Научная статья УДК 338.2(470+571) EDN FARLAD
DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).11
И.Н. Медик © O.A. Чепинога ©, И.В. Деревцова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: И.Н. Медик, m.irina.n@list.ru
ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
АННОТАЦИЯ. В современных условиях неопределенности функционирования национальной экономики вопросы анализа внешних угроз экономической безопасности России выступают в качестве способа оценки степени ее зависимости от действий других государств. Анализ основных показателей в сфере экономической безопасности свидетельствует о тесной связи внешних и внутренних угроз, где внешние угрозы могут рассматриваться в отдельных случаях в качестве источника формирования внутренних, что объективно увеличивает значение усиления национальной политики по обеспечению защиты экономики от внешних воздействий. В статье анализируются обобщенные направления влияния внешних угроз на отечественную экономику - в качестве основных выделяются такие угрозы, как высокая зависимость национальной экономики от недружественных стран, усиление внешнего давления на Россию, попытки дестабилизации внутренней экономической ситуации посредством прекращения хозяйствования, оттока капитала, давления на другие страны с целью принятия аналогичных решений и т.д. Представленные направления актуализируются с точки зрения оперативных статистических данных, производится их качественная и количественная оценка, рассматриваются меры по нивелированию последствий влияния внешних угроз с уточнением долгосрочных перспектив обеспечения экономической безопасности. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Экономическая безопасность, внешние угрозы, национальная экономика, степень влияния угроз, национальная безопасность, последствия санкций.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 27 мая 2022 г.; дата принятия к печати 29 июля 2022 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2022 г.
Original article
I.N. Medik © O.A. Chepinoga ©, I.V. Derevtsova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Corresponding author: I.N. Medik, m.irina.n@list.ru
EXTERNAL THREATS TO RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY
ABSTRACT. In modern conditions of uncertainty of the functioning of the national economy, the issues of analysis of external threats to Russia's economic security act as a way to assess the degree of its dependence on the actions of other states. The analysis of the main indicators in the field of economic security indicates a close relationship between external and internal threats, where external threats can be considered in some cases as a source of internal formation, which objectively increases the importance of strengthening national policies to ensure the protection of the economy from external influences. The research analyzed general directions of the influence of external threats on the domestic economy - such as high dependence of the national economy on unfriendly countries, the strengthening of foreign economic pressure on Russia, the attempts to destabilize the domestic economic situation through the termination of economic management, capital outflow, and pressure on others. We examined operational statistical data, conducted qualitative and quantita© Медик И.Н., Чепинога ОА., Деревцова И.В. 2022
tive analysis, and proposed measures to mitigate the impact of external threats with clarification of long-term prospects for the development of economic security. KEYWORDS. Economic security, external threats, national economy, degree of influence of threats, national security, consequences of sanctions.
ARTICLE INFO. Received May 27, 2022; accepted July 29, 2022; available online August 31, 2022.
Введение
Вопросы экономической безопасности государства имеют достаточно обширную характеристику, специфические особенности которой сводятся к воздействию на все сферы человеческой жизнедеятельности как в рамках государственных территориальных границ, так и за их пределами. М.А. Безуглова подчеркивает, что экономическая безопасность в современном мире — это основа экономически эффективного государства, т.е. государства, которое способно отстаивать свои национальные интересы и обеспечивать свою национальную безопасность [1, с. 28—29].
Определяя независимость страны, благосостояние ее населения, а также безопасность граждан, необходимо подчеркнуть, что все эти аспекты так или иначе находятся в тесном взаимодействии с внешней и внутренней государственной обстановкой, определяемой, в том числе, за счет изменения текущего уровня экономической безопасности. Экономическая безопасность — достаточно динамичное явление, эта его особенность связана с постоянными изменениями внешней и внутренней среды, возникновением иных условий на рынках. При этом внешние угрозы достаточно обширно влияют на внутреннее состояние государственного устройства, определяют возможности развития страны с упором на отдельные отрасли экономики и направления ведения деятельности [2, c. 53]. Это позволяет подчеркнуть значимость реализации мониторинговых процедур в сфере экономической безопасности — постоянный контроль изменений делает государство «ведущим игроком», позволяет усилить сферу собственного влияния, а также предотвращает наступление кризисных ситуаций, в том числе, за счет оперативного реагирования на внешние изменения.
В текущих обострившихся геополитических условиях вопросы обеспечения экономической безопасности страны, а также определения новых внешних угроз приобретают достаточно высокую значимость. А.А. Белоусов, М.И. Сеньков обращают внимание, что все внешние угрозы, воздействующие на государство, требуется рассматривать в системе [3, с. 43—44; 4, с. 55—57].
