Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РОССИИ И США'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ШКОЛА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC CULTURE / SOCIAL COMPETENCE / SCHOOL / SENIOR SCHOOL STUDENTS / EDUCATIONAL PROGRAMS / ECONOMIC SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна, Петрищев Владимир Иннокентьевич, Романюк Яна Александровна

Проблема и цель. В статье рассматриваются особенности формирования экономической культуры и социальных компетенций у старшеклассников в России и США, которые позволяют им управлять собственным образованием на протяжении всей своей жизни, правильно определять направления своей деятельности и заниматься самообразованием. Цель статьи заключается в предоставлении результатов сравнительного анализа отечественной и зарубежной научной литературы, связанной с формированием экономической культуры и социальных компетенций у старшеклассников с опорой на их личный опыт участия в ряде образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной школе России и США, и в обозначении перечня проблем, наиболее востребованных в педагогических исследованиях, связанных с проблемами формирования экономической культуры и социальных компетенций у школьной молодежи. Методологию исследования составляют анализ и обобщение совокупности научных исследований зарубежных и отечественных ученых [Cummings, Taebel, 1978; Staudt, 2016; Грасс, 2015; Саксонова, Захарова, 2008 и др.], а также обобщение опыта формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников в процессе социализации в России и США. Результаты. В статье охарактеризованы составные элементы механизма формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников в России и США. Результаты исследования позволяют расширить представление о составных механизмах формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников в обеих странах. Кроме того, данные результаты позволяют выявить возможности использования позитивного опыта формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников США в отечественной практике. Заключение. Анализируя результаты данной статьи, авторы приходят к выводу о том, что в обеих странах особое внимание уделяют формированию экономической культуры и развитию социальных компетенций. В России в последнее время предпринимаются меры по активизации обучения финансовой и экономической грамотности молодежи и всего населения на основе, как правило, виртуального или теоретического подходов, но без учета мнений отечественных работодателей. В США успех формирования экономической культуры и социальных компетенций во многом зависит от реальной предпринимательской деятельности старшеклассников на практике, от критической оценки работодателей, практических навыков, компетенций и желания ответственно работать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна, Петрищев Владимир Иннокентьевич, Романюк Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CULTURE AND SOCIAL COMPETENCIES FORMATION IN SENIOR SCHOOL STUDENDTS OF RUSSIA AND THE USA

Problem and purpose. The article considers the issue of peculiarities of economic culture and social competencies formation in senior school students of Russia and the USA. They allow them to manage their education in their lifetime and correctly determine the direction of their activity and educate themselves. The purpose of the article is in providing the results of the comparative Russian and foreign scientific literature connected with the formation of economic culture and social competencies of senior school students based on their personal experiences of participation in a number of educational programs implemented in schools as well as with designation of a list of problems which are most sought after in pedagogical study connected with the problems of economic culture and social competencies formation in senior school students. Methodology of the study comprises analysis and generalization of a set of studies of foreign and Russian scientists (S. Cummings, D. Taebel; B. Staudt, 2016; T.P. Grass, 2015; L.P. Saksonova, I.G. Zakharova, 2008 and etc.) as well as the generalization of the experience of economic culture and social competencies formation in senior school students of Russia and the USA. Results. The article characterizes constituent elements of the mechanism of economic culture and social competencies formation in senior school students of Russia and the USA. The results of the study allow to broaden the representation of constituent elements of the mechanism of the formation of economic culture and social competencies of senior school students in both countries. Besides the given results permit to find out the possibilities of the application of positive experience of economic culture and social competencies formation of senior school students in practice in Russia. Conclusion. Analyzing the results of the given article, the authors come to the conclusion that special attention is paid to the formation of economic culture and developing social competencies of senior school students in both countries. In Russia measures to activate both the youth and population financial and economic literacy have been taken of late but only on the basis of virtual or theoretical approaches without taking into account Russian employers’ opinion. In the USA the success of the formation of economic culture and social competencies depends on the real entrepreneurial activity of senior school students in practice, on the critical evaluation of employers, on practical skills, competencies and the desire to work responsibly.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РОССИИ И США»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-46-4-88

УДК 37.0

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РОССИИ И США1

Т.П. Грасс (Красноярск, Россия) В.И. Петрищев (Красноярск, Россия) Я.А. Романюк (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются особенности формирования экономической культуры и социальных компетенций у старшеклассников в России и США, которые позволяют им управлять собственным образованием на протяжении всей своей жизни, правильно определять направления своей деятельности и заниматься самообразованием.

