Научная статья на тему 'Учебная и внеучебная деятельность в школе как основа умственного воспитания учащихся начальных классов'

Учебная и внеучебная деятельность в школе как основа умственного воспитания учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3286
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова С. А., Очиров Г. Д.

Статья посвящается раскрытию возможностей и способов учебной и внеучебной работы для эффективности умственного воспитания учащихся младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная и внеучебная деятельность в школе как основа умственного воспитания учащихся начальных классов»

УДК 371.715

ББК 74.202.20 С.А. Павлова, Г.Д. Очиров

Учебная и внеучебная деятельность в школе как основа умственного воспитания учащихся начальных классов

Статья посвящается раскрытию возможностей и способов учебной и внеучебной работы для эффективности умственного воспитания учащихся младших классов.

Ключевые слова: умственное воспитание, учебная и внеучебная деятельность, учащиеся начальных классов.

S.A. Pavlova, G.D. Ochirov

The school and out of school activity as a basis of the intellectual upbringing

of elementary school’s pupils

This article is devoted to revealing the possibilities and ways of school and extra-curricular activity for the effective intellectual upbringing of the pupils of elementary school.

Key words: intellectual upbringing, school and extra-curricular activity, elementary of school pupils.

В педагогической науке учебная и внеучебная деятельность рассматриваются и как самостоятельные, и как тождественные понятия. В динамичном учебном процессе учебная и внеучебная работа взаимодополняют друг друга. Существующие формы коллективного обучения (урок, экскурсия, практические занятия и т.д.), несмотря на большую работу по их усовершенствованию, привлечению технических средств обучения (радио, кино, телевидения), имеют наряду с ценными качествами и недостатки. Выбираемый средний темп работы на уроке оказывается нормальным для какой-то части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих он слишком замедлен. В результате время у многих школьников расходуется непроизвольно и обучение перестает быть стимулом в развитии познавательных процессов. Организация взаимосвязи внеучебной работы с учебной повышает эффективность педагогического процесса обучения, создает условия для его интенсификации. Внеучебная работа во взаимосвязи с учебной образует систему, являющуюся по сути системой «школьно -внешкольного образования», в которой возможно оптимальное решение проблемы индивидуализации и дифференциации обучения как средства эффективного развития ребенка. Одним из видов вне-учебной работы является работа по учебным предметам.

Характер умственной активности учащихся весьма изменчив. Даже у одного и того же ученика она может проявляться по-разному в зависимости от условий - как внутренних (способности, учебные интересы, склонности к углубленному изучению того или иного предмета), так и внешних (симпатия к учителю, желание участвовать в конкурсном соревновании, проявить себя при коллективном решении трудной задачи). Однако учащиеся младших классов ориентируются на достижение конечного результата в своей учебной работе. В оценке умственных усилий своих и сверстников они больше всего подчеркивают старание, прилежание, время, потраченное на выполнение задания, желание сделать его хорошо. По нашему мнению, формирование интеллекта во внеучебной деятельности должно наиболее активно происходить на факультативах, основная цель которых - предоставить возможность каждому ученику по его выбору углубленно изучать тот или иной материал, предмет.

Однако если проанализировать практику проведения факультативов, то можно заметить, что они мало чем отличаются от обычных уроков по предмету. Программа факультатива составляется по принципу усложнения содержания знаний. Учитель подбирает из книг, научных журналов «сверх-программный материал» и излагает его учащимся, что, конечно, расширяет их кругозор, но мало влияет на формирование мышления. При специальном внимании к этому вопросу необходимо раскрывать на факультативах особенности умственной деятельности, обеспечивающей разрешение проблем, типичных для той области научного знания, которая изучается. Надо шире использовать при этом коллективное решение задач, выполнение школьниками различных функций (докладчика, оппонента, рецензента, референта), приобщить учащихся к самостоятельному чтению и анализу специальной литературы, к работе с первоисточниками, справочным материалом.

