методология и технология профессионального образования
УДК 378
DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-84-104
формирование медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля: результаты практики
Натуркач М. В.1, Романенко Н. М.2, Илларионова Л. П.3
1 Белорусский государственный университет
220030, г. Минск, пр. Независимости, д. 4, Республика Беларусь
2 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
19454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, Российская Федерация
3 Государственный университет просвещения
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация
Актуальность исследования процесса формирования медиадискурсивной компетенции (в дальнейшем МДК) специалистов международного профиля обусловлена создавшейся международной ситуацией, которая, по мнению президента, «требует настойчивых усилий по обеспечению стратегической стабильности»1, обеспечить которую способны специалисты, обладающие фундаментальным запасом фоновых знаний того сегмента, который наиболее релевантен для профессиональной среды международника. Исследовательские материалы основываются на изучении и обобщении педагогического опыта, методах опытно-экспериментальной работы, позволивших корректно определить педагогические объекты, разработать диагностический инструментарий и внедрить технологии, обеспечивавшие динамику процесса формирования медиадискурсивной компетенции. В статье описывается внедрение авторского элективного курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля», доказавшего эффективность развития у студентов иноязычно-речевого, медийно-текстового и аналитико-мыслительного компонентов, составляющих компонентов медиадискурсивной компетенции.
Цель - разработка и внедрение авторского элективного курса, направленного на повышение уровня медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля, и проверка его эффективности в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования. Теоретико-методологический анализ научной литературы, многолетняя педагогическая практика авторов работы со студентами международного профиля, анализ их учебной и творческой деятельности, включённое наблюдение за развитием компонентного состава медиадискурсивной компетенции являются основными способами развития речевых, мыслительных, аналитико-мыслительных способностей студентов.
© CC BY Натуркач М. В . , Романенко Н . М Илларионова Л . П 2023 .
1 Путин В . В . «Предстоящее десятилетие станет самым важным» [Электронный ресурс]. URL: https://www. rbc. ru
(дата обращения: 10.03 .2023).
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
j 2023 / № 3
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Впервые уточнено и методологически дополнено понятие «медиадискурсивная компетенция студентов международного профиля», структурировано его содержание. Апробирование системы технологических ресурсов, применяемых для формирования у будущих специалистов в области иноязычной коммуникации эмерджентного качества - медиадискурсивной компетенции - показало её эффективность, а разработанный программный материал авторского элективного курса доказал высокую продуктивность на практике. Практической значимостью исследования стал авторский курс, позволивший осознать степень ответственности будущей профессии и более глубинно понять её важность в современном мире, что также может сказаться на более гармоничном распределении типов мотивации к профессиональной деятельности. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость реформирования текущего подхода к разработке учебно-методических материалов на основе курса медиадискурсивной грамотности. На основе апробированных результатов планируется публикация практических рекомендаций по эффективному использованию внедрённых технологий, включённых в авторский элективный курс.
Результаты исследования. Доказана эффективность разработанного и апробированного на практике авторского элективного курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля»: повысился уровень медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля, составляющих экспериментальную группу. Сравнение результатов свидетельствует, что в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы уровень сформированности медиадискурсивной компетенции у студентов ЭГ и КГ примерно одинаковый, но впоследствии разрыв между двумя группами увеличился в пользу студентов экспериментальной группы. Диагностика позволила реализовать качественный подход к измерению уровня исследуемых компонентов и в последующем перевести качественные результаты в количественное измерение. Таким образом, можно констатировать, что внедрённый в образовательный процесс элективный курс повысил уровень сформированности медиадискурсивной компетенции студентов.
Выводы. Целью внедрённого курса стало достижение равномерного развития всех составляющих компонентов МДК. Содержательное наполнение занятий базировалось на привлекательных для студентов видах работ: комментированный перевод цифровых и традиционных меди-атекстов; работа с глоссарием, интернациональной лексикой, аллюзиями, фразеологизмами, параллельными конструкциями, генерацией собственных медиасообщений; анализ особой маркированной лексики; поиск скрытых интенций и работа с культуронимами, креолизацией (невербальное оформление медиатекста), подготовка собственных сообщений и т. д. Сравнение результатов сформированности МДК продемонстрировало более высокие показатели в сторону экспериментальной группы, нежели студентов контрольной группы, не задействованных на этапе внедрения эффективных технологий. Разработанные авторские медиа задания, упражнения, тренинги, представленные в авторском курсе, способствовали преодолению коммуникативного барьера, индивидуального догматизма студентов, сформировали умение у обучающихся экспериментальной группы способность к анализу новых тенденций в языке массовой коммуникации.
Ключевые слова: медиадискурсивная компетенция, МДК, специалист международного профиля, иноязычно-речевой компонент, медийно-текстовый компонент, аналитико-мыслитель-ный компонент, формирование
ISSN 2949-4990
Московский педагогический журнал
j 2023 / № 3
developing the media discursive competence of international students: experimental work results
M. Naturkach1, N. Romanenko2, L. Illarionova3
1 Belarusian State University
pr. Nezavisimosti, 4, Minsk, 220030, Republic of Belarus
2 Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs pr. Vernadskogo, 76, Moscow, 119454, Russian Federation
3 State University of Education
ul. Very Voloshinoi 24, Moscow region, Mytishchi, 141014, Russian Federation
Abstract
Relevance. The relevance of studying the process of the media-discursive competence formation among international specialists is due to the current international situation, which, according to the President, "requires persistent efforts to ensure strategic stability", which can be provided by the specialists who have a fundamental stock of background knowledge of the segment that is most relevant to the professional environment of international affairs. Research materials are based on the study and generalization of pedagogical experience, the method of experimental work, which made it possible to correctly identify pedagogical objects, develop diagnostic tools and technologies that ensured the dynamics of the process of media-discursive competence formation. The article describes the introduction of the author's elective course "Media-Discursive Competence of an International Specialist", which proved the effectiveness developing among the students the foreign-language, media-text and analytical-thinking components that are integral to media-discursive competence. Aim. To develop and implement an author's elective course aimed at increasing the level of media-discursive competence of international students and checking its effectiveness during experimental work.