Цель статьи заключается в предоставлении результатов сравнительного анализа отечественной и зарубежной научной литературы, связанной с формированием экономической культуры и социальных компетенций у старшеклассников с опорой на их личный опыт участия в ряде образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной школе России и США, и в обозначении перечня проблем, наиболее востребованных в педагогических исследованиях, связанных с проблемами формирования экономической культуры и социальных компетенций у школьной молодежи.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение совокупности научных исследований зарубежных и отечественных ученых [Cummings, Taebel, 1978; Staudt, 2016; Грасс, 2015; Саксонова, Захарова, 2008 и др.], а также обобщение опыта формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников в процессе социализации в России и США.

Результаты. В статье охарактеризованы составные элементы механизма формирования экономи-

ческой культуры и социальных компетенций старшеклассников в России и США. Результаты исследования позволяют расширить представление о составных механизмах формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников в обеих странах. Кроме того, данные результаты позволяют выявить возможности использования позитивного опыта формирования экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников США в отечественной практике.

Заключение. Анализируя результаты данной статьи, авторы приходят к выводу о том, что в обеих странах особое внимание уделяют формированию экономической культуры и развитию социальных компетенций. В России в последнее время предпринимаются меры по активизации обучения финансовой и экономической грамотности молодежи и всего населения на основе, как правило, виртуального или теоретического подходов, но без учета мнений отечественных работодателей. В США успех формирования экономической культуры и социальных компетенций во многом зависит от реальной предпринимательской деятельности старшеклассников на практике, от критической оценки работодателей, практических навыков, компетенций и желания ответственно работать.

Ключевые слова: экономическая культура, социальная компетенция, школа, старшеклассники, образовательные программы, экономическая социализация.

Постановка проблемы. До сих пор ни в России, ни в США нет четкого определения понятия «социальные компетенции», существуют лишь его многочисленные трактовки. На-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках проекта № 18-013-00176.

пример, отечественные исследователи под социальной компетентностью понимают способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества.

Социальная компетенция обеспечивает выживание индивида в новых социально-экономических условиях, успех его в профессиональной деятельности, расширяет возможности для развития духовных и материальных потребностей личности, формирует у молодого поколения личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества» [Саксонова, Захарова, 2008].

Сегодня необходимы люди, которые бы могли распознавать новые бизнес-возможности, имели достаточно компетенций для их успешной реализации и оказывали значительное влияние на социально-экономическое развитие страны [Грасс, 2015].

Понимая, что нынешние старшеклассники, являясь специфичным поколением со свойственным ему опережающим мышлением, выступают мощным потенциалом для успешной конкуренции в современном мире, государство старается все свои усилия направить на развитие человеческого и социального потенциала, заложенного в каждом таком школьнике.

В последнее десятилетие актуализируется проблема экономической культуры и предпринимательства российской молодежи. Решение этой проблемы в основном определено тем, что многие исследователи определяют экономическую культуру как важную составляющую базовой культуры личности в современной экономике, основанной на знаниях.

Выполняя исследования по экономической культуре старшеклассников, Г.А. Васильева отмечает, что в современной концепции экономического образования с 1 по 11 класс созданы образовательные программы, ориентированные на формирование экономической культуры и предпринимательства.

Справедливости ради, следует отметить, что данный тренд связан с подготовкой старшеклассника к экономической социализации и адаптации к трудовой деятельности. Для этих целей широко используются активные формы обучения - деловые и экономические тренинги, различные формы практики: мини-предпринимательство, знакомство с деятельностью предприятий, участие в организации работы детской биржи труда в каче-

стве младших менеджеров, диспетчеров, бригадиров ученических бригад [Васильева2, 2017].

