УДК 81.42
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО ТЕКСТА: ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Т.Н. Хомутова
В статье исследуется проблема эстетического аспекта научного текста в интегральном освещении. Рассматриваются вопросы интегрального подхода к языку и тексту, определяются линии и уровни развития множественных интеллектов. Приводится система эстетических категорий, которая легла в основу семантики эстетического аспекта текста. Выявляются имманентные эстетические свойства научной деятельности. Предлагается интегральная модель эстетического аспекта научного текста с учетом его когнитивного, социального, культурного и языкового секторов. Намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Ключевые слова: научный текст; интегральный подход; когнитивный, социальный, культурный и языковой секторы; эстетические категории; эстетический аспект; интегральная модель.
1. Введение
Исследование научного текста приобретает в настоящее время особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с процессом глобализации, охватывающим все стороны общественной жизни, в том числе и науку. Научный текст исследуется в рамках различных подходов, или парадигм современной лингвистики. Тем не менее, этот сложный феномен остается по-прежнему недостаточно изученным и требует дальнейшего исследования в рамках новых подходов и парадигм знания.
Современная формально-функциональная парадигма лингвистического знания реализуется в многоаспектном подходе, который представлен целым рядом направлений исследования [6, с. 6874]. Наиболее крупными среди них являются:
> семиотическое (традиционное - текст как языковой знак) (школы О.С. Ахмановой, Н.М. Ра-зинкиной);
> функционально-стилистическое (междисциплинарное) (пермская школа М.Н. Кожиной);
> когнитивно-дискурсивное (школы Е.С. Куб-ряковой и Е.А. Гончаровой);
> интегральное (школа Т.Н. Хомутовой).
Разрабатываемый нами интегральный подход
к исследованию научного текста привел к пересмотру концептуальной системы взглядов на научный текст как объект лингвистического исследования и позволил разработать основы новой интегральной теории научного текста. С помощью этого подхода стало возможным исследовать научный текст в целом и каждый из его аспектов в частности как взаимосвязанное и взаимообусловленное единство различных единиц и категорий, представляющее собой интегральную модель коммуникативных деятельностей представителей научного социума. Целью настоящей работы является выявление интегрального характера эстетического аспекта научного текста и построение его интегральной модели с учетом ли-
нии и уровня эстетического развития научного социума.
2. Интегральный подход в лингвистике
2.1. Теоретические основы
Теоретической основой интегральной лингвистики является «всесекторная, всеуровневая» модель AQAL (all quadrants, all levels) известного американского психолога и философа К. Уилбера [10]. Эта модель построена на основе аналитикосинтетической обработки более 200 общепринятых иерархий и систем из различных сфер человеческой деятельности и включает пять принципиально неупрощаемых компонентов: секторы, линии, уровни, состояния, типы. На основе анализа данных фактографического поиска К. Уилбер приходит к выводу, что любое из разнообразных явлений и описаний естественного хода развития может быть описано и объяснено в рамках данной модели.
Наш вклад в теорию и методологию интегрального подхода состоял в том, что он впервые был применен по отношению к языку и тексту. Впервые была разработана интегральная модель языка и текста как рассредоточенных явлений. Была усовершенствована структура модели AQAL для языка и текста, в которую помимо 4 секторов был введен 5 компонент: коммуникативная деятельность, актуализующий всю структуру [6].
2.2. Научный текст в интегральном
освещении
2.2.1. Определение
В рамках интегральной теории научный текст определяется нами как интегральный рассредоточенный объект, предметно-знаковая модель сопряженных коммуникативных деятельностей представителей научного социума, вербализующая фрагменты научного знания, специального подъязыка, национальной культуры и профессионального социального пространства в их глобальном единстве и взаимообусловленности.
Как интегральный объект научный текст рассредоточен по четырем секторам: когнитивному, языковому, культурному и социальному, единицы которых активируются с помощью механизма речевой деятельности.
В когнитивном секторе научный текст представляет собой фрагмент специального научного знания определенной предметной области. В социальном секторе научный текст - это фрагмент профессионального социального пространства. В культурном секторе научный текст как фрагмент культуры базируется на культурных ценностях того или иного народа. В языковом секторе научный текст является фрагментом специального подъязыка, в котором с помощью языковых категорий и языковых средств выражаются научное знание, культурные ценности и социальные действия. Коммуникативная деятельность как ролевое исполнение речевой деятельности представляет собой стержень, объединяющий четыре сектора языка в единое целое, в котором все они взаимообусловлены и не существуют друг без друга, а разделяются только в исследовательских целях.
