УДК 338-0495:336.22
С.Д. Надеждина
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Российская Федерация
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ И РОЛЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ
АННОТАЦИЯ. Экономическая безопасность — основа (базис) национальной безопасности любой страны, в том числе России. Обеспечение экономической безопасности относится к числу ключевых национальных приоритетов. Рассматривая экономическую безопасность сквозь призму национальной экономики в условиях внешних и внутренних угроз, необходимо отметить: устойчивость и развитие экономики может служить гарантом сохранения государственного суверенитета, успешного решения социально-экономических проблем. В настоящее время на экономику России и регионов оказывают воздействие внешние факторы, обусловленные политическими и экономическими взаимоотношениями на межгосударственном уровне. Статья посвящена роли налогового администрирования в обеспечении экономической безопасности страны. Рассмотрены существующие подходы к определению понятия «экономическая безопасность», представлено значение налоговой службы и действующей налоговой системы страны в обеспечении наполняемости консолидированного бюджета. Обоснована система мер по предотвращению угроз экономической безопасности. Выявлены преимущества и сложности применения современных цифровых технологий в процессе налогового администрирования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Экономическая безопасность, налоговая сфера, налоговое администрирование, digital economy, Big Date.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 5 октября 2020 г.; дата принятия к печати 5 ноября 2020 г.; дата онлайн-размещения 7 декабря 2020 г.
S.D. Nadezhdina
Novosibirsk State University of Economics and Management «Novosibirsk Institute of National Economy», Novosibirsk, Russian Federation
ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY AND THE ROLE OF TAX MANAGEMENT IN PROVIDING IT
ABSTRACT. Economic security is the basis of national security of any country, as well as in Russia. Providing economic security belongs to the key national priorities. When considering economic security in the context of national economy in the conditions of external and internal threats, one should mention that stability and development of economy can serve as a guarantee for preserving national sovereignty and successful solution of socioeconomic problems. Currently, economy of Russia and its regions is influenced by external factors caused by political and economic interrelations at the international level. The article is dedicated to the role of tax management in providing economic security of the country. Existing approaches to defining the notion of «economic security» are suggested; the importance of the tax authority and current tax system of the country for providing replenishment of consolidated budget is explained. A system of measures for preventing threats to economic security is substantiated. Advantages and complexity of applying modern digital technologies in the process of tax management are revealed. KEYWORDS. Economic security, fiscal sphere, tax management, digital economy, BigDate.
ARTICLE INFO. Received October 5, 2020; accepted November 5, 2020; available online December 7, 2020.
© Надеждина С.Д., 2020
Введение
В странах с развитой рыночной экономикой отслеживается обеспечение функционирования действующей системы налогообложения, а еe совершенствование расценивается как необходимое условие политической, экономической и социальной стабильности. В настоящее время на экономику нашей страны оказывают воздействие внешние факторы вследствие политических и экономических взаимоотношений на межгосударственном уровне.
Государственная политика в области обеспечения экономической безопасности России в налоговой сфере осуществляется на правовой основе, проводятся семинары, ежегодные научно-практические конференции, внесение поправок в налоговое законодательство.
В решение проблемы налогового регулирования и стимулирования значительный вклад внесли А.В. Брызгалин, А.З. Дадашев, Л.П. Павлова, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов и др.
Методологические аспекты исследования уклонения от уплаты налогов изложены в трудах Е.С. Вылковой, Ю.Б. Иванова, А.П. Киреенко, И.А. Майбурова, Т.Ф. Юткиной и др.
Проблемам действующей налоговой системы Российской Федерации и их решению посвящены исследования И.В. Горского, Е.А. Кировой, В.Г. Панскова, И.В. Пушкаревой и др.
Несмотря на значительное количество работ в области налогообложения, вопросы экономической безопасности страны и роль налогового администрирования в ее обеспечении изучены недостаточно. В условиях санкционной политики в отношении нашей страны возрастает научно-практическая значимость обсуждения обозначенной проблематики.
