Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
математические представления / дидактическая игра / коллективная учебная деятельность / игра / игровое обучение / математическое развитие / образование / mathematical representations / didactic game / collective educational activity / game / game learning / mathematical development / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашаева А.Е., Еремеева О.А.

Актуальность исследования. Концепция образования дошкольного возраста, ориентиры, требования обновления содержания образования дошкольного возраста очерчивает ряд достаточно глубоких требований к развитию познавательного развития дошкольного возраста, в частности, к математическому развитию. В этой связи нас интересовала проблема: использовать дидактические игры для формирования элементарных математико-математических представлений в дошкольниках. Математическое развитие дошкольников подразумевает качественное изменение познавательной активности ребенка, которое происходит в результате образования элементарных математико-математических представлений, а также связанных с этим логических действий. Математическая подготовка является важным компонентом формирования «картины мира» малыша.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN PRESCHOOLERS BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

The relevance of the study. The concept of preschool education, guidelines, and requirements for updating the content of preschool education outlines a number of rather deep requirements for the development of cognitive development of preschool age, in particular, for mathematical development. In this regard, we were interested in the problem of using didactic games to form elementary mathematical representations in preschoolers. The mathematical development of preschoolers implies a qualitative change in the cognitive activity of the child, which occurs as a result of the formation of elementary mathematical and mathematical concepts, as well as related logical actions. Mathematical training is an important component of the formation of the "picture of the world" of the baby.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

УДК 37 Ашаева А.Е., Еремеева О.А.

Ашаева А.Е.

студент отделения психологии и педагогики, Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Еремеева О.А.

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация: актуальность исследования. Концепция образования дошкольного возраста, ориентиры, требования обновления содержания образования дошкольного возраста очерчивает ряд достаточно глубоких требований к развитию познавательного развития дошкольного возраста, в частности, к математическому развитию. В этой связи нас интересовала проблема: использовать дидактические игры для формирования элементарных математико-математических представлений в дошкольниках. Математическое развитие дошкольников подразумевает качественное изменение познавательной активности ребенка, которое происходит в результате образования элементарных математико-математических представлений, а также связанных с этим логических действий. Математическая подготовка является важным компонентом формирования «картины мира» малыша.

Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра, коллективная учебная деятельность, игра, игровое обучение, математическое развитие, образование.

Образование - это система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетентности.

Игра для детей в дошкольном возрасте является исключительной формой воспитания: игра - это учеба, игра - работа, игра - это серьёзное воспитание. Игры для детей - это способ познать окружающий мир.

Коллективная- это форма также называется обучением в парах или микрогруппах именного состава.

Игровое обучение- это форма учебного процесса, в условиях ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях.

Психологи характеризуют игру как ведущую деятельность, подчеркивая, что играя ребёнок приобретает умение обобщать, анализировать, запомнить то, что ему нужно в настоящее время. Силой фантазии, игрового действия, способностью трансформироваться в образ, дети создают игру.

Окружающий мир воспринимается ребёнком по- иному, чем взрослым. Дети не ставят в игре каких- то иных целей, чем цель играть. Но было - бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры для детей. Выдающийся педагог Н.К.Крупская, подчёркивая особенности детских игр писала: «Игра, есть потребность растущего детского организма. Игра развивает физическую силу ребенка, рука делается твёрже, тело гибче, лучше глаза, развивается фантазия, находчивость и инициатива». Вот в игре дети развивают фантазию и способность концентрировать внимание. В игре ребята получают полную свободу, они получают возможность контролировать их действия и способность осуществлять целенаправленное произвольное поведение, регулируемое сознанием.

Игра - это средство воспитания, в котором она входит в процесс воспитания. Сопровождая игру ребенка, влияя на ее содержание, организовывая жизнь ребенка в игре и его взаимоотношения взрослый оказывает влияние на всю личность ребенка. Ценность игр - это то, что, оказывая влияние на коллектив игровых детей, педагог создает не только играющие отношения, а реальные отношения, закрепляет полезную привычку и норму поведения ребенка в различных ситуациях и вне игр.

В дошкольном возрасте ребенок уже может освоить психологические способности, такие как четкое и ясное представление образов объектов, умение мысленно сравнивать два объекта и больше - сравнить их с цветом, формой, размером и количеством деталей, умение комбинировать части различных объектов, создавать предметы новыми свойствами.

Задача педагогов - использовать различные методы обучения, включая игровые. Необходимы игры для моделирования творческого процесса и создания такого микроклимата, в котором проявляются возможности развития творческого аспекта ума. Такие игры являются играми дидактики, динамичными, разнообразными в содержании, способными удовлетворять потребности ребенка в моторизации, движениях, помогать использовать счет, контролировать правильное выполнение действия.

