Научная статья на тему 'Некоторые вопросы диагностики и коррекции орфографической грамотности младших школьников'

Некоторые вопросы диагностики и коррекции орфографической грамотности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батомункуева Д. В.

В данной статье рассматриваются основные аспекты диагностики и коррекции орфографической грамотности младших школьников, такие как тестирование, работа с диагностограммами, а также затрагивается вопрос о критериальной базе оценки предметных результатов, раскрытых в «Требованиях к результатам освоения образовательной программы» ФГОС НОО второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы диагностики и коррекции орфографической грамотности младших школьников»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Батомункуева Д.В.*

Начальная общеобразовательная школа-интернат № 4, г. Чита

В данной статье рассматриваются основные аспекты диагностики и коррекции орфографической грамотности младших школьников, такие как тестирование, работа с диагностограммами, а также затрагивается вопрос о критериальной базе оценки предметных результатов, раскрытых в «Требованиях к результатам освоения образовательной программы» ФГОС НОО второго поколения.

Одной из целей изучения предмета «Русский язык» в современной начальной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека [4]. Орфографическая грамотность как составная часть языковой культуры, залог точности выражения мысли формируется в младшем школьном возрасте на уроках русского языка.

Выработка навыков грамотного письма у учащихся - одна из самых трудных задач, которые приходится решать учителю начальных классов, но именно она обозначена как важнейшая программная установка: от успешного присвоения норм орфографии в младшем школьном возрасте зависит дальнейшее продвижение в овладении языком. Формирование у младших школьников орфографических навыков, на наш взгляд, может проходить успешнее, если организовывать их систематическую диагностику.

Предвидение учителем затруднений учащихся при усвоении правил правописания, знание их возможных причин позволяет сделать обучение орфографии более эффективным и целенаправленным. Проследить за усвоением правил, формированием орфографических навыков, а также своевременно выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках позволяет своевременное тестирование. Преимущества тестирования известны: это стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и легкость ее оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся. Тесты помогают диагностировать степень сформированности орфографических умений и навыков, подскажут, как использовать результат исследования при планировании дальнейшей деятельности.

Так, например, учителя школы-интерната № 4 г. Читы уже в букварный период используют тесты. Выполнение заданий в тестах позволяет выявлять самостоятельное умение младших школьников различать гласные и со-

* Учитель начальных классов.

50

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

гласные звуки, количество слогов, звуков в слове, ударные слоги. При составлении тестов наши учителя соблюдали следующие правила:

1. Тест должен быть достаточно длинным и сложным, чтобы результаты апробации показали выполняемость теста в пределах 50-75 %.

2. Используемые в тесте задания закрытого типа должны иметь не менее 3 вариантов ответа, что позволяет снизить процент случайного угадывания верного ответа.

3. Тест должен иметь четкие инструкции и проверенную технологию проведения [3].

Применение такого типа теста для диагностики орфографической грамотности школьников позволяет организовать коррекционную работу на основе четкого выявления пробелов в овладении конкретным навыком и определения этапа его формирования.

Еще одним видом диагностики, определяющим уровень относительной орфографической грамотности ученика является диагностограмма (диагностическая карта), которая заполняется учителем во время проверки работ, выполненных по карточкам-заданиям [1]. Васильева Е.А. и Ващенко А.Д. считают, что диагностограмма дает возможность учителю наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении орфографических знаний и формировании умений и навыков. Существует несколько видов диагностограмм:

- входная диагностограмма. Ее цель - установить, в какой мере утратился за лето приобретенный навык, какие орфограммы следует повторить в первую очередь, проверяются сложившиеся ранее умения;

- тематическая диагностограмма. Ее цель - текущий контроль за усвоением конкретной узкой темы;

- диагностико-обобщающая диагностограмма. Ее цель - проверка орфографических умений в процессе изучения разделов, сходных по темам, которые изучались в предыдущих классах;

- итоговая (годовая) диагностограмма. Ее цель - замерить уровень навыков правописания, сформированных за один год обучения [1].

Работа по диагностике орфографической грамотности младших школьников (как тестовой, так и с использованием диагностограмм) может проводиться в несколько этапов.

