Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бармин Сергей Федорович

В статье актуализируется педагогическая проблема формирования эстетических ориентаций подростков. В результате исследования определено, что эстетические ориентации подростков представляют собой значимый педагогический и культурный феномен, мощный фактор формирования сознания каждой отдельной личности. Авторы раскрывают специфику направленности эстетики в современной социокультурной ситуации. Описываются отличительные особенности подросткового периода развития с позиции формирования эстетических ориентаций. Определены структурные компоненты понятия «эстетические ориентации подростков», дан анализ современной ситуации и предложено собственное видение организации формирования описываемого личностного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ADOLESCENT AESTHETIC ORIENTATIONS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article actualizes the pedagogical problem of the formation of aesthetic orientations of adolescents. As a result of the study, it was determined that the aesthetic orientations of adolescents are a significant pedagogical and cultural phenomenon, a powerful factor in the formation of consciousness of each individual. The authors reveal the specifics of the orientation of aesthetics in the modern socio-cultural situation. The distinctive features of the adolescent period of development are described from the point of view of the formation of aesthetic orientations. The structural components of the concept of "aesthetic orientations of adolescents" are defined, the analysis of the current situation is given and their own vision of the organization of the formation of the described personal quality is proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Из всего этого следует, что при недостаточном внимании к данной проблеме, взаимодействие докладчик - аудитория будет выглядеть приблизительно так:

Эмоциональный подъем - быстрота - громкость - монотонность - агрессия - усталость - раздражение - провал.

Хотелось бы привести практический пример подготовки к устной презентации. Обычно, текст для презентации берется из письменных источников - документов, научных статей, которые стилистически предназначены для чтения, а не для восприятия на слух. Однако тексты для чтения и тексты для восприятия на слух отличаются друг от друга: текст для устной презентации должен восприниматься слушателями без напряжения, а это значит, что требования, предъявляемые к такому тексту, должны быть несколько иными. Поэтому, информацию, взятую из письменного источника, целесообразно сначала адаптировать для устного выступления, а далее очень внимательно поработать над интонацией, фонетикой, логическими ударениями. При необходимости можно включить и разговорные элементы, например, вопросы, которые делают речь более живой и легкой для восприятия.

Итак, этапы работы следующие:

1. Информация из письменного источника (пример из презентации одного из студентов).

Conscious approach to consumption demonstrates social responsibility of the modern consumer, which is one of the most important constituents of the sustainable development ideology suggesting that we, as consumers, should be ethical, environmentally friendly, and purely practical. By the way, the approach provides also a psychotherapeutic effect.

The main guideline is - whatever the motivation, - stop for a second before buying a product or starting to use something and ask yourself: what consequences will this have for me and the world around me?

2. Тот же самый текст, адаптированный для устного выступления.

Social responsibility of the modern consumer is one of the most important components of the sustainable development ideology. It suggests that we, as consumers, should be ethical, environmentally friendly, and possess a conscious practical approach to consumption. You can ask - What does "being conscious" imply? It means that before buying a product or starting to use something you should ask yourself: why am I going to get it? What consequences will it have for me and the world around me?

3. Итоговый вариант с паузами, интонированием, логическим ударением.

Social responsibility of the modern consumer// is one of the most important components of the sustainable development ideology. It suggests// that we, //as consumers, should be ethical, // environmentally friendly, // and possess a conscious// practical approach to consumption. You can ask// - what does "being conscious" imply? It means //that before buying a product// or starting to use something// you should ask yourself: why am I going to get it? What consequences will it have for me and the world around me?

Жирным шрифтом мы выделили ударные слоги, курсивом обозначены слова, на которых мы хотим сделать логическое ударение, знаком // отмечены паузы.

Таким образом, наше выступление приобретёт совершенно иное звучание.

Выводы. В качестве заключения отметим, что в XXI веке информация, ее представление и, следовательно, ораторское искусство имеют и будут иметь все большее значение. Международные деловые контакты будут расширяться и их переход в онлайн формат потребуют пристального внимания к качеству речи, особенно если мы говорим о речи на иностранном языке. Беглая речь, являющаяся положительным навыком при изучении иностранного языка, при отсутствии контроля и недостаточном внимании к другим аспектам языка - сегментным и суперсегментным - может стать серьезной преградой в условиях профессионального общения и профессиональных контактов, а ведь именно к ним готовят студентов на занятиях по иностранному языку.

Вообще, любое публичное выступление должно быть хорошо отрепетировано. Это обеспечит не только комфортное восприятие информации, но и поможет отразить индивидуальность докладчика. Хорошую информацию и структурированный текст может убить именно недостаток фонетической работы над текстом (повторения текста вслух), контроля смысла текста и профессиональной оценки со стороны (а именно, преподавателем). Особенно это важно для речи на иностранном языке. И преподаватель должен уделять этой части подготовки презентации самое пристальное внимание.

