ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ROLE OF ATSTHETICAL EDUCATION IN FORMATION OF THE MAN
Khiltukhina E.
РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ЧЕЛОВЕКА Хилтухина Е. Г.
Хилтухина Евгения Геннадьевна / Khiltukhina Evgenia — доктор философских наук, доцент, профессор,
кафедра философии, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, г. Москва
Аннотация: в данной статье автор попытается раскрыть роль эстетического воспитания, которое занимает существенное место в образовании. Эстетика как наука о чувственном познании мира показывает необходимость восприятия красоты, её основ в естественно-закономерном этническо-историческом процессе. В основе познания мира лежит ленинская теория отражения, где чувственное восприятие предстает первой ступенью познания окружающего мира и поэтому эстетическое воспитание должно играть ведущую роль, независимо от национально-этнических и региональных особенностей. Тем более что эстетическое восприятие мира имеет объективно-исторический характер и влияет на формирование эстетических взглядов и эстетическое понимание мира. В этом особое значение эстетического воспитания.
Abstract: in the appearancethe author will attempt to open the role of aesthetical training, which occupies essential place in the formation. Aesthetics as the science about the sensual knowledge of peace, shows the need for the perception of beauty, its bases in the natural- regular ethnic- historical process. The basis of knowledge of the world lies Lenin reflectance theory, where sensory perception appears the first stage of the knowledge of the outside world and therefore the aesthetic education should play a leading role, regardless of ethnic and regional characteristics. So much so that the aesthetic perception of the world has objectively-historical character and affects the formation of aesthetic views and aesthetic understanding of the world. This has a special meaning and aesthetic education.
Ключевые слова: эстетика, категории эстетики, красота, этнос, культура, прекрасное, безобразное.
Keywords: aesthetics, the category of aesthetics, beauty, ethnos, the culture, excellent, ugly.
Россия - страна многонациональная, в основе которой лежит пространственно-территориальный фактор, который является определяющим в становлении российского народа. Поэтому в силу полиэтничности нашего государства особое место, в настоящее время, играет образование, которое испытывает, как и вся страна, в период глобализации, определенные трудности. Глобализационные процессы закрывают образованию утверждение истинных ценностей, которые должны совершенствовать духовно-нравственную основу человека, народа, в целом региона. Для Российского государства полиэтничность имеет наибольшую актуальность, которая связана с обширностью территории: от Балтийского моря до Тихого океана, что свидетельствует о разнообразии образа жизни различных народов и о многоконфессиональности. Тем более что тезис «интернационализма - это грандиозная сила, и в основе её лежит абсолютная правда... Разумеется, одного или нескольких народов, особо предпочтенных Божеством перед остальными и которым поэтому позволено больше, чем остальным, - нет. Но каждый народ провиденциально предназначен - если угодно, избран - для решения некоторых особых исторических и культурных задач; и эти миссии неповторимо своеобразны. Есть народы - обычно они бывают и численно весьма велики, - предопределенные к колоссальным ролям планетарного значения, другие - к заданиям более частным, более узким» [1, с. 241]. Ведь Россия - страна трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама, которые стремятся утвердить общечеловеческие ценности в мире и в России, прежде всего.
Поэтому важнейшая роль принадлежит социально-гуманитарному образованию, где не последнее место занимает эстетическое воспитание. Так как эстетика, как наука о чувственном познании мира, или наука о прекрасном, несет в себе духовную сущность мироздания и раскрывает необходимость прекрасного, красоты, благодаря которой мир становится лучше, совершеннее. Она предполагает философско-эстетический взгляд на мир, раскрывающийся по-разному в разных регионах страны, но при этом имеющие единые цели и ценности. В силу
того, что «красота есть взаимное приспособление различных факторов в событии опыта. В своем первичном смысле красота представляет собой некоторое качество, проявляющееся в реальных событиях, или, говоря иначе, такое качество, к которому могут быть причастны различные события» [2, с. 655]. «Приспособление», по мнению А. Н. Уайтхеда, предполагает некую цель, в основе которой лежит стремление к совершенству. «Иными словами, совершенство красоты определяется как совершенство гармонии, а совершенство гармонии определяется в терминах совершенства субъективной формы целостного субъективного синтеза» [2, с. 655-656]. Полиэтничность Новой России свидетельствует о необходимости приспособления, поскольку территориальное единство разных народов требует единого духовно-нравственного понимания жизни, которое соседствует с национальными особенностями и самобытностью каждого народа. Многонациональность государства осложняется специфическими ценностными представлениями, которые складывались у каждого народа на протяжении веков и характерны для современного общества. Здесь проявляется взаимосвязь и взаимозависимость общего и особенного, которая предстает взаимным дополнением национального по форме и общечеловеческого по содержанию российской культуры. Диалектика общего и особенного культуры России раскрывается очень ярко, глубоко и монументально, поскольку содержит существенные формы проявления индивидуальности и самобытности в жизнедеятельности каждого народа и имеет собственное духовно-нравственное эстетическое начало, которое приобретает существенные общие черты для всей культуры в целом. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетическую ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию ценностей в сфере национальной культуры, в поступках и поведении. В этой связи особое значение приобретает не только эстетическое воспитание, но и образование, как процесс, способствующий формированию духовно-ценностной структуры личности, становлению эстетического отношения к явлениям окружающей действительности, развитию чувства красоты, гармонии, любви к прекрасному. Выработка внутренней потребности, стремления человека самому стать творцом этой красоты, способности к активной творческой деятельности во всех сферах жизни, повышение уровня его общей культуры, создание запаса эстетических знаний, развитие эстетического суждения, вкуса, чувств, эмоций, воображения, а также художественных способностей, склонностей составляют основные направления эстетического воспитания и образования.
