Научная статья на тему 'Формирование экономической готовности студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности'

Формирование экономической готовности студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / экономическая готовность / профессиональная деятельность / компоненты / диагностический инструментарий / студенты образовательных организаций / formation / economic readiness / professional activity / components / diagnostic tools / students of educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астахов Игорь Александрович, Романенко Надежда Михайловна, Боровикова Яна Владимировна

Актуальность. Главный вызов современного мира рождение новой парадигмы развития мировой цивилизации, обусловленной «...усилением экономического и политического взаимодействия стран, развитием устоявшихся рыночных отношений и созданием новых экономических систем, связанных с современной наукой и цифровой рыночной средой.»1. Данные изменения зеркально отражаются на состоянии экономического образования студентов, ориентированных на высокотехнологичное производство, создание инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости. «Система высшего экономического образования должна эволюционировать с учётом новых транснациональных вызовов.»2, ответом на которые должен стать высокий уровень экономической готовности выпускников как результирующей экономического образования. Совершенно очевидно, что метаморфозы в мировых рыночных отношениях и бизнесе напрямую связаны с обновлением структурного содержания профессиональной подготовки и экономической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. Актуальность заявленной темы обусловлена потребностями мирового сообщества в новом качестве экономической готовности современных выпускников, сопровождающейся обновлением компонентного состава экономической готовности и способов её формирования. Цель данного исследования апробировать комплекс авторских методик и технологию формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности. Методология и методы исследования. Методология исследования включала системно-деятельностный, компетентностный и компаративистский подходы, позволившие доказать эффективность применяемых технологий и комплекса диагностического инструментария, включающего авторские опросники, тесты, игровые технологии, экспертную оценку, а также методы математической статистики для обработки полученных результатов. В эмпирическую базу исследования вошли профессиональные образовательные организации г. Воронежа. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено 50 студентов (25 студентов составили экспериментальную группу, другие 25 контрольную), были применены методы анализа и интерпретации результатов проведённого исследования. Для установления статистически достоверных различий между группами использован критерий Фишера. Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. В ходе теоретического исследования уточнено понятие экономической готовности студентов, определён авторский структурный состав экономической готовности выпускников колледжа, разработан алгоритм и этапы эффективного формирования экономической готовности, который базируется на анализе мировых проблем в области экономической науки. Полученные в ходе исследования результаты на основе диагностического инструментария, в том числе и авторские разработки изучения экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности, позволяют использовать их как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в том числе как интерактивные формы взаимодействия с обучающимися на основе проектной деятельности. Результаты исследования. На фундаментальном уровне проанализирован концепт «экономическая готовность выпускников экономических специальностей». Основным результатом процесса формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности стал прикладной алгоритм, включающий разработку и экспериментально апробированную программу обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности, позволяющие оптимизировать процесс их подготовки, значительно повысить уровень экономической готовности обучающихся средствами авторских учебно-методических материалов (кейсов, проектов, учебных задач, ситуаций и пр.) в процессе подготовки специалистов коммерческой сферы. Выводы. Разработанная программа обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности позволяет оптимизировать процесс их подготовки и существенно повышает уровень экономической готовности обучающихся. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, также доказывают, что разработанный и внедрённый авторами диагностический комплекс по определению эффективности формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности отвечает современным вызовам мировой экономики, имеет высокую практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астахов Игорь Александрович, Романенко Надежда Михайловна, Боровикова Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECONOMIC READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Relevance. The main challenge of the modern world is the birth of a new paradigm for the development of world civilization, due to “... the strengthening of economic and political interaction between countries, the development of established market relations and the creation of new economic systems associated with modern science and the digital market environment...”. These changes reflect the state of economic education of students focused on high-tech production, creation of innovative products with a high share of added value. “The system of higher economic education must evolve taking into account new transnational challenges.”, the answer to which should be a high level of economic readiness of graduates as a result of economic education. It is quite obvious that the metamorphoses in global market relations and business are directly related to the renewal of the structural content of professional training and the economic readiness of future specialists for professional activity. The relevance of the stated topic is explained by the need of the world community in a new quality of economic readiness of modern graduates, accompanied by an update of the component composition of economic readiness and ways of its formation. Aim. To test a set of proprietary methods and technology for the formation of students’ economic readiness for professional activity. Methodology. The research methodology included system-activity, competence-based and comparative approaches, which allowed to prove the effectiveness of the technologies used and a set of diagnostic tools, including authors’ questionnaires, tests, game technologies, peer review, as well as methods of mathematical statistics for processing the results obtained. The empirical base of the study included professional educational organizations of the city of Voronezh. In total, 50 students were involved in experimental work (25 students made up the experimental group and 25 students of the control group), methods of analysis and interpretation of the results were also applied in the study. Fischer's criterion was used to establish statistically significant differences between the groups. Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. In the course of theoretical research, the concept of economic readiness of students was clarified, the original structural composition of the economic readiness of college graduates was determined, an algorithm and stages of effective formation of economic readiness were developed based on the analysis of world problems in the field of economics. The results obtained in the course of the study on the basis of diagnostic tools, including the original developments of studying the economic readiness of college students for professional activity, allow them to be used both in academic and extracurricular activities, including interactive forms of cooperation with students based on project activities. Results. The concept of “economic readiness of graduates of economic specialties” is analyzed at the fundamental level. The main result of the students’ economic readiness for professional activity formation process was an applied algorithm, which includes the development and the experimentally tested program for providing a model for the formation of college students’ economic readiness for professional activity, allowing to optimize the process of their preparation, significantly increase the level of economic readiness of students by means of original teaching materials (cases, projects, educational tasks, situations, etc.) in the process of training specialists in the commercial sphere. Conclusion. The developed program for providing a model for the formation of college students’ economic readiness for professional activity makes it possible to optimize the process of their preparation and significantly increases the level of their economic readiness. The results obtained during the experimental study also prove that the diagnostic complex developed and implemented by the authors to determine the effectiveness of the formation of students’ economic readiness for professional activity meets the modern challenges of the world economy and has high practical significance.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической готовности студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности»

