Научная статья на тему 'Влияние профессиональной ориентации старшеклассников на формирование экономической культуры в России и США: сравнительный анализ'

Влияние профессиональной ориентации старшеклассников на формирование экономической культуры в России и США: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / CAREER GUIDANCE / SENIOR SCHOOL STUDENT / ECONOMIC CULTURE / PROFESSIONAL IDENTITY / LABOR MARKET / COMPETENCY-BASED APPROACH / SOCIAL COMPETENCES (SOFT SKILLS) / PROFESSIONAL SKILLS (HARD SKILLS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна, Петрищев Владимир Иннокентьевич, Слесарев Василий Григорьевич

В статье рассматривается проблема влияния профессиональной ориентации старшеклассников на формирование экономической культуры в России и США, раскрываются сущность и взаимодействие данных понятий, необходимости введения понятия «экономическая культура», поскольку она выступает обязательным условием формирования общеобразовательных социальных компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грасс Татьяна Петровна, Петрищев Владимир Иннокентьевич, Слесарев Василий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CAREER GUIDANCE OF SENIOR SCHOOL STUDENTS ON THE FORMATION OF ECONOMIC CULTURE IN RUSSIA AND THE USA: COMPARATIVE ANALYSIS

The article considers the problem of influence of career of senior school students on the formationof economic culture in Russia and the USA, provides insight into the essence and interaction of theseconcepts, comes to conclusion of the necessity to introduce the concept of economic culture, which is an essential condition for general educational social competencies development

Текст научной работы на тему «Влияние профессиональной ориентации старшеклассников на формирование экономической культуры в России и США: сравнительный анализ»

Т.П. Грасс, В.И. Петрищев,

(Санкт-Петербург), В.Г. Слесарев

(г. Красноярск)

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

INFLUENCE OF CAREER GUIDANCE OF SENIOR SCHOOL STUDENTS ON THE FORMATION OF ECONOMIC CULTURE IN RUSSIA AND THE USA: COMPARATIVE ANALYSIS

В статье рассматривается проблема влияния профессиональной ориентации старшеклассников на формирование экономической культуры в России и США, раскрываются сущность и взаимодействие данных понятий, необходимости введения понятия «экономическая культура», поскольку она выступает обязательным условием формирования общеобразовательных социальных компетенций.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, старшеклассник, экономическая культура, профессиональное самоопределение, рынок труда, компетентностный подход, социальные компетенции, профессиональные навыки.

The article considers the problem of influence of career of senior school students on the formation of economic culture in Russia and the USA, provides insight into the essence and interaction of these concepts, comes to conclusion of the necessity to introduce the concept of economic culture, which is an essential condition for general educational social competencies development. Key words: career guidance, senior school student, economic culture, professional identity, labor market, competency-based approach, social competences (soft skills), professional skills (hard skills).

В последние годы в связи с социально-экономическими переменами в России остро встала проблема теоретического и практического осмысления социально-педагогического обеспечения профессиональной ориентации молодого поколения.

После того, как была практически разрушена система профессиональной ориентации подрастающих поколений, которая существовала до 90-х годов прошлого века, пришло понимание необходимости создания новой национальной системы профессиональной ориентации. Чтобы помочь сформировать готовность старшеклассников к выбору профессии, необходимо обра-

титься к советскому опыту нашей страны и опыту других стран.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. отметил необходимость проведения в короткие сроки модернизации системы профессионального образования, опираясь на лучшие практики, наполняя ее новым содержанием, организовав центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан, повысив качество профориентации в школах[1].

В последнее время особое внимание обращается на то, что современные рыночные

отношения, сложившиеся в России, тесно связаны с экономической культурой, непосредственно влияющей на профессиональную ориентацию подрастающих поколений. Известно, что конкурентоспособность России во многом зависит от конкурентоспособности каждой личности, от уровня ее экономической культуры.