I. Организационный этап.

Учитель определяет для себя цель диагностического исследования, выбирает вид диагностирования, который позволяют ему замерить уровень усвоения всех орфографических тем (или часть), изученных в определенный период каждым учеником и классом в целом.

II. Подготовительный этап.

Каждый ученик получает задание. Проводится подробный инструктаж по работе: сообщается, что учебником и словарями пользоваться нельзя, что необходимо правильно оформить работу; разъясняется способ выполнения задания.

Теория и методика обучения и воспитания

51

III. Консультационный этап.

Школьники знакомятся с содержанием задания, уточняют у учителя смысл непонятных слов. Оговаривается время работы (как правило, она отнимает от 5 до 20 минут урока, только на итоговую следует отводить весь урок).

IV. Этап самостоятельной работы.

Дети самостоятельно выполняют задание. Помощь учителя при затруднениях ограничивается лишь указанием на образец. Следует максимально обеспечить самостоятельность выполнения работы.

V. Проверочно-регистрационный этап.

Во внеурочное время работа проверяется в паре с сильным учеником-консультантом. Работу значительно облегчит и сократит орфографический ключ, составленный к заданию. Он состоит, как правило, из трех граф:

- номера предложений, составляющих карточку-задание;

- номера орфограмм, изученных по теме;

- содержание работы, выполняемой учеником (орфограммы).

Анализ ошибок позволяет учителю определить уровень предметной

обученности, спланировать коррекционную индивидуальную, групповую и фронтальную работу, прогнозировать результат изучения темы.

VI. Этап коррекционной деятельности.

Это этап наиболее трудоемкой работы, которая чрезвычайно важна для того, чтобы применение диагностики орфографической грамотности было эффективным. Работа ведется с помощью коррекционных карточек в течение нескольких уроков фронтально, в группах, индивидуально в зависимости от степени усвоенности орфограмм.

VII. Этап повторной диагностики.

По окончании коррекционной деятельности (продолжительность ее обусловлена возможностями учащихся) проводится повторное диагностическое исследование.

VIII. Этап прогнозирования.

Результат повторного диагностирования позволяет учителю прогнозировать в дальнейшем работу по повторению изученной темы в процессе обучения предмету и его результат. При условии положительной динамики появляется возможность планировать изучение отдельных тем с опережением.

Такая диагностическая и коррекционная работа помогает предупредить неуспеваемость школьников, способствует интенсификации учебного процесса, позволяет рационально организовать учебную деятельность, способствует формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении.

Еще одним видом современной диагностики орфографической грамотности младших школьников могут служить требования к результатам освоения образовательной программы, которые федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО второго поколения) устанавливает в качестве своего ведущего компонента [4].

52

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Критериальной базой оценки предметных результатов служат планируемые результаты начального образования. Планируемые результаты носят обобщающий характер, тем не менее, они адекватно характеризуют освоение орфографии, что позволяет использовать их для текущей оценки результатов учебной деятельности.

В русском языке часто вывод о достижении результата может быть сделан, если ребенок неоднократно применяет проверяемый алгоритм или правило к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных). Поэтому в ряде заданий по русскому языку дается набор специально подобранных слов или словосочетаний, а планируемый результат считается достигнутым, если правило или проверяемая орфограмма верно применяется ребенком не в одном, а в нескольких случаях [2]. Диагностика, коррекция и прогнозирование предметной обученно-сти, на наш взгляд, является эффективной, так как позволяет не только констатировать приобретенные умения и навыки, но помогает ликвидировать «пробелы» в обучении и планировать совместную деятельность учителя и ученика, прогнозировать результат предметной обученности.

Список литературы:

1. Васильева Е.А., Ващенко А.Д. Диагностика, коррекция, прогнозирование предметной обученности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.1september.ru.

2. Демидова С.В., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Автор-составитель М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - М., 2010. - 31 с.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕРСПЕКТИВА УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

© Вайсвалавичене В.Ю.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В статье рассмотрен вопрос о приоритетной направленности педагогического воздействия на развитие двигательно-координационных и

* Аспирант кафедры «Спортивные игры» Педагогического института физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.