методология и технология профессионального образования

УДК 372.881.11

DOI: 10. 18384/2949-4974-2023-4-108-123

формирование экономической готовности студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности

Астахов И. А.1, Романенко Н. М.2, Боровикова Я. В.2

1 Институт социального образования

394033, г. Воронеж, ул. Ленинградская, д. 62, Российская Федерация

2 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. Главный вызов современного мира - рождение новой парадигмы развития мировой цивилизации, обусловленной «...усилением экономического и политического взаимодействия стран, развитием устоявшихся рыночных отношений и созданием новых экономических систем, связанных с современной наукой и цифровой рыночной средой.»1. Данные изменения зеркально отражаются на состоянии экономического образования студентов, ориентированных на высокотехнологичное производство, создание инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости. «Система высшего экономического образования должна эволюционировать с учётом новых транснациональных вызовов.»2, ответом на которые должен стать высокий уровень экономической готовности выпускников как результирующей экономического образования. Совершенно очевидно, что метаморфозы в мировых рыночных отношениях и бизнесе напрямую связаны с обновлением структурного содержания профессиональной подготовки и экономической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. Актуальность заявленной темы обусловлена потребностями мирового сообщества в новом качестве экономической готовности современных выпускников, сопровождающейся обновлением компонентного состава экономической готовности и способов её формирования. Цель данного исследования - апробировать комплекс авторских методик и технологию формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности.

© CC BY Астахов И . А ., Романенко Н . М. , Боровикова Я . В . , 2023 .

1 UNESCO Report: Science at the forefront of global movement towards sustainable growth. UNESCO science report: towards 2030 [Электронный ресурс]. URL: https://en .unesco.org/sites/default/files/usr15_south_asia_ru .pdf (дата обращения: 20.09.2023).

2 Diversification of external quality assurance in the EHEA - Reflection following the analysis of ENQA Agency Reviews conducted in 2020-2021. 28 September 2021. Annual Report 2020.14 June 2021. Advancing quality in European higher education: celebrating 20 years of ENQA . 11 December 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www. enqa.eu/publications/diversification-of-external-quality-assurance-in-the-ehea-reflection-following-the-analysis-of-enqa-agency-reviews-conducted-in-2020-2021 (дата обращения: 20.09.2023).

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

Методология и методы исследования. Методология исследования включала системно-де-ятельностный, компетентностный и компаративистский подходы, позволившие доказать эффективность применяемых технологий и комплекса диагностического инструментария, включающего авторские опросники, тесты, игровые технологии, экспертную оценку, а также методы математической статистики для обработки полученных результатов. В эмпирическую базу исследования вошли профессиональные образовательные организации г. Воронежа. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено 50 студентов (25 студентов составили экспериментальную группу, другие 25 - контрольную), были применены методы анализа и интерпретации результатов проведённого исследования. Для установления статистически достоверных различий между группами использован критерий Фишера. Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. В ходе теоретического исследования уточнено понятие экономической готовности студентов, определён авторский структурный состав экономической готовности выпускников колледжа, разработан алгоритм и этапы эффективного формирования экономической готовности, который базируется на анализе мировых проблем в области экономической науки. Полученные в ходе исследования результаты на основе диагностического инструментария, в том числе и авторские разработки изучения экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности, позволяют использовать их как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в том числе как интерактивные формы взаимодействия с обучающимися на основе проектной деятельности. Результаты исследования. На фундаментальном уровне проанализирован концепт «экономическая готовность выпускников экономических специальностей». Основным результатом процесса формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности стал прикладной алгоритм, включающий разработку и экспериментально апробированную программу обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности, позволяющие оптимизировать процесс их подготовки, значительно повысить уровень экономической готовности обучающихся средствами авторских учебно-методических материалов (кейсов, проектов, учебных задач, ситуаций и пр.) в процессе подготовки специалистов коммерческой сферы.

Выводы. Разработанная программа обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности позволяет оптимизировать процесс их подготовки и существенно повышает уровень экономической готовности обучающихся. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, также доказывают, что разработанный и внедрённый авторами диагностический комплекс по определению эффективности формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности отвечает современным вызовам мировой экономики, имеет высокую практическую значимость.

Ключевые слова: формирование, экономическая готовность, профессиональная деятельность, компоненты, диагностический инструментарий, студенты образовательных организаций

FORMATION OF ECONOMIC READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

I. Astakhov1, N. Romanenko2, Ya. Borovikova2

1 Institute of Social Education

Leningradskaya str., 62, Voronezh, 394033, Russian Federation

2 MGIMO (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia Vernadsky ave, 76, Moscow, 119454, Russian Federation

Abstract

Relevance. The main challenge of the modern world is the birth of a new paradigm for the development of world civilization, due to "... the strengthening of economic and political interaction between countries, the development of established market relations and the creation of new economic systems associated with modern science and the digital market environment.". These changes reflect the state of economic education of students focused on high-tech production, creation of innovative products with a high share of added value. "The system of higher economic education must evolve taking into account new transnational challenges.", the answer to which should be a high level of economic readiness of graduates as a result of economic education. It is quite obvious that the metamorphoses in global market relations and business are directly related to the renewal of the structural content of professional training and the economic readiness of future specialists for professional activity. The relevance of the stated topic is explained by the need of the world community in a new quality of economic readiness of modern graduates, accompanied by an update of the component composition of economic readiness and ways of its formation. Aim. To test a set of proprietary methods and technology for the formation of students' economic readiness for professional activity.