Современная ситуация обострила положение российской экономики: введение новых санкций приводит к целому комплексу негативных явлений, имеющих собственный экономический эффект. Происходит отток капиталов, отказ от сотрудничества с отечественными импортерами или экспортерами, предпринимаются попытки ослабления и дестабилизации национальной банковской системы, заморожены международные валютные резервы Российской Федерации, а также наблюдается ряд других негативных проявлений внешних угроз экономической безопасности государства. При этом важно подчеркнуть, что все факторы давления на экономику Российской Федерации поддерживаются несколькими крупнейшими западными регуляторами. Так, в отношении России на момент третьего месяца проведения специальной военной операции на территории Украины принято пять пакетов санкций, затрагивающих как компании, так и частных лиц, и в то же время снижающих устойчивость национальной экономики.
Несмотря на сложность текущей ситуации, месяцы после введения тотальных экономических ограничений (отключение ряда банков от системы обработ-
ки платежей SWIFT, заморозка значительной части международных резервов, ограничение операций с отечественными компаниями), а также прочих санкций, суммарное количество которых превышает 10 000, показали достаточно высокую эффективность функционирования экономики. Своевременные ответные меры, например, повышение Банком России ключевой ставки до 20 %, ограничение операций с иностранной валютой, введение требования об обязательной продаже 80 % экспортной валютной выручки, введение требования об оплате недружественными государствами поставляемых из России энергоресурсов в рублях, позволили оперативно нивелировать большую часть негативных последствий санкций для экономики России. В то же время сохраняется угроза массовой безработицы, отмечается снижение темпов роста ВВП, увеличивается прогнозируемый показатель инфляции (до 20 % и выше).
В сложившейся ситуации значимым становится проведение анализа вновь возникших внешних угроз экономической безопасности России, их систематизации и соотнесения с ранее возникшими угрозами, оценки динамики их общего изменения, а также определение степени их влияния на текущее состояние экономики с возможностью прогнозирования основных показателей. Предполагается, что основной современной угрозой экономической безопасности становится усиление давления на экономику России путем санкций и ограничений.
Таким образом, цель исследования заключается в систематизации внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации, оценке степени их влияния на текущее социально-экономическое положение, определении возможных направлений снижения зависимости национальной экономики от факторов внешнего воздействия.
В качестве основы методологии исследования выступают общенаучные методы, ключевыми из которых являются анализ и синтез; помимо прочего, особое место отводится ряду эмпирических методов: индукция и дедукция, сравнение, наблюдение, обобщение, абстрагирование. Информационной базой исследования становятся показатели, характеризующие состояние экономики в целом, исследовательские материалы по тематике работы, а также оперативные новостные данные, официальные источники нормативно-правовой информации и публикации в сети интернет, позволяющие дать обобщенную характеристику степени влияния внешних угроз на состояние национальной экономики.
Результаты исследования
Управление экономической безопасностью — это достаточно обширная деятельность, основанная на вычленении системы угроз и воздействий с целью их планомерного устранения в процессе реализации государственной политики. Экономическая безопасность, по мнению В.В. Петрова, — это совокупное представление внешних и внутренних факторов, которые влияют на условия жизнедеятельности населения, обеспечение всеми видами ресурсов процессов развития народного хозяйства, а также реализацию и представление национальных интересов государства [5, с. 85]. Е.А. Юмаев акцентирует, что система обеспечения безопасности Российской Федерации является сложной и многокомпонентной, и это несколько повышает ее уязвимость и снижает возможности быстрого реагирования на внешние и внутренние угрозы [6, с. 101]. Е.С. Кутукова подчеркивает, что угрозы экономической безопасности России могут иметь реальный и потенциальный характер; вместе с тем их анализ исходит из целой системы комплексных показателей, отражающих уровень национальной экономической безопасности [7, с. 68]. В частности, говоря про показатели, свойственные внешнему уровню угроз, Т.А. Литвинюк и В.А. Машевская выделяют следующие:
Действия отдельных стран на международной арене, использующих взаимозависимость экономик для получения личной выгоды, достижения своих целей.
Влияние на условия развития всей нации по ряду критериев: рост зависимости страны от внешнего финансирования, увеличение научно-технического разрыва, прямая экономическая зависимость, реализация политических интересов и др. [8, с. 423].
