Научная статья на тему 'Формирование эстетической культуры будущего учителя в образовательной системе государственного университета на примере факультета национальной филологии и культуры АГУ'

Формирование эстетической культуры будущего учителя в образовательной системе государственного университета на примере факультета национальной филологии и культуры АГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анчокова Зарема Руслановна

Статья раскрывает возможности формирования эстетической культуры студентов на основе национально-регионального компонента. В ней рассматриваются понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура», а также возможности формирования эстетической культуры, предлагаются результаты анкетирования и тестирования, использованные для выявления исходного уровня сформированности эстетической культуры студентов факультета национальной филологии и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анчокова Зарема Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетической культуры будущего учителя в образовательной системе государственного университета на примере факультета национальной филологии и культуры АГУ»

УДК 37. 017. 92 ББК 74. 580. 050.3

А 74

З.Р. Анчокова

Формирование эстетической культуры будущего учителя в образовательной системе государственного университета на примере факультета национальной филологии и культуры АГУ

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья раскрывает возможности формирования эстетической культуры студентов на основе национально-регионального компонента. В ней рассматриваются понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура», а также возможности формирования эстетической культуры, предлагаются результаты анкетирования и тестирования, использованные для выявления исходного уровня сформированности эстетической культуры студентов факультета национальной филологии и культуры.

Ключевые слова:

Эстетическая культура, эстетическое воспитание, эстетический вкус, художественная культура.

Система образования складывается из комплекса дидактических, воспитательных, идеологических и других мер, соответствует уровню развития общества на том или ином историческом этапе, отвечает его интересам и потребностям. Хотя в повседневной практике ей отводится относительно подчиненная роль, от экономической, политической и социальной систем, именно от позитивных слагаемых образовательно-воспитательного процесса, содержательных результатов образования «зависит действенность и результативность всех социально-экономических и духовных процессов выживания российского общества [2, С. 86]. «Образование, будучи многофункциональной моделью системного обучения и воспитания социума, - как указывают Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич, - носит культуросозидательную, культурообразующую и прогрессообразующую функции. В образовательных структурах происходит процесс формирования культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культурообразного устройства. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуре [2, С. 87].

Одной из важнейших составляющих содержание образования является эстетическое воспитание обучающихся. Сложившаяся практика воспитательной работы в учебном заведении ориентирована на такие структурные компоненты эстетического воспитания как «эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание творческих потребностей» [9, С. 230].

С развитием общества, расширением функций образования и воспитания происходит определенная дифференциация и специализация образовательной системы. Сюда же можно отнести выявление и рассмотрение проблемы регионального образования, образовательного стандарта, приемы и методы наполнения их конкретным содержанием, представляющие непосредственный научный интерес в

нашем исследовании. Как известно, любая деятельность обретает какой-либо смысл, когда она одухотворена сознательно целенаправленной волей, разумом, т.е. проявлением человеческого фактора. Разрешение этих проблем напрямую связано с формированием эстетической культуры будущего учителя и способствует вместе с образовательно-воспитательными мерами воздействия комплексному охвату знаний разных дисциплин, систематизации основ этнопедагогики.

Среди ориентированных на народную педагогику предметов «История Адыгеи» располагает более содержательным материалом для решения задач эстетического воспитания, которые более успешно осуществляются при установлении тесных межпредметных и внутрипредметных связей с предметами эстетического и филологического циклов, где раскрываются общие и особенные черты и развития адыгейской национальной и мировой культуры [3, С. 180].

Внедрение средств и методов народной педагогики в образовательную практику особенно важно в многонациональных, поликультурных регионах России, к которым относится Республика Адыгея. Поэтому особенно актуальной является разработка системы и методов формирования эстетической культуры студентов Адыгейского государственного университета посредством углубленного изучения национальной филологии и культуры. Постановка проблемы в таком контексте научно обоснована, теоретически оправдана, практически полезна и служит в качестве национально -регионального компонента в системе федерального образовательного стандарта. Такие факторы предопределили целесообразность и необходимость специального изучения отдельных проблем традиционной адыгской культуры в аспекте нравственного и эстетического воспитания.