Экономическая культура личности старшеклассника - это не только некий достигнутый уровень экономических знаний и умений, предпринимательских навыков, но и освоенный механизм социально ответственного поведения и способов деятельности в экономической сфере (Васильева, 2017).

Экономическая культура, по словам А.Ф. Аменда, это совокупность ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей [Аменд, 1982].

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. В последнее время в российских школах вектор внимания государства повернулся в сторону приобщения старшеклассников к экономической культуре и предпринимательству, что говорит об их готовности к экономической социализации. Появилась система приобщения старшеклассников к элементам финансовой и экономической грамотности, которые позволяют им развивать навыки предпринимательства. В образовательной среде созданы учебные планы дисциплин, включающие инвариантную и вариативную часть, изменились подходы к самостоятельной деятельности, признанной направлять старшеклассников на развитие у них навыков самоорганизации и самозанятости, появились сетевые общества и иные формы открытого образования.

В последнее время в российской школе акцент делается на адаптации старшеклассников к трудовой жизни, многие государственные корпорации, т.е. потенциальные работодатели, приглашают старшеклассников на профориентационные мероприятия, где они знакомятся с современными разработками какого-то изделия или продукта и продвижения его на рынок. Несомненно, подобная деятельность в школе позволяет старшеклассникам приобрести базовые компетенции, такие как финансовая, правовая, социальная,

С И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

Васильева Г.А. Формирование экономической культуры старшеклассников в условиях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

К

н и

и

информационная грамотность, которые позволяют формировать социальную ответственность и экономическое мышление.

В настоящее время в процессе формирования экономической культуры и социальных ценностей у старшеклассников особое внимание обращается на организацию образовательной среды, создающей механизм государственно-частного партнерства в образовании, позволяющий внедрять комплексы мероприятий по социально-экономическому проектированию, бизнес-планированию, культуре маркетинга, предпринимательству, экономической культуре хозяйствования. Одним из ярких примеров ПАО является Сбербанк РФ, который открыл и динамично развивает ряд «Виртуальных школ» в субъектах Российской Федерации, помогающих старшеклассникам приблизится к реальной действительности. Однако, как отмечают эксперты, многие ребята слабо мотивированы на успех и не хотят работать.

В некоторых российских школах развивают идею предпринимательства, заключающуюся в купле-продаже товаров и продукции на базе специализированного магазина, расположенного на территории школы, который продает продукцию, созданную самими школьниками с целью получения прибыли. Такая идея существует в США уже десятки лет и приносит плодотворные результаты. Следует отметить, что, безусловно, подобная экономическая деятельность в российской школе позволяет старшеклассникам формировать экономическую культуру и социальные компетенции. Справедливости ради, нужно сказать, что, с одной стороны, такая деятельность все же осуществляется в отдельных школах но, с другой - она пока не приобрела широкой популярности. Тем не менее одна из ведущих форм обучения, которой является учебно-игровая деятельность, позволяет старшеклассникам не только принимать творческие решения по экономическим вопросам, но и овладевать социальными компетенциями, связанными с работой в условиях командной деятельности [Грасс, Петрищев, Воронова, 2017].

В Соединенных Штатах Америки также всегда уделяли большое внимание деловой активно-

сти школьной молодежи, развитию у нее предпринимательского мышления, реализуя разнообразные программы и проекты по обучению предпринимательству в школах и общинах [Грасс, Петрищев, 2014].

По словам С. Каммингса и Д. Тибла, «американская молодежь считает, что люди, у которых есть бизнес, будут больше и лучше работать, потому что они хотят заработать больше денег. Если у индивида ничего нет, то ему незачем много работать» [Cummings, Taebel, 1978].

Американцы свято верят в конкурентоспособность индивидуализма, и каждый успех личности они связывают в основном с ее индивидуальными качествами.

Проблема формирования экономической культуры и социальных компетенций школьников в США изучается на протяжении нескольких десятилетий, и за это время был накоплен большой опыт теоретических и практических исследований.