Важно заметить, что последние события вновь актуализировали необходимость комплексного снижения зависимости отечественной экономики. В частности, к числу основных внешних угроз можно отнести следующие:
Повышенная интеграция отечественной экономики с зарубежными при низкой развитости национальных производств, формирующая зависимость в виде отсутствия собственных «заменителей»; высокая концентрация иностранного капитала, наличие совместных инвестиционных проектов и инициатив. Здесь также проявляется зависимость страны от ввоза высоких технологий, лицензионного программного обеспечения, зарубежного оборудования для предприятий; лекарственных средств, потребительских товаров и т.д. С.А. Жиронкин и К.А. Колотов выделили значимость проблемы взаимосвязи роста импорта и технологической деградации промышленности, усиления неэффективных институтов и снижения конкурентоспособности российских производителей, вопросы нарастания структурно-отраслевых, межсекторных, межкластерных диспропорций и социально-экономического отставания от развитых стран [9, с. 714, 720].
За прошедший 2021 г. объем импорта Российской Федерации составил 303,9 млрд долл. США — показатель увеличился на 26,8 % в сравнении с 2020 г. Товарная структура импорта представлена на рис. 1.
Рис. 1. Товарная структура импорта Российской Федерации, % Составлен авторами по данным Федеральной службы государственной статистики: О внешней торговле в 2021 году // Росстат. М., 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/media-bank/26 23-02-2022.html.
При этом увеличение импорта в 2021 г. произошло за счет реального повышения физических объемов ввоза товаров [10]. На долю стран Европейского Союза в 2021 г. приходилось более 30 % импорта (из которых треть — это показатели импорта товаров в Россию из Германии). Уже сегодня прослеживается максимальное историческое (в рамках двадцати последних лет) снижение импорта из
Германии: за несколько месяцев текущего года снижение составило около 60 %; поставки товаров из Германии в России снизились до 900 млн долл. США1. Доля стран СНГ в географической структуре импорта втрое меньше — около 12 %. Особое значение среди стран поставщиков занимает Китай: на его долю приходится четверть всего импорта в страну2. Несмотря на это, оперативные данные говорят о росте товарооборота России и Китая в 2022 г. в первые два месяца, а также его сокращении на 7,7 % после начала специальной военной операции на территории Украины3.
Стоит подчеркнуть, что сегодня наибольшие внешние угрозы проявляются со стороны недружественных стран, внесенных в официальный перечень согласно распоряжению Правительства РФ4. Большая часть уходящих из России зарубежных компаний так или иначе находится под давлением правительства недружественных стран, а также подвергается влиянию корпоративных особенностей управления.
Массовые изменения в структуре экономики России проявляются также на фоне высокой зависимости от внешних поставок стройматериалов, производных химических реагентов, на которых строится производственная деятельность предприятий. Современная ситуация осложняется тем, что Россия импортировала часть сырья (продукция химической промышленности на сумму около 3 млрд долл. США; пластмасса каучук и резина — более 1,5 млрд долл. США; металлов и металлических изделий — более 1,8 млрд долл. США), необходимого для промышленного производства.
Все вышеизложенное подчеркивает, что сегодня существует острая необходимость реорганизации промышленного комплекса, воссоздания условий замещения импортных технологий и оборудования с целью устранения высокой степени технологической и прочей зависимости экономики Российской Федерации от других стран. По мнению Л.Г. Матвеевой и др., данные процессы возможны только в случае расширения аспектов финансирования инновационной деятельности, развития инноваций и расширения научной емкости предприятий [11, с. 189].
Высокая концентрация зарубежных компаний в структуре рынка (показатель индекса транснационализации составляет около 18—20 %), приводящая к сложностям вхождения на рынок отечественных компаний, высокой конкуренции с транснациональными компаниями. В совокупности с предыдущим фактором это приводит к все большей зависимости национальной экономики от ввозимых из-за рубежа товаров: наибольшую долю в структуре импорта России занимают машины, оборудование и аппаратура, что при внешних ограничениях на ввоз приведет к невозможности обновлению производств, снижению эффективности и др. [12, с. 9]. Так, например, уход зарубежных компаний Nokia и Ericsson приведет к сложностям обновления материальной базы в отечественной сфере телекоммуникационных технологий и услуг, поскольку на долю этих двух компаний приходилась практически половина рынка среди производителей телекоммуникационного оборудования России. В частности, наибольшие сложности возникли у их крупнейших партнеров — компаний Tele2 и Ростелеком, чья деятельность
1 Крушение импорта из Германии до самого низкого уровня за 20 лет // Tadviser.ru. URL: https://clck.ru/giz4y.