Methodology. The research methodology included system-activity, competence-based and comparative approaches, which allowed to prove the effectiveness of the technologies used and a set of diagnostic tools, including authors' questionnaires, tests, game technologies, peer review, as well as methods of mathematical statistics for processing the results obtained. The empirical base of the study included professional educational organizations of the city of Voronezh. In total, 50 students were involved in experimental work (25 students made up the experimental group and 25 students of the control group), methods of analysis and interpretation of the results were also applied in the study. Fischer's criterion was used to establish statistically significant differences between the groups. Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. In the course of theoretical research, the concept of economic readiness of students was clarified, the original structural composition of the economic readiness of college graduates was determined, an algorithm and stages of effective formation of economic readiness were developed based on the analysis of world problems in the field of economics. The results obtained in the course of the study on the basis of diagnostic tools, including the original developments of studying the economic readiness of college students for professional activity, allow them to be used both in academic and extracurricular activities, including interactive forms of cooperation with students based on project activities.

Results. The concept of "economic readiness of graduates of economic specialties" is analyzed at the fundamental level. The main result of the students' economic readiness for professional activity formation process was an applied algorithm, which includes the development and the experimentally tested program for providing a model for the formation of college students' economic readiness for professional activity, allowing to optimize the process of their preparation, significantly increase the level of economic readiness of students by means of original teaching materials (cases, projects, educational tasks, situations, etc.) in the process of training specialists in the commercial sphere. Conclusion. The developed program for providing a model for the formation of college students' economic readiness for professional activity makes it possible to optimize the process of their preparation and significantly increases the level of their economic readiness. The results obtained during the experimental study also prove that the diagnostic complex developed and implemented by the authors to determine the effectiveness of the formation of students' economic readiness for professional activity meets the modern challenges of the world economy and has high practical significance.

Keywords: formation, economic readiness, professional activity, components, diagnostic tools, students of educational organizations

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

Введение

Растущая глобализация и потребности мирового сообщества в новом качественном экономическом образовании требуют кардинального пересмотра традиционных подходов и методов в формировании экономической готовности личности. Актуализация технологического лидерства каждого государства, включённого в мировую экономическую систему, требует акцента на том, чтобы каждое образовательное учреждение обладало навыком «взгляд за горизонт» / "gazing beyond the horizon"1, поскольку экономическая готовность выпускника претерпевают регулярную трансформацию и новые вызовы

Экономическая готовность выпускников, отвечающая запросам новых рынков, - это тот "must have"2, который должен быть заложен наравне со стратегией Европейского Совета об экономическом образовании, в рабочий учебный базис учреждений, готовящих современных экономистов для российских госкорпораций и бизнеса. Фокусирование на мировых тенденциях требует от педагогического сообщества обеспечить высокоэффективное обучение молодых специалистов, готовых вносить свой вклад в устойчивое развитие экономики россии

Требования к содержанию образования, отражённые в нормативно-правовой базе (в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине развития образования Российской Федерации (до 2025 г. ), докладе «Российское образование 2024: модель образования для эко-

1 Меморандум IV Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Технологическое лидерство: взгляд за горизонт / Москва 25-26 ноября 2021» . РЭУ им . Г. В . Плеханова под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО МИД РФ при поддержке Министерства науки и ВО РФ .

2 European Council Conclusions on the Role of Education and Training in the Implementation of «Europe 2020» Strategy [Электронный ресурс]. URL: https:// eur-lex. europa.eu (дата обращения: 20.09.2023) .

номики, основанной на знаниях» и др . ), обозначают позиции как государства, так и общества в области развития экономического образования, что обусловлено: восприятием экономических реалий современности и осознанием мировых и региональных тенденций экономического развития; качественной составляющей экономического мышления населения и его экономической компетентностью, в том числе молодёжи, способных адекватно реагировать на социально-политические вызовы региональных и национальных рынков труда, влияющих на конкурентоспособность граждан страны; предприимчивостью, мобильностью, деловыми качествами, способностью и готовностью будущих специалистов системы профессионального образования к принятию эффективных экономических решений в условиях нестабильности

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 г. и в дальнейшей перспективе нацелен прежде всего на экономический рост, в связи с чем одной из важных задач становится реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в том числе и средствами подготовки региональных кадров как части рыночного механизма работодатели отмечают недостаточный уровень экономической готовности выпускников колледжей к профессиональной деятельности, что влияет на конкурентоспособность специалистов на региональных рынках труда. Экономические модели нестоличных агломераций не позволяют в достаточно успешной степени реализовать запросы и профессиональные амбиции специалистов коммерческой сферы

Именно поэтому назрела необходимость не только в изменении социально-экономических подходов к развитию субъектов Российской Федерации, но и в перезапуске профессиональной подготовки студентов колледжей в области

коммерческого образования, где в числе приоритетных профессиональных задач целевой подготовки выделяется формирование экономической готовности выпускников к профессиональной деятельности

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исследования отечественных учёных в области решения экономических образовательных задач вносят определённый вклад в теоретическую и практическую составляющую обозначенного нами феномена, где результатом подготовки студента должна стать сформированная экономическая готовность обучающихся к профессиональной деятельности . В этой связи ряд учёных, как отечественных, так и зарубежных, подчёркивают роль «создания и распространения экономических знаний как основной движущей силы в процессе экономического роста» [7, с . 22]. В связи с чем А. Ф . Аменд1 [4], В . К Розов, Б . П . Шемякин2, Н . П. Ряби-нина, А. А. Саламатов [8], Н . Н . Хахонова [12] и др считают, что специфика экономического образования - это важнейшая характеристика персональной готовности человека к экономической деятельности . Так, по мнению Дэвида Калоса, «в развитии предпринимательских качеств будущего специалиста огромную роль играет его экономическая готовность к деятельности - знания, смекалка, конкурентноспособность» [16, р. 111].