Овладение профессиональными навыками и социальными компетенциями всегда рассматривалось американцами как путь к успеху, повышению личного статуса. В «обществе знаний» уровень образования становится ключевым фактором востребованности рабочей силы и размеров оплаты труда, о чем говорят устойчивые тенденции в этой сфере.

Американская школа становится важнейшим фактором развития самостоятельности, инициативности, ответственности обучающихся. Функция школы в качестве агента социализации состоит в том, чтобы передать ученикам интеллектуальный и социальный опыт, при помощи которого они смогут развивать базовые компетенции, навыки, характеризующие их как индивидов, и, таким образом, формировать у себя способность выполнять роль взрослого. Школа влияет на обучающихся посредством:

1) образовательных программ;

2) формальных организаций, привлекающих интерес школьников к общественности;

3) социальных отношений, формирующихся в классе [Collaborative for Academic].

Сегодня действующий и отвечающий за результативность образовательной политики в

США президент США Д. Трамп отметил, что «мы хотим, чтобы каждый ребенок в Америке имел возможность подняться по лестнице к успеху. Я хочу, чтобы каждый ребенок жил в безопасном обществе, а ключ к такому обществу - это образование. Лучшая школа, лучшее образование -шанс на высокооплачиваемую работу» [President Donald J. Trump, 2018].

Уже более 10 лет назад в США овладение социальными компетенциями и предметными знаниями стало основной задачей, возложенной на учителей К-12 (с дошкольного возраста до 12 класса). Кроме того, чтобы сократить разрыв в области развития социальной компетентности, отдельное внимание в достижении этой задачи уделяют школьникам, находящимся в группе риска (иммигранты, школьники из малообеспеченных семей, отстающие в обучении) [Rubin et. al., 2009].

В США предпринимательское образование, составной элемент экономического образования, формирующий экономическую культуру школьников, рассматривается как важная составная часть школьной подготовки обучающихся. У них отмечается довольно высокий рост уровня интереса к предпринимательскому образованию, все больше подростков сегодня хотят создавать свои компании, быть более осведомленными в сфере управления деньгами.

Американские ученые придают большое значение формированию социальных компетенций у подрастающего поколения. По словам Дж. Адам-са, «социальная компетенция - это способность признавать, интерпретировать и реагировать соответствующим образом в социальных ситуациях. Успех индивида зависит от богатства социальных компетенций, которыми он или она обладает от взаимоотношения с окружающей средой» [Shalinikurian, Prakasha, 2016 ].

Социальная компетенция играет одну из ведущих ролей, где происходит взаимодействие практически во всех сферах социальной деятельности. Она формируется лишь на основе опыта деятельности самого школьника. Нередко в США недостаток социальной компетенции у школьников как коренного населения, так и мигрантов приводит к неудачам в коммуникационном про-

цессе и учебе. Стандарт по профессиональной и технической подготовке (CTE), который является образовательной стратегией, формирующей академические, технические навыки школьников, необходимые для высшего образования и будущего карьерного роста, помогает сделать осознанный выбор будущей карьеры, получить информацию, опыт и сформировать социальные компетенции. Стратегия предназначена для учеников 7-12 классов и может быть реализована в учебное и внеу-чебное время [California..., 2007].

Стандарты по профессиональной и технической подготовке интегрируются в учебный план в течение нескольких лет обучения.

Наиболее распространенными предметными областями CTE среди старшеклассников в 2014 г. являются бизнес, коммуникации и дизайн, а также компьютерные и информационные науки. Среди всех выпускников общеобразовательных школ 33 % заработали академический кредит в бизнесе, 30 % - в области коммуникаций и дизайна, 21 % - в компьютерных и информационных науках. Кроме того, начиная с 2009 г. среди школьников также пользуются особой популярностью такие специальности, как охрана здоровья, с/х и природные ресурсы [U.S. Department of Education, 2014].

Сектор финансов и бизнеса включает три основные специализации. Бухгалтерские услуги предоставляют инструкции в разработке и использовании общих систем бухгалтерского учета; банковские и смежные услуги фокусируются на основных принципах кредитования и банковских правил; бизнес-менеджмент помогает развивать навыки инвестиционного анализа и руководства. Обучающиеся, заинтересованные в данных дисциплинах, развивают знания и навыки в области математики, коммуникаций и технологий.