Экономическая безопасность, наряду с военной, технической, экологической, является одной из важных составляющих национальной безопасности. Экономическая безопасность — состояние субъекта (государства, региона, субъекта хозяйствования), при котором отсутствуют (либо могут быть ликвидированы) угрозы экономическому развитию. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является достижение приемлемых условий для развития социально-экономической стабильности, успешного отражения воздействия внешних и внутренних угроз при сохранении основ демократического общества. Государственная стратегия экономической безопасности нашей страны направлена на сохранение достойного уровня производственного, научного и технического потенциала, предотвращение снижения уровня жизни населения, который спровоцировал бы социальную напряженность, предостерег от конфликтов между различными слоями населения. Экономическая безопасность многогранное понятие, в котором ряд составляющих, в том числе налоговая.
Государственная политика в области обеспечения экономической безопасности России в налоговой сфере осуществляется на правовой основе, однако не всегда прослеживается баланс интересов государства и налогоплательщиков, что приводит к нарушению налогового законодательства. В процессе обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере участвует ряд государственных органов, в том числе налоговые органы, права и обязанности которых в процессе осуществления налогового контроля прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. Результаты исследования автора позволяют конкретизировать комплекс мер по предотвращению угроз экономической безопасности страны.
Материалы и методы
Материалом для проведенного исследования послужили научные труды от-чественных и зарубежных ученых, посвященные понятию и сущности экономи-
ческой безопасности [1; 2], ее критериям [3; 4], угрозам [5], теоретико-методологическим исследованиям и прикладным разработкам по проблеме уклонения от уплаты налогов [6—8], выводу российской экономики на траекторию опережающего экономического развития [9; 10], требованиям к экономической безопасности [11-13].
В качестве методологической основы для проведенного исследования использовались общенаучные методы познания (анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение, системный подход); экономико-статистические методы (наблюдение, группировка, относительные величины).
Основная часть
Актуальность вопросов экономической безопасности, использование механизмов управления, снижение угроз обозначили проблему изучения экономической безопасности страны и роль налогового администрирования в ее обеспечении.
В США еще в 1947 г. принят закон «О национальной безопасности» с целью защищенности интересов государства и создан Совет при Президенте, которому поручалось обосновывать решения как по внешней, оборонной, так и по экономической безопасности. Экономическая безопасность, по мнению американских специалистов, должна отвечать сохранению экономической самостоятельности в интересах страны, достигнутого уровня жизни населения и его повышению в дальнейшем.
Аналогичные требования к экономической безопасности предъявляют другие зарубежные исследователи [там же], полагая, что угрозы экономической безопасности возникают, если происходят изменения в распределении доходов и минимальном размере оплаты труда (МРОТ), уровне безработицы и инфляции, невозможности государства контролировать распределение ресурсов.
Термин «экономическая безопасность» в отечественной научной литературе появился относительно недавно — в 90-е гг. прошлого века. Российские специалисты трактуют проблемы экономической безопасности с точки зрения процессов политического и социально-экономического преобразований, происходящих в нашей стране. В научных трудах за 1998-2013 гг., посвященных экономической безопасности, представлены подходы к понятию «экономическая безопасность» (табл. 1).
По определению российских исследователей, экономическая безопасность устойчивое состояние и развитие страны, поддержание достойного уровня жизни населения даже при наличии внешних и внутренних угроз.
В 2017 г. опубликован Указ Предидента России от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», в п. 7 пп. 1 которого экономическая безопасность трактуется как «...состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»; а в п. 2 этого Указа определяются « ... вызовы и угрозы экономической безопасности, ... цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности». В п. 3 Указа № 208 отмечается: «Стратегия направлена на обеспечение противодей-стия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения».
В п. 7 пп. 4 и 5 Стратегии дано толкование понятий «угроза» и «вызовы» экономической безопасности:
Таблица 1
Подходы к понятию «экономическая безопасность» различными исследователями
Авторы Определения
Богданов И.Я. [1] Экономическая безопасность — состояние страны, которое не зависит от внешних факторов, а объемы и структурные параметры политического и социально-экономического развития достаточны для обеспечения существующего статуса государства, ... состояния экономики страны, ... способно поддерживать уровень легальных доходов, обеспечивающий населению благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран
Кочергина Т.Е. [2] Экономическая безопасность — состояние, которое при различных условиях имеет возможность воспроизводить ... себя в соответствии с ее целями, постоянными количественными и качественными характеристиками
Илларионов А.И. [4] Экономическая безопасность — ... сочетание политических и социально-экономических условий, обеспечивающих стабильное развитие производства ... эффективными способами
Сенчагов В.К. [5] Экономическая безопасность — состояние экономики и институтов власти, гарантирующее защиту национальных интересов, несмотря на неблагоприятные внутренние и внешние факторы
— «угроза — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере»;
— «вызовы — совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности»..