Methodology. Theoretical and methodological analysis of scientific literature, long-term pedagogical practice of the authors of the work with international students, analysis of their educational and creative activities, including observation of the development of the component composition of media-discursive competence, are the main ways of developing students' speech, thinking and analytical abilities.
Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. For the first time, the concept of "media-discursive competence of international students" was clarified and methodologically supplemented, its content was structured. Testing of the system of technological resources used for the formation of the emergent quality (media discursive competence) among the future specialists in the field of foreign language communication showed its effectiveness, and the developed program material of the author's elective course proved high efficiency in practice. The practical significance of the research was the author's course, which made it possible to realize the degree of responsibility of the future profession and to understand more deeply its importance in the modern world, which can also affect a more harmonious distribution of motivation types for professional activity. The data obtained in the course of the study confirm the need to reform the current approach to the development of educational and methodological materials based on the course of media discourse literacy. Based on the obtained results, it is planned to publish practical recommendations for the effective use of the implemented technologies included in the author's elective course.
Results. The effectiveness of the author's elective course "The practice of media-discursive competence of an international specialist" developed and tested in practice has been proved: the level of media-discursive competence of the international students who make up the experimental group has
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
j 2023 / № 3
increased. Comparison of the results shows that during the ascertaining stage of experimental work, the level of formation of media-discursive competence among students of EG and CG is approximately the same, but subsequently the gap between the two groups increased in favor of the students of the experimental group. Diagnostics made it possible to implement a qualitative approach to measuring the level of the studied components and subsequently translate qualitative results into quantitative measurement. Thus, it can be stated that the elective course introduced into the educational process has increased the level of formation of students' media-discursive competence. Conclusion. The aim of the introduced course was to achieve an even development of all components of media-discursive competence. The content of the classes was based on the types of work that are attractive to students: commented translation of digital and traditional media texts; work with a glossary, international vocabulary, allusions, phraseological units, parallel constructions, generation of proper media messages; analysis of special marked vocabulary; search for hidden intentions and work with cultural names, creolization (non-verbal design of the media text), preparation of their own messages, etc.. The results comparison of the media-discursive competence formation showed higher indicators among the experimental group rather than the students from the control group. The technologies presented in the author's course contributed to overcoming the communication barrier, students' individual dogmatism, and formed the ability of the students of the experimental group to analyze new trends in the language of mass communication.
Keywords: media-discursive competence, MDC, international specialist, foreign language-speech component, media-textual component, analytical-thinking component, formation
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная и языковая подготовка специалистов международного профиля обладает особой спецификой: владение выпускниками фундаментальными знаниями в разных областях, «практически в любой сфере человеческой деятельности... [где необходимо] знать минимум два иностранных языка, культуру и историю», отметил Министр иностранных дел Российской Федерации на ежегодном Дне знаний в МГИМО МИД России1. Наряду с владением профессиональной терминологией специалист должен обладать фундаментальным запасом фоновых знаний того сегмента, который наиболее релевантен для профессиональной среды специалиста-международника, уметь интерпретировать и анализировать текущие события в области национальной и международной экономики, соотносить реалии экономического дискурса, свойственные международному экономическому сообществу,
1 Лавров С В . Выступление на Дне знаний в МГИМО [Электронный ресурс]. URL: https://rutube.ru/vide o/5f0b8f2b5b7699bf22f66ff6b9130480 (дата обращения: 10.03 . 2023) .
с реалиями национальной экономической системы .
Вышесказанное актуализирует значимость осмысления медиадискурсвиной компетенции специалиста международного профиля, повышения её качества в плане отбора содержательной части профессиональной языковой подготовки как переводчика, так и экономиста-международника [8, с. 1741-1745]. Всё это обусловливает актуальность темы исследования и необходимость разработки специальной дидактической системы профессиональной языковой подготовки специалистов в области экономики, основным звеном которой является работа с медиадискурсом, а именно - отбор и структурирование содержательного компонента
Колоссальный скачок спроса на профессиональных переводчиков как специалистов международного профиля обусловлен процессами глобализации и активным участием бизнес-структур и государственных ведомств в экономической кооперации, в гуманитарных и миротворческих миссиях ООН, различных программах культурных и образователь-
ISSN 2949-4990
Московский педагогический журнал
j 2023 / № 3
ных обменов, а также расширением деловых контактов . Составляющими анализа процессов в современном информационном пространстве являются концепция медийного дискурса и всего связанного с ним, формирование медиадискурсив-ной компетенции, вошедшей в последние годы в обиход гуманитарных наук. Категории и специфика функционирования медиадискурса находятся в фокусе внимания как российских, так и зарубежных специалистов. Несмотря на колоссальный массив эмпирических, аналитических исследований и теоретических научных разработок, посвящённых СМИ и продуцируемым ими медийным текстам, появилась необходимость актуализации дальнейшего анализа и обобщения существующих исследований
Необходимость обучения переводчиков средствами медиаобразования неоднократно доказана; тем не менее в науке и дидактической практике остаётся множество пробелов в отношении практической организации данных процессов медиадискурс можно интерпретировать как специфическую сферу общения, набор жанров и текстов, эмоциональный и информационный обмен, который приводит к оказанию воздействия, переплетению коммуникативных стратегий, вербальных и невербальных сообщений в практике общения Соответственно, цель дидактической системы обучения специалистов международного профиля - это не только освоение способов интерпретации и перевода текста, но и развитие компетенций нового типа, в том числе медиадискурсивной
Белорусские исследователи В . В . За-вацкая и И в Соколова, исходя из необходимости внедрения наработанных теорий медиакомпетентности в практику обучения специалистов международного профиля, отмечают, что «включение материалов СмИ в образовательный процесс имеет ряд неоспоримых преимуществ: расширение словарного запаса, развитие исследовательских навыков, по-
вышение умения критического восприятия информации, самовыражения на изучаемом языке» [4].