По созвучной теме статьи наличествует ряд исследований, представляющий для нас особый интерес В частности, в работе Н . И. Устенкова понятие «экономическая готовность» интерпретируется как «.целостное психофизиологическое состояние, ориентирующее субъекта пе-

1 Аменд А . Ф . Экономическое образование и воспитание: учебное пособие Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 1988. 145 с .

2 Розов В . К ., Шемякин Б . П . Методика экономического воспитания: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических ВУЗов . Москва: Просвещение, 1985. 165 с .

дагогической деятельности на конкретные экономические действия на основе совокупности полученных экономических знаний, навыков, умений и с учётом предъявляемых требований к качествам личности ... профессионала.» [11, с. 8]. Н . С . Семенова профессиональную готовность выпускника экономического профиля трактует как «.системное образование личности, интегрирующее в себе знания, умения и навыки в области общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, умение творчески применять их в профессиональной деятельности; компьютерно-информационную и коммуникативную компетентность; опыт поисково-исследовательской деятельности; осознание личностью своих потребностей, ценностных ориентации и мотивов учебной и профессиональной деятельности; определение перспектив профессионального развития и самосовершенствования; личностные профессионально значимые качества; способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производственной деятельности, требованиям социума и работодателя к экономическим кадрам.» [10, с. 13].

По мнению Е. В . Гриневич, экономическая готовность представляет собой совокупность умений «анализировать информацию, ориентироваться в ситуации быстро меняющихся условий, умение работать в команде», как наиболее значимых навыков для экономиста [6, с 8] Значительный интерес представляет для нас также исследование О . Л. Сапун и С Б Болдыревой, понимающих под экономической компетентностью специалиста в первую очередь опыт деятельности, возможность мобилизации усилий к принятию рациональных экономических решений и «степень готовности специалиста к решению экономических и управленческих задач» [9, с . 70]. Весьма интересным, на наш взгляд, является мнение Т. В . Шмулевич и Г. А. Астаховой, понимающих под финансовой грамотностью

достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет «правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения» [13, с . 74].

В нашем понимании экономическая готовность студента колледжа к профессиональной деятельности - это качество личности, которое ориентирует на обоснованные экономические действия с учётом собственной экономической компетентности, где обучающийся выступает как субъект не только экономического поведения и межкультурной коммуникации в конкретной профессиональной ситуации, но и как личность с обновлённым экономическим потенциалом, находящимся в постоянном развитии

Экономическая готовность студента колледжа к профессиональной деятельности как личностное качество включает ряд составляющих: мотивационную, представляющую собой активную жизненную и профессиональную позицию; интерес к экономической политике государства; направленность на достижения в профессиональной сфере, работающую на мотивацию к продуктивной деятельности в сложной экономической ситуации; интеллектуальную, интегрирующую экономические знания, а именно: определённый уровень аналитико-син-тетической деятельности; экономический стиль мышления; экономическую компетентность, позволяющую владеть прогностическим предвидением в сфере экономики; практико-ориентированную, где действия обучающегося опираются на: экономическую грамотность; преломление экономических знаний в экономические действия; экономическую ответственность в профессиональной деятельности, реализуемую в конкретной экономической ситуации способность к межкультурной коммуникации

Формирование экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности являет собой интегрированный системный процесс,

включающий мотивационный, гностический, деятельностный структурные компоненты, обладающие определённой совокупностью элементов, способствующих повышению эффективности данного процесса [1, с . 67].

иной подход к компонентному составу экономической готовности выделяет Н . И. Устенков, он выделяет мотивацион-ный, целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты [11, с. 53]. В исследованиях Н . С. Семеновой предлагается комплексный подход, в котором компоненты представлены в двух больших группах: «...функциональные (обучающий, исследовательский, информационный, мотивационно-познаватель-ный и самореализующий); структурные (когнитивный, компьютерно-информационный, поисково-исследовательский, мотивационно-познавательный, профес-сионально-деятельностный, коммуникативный)...» [13, с. 9].

Однако возникают вопросы: «Каким образом можно обосновать такое обилие компонентов для формирования экономической готовности студентов и как осуществить внедрение этого довольно внушительного объёма элементов в обучении?», а также «Как определить качество реализации изучаемой категории?», - на все эти вопросы пока не были найдены ответы в современной педагогике

Целью нашего эмпирического исследования явилась апробация комплекса авторских методик и технологии формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности . Для достижения указанной цели необходимо было решить ряд задач: 1) выявить исходный уровень сформиро-ванности экономической готовности студентов колледжа; 2) апробировать разработанную нами программу обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности; 3) проверить её эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы

Методология и методы исследования

Методологическими основами послужили системно-деятельностный, ком-петентностный и компаративистский подходы, позволившие раскрыть сущностные характеристики изучаемого феномена, выявить общие закономерности явлений современной экономики, тенденций развития педагогических систем и доказать эффективность применяемых технологий формирования экономической готовности студентов колледжа Диагностический инструментарий, используемый в исследовании, включал авторские опросники, тесты, ситуативные задачи, игровые технологии, экспертную оценку, а также методы математической статистики для обработки полученных результатов

Организация исследования и ход работы

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 50 студентов - 25 студентов составили экспериментальную группу (22 девушки и 3 юноши) по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», 25 обучающихся (24 девушки и 1 юноша) вошли в контрольную группу по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Опытно-экспериментальная работа включала проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента На констатирующем этапе выявлялся исходный уровень сформиро-ванности выделенных компонентов экономической готовности студентов и проводились сравнительный анализ учебных планов, беседы с педагогами и руководителями практики

В ходе констатирующего этапа эксперимента проведены диагностические процедуры с использованием следующего инструментария Для выявления мотивационного компонента экономической готовности студентов использовался авторский опросник оценки моти-вационной сферы студентов, состоящий