2.2.2. Вселинейный и всеуровневый аспекты
научного текста
Наше предыдущее исследование было «все-секторным» и ориентировалось на четыре сектора научного текста: когнитивный, языковой, культурный и социальный, их единицы и механизм их взаимодействия [6], что не исчерпывает интегральной природы научного текста. В настоящей работе мы остановимся на «вселинейном» и «все-уровневом» аспектах научного текста.
«Вселинейный» аспект связан с тем, что люди обладают множеством интеллектов: когнитивным, моральным, эмоциональным, эстетическим, физическим и т.д. [9]. В интегральной теории эти интеллекты представлены линиями развития. Набор интеллектов, или линий развития, у разных людей одинаков, чего нельзя сказать об уровнях развития самих интеллектов: большинство людей хорошо преуспевают в одной или двух способностях, но плохо в других. Очевидно, что у представителей научного социума a priori должен быть хорошо развит когнитивный интеллект, что касается моральной, эмоциональной, эстетической линий развития, то, хотя они и не были предметом специального рассмотрения, считается, что научная деятельность лишена эмоций, моральные ценности ученого соответствуют общепринятым, а об эстетике научной деятельности, как правило, умалчивается. Интегральный подход позволяет не только выявить линии развития коммуникантов, но и определить уровни их развития.
«Всеуровневый» аспект связан с тем, что текст как предметно-знаковая модель коммуникативных деятельностей автора и адресата отражает различные уровни развития когнитивного, морального, эмоционального, эстетического и других интеллектов коммуникантов. Для того чтобы осу-
ществить «всеуровневый» подход к изучению текста, необходимо иметь общее представление о линиях и уровнях интеллектуального развития. Ранее в своих работах, посвященных научному тексту, мы подробно рассматривали уровни когнитивного, морального и эмоционального развития коммуникантов [6-8]. В настоящей работе мы сконцентрировали внимание на линии и уровне эстетического развития представителей научного социума, который ранее не подвергался специальному рассмотрению.
2.2.3. Эстетические категории
Эстетика (от греч. Aisthetikos - имеющий отношение к чувственному восприятию) - это наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического [5].
Структура эстетического интеллекта предполагает наличие системы эстетических категорий. Существуют различные точки зрения на состав этой системы [1]. В качестве центральных предлагаются категории «идеала», «прекрасного», «совершенства и несовершенства», «красоты», «героического, величественного», «меры, гармонии», «безобразного, низменного» и т. д. [2].
Традиционное понимание эстетического сводилось к категории прекрасного, что объясняет направленность традиционной эстетики на художественное творчество, искусство.
Идея прекрасного применительно к европейской цивилизации зародилась в Древней Греции. Первой специализированной научной работой, разбирающей эту проблему, считается «Поэтика» Аристотеля, который говорил о том, что прекрасное берёт своё начало в материальных свойствах физических объектов, в их отношениях, в закономерностях бытия. Аристотелем были выделены объективные критерии прекрасного: гармония, соразмерность, мера, единство и целостность.
В своем исследовании мы будем опираться на систему эстетических категорий, предложенную К.З. Акопяном, как наиболее логичную, непротиворечивую и отвечающую целям нашего исследования [1].
В основе рассматриваемой системы лежит сверхкатегория «эстетическое», которая подразделяется на четыре группы эстетических категорий:
1) онтологические «всеобщие» категории: гармония - дисгармония; совершенство - несовершенство;
2) аксиологические категории «эстетической оценки»: прекрасное - безобразное; возвышенное
- низменное; трагическое - комическое;
3) гносеологические категории «эстетического исследования»: эстетические вкус, потребность, чувства, деятельность, сознание, творчество;
4) феноменологические категории «всеобщего
искусствознания»: искусство, художественный
образ, художественный язык, вид и жанр искусства и т.д.
Венчает систему эстетических категорий «эстетический идеал», который рассматривается как достижение совершенства и в котором сходятся все линии, идущие от других эстетических категорий [1].
Таким образом, современное понимание эстетического предполагает его понимание как идеала, эталона, совершенства, что расширяет границы эстетики и позволяет исследовать самые разнообразные стороны действительности и сферы деятельности, обладающие совершенством.