2 Статистика внешней торговли. По данным ФТС России // Ru-stat. URL: https://ru-stat.com.
3 Рост экспорта в Китай и сокращение импорта после начала спецоперации на Украине / / Tadviser.ru. URL: https://clck.ru/gjz4y.
4 Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц : Распоряжение от 5 марта 2022 г. № 430-р. URL: http://government.ru/news/44745.
строилась исключительно на поставках европейского оборудования5. В то же время в отечественной экономике отсутствуют производители аналогичного оборудования. Как результат, компании будут вынуждены переориентироваться на других внешних поставщиков (в данном случае на компанию Huawei). Данный пример является малой иллюстрацией последствий ухода зарубежных производителей из России. Помимо прочего, такой исход ограничивает налоговые поступления в бюджет, уплачиваемые ввозные пошлины, а также негативно влияет на структуру ВВП (поскольку в случае массового ухода компаний наблюдается общее снижение доходности).
Другим аспектом деятельности зарубежных компаний в России является структура занятости. Как показал проведенный СПАРК-Интерфакс анализ, на долю уже заявивших о своем уходе из России компаний проходится около 200 тыс. работников (табл. 1)6.
Таблица 1
Количество занятых в закрывающихся зарубежных компаниях
№ Компания Количество работников, чел.
1 McDonalds 62.000
2 Pepsico 19.000
3 IKEA 15.000
4 Yum! Brands 14.540
5 EPAM Systems 8.933
6 Inditex 8.840
7 Volkswagen 5.751
8 Adidas 5.539
9 E&Y 4.700
10 Mothercare 4.500
11 Другие 83.443
Итого: 232.246
В результате снижения количества зарубежных компаний уровень безработицы в Российской Федерации увеличится. По данным Росстата, число безработных граждан в декабре 2021 г. составляло 3 220 тыс. чел.7; в случае ухода представленных выше компаний количество безработных увеличится на 7 % относительно показателей декабря 2021 г. В то же время необходимо заметить, что безработица является внутренней угрозой экономической безопасности (одним из ее показателей), однако в контексте зависимости экономики от иностранных компаний она может рассматриваться как косвенное последствие их «ухода» из РФ.
Экспортно-сырьевая модель экономики Российской Федерации, ведущая к прямой зависимости доходов экономики от внешних факторов (цена на экспортируемые ресурсы, наличие спроса, готовность к приобретению и др.) [13, с. 597]. Как известно, со стороны стран Европейского Союза формируются достаточно обширные инициативы на отказ от энергоресурсов из России с последующим введением эмбарго. За последний год экспорт из России в стоимостном выражении
5 Эксперт Муртазин объяснил последствия ухода Nokia с российского рынка. URL: https:// novos.mk.ru/economics/2022/04/12/ekspert-murtazin-obyasnil-posledstviya-ukhoda-nokia-s-rossiysko-go-rynka.html.
6 В уходящих из России компаниях работает около 200 000 человек. URL: https://www.forbes. ru/biznes/458995-v-uhodasih-iz-rossii-kompaniah-rabotaet-okolo-200-000-celovek.
7 Безработица в РФ в декабре четвертый месяц подряд оставалась на уровне 4,3 % // Interfax. ru. URL: https://www.interfax.ru/business/821173.
увеличился на 48 %. При этом фактические объемы экспорта энергоресурсов практически не изменились — произошел рост стоимостных объемов экспорта за счет повышения стоимости энергоресурсов (группа «минеральные продукты», на нее приходится 43,7 % общего объема экспорта России). Товарная структура экспорта России представлена на рис. 2.
Все остальное Пластмассы, каучук и резина 7,95 1,98 ч /
Древесина и изделия из нее 2,45
Продукты растительного -происхождения 2,48
Машины, оборудование и аппаратура 3,43
Продукция химической -промышленности 5,28
Прочие товары — 5,76
Драгоценности 6,43
Скрытый раздел 8,87
Минеральные продукты 43,70
Металлы и изделия из них 11,67
Рис. 2. Товарная структура экспорта России в 2021 г., %
Составлен авторами по данным ФТС России.
Основными покупателями экспортируемых из России товаров являются Китай (13 %), Нидерланды (9 %), Германия (6,1 %), Турция (5,8 %), Великобритания (4,4 %), Беларусь (4,2 %) и др. Важно подчеркнуть, что отказ многих западных компаний и стран от приобретения отечественных энергоресурсов приводит к необходимости переориентации на новые направления. Поиск новых рынков для российской добывающей промышленности также связан с рядом проблем — необходимость отладки логистических процессов, сниженный дисконт по продажам (составляющий на восточном рынке около 70 долл. США), позволяющий конкурировать с уже имеющимися и укрепившимися производителями, а также прочие сопутствующие процессы, так или иначе снижающие доход добывающих компаний и государства от продажи энергоресурсов.
