Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / САНКЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев A.E., Сысоев С.П., Матвеев И.А.

Экономическая безопасность в условиях технологического и информационного развития экономических систем, модернизации международного правового пространства, где приоритетом выступает санкционное давление на оппонентов, требует пересмотра формы и содержания, как категории экономического знания. Объектом исследования выступает национальная система хозяйствования, как крупномасштабная экономическая система. Предметом исследования является экономическая безопасность, как составной элемент национальной безопасности. Методологией исследования выступают общепризнанные методы научного познания: анализ, синтез, сравнение, абстракция и прочее. Целью исследования является обоснование необходимости пересмотра концепции экономической безопасности в изменившихся условиях мирового хозяйствования. Задачами исследования являются: 1. Изучение теоретических источников, имеющих научно обоснованное содержание в результатах исследований; 2. Теоретический анализ результатов исследования; 3. Теоретическое обоснование необходимости увеличения доли государственного вмешательства и формирования государственной регуляторной политики в области экономической безопасности; 4. Формулировка теоретических положений составной модели экономической безопасности, соответствующие современным условиям хозяйствования. Результаты исследования: 1. Представлен теоретический обзор результатов научных исследований в эволюционном формате; 2. Представлены укрупнённые составные элементы экономической безопасности экономической системы; 3. Сформулированы научно обоснованные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ELEMENTS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF LARGE-SCALE ECONOMIC SYSTEMS

Economic security in the conditions of technological and informational development of economic systems, modernization of the international legal space, where sanctions pressure on opponents is a priority, requires a revision of the form and content as a category of economic knowledge. The object of the study is the national economic system as a large-scale economic system. The subject of the study is economic security as an integral element of national security. The research methodology is generally recognized methods of scientific cognition: analysis, synthesis, comparison, abstraction, etc. The purpose of the study is to substantiate the need to revise the concept of economic security in the changed conditions of the world economy. The objectives of the study are: 1. The study of theoretical sources that have a scientifically based content in the results of research; 2. Theoretical analysis of the results of research; 3. Theoretical substantiation of the need to increase the share of state intervention and the formation of state regulatory policy in the field of economic security; 4. Formulation of the theoretical provisions of the composite model of economic security corresponding to modern economic conditions. Research results: 1. A theoretical overview of the results of scientific research in an evolutionary format is presented; 2. The enlarged components of the economic security of the economic system are presented; 3. Scientifically based conclusions are formulated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Б01 10.46320/2077-7639-2022-3-112-58-66

Формирование элементов обеспечения экономической безопасности крупномасштабных экономических систем

Матвеев А.Е., Сысоев С.П., Матвеев И.А.

Экономическая безопасность в условиях технологического и информационного развития экономических систем, модернизации международного правового пространства, где приоритетом выступает санкционное давление на оппонентов, требует пересмотра формы и содержания, как категории экономического знания. Объектом исследования выступает национальная система хозяйствования, как крупномасштабная экономическая система. Предметом исследования является экономическая безопасность, как составной элемент национальной безопасности. Методологией исследования выступают общепризнанные методы научного познания: анализ, синтез, сравнение, абстракция и прочее. Целью исследования является обоснование необходимости пересмотра концепции экономической безопасности в изменившихся условиях мирового хозяйствования. Задачами исследования являются: 1. Изучение теоретических источников, имеющих научно обоснованное содержание в результатах исследований; 2. Теоретический анализ результатов исследования; 3. Теоретическое обоснование необходимости увеличения доли государственного вмешательства и формирования государственной регуляторной политики в области экономической безопасности; 4. Формулировка теоретических положений составной модели экономической безопасности, соответствующие современным условиям хозяйствования. Результаты исследования: 1. Представлен теоретический обзор результатов научных исследований в эволюционном формате; 2. Представлены укрупнённые составные элементы экономической безопасности экономической системы; 3. Сформулированы научно обоснованные выводы.

для цитирования гост 7.1-2003

Матвеев А.Е., Сысоев С.П., Матвеев И.А. Формирование элементов обеспечения экономической безопасности крупномасштабных экономических систем // Дискуссия. - 2022. -Вып. 112. - С. 58-66.

ключевые слова

Экономические системы, санкции, технологии двойного назначения, импортозамещение, инвестиционное регулирование, регуляторная политика.