Экономическую культуру принято рассматривать в качестве компонента общей культуры человека, позволяющего личности реализовать себя в социально-ориентированной практической экономической деятельности, которая также предоставляет возможность профессионального самоопределения.

В современной российской научной литературе достаточно широко представлены различные точки зрения на сам феномен экономической культуры. Нельзя не согласиться с Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной, которые рассматривали экономическую культуру как регулятор экономического поведения, выполняющий роль социальной памяти экономического развития, который ориентирует ее субъектов на те, или иные формы деятельности [4].

Нужно понять, что в современных условиях кардинально меняется характер самой профориентационной работы. Появляются идеи о применении разнообразных подходов к организации инновационной системы профориентационной работы на обновленной платформе. Среди многочисленных подходов В.И. Тарлавский выделяет кластерный подход в профориентации, позволяющий организовать интеграцию образовательных организаций различных отраслей и уровней подготовки, промышленных предприятий и организаций, органов власти и т.д. Таким образом, получается, чтобы решить задачу взаимодействия общеобразовательной школы и предприятий, нужно действовать только совместно с реальным сектором экономики [9].

По глубокому убеждению Т.С. Терюко-вой, если у старшеклассника при выборе профессии есть экономический интерес, то это означает, что он выбрал профессию правильно [10]. Мы считаем, что автор в этом

случае совершенно права, поскольку выбранная профессия должна приносить удовлетворение и финансовый достаток.

Подобного взгляда на профориентацию старшеклассника придерживается М.С. Якуш-кина. Исследуя феномен «самоопределение» в педагогической науке, она полагает, что самоопределение является сознательным выбором индивида и выражается в самоутверждении личностью своей позиции в различных проблемных ситуациях, с которыми она сталкивается по жизни[12].

Важнейшим фактором приобщения старшеклассников к основам предпринимательства, повышению уровня экономических знаний и умений является система такого приобщения и повышения уровня экономических знаний и умений. Среди критериев сформированности экономической культуры подростков и старшеклассников важной считается адекватная позитивная самооценка, готовность к обоснованному профессиональному самоопределению[6].

В связи с нарастанием процессов глобализации все более очевидным становится необходимость налаживания тесной связи школы с рынком труда, в этом случае формирование нового экономического мышления и экономической культуры приобретает новый смысл.

Сегодня динамика развития современного российского общества требует превращения общеобразовательных школ в центры эффективного сотрудничества производства и бизнеса. Подобное взаимодействие школы и бизнеса необходимо рассматривать как долговременное стратегическое партнерство по решению самых разнообразных задач и, прежде всего, по профессиональной ориентации старшеклассников и повышению их конкурентоспособности.

Н.В. Таржуманян, отмечая положительные стороны формирующейся современной инновационной системы профессиональной ориентации старшеклассников, справедливо подвергает ее критике за отсутствие системности, учета особенности конкретной личности, специфики социально-экономического развития конкретного региона страны, его потребности в профес-

сиональных кадрах и недостаточного обеспечения с учетом современных тенденций развития социально ориентированной экономики Российской Федерации[8, с.58]. Другими словами, сегодня актуализируется потребность в неформализованном подходе к системе профессиональной ориентации подрастающих поколений.

По нашему мнению, профориентацион-ный эффект во многом может зависеть от своевременной ситуации, проводимой про-фориентационной работы, ее целенаправленности и оптимальности форм и методов, перечень которых достаточно широк и разнообразен. Многие педагоги придерживаются одной из важных задач - освоение и внедрение новых форм профориентацион-ной работы. Большинство школ в России реализуют новые формы профориентацион-ной работы со старшеклассниками, применяя теоретико-практические игры. Например, Квест-игра Selfie-забег «Буду профи» проводится в целях активизации процесса профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных организациях, популяризации современных профессий и специальностей, формирования у обучающихся положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности^].