Впервые определение медиакомпе-тентности было дано А. В. Шариковым, она рассматривается как «способность в восприятии, создании и передаче сообщений посредством технических и семиотических систем с учётом их ограничений, которая основана на критическом мышлении, а также на способности к медиатизированному диалогу с другими людьми» [16, с. 56]. В своей «упаковке» сам медиатекст формирует «представления, ранжирует факты, предоставляя идеологические, когнитивные и аналитические услуги в виде интерпретаций, комментариев, эмоционально-образного осмысления реалий» [13, с . 28-48].
Исследование медиадискурса, ме-диакомпетентности, медиатекстов дало толчок развитию медиадискурсивной компетенции и возможность её содержательного наполнения в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста, познания им мира в искусственных, аудиторных условиях (Ю . К. Бабанский, А. А. Вербицкий, М . В . Кларин, Т. В . Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В . Оконь, В . И. Загвя-зинский, Р. М. Куличенко, А. В . Хуторской и др . ) .
В психолого-педагогической теории контекстного образования, развиваемой А А Вербицким, поднимаются проблемы важности и необходимости живого диалогического общения субъектов образовательного процесса - педагога и обучающихся - в условиях цифрового образования [3]. В работах М. И. Махму-това, посвящённых изучению методологических, дидактических и методических основ профессионального образования, значительное место занимают вопросы медиакомпетентности педагога, способствующей его медиаобразовательной деятельности в учебной аудитории [9]. С позиций человекосообразного образования рассматриваются научные основы
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
j 2023 / № 3
проектирования и реализации компетен-тностного подхода в профессиональной подготовке, ориентированной на активное взаимодействие участников учебного процесса в вузе [15]. К числу важнейших особенностей концепции оптимизации процесса обучения Ю . К. Бабанский относит её нацеленность на учёт реальной действительности, конкретного функционирования всей системы народного образования через «дидактическое взаимодействие» [1, с . 25]. Поднимая проблемы реформирования российского образования, В . И. Загвязинский указывает на необходимость реализации основных содержательно-целевых позиций, среди которых выделяет: «личностно развивающие; социально формирующие; экономически эффективные (реализация так называемого "человеческого капитала"); культуроообразующие (общие и специфические элементы культуры); здоровьесберегающие и здоровьеформи-рующие» [5, с . 6]. Безусловно, для их реализации необходима, по мнению учёного, подготовка педагога новой формации, готового «работать в сложных условиях современного социума с самыми различными категориями учеников и воспитанников» [5, с 8]
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Поставленная цель нашего исследования - повышение уровня медиадискур-сивной компетенции студентов международного профиля - потребовала от нас решения ряда задач, в частности: проведения констатирующего этапа исследования с учащимися контрольной и экспериментальной групп; апробации авторского элективного курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля» со студентами экспериментальной группы; выполнения контрольного этапа экспериментальной работы с учащимися обеих групп и доказательства эффективности авторского элективного курса с помощью методов математической статистики
Целью констатирующего этапа исследования является разработка экспериментальной программы, способствующей повышению у будущих специалистов международного профиля уровня МДК, которая определила исследовательские задачи: определить составные компоненты медиадискурсивной компетенции, сформировать экспериментальную и контрольную группы в составе 104 человек, подобрать диагностический инструментарий, с помощью которого будет возможно определить на констатирующем этапе начальный уровень компетенции у студентов обеих групп На следующем формирующем этапе важно было выключить студентов контрольной группы из процесса опытно-экспериментальной работы, чтобы на заключительной фазе эксперимента осуществить сравнительный анализ сформированности МДК у студентов обеих групп — ЭГ и КГ. В задачи формирующего этапа опытно-экспериментальной работы входила разработка и внедрение авторского технологического комплекса, способствующего развитию способности у студентов меди-адискурсивной компетенции, а именно -способности уметь анализировать существующие актуальные медиатексты, самостоятельно составлять медиатексты как построение целостных, связных и логичных медиадискурсов определённого стиля в устной и письменной речи на основе понимания специальных текстов при чтении и аудировании
По окончании формирующего этапа эксперимента стала задача дать качественный / количественный анализ сформированности мдК у студентов экспериментальной группы и продемонстрировать эффективность внедрённого авторского технологического комплекса
Методология и методы исследования
Стремительная информатизация и цифровизация образовательного пространства актуализировали перечень
ISSN 2949-4990
Московский педагогический журнал
j 2023 / № 3
новых терминов - информационная компетентность, медиакомпетентность, медиаобразование и др , научное обоснование которых является прочной методологической базой для осмысления содержания и последующего формирования медиадискурсивной компетенции у специалистов международного профиля Методологическими основами нашего исследования явились положения ком-петентностного подхода (С Я Батышев, Э. Ф . Зеер, И. А. Зимняя, В . В . Краевский, А. К. Маркова, Т. Н . Поддубная, А. В . Хуторской др ), положения личностно-ори-ентированного подхода (Е. В . Бондарев-ская, Э Ф Зеер, И А Зимняя, В В Сериков, И С Якиманская и др ) В исследовании были использованы теоретические методы (анализ и обобщение научной литературы), эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, контент-анализ, педагогический эксперимент; для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики (шкалирование, графические методы обработки материалов исследования, математическая формула среднего арифметического значения)
Медиакомпетентность сегодня - важное условие социализации личности в медиареальности, и всё чаще - ключевой фактор успешности человека в обществе В ряде российских исследований медиа-компетеность отождествляется с информационной или информационно-поисковой компетентностью (компетенцией) В публикации Е В Беляевой и Н А Мартьяновой информационная компетенция представлена как «владение навыками работы с информацией, умение использовать рациональные методы поиска информации, представление информации в сети, создание собственных информационных ресурсов» [2, с. 382]. Публикация И А Зимней содержит схожий перечень аспектов информационной компетентности: приём, переработка, выдача, преобразование информации в массмедий-ной и мультимедийной сетевой среде [6,
с. 10]. Е . А. Роганина информационную компетенцию включает в перечень интег-ративных качеств личности лингвиста, где информационная компетентность -это «набор навыков и умений работы с информационным массивом (на разных языках), в совокупности с умением применять полученную информацию в профессиональной деятельности и в повседневной жизни; лингвист для этого должен в совершенстве владеть иностранным языком, быть грамотным, нацеленным на результат, способным к непрерывному самообразованию» [11, с . 100].