1-1000, 1-500, 1-560

DOI 10.46320/2077-7639-2022-3-112-58-66

Formation of elements of ensuring economic security of large-scale economic systems

Matveev A.E., Sysoev S.P., Matveev I.A.

Economic security in the conditions of technological and informational development of economic systems, modernization of the international legal space, where sanctions pressure on opponents is a priority, requires a revision of the form and content as a category of economic knowledge. The object of the study is the national economic system as a large-scale economic system. The subject of the study is economic security as an integral element of national security. The research methodology is generally recognized methods of scientific cognition: analysis, synthesis, comparison, abstraction, etc. The purpose of the study is to substantiate the need to revise the concept of economic security in the changed conditions of the world economy. The objectives of the study are: 1. The study of theoretical sources that have a scientifically based content in the results of research; 2. Theoretical analysis of the results of research; 3. Theoretical substantiation of the need to increase the share of state intervention and the formation of state regulatory policy in the field of economic security; 4. Formulation of the theoretical provisions of the composite model of economic security corresponding to modern economic conditions. Research results: 1. A theoretical overview of the results of scientific research in an evolutionary format is presented; 2. The enlarged components of the economic security of the economic system are presented; 3. Scientifically based conclusions are formulated.

for citation apa

Matveev A.E., Sysoev S.P., Matveev I.A. Formation of elements of ensuring economic security of large-scale economic systems. Diskussiya [Discussion], 112, 58-66.

keywords

Economic systems, sanctions, dual-use technologies, import substitution, investment regulation, regulatory policy.

JEL: h000, h500, h560

Введение

Современные вызовы, обусловленные изменением международной конъюнктуры, международного правового пространства и условий хозяйствования во всём мире предполагают эволюцию элементов экономической безопасности крупномасштабных экономических систем, представленных национальными системами хозяйствования. Актуализируется этот вопрос последствиями мировой пандемии covid-19, которые в значитель-

ной степени изменили структуру и логистические цепочки в экономических системах, также нарастанием непреодолимых противоречий, выражающихся в развёртывании масштабной санк-ционной политики против оппонирующих сторон. В условиях изменения факторов внешней среды, которые негативно сказываются на устойчивом развитии экономических систем, необходим пересмотр традиционных концепций экономической безопасности.

Материалы и методы

С общемировой позиции многие исследователи считают, что экономическая безопасность должна основываться не на противостоянии национальных экономических систем, а на основе международного сотрудничества: «...современные глобальные условия часто требуют сотрудничества, а не конфронтации в стремлении к экономической безопасности.» [1, с. 305]. В настоящее время экономическая безопасность крупномасштабных экономических систем, представляющих собой национальную систему хозяйствования, в большей степени связана с политическим положением и межнациональными политическими отношениями: «Сегодня разделительная линия между международной политической экономией и исследованиями в области безопасности практически исчезла» [2, с. 288]. В условиях непреодолимых политических противоречий исследования в области экономической безопасности актуализируются в направлении выбора, что предпочтительнее [ 3 ]: экономическое сотрудничество или конфронтация. При этом возникает вопрос социальной ответственности, выражающейся в объединение обеспечения национальных интересов и благополучия собственных граждан и экономической безопасностью государства: «Третья цель состоит в том, чтобы связать социальную безопасность и национальную безопасность через понятие экономической безопасности.» [4, с. 288 ]. Очевидно, что в условиях политической нестабильности, основным фактором обеспечения эффективности функционирования национального и мирового хозяйствования остаётся правовая среда и регулирующие мировые и национальные институты: «.пристальное внимание уделяется возможностям нормотворчества и институционального строительства, какими бы хрупкими и ограниченными они ни были» [5, с. 1]. При этом сложность формирования экономической безопасности, как области и категории экономического знания состоит в сложносоставном характере явления, проявления которого очень часто имеют взаимоисключающий характер: «Появляется все больше литературы о взаимосвязи между экономической взаимозависимостью и международными конфликтами, а также о политической экономии экономических санкций» [6, с. 2]. Действительно, в случае появления всё более тесных экономических связей между крупномасштабными экономическими системами закономерно возрастает уровень конкурентной борьбы за локальные рынки, что очень