К основным вызовам и угрозам экономической безопасности, согласно п. 12 пп. 20 Стратегии (наряду с ограниченным объемом инвестиций, слабой инвестиционной активностью, недостаточно эффективным государственным управлением, высоким уровнем коррупции в экономической сфере), относится «усиление дифференциации по уровню доходов» населения.
Рассматривая экономическую безопасность как устойчивость национальной экономики в условиях «вызовов, обусловленных внешними факторами» в виде санкций европейских государств, выявлены угрозы экономической безопасности. Анализ информации, представленной на сайте Федеральной таможенной службы1, позволил сделать следующие выводы:
— внешний торговый оборот нашей страны в 2019 г. составил 672,0 млрд долл. США и по сравнению с 2018 г. снизился незначительно (на 3,0 %);
— сальдо торгового баланса — положительное (177,2 млрд долл.), что на 33,0 млрд долл. меньше по сравнению с 2018 г.;
— экспорт в 2019 г. составил 424,6 млрд долл. и по сравнению с 2018 г. немного сократился (—6,0 %). Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме — 87,4 %, стран СНГ — 12,6 %. Основу российского экспорта в 2019 г. по-прежнему составляли топливно-энергетические товары (62,1 %, табл. 2).
1 Федеральная таможенная служба. М., 2020. URL: https://customs.gov.ru/.
Таблица 2
Структура экспорта и импорта России важнейших товаров за 2018-2019 гг., %
Товарные группы 2019 г. Изменения физического объема в 2019 г. к 2018 г.
экспорт импорт экспорт импорт
Топливно-энергетические товары 62,1 0,9 3,4 -7,4
Металлы и изделия из них 8,9 7,3 -11,7 6,9
Продукция химической промышленности 6,4 19,6 2,5 8,3
Машины и оборудование 6,5 46,2 - -0,2
Продовольственные товары и сырье для их производства 5,9 12,2 -16,2 -2,7
Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия 3,0 -1,5
Физический объем экспорта топливно-энергетических товаров возрос по сравнению с 2018 г. на 3,4 % за счет бензина автомобильного, электроэнергии, угля каменного при снижении экспорта нефтепродуктов (в том числе керосина, дизельного топлива, газа природного).
Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в экспорте 2019 г. (5,9 %) практически не изменился ( 2018 г. — 5,5 %). Доля этой группы в структуре экспорта в страны дальнего зарубежья — 5,1 %, в страны СНГ — 11,0. По сравнению с 2018 г. сократился физический объем поставок на 16,2 % (за счет ячменя, пшеницы, рыбы свежей и мороженой). При этом возрос физический объем экспорта мяса свежего и мороженого, масла подсолнечного, сыра и творога.
Импорт России в 2019 г. составил 247,4 млрд долл. США, темп прироста — 2,7 %. Доля стран дальнего зарубежья — 88,9 %, стран СНГ — 11,1. В структуре импорта наибольший удельный вес занимают машины и оборудование (46,2 %). Возрос физический объем импорта грузовых и легковых автомобилей. Наименьшую долю в импорте занимают топливно-энергетические товары в 2019 г. (0,9 %). Физический объем этой товарной группы по сравнению с 2018 г. сократился на 7,4 %.
Основными торговыми партнерами России в 2019 г. среди стран дальнего зарубежья были Китай (темп роста по сравнению с 2018 г. — 102,5 %), США (104,9 %), Турция (101,9 %), Соединенное Королевство (125,6 %). Среди стран СНГ основные партнеры за анализируемый период: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
Проведенное исследование позволяет утверждать: существенных изменений в политике импортозамещения не наблюдается, сохранилась сырьевая направленность во внешней торговле.
Экономическая безопасность рассматривается автором как сложная социально-экономическая система, стабильность которой базируется на реализации оптимального сочетания экономических и социальных интересов. От государства требуется, наряду с положительными изменениями в структуре экономики, улучшение социальной структуры общества. Позиция автора заключается в том, что угрозы экономической безопасности страны «кроются» в низком уровне жизни населения, его
расслоении, недостаточных инвестициях в сферу образования, здравоохранения и науки. Перед государством стоит решение задачи неудовлетворенных потребностей, чтобы исключить возникновение конфликтов экономических интересов в обществе.