из двух модулей Для каждого респондента и контрольной, и экспериментальной групп выявлялась мотивационная (стремления) направленность личности студентов

Обследование студентов проводилось индивидуально, каждый получал текст опросника и бланк ответов с инструкцией . Против номера суждения указывалось количество баллов (0, +1), которое присуждалось за каждый вариант ответа Для вопросов 2, 7, 9 происходило инвертирование ответов, которые заносились в сводный протокол рядом с номером ответа. Результат сопоставлялся со следующими нормами:

0-6 баллов - низкий уровень; 7-13 - средний уровень; 14-20 - высокий уровень Была также применена методика «Философский стол» как «форма групповой деятельности коллективной интеллектуальной работы по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни.»1 для поступательного формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности и её последующей оценки, позволившая обсудить с обучающимися актуальнейшие вопросы значимости представлений молодёжи о роли и месте труда в жизни человека, о важности общественно полезного труда для общего блага страны, её процветания

В современном обществе потребления присутствует представление о социально-профессиональном успехе в контексте предприимчивого типа личности, ничего не производящей, но успешно перепродающей и извлекающей прибыль для собственного комфортного существования Методика проведения «Философского стола» заключается в том, что все участники делятся на три группы: одна - выдвигает суждения, вторая - оппонирует

1 Комаровская Е . П . , Боровикова Я . В . Молодёжь на рынке труда: планирование карьеры: учебно-методические материалы . Москва: Российский государственный социальный университет, 2005. С. 31.

предлагаемые решения, третьей группой являются эксперты;

Для исследования гностического компонента готовности осуществлялась оценка уровня знаний студентов в экономической сфере на основе промежуточной аттестации и авторский тест-викторина; для изучения деятельностного компонента применялись экономическая игра и экспертная оценка проектов студентов [5, с 223-229] Обработка полученных результатов методами математической статистики показала, что данные в экспериментальной и контрольной группах в начале эксперимента имеют незначительные расхождения

Формирующий этап эксперимента включал программу экономического кружка (курс «Управленческая экономика»), реализуемого в течение двух лет, напрямую влияющего на формирование экономической готовности обучающихся к профессиональной деятельности через усиление прикладной составляющей [14, р. 459], а также на этом этапе проводилась самостоятельная работа студентов, которая предполагала практическую реализацию модели формирования экономической готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности

Технология формирования экономической готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности содержит три сегмента:

- организационный (определение экономической готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности с учётом потребностей регионального рынка труда);

- обучающий (реализация программы экономической готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности);

- итоговый (подведение итогов, определение профессиональной траектории выпускников колледжа)

В рамках экспериментальной работы был разработан и защищён ряд проектов [17, р. 29], среди которых:

- стартап по предоставлению медицинских услуг на дому;

- стартап по производству многоразовых масок и средств индивидуальной защиты;

- проект интернет-маркета по комплектованию продуктовых заказов;

- проект по оказанию психологической помощи в формате онлайн-консуль-таций;

- образовательный проект, выполненный студентами экспериментальной группы с последующей их оценкой независимыми экспертами по следующим параметрам:

а) актуальность в условиях пандемии;

б) оригинальность идеи;

в) перспективность проекта для бизнеса;

г) экономическая обоснованность проекта;

д) привлекательность проекта для инвесторов;

е) завершённость проекта с выходом на «конечный продукт»;

ж) оценка презентации социального проекта

Первое место получил образовательный проект - 145 баллов (2,95). Сильные стороны проекта:

- конкурентоспособность в целом в ситуации пандемии;

- подсчёт предполагаемого объёма образовательных услуг;

- оценка тенденций в сфере реализации образовательных услуг;

- предполагаемый уровень получения прибыли;

- финансовый потенциал организации;

- очевидная управленческая стратегия;

- позиционирование образовательных услуг;

- целевые аудитории;

- специальные акции .

Студенты контрольной группы изучали профильный для них успешный зарубежный опыт ресторанных комплексов стран Западной Европы и Азии, удосто-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

j 2023 / № 4

енных высшей оценки звёзд «Мишлен» [3, с. 138].

В конце формирующего этапа эксперимента была проведена итоговая диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Заключительный этап опытно-экспериментальной работы включал сопоставление результатов, полученных на констатирующем и формирующем этапах, статистическую обработку и анализ

Полученные результаты в ходе проведения опытно-экспериментальной работы показывают, что в экспериментальной группе 82,6% респондентов достигли высокого уровня сформированности экономической готовности к профессиональной деятельности, тогда как контрольная группа демонстрирует цифру в 14,4%, что свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий в процессе проведения формирующего эксперимента и о качестве реализации методики экспериментальной проверки модели экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности

В связи с тем, что ни один из студентов контрольной и экспериментальной груп-

пы на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы не показал низкого уровня, был использован критерий Фишера для определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных. Критическое значение критерия Фишера для 0,05 равно 1,64 . Результаты расчётов приведены в таблице 1 Из представленных расчётов видно, что до начала эксперимента эмпирическое значение критерия Фишера у студентов контрольной и экспериментальной групп меньше критического значения из этого следует, что перед проведением эксперимента характеристики контрольной и экспериментальной групп отличались статистически не более чем на 0,05, что составляет 5% После проведения опытно-экспериментальной работы эмпирическое значение критерия Фишера стало выше критического значения Следовательно, достоверность различий характеристик до и после проведения эксперимента составляет 95%

С помощью эмпирического критерия Фишера мы доказали, что вследствие применения предложенной модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональ-

Таблица 1 / Table 1

Эмпирические значения критерия Фишера для сформированности экономической готовности студентов к профессиональной деятельности / Empirical values of the Fisher criterion for the formation of students' economic readiness for professional activity

КГ до начала эксперимента ЭГ до начала эксперимента КГ после окончания эксперимента ЭГ после окончания эксперимента

КГ до начала эксперимента 0 0,6 0,88 5,8

ЭГ до начала эксперимента 0,6 0 1,48 6,4

КГ после окончания эксперимента 0,88 1,48 0 4,91

ЭГ после окончания эксперимента 5,8 6,4 4,91 0

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

ной деятельности происходят статистически значимые отличия (95%), т. е. положительные преобразования напрямую связаны с педагогическим воздействием .