часто приводит к политической конфронтации национальных правительств друг с другом. При этом современным инструментом разрешения конфликтов выступает не сотрудничество, как фактор минимизации конфликтных проявлений, а «санкции» [ 7 ], как инструмент политической и экономической борьбы. Ещё в 1985 году D.A. Baldwin в своём исследовании «Economic statecraft: New edition»1 [8] делает обоснованное утверждение, что национальные правительства и государства экономическими методами и инструментами обеспечивает национальные интересы и безопасность своего государства. В свою очередь в условиях инновационного и технологического развития, экономическая безопасность акцентируется на защите технологического преимущества, развитие производственного потенциала и инновационном доминировании: «... государства все чаще «вооружают взаимозависимость», используя глобальные сети информационного и финансового обмена для получения стратегического преимущества» [9, с. 1]. Условно агрессивный способ обеспечения экономической безопасности, в таком случае, проявляется в способности отдельной национальной системы хозяйствования технологически и технически доминировать над остальными. В таком виде значительно повышается роль защиты информации и обеспечения защиты интеллектуальной собственности.2 Возможен другой путь, когда национальная система хозяйствования предполагает инновационный путь развития через разработку и внедрение технологий двойного назначения для использования в гражданском и оборонном секторах. То есть происходит процесс параллельного развития гражданских секторов экономики и оборонных секторов, предполагающих обеспечение безопасности через военное доминирование в регионе: «Оборонная экономика использует динамично развивающуюся гражданскую экономику страны и получает доступ к иностранным источникам технологий и ноу-хау» [10, с. 3]. Некоторые зарубежные исследователи в своих работах [11], [12], [13] приходят к выводу, что развитие технологий двойного назначения - один из основных факторов обеспечения экономической безопасности локальных национальных интересов. При этом рост экономических противоречий и разрешение конфликтов в настоящее время сводится к взаимному

1 Переиздано в 2020 году.

2 В качестве примера можно привести торговые войны между США и Китаем, где основным фактором разногласий выступала интеллектуальная собственность и импорт критически важных технологий

санкционному давлению сторон, результативность которого отражает дифференциацию доходов и технологических разрывов национальных систем. Подобные противостояния наиболее часто приводят к вооружённым конфликтам, то есть фактически экономические споры перерастают в полноценные вооружённые конфликты [14], где технологическое и техническое преимущество одной стороны не оставляет возможности отстаивания интересов другой стороны.

В условиях углубления деструктивных процессов, связанных с наращиванием санкцион-ных методов и санкционной политики в области международной политики, экономика выступает доминирующим инструментом давления на оппонентов. Отсюда роль экономической безопасности в системе национальной безопасности становится приоритетным направлением в современной концепции национальной и государственной безопасности.

Рассмотрим показатели экономической безопасности в России по рекомендуемым показа-

телям Федеральной государственной службы статистики России3 - таблица 1.

Средняя величина сальдо торгового баланса составляет порядка 200 млрд долл., что в целом отражает положительную динамику снижения зависимости от импортной продукции. Но данную динамику значительно ухудшают показатели доли высокотехнологичных товаров в объеме экспорта/импорта - соотношение 12,2/66,8 процента на 2021 год. Что прямо ставит под угрозу технологическое развитие отраслей промышленности и социального благополучия граждан. Социальная напряжённость, вызванная товарным дефицитом, может способствовать активизации деструктивных процессов, в том числе, связанных с территориальной целостностью. Так отечественный исследователь В.М. Редкоус замечает, что: «...речь идет просто о «государственной целостности», а не о «государственной и территориальной целостности», как это было ранее, а из словосочетания «устойчивое социально-экономическое развитие РФ» убрано слово

3 Показатели для оценки состояния экономической безопасности России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: rosstat.gov.ru/econSafety

Таблица 1

Показатели экономической безопасности России, по годам

Показатели/год Единица измерения 2019 2020 2021

Внутренний валовой продукт (ВВП) млрд руб. 91843,2 103862 109242

На душу населения тыс. руб./чел 625,63 707,02 744,15

Доля малого предпринимательства в ВВП проценты 22 20,4 20,8

Внешнеторговый оборот млрд долл. 587,6 692,6 627

Объем экспорта, млрд долл. 359,1 452,1 424,6

Объем импорта млрд долл. 228,5 240,5 247,4

Сальдо торгового баланса млрд долл. 130,6 211,6 177,2

Инвестиции в основной капитал, доля в ВВП проценты 21,4 20 20,6

Затраты на оборону млрд долл. 66 61,4 65,1

Уровень износа основных производственных фондов проценты 47,3 46,6 37,8

Затраты на инновационную деятельность млрд руб. 1404,9 1472,8 1954,1

Доля высокотехнологичных товаров в объеме экспорта проценты 14,2 11,8 12,2

Доля высокотехнологичных товаров в объеме импорта проценты 71,5 67,3 66,8

Индекс производительности труда проценты 102,1 103,1 102,6

Источник: составлено автором по данным Федеральной государственной службы статистики и Министерства финансов России