2.2.4. Эстетика науки
Постоянное стремление к совершенству в поисках истины является отличительной чертой научного познания. При этом совершенство не является чем-то раз и навсегда данным, неизменным, оно меняется в процессе развития научного познания: то, что казалось совершенным вчера, сегодня таковым уже не является, это объясняется неисчерпаемостью природы и бесконечностью процесса познания.
Проблема эстетического в науке волнует современную философскую мысль как с точки зрения влияния искусства на науку, так и с точки зрения имманентных эстетических свойств, присущих самой природе научного творчества.
По мнению философов, воздействие искусства на личность ученого является многоплановым. Оно формирует эмоциональный мир человека, развивает способность к образному мышлению, совершенствует эстетические способности ученого к восприятию прекрасного и, одновременно, генерирует его стремление к изяществу, красоте и гармонии, превращая эти эстетические категории в инструментарий науки в качестве критериев оценки результатов научного исследования. Искусство поставляет и специфические художественные средства, значительно обогащающие сам язык науки. Эстетическое содержание научного труда детерминируется и самой его природой: красота, совершенство формул, теорий, концепций оказывается в неразрывной связи с их собственно теоретической содержательностью, а, следовательно, и с их научной значимостью [3].
Эстетическое как имманентное свойство является прямым отражением исторического предназначения науки, которое заключается в стремлении к познанию истины, в освоении действительности в целях преобразования этой действительности. Как справедливо отмечает И.А. Коников, само открытие и формулирование законов возможно лишь в результате того, что из кажущегося хаоса явлений, из внешней беспорядочности и диспропорций выяв-
ляется действительный смысл сущего, соответствие его составляющих, их согласованность, их взаимосвязь, целесообразность, стройность, т.е. та самая гармония мира, которая обусловливает самую возможность научного познания и в силу которой сами эстетические потенции науки непосредственно зависят от объективных законов природы [3].
Эстетическое, таким образом, обнаруживается, осваивается и функционирует не только в процессе художественной деятельности, которая является основой искусства, но во всей духовнопрактической и материальной деятельности человека, в том числе в научной деятельности и научном тексте как ее продукте.
В современной эстетике выделяют два наиболее общих уровня эстетического сознания: обыденное и научное. Обыденное эстетическое сознание представляет собой отражение действительности на эмоционально-чувственном уровне. Оно не оформлено в системе идей, тогда как научное эстетическое сознание оформлено в ясных эстетических положениях и характеризуется обобщенностью.
Очевидно, что представители научного социума находятся на втором уровне развития эстетического интеллекта. Эстетика научной деятельности с точки зрения теории языка изучена недостаточно, поэтому в данной работе мы ограничимся результатами своих собственных наблюдений. Как указывалось выше, стремление к совершенству характеризует весь процесс научной деятельности, процесс поиска истины. Это стремление выражается, в первую очередь, в гуманных целях научной деятельности: деятельности во имя прогресса человеческого общества. Эстетическое содержание наполняет и процесс научной коммуникации, единицей и продуктом которой является научный текст.
3. Интегральная модель научного текста:
эстетический аспект
Для представления эстетического аспекта научного текста в интегральном освещении по аналогии с когнитивным, моральным и эмоциональным аспектами мы вводим понятия эстетического пространства и эстетической базы. В таблице представлена интегральная модель научного текста в эстетическом аспекте.
В когнитивном секторе индивидуальное эстетическое пространство состоит из специфических для данного индивида, в нашем случае представителя научного социума, эстетически окрашенных декларативного и процедурного знания.
Декларативное знание - это концепты той предметной области, в которой ученый проводит изыскания, и для него они являются эстетическими ценностями (например, мусор как объект исследования в работах по защите окружающей среды или различные болезни в работах по медицине). В то же время для неспециалиста мусор не
Интегральная модель научного текста: эстетический аспект
Когнитивный сектор (индивидуальное эстетическое пространство) • декларативное знание (научные концепты) • процедурное знание о эпистемическая ситуация-эталон (проблема - решение) о методы-эталоны (современные, логичные, простые и т.д.) Языковой сектор (индивидуальное языковое пространство) • соответствие эстетическому идеалу о тематическая, макро- и суперструктуры о лексика, грамматика, стиль о невербальные средства (шрифты, расположение, поля, оформление ссылок и т.д.)