Помимо основных внешних угроз, которые оказывали влияние на состояние экономической безопасности, в том числе до начала специальной военной операции на территории Украины, можно выделить дополнительные, связанные с вводимыми санкциями и ограничениями, проводящими к:
1. Снижению устойчивости отдельных отраслей и сфер хозяйствования. Здесь особенно важно отметить изменение состояния банковского сектора России: сегодня под санкциями находится 22 российских банка, что так или иначе ограничивает их деятельность, либо полностью исключает возможность функционирования на территориях отдельных стран. Из их числа 12 банков попали в ББМ-лист, который предполагает введение блокирующих запретов (черный список Министерства Финансов США). В то же время отечественные банки не испытывают зависимости от поступления финансовых ресурсов от нерезидентов, что сглаживает последствия ограничений [14, с. 25—26].
Согласно данным отчета ЦБ РФ «О развитии банковского сектора Российской Федерации в марте 2022 года», за март суммарный корпоративный портфель снизился на 0,3 % (на 171 млрд р. с исключением валютной переоценки); выдача рыночной ипотеки сократилась на 10—15 %, а прогнозируемое годовое замедление темпов роста ипотеки составляет около 15 %. За март произошло сжатие потребительского кредитования — его величина составила 1,9 %. Кроме того, за февраль и март 2022 г. средства населения на банковских счетах уменьшились на 1,436 трлн р., из числа которых 1,2 трлн р. пришлись на февраль8.
2. Угрозе ухудшения макроэкономических показателей, а именно: снижению ВВП, росту инфляции, снижению курса национальной валюты [15, с. 25]. Официальные прогнозы ЦБ РФ подчеркивают снижение годовых темпов роста ВВП на 8—10 % (отрицательная динамика). При этом основной упадок придется на 4 квартал 2022 г.9 Прогнозируемые же темпы инфляции составляют около 20 %.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что современное состояние национальной экономики является достаточно неопределенным. С одной стороны, западные страны проводят активную политику по снижению устойчивости экономики, однако, с другой, оперативные действия Правительства РФ позволяют нивелировать ряд ее последствий.
По нашему мнению, именно успешная реализация ряда оперативных действий позволила в большей мере сохранить устойчивость национальной экономики, несмотря на расширение степени влияния внешних угроз. В частности, можно выделить следующие наиболее успешные решения:
— повышение ключевой ставки ЦБ до 20 %, что позволило привлечь дополнительные средства вкладчиков под краткосрочное размещение; впоследствии ключевая ставка была снижена до 17 %, а затем до 14 %. Данные изменения подчеркивают в большей степени достижение поставленных целей Банком России;
— введение запрета на операции с иностранной валютой, что позволило искусственно укрепить курс национальной валюты — пиковые показатели 1 долл. США к рублю составляли около 150 р., тогда как на начало мая 2022 г., курс доллара снизился до минимальных значений с 2020 г.10 Аналогичная ситуация происходит и с евро;
— введение обязательной продажи 80 % валютной выручки компаний-экспортеров, что увеличило предложение иностранной валюты на рынке и способствовало укреплению курса рубля;
— введение обязательства оплаты поставок энергоресурсов из РФ в рублях. В этом контексте национальная валюта также укрепляется, поскольку потребители
8 О развитии банковского сектора Российской Федерации в марте 2022 года // Банк России. М., 2022. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/40940/razv bs 22 03.pdf.
9 ЦБ ждет, что нижняя точка спада ВВП РФ придется на IV квартал 2022 года // Interfax.ru. URL: https://www.interfax.ru/business/838722.
10 Курс доллара упал до отметки марта 2020 года // MK.ru. URL: https://www.mk.ru/econom-ics/2022/05/04/kurs-dollara-upal-do-otmetki-marta-2020-goda.html.