«устойчивое» [15, с. 24]. Действительно, наличие устойчивых экономических связей между субъектами экономических отношений и территориями возможно только на условиях территориальной целостности, без которой, процессы социальной напряжённости могут активизировать деструктивные процессы. Необходимо согласиться с тем, что территориальная целостность - это важнейший фактор экономической безопасности, который не может быть проигнорирован в стратегической политической повестке настоящего времени. Рассматривая инновации, как фактор формирования экономической безопасности в рамках национальных систем хозяйствования необходимо отметить, что подобное соотношение высокотехнологичных товаров в объеме экспорта/ импорта 12,2/66,8 процента делает систему инновационного развития экономических систем крайне неустойчивой. Аналогично происходит и в сфере государственного управления: «.новые амбициозные социальные и экономические задачи не могут быть реализованы без внедрения современных цифровых институтов и управленческих технологий» [16, с. 527 ]. Санкционное давление, в настоящее время, как инструмент политики приводит к конфронтации сторон, не обеспечивая

условий устойчивого развития ни одной из сторон, оппонирующих друг другу. Немаловажным фактором, оказывающим давление на сектора экономики различных стран является - последствия мировой пандемии соу1ё-19, оказывающих влияние на темпы роста ВВП - таблица 2.

Неустойчивость мировой экономики в результате последствий мировой пандемии соу1ё-19 отягощается противоречиями в международной политике и санкционными действиями оппонирующих сторон.

Результаты

Изменение международной обстановки и изменение концепций экономического взаимодействия актуализирует и обосновывает необходимость формирования элементов экономической безопасности крупномасштабных экономических систем в условиях изменения факторов внешней среды. Как уже было сказано выше - основной проблемой для национальных экономических систем являются отношения экспорта/импорта - рисунок 1 и доля высокотехнологичных товаров в объеме экспорта/импорта -рисунок 2.

Исходя из материалов исследования, анализа теоретических источников предложим

Таблица 2

Основные тренды роста ВВП, проценты

20012010 20112019 2020 2021 2022

Мир 3,9 3.5 -3,1 6,2 5,1

Развитые страны 1.7 1,9 -4,5 5,2 4,7

США 1.8 2.2 -3.4 5.9 5.4

Япония 0.6 0.9 -4.6 2,4 3.2

Великобритания 1.6 1.8 -9,8 6,9 5.1

Зона евро 1.2 1.3 -6.3 5,1 4.2

ЕС 1.5 1.6 -5.9 5,2 4.3

Германия 0,9 1,7 -4,6 3,2 4.4

Франция 1.2 1.4 -8 6.7 4.0

Италия 0,3 0,1 -8,9 6,0 4,4

Развивающиеся и страны с формирующимся рынком 6,2 4.8 -2,1 7,0 5,4

КНР 10.5 7.3 2.3 8,3 5,8

Индия 7,5 6,6 -7,3 9,2 8.8

Бразилия 3,7 0,8 -4,1 5,0 2,0

Россия 4,8 1,8 -3,0 4,6 3,2

Источник: данные Ежегодного прогноза МОСКВА ИМЭМО РАН 2021

Источник: составлено автором по данным таблицы 1

Рисунок 1. Импорт, экспорт, внешнеторговый оборот в России, в млрд долл.

Источник: составлено автором по данным таблицы 1

Рисунок 2. Доля высокотехнологичных товаров в объеме экспорта/импорта по годам, в процентах

элементы, формирующие модель обеспечения экономической безопасности крупномасштабной экономической системы в современных реалиях -рисунок 3.

Логика состава элементов экономической безопасности, следующая:

- Безопасность экзогенная - предполагает обеспечение условий соблюдения националь-

Источник: составлено автором

Рисунок 3. Укрупнённые составные элементы экономической безопасности экономической системы

ных интересов в области международных отношений (экономике, финансах, торговли) и формировании контрмер по снижению воздействия факторов внешней среды на национальную систему хозяйствования. Составной характер элемента предполагает наличие следующих обязательных компонент: импортозамещение, развитие двойных технологий, параллельный импорт.