Взаимосвязь эстетики и образования является закономерным, поскольку определяет нравственную основу воспитания, исходя из закона красоты, существующий с древнейших времен. Ведь образование дает возможность духовно-нравственному росту человека, который только начинает познавать мир и стремится к осознанию себя членом общества, где получение знаний раскрывает истинную суть человеческого бытия-существования. Образование взаимодействует с наукой, которая, будучи формой общественного сознания дает объективные ответы на вопросы познания и имеет единую цель. Как считает М. Шлик «цель может принадлежать только самой науке: достижение истинного описания фактов. Для нас очевидно, что проблема базиса знания состоит именно в нахождении критерия истинности» [3, с. 37]. Мы должны помнить, что тремя сферами культуры являются разум - логика, воля - этика и красота - эстетика. Именно эти три сферы культуры раскрывают, благодаря образованию, стремление к познанию бытия и мира в целом. А в основе бытия мира с самого начала лежат только противоположности, которые благодаря противоречию ведут к развитию и совершенствованию личности. Так понимание прекрасного обязательно сопровождается понятием «безобразного», ибо, как и в философии, так и в эстетике категории являются парными, ибо раскрывают суть мироздания через философско-эстетическое обоснование мира, которое имеет естественную необходимость борьбы, противоречия и, в результате, сравнения и достижения моральной чистоты, в основе которой и лежит эстетическое чувство. Диалектическое взаимодействие эстетических категорий тесно связано с нравственно-этическими, поскольку и те, и другие раскрывают основу духовного роста человека, формирование его как личности. Тем более что образование помогает человеку в познании мира и, таким образом, формирует мировоззренческие установки, присущие данному обществу и данному народу. «Воспитание способности вносить во всякий труд творческое начало останется одним из краеугольных камней педагогики. Если потребность в творческом труде не станет неотъемлемым свойством личности, то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабочего дня человеку будет грозить пресыщение, опустошение, паралич духа. Но следует быть готовым к тому, что представление о пользе и оправданности того или иного вида труда, о его месте в иерархии творчества претерпит значительные изменения» [1, с. 240].
Многонациональный или полиэтнический состав населения России требует и иного подхода к эстетическому воспитанию. Здесь необходимо найти середину между тем, что было в Советском Союзе и тем, что происходит сейчас в молодой России. Диалектическое взаимодействие прошлого с настоящим естественно играет ведущую роль в формировании нового человека России. Нельзя забывать прошлое, отбрасывать все, что было наработано нашим единым государством СССР и, тем не менее, необходимо выходить на новый уровень в воспитании и образовании. Проблема многонационального государства очень сложная, трудная и даже болезненная, но именно в образовании можно найти точки соприкосновения, которые обнаруживают суть человека как такового, его общечеловеческие принципы бытия. И немаловажную роль здесь должно играть эстетическое образование, поскольку понимание красоты несет в себе внутреннюю духовно-нравственную основу, где морально-этические нормы раскрываются через чувственно-эстетические формы жизнедеятельности. С чувством прекрасного рождаются, но восприятие красоты и прекрасного возможно только благодаря воспитанию и образованию. Если в Советском Союзе при полиэтническом составе населения существовал единый Дух равенства и братства народов, то в современной России с распадом огромной страны, ушло понимание нравственных основ и прекрасного, которое является стержнем человека, а значит и благополучия всей страны. Тем более что эстетическая культура отражает общий уровень творческого развития общества, выявляет его эстетический потенциал [4, с. 191-192]. Эстетическое образование может дать человеку не только осознание прекрасного в мире, но в первую очередь, ценностное отношение к миру, которое в современной России очень изменилось, или даже вообще исчезло. Поскольку можно полагать, что образование предполагает изменение и активность воспитания души, внутреннего мира человека. По мнению Э. Фромма, «активность - это социально признанное поведение, результатом которого являются соответствующие социально полезные изменения» [5, с. 96], которые формируются как мировоззрение в процессе образования. Образовательный процесс играет непосредственную роль в становлении активного человека, личности, способной решать насущные проблемы и менять окружающую действительность в зависимости от сложившейся ситуации и проблем человечества. Ведь, как известно, творцом любой культуры выступает народ, который создает народную культуру, в основе которой лежит утилитарно-эстетическая потребность человека. Сюда входят ремесло, декоративно-прикладное искусство, народное творчество, фольклор, верования и ценности, сложившиеся исторически традиционно. А национальную культуру создают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая «создается» ими, только до определенного времени «непонятна» народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности. Элитарная и народная культуры определяют сущность культуры в целом и создают единую суть общечеловеческого понимания мира. Хотя в современном мире эти формы культуры начинают отходить в сторону, уступая место массовой культуре, в основе которой лежит универсализация отношений и стирание граней между народной и элитарной культурами, где восприятие прекрасного связывается с реальной действительностью, которая не выражает полета фантазии и красоты как таковой.