Э . Ю . Новикова указывает, что составляющим элементом медиакомпетенции является когнитивная составляющая Крайне важным, по мнению исследователя, в работе переводчика, специалиста международного профиля, являются «умение осознать необходимость информационного поиска, и умение полноценно понять полученные данные» [10]. В данной связи вполне логичным является то обстоятельство, что современная дидактика перевода сосредоточена на параллельном развитии навыков понимания и информационного поиска
0 . В. Федотова, в свою очередь, сводит сущность медийной составляющей ме-диакомпетентности к умению найти информацию и обработать её, к навыкам специалиста - по её мнению, сущность заключается в обладании компьютерной и сетевой грамотностью [14].
В зарубежных исследованиях понятие «медиакомпетентность» заменяется понятием «медиаграмотность» (media literacy). А. Дорр подчёркивает, что сегодня данная категория практически полностью относится к аудиовизуальным средствам массовой информации1. Медийная компетентность отождествляется с понятием «цифровая грамотность», что обосновано в работе П . Гилстер, представившего понятие цифровой грамот-
1 Dorr A . Media Literacy // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences . Oxford: Elsevier, 2001. P. 9494.
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
2023 / № 3
ности (digital literacy) как «способность понимать, оценивать и использовать информацию из источников, передавая в последующем реконструированные её фрагменты информации другим лицам» [17]. Медиаграмотность включает визуальную грамотность и медиаобразование Президентский комитет Американской библиотечной ассоциации по информационной грамотности определил меди-аграмотность как информационную грамотность: «чтобы быть информационно грамотным, человек должен уметь распознавать необходимую ему информацию и иметь способность находить, оценивать и эффективно использовать её»1
Особый интерес в рамках осознания сути медиадискурсивной компетенции представляет анализ относительно нового термина - «медиаобразование» в практике обучения. Медиаобразование -наиболее современная среда познания поликультурного мира По этим причинам вполне логично то, что медиаобразо-вание становится неотъемлемой частью профессиональной культуры специалистов и рассматривается в широкой и узкой интерпретации . Согласно широкой интерпретации, медиаобразование представляет собой комплекс мер, направленных на повышение уровня медиаком-петентности и критического мышления среди представителей широких кругов общественности . Целью медиаобразова-ния в подобной интерпретации является привитие навыков анализа поступающих медиасообщений, отделения информации от манипуляции и пропаганды, формирование собственных суждений В узкой дефиниции медиаобразование понимают как профессиональное журналистское образование. Е. С. Кильпе-ляйнен справедливо указывает на то, что журналистское образование и медиао-бразование взаимосвязаны и обнаружи-
1 Presidential Committee on Information Literacy: Final Report [Электронный ресурс] // American Library Association. 2021. URL: https://www.ala.org/acrl/pub-lications (дата обращения: 04 08 2021)
вают точки схождения в единой коммуникативной системе: «профессионалы и любители действуют в одном медиаполе» [7, с . 55]. Наша позиция - придерживаться своеобразной «золотой середины»: медиаобразование, несомненно, необходимо журналистам, но не в меньшей мере оно требуется другим специалистам, так или иначе задействованным в управлении информационной средой
На основе анализа существующих понятий и дефиниций было дано авторское определение медиадискурсивной компетентности, которая рассматривается нами как способность переводчика в построении целостных, связных и логичных медиадискурсов определённого стиля в устной и письменной речи на основе понимания специальных текстов при чтении и аудировании, что предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания, ситуации общения, коммуникативных задач
Говоря о медиадискурсивной компетенции специалистов в сфере международных отношений, можно отметить, что все национальные системы языкового образования стремятся к реформированию данной образовательной сферы Расширение контактов с зарубежными странами, наличие большого количества онлайн-источников на иностранных языках, обилие новых информационных технологий - всё это требует развитого уровня медиадискурсивной компетенции Однако налицо противоречие, возникающее между высокими требованиями к подготовке современных компетентных специалистов международного профиля и сложившимися условиями обучения иностранному языку студентов-международников Результатом данного противоречия является то, что медийный и коммуникативный компоненты в структуре компетенций будущих специалистов не получают должного внимания. Согласимся с А. П . Руденко, отмечающим, что «практика высшего образования свидетельствует о сравни-
ISSN 2949-4990
Московский педагогический журнал
j 2023 / № 3
тельно низком уровне медиадискурсив-ной компетенции студентов, что служит причиной множественных затруднений в профессиональной деятельности, связанной с общением на иностранном языке и извлечением информации из иноязычных источников» [12, с. 99].
Преодоление данного противоречия возможно, если на основе структурно-функционального анализа структурировать медиадискурсивную компетенцию на отдельные свойства, способности, компоненты с целью лучшего осознания её сути и эффективного развития на практике [18]. Теоретический анализ многочисленных источников позволил прийти к авторскому компонентному составу медиадискурсивной компетенции: иноязычно-речевому, предполагающему владение студентом иностранным языком, умение работать с различными источниками информации, вычленять главное из полученной информации; ме-дийно-текстовому, включающему умение студента отвечать на любые вопросы по прочитанному материалу, на вопросы к подтексту, применять рациональные способы речемыслительной и коммуникативно-познавательной деятельности; аналитико-мыслительному, предполагающему способность студента производить оперативную аналитическую оценку информационных потоков, умение оперативно и эффективно производить анализ и сравнение профессиональной информации Осуществлённый структурно-функциональный анализ сути и содержания медиадискурсивной компетенции позволил перейти к практике её формирования посредством метода опытно-экспериментальной работы Наряду с опытно-экспериментальной работой были использованы такие методы, как включённое наблюдение, анкетирование, математические методы обработки данных
Организация исследования и ход работы
Экспериментальная работа проводилась на базе факультета «Международные отношения» (МО) Белорусского государственного университета с 2021 по 2023 учебный год и включала этапы - констатирующий, формирующий и итоговый .
