40
Экономические науки
УДК 336.225.673
экономическая безопасность
государства: налоговый аспект
Хочуев В. А., доктор экономических наук, начальник правового отдела ИФНС РФ № 1 по г. Нальчику, КБР E-mail: [email protected]
Статья посвящена экономической безопасности государства и рассматривается с точки зрения налогового законодательство и налогового администрирования, так как налоговая сфера находится на стыке двух наук - экономики и юриспруденции. Экономическая безопасность и ее налоговая составляющая - налоговое администрирование, в условиях изоляции России путем введения различного рода санкций и ограничений некоторыми странами, приобретают в Российской Федерации особую актуальность.
Ключевые слова: стратегия экономической безопасности, налоговое администрирование, структура задолженности.
economic security STATE: TAx ASPECT
Khochuev V. A., Doctor of Economics, Head of the Legal Department, IFTS RF № 1 in city of Nalchik, CBD E-mail: [email protected]
The article is devoted to the economic security of the state and is considered from the point of view of tax legislation and tax administration, as the tax sphere is at the junction of two Sciences - Economics and law. Economic security and its tax component - tax administration, in the conditions of isolation of Russia through the introduction of various sanctions and restrictions by some countries, are becoming particularly relevant in the Russian Federation.
Key words: economic security strategy, tax administration, debt structure.
Исследование экономической безопасности России, является немаловажным с позиций экономической науки, особенно в сфере налогообложения. Основу экономической безопасности составляет финансовая сторона социально-экономического развития России. В свою очередь финансовая сфера напрямую зависит от налоговых платежей, которые являются основным источником доходной части бюджетной системы страны. Налоговые поступления составляют порядка 68-70 % от объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от ряда факторов: изменения в Налоговом кодексе РФ, влияния экономических факторов и налогового администрирования. В нашем случае рассмотрим экономическую безопасность
с призмы налоговое законодательство и налогового администрирования, так как налоговая сфера находится на стыке двух наук - экономики и юриспруденции.
Введение санкций против России заставило руководство страны по-новому взглянуть на экономическую безопасность страны, что воплотилось в ряде нормативно-правовых актах. В том числе в Указе Президента РФ от 13.05. 2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1] (далее - Стратегия).
Ранее в законодательстве Российской Федерации, научной литературе единого понятия экономической безопасности не было разработано. Это объясняется тем, что категория «экономическая безопасность» относительно новое понятие
экономическая безопасность государства налоговый аспект
41
для российской науки, которое по-разному интерпретировался учеными. Имело место несколько подходов к формированию дефиниции данного сложного общественного явления. В настоящее время данный недостаток ликвидирован.
В указанной Стратегии дается новая дефиниция понятию «экономическая безопасность».
Так, в соответствии со Стратегией экономической безопасности, «экономическая безопасность» - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Приведенная дефиниция по разным мнениям ученых является достаточно полной на современном этапе развитии экономики. Хотя новый вариант дефиниции по нашему мнению не является таковым и исчерпывающим, имеются существенные резервы его дальнейшего совершенствования. Акцент в Стратегии делается на защиту «национальной экономики», что сужает понятие экономической безопасности государства.
В Стратегии не раскрываются фискальные интересы муниципалитетов, государства и индивидуальные, корпоративные интересы налогоплательщиков. Различные виды безопасности взаимообусловлены, тесно переплетены, очевидно, что экономическая безопасность тесно связано с обеспечением государства и муниципального образования такими объемами налоговых поступлений, которые является оптимально необходимыми для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Законодатель не раскрывает в Стратегии категорию «национальная экономика». Что же понимается под данной категорией? Действующее российское законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос, поскольку подобной дефиниции не содержит, хотя и использует данную категорию довольно активно [2].
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, предусматривает ряд основных задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики. В их числе оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты (подп. 6 п. 16 Стратегии),
которая связана с устойчивым развитием экономики Российской Федерации и модернизацией ее производственно-технологической базы.
На экономическую безопасность страны существенное влияние оказывает функционирование налогового администрирования. Механизмы налогового администрирования играют чрезвычайно важную роль благодаря ее взаимодействию со всеми секторами экономики страны.
На современном этапе развития экономики России наиболее существенными угрозами в сфере налогообложения являются недостаточность собираемости налоговых платежей, по отношению к начисленным налогам, сборам и страховым взносам, а также массовое сопротивление уплате налоговых платежей, продиктованное желанием налогоплательщиков максимизировать свой доход и оптимизировать налоговую нагрузку.
Экономическая безопасность и ее налоговая составляющая - налоговое администрирование, в условиях изоляции России путем введения различного рода санкций и ограничений некоторыми странами, приобретают в Российской Федерации особую актуальность.
Это связано с многочисленными нарушениями в налоговой сфере, задолженностью по налоговым платежам перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, а также переходом отдельных хозяйствующих субъектов в неконтролируемый государством сектор экономики. Данные факторы представляют собой колоссальную проблему для российского государства с точки зрения как налоговой, так и экономической безопасности.