Как писал немецкий философ Г. В. Гегель, становление и формирование единой культуры общества может осуществиться только благодаря гармоничной взаимосвязи противоположных начал [6]. Это характерно для России, поскольку её двухкорневая основа - мост между Востоком и Западом - и как следствие, полиэтничность или многонациональность предполагают соединение противоположных начал как в образе жизни и в многоконфессиональности, так и в психологии людей и в ценностном отношении к окружающему миру. Ценность, как объективная реальность, формируется в процессе познания мира, где культура несет главную ответственность в становлении человека. Тем более что общечеловеческие ценности основываются на едином духовном уровне, который складывается благодаря образованию. Такой духовный уровень основывается на идее, которая предстает тремя сторонами: «1) свобода или автономия бытия, 2) полнота содержания, или смысл и 3) совершенство выражения, или формы» [7, с. 42]. Получается, что эстетическое образование может выработать такие ценности, приемлемые для всех. Однако необходимость такого образования не раскрывает сути самого человека, ибо «все люди разные». Но время создает условия для созревания необходимости такого образования. И поэтому в современном мире в образовании появляется потребность ощущения прекрасного как нового более ценностного отношения к миру, где «красота спасает мир». Это известное выражение Ф. М. Достоевского определяет сущность образования в целом, ибо сущность образования не только в учении, но,
прежде всего, в понимании мира. А это возможно только благодаря гуманитарным наукам и эстетическому образованию, в первую очередь.
Современные тенденции образования складываются из инновационных процессов, новой идеологии, которой, правда, пока еще нет, основываются на взаимосвязи западных и восточных характеристиках, в которых абсолютно разное понимание красоты определяется уровнем развития народа, его отсталостью или, наоборот, развитостью. Поэтому можно назвать такие тенденции как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Для эстетического образования необходимым становятся интернационализация и компьютеризация, поскольку эти инновационные явления могут помочь в формировании мировоззренческой основы молодых людей. Раскрыть потребность человека в познании красоты невозможно без ярких примеров, которых много в интернете и у разных народов. Как писал русский философ Л. Шестов: «теория познания уже окончательно установила, что субъект, высказывающий суждения, ничего общего с эмпирическим субъектом не имеет, что даже вообще судит не психологический субъект, а сам объективный разум. Стало быть, поскольку мы судим, мы все -одно» [8, с. 95], т.е. философско-эстетическое понимание мира утверждает диалектику взаимодействия: единичное, особенное, общее и, единство и борьбу противоположностей. Россия и есть страна противоположностей, которую населяют разные народы и нации.
Эстетическая культура страны формируется через определенные формы и методы. Конечно, необходимо использовать экскурсии в музеи, разные города, исследовать традиции народов, заниматься декоративно-прикладным искусством, следовать новаторским предложениям в познании мира. В силу того, что эстетическое образование играет, казалось бы, незаметную роль, но именно благодаря ему данное образование необходимо включает в себя и культуру речи, а значит и красоту общения. Тем более что язык передает мысли, которые идут из души человека, такое понимание языка как общение утверждает потребность в осознании и понимании красоты в целом. «Во-первых, отсутствие взаимного подавления различных постижений, т.е. интенсивности субъективной формы, которые естественно и правильно или, если сказать короче, сообразно возникают из объективных содержаний различных постижений, не подавляют друг друга» [2, с. 655], а взаимно дополняют и поэтому создают нечто новое, необходимое всем. Для понимания требуются знания, которые вырабатывают навыки речи, объединяющих людей разных национальностей. Ведь как считали классики марксизма, будучи неотъемлемой частью культуры, язык сопровождает человека всю его жизнь и духовная составляющая, или «дух» как таковой общества и страны выражается через язык и благодаря именно ему [9]. Таким образом, роль эстетического образования и эстетической культуры закономерна и необходима для строительства новой России. Вывод:
Значит, эстетическое понимание мира раскрывает сущность бытия мира благодаря гуманитарному образованию, в котором основу составляет диалектическое взаимодействие содержания и формы полиэтнической культуры России. Тем более что эстетическое воспитание имеет общечеловеческую ценность. И наличие многонациональности и, как результат, многоконфессиональности в России свидетельствует об ином общемировом художественно-эстетическом восприятии мира. Поэтому формирование нового человека возможно при условии сохранения традиционных взглядов на прекрасное в мире и в обществе, независимо от национально-этнических особенностей.
Литература
1. Андреев Д. Л. Роза Мира. М., 1992.
2. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
3. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
4. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.
5. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
6. Гегель Г. В. Эстетика. М., 1968.
7. Соловьев В. С. Красота в природе // Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
8. Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) // Сочинения в 2-х тт. т. 1. М., 1993.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Критика Готской программы // Сочинения. Т. 3.