Во время констатирующего этапа были поставлены следующие задачи: сформировать контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по специальности «Таможенное дело» в составе 104-х человек; подобрать методический инструментарий для выявления начального уровня медиадискурсивной компетенции (МДК) и её компонентов .
Первый иноязычно-речевой компонент МДК и его начальный уровень у студентов ЭГ и КГ диагностировался с помощью авторской анкеты «диагностика сформированного иноязычно-речевого компонента» . Испытуемым были предложены 15 высказываний (например, «Я владею английским языком на высоком уровне», «Я умею вести диалог на английском языке», «Я умею вести переписку на английском языке»); с ними нужно было согласиться или опровергнуть их, используя варианты ответов: «да», «скорее да», «скорее, нет», «нет» . За каждый ответ «да» начислялись 3 балла, ответ «скорее да» оценивался в 2 балла, «скорее нет» - в 1 балл, «нет» - в 0 баллов . Далее респонденты были распределены согласно ключу анкеты на три уровня - высокий (31-45 баллов); средний (16-30 баллов); низкий (0-15 баллов). Эта классификация представлена на рисунках 1 и 2
Показатели диаграммы свидетельствуют, что в обеих группах абсолютное большинство учащихся относятся к среднему уровню . Следующим компонентом МДК, который подвергся диагностике, стал медийно-текстовый.
Известно, что заголовок считается одним из важнейших элементов текстов СМИ, поэтому испытуемым был предложен заголовок статьи "The Kamila Valieva
ISSN 2949-4990
Moscow peda gogicaljournal
206/ЛЗ
Рис. 1 / Fig. 1. Уровни сформированности у студентов КГ иноязычно-речевого компонента / The levels of formation of the foreign language-speech component among the students of the CG
Источник: данные авторов .
Рис. 2 / Fig. 2. Уровни сформированности у студентов ЭГ иноязычно-речевого компонента / Levels of formationof theforeignlanguage-speechcomponentamongthe studentsofEG
Источник:данные авторов .
case is an indictment of the anti-doping system, not her" / «Дело Камилы Валиевой -это обвинение антидопинговой системе, а не ей» и требовалось трансформировать заголовок согласно определённым типам: «повествовательный - заголовок-констатация - заголовок-парадокс - заголовок-цитата -заголовок-обращение - игровой заголовок» и т. д . Результаты выполнения упражнения «Заголовки» представлены нарис . 3и4.
Третий аналитико-мыслительный компонент и уровень его сформированности в рамках МДК был представлен через выполнение следующего упражнения: студентам были даны две статьи, посвя-щённыеодномуитому жеинфоповоду1. Студенты должны были проанализиро-
TenlndividualsCharged in$50MillionRussian Smuggling Scheme [Электронный ресурс]. URL: https:// clck.ru/36UH2d(датаобращения:08.07.2022).
ISSN2949-4990
Уровни сформированности медийно-текстового компонента (задание «Заголовки») (КГ)
2; 4%
27; 52%
23; 44%
□ Высокий
□ Средний
□ Низкий
Рис. 3/Fig. 3. Результаты сформированностимедийно-текстовогокомпонентаустудентов КГ/ The results of the formation of the media-text component among the students of the CG
Источник : данные авторов .
Уровни сформированности медийно-текстового компонента (задание «Заголовки») (ЭГ)
□ Высокий
□ Средний
□ Низкий
Рис^/Fig. 4. Результатысформированностимедийно-текстового компонентаустудентов ЭГ/ The resultsof theformation of t4e media-text component among the stodentsofthe EG
Источнчк:данно1е авторов .
Уровни сформтрованностт аналтттко-мыслттельного компонента (задание иОдтн факт - разныевз гляды»К(КВК
16; 31%
3; 6%
□ Высокий
□ Средний
□ Низкий
33; 63%
Рис. 5 / Fig. 5. Уровень сформированности аналитико-мыслительного компонента у студентов КГ / The level of formation of the analytical andthinking componentamong the students of the CG
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
2023 / № 3
вать различия в подаче медиаматериа- 5,были отнесенык низкомууровню вла-
лов . На выиелнение данияотыодилось дения аналитическим компонентом ме-
10 минут, по результатам устного ответа диадискурсивной компетенции, от 6 до
выставлялась оценка от 0 до 10 баллов . 8 - к среднему, и 9-10 -квысеквму.Ре-
Испытуемые, получившие баллы от 0 до зультаты представлены на рисунках 5 и 6 .
Уровни сформированности аналитико-мыслительной компонента (задание «Один факт -разные взгляды») (ЭГ)
12; 23%
36; 69%
□ Высокий
□ Средний □Низкий
Рис. 6 / Fig 6 Уровень сформированности аналитико-мыслительного компонента у студентов ЭГ / The level offormation of the analytical-thinkingcomponentamongthe students of the EG
Ясточсшс: данные авторов .
скурсивной комнетено;ии крайне мала (усреднённые показатели контрольной группы следующие: иноязычно-речевой компонент - 2%, медийно-текстовый компонент - 22%,аналитико-мыслитель-ный компонент - 6%;экспериментальной группы: иноя зычно-речевой компонент -3%, медийно-текстовый компонент -925,5%, анали тико-мыслительный - 8%) .
Результаты констатирующего этапа опы тно-експермментал-ной работы подвели нас к необходимости разработки комплекса технологий, способных повысить урнвейь медаадискурсивной компетенции, что нашло отражение в постанов-кмзадачформиоающегоэоа па, в который бе^-o^id BKdstoeHbipngpadoтоа элективного евторскоео курса «Пра-тика медиади-скурсивной компетенции специалиста
Далее с помощью математической формулы среднего арифметического значения, представленной Л. Н. Губарь в книге «Теория ведояд ноатчи имааематд-ческая статистика» (рис. 7), мы вчреде-лили общиеуровнимедиадискурсивной компетенцииустудентовКГи ЭГ.