Следует отметить: по-прежнему проблемой (по данным Росстата2) остается расслоение населения по уровню доходов и минимальному размеру оплаты труда в субъектах по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом (табл. 3).
Таблица 3
Уровень доходов и минимальный размер оплаты труда в субъектах Российской Федерации в первом полугодии 2020 г., р.
Субъекты Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Установленный МРОТ
Российская Федерация 49 600 10 843
г. Москва 96 826 17 129
Московская область 55 344 12 536
г. Санкт-Петербург 66 188 11 562
Ленинградская область 47 198 11 129
Иркутская область 48 763 12 243
Томская область 46858 12 218
Новосибирская область 39 842 12 284
Омская область 36 517 10 495
Среднемесячная заработная плата в районах Сибири ниже, чем по стране в целом, хотя МРОТ в пределах или несколько выше общероссийского. Минимальный размер оплаты труда устанавливается в пределах прожиточного минимума трудоспособного населения и подлежит ежегодной индексации.
Не менее важной задачей по реализации экономической безопасности страны является прогрессивное налогообложение доходов населения. Прогрессивную шкалу налогообложения, действующую на начальном этапе функционирования налоговой системы в стране, заменили в настоящее время — плоской. Недавнее повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) свыше 5 млн р. в год в размере 15 % при общей ставке 13 % не решает проблему расслоения населения (табл. 4).
Таблица 4
Налоговые ставки НДФЛ в разных странах, %
Страны Ставки НДФЛ
максимальная минимальная
Россия 13,0 (15,0) 9
США 39,6 0
Германия 47,5 14
Великобритания 45,0 0
Франция 45,0 0
Италия 45,6 23
Швеция 56,4 0
Согласно п. 5 Указа Президента Российской Федерации № 208, стратегия национальной безопасности «является основой для формирования и реализации
2 Федеральная служба государственной статистики / РОССТАТ. М., 2020. URL: https://rosstat. gov.ru/.
государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях» ... «в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» (там же, п. 6).
Особое значение в обеспечении национальных интересов в условиях введения антироссийских санкций и обострения международной обстановки приобретает избежание (минимизация) рисков в сфере экономической безопасности, основанное на стабильном функционировании субъектов Российской Федерации, создающих среду для целостного территориального развития страны в экономической и социальной сферах для успешного развития регионов и страны в целом, для противостояния внешним и внутренним угрозам.
Впервые в государственную программу страны введена подпрограмма «Индустриальные (промышленные) парки» с целью комплексного подхода к размещению производительных сил, поэтапного осуществления инвестиционной политики и стабильного социально-экономического развития регионов, повышения занятости населения, его доходов, улучшения качества жизни. В результате — долгосрочное стабильное экономическое развитие обеспечит импортозамещение, а в конечном итоге — экономическую безопасность.
В Новосибирском Академгородке построен технопарк, основная стратегическая цель которого — обеспечение экономического роста региона за счет ускоренного развития высокотехнологичных отраслей. Локальная цель — ежегодное формирование до 20-ти успешных инновационных предпринимательских структур.
В Новосибирской области реализуется несколько проектов технопарков / Бизнес-инкубаторов. Самый известный и масштабный — Промышленно-логистический парк в Верх-Туле для реализации инвестиционных проектов на территории парка с экономией времени, трудовых и финансовых затрат российских резидентов.
Федеральная служба государственной статистики, диагностируя состояние экономики России в 2019 г., свидетельствует: экономика страны сохраняет свои макрофискальные резервы, бюджетная система характеризуется профицитом и низким уровнем государственного долга, хотя в сравнении с развитыми странами затраты на образование и здравоохранение гораздо ниже.
Особую роль в экономической безопасности регионов России играют налоговая служба и действующая налоговая система страны, обеспечивающие наполняемость бюджетов всех уровней. В последние годы повышенное внимание уделяется совершенствованию налогового администрирования за соблюдением налогового законодательства с целью обеспечения стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и социальные внебюджетные фонды.