Математика является мощным фактором интеллектуальной развития ребенка, формирования его познавательного и творческого потенциала. Знается, что эффективность развития математики ребенка дошкольного возраста зависит от успеха математики начальной школы.

Математическое представление - это целенаправленный и организационный процесс передачи и усвоения знаний приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Математическое развитие- это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Дидактическая игра занимает особое место в обучении и воспитании дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности.

Сочетание образовательных элементов и игр - характерная особенность процесса подготовки детей в дошкольном возрасте. Своеобразность дидактики как средство обучения, а также ее отличие от остальных средств заключается в возможности осуществления обучения, развития ума, формирования ценных качеств личности, взаимодействия детей в доступном и привлекательном для детей виде деятельности.

Основная особенность дидактических игр, по мнению ряда авторов, определена их названием: это игры, предназначенные для обучения. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В игре ребёнок наблюдает, запоминает, развивает фантазию, осваивает формы и свойства предметов, строит системы взаимосвязи. Возможность обучения маленьким детям активным интересным занятием является отличительной особенностью дидактики.

Дидактические игры - это сложное явление, но в них отчётливо находят структуру, то есть основные компоненты, которые характеризуют игру как форму подготовки и игровой деятельности. Основой дидактики является замысел игры, действие игры, правило и содержание познавательной игры.

Одним из главных элементов игр является дидактические задачи, которые определяются целью воспитательного и образовательного эффекта. Наличие дидактики подчеркивает образовательный характер игры и направленность образовательного содержания к процессам познавательной деятельности ребенка. Два задачи, дидактические и игровые, отражают связь учебы и игр. В отличии от прямой постановки дидактической задачи в непосредственной образовательной деятельности в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия,

становится задачей самого ребёнка, возбуждает потребность решить её, активизирует игровые действия.

Дидактические игры позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить из окружающей действительности, т. к. их содержание абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий: «алгоритм», «множества и операции над множествами», и т. д. Эти игры используют специфический дидактический материал, который подобран по определённому признаку. Модельируя понятия математики, она позволяет осуществлять логичные операции: разбить множество в классы, искать объекты в соответствии с необходимыми критериями и так далее. Дидактическая игра создает свой микроклимат, чтобы развивать математическое представление у детей дошкольного возраста. Дети научились анализировать, сравнивать, сравнивать, связанные с собой понятия и действия, выяснить сходство и различие в рассмотренных фактах, развивать умение делать простые выводы, обобщать. У ребёнка формируется умение последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических заданий. Дидактические игры выполняют обучающие функции успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

Дидактическая игра помогает детям понять некоторые сложные математические понятия, сформировать представления о соотношении числа и числа, количество и число, развивать умения ориентироваться в пространственном направлении, сделать вывод.

Игры для детей интереснее традиционных задач, игры для детей привлекают и таким образом становятся опорой для того, чтобы развивать внимание, память, мышление и так далее.

Благодаря продуманной системе дидактики в регламентированной и не регламентированной форме работы дети освоили математику и навыки по программе, не перегружаясь и не утомляя занятия.

Обучение детям математики дошкольного возраста способствует развитию и улучшению интеллектуальных возможностей: логики мыслей, мыслей и поступков, гибкость мыслительных процессов, смекалка и фантазии, развитию творчества.

Поэтому развитие познавательного потенциала и познавательный интерес дошкольников - один из важных вопросов в воспитании и развитии ребенка в дошкольном возрасте. В зависимости от того, как будет развит ребенок познавательный интерес, познавательный потенциал, зависит его успех в школе, а также успех в его развитии вообще. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисенко М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет. - М.: Паритет, 2019. - 128 с;

2. Галина Репина Математическое развитие дошкольников: Современные направления. -М.: Сфера, 2020. - 811 с;

3. Белошистая А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях: методич. Москва: ИНФРА-М, 2019. - 319 с;

4. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 300 с;

5. Фрейлах Н. И. Методика математического развития: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2021. - 240 с.

Ashaeva A.E., Eremeeva O.A.

Ashaeva A.E.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Eremeeva O.A.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN PRESCHOOLERS BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

Abstract: the relevance of the study. The concept of preschool education, guidelines, and requirements for updating the content of preschool education outlines a number of rather deep requirements for the development of cognitive development of preschool age, in particular, for mathematical development. In this regard, we were interested in the problem of using didactic games to form elementary mathematical representations in preschoolers. The mathematical development of preschoolers implies a qualitative change in the cognitive activity of the child, which occurs as a result of the formation of elementary mathematical and mathematical concepts, as well as related logical actions. Mathematical training is an important component of the formation of the "picture of the world" of the baby.

Keywords: mathematical representations, didactic game, collective educational activity, game, game learning, mathematical development, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.