Культурный сектор (эстетическая база) • универсальный эталон научного типа мышления (англоязычный) • культурно-специфический тип мышления Социальный сектор (коллективное эстетическое пространство) • эстетический идеал о стремление к совершенству о правила и нормы научного исследования, рекомендации, требования
является предметом совершенства, как и болезни или любые языковые явления, например, суффиксы, табуированная лексика и т. д. В данном случае можно говорить о нейтрализации обыденных эстетических ценностей/антиценностей с точки зрения науки.
Кроме декларативного знания, индивидуальное эстетическое пространство включает знание процедурное. Процедурное знание - это знание эпистемической ситуации внеязыковой действительности (в случае научного знания - это «проблема - решение») и того, как, каким методом или способом нужно решить данную проблему. Если в научном тексте отсутствует какой-либо компонент эпистемической ситуации, например, постановка проблемы или ее решение, то такой текст не может быть признан совершенным с точки зрения научного сообщества, хотя сам ученый, особенно начинающий, может быть иного мнения. Методы исследования могут быть самыми различными, но ученый выбирает только те, которые ему кажутся совершенными, наиболее гармоничными и подходящими для достижения целей исследования. С точки зрения научного сообщества методы должны быть адекватными, современными, логичными, простыми, доступными и т. д.
Эстетическое чувство и эстетический вкус формируются у ученого, как у любого человека, в процессе жизнедеятельности под влиянием социокультурной среды, и уровень их различен. Однако чем больше научный работник погружен в свою научную сферу, чем больше он читает и пишет, тем больше он знает нормы и правила научного дискурса, тем лучше он разбирается в том, что такое совершенство в его виде деятельности. В данном случае влияние коллективного эстетического пространства неоспоримо.
Коллективное эстетическое пространство относится к социальному сектору. В коллективном эстетическом пространстве присутствуют эстетические ценности, присущие определенной группе людей, в нашем случае, научному социуму. В ходе
исторического развития науки научный социум вырабатывает определенные эстетические правила и нормы по отношению к содержанию и форме научных текстов: их тематике, макро- и суперструктурам, методам исследования, лингвистическим и экстралингвистическим средствам выражения и т. д. Эти нормы, которые представляют собой эстетический идеал тех, кто их установил, закрепляются в виде рекомендаций и требований редакционных коллегий научных журналов, издательств, Высшей аттестационной комиссии, диссертационных советов и т. д. к содержанию и оформлению научных работ. Следование этим нормам рассматривается как обязательный элемент эстетики научного текста, как стремление к эстетическому идеалу и проявление эстетического вкуса.
Так, ученый, создавая научный продукт, превращает его в предмет эстетического совершенствования. Научный текст, например, проходит процедуру внутреннего (написание нескольких вариантов) и внешнего редактирования и рецензирования, в результате которых автор учитывает замечания и предложения рецензентов, представляющих экспертное сообщество, и дорабатывает окончательный вариант до определенного совершенства. Таким образом, коллективное эстетическое пространство обладает регулятивной функцией и оказывает непосредственное влияние на индивидуальное эстетическое пространство.
В культурном секторе понятие эстетической базы включает универсальные и специфические категории, свойственные данной культуре. Это, в первую очередь, культурно-обусловленный тип мышления. Как известно (Р. Каплан), типы мышления в разных культурах отличаются. Вместе с тем, следует отметить, что научные тексты появились в Англии в XVII веке и им был и остался свойственен англоязычный тип мышления: линейный, логичный, последовательный, когда основная идея высказывается в начале и последовательно раскрывается с помощью вербального выражения
всех компонентов. Этот тип мышления стал превалировать в науке и приобрел свойства эталона.
В эпоху глобализации, когда основная научная коммуникация осуществляется на английском языке, другие модели и типы мышления рассматриваются как непонятные, а, значит, несовершенные и неэстетичные. Русскоязычный тип мышления значительно отличается от англоязычного и непонятен глобальному экспертному сообществу, поэтому, если есть потребность быть понятым и участвовать в глобальной научной коммуникации, появляется необходимость переключения с обыденного русскоязычного типа на эталонный англоязычный, который является универсальным для глобальной научной коммуникации.