ресурсов, ранее расплачивавшиеся за них в евро и долларах, вынуждены обменивать валюту;
— реализация процедуры делистинга ценных бумаг отечественных компаний с иностранных бирж, что предполагает введение запрета на торговлю ценными бумагами, а также формирует дополнительные доходы отечественных эмитентов за счет комиссионных сборов. В этом контексте предполагается принятие закона о де-листинге с исключением депозитарных расписок с иностранных бирж и их размещение внутри страны с целью дополнительной стабилизации внутренней ситуации;
— введение встречных ограничений, выдвижение предложений и инициатив по национализации зарубежного бизнеса и производств с целью их передачи отечественным предпринимателям, мониторинг соблюдения требований трудового законодательства при прекращении функционирования зарубежных компаний, а также отслеживание соблюдения иных норм, связанных с фиктивным банкротством и др.
Все вышеизложенные, а также иные направления осуществления государственной политики позволяют частично нивелировать последствия текущих внешних угроз экономической безопасности. Однако в долгосрочной перспективе государство нацелено на следующие возможные пути восстановления экономики и ее дополнительной защиты от внешних угроз:
1. Переориентация партнерства в отношение дружественных стран (в том числе замена SWIFT на китайский аналог; формирование совместной системы ЦБ РФ и Индии) [16, с. 153].
2. Развитие и финансирование национальных производств и стартапов [17, с. 31]. Привлечение специалистов в IT сферу для ускорения ее развития за счет введения ряда льгот.
3. Снижение влияния западных производителей на состояние экономики, переориентация капитальных вложений и выстраивание дополнительных стратегий развития в рамках интеграции с дружественными странами.
Таким образом, будущее состояние экономической безопасности Российской Федерации имеет перспективу на преодоление годами формировавшихся внешних угроз и проистекающих из них проблем. Западные санкции, несмотря на их большое количество, а также существенное влияние на состояние национальной экономики, так или иначе подчеркнули реальную необходимость реорганизации многих внутренних хозяйственных процессов и актуализировали целесообразность пересмотра направлений развития экономики с упором на импортозамещение, поиск новых партнеров, а также преодоление текущих кризисных последствий. В этом контексте достаточно значимым нами видится прогноз ЦБ РФ на 2023 г., где рост ВВП составит около 2—3 %, а инфляция снизится до 8 %, что так или иначе отражает стабилизацию экономической ситуации. В то же время особую актуальность, по нашему мнению, приобретает проведение дополнительных исследований по рассмотрению практико-ориентированных направлений снижения степени влияния внешних угроз на уровень экономической безопасности Российской Федерации.
Выводы
Результаты проведенного комплексного анализа внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации с актуализацией отдельных направлений развития и определения широкого круга последствий их влияния позволяют заключить следующее:
1. Современная ситуация в области экономической безопасности характеризуется одновременным ростом количества внешних угроз и неопределенностью будущих периодов.
2. Основными проблемами в области экономической безопасности России сегодня становятся: высокая интеграция с экономиками недружественных стран, введение ряда ограничений и санкций в отношении России со стороны достаточно обширного количества стран, зависимость от экспорта энергоресурсов, высокая зависимость от импорта высокотехнологичных товаров, оборудования, машин, значительный отток капитала и инвестиций, снижение инвестиционной активности и др.
Помимо прочего, особенно важно подчеркнуть, что влияние вновь возникших внешних угроз приводит к целому комплексу выявленных последствий: рост безработицы, повышение темпов инфляции, волатильность курса национальной валюты, необходимость реорганизации деятельности ряда предприятий, ранее сотрудничавших с инвесторами из недружественных стран, повышение зависимости от внешних поставок, усиленный рост цен, снижение качества и уровня жизни, упадок отдельных сфер и отраслей хозяйствования.
Несмотря на это, оперативные действия государственных структур и органов управления позволили частично нивелировать многие риски. В результате, состояние национальной экономики относительно стабилизируется, укрепляется национальная валюта, а также формируются все предпосылки к будущему развитию национальных инициатив с упором на импортозамещение.
Таким образом, нами было установлено, что текущий уровень экономической безопасности Российской Федерации находится на достаточно неопределенном уровне, что напрямую исходит из сложной геополитической обстановки и невозможности прогнозировать какие-либо долгосрочные изменения в нестандартных условиях функционирования экономики.
Список использованной литературы
1. Безуглова М.А. Современные проблемы финансовой безопасности России / М.А. Без-углова. — ЕБЫ JVERIF // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2008. — № 6 (62). — С. 28-32.
2. Губернаторова Н.Н. Основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России / Н.Н. Губернаторова, М.А. Солярик. — ЕБЫ УЬ^ЦОТ // Калужский экономический вестник. — 2018. — № 2. — С. 52-55.
3. Белоусов А.А. О национальной безопасности и системе управления экономикой России как целого / А.А. Белоусов. — ЕБЫ КВЕРКТ // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2004. — № 3 (40). — С. 43-51.