Литература:

1. Баранова О.И., Воскресенская И.Н. Преподавательские онлайн проекты на кафедре иностранных языков. «Современное образование: содержание, технологии, качество» Материалы XXVII международной научно-методической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021 г. - С. 293-296.

2. Валгина Н.С. Теория текста. - Москва: Логос, 2003.

3. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). -Издательство: Икар. - 2009.

4. Фрейдина Е.Л. Просодия как фактор стилевого варьирования звучащей речи // Преподаватель XXI век. - 2012. - №3.

5. Фрейдина Е.Л. Индивидуальный стиль оратора и его просодические маркеры // Преподаватель XXI век. - 2017. -№ 2-4

6. Collins Ph. The Art of Speeches and Presentations. - Wiley, 2012. - P. 88

Педагогика

УДК 37.013.43 (74.00)

аспирант Бармин Сергей Федорович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье актуализируется педагогическая проблема формирования эстетических ориентаций подростков. В результате исследования определено, что эстетические ориентации подростков представляют собой значимый педагогический и культурный феномен, мощный фактор формирования сознания каждой отдельной личности. Авторы раскрывают специфику направленности эстетики в современной социокультурной ситуации. Описываются отличительные особенности подросткового периода развития с позиции формирования эстетических ориентаций. Определены структурные компоненты понятия «эстетические ориентации подростков», дан анализ современной ситуации и предложено собственное видение организации формирования описываемого личностного качества.

Ключевые слова: эстетические ориентации, подростки, эстетическое воспитание.

Annоtation. The article actualizes the pedagogical problem of the formation of aesthetic orientations of adolescents. As a result of the study, it was determined that the aesthetic orientations of adolescents are a significant pedagogical and cultural phenomenon, a powerful factor in the formation of consciousness of each individual. The authors reveal the specifics of the orientation of aesthetics

in the modern socio-cultural situation. The distinctive features of the adolescent period of development are described from the point of view of the formation of aesthetic orientations. The structural components of the concept of "aesthetic orientations of adolescents" are defined, the analysis of the current situation is given and their own vision of the organization of the formation of the described personal quality is proposed.

Keywords: aesthetic orientations, teenagers, aesthetic education.

Введение. Одной из сложных и неоднозначных проблем педагогической теории и практики воспитания является проблема эстетического развития личности, отмеченная как основополагающая культурная ценность современной цивилизации. Смена социальной парадигмы, внедрение инноваций, искажение системы духовных ценностей, нестабильность реформ в образовательной сфере порождают духовный кризис общества, бедноту личности его членов. Эстетические ориентации логично рассматривать как сопоставимую потребность развивающейся личности, приобретающей жизненные ориентиры, ищущей свое место в жизни. Формирование эстетических ориентаций подростков обусловлено не только переломными моментами в современной культуре, но и обязательными требованиями к процессу обучения и воспитания, отраженным в федеральных образовательных стандартах. В них среди личностных результатов обучения как раз заложены «эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений». В этой связи педагогика становится основополагающим двигателем воспитания нравственности и эстетической направленности личности.

Важность возрастных дифференциаций эстетического воспитания отмечал еще А.В. Бакушкинский говоря о том, что «все жизненно-творческие силы каждого возраста должны быть изжиты прежде всего для него» [1]. Таким образом актуализируется изучение теоретических и практических вопросов формирования эстетических ориентаций подростков как педагогической проблемы и поиска ее решения.

Изложение основного материала статьи. В основе термина «эстетические ориентации» в качестве ключевого компонента заложено сложное междисциплинарное понятие «эстетика». Данный концепт определяется как широком философском смысле, так и в частном понимании относительно отдельной личности. Поскольку целью данного исследования является изучение эстетических ориентаций подростков обратимся к определению понятия «эстетические ориентации личности». Анализ научных источников [3, 4, 7] по данной тематике продемонстрировал раскрытие понятия «эстетические ориентации личности» как отношения человека к красоте как ценности. А.Г. Бабаян отмечает эстетические ценностные ориентации в структуре личности как интегрирующее звено, в котором благодаря эстетическому освоению окружающего мира аккумулируется жизненно-художественный опыт человека. Об активизации интереса к проблеме формирования эстетических ориентаций подростков свидетельствуют диссертационные исследования, раскрывающие специфику эстетического воспитания в подростковом возрасте средствами дополнительного образования (Н.П. Баташева, И.В. Литвинова, А.Л. Пожарская, С.С. Рамазанова, Н.В. Сотникова, Е.М. Тарасова) в основном через декоративно-прикладное искусство и художественное творчество. Эстетические ориентации подростков рассматриваются сквозь созидание и нравственный выбор.

