными этапами развития мировой и отечественной эстетики и искусства;

- показать научно-творческий характер эстетической деятельности в различных сферах материальной, духовной, социальной, художественной культуры;

- объяснить специфику, структуру эстетического сознания, его исторического характера;

- сформировать у студентов знания об основных категориях эстетики, таких, как прекрасное, возвышенное, низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве;

- показать методологическую роль категорий эстетики в художественном творчестве;

- раскрыть эстетическую природу и специфику искусства, его функций в обществе;

- охарактеризовать своеобразие различных видов искусства, их роль в жизни общества;

- дать знания в области эстетической культуры, формировать эстетическое сознание и культуру поведения молодежи.

Важное значение в подготовке молодых специалистов в вузе имеют приобретение опыта эстетического воспитания, передача традиций эстетической культуры будущим поколениям, использование различных методов и способов привлечения студенческой молодежи в научно-

исследовательской деятельности, участие студентов в научных кружках, выступления на внутривузовских и межвузовских научных конференциях, умение готовить доклады, рефераты, посвященные проблемам формирования эстетической культуры, роли и функции искусства в жизни общества.

Возросло значение приобщения студентов в организации досуга, проведении свободного времени, привлечению к участию в различных кружках самодеятельности,

Психолого-педагогические науки •••

81

любителей искусств, литературы, поэзии, хореографии, живописи, музыки.

Там, где в организации свободного времени, досуга учащейся молодежи, уделяет-

ся серьезное внимание, сокращаются правонарушения со стороны студентов и старшеклассников.

Литература

1. Гегель Г. В. Работы разных лет. М., 1989. 212 с. 2. Эстетика. Словарь. М., 1989. 170 с.

3. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности. М., 1948. С. 10-16.

4. Кривцун О. А. Эстетика. М., 2000. 56 с. 5. Борев Ю. Эстетика. М., 2003. С. 35-38. 6. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М. : Искусство, 1980. 256 с.

References

1. Hegel G. W. Works of different years. M., 1989. 212 p. 2. Aesthetics. Dictionary. M., 1989. 170 p.

3. Chernyshevsky N. G. Aesthetic relations of art to reality. M., 1948. P. 10-16. 4. Krivtsun O. A. Aesthetics. M., 2000. 56 p. 5. Borev Yu. Aesthetics. M., 2003. P. 35-38. 6. Aesthetic consciousness and the process of its formation. M., 1980. 256 p.

Literatura

1. Gegel' G. V. Raboty raznyh let. M., 1989. 212 s. 2. Jestetika. Slovar'. M., 1989. 170 s. 3. Chernyshev-skij N. G. Jesteticheskie otnoshenija iskusstva k dejstvitel'nosti. M., 1948. S. 10-16. 4. Krivcun O. A.

Jestetika. M., 2000. 56 s. 5. Borev Ju. Jestetika. M., 2003. S. 35-38. 6. Jesteticheskoe soznanie i pro-

cess ego formirovanija. M.: Iskusstvo, 1980. 256 s.

Статья поступила в редакцию 02.03.2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 373

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE DIFFERENTIATED DEVELOPMENT OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S PHYSICAL QUALITIES

© 2015 Скляров Д. А., Скляров А. В., Мунчаев К. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Sklyarov D. A., Sklyarov A. V., Munchaev K. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматриваются вопросы дифференциации физкультурного развития, индивидуализации физических нагрузок развития двигательных качеств, индивидуального подхода с учетом возрастно-половых различий школьников.

Abstract. The authors of the article consider the problems of differentiation of sports training, individualization of physical activity for the development of motor qualities with the account of the pupils’ age and sex differences.

Rezjume. V state rassmatrivayutsya voprosyi differentsiatsii fizkulturnogo razvitiya, individualizatsii fizicheskih nagruzok razvitiya dvigatelnyih kachestv, individualnogo podhoda s uchetom vozrastno-polovyih razlichiy shkolnikov.

Ключевые слова: оптимальная физическая нагрузка, индивидуальный подход, младший школьник.

Keywords: optimal physical loading, individual approach, junior schoolchild.

Klyuchevyie slova: optimalnaya fizicheskaya nagruzka, individualnyiypodhod, mladshiy shkolnik.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.