Текущая социально-экономическая ситуация в России нестабильна, на нее воздействуют ряд объективных факторов: международная изоляция России ведущими промышленно развитыми странами, колебания курсов иностранных валют, цен на нефть и нефтепродукты, доступность к заемным средствам, инвестициям и прочее.
Приведенная ситуация подталкивает бизнес быть гибким и перестраиваться. Такую же тенденцию мы замечаем и в правоприменительной деятельности в области налогообложения. Ожидания бизнеса связано с тем, что указанная деятельность государства должны быть актуальными и удобными.
Вместе с тем нововведения в налоговой сфере имеют справедливые нарекания со стороны предпринимательского сообщества, в основном из-
42
в. а. хомуев
менения в налоговом законодательстве направлены на защиту интересов государства. Однако необходимо отметить и позитивные тенденции.
Законодатель в 2018 году предусмотрел налоговую амнистию в отношении отдельных категорий налогоплательщиков - признать безнадежными к взысканию и списать недоимки по страховым взносам и налогам, а также задолженности по соответствующим пеням. Списание задолженности осуществлялось налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика.
На сайте ФНС России успешно функционируют электронные сервисы для налогоплательщиков, количество указанных сервисов перевалило уже за 40. Часть из них предназначены для выполнения информационно-просветительских функций в налоговой сфере, другие сервисы содержат сведения о конкретных налогоплательщиках.
Налоговое ведомство России в настоящее время активно развивает сервисную составляющую, основанную на риск - ориентированном контроле, прежде всего - это система автоматического контроля за уплатой налога (АСК НДС) и онлайн ККТ (контрольно-кассовая техника) и направленную на предоставление максимально доступной информации в электронном виде. Воспользовавшись электронными сервисами, налогоплательщик не только экономит время, но и создает для себя наиболее комфортные условия при взаимодействии с налоговыми органами.
Главным изменением для налогоплательщиков в налоговой системе страны стал переход с 1 января 2017 года функций по администрированию и контролю за уплатой страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование от внебюджетных фондов к налоговой инспекции.
Рост задолженности по страховым платежам, огромное количество проверок по небольшим доначислениям взносов, недовольство экономического сектора заставили пересмотреть еще раз вопрос о передаче администрирования Федеральной налоговой службе России. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, не маловажным является и вопрос сокращения административных расходов, оптимизация системы страховых сборов и упрощение отчетности.
Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации проводят качественную работу
по обеспечению поступления сумм страховых взносов, исчисленных в установленные сроки.
В этих целях на постоянной основе осуществляется мониторинг платежной дисциплины организаций и индивидуальных предпринимателей для выявления фактов неуплаты организациями сумм страховых взносов и понуждению к исполнению возложенной на них Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности по своевременной и полной уплате в соответствующие бюджеты сумм страховых взносов.
В результате, по итогам 2017 года, поступления страховых взносов во все фонды увеличились на 483 млрд руб., или на 9,1 %, по сравнению с 2016 годом. Так, в ПФР поступило 4490 млрд руб. (рост на 8,7 %), ФСС России — 223 млрд руб. (на 24,7 %), ФОМС — 1087 млрд руб. (на 8,0 %).
При этом темп роста поступлений страховых взносов (9,1 %) на 2,4 процентного пункта превысил темп роста заработной платы (6,7 %), что в свою очередь обеспечило дополнительные поступления во все фонды — порядка 130 млрд руб., а значит, дало возможность снижения нагрузки на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета фондов [3].
Качественное улучшение эффективности налогового администрирования способствует наполнению бюджета, а также сокращению теневого сектора, выравниванию условий конкуренции, снижению коррупции и в долгосрочном плане повышению эффективности экономики.
В 2019 году поступления страховых взносов продолжают тенденцию 2018 года. Результаты администрирования страховых взносов приводятся в табл.1.
Из табл.1 видно, что поступления по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сравнении 2019 года с аналогичным периодом 2018 года имеют устойчивую динамику увеличения на 116,4 %. Такие значительные результаты - свидетельство высокого качества администрирования налоговыми органами страховых взносов.
Новшеством в налоговом законодательстве является и то, что новая базовая ставка НДС в размере 20% действует начиная с отгрузок за I квартал 2019 года. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), с 1 января 2019 года признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
экономическая безопасность государства налоговый аспект
43
Таблица 1
Поступление администрируемых ФНС россии доходов в бюджетную систему РФ
в январе 2018-2019 гг. [4]
млрд рублей
Наименование Январь 2017 г. Январь 2018 г. Январь 2019 г. в % к 2018 г.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование 253,0 307,2 357,5 116,4
из них:
Страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ 193,0 232,4 273,7 117,8
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 7,4 10,7 11,6 107,8
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФОМС 52,6 64,1 72,2 112,6
Вместе с тем, увеличения основной ставки НДС с 1 января 2019 года не корреспондируется с оптимизацией регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты (подп. 6 п. 16 Стратегии).