Результаты вычислений представлены на рис . 8 .
Данные среза, проведённого на констатирующем этапе, показывают, что большая часть респондентов имеет низкий и средний уровни сформированно-сти медиадискурсивной компетенции, которые, безусловно, являются недостаточными для того, чтобыуспешно взаимодейств овать в совееменном информационном общесвзе. Доля респондертов с высокимуровнер ьтадения медосде-
Рис. 7 / Fig. 7. Математическая формула среднего арифметического / Mathematical formula of the arithmetic mean
Источник: Губарь Л . Н.,ЕрмоленкоА. В . Теория вероятностей и математическая статистика: учебноепособие. Сыктывкар: Издательство СГУимени Питирима Сорокина, 2015 . C . 113 .
ISSN 2949-4990
Московский педагогический журнал
j 2023 / № 3
Уровни сформированное™ компонентов медиадискурсивной компетенции студентов контрольной
группы
80 60 40 20 0
■ □
Низкиа ур-нь сформированности медиакомпетенции
Средний ур-нь сформированности медиакомпетенции
Высокий ур-нь сформированности медиакомпетенции
■ иноязычно-речевой компонент □медийно-текстовый компонент
□ Аналитико-мыслительный компонент
Рис. 8 / Fig. 8. Уровни сформированности МДК устудентовКГ / ThelevelsofMDCformation among thestudentsoftheCG(Source: authors'data)
Источник:данныеавторов .
На следующей диаграмме (рис. 9) представлены показатели уровней сформированное™ компонентов медиади-
скурсивной компетенции студентов экспериментальной группы .
Уревни сфермиреваннесои кемаененоев медиадискурсивной компетенции студеноев экспеориментальней группы
100
80 60 40 20
20
Низкий ур-нь Средний ур-нь Высекий ур-нь
сфермиреваннесои сфермиреваннесои сфермиреваннесои медиакомаеоенции медиакемаеоенции медиакемаеоенции
□ иноязычно-речевой компакент "медийно-оексоо^ый кемаенено
ГЛ Аналиоике-мыслиоельный комтенено
Рис. 9 / Fig. 9. Уровни сформированности МДКу студентовЭГ / Levels ofMDCformationamong theEGstudents
Источник:да иные автор ов .
международного профиля», внедрение ку]:>савпрлцеас гфофессиокаоьиайко--гатовки студенадв 3.0 осц^нтеат^.кени^ ктчдстссн ного еиалика сформироваенок таи мавивиискурсивном комиетенции к саудентио. Вамечим, чен надаином эоапе смуденныКГ быливыведеныизэвспени-мента для сравнительного анализа ре-
зультатовобеихгрупп и иодтчсрждения аффектманотаи в недоёеногототорского анроа.
Эо нктовный курс «Прнвеика медгаад и-нкуасивной компетенции сначиалиста са^>нд)енн]досснсес проИманс бьсл]а;^емчи-тан нс 54 "^г^сеи включил Мб зетмвин.Их перечень заданий представлен в табл . 1.
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
j 2023 / № 3
Таблица 1 / Table 1
Тематический план авторского элективного курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля» / Thematic plan of the author's elective course "Practice of media-discursive competence of an international specialist"
Кол-во аутен- Кол-во
№ Тема занятия Кейс тичных медийных текстов академических часов
Вводное занятие: СМИ и
мировая общественность .
1 Третья власть? Специфи- 2
ка и разновидности англоязычных СМИ . Понятие суггестивности
Язык современных англо- «Качественная пресса VS
язычных СМИ. Анализ таблоид: поиск золотой
2-3 новых тенденций в развитии языка массовой коммуникации середины» 3 4
Язык современных англо- «Ненормативные СМИ»
язычных СМИ Процессы
компрессии информации
4-5 в медиатексте . Юмор и сарказм в медиалингви-стике Изменение языковых норм 2 4
Политическая коммуни- «Реакция СМИ на выдвиже-
6-7 кация, опосредованная СМИ ние кандидата в президенты 2016 г. » 3 4
Лингвостилистические 1) «Стиль печатных СМИ
особенности новостных Великобритании и США»;
текстов (пресса, телевиде- 2) «Телевизионный дискурс
ние, Интернет, социаль- США и великобритании»;
8-13 ные сети, мессенджеры, чат-боты) 3) «Стиль новых СМИ»; 4) «Профессиональные издания на английском языке: таможенное дело и пограничные ведомства» 7 12
Универсальные и специ- 1) «Онлайн-версии попу-
14-16 фические характеристики Интернет-СМИ лярных изданий»; 2) «Reddit, TMZ и другие «молодые» СМИ» 4 6
Прагматика новостных 1) «Феномен Fake News
17-18 текстов . Документалистика в США»; 2) «Манипуляция или мокьюментари?» 3 4
19-20 Креолизация СМИ «Визуализация англоязычных СМИ сегодня и вчера» 10 4
Национально-этнические 1) «Этнические меньшинст-
21 стереотипы в СМИ ва в американской прессе»; 2) «BLM» 4 2
ISSN 2949-4990
Московский педагогический журнал
j 2023 / № 3
Окончание табл. 4
№ Тема занятия Кейс Кол-во аутентичных медийных текстов Кол-во академических часов
22-23 Особенности распространения информации в СМИ: этико-правовой аспект 1) «Законодательный массив, регулирующий СМИ на Западе и в нашей стране»; 2) «Этический кодекс журналиста, пресс-атташе, официального представителя ведомства при обращении с информацией» 3 4
24-25 Социальные сети как новый тип СМИ 1) «Социальные сети как новый тип СМИ»; 2) «Гибридная политика и социальные сети: кейсы про-тестных движений по всему миру: Гонконг, Арабская весна, БЬМ» 4 4
26 Презентация проектов по созданию собственного СМИ - 2
Ввиду того, что статья ограничивает объём представляемого материала, продемонстрируем лишь некоторые учебные задания, влияющие на повышение уровня МДК и получившие положительный отклик со стороны студенческой аудитории. Например, упражнение на развитие у студентов медийно-текстового компонента, которое было связано с переводом текста скрипта речи по абзацу с листа (табл. 2).
