Научная статья на тему 'Формирование экономической грамотности учащихся коррекционной школы во внеурочной деятельности'

Формирование экономической грамотности учащихся коррекционной школы во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА / АДАПТАЦИЯ К ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Р. С.

В статье обосновывается необходимость проведения работы по формированию экономической грамотности у учащихся коррекционной школы. Раскрываются особенности проведения работы по формированию экономической грамотности с помощью активных и игровых методов обучения детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанова Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической грамотности учащихся коррекционной школы во внеурочной деятельности»

сов личностного развития, общения, культуры речи, нравственного становления человека. Типовые программы по иностранному языку, в частности, немецкому языку, отличались направленностью на формирование лингвистической, лингвострановедческой и коммуникативно-методической компетенций будущего учителя, необходимостью реализации не только воспитательной, образовательной, развивающей, но и коммуникативной цели обучения иностранному языку в школе, обучения не просто языку, а языку и культуре. Появилось множество учебников по интенсивному обучению иностранному языку, коммуникативным методам обучения и т.д.

Таким образом, в советскую эпоху содержательное наполнение учебно-методической документации для подготовки будущих учителей иностранных языков, в частности, немецкого языка, постоянно менялось, совершенствовалось. При построении учебных планов по специальности «Иностранные языки» велся постоянный поиск оптимального, гармоничного соотношения количества часов на изучение обязательных и факультативных дисциплин, психолого-педагогических дисциплин и прохождения студентами педагогической практики; оптимального соотношения теоретических и практических курсов в специальном цикле языковых дисциплин, количества часов на изучение основного и второго иностранного языка. Анализ около ста программ обязательных лингвистических дисциплин рассматриваемого периода убедительно свидетельствует о том, что, несмотря на определенную идеологическую направленность, все программы подготовки будущих учителей закладывали очень глубокие фундаментальные знания по теории изучаемого иностранного языка; отличались постоянным расширением и углублением тематического содержания, количества тем; отмечались постоянно возрастающей степенью их профессионально-педагогической направленности, связью со школой. В советский период было издано множество учебников по теории и практике иностранного языка, отражая его фундаментальные основы. Многие из этих учебников, в силу своего высокого качества, стали «классическими» и имеют непреходящее значение.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Султанова Р.С.*

МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, г. Челябинск

В статье обосновывается необходимость проведения работы по формированию экономической грамотности у учащихся коррекционной

* Учитель начальных классов.

школы. Раскрываются особенности проведения работы по формированию экономической грамотности с помощью активных и игровых методов обучения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: технология, дети с ОВЗ, экономическое образование, коррекционная школа, адаптация к жизни.

Актуальность экономического образования и воспитания школьников с ОВЗ в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Проблеме экономического образования и воспитания учащихся посвящено немало публикаций и исследований, которые проводились и проводятся на разных уровнях: экономическом (Н.Я. Клепач, Л.Е. Эпштейн, С.Е. Урван-цева), философском (Н.Н. Калинина, В.Д. Попов, А.К. Уледов, В.П. Фофанов), психологическом (С.В. Малахов, А.П. Сидельковский, В.М. Соколин-ский, Д.В. Ярцев), педагогическом (А.Ф. Аменд, И.И. Зарецкая, З.А. Литова, Т.И. Пуденко) [5].

Для учащихся коррекционных школ наиболее приемлем практический подход к экономическому образованию. Его сторонники (Ю.П. Маркин, Т.И. Пуденко, В.Л. Тамбовцев, Т.С. Терюкова, С.Л. Чернер и др.) считают, что теоретическое содержание предмета и, как следствие, академический стиль обучения не способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, не обеспечивают достаточного уровня их мотивации к овладению материалом и его понимания. По их мнению, акцент в социально-экономической подготовке учащихся общеобразовательных школ следует делать на формирование конкретных знаний и навыков, необходимых в жизни. Однако в большинстве программ и учебников по предмету не уделяется достаточного внимания развитию социально-экономического опыта школьников.

Под воздействием работы по формированию экономической грамотности происходит социальное взросление выпускников специальной школы, они становятся более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах, терпимыми к иному мнению; привыкают рассчитывать на себя, обдумывать любую хозяйственную проблему с позиции затрат и выгод. Учитывая вышеизложенное, есть основание рассматривать данную работу как средство разносторонней компенсации дефектов развития школьников с ОВЗ.

Экономическое образование помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

Реализация поставленных задач и цели может идти путем интеграции экономики с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности -трудолюбие, предприимчивость, экономность).

В рамках общего экономического образования акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я - личность и гражданин, я -собственник, я - потребитель, я - производитель и др.) [4]. Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. Предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление поделок, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: «Профессии», «Заработная плата» и другие.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры («Магазин», «Аптека» и другие), компьютерные и настольные игры, дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы («Знаешь ли ты цены», «Самый умный» и другие), уроки-презентации. Все эти игры носят познавательный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. «Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, - писал В. Сухомлинский, - верная дорога к сердцу ребенка... Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному» [3, с. 16]. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, кроссворды, задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности школьников с ОВЗ, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести «Словарь экономических терминов», который дети сделают сами.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. Работа с родителями может вестись в устной или письменной форме; в виде консультаций, собраний, конференций.

Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений. Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно, оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении в заданиях игрового характера.

В оценке экономической подготовленности учащихся при прохождении курса выделены три критерия:

1) овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных детям с ОВЗ;

2) степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать материалы, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе игр и практикумов;

3) уровень сформированное™ экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер; учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение. Данная работа занимает важное место в образовательной и коррекционной деятельности детей с ОВЗ.

Список литературы:

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 71 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

3. Землянская, Е.Н. Курс экономики для начальной школы. - М., 2007.

4. Леонтьев А. Дети и бизнес / А. Леонтьев // Народное образование. -2002. - № 8.

5. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 184 с. - (Коррекционная школа).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ

© Чайка Е.А.*

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск Средняя общеобразовательная школа № 22, г. Абакан

В статье рассматриваются возможные пути приобщения младших школьников к национальным традициям. Разработаны и представлены дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, помогающие включить младших школьников в подготовку и участие в национальных праздниках.

Ключевые слова младшие школьники, национальные традиции, национальные праздники, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

Бесценным богатством всех народов мира и незаслуженно забытыми в настоящее время стали национальные традиции, национальные праздники, которые изначально в старину служили средством воспитания и обучения подрастающего поколения, способствующие самовыражению каждого человека, развитию высших ценностей в человеческой жизнедеятельности. Каждый народ имеет свои традиции, создававшиеся на протяжении многих тысячелетий и столетий, в которых заложен опыт, народная мудрость, нормы и правила, образцы поведения и т.д. В памяти многих людей разных национальностей до сих пор сохраняются нравственные «уроки», помогающие воспитывать подрастающее поколение, учить взаимопомощи, взаимо-

* Аспирант кафедры Педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, учитель МБОУ «СОШ № 22».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.