В основе психолого-педагогического понимания процесса формирования мышления и его факторов в современной педагогике лежит положение о единстве сознания и деятельности, о развитии личности в деятельности. Проблему факторов познавательного интереса, таким образом, нельзя рассматривать вне деятельности младшего школьника. В деятельности раскрываются и проявляются мотивы, личностные особенности, ребенок вступает в многочисленные отношения, познавая природу, общество, себя.

В оценке факторов формирования познавательных интересов детей необходимо, на наш взгляд, учитывать то, что имеет непосредственное отношение к психологической природе этого качества, что

С.А. Павлова, Г.Д. Очиров. Учебная и внеучебная деятельность в школе как основа умственного воспитания учащихся

начальных классов

взаимосвязано с ним, чем определяется сила и характер воздействия данного явления на познавательный интерес именно в младшем школьном возрасте. Так, в учении это прежде всего содержание изучаемых дисциплин, организация учебного процесса, личность учителя и внутриколлективные отношения. В игровой деятельности - наличие возможности получать новые знания, удовлетворять познавательный интерес, побудительные воздействия, заставляющие активно мыслить, вспоминать, догадываться. Это определяется как организацией игры, так и ее содержанием, различными связями между участниками.

Отсюда факторами познавательных интересов младших школьников следует считать, на наш взгляд, различные виды деятельности, в которые бывает включен ребенок этого возраста. Разнообразное общение ребенка (с окружающими людьми, со средствами информации, природой и т.д.), наполненное познавательным содержанием, требует развития сторон познавательного интереса. Именно «живое» общение на основе проявленной познавательной активности ребенка формирует мыслительный аппарат маленького человека.

Для младших школьников ведущей деятельностью является учение на фоне ярко проявляющейся познавательной активности. Следовательно, нет необходимости говорить о том, что именно она оказывает основное развивающее воздействие на познавательные интересы школьника. Однако ребенок с увлечением и интересом включается во многие другие занятия, наполняющие его свободное время. Их влияние на развитие познавательного интереса неравнозначно. Свои позиции в совершенствовании психических качеств сохраняют игра, посильный труд, художественные и познавательные занятия (слушание и чтение книг, теле-, радиообщение, наблюдение в природе и т.д.).

Таким образом, учение - далеко не единственная сфера проявления познавательного интереса и не единственный фактор его формирования в начальных классах. Для многих школьников, как показывают исследования Г.В. Винниковой, наиболее целесообразный путь развития интересов лежит через преднамеренное изменение педагогом позиции личности в коллективе в процессе организации внеучебной работы. Более того, отношение ребенка к школе, к учению влияет на уровень развития его интересов, а в большей степени определяет характер и уровень организации внеучебной работы в школе (1).

По времени и месту организации деятельность школьников внеучебного процесса называют внеклассной, внеучебной, внеурочной и внешкольной (2). Последний термин употребляется для обозначения занятий, организуемых с детьми внешкольными учреждениями. По своему содержанию и организации работа с детьми в свободное время носит познавательный, игровой, художественный, смешанный характер. Нам ближе деятельность учащихся в школе в свободное от учения время назвать как внеучебная. Этот термин показывает, что организационно и по времени деятельность учащихся не связана с учением, не включает выполнение домашних заданий и занятий, специально направленных на ликвидацию пробелов в знаниях. Местом проведения данной деятельности может быть специальное помещение, музей, выход на природу.

Таким образом, внеучебной мы называем такую деятельность школьника, которая организована им самим или при участии старших в свободное от учебных занятий (домашних, дополнительных заданий) время и направлена на удовлетворение его духовных потребностей (познавательных, игровых, эстетических, в общении и пр.). Содержание внеучебной деятельности детей зависит от потребностей и направленности личности, а также от степени педагогического руководства ею.