В ряду особо почитаемого эстетического идеала и общепринятого нормативного этикета у адыгов особое место можно отвести толерантности. Основополагающие принципы, нормы и правила поведения личности из неписанного моральнонравственного кодекса «Адыгэ хабзэ» и этноэтического нормотворчества «адыгагъэ» -(адыгственность) изначально лежали в основе образовательно-воспитательного комплекса народной педагогики. Считалось общепринятой нормой воспитывать в подрастающем поколении принципы и нормы толерантности, способности, не раздражаясь, не гневаясь, оценивать и переносить неприятные, недружелюбные, порой, оскорбительные воздействия. При этом в общении с людьми, несмотря ни на что, необходимо было оставаться спокойным, почтительным, даже кротким. Поскольку это не очень легкая задача и не каждому по плечу, «в адыгской культурной традиции толерантность предстает как мужество самой высокой пробы, и, прежде всего, как способность победить в гневе свой язык» [1, С. 66].

Как отмечает Б. Х. Бгажноков, - особо ценным в этнопедагогике адыгов можно назвать то, что к толерантности приучают с детства. Воспитание в этом духе способствует формированию таких качеств, как спокойствие, терпимость, невозмутимость. Не зря на толерантность, как на примечательное и во многом неожиданное качество адыгского характера, указывали: И. Бларамберг, Н. Дубровин, Дж. Интериано, Э. Спенсер, Дж. Бель и др., посещавшие Черкесию в разное время. Их удивляло, что в стране, где каждый мужчина вооружен, царит непривычный покой и порядок: ссоры, стычки, кровавые столкновения крайне редки. В адыгской культурной традиции толерантность - мужественная доброта и большая внутренняя культура, лежащие в основе этической рационализации мира, проявляется и интегрируется в общепринятую культурно-воспитательную парадигму. Приобщая детей к культуре народа, формировали у них такие качества, как эстетический вкус и умение находить в жизни прекрасное. Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер.

Сила народной педагогики - в массовости педагогического процесса. Народная педагогика всегда питала школьное дело. Как живая связующая нить между прошлым и будущим, она из поколения в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Все это предопределяет ценностные приоритеты эстетического воспитания, основанного на принципах народной педагогики. К реализации данной функции студентов - будущих педагогов необходимо готовить в стенах профессионального учебного заведения.

Целостное представление учителя о воспитательном процессе, поиски новых методических приемов в педагогической деятельности принципиально связаны с эстетическим вкусом, теоретическими знаниями и накопленным опытом в понимании прекрасного. Внедрение в сознание студентов необходимых знаний с помощью рычагов и механизмов эстетического воздействия сопряжено с определенными методическими приемами, педагогическими методами, навыками и образовательными стандартами. Поэтому распространенно мнение, согласно которому «современный учитель должен уметь самостоятельно выстраивать образовательный процесс, ставить цель, выделять необходимые для ее достижения принципы, определять адекватным целям и принципам педагогические задачи, выстраивать гипотезу их решения, применять необходимые для решения задачи и проверки гипотезы методы» [2].

В педагогической литературе существуют разные определения понятий « эстетическое воспитание», «эстетическая культура». Поскольку в одной статье рассмотреть все определения не представляется возможным, приведем лишь некоторые из них.

Так, например, по определению А. А. Радугина, под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности [8]. Он трактует эстетическую культуру личности как единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения [8].

В педагогическом энциклопедическом словаре указано, эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития эстетического эмоциональночувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности [5].

Нам больше импонирует определение Г. С. Лабковской, толкующее эстетическую культуру личности как совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека [10].

Известно, что эстетическое воспитание человека должно начинаться с младенческого возраста и продолжаться до глубокой старости и представляет, по своей сути, непрерывный процесс. Также известно, что к критериям эстетической воспитанности традиционно относят сформированность эстетического идеала, художественного вкуса, способность испытывать эстетические чувства и переживания, эстетического суждения, эстетическое отношение к действительности.

Несмотря на достаточно разностороннее внедрение эстетической культуры в образовательно-воспитательную систему национально-территориальных субъектов Российской Федерации, следует заметить, что уровень сформированности названных выше критериев при использовании национального регионального компонента в условиях национальной школы оставляет желать лучшего. Как указывает профессор И. А. Шоров, необходимо проводить параллели между адыгской народной педагогикой и этнопедагогикой генетически близких народов, использовать богатейший опыт

русской народной педагогики; показывать общее в истории, традициях, культуре народов абхазо-адыгского и Северо-Кавказского регионов, что, несомненно, будет способствовать успешной реализации традиционной народной педагогики в учебновоспитательном процессе [7, С

В этой связи эффективным представляется, с нашей точки зрения, в процессе восприятия и закрепления педагогических знаний у студентов симбиозной (русско-адыгской) педагогической культуры, осуществляемой на основе двуязычия. С одной стороны, на уровне чувственного восприятия, сознательного овладения основами славяно-русской педагогической и воспитательной системы, а так же адыгской этнопедагогики происходит закрепление лингвоэтнокультурного субстрата. С другой -приобретаются навыки сравнительно-типологического анализа разнотипных педагогических школ и традиционных воспитательных методик, этнокультурных моделей.