Опытно-экспериментальная работа позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что эффективность формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности значительно повысится, если в образовательной организации системы СПО будет создан комплект педагогических условий, который обеспечит поэтапную реализацию с учётом индивидуальных запросов, потребностей, способностей обучающихся в соответствии стребованиями региональногорынка. Таким обн>азом,в нроцеосе формирующе-

го эксперимента произошло изменение в распределении студентов экспериментальной группы по уровням сформиро-ванности их экономической готовности к профессиональной деятельности, что иллюстрирует рисунок 1.

Исследовательский интерес в процессе формирующего эксперимента представляло выявление определённых закономерностей в изменении компонентного состава экономической готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности (мотивационного, гностического и деятельностного) респондентов контрольной и экспериментальной групп

Анализ сформированности компонен-лов эиономаеесной иотовностн слудвнтов таллержа бпрофгсвионатьнав деоиель-

100%

75%

50%

25%

0%

Мотивацинный компонент

k >1

Гностический компонент

Деятельностный

Начало эксперимента

■ Конец эксперимента

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельностиэкспериментальнойгруппы / Dynamicsofformationof students'economic readi-nessforprofessionalactivityintheexperimental group

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

ности представлен на рисунке 2 . Он свидетельствует об отсутствии значительных сдвигов в компонентном составе экономической готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности, отражённых в показателях оценки участников контрольной группы

Это означает, что в процессе формирующего эксперимента происходят изменения в мотивационном, гностическом и деятельностном компонентах экономической готовности обучающихся к профессиональной деятельности, т е экономические знания, мотивация студентов экспериментальной группы повышается, умение применять сформированную эко-номичесюл0 компетентность в профессиональной деятельности увелччиваьтчя, сриеььч проиеходооразвитиеэльноми-ческого потенциала личности с его последующей пробацией эко м ческих стратегий выпускников в будущей профессиональной деятельности.

Псказатсли сраннотельхтго инслихв уреьиойхф^мафстаннхстч экономической готдтносто сеудентох, —-астеованг шос нс^т1еье^^к^1^еноь^ентал1^е^-^й раньте, атн^>лен^1 сэ ри сунке 2 .

После проведения формирующего этапа эксперимента можно, опираясь на полученные данные, подтвердить положительную динамику по всем трём компонентам экономической готовности -мотивационному, гностическому, дея-тельностному

результаты, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, показывают, что на заключительном этапе в экспериментальной группе 82,6% респондентов достигли высокого уровня сфор-мированности экономической готовности, тогда как в контрольной группе это только 14,4% студентов, что доказывает эффективность оказанного на обучающихся 1^£^^^енесчес^к^т^о воздействия.

Результаты исследования и их обсуждение

Опытно-экспериментальная работа по формированию экономической готовности студентов к профессиональн ой деьеельисстипроводилась на базе про-фесьияосчьнеш с^Снгот;^теяы^1^1т трга-наитний г. Пвнтсежа. ВажнтИ сосесвля -явиласе назрайсэка диагностического комплекса для опре-

100,0%

75,0%

50,0%

25,0%

0,0%

J

: Контрольная группа. Начало эксперимента

й Контрольная группа. Конец эксперимента

«Экспериментальная группа. Начало эксперимента

■ Экспериментальная группа. Конец эксперимента

Мотивационный компонент

Деятельностный компонент

Рис. 2 / Fig. 2. Сравнительная характеристика уровней сформированности экономической готовности студентовв контрольнойиэкспериментальной группах / Comparativecharacteristicsofthe levelsofformationofeconomic readinessofstudentsinthecontroland experimentalgroups

деления эффективности реализации модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности

Для исследования качественных характеристик экономической готовности студентов к профессиональной деятельности были использованы как авторские, так и апробированные методики, отслеживающие уровень сформированности компонентов экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности

Как механизм конвертации качественных данных в количественные показатели в статье используются уровни сформированности компонентов экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности: низкий, средний, высокий

констатирующий этап опытно-экспериментальной работы показал исходный средний уровень экономической готовности к профессиональной деятельности у студентов, обучающихся на первом курсе, в контрольной и в экспериментальной группах. Отметим, у части из них имеется низкий уровень, являющийся недостаточным для успешной профессиональной деятельности выпускника колледжа

Деятельность по реализации модели формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности проходила в три этапа: мотива-ционный, познавательный, прикладной

Формирующий этап эксперимента позволил:

- апробировать технологию формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности, содержащую три сегмента:

1) организационный (определение экономической готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности с учётом потребностей рынка труда региона);

2) обучающий (реализация программы экономической готовности студентов к профессиональной деятельности);

3) итоговый (подведение итогов, определение профессиональной траектории выпускников колледжей)

- отследить: во-первых, изменение мотивационной, гностической составляющей формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности, во-вторых, практических навыков у обучающихся, приобрести определенный профессиональный опыт

В завершение опытно-экспериментальной работы проведено сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах. Оно показало увеличение количества студентов с высоким уровнем экономической готовности к профессиональной деятельности в экспериментальной группе на 82,6%, а в контрольной только на 14,4% .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные в ходе исследования результаты подтвердили эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию экономической готовности студентов к профессиональной деятельности, основной целью которой была проверка эффективности реализации модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности . Цель была достигнута .