Рассматривая учебный план в сфере бизнеса и финансов, обнаруживаем, что старшеклассники участвуют в обсуждении достаточно сложных и интересных тем, таких как инвестирование, распределение доходов, расчеты сбережений, финансовое состояние предприятия или семьи [California., 2007].

С И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

В США формирование экономической культуры и развитие национальной экономики осуществляются на базе новых знаний. В основе современной модели предпринимательства лежит «креативный дух американского предпринимателя». Креативность, инновации и решение проблем - это та концептуальная база, которая заложена в американской системе предпринимательства [Грасс, 2015].

Социальные компетенции позволяют совершать выбор в каждой конкретной жизненной ситуации и выстраивать, проектировать свой жизненный путь в целом. Они же позволяют рассмотреть различные варианты своего развития, предвидеть результаты тех или иных жизненных выборов, реализовать жизненно важные решения, скорректировать те или иные стратегии и действия. В результате социальные компетенции выполняют такие функции, как социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта, и, главное, функцию управления процессом самореализации человека.

В США предпринимательское образование рассматривается как важная составная часть школьной подготовки обучающихся. У них отмечается довольно высокий рост уровня интереса к предпринимательскому образованию, все больше подростков сегодня хотят создавать свои компании, быть более осведомленными в сфере управления деньгами, формировать и развивать элементы социальной ответственности. Проведя исследование среди предпринимателей, американские ученые выявили одну особенность, что социально компетентные предприниматели создают больше личных взаимоотношений, получают больше финансирования, они более финансово успешны, чем те предприниматели, у которых отсутствуют эффективные социальные компетенции [Business, 2013].

Одной из ведущих концепций американской школы является подготовка старшеклассников к жизни и труду через «образование для карье-ры».Таким образом, общеобразовательная школа осознанно и серьезно готовит старшеклассников к возможно безболезненному вступлению в мир труда с помощью овладения базовыми и универ-

сальными компетенциями, включая социальные компетенции, которые способствуют их успешной социализации и адаптации, решению проблем, возникающих в процессе реализации человеческого и социального потенциала старшеклассников в динамично развивающейся, изменяющейся социальной среде, с которой им приходится сталкиваться ежедневно.

В значительной степени процесс формирования социальных компетенций связан с функцией экономической социализации американских подростков старшей школы. На процесс формирования социальных компетенций обучающихся влияют имеющиеся у школы особенности ее образовательной среды, традиции культуроцентристско-го и коммуникативного подходов в образовании, новые тенденции и концепции в области управления процессами в социальной сфере.

Практическая ценность социальных компетенций у школьников связана с вхождением детей в мир рыночных отношений, что позволяет более успешно социализироваться в экономической сфере и решать необходимые проблемы в их дальнейшей деятельности.

Применение такой системы дает возможность через целенаправленную, активную, сознательную деятельность старшеклассников формировать у них способность видеть бизнес-возможности и в целом формулировать бизнес-идею, умение разрабатывать бизнес-проекты и актуализировать концепцию бизнеса.

Следует подчеркнуть, что важнейшей чертой современного обучения является направленность на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться к ситуациям социально-экономических перемен, но и активно их осваивать [Грасс, 2015].

На этом фоне вполне естественным является рост интереса к обучению предпринимательству. Жизнь постоянно ставит вопросы о том, кто такие предприниматели, чем они должны заниматься, какими компетенциями обладать, чтобы успешно работать.

Анализ вариативных форм обучения, которые реализуются в школах, показал, что именно вариативные программы нового типа устраняют одно-

образие. Существенным компонентом подготовки американских школьников является экономическое и предпринимательское образование.

Следует отметить, что около 2 % населения имеют врожденные навыки предпринимательства, а у 97 % эти навыки можно развивать.

Эксперименты показали что внимательность и успеваемость детей в начальной школе значительно повышаются при изучении основ бизнеса, потому в начальных классах в ряде школ вводятся различные бизнес-ориентированные программы в форме игр, где детей обучают, как уважать деньги и ответственно расходовать их.