Для будущего педагога очень важно осознать, что, несмотря на некоторую разнотипность путей в культурогенезе общая географическая, геополитическая среда адыгов и русских на протяжении целого тысячелетия предопределила смешанную социокультурную, последовательно сближающуюся модель совместного продвижения народов по поступательному пути их развития. Кроме того, идеология интернационализма, бытовавшая в Советском Союзе, несмотря на крайнюю политизированность усилила сближение культур, определила характер сотрудничества, содружества народов, заложила и закрепила основы философского тождества соотношения единства и многообразия. Формирование единства педагогических школ и систем разных народов предопределило многообразие действовавшей в стране педагогической системы, педагогических культур и направлений, в которых небезуспешно развивались составляющие их единство - народная педагогика каждого этноса, входящего в эту систему. Осмысление всего этого будущим учителем является, с нашей точки зрения важным аспектом формирования эстетической культуры.

Одним из важнейших компонентов в развитии эстетической культуры студентов факультета национальной филологии и культуры является в контексте сказанного отбор содержания образования и разработка учебно-методических программ с учетом требований государственного образовательного стандарта РФ. Руководствуясь общепринятыми концептуальными принципами, мы разработали программу развития эстетической культуры студентов с широким использованием всего спектра эстетических, этнокультурных воспитательных традиций, составляющих основу адыгской народной педагогики. Для реализации этой программы были разработаны спецкурс и элективные курсы, одним из которых является дисциплина «Этнопедагогика».

В процессе приобщения студентов к эстетической культуре важнейшим является система отбираемого материала, его структура и методы формирования у них эстетического интереса - направленности личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение окружающей действительности. Одним из важнейших этнопедагогических критериев в процессе обучения и воспитания является культурно -языковой базис, на котором основана особая ментальность, данность, определяющая этнические особенности.

Кроме того, при изучении спецкурса по этнопедагогике важным является убеждение студентов в том, что в условиях многонациональной и поликультурной среды красота проявляется и в умении сотрудничать и общаться с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, почитать национальную культуру, понимать и ценить своеобразие культур других народов. На это мы делаем акцент при чтении названного спецкурса.

Как подчеркивает О.Д. Мукаева, «сопоставление элементов собственной культуры и культуры других народов дает возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, обусловленные спецификой географических условий, экономического, политического и социального развития, принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями этнокультурных систем, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, сопричастность к его проблемам и трудностям, стремление к межкультурному сотрудничеству» [4, С. 143-144].

А также в силу изменившейся идеологической ориентации в системе образования и воспитания, этнопедагогика постепенно стала иметь в общественном сознании не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. «В настоящее время наблюдается повышение ответственности регионов за социальноэкономическое развитие, повышение заинтересованности в укреплении интеллектуального потенциала на местах, развитие региональной системы непрерывного образования с целью подъема экономики, активизации инвестиционной и инновационной деятельности» [3, С. 44].

С учетом этого фактора при изучении спецкурса мы пытаемся осуществлять межпредметную связь, для чего учитывается уровень эстетических и художественных знаний студентов, в которые входят теоретические знания по эстетике, истории и теории различных видов искусства, практические знания классических и современных художественных произведений, которые он прочитал, увидел или прослушал, запас, воспринятый личностью в течение ее жизни и закрепленной в памяти художественной информации.

Для этого нами использовались специально разработанные тесты и анкеты, с помощью которых выяснялся уровень знаний студентов по вышеуказанным дисциплинам.

Проблема определения влияния традиций народной педагогики на эстетическое развитие студентов потребовала выявления степени соответствия содержания образования, в основном национально- регионального компонента, этнокультурным потребностям высшего образования, задачам эстетического развития и воспитания студентов. В ходе исследования нами было проведено анкетирование с целью выяснения мнений непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса. Базой для опытно-экспериментальной работы стал факультет национальной филологии и культуры Адыгейского государственного университета. Кроме того, проводилось анкетирование студентов с целью выявления степени усвоенности знаний по спецкурсу, а так же мотивов их изучения. Кроме названного спецкурса студентам предлагается спецкурс «Эстетическая культура личности».

