УДК 378.017. 92 ББК 74.580.050.2
А 74
З.Р. Анчокова
Формирование эстетической культуры будущего учителя в образовательной системе государственного университета
(на примере факультета адыгейской филологии и культуры АГУ)
(Рецензирована)
Аннотация:
Статья раскрывает возможности формирования эстетической культуры студентов на основе национально-регионального компонента. В ней рассматриваются понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура», а также возможности формирования эстетической культуры, предлагаются результаты анкетирования и тестирования, использованные для выявления исходного уровня сформированности эстетической культуры студентов факультета адыгейской филологии и культуры.
Ключевые слова:
Эстетическая культура, эстетическое воспитание, эстетический вкус, художественная культура.
Система образования складывается из комплекса дидактических, воспитательных, идеологических и других мер, соответствует уровню развития общества на том или ином историческом этапе, отвечает его интересам и потребностям. Хотя в повседневной практике ей отводится относительно подчиненная роль, от экономической, политической и социальной систем, именно от позитивных слагаемых образовательно-воспитательного процесса, содержательных результатов образования «зависит действенность и результативность всех социально-экономических и духовных процессов выживания российского общества [2, С. 86]. «Образование, будучи многофункциональной моделью системного обучения и воспитания социума, - как указывают Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич, - носит культуросозидательную, культурообразующую и прогрессообразующую функции. В образовательных структурах происходит процесс формирования культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культурообразного устройства. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуре [2, С. 87].
Одной из важнейших составляющих содержания образования является эстетическое
воспитание обучающихся. Сложившаяся практика воспитательной работы в учебном заведении ориентирована на такие структурные компоненты эстетического воспитания как «эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание творческих потребностей» [9, С. 230].
С развитием общества, расширением функций образования и воспитания происходит определенная дифференциация и специализация образовательной системы. Сюда же можно отнести выявление и рассмотрение проблемы регионального образования, образовательного стандарта, приемы и методы наполнения их конкретным содержанием, представляющие непосредственный научный интерес в нашем исследовании. Как известно, любая деятельность обретает какой-либо смысл, когда она одухотворена сознательно целенаправленной волей, разумом, т. е. проявлением человеческого фактора. Разрешение этих проблем напря-
мую связано с формированием эстетической культуры будущего учителя и способствует вместе с образовательно-воспитательными мерами воздействия комплексному охвату знаний разных дисциплин, систематизации основ эт-нопедагогики.
Среди ориентированных на народную педагогику предметов «История Адыгеи» располагает более содержательным материалом для решения задач эстетического воспитания, которые более успешно осуществляются при установлении тесных межпредметных и внутри-предметных связей с предметами эстетического и филологического циклов, где раскрываются общие и особенные черты и развития адыгейской национальной и мировой культуры [3, С. 180].
Внедрение средств и методов народной педагогики в образовательную практику особенно важно в многонациональных, поликультурных регионах России, к которым относится Республика Адыгея. Поэтому особенно актуальной является разработка системы и методов формирования эстетической культуры студентов Адыгейского государственного университета посредством углубленного изучения национальной филологии и культуры. Постановка проблемы в таком контексте научно обоснована, теоретически оправдана, практически полезна и служит в качестве национально - регионального компонента в системе федерального образовательного стандарта. Такие факторы предопределили целесообразность и необходимость специального изучения отдельных проблем традиционной адыгской культуры в аспекте нравственного и эстетического воспитания.