4. Сеньков М.И. Проблемы экономической безопасности в условиях финансовой глобализации / М.И Сеньков. — ЕБЫ ОХОХЕТ // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 2 (82). — С. 55-58.
5. Петров В.В. К вопросу обеспечения экономической безопасности России от внешних угроз / В.В. Петров. — ЕБЫ ЬЛЫСЫВ // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2009. — № 2. — С. 84-88.
6. Юмаев Е.А. О системе обеспечения безопасности Российской Федерации / Е.А. Юма-ев. — ЕБЫ KHQOJX // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2009. — № 3 (65). — С. 99-101.
7. Кутукова Е.С. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности России / Е.С. Кутукова. — ЕБЫ ZRDNMJ // Вестник АКСОР. — 2017. — № 3-4 (43). — С. 67-70.
8. Литвинюк Т.А. Экономическая безопасность России / Т.А. Литвинюк, В.А. Машев-ская. — EDN YUKWAH // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 2, № 11 (28). — С. 423-426.
9. Жиронкин С.А. Методология исследования неоиндустриального импортозаме-щения в экономике России / С.А. Жиронкин, К.А. Колотов. — EDN XDETQT. — DOI 10.17150/2500-2759.2016.26(5).713-722 // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 5. — С. 713-722.
10. Кнобель А.Ю. Внешняя торговля в 2021 году: рост экспорта за счет скачка цен / А.Ю. Кнобель, А.С. Фиранчук. — EDN ETKMEP // Экономическое развитие России. — 2022. — Т. 29, № 2. — С. 10-14.
11. Матвеева Л.Г. Пути снижения технологической зависимости промышленности России от импорта в императивах импортозамещения / Л.Г. Матвеева, Е.В. Каплюк, Н.В. Низов. — EDN UTICGH. — DOI 10.24412/2304-6139-2021-11355 // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 4 (45). — С. 184-191.
12. Федотов Д.Ю. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности / Д.Ю. Федотов. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2020. — 204 с. — EDN RXQMOS.
13. Трофимов С.Е. Теоретические вопросы и модели государственного регулирования экономики / С.Е. Трофимов. — EDN VSWUIC. — DOI 10.21285/2227-2917-2021-4-588601 // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2021. — Т. 11, № 4 (39). — С. 588-601.
14. Федотов Д.Ю. Зависимость кредитного потенциала российских банков от поступления финансовых ресурсов от нерезидентов / Д.Ю. Федотов. — EDN EDEWFJ // Банковское дело. — 2020. — № 8. — С. 20-26.
15. Федотов Д.Ю. Исследования экономической безопасности студентами Байкальского государственного университета / Д.Ю. Федотов. — EDN DRQNRD // Экономическая безопасность: финансовые, правовые и IT-аспекты : материалы второй Всерос. науч.-практ. онлайн-конф., Томск, 29 апр. 2018 г. — Томск, 2019. — С. 20-25.
16. Козырская И.Е. Сотрудничество России и Китая в сфере технологий и инноваций / И.Е. Козырская, М. Ян. — EDN XQLPIM. — DOI 10.34925/EIP.2021.134.9.021 // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 9 (134). — С. 148-153.
17. Бубнов В.А. Взаимодействие финансирования и экономического роста / В.А. Бубнов. — EDN VSFJJR // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. — 2015. — № 1. — С. 31-53.
References
1. Bezuglova M.A. Contemporary Problems of Russia's Financial Security. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2008, no. 6, pp. 28-32. (In Russian). EDN: JVERIF.
2. Gubernatorova N.N., Solarik M.A. The Main Internal and External Threats to the Economic Security of Russia. Kaluzhskii ekonomicheskii vestnik = Kaluga Economic Bulletin, 2018, no. 2, pp. 52-55. (In Russian). EDN: YLZUGT.
3. Belousov A.A. National Security and Control System of Russia's Economy as a Whole. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2004, no. 3, pp. 43-51. (In Russian). EDN: KBEPKT.
4. Senkov M.I. Problems of Economic Security in the Context of Financial Globalization. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 2, pp. 55-58. (In Russian). EDN: OXGXET.
5. Petrov V.V. On the Provision of Economic Security of Russia from Outside Threats. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: politicheskie orientiry, zakonodatel'nye prioritety, praktika obespecheniya: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii = Economic Security of Russia: Political Guidelines, Legislative Priorities, Enforcement Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009, no. 2, pp. 84-88. (In Russian). EDN: LANCHB.