- Безопасность эндогенная - предполагает обеспечение условий сохранения устойчивости и развития элементов национальной системы хозяйствования за счёт развития внутренних ресурсов по основным секторам хозяйствования: тяжелая и лёгкая промышленность, логистические системы, транспорт, добыча и обработка полезных ископаемых, высокие технологии.

- Безопасность структуры - предполагает обеспечение условий формирования структуры национального хозяйствования, ориентированную исключительно на обеспечение национальных интересов и безопасности за счёт: инвестиционного регулирования4, развитие промышленных кластеров с увеличением доли государственного вмешательства, встраивание в структуру национального хозяйствования правовых элементов, приоритет которых не ниже норм международного права.

4 По аналогии с США - закон о модернизации системы контроля за иностранными инвестициями (Р!1^МА) в 2018 году

Обсуждение

Наиболее дискуссионным вопросом остаются два вопроса: инвестиционное регулирование, ограничивающее долю участия иностранных инвесторов в стратегически важных секторах экономики и увеличение доли государственного вмешательства в экономические процессы. Инвестиционное регулирование, является закономерным шагом в ответ на рестрикции оппонирующих сторон, при этом прецедент заложен США - закон о модернизации системы контроля за иностранными инвестициями (FIRRMA). Фактически для сохранения собственных национальных интересов в ключевых отраслях экономики мажоритарные доли иностранных инвесторов, позволяющие влиять на управленческую политику хозяйствующего субъекта, должны быть сокращены. Это логичный и эволюционный шаг в сложившейся современной действительности хозяйствования. Увеличение доли государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования также обусловлено появившимися факторами современной экономической реальности, обуславливающими политическую и экономическую напряжённость во всём мире. Хотя ещё в 1983 году исследователи R.G. Harris, J.M. Carman утверждали, что «провалы рынка» [17, с. 50] обусловлены регуляторным вмешательством государства, на практике сбой рыночным механизмов хозяйствования происходит естествен-

ным путём из-за недостаточности мер контроля и регулирования.

Заключение

В настоящее время экономическая безопасность - категория экономического знания, предполагающая эволюцию методологического инструментария, формы и содержания знаний. Эмпирический опыт ближайшей ретроспективы международных экономических отношений, пра-

вовых и политических решений в отношении конкретных субъектов экономических отношений убедительно свидетельствует о необходимости построения национальных систем хозяйствования на принципах гомеостаза внутренних процессов при активном участии государства. В данном исследовании актуализируются элементы экономической безопасности для новой формации экономического пространства.

Список литературы

1. Cable V. What is international economic security? // International Affairs. 1995. Т. 71. № 2. С. 305-324.- DOI: 10.2307/2623436.

2. Mastanduno M. Economic statecraft, interdependence, and national security: agendas for research // Security Studies. 1999. Т. 9. № 1-2. С. 288-316. DOI: 10.1080/09636419908429402.

3. Ronis S.R. Economic security: neglected dimension of national security? Smashbooks, 2012.

4. Neocleous M. From social to national security: On the fabrication of economic order // Security Dialogue. 2006. Т. 37. № 3. С. 363-384. DOI: 10.1177/0967010606069061.

5. Lipson C. International cooperation in economic and security affairs // World Politics. 1984. Т. 37. № 1. С. 1-23. DOI: 10.2307/2010304.

6. Blanchard J.M.F., Mansfield E.D., Ripsman N.M. Power and the purse: Economic statecraft, interdependence and national security. Routledge, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Chan S., DruryA.C. Sanctions as economic statecraft: an overview // Sanctions as economic statecraft. 2000. С. 1-16. DOI: 10.1057/9780230596979_1.

8. Baldwin D.A. Economic statecraft: New edition. Princeton University Press, 2020.

9. Farrell H, Newman A.L. Weaponized interdependence: How global economic networks shape state coercion // International Security. 2019. Т. 44. № 1. С. 42-79.

10. Cheung T.M. Fortifying China: The struggle to build a modern defense economy. Cornell University Press, 2013. С. 273.

11. Dombrowski P., Gholz E. Buying military transformation //Buying Military Transformation. Columbia University Press, 2006.

12. Dombrowski P., Gholz E. Identifying disruptive innovation: Innovation theory and the defense industry // Innovations: Technology, Governance, Globalization. 2009. Т. 4. № 2. С. 1-20.