В отечественной педагогике внеучебной деятельности как форме организации занятий постоянно уделяется самое пристальное внимание. В ряде документов Наркомпроса (1927-1938гг.), в которых подчеркивалась необходимость организации внеклассной работы с детьми, раскрывалось назначение и ее основное содержание. Огромное влияние на развитие данного вопроса оказали теоретические основы, разработанные виднейшими педагогами того периода - П.П. Блонским, Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким. «Программа кружковых занятий в школе» оговаривала, что ее надо использовать с обязательным учетом интересов учащихся и уровня их развития. В программах, кроме определения характера кружковых занятий (групповой, массовой, индивидуальной) и примерного круга общих знаний, умений, навыков, которые могут быть привиты детям, были четко определены основные принципы организации детей во внеучебное время. К сожалению, выдвигая общие положения, они не оговаривали специфики такой работы с младшими школьниками. Несмотря на столь четкое определение задач, стоящих перед внеучебной организацией школьников, и в настоящее время нередки случаи, когда внеклассная работа либо подчиняется какой-то одной узкой воспитательной цели, либо является лишь продолжением процесса обучения, исправляет упущения, допущенные в ходе его. Однако даже популяризаторы кружков в начальной школе вынуждены отмечать несовершенство кружковой организации внеучебной работы с детьми младшего школьного возраста. В последние годы освещается практика организации внеучебных занятий с младшими школьниками, в ходе которых происходит развитие прежде всего любознательных детей. Однако эта работа носит исключительно занимательный характер. Практически, как показывают исследования, любая дея-

тельность по своему содержанию и организации может быть использована с целью формирования познавательных интересов учащихся, поскольку, как говорит А.Н.Леонтьев, в любой деятельности ребенок усваивает общественно-исторический опыт человечества (2).

Дети в младшем школьном возрасте легко вовлекаются в любой род деятельности, это они делают на основе принципа добровольности. Основанная на принципе добровольности внеучебная деятельность тем не менее включала всех учащихся. Активное участие всех детей способствует более интенсивной дифференциации познавательной направленности, формированию стержневых интересов. Чтобы выбрать интересное и близкое себе, учащимся необходимо ознакомиться со всем многообразием интересных областей, тем, объектов. Включение всех учащихся во внеучебную деятельность и одновременно с этим добровольный характер участия в ней не исключают, а предполагают систему и последовательность в работе.

Для того чтобы кружок мог продуктивно и полноценно работать, он должен быть организован на следующих основаниях: 1) в одном кружке не может быть объединены учащиеся младших классов начальной школы и учащиеся средней школы. Лучше всего объединить ребят 3-х и 4-х классов и т.д.; 2) кружок должен состоять не больше чем из 10-20 человек, одновременно работающих; 3) кружки должны иметь специальное помещение с необходимым оборудованием; 4) работу нужно проводить в наиболее удобное для учащихся время (по 2 часа один раз в неделю); 5) вся работа должна выполняться по точному календарному плану, тщательно продуманному и согласованному с расписанием других кружков.

Поиск решения поставленной проблемы привел к необходимости разработки программы студии изобразительного искусства, которая работает в средней школе №17 г. Улан-Удэ, авторами с 2006 по 2009 г. с группой младших школьников. Данная программа помогает эффективно реализовывать творческие способности детей, расширяет их общий кругозор, развивает интеллектуальные возможности школьников начальных классов.

Содержание программы студии представлено в виде:

1. Рисование отдельных предметов и групп предметов (2-3 предмета с натуры). Простые предметы быта, растения, плоды, овощи, птицы, мелкие животные (чучела) (12 часов).

2. Рисование по памяти и наблюдая за животными и птицами (8 часов).

3. Лепка с натуры и по памяти отдельных предметов (плодов, овощей, птиц, животных, объединенных одной темой: «Наш огород», «Птичий двор», «Стадо» и пр.), их раскраска (1 час).

4. Рисование на различные темы по памяти и представлению. Например: «Времена года», «Лес осенью», «Новогодняя елка», «Ледоход», «Наша улица», «Цветение сада», «Наша доблестная армия» и пр. (14 часов).

5. Иллюстрирование на темы литературных произведений. Примерные произведения: Барто -«На заставе», Тургенев - «Муму»..., Экзюпери «Маленький принц», сказки Пушкина, Андерсена, Перо, братьев Гримм ... (1 час).

