Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
математические представления / дидактическая игра / коллективная учебная деятельность / игра / игровое обучение / математическое развитие / образование / mathematical representations / didactic game / collective educational activity / game / game learning / mathematical development / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашаева А.Е., Еремеева О.А.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их с друг другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этим мы обозначили проблему: как обеспечить математическое развитие детей начиная со среднего возраста (4-5 лет) и до подготовительной группы (6-7лет), заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашаева А.Е., Еремеева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN PRESCHOOLERS BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

The relevance of the topic is due to the fact that preschool children show a spontaneous interest in mathematical categories: quantity, shape, color, magnitude, space, which help them better navigate things and situations, organize and connect them with each other, and contribute to the formation of concepts. However, familiarization with the content of these concepts and the formation of elementary mathematical concepts is not always systematic, and often children simply memorize all the material. In this regard, we have identified a problem: how to ensure the mathematical development of children starting from middle age (4-5 years) and up to the preparatory group (6-7 years), to interest their attention that meets modern requirements.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

УДК 37 Ашаева А.Е., Еремеева О.А.

Ашаева А.Е.

студент отделения психологии и педагогики, Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Еремеева О.А.

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация: актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их с друг другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этим мы обозначили проблему: как обеспечить математическое развитие детей начиная со среднего возраста (4-5 лет) и до подготовительной группы (6-7лет), заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.

Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра, коллективная учебная деятельность, игра, игровое обучение, математическое развитие, образование.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ФОП ДО предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических

представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира.

Из ФОП ДО математические представления: в процессе обучения количественному и порядковому счету в пределах десяти педагог совершенствует счетные умения детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомит с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов, с составом чисел из единиц в пределах пяти, подводит к пониманию отношений между рядом стоящими числами.

Педагог совершенствует умения выстраивать сериационные ряды предметов, различающихся по размеру, в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти на основе непосредственного сравнения, показывает взаимоотношения между ними, организует освоение детьми опосредованного сравнения предметов по длине, ширине, высоте с помощью условной меры, обогащает представления и умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на листе бумаги и временные зависимости в календарных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год.

Дидактические игры оправдывают в решении задач, индивидуальной работы с детьми, в свободное от образовательной деятельности время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные

способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В современном мире математика как наука стремительно развивается, она проникает в разные области знаний. И сейчас математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, и не обязательно только математикам. В наш век современных технологий, повсеместной компьютеризации, разнообразия гаджетов - ребенка со всех сторон окружает обилие информации. В связи с этим многие родители стремятся как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи, а педагоги -сделать процесс обучения более интенсивным. И потому обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.

Образование - система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

Коллективная учебная деятельность — эта форма также называется обучением в парах или микрогруппах сменного состава. Как подсказывает название, в этом варианте взаимного обучения состав учащихся динамичен.

Формирование элементарных математических представлений — целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и разностороннее развитие детей.

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций - сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации.

Игра («игровая деятельность», игровая культура человека как личности и субъекта активности, жизненного пути, празднично-игровая культура

общества и др.) — в разной степени осознаваемый человеком как субъектом активности, самодеятельности и творчества (развития в целом) или даже инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными в момент отсутствия непосредственной угрозы для жизни и развития способностей.

Игровое обучение - форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

В настоящее время часто называется эдьютейнментом (англ. edutainment), которым означают всевозможные формы образования без принуждения, образовательные развлечения (включая образование посредством увеселения).

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Современные требования к математическому развитию детей - это развитие познавательных интересов, интеллектуального развития, развитие исследовательской деятельности ребенка, развитие умения анализировать, развитие умения устанавливать ассоциативные связи, развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности, формирование предпосылок учебной деятельности. Обучение только тогда будет эффективно, когда учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя, к осознанию им сути математического развития дошкольников, пониманию качественных изменений в личности ребенка, происходящих под влиянием обучения и воспитания. Обучение только тогда будет эффективно, когда учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Современные требования к математическому развитию детей - это развитие познавательных интересов, интеллектуального развития, развитие исследовательской деятельности ребенка, развитие умения анализировать, развитие умения устанавливать ассоциативные связи, развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Современные требования математической подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС:

- обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников,

- повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, прочность, умение их использовать при решении практических задач),

- формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий,

- ориентация на развитие умственных способностей ребенка.

Ребенок учится выполнять соотносящие действия, когда подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с формой, величиной, цветом, придает им определенное взаимное положение в пространстве. К 3 годам дети

способны различать 5-6 геометрических форм (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник).

Восприятие цвета. Ребенок совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета, ориентируясь только на особенности формы изображенных предметов.

Восприятие величины. С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов формы и цвета имеют условный характер. Это меры, сознательно устанавливаемые людьми (сантиметр, метр).

Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы.

Развивающие игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т. д.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Таким образом, развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисенко М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет. - М.: Паритет, 2019. - 128 с;

2. Галина Репина Математическое развитие дошкольников: Современные направления. -М.: Сфера, 2020. - 811 с;

3. Белошистая А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях [Электронный ресурс]: методич. Москва: ИНФРА-М, 2019. - 319 с. Режим доступа: http s ://new.znanium. com/catal og/product/1019529 (дата обращения: 09.02.2024);

4. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 300 с. — Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/989955 (дата обращения: 02.02.2024);

5. Фрейлах Н. И. Методика математического развития [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. - 240 с. -Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/995634 (дата обращения: 04.02.2024);

6. Фрейлах Н. И. Математика для воспитателей [Электронный ресурс]: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ, 2019. - 136 с. Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/982875 (дата обращения: 10.02.2024)

Ashaeva A.E., Eremeeva O.A.

Ashaeva A.E.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Eremeeva O.A.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN PRESCHOOLERS BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

Abstract: the relevance of the topic is due to the fact that preschool children show a spontaneous interest in mathematical categories: quantity, shape, color, magnitude, space, which help them better navigate things and situations, organize and connect them with each other, and contribute to the formation of concepts. However, familiarization with the content of these concepts and the formation of elementary mathematical concepts is not always systematic, and often children simply memorize all the material. In this regard, we have identified a problem: how to ensure the mathematical development of children starting from middle age (4-5 years) and up to the preparatory group (6-7years), to interest their attention that meets modern requirements.

Keywords: mathematical representations, didactic game, collective educational activity, game, game learning, mathematical development, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.