В ряду особо почитаемого эстетического идеала и общепринятого нормативного этикета у адыгов особое место можно отвести толерантности. Основополагающие принципы, нормы и правила поведения личности из неписан-ного морально-нравственного кодекса «Адыгэ хабзэ» и этноэтического нормотворчества «адыгагъэ» - (адыгственность) изначально лежали в основе образовательно-воспитательного комплекса народной педагогики. Считалось общепринятой нормой воспитывать в подрастающем поколении принципы и нормы толерантности, способности не раздражаясь, не гневаясь оценивать и переносить неприятные, не-
дружелюбные, порой, оскорбительные воздействия. При этом в общении с людьми, несмотря ни на что необходимо было оставаться спокойным, почтительным, даже кротким. Поскольку это не очень легкая задача и не каждому по плечу, «в адыгской культурной традиции толерантность предстает как мужество самой высокой пробы, и прежде всего как способность победить в гневе свой язык». [1, С. 66]
Как отмечает Б. Х. Бгажноков, - особо ценным в этнопедагогике адыгов можно назвать то, что к толерантности приучают с детства. Воспитание в этом духе способствует формированию таких качеств, как спокойствие, терпимость, невозмутимость. Не зря на толерантность, как на примечательное и во многом неожиданное качество адыгского характера, указывали: И. Бларамберг, Н. Дубровин, Дж. Ин-териано, Э. Спенсер, Дж. Бель и др., посещавшие Черкесию в разное время. Их удивляло, что в стране, где каждый мужчина вооружен, царит непривычный покой и порядок: ссоры, стычки, кровавые столкновения крайне редки. В адыгской культурной традиции толерантность - мужественная доброта и большая внутренняя культура, лежащие в основе этической рационализации мира, проявляется и интегрируется в общепринятую культурно-воспитательную парадигму. Приобщая детей к культуре народа, формировали у них такие качества, как эстетический вкус и умение находить в жизни прекрасное. Неотъемлемой составной частью системы воспитания у адыгов являлось эстетическое воспитание, носившее целенаправленный характер.
Сила народной педагогики - в массовости педагогического процесса. Народная педагогика всегда питала школьное дело. Как живая связующая нить между прошлым и будущим, она из поколения в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Все это предопределяет ценностные приоритеты эстетического воспитания, основанного на принципах народной педагогики. К реализации данной функции студентов - будущих педагогов необходимо готовить в стенах профессионального учебного заведения.
Целостное представление учителя о воспитательном процессе, поиски новых методических приемов в педагогической деятельности принципиально связаны с эстетическим вку-
сом, теоретическими знаниями и накопленным опытом в понимании прекрасного. Внедрение в сознание студентов необходимых знаний с помощью рычагов и механизмов эстетического воздействия сопряжено с определенными методическими приемами, педагогическими методами, навыками и образовательными стандартами. Поэтому распространенно мнение, согласно которому «современный учитель должен уметь самостоятельно выстраивать образовательный процесс, ставить цель, выделять необходимые для ее достижения принципы, определять адекватным целям и принципам педагогические задачи, выстраивать гипотезу их решения, применять необходимые для решения задачи и проверки гипотезы методы» [2, С. 106].
В педагогической литературе существуют разные определения понятий «эстетическое воспитание», «эстетическая культура». Поскольку в одной статье рассмотреть все определения не представляются возможным, приведем лишь некоторые из них.
Так, например, по определению А. А. Раду-гина, эстетическое воспитание - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности [8, С. 228].
В педагогическом энциклопедическом словаре указано, что эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности [5, С. 327].
Нам больше импонирует определение Г.С. Лабковской, толкующее эстетическую культуру личности как совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека [10, С. 18].
А Радугин А.А. трактует эстетическую культуру личности как единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения [8, С. 225].
Известно, что эстетическое воспитание человека должно начинаться с младенческого
возраста и продолжаться до глубокой старости и представляет, по своей сути, непрерывный процесс, также известно, что к критериям эстетической воспитанности традиционно относят сформированность эстетического идеала, художественного вкуса, способность испытывать эстетические чувства и переживания, эстетического суждения, эстетическое отношение к действительности.
Несмотря на достаточно разностороннее внедрение эстетической культуры в образовательно-воспитательную систему национальнотерриториальных субъектов Российской Федерации, следует заметить, что уровень сформи-рованности названных выше критериев при использовании национального регионального компонента в условиях национальной школы оставляет желать лучшего. Как считает профессор И. А. Шоров, необходимо проводить параллели между адыгской народной педагогикой и этнопедагогикой генетически близких народов, использовать богатейший опыт русской народной педагогики; показывать общее в истории, традициях, культуре народов абхазо-адыгского и Северо-Кавказского регионов, что, несомненно, будет способствовать успешной реализации традиционной народной педагогики в учебновоспитательном процессе. [7, С. 33-34]
В этой связи представляется, с нашей точки зрения, эффективным процесс восприятия и закрепления педагогических знаний у студентов симбиозной (русско-адыгской) педагогической культуры, осуществляемой на основе двуязычия. С одной стороны, на уровне чувственного восприятия, сознательного овладения основами славяно-русской педагогической и воспитательной системы, а также адыгской этнопеда-гогики происходит закрепление лингвоэтнокультурного субстрата. С другой - приобретаются навыки сравнительно-типологического анализа разнотипных педагогических школ и традиционных воспитательных методик, этнокультурных моделей.