В рекомендациях специалистов, которые советуют старшеклассникам попробовать себя в малом бизнесе, есть много полезных вещей. Например, им советуют активнее заниматься бизнесом, пока они живут с родителями. В этом случае тинэйджерам не нужно платить налоги на бизнес, на зарплату сотрудникам. Даже если бизнес окажется неудачным, у них останется опыт и они будут продолжать жить в отчем доме. Всем тинэйджерам советуют начинать с малых проектов. Но если они хотят замахнуться на большее, например, создать велосипедный шлем с солнечными батареями, который бы еще заряжал электрический велосипед, то для этого, естественно, потребуются деньги. Советуют обратиться к интернету и искать спонсоров, которые были бы заинтересованы в этом и могли профинансировать данный проект.

Исследователи подчеркивают, что социальные компетенции выступают ключевым фактором между успехом и неудачей предпринимателя.

Понимая, что не все подростки могут обладать социальными компетенциями, психологи советуют тем, у кого они отсутствуют, выполнять следующие рекомендации.

1. Создайте удивительный продукт и работайте с командой.

2. Сократите личные и телефонные разговоры, увеличьте коммуникацию по электронной почте.

3. Наймите людей, которые обладают особыми социальными компетенциями.

4. Практикуйте, практикуйте, практикуйте - вы должны повысить свои социальные компетенции.

5. Наймите профессионала. Вокруг много психологов, которые специализируются на работе с лицами, у которых отсутствуют социальные компетенции.

Эти рекомендации по формированию социальных компетенций могут позволить старшеклассникам совершить выбор в каждой конкретной жизненной ситуации, выстроить и спроектировать свой жизненный путь.

Национальная ассоциация образования США четко сформулировала, что развитие социальных компетенций старшими школьниками является императивом для построения их будущей карьеры [Staudt, 2016 ].

Не случайно Т. Исмаил утверждает, что социальная компетенция позволяет предпринимателем строить и расширять сеть бизнеса [Ismail, 2015]. По словам, Р. Барона и Дж. Маркмена, социальная компетенция, которой обладают предприниматели, играет важную роль в определении достигнутого ими результата [Baron, Markman, 2003].

Предпринимательская деятельность в образовательном контексте помогает старшеклассникам стать более гибкими, уверенными в себе, независимыми, уметь принимать решения, планировать, более творчески подходить к делу, решать проблемы, ориентироваться в ситуации, взаимодействовать с партнерами, иметь больше социальных навыков, информации о бизнесе, лучше узнать себя и научиться руководить.

Практическая ценность социальных компетенций у школьников связана с вхождением детей в мир рыночных отношений, позволяет более успешно социализироваться в экономической сфере и решать необходимые проблемы в дальнейшей деятельности.

Выводы. Сравнивая формирование экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников России и США можно сказать, что в России формирование экономической культуры и социальных компетенций все больше становится реалией школы и общества. Старшеклассников обучают, как начинать с нуля и привлекать инвестиции, однако реальные результаты пока не особенно заметны. В США такая деятельность более активна и осуществляется с помощью раз-

С И

я

а

4

с

PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

личных социальных институтов, включая государство, школу, бизнес-структуры и т.д., которые непосредственно заинтересованы в том, чтобы выпускник школы был предприимчивым, обладал динамизмом, имел экономические знания и навыки экономического мышления, позволяющие ему достойно войти в данный социум после окончания общеобразовательной школы.

Заключение. Анализируя текущую ситуацию с формированием экономической культуры, предпринимательства и социальных компетенций в обеих странах, следует подчеркнуть, что в России в последнее время предпринимаются меры по активизации обучения финансовой и экономической грамотности молодежи и всего населения, как правило, на основе виртуального или теоретического подхода, но без учета мнений отечественных работодателей. В США успех формирования экономической культуры и социальных компетенций во многом зависят от реальной предпринимательской деятельности самих старшеклассников их практических навыков, знаний и желания ответственно работать и от критической оценки работодателей.