Российская система налогового администрирования фактически начала формироваться в стране в конце 90-х гг. для решения основных задач:
— оптимизация управления экономической безопасностью в налоговой сфере;
— активное противостояние уклонению налогоплательщиков от налогообложения;
— выбор эффективного способа выявления и оценки внутренних источников угроз экономической безопасности; обеспечение защиты информационных ресурсов налоговых органов на всех этапах их обработки, использования, хранения;
— повышение налоговой культуры.
Учитывался опыт зарубежных стран (исключая их погрешности) по наиболее эффективному функционированию налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами в условиях цифровой экономики (digital economy), в основе которой — применение новых информационных технологий, осуществляемых через
интернет-платформы и мобильные сети. В резудьтате — есть ряд технологий (которыми теперь интересуются зарубежные партнеры):
— технология единого личного кабинета для налогоплательщиков (юридических и физических лиц), позволяющая обращаться в налоговые органы без личного визита, предоставлять декларации, заявления, жалобы в режиме онлайн. Данный сервис упростил и ускорил взаимодействие с налоговыми органами;
— технология онлайн ККТ (контрольно-кассовая техника — оборудование для проведения расчетов наличными и электронными средствами, оснащенная фискальной памятью), позволившая с 2017 г. отменить всю кассовую отчетность. Кассовые аппараты генерируют информацию о розничных продажах в реальном времени, которая передается в налоговые органы. При увеличении количества кассовых аппаратов в стране вдвое, темп роста поступлений НДС в бюджет составил около 40 % в первый год внедрения3;
— АСК НДС — система, отслеживающая цепочки создания добавленной стоимости, применение которой c 2013 г. позволило снизить долю сомнительных вычетов, а темп прироста налоговых поступлений в бюдждет составил около 20 %. В результате (по оценке М.В. Мишустина при выступлении в студии программы «Воскресный вечер с В.Р. Соловьевым»): «налоговый разрыв» не превышает 0,6 %, в то время как в Европе этот показатель от 10 % и выше;
— приложение для самозанятых граждан позволило упростить их администрирование и снизить административную нагрузку при бесконтактном принципе общения с налоговыми органами (не представляются декларации и отчетность, работая легально в правовом поле) [14].
Цифровое преобразование налогового администрирования в дальнейшем позволит снизить количество выездных проверок, а камеральные проводить в удаленном формате. В результате проведения цифровизации к 2024 г. планируется создание системы, позволяющей отслеживать товарооборот от производителей до конечных потребителей посредством введения маркировки табачных, обуви, лиственных средств и др.
Федеральная налоговая служба стремится получить у банков право на информацию о счетах физических лиц (вне налоговых прорверок) для мониторинга налоговой нагрузки субъектов хозяйствования; отслеживания переводов физических лиц (не родственников, особенно регулярные) с карты на карту (установление родства в автоматическом режиме будет возможно после объединения баз записей ЗАГС), что является признаком незаконной предпринимательской деятельности.
Мониторинг налоговой нагрузки субъектов хозяйствования позволит выявить незаконные обороты, создание схем по уклонению от уплаты налогов (сборов). К сожалению, по мнению автора, мониторинг движения средств с позиции системного подхода может привести к негативным последствиям: утечка данных, превышение полномочий отдельными налоговыми инспекторами, возвращение к наличным расчетам.
Совершенствуется система мониторинга налогоплательщиков и на международном уровне, позволяющая отслеживать денежные средства, находящиеся в любой стране. В настоящее время наблюдается новая форма взаимодействия налоговых органов различных стран, при которой (не по запросу как ранее) в автоматическом режиме осуществляется обмен информацией. Российская Федерация присоединилась к единой системе в рамках международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для автоматического обмена инфор-
3 Михаил Мишустин рассказал о цифровизации работы Налоговой службы на Всероссийском налоговом форуме // Федеральная Налоговая служба. 2019. 29 окт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ news/activities_fts/9195163/.
мацией с зарубежными партнерами, в составе которых около 100 юрисдикций (Гибралтар, Каймановы острова, Кипр, Швейцария и др.). Становится реальным отслеживание схем финансовых потоков и владения активами, получая данные по системе связи и слежения (CTS), выявляя незадекларированные зарубежные финансовые счета и активы, сопоставляя информацию с предоставленной российскими гражданами по контролируемым иностранным фирмам.