Для будущего педагога очень важно осознать, что несмотря на некоторую разнотипность путей в культурогенезе общая географическая, геополитическая среда адыгов и русских на протяжении целого тысячелетия предопределила смешанную социокультурную, последовательно сближающуюся модель совместного продвижения народов по поступа-
тельному пути их развития. Кроме того, идеология интернационализма, бытовавшая в Советском Союзе, несмотря на крайнюю политизированность усилила сближение культур, определила характер сотрудничества, содружества народов, заложила и закрепила основы философского тождества соотношения единства и многообразия. Формирование единства педагогических школ и систем разных народов предопределило многообразие действовавшей в стране педагогической системы, педагогических культур и направлений, в которых небезуспешно развивались составляющие их единство - народная педагогика каждого этноса, входящего в эту систему. Осмысление всего этого будущим учителем является, с нашей точки зрения, важным аспектом формирования эстетической культуры.
Одним из важнейших компонентов в развитии эстетической культуры студентов факультета национальной филологии и культуры в контексте сказанного является отбор содержания образования и разработка учебнометодических программ с учетом требований государственного образовательного стандарта РФ. Руководствуясь общепринятыми концептуальными принципами, на кафедре факультета истории и культуры адыгов АГУ, разрабатывается программа развития эстетической культуры студентов с широким использованием всего спектра эстетических, этнокультурных воспитательных традиций, составляющих основу адыгской народной педагогики. В этом аспекте делаются попытки по возрождению национальной культуры, совершенствованию языка, углубленного изучения истории адыгского этноса. При этом важное внимание уделяется выправлению языковой деформации, ибо необходимо заняться и решить проблему восстановления адыгского языка как базовой константы этнической идентичности, деидеологизировать основные сферы общественной жизни, сужавшие функции национальных языков. Так, к примеру, с 1985 года помимо обязательных курсов на факультете открываются факультативные курсы по изучению адыгейского языка и литературы, удвоилось количество часов по их изучению, введены спецкурсы: введение в кавказоведение, культура адыгской речи, стилистика адыгейского языка, литература XIX века, литература адыгского зарубежья, адыгская
детская литература. Эстетическая культура, эстетическое воспитание зиждется не только на общепринятых устоявшихся принципах восприятия прекрасного, но и на направленности образования, воспитания на усвоение культурно-языкового компонента будущим учителем нациоанальной школы.
В процессе приобщения студентов к эстетической культуре важнейшим является система отбираемого материала, его структура и методы формирования у них эстетического интереса, направленности личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение окружающей действительности. Одним из важнейших этнопедагогических критериев в процессе обучения и воспитания является культурно-языковой базис, на котором основана особая ментальность, определяющая этнические особенности.
Кроме того при изучении спецкурса по эт-нопедагогике важным является убеждение студентов в том, что в условиях многонациональной и поликультурной среды красота проявляется и в умении сотрудничать и общаться с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, почитать национальную культуру, понимать и ценить своеобразие культур других народов. На это мы делаем акцент при чтении названного спецкурса.
Как подчеркивает О.Д. Мукаева, «сопоставление элементов собственной культуры и культуры других народов дает возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, обусловленные спецификой географических условий, экономического, политического и социального развития, принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями этнокультурных систем, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, сопричастность к его проблемам и трудностям, стремление к межкультурному сотрудничеству» [4, С. 143-144].
В силу изменившейся идеологической ориентации в системе образования и воспитания, этнопедагогика постепенно стала иметь в общественном сознании не только теоретикопознавательное, но и прикладное значение.
С учетом этого фактора при изучении спецкурса мы пытаемся осуществлять меж-
предметную связь, для чего учитывается уровень эстетических и художественных знаний студентов, в которые входят теоретические знания по эстетике, истории и теории различных видов искусства, практические знания классических и современных художественных произведений, которые он прочитал, увидел или прослушал, запас, воспринятый личностью в течении ее жизни и закрепленный в памяти художественной информации.
Для этого нами использовались специально разработанные тесты и анкеты, с помощью которых выяснялся уровень знаний студентов по вышеуказанным дисциплинам.