С опорой на изученные научные исследования эстетические ориентации подростков будем трактовать как интегративную качественную характеристику, включающую эстетические потребности, интересы, чувства, взгляды, готовность к познавательной и творческой деятельности [2].

На сегодняшний момент задача образования состоит в раскрытии потенциала личности не только через ценности знания, но и ценности каждого человека, его уникальности. Как отмечает Е. М. Торширова, уровень развитости эстетического восприятия зависит не только от эстетического чутья, но и от личностных особенностей общего развития ребенка: интеллекта, богатства и индивидуальности мироотношения, гармонии разума и чувства [9]. Эстетические ориентиры служат связующим звеном между духовным миром человека и духовной культурой общества. Логично утверждать, что для каждому человеку присуща нетривиальная система ценностей, постигаемых через социальные ориентиры и произведения материальной и духовной культуры. Перестроение социальных ценностей в личностные находится в прямой зависимости от активности жизнедеятельности личности. Немаловажную роль в этом процессе играет творческая деятельность, в процессе которой происходит интенсивное приобщение к эстетическим и духовным ценностям через знания и самовыражение.

В подростковом возрасте заложены большие возможности для формирования эстетических ориентаций. Общность и специфичность возрастных особенностей личности при реализации эстетического воспитания отмечают в своих работах Ю.Б. Алиев, А.В. Тутолмин. Так, младший подростковый возраст характеризуется переходом от нормативной и ситуативной систем ценностей к избирательной, которая становится определяющей в выборе ребенком своего поведения, стиля общения [10]. В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и более высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности. Основная особенность - нарастание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных чувств [5]. Подростковый возраст характеризуется заключительным этапом пропедевтики социально-культурной идентификации, где молодые люди осознают принадлежность к определенному культурному слою с его особыми эстетическими разветвлениями и вкусами [6]. Стоит так же учитывать периоды кризиса и стабилизации подросткового периода, связанных с неопределенностью будущего и внутренним поиском ответов становления мировоззрения, религии, морали, эстетики. В нашей работе будет актуально исследование Н.В. Черниковой, раскрывающей специфику эстетического развития личности подростков, психологические особенности возраста, эстетического развития и отношения к эстетической деятельности в следующих признаках:

- развитие самосознания, потребности в самоутверждении и самовыражении;

- наличие определенного эмоционально-эстетического опыта, знаний, способности к обобщению явлений окружающего мира;

- способность к постановке целей, самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства;

- поиск возможностей самовыражения и самореализации в художественном творчестве;

- при восприятии предметов и произведений искусства осмысление их содержание с точки зрения уже известных общественных критериев;

- стремление к самостоятельной оценке явлений жизни и искусства;

- избирательность эстетических предпочтений;

- развитие мотивов общения с эстетическими и художественными объектами;

- развитие умений и навыков эстетической оценки;

- чуткость к возвышенному и героическому поведению [11].

На основе выделенных специфических черт подросткового возраста как этапа формирования эстетических ориентаций можно сформировать представления о структурных компонентах данного личностного качества. Непосредственно

стимулятором к познанию эстетической действительности является наличие у подростков основ эстетической культуры и перспектива ее развития, возрастной период поисков эстетических ориентиров и стремление к гармонизации внутреннего мира. Систему этих качеств и определяет мотивационный компонент. Теоретической основой эстетических ориентаций являются эстетические знания и представления о явлениях эстетической действительности, которые составляют когнитивный компонент. Полученные знания с опорой на мотивацию создают индивидуальное личностное отражение эстетических ориентаций и определяют эмоционально-ценностный компонент, выраженный в эмоциональном реагировании и рефлексии эстетической действительности. Однако, теоретические знания превращаются в личностные ориентиры только в процессе деятельности человека. Исследователи подчеркивают деятельностный, активный характер эстетических ориентаций, проявляющийся в осознанной практической эстетической творческой деятельности, стремлении к прекрасному в действиях и поступках. На основе этого выделим деятельностный компонент эстетических ориентаций подростков. Составляющими и одновременно эстетически-ценностными отношениями личности:

1) ценностное отношение к мировому искусству, основанное на общечеловеческих ценностях и понимания прекрасного в природе;

2) ценностное отношение к себе - образ «Я - личность»;

3) ценностное отношение к окружающей действительности [2].

Данные компоненты тесно взаимосвязаны. На основе приобретенных знаний и навыков эстетического мироощущения и общечеловеческих ценностей формируется эстетически-ценностное отношение к самому себе и собственному внутреннему миру и наоборот.