13. ReppyJ. The place of the defense industry in national systems of innovation. 2000. С. 227.

14. Blackwill R.D., Harris J.M. War by other means // War by Other Means. Harvard University Press, 2016. ISBN: 9780674545960.

15. Редкоус В.М. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года // Закон и право. 2021. № 8. С. 23-27.

16. Смотрицкая И.И. Инновации в сфере государственного управления в контексте обеспечения экономической безопасности России / И.И. Смотрицкая // Экономическая безопасность. 2021. Т. 4. № 3.С. 519-530. DOI: 10.18334/ecsec.4.3.112294. EDN ODGYJM.

17. Harris R.G, Carman J.M. Public regulation of marketing activity: Part I: Institutional typologies of market failure // Journal of Macromarketing. 1983. Т. 3. - № 1. С. 49-58. DOI: 10.1177/027 614678300300108.

References

1. Cable V. What is international economic security? // International Relations. 1995. № 71. № 2. № 305-324. DOI: 10.2307/ 2623436.

2. Mastanduno M. Economic governance of the state, interdependence and national security: an agenda for research // Security research. 1999. Vol. 9. № 1-2. P. 288-316. DOI: 10.1080/09636419908429402.

3. Ronis S.R. Economic security: an ignored dimension of national security? Smashbooks, 2012.

4. Neocleus M. From social to national security: On the creation of an economic order // Dialogue on Security. 2006. T. 37. № 3. S. 363-384. DOI: 10.1177/0967010606069061.

5. Lipson S. International cooperation in economic and security issues // World politics. 1984. T 37. № 1. S. 1-23. DOI: 10.2307/2010304.

6. Blanchard J.M.F., Mansfield E.D., Ripsman N.M. Power and Purse: Economic State Management, Interdependence and National Security. Rutledge, 2014.

7. Chan S., Drury A.S. Sanctions as economic governance of the state: an overview // Sanctions as economic governance of the state. 2000. P. 1-16. DOI: 10.1057/9780230596979_1.

8. Baldwin D.A. Economic management of the state: New edition. Princeton University Press, 2020.

9. Farrell H., Newman A.L. Armed Interdependence: how global economic networks form state coercion // International Security. 2019. Vol. 44. № 1. P. 42-79.

10. Chung T.M. Strengthening of China: the struggle to build a modern defense economy. Cornell University Press, 2013. P. 273.

11. Dombrowski P., Goltz E. Buying a Military transformation // Purchase of military transformation. Columbia University Press, 2006.

12. Dombrowski P., Goltz E. Identifying disruptive innovations: Innovation theory and the Defense Industry // Innovations: technology, management, globalization. 2009. Vol. 4. № 2. P. 1-20.

13. Reppi J. The place of the defense industry in national innovation systems. 2000. P. 227.

14. Blackville R.D., Harris J.M. War by other means // War by other means. Harvard University Press, 2016. ISBN: 9780674545960.

15. Redkous V.M. Topical issues of ensuring economic security in the National Security Strategy of the Russian Federation of July 2, 2021 // Law and law. 2021. № 8. P. 23-27.

16. Smotritskaya I.I. Innovations in public administration in the context of ensuring economic security of Russia / I.I. Smotritskaya // Economic security. 2021. Vol. 4. № 3. P. 519-530. DOI: 10.18334/ ecsec.4.3.112294. EDN ODGIYM.

17. Harris R.G., Carman J.M. State regulation of marketing activities: Part I: Institutional typologies of market failure / Journal of Macromarketing. 1983. Vol. 3. № 1. P. 49-58. DOI: 10.1177/027614678300300108.

Информация об авторах

Матвеев A.E., кандидат педагогических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: matveevae@mail.ru

Сысоев С.П., старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва, Российская Федерация)

Матвеев И.А., студент факультета Экономика и бизнес Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва, Российская Федерация)

Information about the authors

Matveev A.E., PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). Email to contact the author: matveevae@mail.ru

Sysoev S.P., Senior Lecturer at the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation)

Matveev I.A., Student of the Faculty of Economics and Business of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation)

Информация о статье

Дата получения статьи: 19.05.2022

Дата принятия к публикации: 22.06.2022

© Матвеев А.Е., Сысоев С.П., Матвеев И.А., 2022.

Article Info

Received for publication: 19.05.2022 Accepted for publication: 22.06.2022

© Matveev A.E., Sysoev S.P., Matveev I.A., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.