Студенты обсуждали получившиеся у них результаты и заполняли свои таблицы, дискутировали о том, насколько часто
Источник: данные авторов .
в медиатекстах авторы в негативном ключе высказываются о своих оппонентах. В отобранном нами тексте оратор Дональд Трамп использовал множество средств манипуляции для того, чтобы вызвать у общественности больше сомнений касательно выбора стороны политического оппонента: "...some of the candidates ... They didn't know the air-conditioner didn't work. How are they going to beat ISIS? I don't think it's gonna happen" («... некоторые кандидаты.Они не знали, что кондиционер не сработает. Как они собираются победить ИГИЛ? Не думаю, что когда-ли-
Таблица 2 / Table 2
Маркёры суггестивности в политическом медийном тексте (таблица для заполнения) / Suggestiveness markers in a political media text (a table to fill in)
Текстовый фрагмент Тип приёма Функция в тексте
How stupid are our leaders? How stupid are these politicians to allow this to happen? How stupid are they? 1) синтаксический повтор; 2) замена наименований оппонентов на местоимение they 1) усиление выразительности и воздействия; 2) реализация тактики «мы -они», «свой-чужой» и т. п .
бо это им удастся»). Автор текста также использует условные предложения, в которых отражается дальнейшее будущее страны под его руководством . Такая тактика является самой репрезентативной в медиатекстах предвыборных кампаний: "But if I get elected president I will bring it back bigger and better and stronger than everbefore, andwewillmake America great again" («Но еспиястьнупрезьденеоп, явертс втё-мынеантмвраныболыде, лучше и сильнее, чем когда-либо . И мы сделаем Америкувновьвеликой»)1.
Наравне с заданиями, которые были подготовлены преподавателем, студен-ьы еаеостоятелььо соктавивяь вялити-чессие меаиатлгстьягдерагыниримели сеагмаеике, исыодяиетреЬдемогс пра-лматичеяьигофреИма.Ст-дьытытадже тт>еа-фвалаи нввыме рефенаеьсания a аннмеи-мваным еентта,лседсзаеляя са-держание объёмного медиатекста в нескольких пр дложениях
еезультаты исследования дмх обсуж-ваь-
Ре-сльдате фоьдирующеге этеаа да телстсаимисзначитзльную д инамы ку e развитии навыков и качеств студентов, обладлющеьмедиадлакурссиеей квмпе-тенцие3. ^ус^нты ны поканвли, каи оси
1 WolaC С, Рмиг/от й. Пилт Ceeps invok-fg the 'Атеи
ican Dream .' Americans are pessimistic that they can
есЫеуевИЭлект-гнмышресусыы-ыкИьЯйыпвскт.
-и/ОбееУг (дата оЗМащеСИя:1И05.Г023).
могут работать с различными источниками информации, вычленять главное из полученной информации, научились отвечать на любые вопросы по прочитанному материалу, на вопросы к подтексту, стали активно применять рациональные способы речемыслительной и коммуникативно-познавательной деятельности, научились прюизводить оперативную аналитическуюоценкуинформационных нотоков,онерьтивнииэВ)фекьивно производить анализ и сравнение профессиональной информации.
Полученный качественный анализ важно было подтвердить количественны-ии ьыичслениями- понтому иио-
ооьоги этьпчдквчыы^^^т^^г^т-альв^чз^ иаТоты Чыои замеритьууюьеосу сви мcдиaоизкчpcцдноакoмпeчeиипнy стноентвв обвчх гиупп в^Ги КГ - и лиы мощдю тогьже диагновоичесиого иксику-ментария . Заметим, что на заключительном этапестуденты контрольной группы Цо1ие вoзвЧвмнмаI вгфицесс омыоно-экспериментальной работы с целью срав-^иеия пичи^'^елей а доказательсостн эф-феютивностс тнудложедиошасьорского нвр^с^д. «Пра^ои мeдиaзиcниичмвнoл компетенции специалиста международного профиля» (рис . 10 и 11).
Счювненио итогчвыч ^з^нгавов оMopмиpoвaннocти мeдньхиcкyрспвндм юомпeтeиоцы д стнуеитов Нч ч ЭКв^оил^ оалв выICOв:чюэффeютивчс)сть пpeдло-жениыхоехнс^ви^и-^,т^5-ник и упражне-
Уровни сформированное™ медиадискурсивной компетенции контрольной группы
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 19
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 67
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 14
Рис. 10 / Fig. 10. Уровни сформированности медиадискурсивной компетенцииустудентов КГ/ Levels of formation of media-discursive competence among the students of the CG
Уровни сформированности медиадискурсивной компетенции экспериментальной группы
ВЫСОКИЙ-СРЕДНИЙ... НИЗКИЙ...
Рис. 11 / Fig. 11. Уровни сформированности медиадискурсивной компетенции у студентов ЭГ /Levelsof formationof media-discursivecompetenceamongthestudentsoftheEG
Исшочник:данныеавторов .
