сов личностного развития, общения, культуры речи, нравственного становления человека. Типовые программы по иностранному языку, в частности, немецкому языку, отличались направленностью на формирование лингвистической, лингвострановедческой и коммуникативно-методической компетенций будущего учителя, необходимостью реализации не только воспитательной, образовательной, развивающей, но и коммуникативной цели обучения иностранному языку в школе, обучения не просто языку, а языку и культуре. Появилось множество учебников по интенсивному обучению иностранному языку, коммуникативным методам обучения и т.д.
Таким образом, в советскую эпоху содержательное наполнение учебно-методической документации для подготовки будущих учителей иностранных языков, в частности, немецкого языка, постоянно менялось, совершенствовалось. При построении учебных планов по специальности «Иностранные языки» велся постоянный поиск оптимального, гармоничного соотношения количества часов на изучение обязательных и факультативных дисциплин, психолого-педагогических дисциплин и прохождения студентами педагогической практики; оптимального соотношения теоретических и практических курсов в специальном цикле языковых дисциплин, количества часов на изучение основного и второго иностранного языка. Анализ около ста программ обязательных лингвистических дисциплин рассматриваемого периода убедительно свидетельствует о том, что, несмотря на определенную идеологическую направленность, все программы подготовки будущих учителей закладывали очень глубокие фундаментальные знания по теории изучаемого иностранного языка; отличались постоянным расширением и углублением тематического содержания, количества тем; отмечались постоянно возрастающей степенью их профессионально-педагогической направленности, связью со школой. В советский период было издано множество учебников по теории и практике иностранного языка, отражая его фундаментальные основы. Многие из этих учебников, в силу своего высокого качества, стали «классическими» и имеют непреходящее значение.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Султанова Р.С.*
МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, г. Челябинск
В статье обосновывается необходимость проведения работы по формированию экономической грамотности у учащихся коррекционной
* Учитель начальных классов.
школы. Раскрываются особенности проведения работы по формированию экономической грамотности с помощью активных и игровых методов обучения детей с ОВЗ.
Ключевые слова: технология, дети с ОВЗ, экономическое образование, коррекционная школа, адаптация к жизни.
Актуальность экономического образования и воспитания школьников с ОВЗ в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Проблеме экономического образования и воспитания учащихся посвящено немало публикаций и исследований, которые проводились и проводятся на разных уровнях: экономическом (Н.Я. Клепач, Л.Е. Эпштейн, С.Е. Урван-цева), философском (Н.Н. Калинина, В.Д. Попов, А.К. Уледов, В.П. Фофанов), психологическом (С.В. Малахов, А.П. Сидельковский, В.М. Соколин-ский, Д.В. Ярцев), педагогическом (А.Ф. Аменд, И.И. Зарецкая, З.А. Литова, Т.И. Пуденко) [5].
Для учащихся коррекционных школ наиболее приемлем практический подход к экономическому образованию. Его сторонники (Ю.П. Маркин, Т.И. Пуденко, В.Л. Тамбовцев, Т.С. Терюкова, С.Л. Чернер и др.) считают, что теоретическое содержание предмета и, как следствие, академический стиль обучения не способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, не обеспечивают достаточного уровня их мотивации к овладению материалом и его понимания. По их мнению, акцент в социально-экономической подготовке учащихся общеобразовательных школ следует делать на формирование конкретных знаний и навыков, необходимых в жизни. Однако в большинстве программ и учебников по предмету не уделяется достаточного внимания развитию социально-экономического опыта школьников.
Под воздействием работы по формированию экономической грамотности происходит социальное взросление выпускников специальной школы, они становятся более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах, терпимыми к иному мнению; привыкают рассчитывать на себя, обдумывать любую хозяйственную проблему с позиции затрат и выгод. Учитывая вышеизложенное, есть основание рассматривать данную работу как средство разносторонней компенсации дефектов развития школьников с ОВЗ.
Экономическое образование помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.
Реализация поставленных задач и цели может идти путем интеграции экономики с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности -трудолюбие, предприимчивость, экономность).
В рамках общего экономического образования акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я - личность и гражданин, я -собственник, я - потребитель, я - производитель и др.) [4]. Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. Предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление поделок, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: «Профессии», «Заработная плата» и другие.
Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры («Магазин», «Аптека» и другие), компьютерные и настольные игры, дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы («Знаешь ли ты цены», «Самый умный» и другие), уроки-презентации. Все эти игры носят познавательный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.
Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. «Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, - писал В. Сухомлинский, - верная дорога к сердцу ребенка... Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному» [3, с. 16]. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, кроссворды, задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.
Учитывая психологические и возрастные особенности школьников с ОВЗ, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести «Словарь экономических терминов», который дети сделают сами.
Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. Работа с родителями может вестись в устной или письменной форме; в виде консультаций, собраний, конференций.
Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений. Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно, оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении в заданиях игрового характера.
В оценке экономической подготовленности учащихся при прохождении курса выделены три критерия:
1) овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных детям с ОВЗ;
2) степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать материалы, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе игр и практикумов;
3) уровень сформированное™ экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).
Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер; учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение. Данная работа занимает важное место в образовательной и коррекционной деятельности детей с ОВЗ.
Список литературы:
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 71 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
3. Землянская, Е.Н. Курс экономики для начальной школы. - М., 2007.
4. Леонтьев А. Дети и бизнес / А. Леонтьев // Народное образование. -2002. - № 8.
5. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 184 с. - (Коррекционная школа).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ
© Чайка Е.А.*
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск Средняя общеобразовательная школа № 22, г. Абакан
В статье рассматриваются возможные пути приобщения младших школьников к национальным традициям. Разработаны и представлены дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, помогающие включить младших школьников в подготовку и участие в национальных праздниках.
Ключевые слова младшие школьники, национальные традиции, национальные праздники, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
Бесценным богатством всех народов мира и незаслуженно забытыми в настоящее время стали национальные традиции, национальные праздники, которые изначально в старину служили средством воспитания и обучения подрастающего поколения, способствующие самовыражению каждого человека, развитию высших ценностей в человеческой жизнедеятельности. Каждый народ имеет свои традиции, создававшиеся на протяжении многих тысячелетий и столетий, в которых заложен опыт, народная мудрость, нормы и правила, образцы поведения и т.д. В памяти многих людей разных национальностей до сих пор сохраняются нравственные «уроки», помогающие воспитывать подрастающее поколение, учить взаимопомощи, взаимо-
* Аспирант кафедры Педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, учитель МБОУ «СОШ № 22».