6. Umaev E.A. About the Security System of the Russian Federation. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomi-ki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2009, no. 3, pp. 99-101. (In Russian). EDN: KHQOJX.
7. Kutukova E.S. External and Internal Threats to the Economic Security of Russia. Vest-nik AKSOR = Bulletin of AXOR, 2017, no. 3-4, pp. 67-70. (In Russian). EDN: ZRDNMJ.
8. Litvinyuk T.A., Mashevskaya V.A. Economic Security of Russia. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki = Modern scientific research and development, 2018, vol. 2, no. 11, pp. 423-426. (In Russian). EDN: YUKWAH.
9. Zhironkin S.A., Kolotov K.A. The Methodology of Neo-industrial Import Substitution Research in the Russian Economy. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 5, pp. 713-722. (In Russian). EDN: XDETQT. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(5).713-722.
10. Knobel A.Yu., Firanchuk A.S. Foreign Trade in 2021: Export Growth driven by a Leap in Prices. Ekonomicheskoe razvitie Rossii = Russian Economic Developments, 2022, vol. 29, no. 2, pp. 10-14. (In Russian). EDN: ETKMEP.
11. Matveeva L.G., Kaplyuk E.V., Nizov N.V. Ways to Reduce the Technological Dependence of Russian Industry on Imports in Import Substitution Imperatives. Vestnik Akademii znanii = Bulletin of the Academy of Knowledge, 2021, no. 4, pp. 184-191. (In Russian). EDN: UTICGH. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11355.
12. Fedotov D.Yu. Prohibitions and Restrictions on Foreign Trade Activities. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2020. 204 p. EDN: RXQMOS.
13. Trofimov S.E. Theoretical Issues and Models of the State Regulation of Economy. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real Estate, 2021, vol. 11, no. 4, pp. 588-601. (In Russian). EDN: VSWUIC. DOI: 10.21285/2227-2917-2021-4-588-601.
14. Fedotov D.Yu. Dependence of the Credit Potential of Russian Banks on the Receipt of Financial Resources from Non-Residents. Bankovskoe delo = Banking, 2020, no. 8, pp. 20-26. (In Russian). EDN: EDEWFJ.
15. Fedotov D.Yu. Research on Economic Safety Students of Baikal State University. Economic Security: Financial, Legal and IT Aspects. Materials of 2nd All-Russian Scientific and Practical Online Conference, Tomsk, April 29 2018. Tomsk, 2019, pp. 20-25. (In Russian). EDN: DRQNRD.
16. Kozyrskaya I.E., Yang M. Cooperation between Russia and China in Space Technologies and Innovations. Ekonomika I predprinimatel'stvo = Economy and Entre-preneurship, 2021, no. 9, pp. 148-153. (In Russian). EDN: XQLPIM. DOI: 10.34925/ EIP.2021.134.9.021.
17. Bubnov V.A. The Interaction of Financing and Economic Growth. Finansovye aspekty strukturnykh preobrazovanii ekonomiki = Financial Aspects of Structural Transformation of Economy, 2015, no. 1, pp. 31-53. (In Russian). EDN: VSFJJR.
Информация об авторах
Медик Ирина Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, m.irina.n@list.ru, © https://orcid.org/0000-0003-0772-4311, SPIN-код: 7457-0049, AuthorID РИНЦ: 505362.
Чепинога Оксана Александровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, chepinogaoa@bgu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6340-9637, SPIN-код: 9749-7543, AuthorID: 471707.
Деревцова Ирина Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, derevczovai@mail.ru, SPIN-код: 5019-2563, AuthorID РИНЦ: 310461.
Authors
Irina N. Medik — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, m.irina.n@list.ru, © https://orcid.org/0000-0003-0772-4311, SPIN-Code: 7457-0049, AuthorID RSCI: 505362.
Oksana A. Chepinoga — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, chepinogaoa@bgu.ru, © https://orcid.org/0000-0001-6340-9637, SPIN-Code: 9749-7543, Au-thorID RSCI: 471707.
Irina V. Derevtsova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, derevczovai@ mail.ru, SPIN-Code: 5019-2563, AuthorID RSCI: 310461.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Медик И.Н. Внешние угрозы экономической безопасности России / И.Н. Медик, О .А. Чепинога, И.В. Деревцова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).11. — EDN FARLAD // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 3.
For Citation
Medik I.N., Chepinoga O.A., Derevtsova I.V. External Threats to Russia's Economic Security. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 3. (In Russian). EDN: FARLAD. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).11.