Важной составляющей эксперимента явилась разработка диагностического комплекса для определения эффективности реализации модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности Для исследования качественных характеристик экономической готовности студентов к профессиональной деятельности были использованы как авторские, так и апробированные методики, отслеживающие уровень сформирован-ности компонентов экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности

Выявлен комплекс педагогических условий, который обеспечит поэтапную целенаправленную реализацию форми-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

рования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности с учётом требований регионального рынка [2; 5; 15]:

1 группа - педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования мотивационного компонента экономической готовности студентов: внешняя и внутренняя образовательная среда, в которой учтена зависимость не только от специфики потребностей экономической регионализации и требований регионального рынка труда к уровню экономической готовности выпускника, требований ФГОС СПО, а также от социально-профессиональных и узколичностных мотивов обучающихся; соотнесение студентами понимаемых, знаемых и реально действующих мотивов собственной учебно-профессиональной деятельности с фактом и характером их включённости в программу опытно-экспериментальной работы; мотивированность педагогического коллектива на формирование экономической готовности студентов к профессиональной деятельности

2 группа - педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования гностического компонента экономической готовности студентов: способность студентов самостоятельно приобретать знания; система учебно-ме-

тодического, технологического обеспечения и сопровождения образовательного процесса в колледже, нацеленная на формирование экономической готовности студентов к профессиональной деятельности; обеспечение индивидуализации обучения в системе субъект-субъектных отношений студентов и педагогов, нацеленное на формирование экономической готовности обучающихся к профессиональной деятельности

3 группа - педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования деятельностного компонента экономической готовности студентов: развитие экономических стратегий студентов; педагогический мониторинг личностного продвижения обучающихся в учебно-воспитательной деятельности образовательной организации, использование их экономического потенциала в процессе формирования экономической готовности обучающихся к профессиональной деятельности; реализация научно-исследовательского партнёрства с использованием учебно-практической и производственной базы образовательных организаций для формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности

Дата поступления в редакцию 18.09.2023

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахов И. А. Формирование экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности: монография . Воронеж: Истоки, 2021. 160 с.

2 . Астахов И. А . , Покидова Л. В . Проектная деятельность в системе подготовки студентов кол-

леджей к профессиональной деятельности (на примере экономической готовности) // Диверсификация непрерывного профессионального и инклюзивного образования: монография . Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. 168 с .

3 . Бережная И . Ф . Технология проектной деятельности в образовательном процессе // Препода-

ватель высшей школы: от проектировочной деятельности - к проектировочной компетентности: сборник научных статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции . Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. С. 136-142. 4. Боровикова Я . В . , Рубинов В . И . Использование проектной деятельности в обучении // Вестник Воронежского высшего авиационно-инженерного училища. 2010 . № 2 . Т. 2 . С. 223-229. 5 . Бурнаева Е. М . , Матафонова А . Н . Формирование экономических компетенций в процессе изучения финансовых дисциплин на профильном уровне образования // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 12 . № 2 . С. 24-30.

6 . Гриневич Е. В . Формирование аналитической компетенции экономиста-международника

средствами проектных технологий: дис . ... канд. пед. наук. Москва, 2023. 274 с .

7 . Гутович T. Влияние социального капитала и местного экономического контекста на предпри-

нимательскую готовность студентов: дис . ... д-ра пед . наук. Загреб, 2023. 131 с .

8 . Рябинина Н . П . , Саламатов А . А . Эколого-экономическое образование: содержательный и про-

цессуальный аспекты: монография. Грозный: Издательство Чеченского государственного педагогического университета, 2013 317 с

9 . Сапун О . Л . , Болдырева С. Б . Формирование экономической компетентности студентов в

условиях цифровизации образования // Экономическая политика и финансовые ресурсы. 2023. № 2 (2). С 68-78.

10 . Семенова Н . С. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов эконо-

мического профиля в системе многоуровневой подготовки специалистов среднего звена: авто-реф . дис . ... канд . пед. наук. Ульяновск, 2005. 23 с . 11. Устенков Н . И. Формирование экономической готовности курсантов вузов: автореф . дис. ... канд пед наук Саратов, 2007 24 с

12 . Хахонова Н . Н . Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов эконо-

мических специальностей // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. 2019 . № 3 . URL: https://science-education . ru/ru/article/view?id=28807 (дата обращения: 17.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 . Шмулевич Т. В. , Астахова Г. А. О роли финансового образования в профессиональной подго-

товке специалистов // Образование и проблемы развития общества. 2019 . № 1 (7). С. 74-80. 14. Borovikova Y. V. , Sergeeva M. G . , Stanchuliak N . G . Modern technologies of professional teaching in the system of life-long // Religacion. Revista de Ciencias Sociales y Humanidades. 2019 . Vol. 4. № 16. Р. 454-462.

15 . Gutovic T. Utjecaj drustvenog kapitala i lokalnog gospodarskog konteksta na poduzetnicke namjere

studenata: Phd. thezisy za sociologiju. Odsjek, 2021. 134 р . 16. Kalos D. Entrepreneurship as an organizing aspiration: Dr. Sci. thesis in Pedagogy. Linnaeus, 2023. 300 p

17 . Sergeeva M . G . , Komarovskaya E . P. , Bakhtigulova L. B . Educational company: Peculiarities of the technology's implementation at different educational levels when forming the economic competencies of future specialists // Espacios. 2018 . № 39 (41). Р. 27-35.

1. Astakhov I . A. Formirovanie ekonomicheskoj gotovnosti studentov kolledzhej k professionalnoj deyatelnosti: monografiya [Formation of economic readiness of college students for professional activities: monograph]. Voronezh, Istoki Publ. , 2021. 160 p.