Перечисленные технологические достижения (создание правил, инструментов, методологии, технического внедрения) ФНС России — совместная работа Правительства Российской Федерации, Минфина России, ФТС России, Федерального казначейства и др. ведомств.
Вместе с тем, применение цифровых технологий порождает определенные сложности:
- значительные финансовые вложения на использование новых информационных технологий (IT);
- обучение персонала и проведение мероприятий по повышению знаний налогоплательщиков по использованию IT;
- заключение договоров по техническому обслуживанию со специализированными организациями;
- низкий уровень доступности субъектов хозяйствования, расположенных в отдаленных районах, к современным технологиям.
Результат исследования
Экономическая безопасность — состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз. Развитие цифровизации экономики позволяет использовать новые информационные технологии в сфере налогообложения, улучшая качество и результативность налогового администрирования.
Автор полагает: основными преимуществами автоматизации процессов налогового администрирования являются сокращение числа выездных налоговых проверок, снижение трудовых и временных затрат на их проведеиие в условиях обработки больших массивов данных (Big Date), форсированное выявление схем уклонения от налоговых платежей и сборов, прозрачность операций, сокращение административной нагрузки на плательщиков (трудовых и временных затрат на декларирование, уплату налогов и сборов, посещение налоговых органов), расширение географии налогового администрирования).
ФНС России уже имеет опыт в реализации сложных проектов в этой области за счет расширения налоговой базы, повышая доходы бюджета, без увеличения налоговой нагрузки налогоплательщиков, создавая контрольно-аналитическую систему.
Статистические данные за 2014-2020 гг. свидетельствуют о положительной динамике поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет. Темпы роста составили: за 2014 г. — 111,9 %; 2015 г. — 108,8; 2016 г. — 105,0; 2017 г. — 100,9; 2018 г. — 122.9; 2019 г. — 127,8 %. Темп роста поступлений в консолидированный бюджет России за 1 квартал 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом предшествующего — 105,9 %.
Основные внутренние угрозы: расслоение населения по уровню доходов и повышение уровня бедности, неравномерность социально-зкономического развития.
Механизм экономической безопасности регионов и страны в целом — комплекс мер по предотвращению угроз:
- обеспечить устойчивое развитие национальной экономики, создав комфортные условия для инвестирования, проводя обоснованную налоговую политику. Импортозамещение — основа обеспечения национальных интересов в развитии собственного производства;
— усилить защитные меры для импортируемых товаров через таможенную территорию России;
— совершенствовать систему государственного регулирования в сфере оплаты труда и налогообложения;
— развивать налоговое администрирование с целью противодействия коррупции, теневой экономике;
— сформировать благоприятные условия для поддержки систем образования, здравоохранения и науки;
— осуществлять объективный мониторинг социально-экономических показателей с целью выявления внутренних и внешних угроз экономической безопасности.
Реализация перечисленных мер по предовращению угроз экономической безопасности, цифровизация налогового администрирования и налоговой системы позволит вывести экономику страны на новый уровень, повысив эффективность мониторинга налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, снизив налоговые риски и сократив количество выездных налоговых проверок.
Список использованной литературы
1. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика / И.Я. Богданов. — Москва : ИСПИ РАН, 2001. — 348 с.
2. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность / Т.Е. Кочергина. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. — 445 с.
3. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности : факторы, критерии и показатели / Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 25-35.
4. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности / А.И. Илларионов // Вопросы экономики. — 1998. — № 1. — C. 35-59.
5. Сенчагов В.К. Новые угрозы экономической безопасности и защита национальных интересов России / В.К. Сенчагов // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 10. — С. 8-18.
6. Киреенко А.П. Развитие налогообложения индивидуальных предпринимателей и борьба с уклонением от уплаты налогов / А.П. Киреенко, М.О. Климова // Регион: экономика и социология. — 2013. — № 1. — С. 142-159.
7. Колчугин С.В. Процедура сбора первичной информации в бухгалтерском учете / С.В. Колчугин // Вестник НГУЭУ. — 2013. — № 1. — С. 96-104.
8. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И.А. Майбурова, А.П. Киреенко. Ю.Б. Иванова. — Москва : Юнити-Дана, 2013. — 383 с.
9. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего экономического развития // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 3-62.
10. Михайленко А. Механизм обеспечения экономической безопасности России / А. Ми-хайленко // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 7. — С. 119-127.