Проблема определения влияния традиций народной педагогики на эстетическое развитие студентов потребовала выявления степени соответствия содержания образования, в основном национально- регионального компонента, этнокультурным потребностям высшего образования, задачам эстетического развития и воспитания студентов. В ходе исследования нами было проведено анкетирование с целью выяснения мнений непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса. Базой для опытно-экспериментальной работы стал факультет национальной филологии и культуры Адыгейского государственного университета. Кроме того проводилось анкетирование студентов и с целью выявления степени усвоенности знаний по спецкурсу а так же мотивов их изучения данного спецкурса. Кроме названного спецкурса студентам предлагается спецкурс «Эстетическая культура личности».
До формирующего эксперимента для выявления представлений студентов об определениях понятий «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», а также для выявления их мнения о том, что больше влияет на формирование эстетической культуры нами был предложен ряд вопросов. Результаты этого опроса показали, что под эстетическим воспитанием 34% студентов понимают формирование устойчивого эстетического вкуса к произведениям искусства, окружающей действительности; 54% студентов как формирование эстетического отношения, включая сюда и художественный вкус, и эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; 31% студентов - как систему воспитательных воздействий направленных на развитие эстетического сознания и
41% студентов - как формирование духовной культуры личности. Анализ ответов показал, что все респонденты имеют свой взгляд на сущность эстетического воспитания как системы воспитательных воздействий, направленных на развитие эстетического сознания студентов.
На другой вопрос, что такое эстетическое развитие личности мнения разделились таким образом: 38% студентов ответили, что это совокупность эстетических качеств, присущих личности; 32% студентов, отметили, что это знание эстетических норм и правил и следование им в реальной жизни; 12% студентов, -знание норм этикета; 30% студентов - затруднились ответить. Анализ ответов показывает, что не все четко представляют себе сущность и содержание понятия эстетическая воспитанность личности, которая представляет собой результат воспитания в человеке эстетических умений видеть и творить красоту в жизни и творчестве, жить и работать по законам красоты.
26% всех опрошенных считают, что в качестве основных средств, форм эстетического воспитания выступает труд, 19% указывают на общение, взаимоотношения с людьми, 22% -произведения устного народного творчества, 17% - традиции и обычаи народов, 14% - посещение музеев, выставок, театра; 9% - народные праздники, 8% - природу, 4% - выставки, архитектурные сооружения. Анализ ответов показывает, что респонденты правильно отвечают на поставленный вопрос, но не в полной мере осведомлены обо всех средствах, формах эстетического воспитания в народной педагогике. Примечательно, что на вопрос о необходимости использования народных традиций в школе 52% респондентов ответили положительно, т. е. обязательно, 16 % - не обязательно, 11% - не нужно. На вопрос о том, способствует ли знание народных традиций успешному эстетическому воспитанию молодежи утвердительно ответили 52 % опрошенных, отрицательно -3%, не имеют ответа - 5%. В качестве аргументов положительного ответа приводятся мнения о том, что народный опыт воспитания обогащает содержание эстетического воспитания, оптимизирует средства и методы воспитания учащихся, в качестве отрицательного - народный опыт воспитания изжил себя и неприемлем
в новых условиях жизни, третья категория респондентов ссылается на то, что никогда не задумывалась над этим.
Участники опроса отметили, что знание народных традиций воспитания и использование их актуально и необходимо в настоящее время для формирования эстетической культуры, так как в условиях поликультурной среды происходит становление не только национального, но и эстетического самосознания.
Примечания:
1. Бгажноков, Б.Х. Адыгская этика / Б.Х. Бгажно-ков - Нальчик. 1999. - 96 с.
2. , . ., , . . -: -
темах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич -- / : « », 1999.
- 560 с.
3. , . .
традиций воспитания на уроках истории Адыгеи. Национальные традиции народов Адыгеи /
З.Г. Гусарова. - Майкоп. 1994. С. 180.
4. , . . -
// -« : -».
личности в условиях становления гражданского общества: Национальный и этнический аспект.
17-21
2005 г. / ОД. Мукаева. - Элиста. 2005. С. 140145.
5. .
Ред. Б.М. Бим-Бад. Науч. изд-во «Большая рос». ., 2002. . 327.
6. , . . . .1: -
тания (конспект лекций). Учебное пособие /
. . . - . 1996. - 156 .
7. , . . -
век / А. Ю. Шадже.- Майкоп,1996. - 168 с.
8. , . .
//. -
циональные традиции народов Адыгеи / И. А. . - , 1994. - . 33-34.
9. : . / . . . -
на. М., 2000. С.225-228.
10. -ние / Сост. Г.С. Лабковская, - М.: Просвещение, 1983. С. 18.