В последние несколько лет наблюдается тенденция к расширенному участию старшеклассников многих школ в отборочных соревнованиях чемпионатов Worldskills, которые проводятся в различных субъектах Российской Федерации по восьми компетенциям: ландшафтный дизайн, малярные и декоративные работы, мехатроника, облицовка плиткой, промышленная робототехника, сухое строительство и штукатурные работы, управление беспилотными летательными аппаратами, электромонтаж. Характер этого участия носит профориентационную направленность и предоставляет старшеклассникам возможность познакомится с перспективными профессиями на рынке труда. Запущены многие проекты ранней профориентации школьников, один из них «Билет в будущее», позволяющий ребятам попробовать себя в деле в ведущих компа-

ниях страны. Особенно важно подчеркнуть, что во всех сферах деятельности современного человека присутствует наличие экономического компонента, обуславливающего востребованность экономического образования у старшеклассников как предпосылку будущей успешной их самореализации.

Под влиянием новых объективных реалий возникает необходимость введения понятия экономическая культура, которая выступает необходимым условием формирования общеобразовательных социальных компетенций, обеспечивающих выживание индивида в новых социально-экономических условиях, расширяют возможности для развития духовных и материальных потребностей личности, формируют у молодого поколения личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества [7].

В процессе формирования экономической культуры и социальных ценностей у старшеклассников обращается особое внимание на организацию экономической деятельности обучающихся, которые принимают активное участие в мероприятиях по социально-экономическому проектированию, бизнес-планированию, культуре маркетинга, предпринимательству, экономической культуре хозяйствования.

Анализируя опыт США в сфере влияния профессиональной ориентации старшеклассников на формирование экономической культуры, следует отметить, что сегодня государство требует от американской школы определенной ясности в задачах образовательных организаций, конкретных взаимоотношений с промышленностью и создание инновационной системы подготовки современного конкурентоспособного выпускника школы.

Овладение профессиональными навыками и социальными компетенциями всегда рассматривались американцами как путь к успеху, повышению личного статуса. Притягательность образования обусловлена в США, прежде всего, его экономической значимостью, а уровень образования становится ключевым фактором востребованности рабочей силы и размеров оплаты труда,

о чем говорят устойчивые тенденции в этой сфере.

Быстрые темпы развития экономики, применение новых информационных технологий, более сложная организация труда человека, необходимость умения быстро переориентироваться в случае изменения ситуации на рынке труда и потери работы потребовали от выпускников школ поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве. В этих условиях службы профориентации и консультирования не просто помогают молодым людям выбрать профессию, а учат их самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни. Бизнесмены и предприниматели, активно участвующие в реализации данной программы, охотно предоставляют рабочие места для обучающихся. В некоторых городах США бизнесмены и предприниматели обеспечивают старшеклассников рабочими местами на предприятиях под руководством наставников. Охват такой молодежи нередко составляет почти свыше 90%. Деловые люди поняли, что предварительная профессиональная подготовка старшеклассников, с одной стороны, позволяет обучающимся приобретать те рабочие навыки, которые от них ждут работодатели, с другой стороны, бизнесмены и предприниматели ощущают реальную выгоду от такого сотрудничества, поскольку им предоставляется возможность осуществить отбор талантливой молодежи с целью дальнейшего расширения бизнеса, фирм и предприятий.

Современное развитие информационных технологий в США способствовало созданию новой информационной сетевой базы данных о профессиях (O*NET-The Occupational Information Network), которая предоставляет информацию о любой интересующую старшеклассника профессию и об учебных заведениях, куда он собирается поступать. Такой практический подход, безусловно, повышает эффективность профо-риентационной работы[11].