6. Декоративные работы: а) составление узоров из полоски и квадрата узорной бумаги. Изготовление с помощью картофельного штампа книжных закладок и узорной бумаги для завертывания книг (4 часа); б) декоративное панно на различные темы: «Сбор плодов», тематика «Народные праздники», «Цветущий луг», «Лес зимой», «Бытовые сценки» (аппликация из цветной бумаги, ткани) (6 часов); в) елочные украшения (6 часов); г) папье-маше по готовой форме (стакан, блюдце) и по глине (животные, птицы, игрушки) и роспись готовых изделий (6 часов).

В студии занимаются не только одаренные дети; больше таких, которые не умеют, но хотят научиться рисовать. В процессе обучения у детей развивается полноценное зрительное восприятие на основе знакомства учащихся с его объективными законами. Это помогает реалистически понимать действительность, а знакомство с законами картинной плоскости учит графически изображать воспринятые в натуре образы, а значит, умственно развивает и воспитывает.

Внеучебная работа, направленная на формирование познавательных интересов детей и проводимая в общей системе учебно-воспитательной работы в классе, лишает ее стихийности, «штурмовщины». П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов показали, что наиболее существенные сдвиги в умственном и общем развитии детей происходят тогда, когда усваиваются не отдельные знания, пусть научные и доступные, а их определенная система, общие формы мыслительной деятельности (2). Следовательно, умственное воспитание может осуществляться как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности, по своим целям и задачам не имеющих принципиальных различий.

Литература

1.Панько В.П. Умственное воспитание в процессе обучения // Педагогика. 1986. №4. С. 68-71.

2.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Рос. пед. агентство. М., 1998. 183 с.

Literature

1.Panko V.P. The intellects! upbringing in the educational process // Pedagogika. 1986. № 4. P.68-71.

2.Pidkasistiy P.E., Portnov M.L. The art of teaching. Russian pedagogical agency. M., 1998. 183 p.

Павлова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент Педагогического института, Бурятский государственный университет.

Pavlova Svetlana Alekseevna, cand. of pedagogical sci., reader, Buryat State University.

Очиров Гомбожап Дугарнимаевич, кандидат педагогических наук, доцент Педагогического института, Бурятский государственный университет.

Ochirov Gombozhap Dugarnimaevich, cand. of pedagogical sci., reader, Buryat State University.

Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, (83012)44-23-95, е-meil: www sveta-pavlova-uu@meil.ru

УДК 371.212.3

бБк 74.200.4 С.А. Павлова

Анализ тестовых методов диагностики детской одаренности

В статье предпринята попытка сделать обобщающий анализ методик, помогающих раскрыть особенности сложного психического явления человека - одаренности, детской одаренности. Представленные и зарекомендованные исследования в данной области могут быть полезными в работе психологов, педагогов.

Ключевые слова: детская одаренность, диагностика детской одаренности

S.A. Pavlova

The analysis of testing methods of diagnostics of children’s giftedness

In the article the attempt to summarise some methods which help to reveal the features of the complicated mental human phenomenon - gift is undertaken. The presented researches may be useful in the work of teachers, psychologists.

Key words: children's giftedness, diagnostics of children's giftedness

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции; поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия строятся на постоянном споре о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности. В современной психологии до сих пор сохраняется тенденция признания существенной роли биологических факторов или факторов воспитания.

Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. Первое непосредственно связано с задачей установления самого феномена одаренности. Используются различные методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень развития, и т.п.). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности для представителей различных (нетипичных) групп населения (детей из сельской местности, представителей нацменьшинств, детей из неблагополучных или малообеспеченных семей, детей, имеющих различные нарушения, и т.п.). В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми, наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии и другие параметры (4).

Помимо указанной прикладной психодиагностики специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования могут включать широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами, характеризующими одаренность, и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т.п.

Психодиагностика - сравнительно молодая наука. В каждой научной области в период ее становления трудно рассчитывать на гарантированный результат. Именно поэтому помимо тестов опытные диагносты стараются использовать и другие методы: экспертное оценивание детей учителями, воспитателями, родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов и т.д.), результатов участия детей в различных упражнениях, конкурсах, олимпиадах.

В настоящее время в научной литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.