Библиографический список

1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. М.: Педагогика, 1982. 180 с.

2. Грасс Т.П. Великобритания, США и Новая Зеландия: формирование культуры предпринимательства у школьников: монография. Красноярск, 2015. С. 164-165.

3. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Воронова О.В. Деловая игра как средство успешной экономической социализации школьников в России и США // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 6-11.

4. Грасс Т.П., Петрищев В.И. Западное общество: ресоциализация школьной молодежи из семей мигрантов: монография. Красноярск, 2014. С. 123.

5. Саксонова Л.П., Захарова И.Г. Формирование социальной компетенции будущего специалиста // Интеграция науки и высшего образования. 2008. № 2. С. 41-43.

6. Baron R.A, Markman G.D. Beyond Social Capital: The Role of Entrepreneurs' Social Competence

in Their Financial Success" // Journal of Business Venturing. 2003. 18. P. 41-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Business // Saturday. 2013. Feb. 16.

8. California department of education // Career Technical Education Framework for California Public Schools. Grades Seven Through Twelve, 2007.

9. Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning. URL: http://www.casel.org/.

10. Cummings S., Taebel D. The Economic Socialization of Children. A Neo-Marxist Analysis // Social problem. N.Y., 1978. № 26. P. 198.

11. Ismail T. Cultural Control, Creativity, Social Capital and Organizational Performance: Empirical Study of Small to Medium Sized Enterprises (SME) In Indonesia // International Journal of Entrepreneurship. 2015. 19 (1).

12. President Donald J. Trump Proclaims January 21 through January 27, 2018, as National School Choice Week Issued on: January 22, 2018 White-house.gov. URL: https://www.whitehouse.gov/ presidential-actions/president-donald-j-trump-proclaims-january-21-january-27-2018-national-school-choice-week/ (Accessed on 7 Feb. 2018).

13. Rubin K., Bukowski W., Laursen B. Handbook of Peer Interactions, Relationships, and Groups. The Guilford Press, NewYork, USA, 2009.

14. Shalinikurian, Prakasha G.S. // Journal of Research & Method in Education. 2016. Vol. 6, is. 1. Ver. I (Jan. - Feb.). P. 47-52. URL: www.iosrjour-nals.org

15. Staudt B. Developing Global Competency Skills In Grades 9-12: Implications For School Leadership. College of William and Mary, Virginia. 2016. URL: https://publish.wm.edu/cgi/view-content.cgi?referer=https://www.google.ru/& httpsredir=1&article=1022&context=etd (Accessed on 7 Feb. 2018).

16. U.S. Department of Education (Fast Facts) The Common Core of Data (CCD) Dropouts, Completers and Graduation Rate Reports: These reports present the number and percentage of students dropping out and completing public school, 2014. URL: https://nces.ed.gov/ programs/digest/d16/tables/dt16_219.70. asp?current=yes (Accessed on 8 Feb. 2018).

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-46-4-88

ECONOMIC CULTURE AND SOCIAL COMPETENCIES FORMATION IN SENIOR SCHOOL STUDENDTS OF RUSSIA AND THE USA

TG. Grass (Krasnoyarsk, Russia) V.P. Petrishchev (Krasnoyarsk, Russia) Ya.A. Romanyuk (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Problem and purpose. The article considers the issue of peculiarities of economic culture and social competencies formation in senior school students of Russia and the USA. They allow them to manage their education in their lifetime and correctly determine the direction of their activity and educate themselves.

The purpose of the article is in providing the results of the comparative Russian and foreign scientific literature connected with the formation of economic culture and social competencies of senior school students based on their personal experiences of participation in a number of educational programs implemented in schools as well as with designation of a list of problems which are most sought after in pedagogical study connected with the problems of economic culture and social competencies formation in senior school students.

Methodology of the study comprises analysis and generalization of a set of studies of foreign and Russian scientists (S. Cummings, D. Taebel; B. Staudt, 2016; T.P. Grass, 2015; L.P. Saksonova, I.G. Zakharova, 2008 and etc.) as well as the generalization of the experience of economic culture and social competencies formation in senior school students of Russia and the USA.