До формирующего эксперимента для выявления представлений студентов об определениях понятий «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», а так же для выявления их мнения о том, что больше влияет на формирование эстетической культуры нами был предложен ряд вопросов. Результаты этого опроса показали, что под эстетическим воспитанием 34 % студентов понимают формирование устойчивого эстетического вкуса к произведениям искусства, окружающей действительности; 40 % студентов как формирование эстетического отношения, включая сюда и художественный вкус, и эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде; 18 % студентов - как систему воспитательных воздействий направленных на развитие эстетического сознания и 8% студентов - как формирование духовной культуры личности. Анализ ответов показал, что все респонденты имеют свой взгляд на сущность эстетического воспитания, как системы воспитательных воздействий, направленных на развитие эстетического сознания студентов.

Относительно того, что такое эстетическое развитие личности, мнения разделились таким образом: 38% студентов ответили, что это совокупность

эстетических качеств, присущих личности; 32% студентов, отметили, что это знание эстетических норм и правил и следование им в реальной жизни; 12% студентов, -знание норм этикета; 18% студентов - затруднились ответить. Анализ ответов показывает, что не все четко представляют себе сущность и содержание понятия эстетическая воспитанность личности, которая представляет собой результат воспитания в человеке эстетических умений видеть и творить красоту в жизни и творчестве, жить и работать по законам красоты.

26 % всех опрошенных считают, что в качестве основных средств, форм эстетического воспитания выступает труд, 19% указывают на общение,

взаимоотношения с людьми, 22 % - произведения устного народного творчества, 17% -традиции и обычаи народов, 14% - посещение музеев, выставок, театра; 9% - народные праздники, 8% - природа, 4% - выставки, архитектурные сооружения. Анализ ответов показывает, что респонденты правильно отвечают на поставленный вопрос, но не в полной мере осведомлены обо всех средствах, формах эстетического воспитания в народной педагогике. Примечательно, что на вопрос о необходимости использования народных традиций в школе 58% респондентов ответили положительно, т.е. обязательно, 16 % - необязательно, 26 % - не нужно. На вопрос о том, способствует ли знание народных традиций воспитания успешному эстетическому воспитанию молодежи утвердительно ответили 56 % опрошенных, отрицательно - 9%, не имеют ответа - 35%. В качестве аргументов положительного ответа приводятся мнения о том, что народный опыт воспитания обогащает содержание эстетического воспитания, оптимизирует средства и методы воспитания учащихся, в качестве отрицательного -народный опыт воспитания изжил себя и неприемлем в новых условиях жизни, третья категория респондентов ссылается на то, что никогда не задумывались над этим. Причем можно сделать вывод, что в такой последовательности расположились мнения опрошенных: национальная интеллигенция больше всего заинтересована в

использовании народных традиции в воспитании подрастающих поколении, респонденты одобряют их использование в школе в целях воспитания, позитивно относятся к их использованию в образовательном процессе, не возражают против использования их в учебном процессе. При этом участники опроса отметили, что знание народных традиций воспитания и использование их актуально и необходимо в настоящее время, т. к. в условиях поликультурной среды происходит становление национального самосознания многих народов.

Примечания:

1. Бгажноков Б. Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. 96 с.

2. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: Учитель, 1999. 560 с.

3. Гусарова З.Г. Методы и приемы использования традиций воспитания на уроках истории Адыгеи. Национальные традиции народов Адыгеи. Майкоп, 1994. 180 с.

4. Мукаева О. Д. От этнического к мультикультурному воспитанию //

Международный конгресс «Азия в Европе: Взаимодействие цивилизаций».

Образовательные системы и воспитание личности в условиях становления гражданского общества: Национальный и этнический аспект: Материалы науч. конф. Элиста, 2005. С. 140-145.

5. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энциклопедия, 2002. 327 с.

6. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч.1: Теория воспитания. Майкоп, 1996. 156 с.

7. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп,1996. 168 с.

8. Шоров И.А. Реализация Адыгской народной педагогики в современном воспитании // Национальные традиции народов Адыгеи. Майкоп, 1994. С. 33-34.

9. Эстетика / Под ред. А.А. Радугина. М., 2000. С. 225-228.

10. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г.С. Лабковская. М.:

Просвещение, 1983. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.