США давно осознали необходимость интеграции общеобразовательной и про-

фессиональной подготовки молодежи, что привело к отказу от линейной формы подготовки рабочей силы, при которой предполагается последовательное прохождение ступеней обучения в школе, колледже и начало трудовой деятельности. Появилась реальная прагматичная модель профессионального самоопределения старшеклассников, которая успешно прошла апробацию в течение многих лет и уже доказала свою эффективность к конкурентным условиям рынка труда, ориентированного на значительный вклад в развитие экономического и социального благосостояния страны. В целом в США акцентируют внимание на профессиональном самоопределении доступного для старшеклассников всех слоев населения [13]. Департаменты образования и труда в США применяют компетентностный подход, базирующийся на знаниях, трансформирующиеся в практической профессиональной деятельности в навыки и умения. Приобретая их, старшеклассники могут быстрее адаптироваться к новым ситуациям на рынке труда. Школы предлагают многочисленные программы профессионального и технического образования. Оканчивая эти программы, старшеклассники становятся лучше подготовленными к принятию обоснованных решений о поступлении в колледж или выбору карьеры, благодаря реальному опыту работы в старших классах по многочисленным программам: плотничные работы, сварка, техническое обслуживание зданий, кондиционирование и охлаждение и т.д.

Следует отметить, что Департаменты образования и труда ведут мониторинг дальнейшей профессиональной жизни выпускников, закончивших данную программу. Эти программы доказали свою эффективность, свидетельством которого могут служить мнения 82% старшеклассников, которые говорят, что они «удовлетворены» возможностями карьерного роста [3].

Таким образом, можно отметить, что в США разработана четкая, надежная и гибкая современная система стратегического профориентационного образования, учитывающая нужды подрастающих поколений

и работодателей, способствующая повышению экономической культуры старшеклассников.

Как отмечает М.А. Крылова, созданные в России модели профессиональной ориентации по образцу западных аналогов пока еще далеки от совершенства. Справедливости ради, следует отметить, что в последнее время в России появились центры по профориентации населения, сайты и порталы

которые довольно четко и профессионально предоставляют новости рынка труда и подробно объясняют требования к вакансиям^], что безусловно будет способствовать созданию новой современной системы про-фориентационной работы.

Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18 -013-00176.

Литература

1. Послание президента РФ Федеральному собранию1марта 2018 г. [Электронный ресурса/Официальные сетевые ресурсы Президента России URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/copy/56957 (дата обращения: 01.10.2019)

2. Галанина М.А., Бочанова Н.В. Чайкина, О.Ю. Новые форматы профориентационной работы и продвижения рабочих профессий: сборник методических материалов. Тюмень: типография «Маяк», 2018. -C.4-113.

3. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Сокк А.А. Профессиональное самоопределение как средство экономической социализации школьников к конкурентным условиям рынка труда в США//Профессиональное образование. Столица №6, 2018. -С.46-48.

4. Заславская Т.И. Рывкина РВ.Социология экономической мысли: очерки теории / Под ред. А.Г. Агенбегяна. -Новосибирск, 1991.-С.111-112.

5. Крылова М.А. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников на получение педагогического образования// Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» 2015. Том 7. № 1. -С. 190-198.

6. Новожилова В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях: дис. канд. пед. наук. М., 2003. - 162 с.

7. Саксонова Л.П., Захарова И.Г. Формирование социальной компетенции будущего специалиста (Интеграция науки и высшего образования Знание. Понимание. Умение) 2008.-№2. - С.43.

8. Таржуманян Н.В. Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве. -М.2015. дис. кан. пед. наук. -191с.

9. Тарлавский В.И. Кластерный подход к развитию профориентационного потенциала региона // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-3. - С. 639-643;URL:http:// www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35575 (дата обращения: 12.09.2019).

10. Терюкова Т.С. Экономическое образование и проблемы профориентации школьников// Экономика в школе №1(57), 2012. -С.17-23.

11. Топешкина Н.В. Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе // Экономика в школе №1(57), 2012. - С.34-47.

12. Якушкина М. С. Квазипрофориентация или самоопределение современных школьников в профессии // Человек и образование 2018 №2 (55). -С. 78-83.

13. Hahn A., Leavitt T., Horvat E., & Davis J. Life after Youth Build: 900 Youth Build graduates reflect on their lives, dreams, and experiences. Somerville, MA: Youth Build USA. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.