ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 37.035.461 -053« 465.07/11»
ББК Ч420.052.5+Ч420.061 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Асадулаева Сидрат Арсланбековна,
старший преподаватель, кафедра экономической теории, Дагестанский государственный педагогический университет; 367003, респ. Дагестан, г. Махачкала, ул. Ярагского, д. 57; e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая культура; младший школьник; организованная внеучебная деятельность; экономическая позиция; творческие способности; адекватный ресурс; базовая модель экономического поведения.
АННОТАЦИЯ. Обоснована актуальность формирования экономической культуры младших школьников в организованной внеучебной деятельности. Эмоционально-познавательное стимулирование определено как одно из условий формирования экономической позиции школьников и развития их творческих способностей преобразования социальной действительности. Организованная внеучебная деятельность может стать адекватным ресурсом для формирования у подрастающего поколения базовых моделей экономического поведения.
Asadulaeva Sidrat Arslanbekovna,
Senior Lecturer of Department of Economic Theory, Dagestan State Pedagogical University, Republic of Dagestan (Machachkala).
FORMATION OF THE ECONOMIC POSITION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BASED ON EMOTIONAL AND COGNITIVE STIMULATION
KEY WORDS: organized extracurricular activities; economic position; creative abilities; adequate resource; basic models of economic behavior.
ABSTRACT: The article is devoted to the urgency of formation of economic culture of junior schoolchildren in organized extracurricular activities. Emotional-cognitive stimulation is determined as one of the conditions of formation of the economic position of students and the formation of their creative abilities of transformation of social reality. Organized extra-curricular activities may be adequate resources for the formation of basic models of economic behavior of the younger generation.
В связи с вхождением нашей страны в рыночную экономику современная школа должна дать ученикам навыки адекватного восприятия новых условий жизни. Поэтому формирование экономической позиции школьников является перспективой преподавания экономики в школе и выдвигает новые требования к экономическому воспитанию учащихся. Меняющиеся экономические обстоятельства, необходимость адекватного финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека, высокий уровень информационной асимметрии на финансовом рынке свидетельствуют в пользу организованной внешкольной деятельности с младшего школьного образования.
В настоящее время организованная внешкольная деятельность младших школьников выступает альтернативой традиционной учебной деятельности в школе. Вариативность, открытость внешкольной деятельности обеспечивают освоение уча-
щимися общекультурного образовательного ядра, предполагают обучение с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности по школьной программе. Внешкольная деятельность ориентируется, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой - на требования федеральных образовательных стандартов. Кроме того, коллективно-творческая деятельность школьников в практико-ориентированной среде организованной внешкольной деятельности способствует бережному сохранению нравственных ценностей и формированию у учащихся высоких духовных потребностей [4].
Важной задачей является определение познавательных и эмоциональных стимулов для организации экономического взаимодействия младших школьников во вне-учебное время, так как организованная вне-учебная деятельность может стать адекват-
© Асадулаева С. А., 2014
ным ресурсом для формирования у подрастающего поколения базовых моделей экономического поведения [1].
В нашем исследовании мы выделили познавательное и эмоциональное стимулирование как условия формирования экономической позиции младших школьников, исходя из того что процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности.
Для формирования устойчивой мотивации и длительного интереса учащихся к выполняемой деятельности необходимо:
• наличие положительных эмоций по отношению к деятельности;
• познавательная значимость этих эмоций;
• мотивация, связанная непосредственно с выполняемой деятельностью.
В связи с тем, что в психологии стимулы определены как внешнее побуждение человека к активной деятельности, в педагогике стимулирование понимается как фактор деятельности учителя. Но чтобы стимул превратился в мотив, нужен интерес человека к деятельности, поэтому в логике нашего исследования очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении экономическими знаниями.
Стимулы к учению могут быть подразделены на две большие категории: познавательные - связанные с содержанием самой учебной деятельности; эмоциональные - с более широкими взаимоотношениями учащихся с окружающей средой. Под эмоциональными и познавательными стимулами подразумеваются внешние стимулы учителя и внутренняя мотивация учащихся, направленные к творческому изменению действительности в единстве деятельности учителя и учащихся во взаимодействии и сотрудничестве. Познавательные стимулы порождают потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Эмоциональные стимулы связаны с потребностями ребенка в общении и взаимодействии с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Следовательно, познавательно-эмоциональное стимулирование направляет сознание учащихся не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения.
Познавательное стимулирование - это весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, ин-
дуктивные и дедуктивные методы самостоятельной работы или работы под руководством учителя [1]. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной и внеучебной практической деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.
Эмоциональное стимулирование связано с переживаниями, душевными волнениями, радостью, печалью, гневом, удивлением и т. д. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и эффективными для достижения целей и результатов обучения [1].
Программа неформального обучения пилотного проекта Воскресной школы «Юный экономист» в области экономики и адаптации учащихся в экономической среде, совместно организованной при МБОУ «Лицей №1» г. Махачкалы Дагестанским государственным педагогическим университетом и педагогическим коллективом школы, подразумевает:
1) обеспечение формирования экономической культуры младшего школьника через организацию его деятельности (учебно-познавательная, игровая, производственная);
2) формирование представления о практической экономической деятельности как личностно значимой;
3) формирование и развитие представлений младшего школьника об экономической культуре как факторе формирования профессиональной и общей культуры личности.
Следовательно, программа деятельности Воскресной школы выдвигает важные требования к технологии эмоционально-познавательного стимулирования активности учащихся с целью формирования их экономической социализации в реальной социально-экономической действительности.