Results. The article characterizes constituent elements of the mechanism of economic culture and social competencies formation in senior school students

References

1. Amend A.F. Economic education of junior school students: monograph. M.: Pedagogy, 1982. 180 p.

2. Grass T.P. Great Britain, the USA and New Zealand: the formation of school students' entrepreneurial culture. Krasnoyarsk, 2015. P. 164-165.

3. Grass T.P., Petrishchev V.I, Voronova O.V. The business game as a means of successful economic socialization of school students in Russia and the USA // The Bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev. 2017 No. 4 ( 42). P. 6-11.

of Russia and the USA. The results of the study allow to broaden the representation of constituent elements of the mechanism of the formation of economic culture and social competencies of senior school students in both countries. Besides the given results permit to find out the possibilities of the application of positive experience of economic culture and social competencies formation of senior school students in practice in Russia.

Conclusion. Analyzing the results of the given article, the authors come to the conclusion that special attention is paid to the formation of economic culture and developing social competencies of senior school students in both countries. In Russia measures to activate both the youth and population financial and economic literacy have been taken of late but only on the basis of virtual or theoretical approaches without taking into account Russian employers' opinion. In the USA the success of the formation of economic culture and social competencies depends on the real entrepreneurial activity of senior school students in practice, on the critical evaluation of employers, on practical skills, competencies and the desire to work responsibly.

Keywords: economic culture, social competence, school, senior school students, educational programs, economic socialization.

4.

5.

6.

7.

Grass T.P., Petrishchev V.I. The Western society: resocialization of school youth from migrant families: monograph. Krasnoyarsk, 2014. P. 123. Saksonova L.P., Zakharova I.G. The formation of social competence of future specialist // Integration of science and higher education. 2008. No. 2. P. 41-43.

Baron R.A & Markman G.D. "Beyond Social Capital: The Role of Entrepreneurs' Social Competence in Their Financial Success". Journal of Business Venturing. 2003. 18. P. 41-60. Business // Saturday, 2013. Feb. 16.

С

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H Я

и ^

ш PQ

к

о

к

w PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

н и

w

PQ

8. California department of education/ Career Technical Education Framework for California Public Schools. Grades Seven Through Twelve, 2007.

9. Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning. URL: http://www.casel.org/.

10. Cummings S., Taebel D. The Economic Socialization of Children. A Neo-Marxist Analysis // Social problem. N.Y., 1978. No. 26. P. 198.

11. Ismail T. Cultural Control, Creativity, Social Capital and Organizational Performance: Empirical Study of Small to Medium Sized Enterprises (SME) In Indonesia. International Journal of En-trepreneurship. 19 (1). 2015.

12. President Donald J. Trump Proclaims January 21 through January 27, 2018, as National School Choice Week Issued on: January 22, 2018 Whitehouse.gov https://www.white-house.gov/presidential-actions/president-donald-j-trump-proclaims-january-21-janu-ary-27-2018-national-school-choice-week/ (Accessed on 7 Feb. 2018).

13. Rubin K., Bukowski W., Laursen B. Handbook of Peer Interactions, Relationships, and Groups. The Guilford Press, NewYork, USA, 2009.

14. Shalinikurian & Dr.Prakasha G.S. Journal of Research & Method in Education. 2016. Vol. 6, is. 1 Ver. I (Jan. - Feb.). P. 47-52. URL: www. iosrjournals.org

15. Staudt B. Developing Global Competency Skills in Grades 9-12: Implications For School Leadership. College of William and Mary, Virginia. 2016. URL: https://publish.wm.edu/cgi/view-content.cgi?referer=https://www.google.ru/& httpsredir=1&article=1022&context=etd(Acce ssed on 7 Feb. 2018).

16. U.S. Department of Education (Fast Facts) The Common Core of Data (CCD) Dropouts, Completers and Graduation Rate Reports: These reports present the number and percentage of students dropping out and completing public school, 2014. URL: https://nces.ed.gov/ programs/digest/d16/tables/dt16_219.70. asp?current=yes (Accessed on 8 Feb. 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.