11. Machovski H. Ost-West Handel: Entwicklung, Interessenlagen, Aussichten / H. Ma-chovski // Aus Politik und Zeitgeschichte. — 1985. — No. 5. — S. 5-18.
12. Maull H.W. Raw Materials, Energy and Westerm Security / H.W. Maull. — London : Macmillan Press, 1984. — 413 p.
13. Murdoch C. Economic Factors as Objects of Security; Economics Security & Vulnerability / C. Murdoch // Economics Issuies & National Security / K. Knorr, F. Trager. — Lawrence, 1977. — P. 67-98.
14. Рогожин А.Н. Налоговая нагрузка в системе налоговой политики государства и организаций : автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.10 / А.Н. Рогожин. — Саратов, 2012. — 19 с.
References
1. Bogdanov I.Ya. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: teoriya i praktika [Economic Security. of Russia: Theory and Practice]. Moscow, Institute of Socio-political Research Publ., 2001. 348 p.
2. Kochergina T.E. Ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic Security]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2007. 445 p.
3. Bukhval'd E., Glovatskaya N., Lazurenko S. Macroaspects of Economic Security. Factors, Criteria and Indicators. Voprosy ekonomiki = Issues of Economy, 1994, no. 12, pp. 25-35. (In Russian).
4. Illarionov A.I. Criteria of Economic Security. Voprosy ekonomiki = Issues of Economy, 1998, no. 1, pp. 35-59. (In Russian).
5. Senchagov V.K. New Threats to Economic Security and Defense of Russia's National Interests. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2013, no. 10, pp. 8-18. (In Russian).
6. Kireyenko A.P., Klimova M.E. Improving Taxation of Sole Proprietors and Measures Against Tax Evasion. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2012, no. 1, pp. 142-159. (In Russian).
7. Kolchugin S.V. Source Information Gathering Procedure in Accounting. Vestnik NGUEU = Vestnik NSUEM, 2013, no. 1, pp. 96-104. (In Russian).
8. Maiburov I.A., Kireyenko A.P., Ivanov Yu.B. (eds). Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax Evasion. Problems and Solutions]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2013. 383 p.
9. Glaz'ev S.Yu. On the Urgent Measures to Enhance the Economic Security of Russia and Setthe Russian Economy on Course to Priority Development. Rossiiskii ekonomicheskii zhur-nal = Russian economic Journal, 2015, 2015, no. 5, pp. 3-62. (In Russian).
10. Mikhailenko A. Mechanism to Ensure Economic Security of Russia. Mirovaya ekonomi-ka I mezhdunarodnye otnosheniya = World E^nomy and International Relations, 1996, no. 7, pp. 119-127. (In Russian).
11. Machovski H. Ost-West Handel: Entwicklung, Interessenlagen, Aussichten. Aus Politik und Zeitgeschichte, 1985, Nr. 5, S. 5-18.
12. Maull H.W. Raw Materials, Energy and Westerm Security. London, Macmillan Press, 1984. 413 p.
13. Murdoch C. Economic Factors as Objects of Security: Economics Security & Vulnerability. In Knorr K., Trager F. Economics Issuies & National Security. Lawrence, 1977, pp. 67-98.
14. Rogozhin A.N. Nalogovaya nagruzka v sisteme nalogovoi politiki gosudarstva i orga-nizatsii. Avtoref. Kand. Diss. [Tax Burden in the System of Taxation Policy of the State and Companies. Cand. Diss.]. Saratov, 2012. 19 p.
Информация об авторе
Надеждина Светлана Дмитриевна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Российская Федерация, г. Новосибирск, e-mail: [email protected].
Author
Svetlana D. Nadezhdina — D.Sc. in Economics, Professor, Professor of the Department of Informational and Analytical Support and Accounting, Novosibirsk State University of Economics and Management «Novosibirsk Institute of National Economy», Novosibirsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Надеждина С.Д. Экономическая безопасность страны и роль налогового администрирования в ее обеспечении / С.Д. Надеждина. — DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).4 // Baikal Research Journal. — 2020. — Т. 11, № 3.
For Citation
Nadezhdina S.D. Economic Security of the Country and the Role of Tax Management in Providing It. Baikal Research Journal, 2020, vol. 11, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).4. (In Russian).