Построение стратегии эстетического воспитания раскрывает в своей работе М.А. Петрунина выделяя следующие условия ее реализации: взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса; личностная направленность при выборе стратегии и построение на ее основе системы приемов, методов и средств воспитания; учет социо-культурных вызовов времени; видение результатов эстетического воспитания как социальной практики освоения окружающего мира (социальный опыт) и вхождения в него (моральный опыт) [8]. Как показывает опыт, приобщение подростков к творческой деятельности, подкрепленное интересом личности и личностной значимостью духовного содержания, помогает правильно и глубоко отразится на становлении ценностей личности. Отметим, что на сегодняшний день достаточно большое количество подростков не включены в творческую эстетическую деятельность, а соответственно имеют узкое представление о эстетике и эстетических ориентациях по тем или иным причинам. На наш взгляд необходима работа не над эрудированностью личности в различных видах эстетической деятельности, а над максимально ориентированным творческим участием в этой деятельности. Плодотворным будет использование встреч с представителями творческих коллективов, мастер-классы с включением интерактивных мероприятий с практическим включением подростков в деятельность, отражающих ценностные приоритеты эстетики, иную логику мышления и поведения. Такой организации воспитательного процесса способствуют, например, занятия в рамках дополнительного образования в формате творческой деятельности в искусстве инструментального исполнительства. При этом важно от знакомства с иной культурой и попыток понять ее вести подростка к осознанию собственного восприятия, возможностей приобщения к прекрасному через деятельность. Существенно, чтобы подростки не ощущали различия между собой и участниками педагогического процесса, а сосредоточились на поиске сходств и общих эстетических потребностей, интересов, чувств, взглядов.

Выводы. Эстетическое воспитание сквозной линией проходит через всю жизнедеятельность подростка в семье, школе, сфере дополнительного образования и обществе. Открытие мира через красоту, интерес и принятие прекрасного внутри себя самого, сущностного раскрытия специфики искусства и исторических форм его развития, эстетической культуры и ее роли в жизни личности, общества, природы поддерживает модели гуманизированных отношений человека с миром и способствует становлению эстетической культуры, духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Это невозможно без обоснованного построения педагогического процесса, выбора содержания, средств воспитания и методов обучения. Поэтому возникает необходимость совершенствования психолого-педагогических условий организации образовательной среды, направленных на формирование эстетических ориентаций у подростков и учитывающую возрастные особенности, личностные характеристики, современную социо-культурную ситуацию и запросы общества и государства.

Литература:

1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. - Москва: Карапуз, 2009. - 302 с. - ISBN 978-5-8403-1522-4.

2. Бармин, С.Ф. Эстетические ориентации подростков: структура и со-держание понятия / С.Ф. Бармин, С.Н. Горшенина // Осовские педагогические чтения: «Образование в современ-ном мире: новое время - новые решения». Ч. 1: Общее образование [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - XIII Осовских педагогических чтений «Образование в современном мире: новое время - новые решения» (г. Саранск, 6-7 ноября 2019 г.) / редкол.: М.В. Антонова, Т.И. Шукшина, Ж.А. Каско, В.И. Лаптун; Мордов. гос. пед. ин-т. - Электрон. дан. (4,12 Мб). -Саранск, 2019. - 1 электрон. опт. диск. - С. 53-57.

3. Верб, Э.А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников: Учеб. пособие / М.А. Верб; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Ленинград: ЛГПИ, 1976. - 82 с.

4. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. В 2 ч. Часть 2: учеб. пособие для вузов / М.С. Каган. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 221 с.- ISBN 978-5-534-06172-7.

5. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1980. - 352 с.

6. Литвинова, Е.Ю. Развитие личности учащегося средствами художественного творчества / Е.Ю. Литвинова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 12. - С. 125-129.

7. Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству: (Худож. развитие ребенка в семье) / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - Москва: Лаборатория знаний, 2012. - 184 с. - ISBN 978-5-9963-0749-4.

8. Петрунина М.А. Социально-педагогическая стратегия воспитания творческой личности в эстетической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №. 58-4. - С. 217-220.

9. Торшилова, Е.М. Маршруты эстетического развития современных детей и подростков: Теория и диагностика. Учебно-методическое пособие / Е.М. Торшилова. - Москва: Музыка. - 208 с. - ISBN 978-5-7140-1309-6.

10. Тутолмин, А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А.В. Тутолмин. - Глазов. гос. пед. ин-т. -Глазов, 2003. - 212 с.

11. Черникова, Н.В. Формирование эстетической культуры личности в условиях образовательной среды: теория и практика: монография / Н.В. Черникова; под науч. ред. В.А. Капрановой. - Минск: «ИВЦ Минфина», 2010. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.