Языковой сектор включает вербальные и невербальные средства, которые должны соответствовать эстетическому идеалу, вобравшему в себя эстетику всех остальных секторов. Именно здесь наиболее ярко проявляется интегральный характер эстетического аспекта научного текста. Так, тематическая структура должна соответствовать эстетическим концептам когнитивного сектора, макроструктура - его эталонной эпистемической ситуации и методам исследования, суперструктура -универсальному эталону научного типа мышления в культурном секторе (Introductюn-Methods-Results-Discussion). Использование лексики (общенаучной, терминологической, клишированной и т. д.), грамматики (адекватной макроструктуре) и стиля (научного: логичного, доказательного, неэмоционального и т. д.) обусловлены стремлением к совершенству, теми нормами и правилами, которые выработало научное сообщество в социальном секторе.
Как известно, для научного текста характерна высокая степень оценочности. Аксиологическая деятельность автора научного текста выражается в двух типах оценок: рациональной (логической) и иррациональной (эмоциональной) [4, с. 81].
Рациональная оценка выражает отношение автора к старому и новому научному знанию с позиций его соответствия-несоответствия некоторому стандарту, определенным нормам и требованиям, выработанным научным сообществом. Такой стандарт формируется представлением об идеальном научном знании, для которого характерны признаки новизны, значимости и достоверности. Эти ценностные категории конкретизируются в таких частных значениях, как известность-неизвестность, важность-неважность, актуальность-неактуальность, разработанность-неразработанность, точность-неточность и т. д. [4, с. 81-82]. Таким образом, рациональная оценка имеет явное эстетическое содержание и соотносится как с категориями эстетической оценки и всеобщими эстетическими категориями, так и с категорией эстетического идеала.
Иррациональная оценка выражает эмоциональное отношение автора, такое, как восхищение,
удивление, раздражение, удовольствие и т. д., что соотносится с эстетическими чувствами в рамках категории эстетического исследования.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что как рациональная, так и эмоциональная оценка имеют эстетическое основание в части соответствия-несоответствия идеалу и могут выражаться с помощью лексических средств, имеющих эстетический компонент значения, а также грамматических средств, таких, как, например, восклицательные и вопросительные предложения, стилистических и других средств, в том числе невербальных.
К невербальным средствам выражения эстетического мы относим такие, как различные шрифты, расположение на странице, поля, оформление ссылок, выделение, заголовки, четкость печати, бумага, цвет, иллюстрации и т. д., которые непосредственно влияют на эстетическое восприятие.
4. Заключение
Применение интегрального подхода к исследованию научного текста помогает выявить и упорядочить новые, до сего времени не изученные или мало изученные его аспекты, такие, как, в частности, эстетический. Интегральная модель научного текста в ее эстетическом аспекте позволяет рассматривать научный текст как рассредоточенный объект, эстетическое единство четырех секторов, которые взаимозависимы и взаимообусловлены. Эстетический аспект научного текста рассматривается нами как стремление к совершенству в поисках истины, которое выражается в индивидуальном и коллективном, универсальном и культурно-специфическом, вербальном и невербальном эстетическом пространствах научного текста. Следует подчеркнуть, что интегральное изучение эстетики научного текста должно учитывать все секторы научного текста. В когнитивном секторе это изучение наиболее актуальной тематики и методов исследования, разработка новых подходов и парадигм знания. В культурном секторе это изучение универсальных и культурно-специфических типов мышления в научной коммуникации. В социальном секторе это изучение норм и правил, которые выработал научный социум по отношению к научному тексту как эстетическому объекту. В языковом секторе это, прежде всего, изучение лингвистических особенностей выражения эстетического содержания в рамках интегральной теории текста, функциональной стилистики, лексикологии, синтаксиса и теории жанра, которое еще ждет своих исследователей.
Литература
1. Акопян, К.З. Формально-структурные основания эстетической культуры / К.З. Акопян // Эстетическая культура: отв. ред. И.А. Коников. -М.: ИФРАН, 1996. - 201 с. http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Kija/index.php (дата обращения 5.07.2014)
2. Дедюлина, М.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика» /М.А. Дедюлина. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 136 с.
3. Коников, И.А. Эстетический феномен науки / И.А. Коников // Эстетическая культура: отв. ред. И.А. Коников. - М.: ИФРАН, 1996. -201 с. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Kija/index.php (дата обращения 05.07.2014)
4. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М..: Флинта: Наука, 2008. - 280 с.
5. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
6. Хомутова, Т.Н. Научный текст: интегральный подход / Т.Н. Хомутова. - Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ, 2010. - 333 с.