Экономическая позиция как один из структурных компонентов экономической культуры младшего школьников обеспечивается оптимально организованной технологией эмоционального стимулирования познавательной деятельности учащихся. В логике нашего исследования она понимается как создание ситуации успеха в обучении как и для ученика, так и для учителя. Ситуация успеха представляет собой цепочку последовательных ситуаций и действий учителя, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
139
С целью стимулирования познавательного интереса учащихся через их эмоции можно использовать специальные гностические и эвристические методы, предложенные Н. А. Ким [1], которые способствуют созданию ситуации успеха. Эти методы имеют связь с использованием логических форм организации умственной деятельности: дедукции, индукции и эвристики.
В свою очередь, данные методы, если они будут использоваться в нетрадиционном обучении практико-ориентированной экономической среды Воскресной школы, могут быть выражены в виде алгоритма обучения или предписания о выполнении учебных операций в определенной последовательности, что позволяет направлять мыслительную деятельность учеников в необходимой последовательности и искать пути решения поставленной задачи, а также способствует творческому раскрепощению личности. Это и есть ситуация именно многостороннего взаимодействия в атмосфере содружества и сотворчества, которая подразумевает признание активной роли и реального участия всех заинтересованных в деятельности сторон [2].
Для оптимального достижения экономической социализации младших школьников в практико-ориентированной деятельности Воскресной школы «Юный экономист» нами разработана программа последовательного использования наиболее эффективных методов создания ситуации успеха: приемы состязания, удивления, эвристики, постановка системы перспектив, поощрение и порицание в обучении, использование игровых форм организации учебной деятельности.
С целью получения эмоционально-познавательного фона класса, группы или отдельных учащихся учитель использует эффективные методы повышения интереса в обучении: ситуации занимательности -введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов; рассказы о применении в современных условиях тех или иных научных предсказаний, показ занимательных опытов. В процессе использования данных приемов учитель выявляет в классе учеников - интеллектуальных источников коллектива (гносеоно-сители). Это может быть один или несколько учеников, приверженцы науки «Экономика», которые реально увлечены учебно-познавательной деятельностью и готовы отдаваться своему делу без крайностей.
После того, как учитель составляет эмоционально-познавательную картину класса, важно подобрать адекватную технологию эмоционально-познавательного стимулирования экономической активности
младших школьников и составить последовательную цепочку ее использования.
Обучение и воспитание младших школьников в практико-ориентированной среде Воскресной школы проводится с применением приемов состязания, эвристики и постановки перспектив.
Учитель должен выбрать соперников гносеоносителю, которые будут претендовать на ведущую роль в коллективе и умело организовать в коллективе педагогическое соперничество с ним. Здесь основными методами являются диалог и включение учащихся в решение творческих задач, чтобы гносеоноситель и его соперники стремились раскрыть свои потенциальные возможности. Главная задача учителя заключается в подборе адекватных стимулов состязания. Это может быть стремление заслужить одобрение учителя, педагогически управляемое стремление к интеллектуальному лидерству. В духе состязания складывается творческий коллектив личностей с иерархией способностей, сплоченных идеей достижения единых целей.
Следовательно, учителю необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя открывает новую перспективу познания и новые потенциальные возможности. Мудрость учителя проявляется в том, чтобы вовремя заметить это «открытие» ребенка и всячески поддержать его, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение [4].
Для достижения успеха важно правильное применение метода поощрений и порицаний в обучении. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.
Формирование экономической позиции младших школьников в основном происходит в познавательной игровой деятельности, которая проводится с использованием методов эмоционально-познавательного стимулирования интереса к формированию экономической культуры. Смысл познавательно-эмоционального стимулирования заключается в многоуровневой и сложной системе развивающих и развивающихся практических отношений младших школьников, в форме сюжетно-познавательных занятий, развивающей игры, детских сказок и театрализованных конкретных ситуаций, целью которых является развитие внутреннего мира субъектов [3].
Итак, технологии стимулирования формирования экономической позиции
младших школьников в Воскресной школе «Юный экономист» состоят из внутренних (еще не сформированных) и внешних стимулов, к которым относятся познавательные стимулы (познавательная перспектива, повышение статуса в коллективе, доверие, успех, пример, поощрение) и эмоциональные стимулы (игровые, соревновательные, проблемно-поисковые, оценочные).
В связи с вышесказанным основными функциями учителя в практико-ориенти-рованной среде Воскресной школы являются: контроль над формированием экономической информированности у младших школьников; контроль над формированием экономической позиции в процессе эмоционально-насыщенной деятельности; способы проверки усвоения младшими школьниками модели экономического поведения. В рамках планирования и организации совместной эмоционально насыщенной деятельности учащихся и взрослых рабочей группой Воскресной школы объявлен кон-
курс по блокам: «Личностно ориентированный урок», «Интегрированный урок», «Фестиваль педагогических идей», -предполагающие наиболее оптимальные проекты эффективного формирования основ экономической культуры младших школьников.
Главным условием выступает подбор соответствующих адекватных познавательно-эмоциональных средств формирования основ экономической социализации, т. е. таких, которые будут развивать рефлексивную направленность учащихся, формировать их творческие способности преобразования социальной действительности.
С нашей точки зрения, именно технологии эмоционально-познавательного стимулирования способствовали наилучшему формированию экономической позиции младших школьников в практико-ориенти-рованной среде Воскресной школы «Юный экономист».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ким Н. А. Методы стимулирования и мотивации учащихся в учебной деятельности. М., 2009.
2. Козлова Е. В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях. М., 2004.
3. Крылова Н. В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.
4. Тарарухина Н. Н. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания в социально-экономической подготовке школьников в современных условиях : дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. З. А. Магомеддибирова.