2 . Astakhov I . A. , Pokidova L . V. [Project activity in the system of preparing college students for pro-

fessional activities (on the example of economic readiness)]. In: Diversifikaciya nepreryvnogo professionalnogo i inklyuzivnogo obrazovaniya: monografiya [Diversification of continuous professional and inclusive education: monograph]. Voronezh, Voronezh State University Publ. , 2020. 168 p .

3 . Berezhnaya I . F. [Technology of design activity in the educational process]. In: Prepodavatel' vysshej

shkoly: ot proektirovochnoj deyatelnosti - k proektirovochnoj kompetentnosti: sbornik nauchnyh statej po materialam Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Higher school teacher: from design activity to design competence: a collection of scientific articles based on the materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference]. Voronezh, Voronezh State University Publ. , 2014, pp. 136-142. 4. Borovikova Ya . V. , Rubinov V. I . [The use of project activities in training]. In: Vestnik Voronezhskogo vysshego aviacionno-inzhenernogo uchilishcha [Bulletin of the Voronezh Higher Aviation Engineering School], 2010, no. 2, vol. 2, pp. 223-229.

5 . Burnaeva E. M. , Matafonova A . N . [Formation of economic competencies in the process of studying

financial disciplines at the profile level of education]. In: Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika [Education Management Review], 2022, vol. 12, no . 2, pp . 24-30.

6 . Grinevich E . V. Formirovanie analiticheskoj kompetencii ekonomista-mezhdunarodnika sredstvami

proektnyh tekhnologij: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of the analytical competence of an international economist using project technologies: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Moscow, 2023. 274 p .

references

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

7. Gutovich T. Vliyanie socialnogo kapitala i mestnogo ekonomicheskogo konteksta na predprinimatel'skuyu gotovnost'studentov: diss. ... d-raped. nauk [The influence of social capital and local economic context on the entrepreneurial readiness of students: Dr. Sci. thesis in Pedagogy]. Zagreb, 2023. 131 p.

8 . Ryabinina N . P. , Salamatov A . A . Ekologo-ekonomicheskoe obrazovanie: soderzhatelnyj iprocessualnyj

aspekty: monografiya [Ecological and economic education: substantive and procedural aspects: monograph]. Groznyj, Publishing house of the Chechen State Pedagogical University, 2013 .317 p.

9 . Sapun O. L. , Boldyreva S . B . [Formation of economic competence of students in the conditions of

digitalization of education]. In: Ekonomicheskaya politika i finansovye resursy [Economic policy and financial resources], 2023, no . 2 (2), pp. 68-78.

10 . Semenova N . S . Formirovanieprofessionalnojgotovnosti budushchih specialistov ekonomicheskogopro-

filya v sisteme mnogourovnevoj podgotovki specialistov srednego zvena: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of professional readiness of future economic specialists in the system of multi-level training of mid-level specialists: Cand. Sci. abstract in Pedagogy]. Ulyanovsk, 2005. 23 p . 11. Ustenkov N . I . Formirovanie ekonomicheskoj gotovnosti kursantov vuzov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of economic readiness of university cadets: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Saratov, 2007. 24 p.

12 . Khakhonova N . N . [Problems of forming professional competencies of students of economic spe-

cialties]. In: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2019, no. 3 . Available at: https://science-education .ru/ru/article/view?id=28807 (accessed: 17.09.2023).

13 . Shmulevich T. V. , Astahova G . A . [On the role of financial education in the professional training of

specialists]. In: Obrazovanie iproblemy razvitiya obshchestva [Education and problems of social development], 2019, no. 1 (7), pp. 74-80. 14. Borovikova Y. V. , Sergeeva M. G . , Stanchuliak N . G . Modern technologies of professional teaching in the system of life-long. In: Religacion. Revista de Ciencias Sociales y Humanidades, 2019, vol. 4, no. 16, pp 454-462

15 . Gutovic T. Utjecaj drustvenog kapitala i lokalnog gospodarskog konteksta na poduzetnicke namjere

studenata: Phd. thezisy za sociologiju. Odsjek, 2021. 134 p .

16 Kalos D Entrepreneurship as an organizing aspiration: Dr Sci thesis in Pedagogy Linnaeus, 2023 300 p

17 Sergeeva M G , Komarovskaya E P , Bakhtigulova L B Educational company: Peculiarities of the technology's implementation at different educational levels when forming the economic competencies of future specialists . In: Espacios, 2018, no . 39 (41), pp. 27-35.

информация об авторах

Астахов Игорь Александрович - преподаватель кафедры социальной работы, социологии и психолого-педагогических дисциплин Института социального образования; e-mail: igas@bk. ru

Романенко Надежда Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии МГИМО МИД России; e-mail: rimn4@yandex. ru

Боровикова Яна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, социологии и психолого-педагогических дисциплин Института социального образования, докторант кафедры педагогики и психологии МГИМО МИД России; e-mail: yantre@yandex. ru

information about the authors

Igor A. Astakhov - Lecturer of the Department of Social Work, Sociology and Psychological and Pedagogical Disciplines of Institute of Social Education; e-mail: igas@bk. ru

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

Г

2023 / № 4

Nadezhda M. Romanenko - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof, of the Department of Pedagogy and Psychology of MGIMO (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia; e-mail: rimn4@yandex. ru

Yana V. Borovikova - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof, of the Department of Social Work, Sociology and Psychological-Pedagogical Disciplines of the Institute of Social Education; Doctoral Student of the Department of Pedagogy and Psychology of MGIMO (university) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia;

e-mail: yantre@yandex. ru

Астахов И . А . , Романенко Н . М . , Боровикова Я . В . Формирование экономической готовности студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности // Московский педагогический журнал . 2023. № 4. С 108-123. БОТ: 10.18384/2949-4974-2023-4-108-123

Astakhov I . A . , Romanenko N. M . , Borovikova Ya . V. Formation of economic readiness for professional activity of students of educational organizations . In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 4, pp . 108-123. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-108-123

правильная ссылка на статью

for citation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.