Бытует мнение о том, что изменение структуры налоговой нагрузки, при котором незначительно увеличивается косвенное налогообложение и гарантированы стабильные ставки по страховым взносам - не повлияют на налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов, поскольку наибольшее влияние налоговой нагрузки на бизнес оказывают именно налоги на труд. Изменения позволят сельскохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками ЕСХН, одновременно признаваться плательщиками НДС, не переходя на общий режим налогообложения, что будет способствовать повышению спроса на сельскохозяйственные сырье и продукцию, увеличению объемов продаж, а также дадут возможность проводить техническую и технологическую модернизацию производства, поскольку такие налогоплательщики будут иметь право на вычет НДС, предъявленного при приобретении материально-технических ценностей
для производства сельскохозяйственных сырья и продукции.
Официальные органы власти не опасаются, что повышение ставки НДС приведет к увеличению теневого сектора экономики, так как благодаря АСК НДС-2 и онлайн ККТ достигнуты хорошие успехи с собираемостью налога. Тариф на пенсионное страхование замораживается на бессрочный период на текущих уровнях: 22 % - с сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы; 10 % - сверх установленной предельной величины базы.
С данной позицией сложно согласится в силу того, что она содержит в себе несколько противоречий. То, что налоговая нагрузка с 2019 года возрастет - нет сомнений. Сомнения вызывают масштабы увеличения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и количество налогоплательщиков готовых пополнить не контролируемый государством сектор экономики.
В Письме Минфина России от 01.08.2018 № 0315-06/54260 отмечено, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. субъектами малого и среднего предпри-
44
в. а. хонуев
нимательства, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено.
Ожидания налогоплательщиков, что после 2021 года возможны, продления льготного периода тарифов на пенсионное страхование не оправдываются.
На сайте ФНС России представлены данные статистической налоговой отчетности формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации», анализ которых показывает, что за последние годы имеет место стабильный рост задолженности по уплате налогов и сборов, как на уровне РФ, так и в разрезе федеральных округов.
Растущая из года в год в абсолютном выражении налоговая задолженность является серьезной проблемой, поскольку мы имеем дело с ограничением объема финансовых ресурсов государства.
Структура задолженности приведена в табл. 2. Совокупная задолженность на 01.06.2019 года (2 034,1 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (2062,5 млрд руб.) уменьшилась на 28,4 млрд руб.
Касательно задолженности по страховым взносам, задолженность уменьшилась на
67,6 млрд рублей. На 01.06.2018 года задолженность составляла 498,9 млрд рублей, на 01.06.2019 года - 431,3 млрд рублей.
Вместе с тем, если анализировать динамику задолженности с 2019 года, то мы наблюдаем темпы роста как совокупной задолженности, так задолженности по страховым взносам соответственно на 106,1% и 117,2 % .
Таким образом, представляется актуальным решение двух проблем по обеспечению экономической безопасности страны. Первое направление связано со стабилизацией в сфере налогообложения. Второе направление - это увеличение налогооблагаемой базы.
Сумеет ли государство в короткие сроки совершенствовать налоговое законодательство, добиться существенных сдвигов в области налоговых преступлений и правонарушений - от этого зависит, будет ли в должной мере обеспечена экономическая безопасность страны.
Увеличение налогооблагаемой базы требует решение проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса доступными оборотными средствами в целях технического перевооружения производства, обновления техники и технологии реального сектора экономики.
Таблица 2
Структура задолженности [5]
Вид задолженности На 01.06. 2018, млрд руб На 01.01. 2019, млрд руб На 01.06. 2019, млрд руб Динамика к 01.06. 2018 Динамика к 01.01. 2019
прирост-снижение, млрд руб темп роста-снижения, % прирост-снижение, млрд руб темп роста-снижения, %
Совокупная задолженность всего 2 062,5 1 916,6 2 034,1 -28,4 98,6 117,5 106,1
Задолженность по страховым взносам 498,9 368,1 431,3 -67,6 86,4 63,2 117,2
экономическая безопасность ГОСуДарства:налоговы[й аспект
45
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»//Собрание законодательства РФ. 15.05. 2017. № 20. Ст. 2902.
2. Горохова С. С. Об определении экономической безопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. № 6. С. 2-4.
3. Аналитический обзор ФНС России. За счет чего растут налоговые поступления //ИИр$://апа1у1:]с.па1од. ги/ро11:а1/тс1ех.ги-Ш.Ы:т.
4. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации в январе 2018-2019 гг.: https://analytic.nalog.ru/portal/inCex.ru-RU.htm.
5. Структура задолженности по данным ФНС России: https://analytic.nalog.ru/portal/inCex.ru-RU.htm.