7. Хомутова, Т.Н. Научный текст: моральный аспект / Т.Н. Хомутова // Язык. Коммуникация, перевод: контрасты и параллели: материалы V междунар. науч. конф. по актуальным проблемам теории языка и коммуникации. 1 июля 2011 года (ред. Н.В. Иванов). - М.: Книга и бизнес, 2011.
- С. 263-271.
8. Хомутова, Т.Н. Научный текст: эмоциональный аспект / Т.Н. Хомутова // Лингвистика в контексте культуры: материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 28-30 ноября 2012 г.) /под общ. ред. Е.В. Харченко. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. - С. 286-292.
9. Gardner, H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences (10th anniversary ed.) /
H. Gardner. - New York: Basic Books, 1993. - 447p.
10. Wilber, K. An Integral Theory of Consciousness / K. Wilber // Journal of Consciousness Studies. - February 1997. - № 4 (1). - P. 71-92.
Хомутова Тамара Николаевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации факультета лингвистики, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected]
Поступила в редакцию 30 июня 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University
Series “Linguistics” ______________2014, vol. 11, no. 3, pp. 28-34
RESEARCH TEXT AESTHETIC ASPECT: AN INTEGRAL MODEL
T. N. Khomutova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The article focuses on the problem of the research text aesthetics with a view to its integral character. The notions of the integral approach to language and text are investigated. Lines and levels of multiple intelligence development are defined. The system of aesthetic categories which form the basis of text aesthetic semantics is described with a special emphasis on the inherent aesthetic properties of research. An integral model of the research text aesthetic aspect with respect to its cognitive, social, cultural and language quadrants is presented. Perspectives of further research are outlined.
Keywords: research text; integral approach; cognitive, social, cultural and language quadrants; aesthetic categories; aesthetic aspect; integral model.
References
1. Akopjan K.Z. Formal'no-strukturnye osnovanija jesteticheskoj kul'tury [Formal and structural foundations of aesthetic culture]. Jesteticheskaja kul'tura: otv. red. I.A. Konikov. Moscow, IFRAN Publ., 1996, 201 p. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Kija/index.php (data obraschenija 05.07.2014)
2. Dedjulina M.A. Uchebno-metodicheskij komplekspo kursu «Jestetika» [A collection of textbooks and methodological materials for the course of «Aesthetics»]. Taganrog, Izd-vo TRTU, 2004, 136 p.
3. Konikov I.A. Jesteticheskij fenomen nauki [Aesthetic phenomenon of science]. Jesteticheskaja kul'tura: otv. red. I.A. Konikov. Moscow, IFRAN Publ., 1996, 201 p. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ Kija/index.php (data obraschenija 05.07.2014) (data obraschenija 05.07.2014).
4. Kotjurova M.P. Kul’tura nauchnoj rechi: tekst i ego redaktirovanie: ucheb. posobie [Research speech culture: text and its editing: textbook]. 2nd ed. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2008, 280 p.
5. Kratkij slovar’po jestetike: Kn. dlja uchitelja [A concise dictionary of aesthetics: Teacher’s book]. Pod. red. M.F. Ovsjannikova. Moscow, Prosveshhenie, 1983, 223 p.
6. Homutova T.N. Nauchnyj tekst: integral'nyj podhod [Research text: an integral approach]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ., 2010, 333 p.
7. Homutova T.N. Nauchnyj tekst: moral'nyj aspect [Research text: moral aspect]. Jazyk. Kommunikacija, perevod: kontrasty i paralleli. Materialy V mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po aktual'nym problemam teorii jazyka i kommunikacii. 1 ijulja 2011 goda (red. N.V. Ivanov). Moscow, Kniga i biznes, 2011, pp. 263-271.
8. Homutova T.N. Nauchnyj tekst: jemocional'nyj aspekt [Research text: emotional aspect]. Lingvistika v kontekste kul'tury: materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheljabinsk, 28-30 nojabrja 2012 g.). Pod obshh. red. E.V. Harchenko. Chelyabinsk, South Ural St. Univ., 2012, pp. 286-292.
9. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences (10th anniversary ed.). New York, Basic Books, 1993, 447 p.
10. Wilber K. An Integral Theory of Consciousness. Journal of Consciousness Studies. February 1997, № 4 (1), pp. 71-92.
Tamara N. Khomutova, Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Linguistics and Cross-cultural Communication, Faculty of Linguistics, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected]
Received 30 June 2014