ний, результативность авторского курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля» . Если к концу опытно-экспериментальной работы высокий уровень МДК устудентовшГсоссавил 19%, то у студентовЭГ высокийуросдньсоказае 3 7%, ^(^^^^а^висс^а^зницу вДГС.Г^ссД1^1^^^ еновеигМДИ усслдсктов ЭГ коставил 57% . В сравнении с показателями данного уровня у студентов КГ он оказался ниже, нем в эксвериментальной грсвпс,и соста-ттир нзнгцу с1СВ^.Это оТъясняе тря вем, н^оиед^ий оиань вкудентов ЭГ подв-лился, т. к.некоторые студертыперешсд на более высокий уровень . Что касается низкого уровня, то здесь находится почти с двт разасоиьшоспудентов игдйртртль-ной окуппы (Моо0); вэксперименткльыой сруппе наэтомийсвне остнллсь6%,сто составило 8% разницы .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об щтствейскднолитуие-ккойыестельиовто ггдКвльсая
инфурматикаэносэелаэиЭМИ ибъексом о^^еэаоне толькс психд-лингвистики, когнитивной лингвистики, текстолингвистики, дискурсивного ана-иизв, нввпедаггсики профессионольно-псс^у^^п^^о^^з^и^т^истот и^]^окр^(^илн, нотородлежвт
дидактический потенциал массмедиа и медиаобразования.Дидактиченкий потенциал средств массовой информации и научно-методические основания его реализации действи ельно недооценены препидаватклями, пртаваннымлЛд^э-poвкд>ycoвпдменныxгсpeвирчиковгCт р^^с^рческиа ивмпeсднциэ, обеспечидиэ-
и культурных барьеров в профессиональной деятельности
Указаллый подг(^н мы оистдртлись кээпрнcyоавaтьдaечëсpгзиaHoтои ку^ ыa«УIдтэтидтмeдрпсиcкйПеивyдй кос-peтсицииcжтцирлиcтимeждуйсpoддотo профиля» и его внедрения в процесс обучения специалистов международного ррофуля.^люгеиве вавиниыр^:^^^1^г^а-оов в oбгокрпe иностшанудмнвзыси веа~ л изуется в двух направлениях: во-первых, в изменении в образовательной программе и внедрении специально разработанной системы заданий; во-вторых, в новом сагдоиснии тгддициoрпырaсп екпов ову-
чeния(oбнoввeнииоoдeкжaийо сазшодо
иода кppтжпсйгэивидосреосвой акопс-и(^(^тис туyeптов).MeопйPытыосeриины бучении ин странному языку также опираются на общепринятые принципы ноязычного образования и специфи-гecoдрпэдpцийыпинблемpдоси, одтек-дкчрости yосбpoгнмaëeэиалa,ppэПсc-
куооу
сиональной мотивации, доступности и посильности .
В реальной образовательной практике мы заметили устаревание отраслевых стандартов высшего образования, что представляет собой важнейшую институциональную проблему множества вузов России и Беларуси . Степень включённости различных аспектов медиаобразования в образовательную парадигму высших учебных заведений Российской Федерации и Республики Беларусь несопоставима с зарубежными образовательными стандартами и программами, что сориентировало нас на следующие выводы. Содержание медиадискурсивной компетенции специалиста в рамках структурно-функционального анализа представляет собой способность переводчика строить целостные, связные и логичные медиади-скурсы определённого стиля в устной и письменной форме на основе понимания специальных текстов при чтении и аудировании, а также способность специалиста международного профиля создавать и передавать сообщения посредством технических и семиотических систем
в ходе нашего исследования было уточнено понятие медиадискурсивной компетенции специалистов в области иноязычной коммуникации и выявлены её сущностные характеристики, что, безусловно, вносит определённый вклад в развитие лингводидактики и теоретические аспекты педагогической науки Апробированный авторский курс, позволивший осознать степень ответственно-
сти будущей профессии и более глубинно понять её важность в современном мире, также может помочь в развитии позитивной мотивации к профессиональной деятельности . Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость реформирования текущего подхода к разработке учебно-методических материалов на основе курса «Практика медиадискурсивной компетенции специалиста международного профиля», а разработанный программный материал авторского элективного курса доказал высокую продуктивность на практике, чем и обусловлена практическая значимость исследования
Научной новизной исследования явились: разработанный и научно обоснованный авторский курс результативного формирования медиадискурсивной компетенции специалистов в области иноязычной коммуникации в её теоретическом, методологическом и практическом аспектах и базирующийся на личностно-ориентированном и компетентностном подходах; а также предложенные и охарактеризованные составляющие оценочного инструментария, позволяющие осуществлять процесс мониторинга уровней сфор-мированности компонентов медиадискур-сивной компетенции специалистов
Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены
Дата поступления в редакцию 17.05.2023
литература
1. Бабанский Ю . К. Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1989. 558 с.
2 . Беляева Е . В . , Мартьянова Н . А . Электронный курс как форма обучения иностранных студен-
тов русскому языку в контексте феномена «клипового мышления» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019 . № 12 (12). С. 382-387.
3 . Вербицкий А . А . Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс]
// Homo Cyberus . 2019 . № 1 (6). URL: http://journal. homocyberus . ru (дата обращения: 17.05.2023). 4. Завацкая В. В . , Соколова И . В. Язык СМИ как одна из дисциплин обучения английскому языку // Актуальные вопросы языковой динамики, филологии и лингводидактики: материалы XII Международной научно-практической конференции / Чебоксары, 23 октября 2015 г. Чувашия: Чувашский государственный педагогический университет им. И . Я . Яковлева, 2015 . С 113-118 .
V^IOiy
5 . Загвязинский В . И . О методологических основаниях реформирования российского образова-
ния // Известия Саратовского университета. Новая серия . Серия: Акмеология образования. Психология развития . 2016. Т. 5 . № 1. С 5-8 . DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-5-8.
6 . Зимняя И . А . , Мазаева И . А. , Лаптева М . Д . Коммуникативная компетентность, речевая дея-
тельность, вербальное общение. Москва: Аспект Пресс, 2020. 397 с.
7 . Кильпеляйнен Е. С Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период
цифровизации медиапространства: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2019. 194 с .
8 . Королева Д. Б. Содержание обучения переводу: основные концепции // Концепт. 2016. № 11.
С 1741-1745.
9 . Махмутов М. И . Педагогика профессионального образования: Махмутов М. И . Избранные тру-
ды в 7 т. Т. 5 Казань: Магариф-Вакыт, 2016 / Сост. Г. И. Ибрагимов . — 487 с.
10 . Новикова Э . Ю . Информационно-поисковая компетенция в парадигме переводческих компе-
тенций // Artium Magister. 2013 . № 14. С. 77-82. 11. Роганина Е . А . Развитие информационной компетенции студентов в профессиональной подготовке будущего лингвиста-преподавателя: дис . ... канд . пед. наук. Тольятти, 2012 . 213 с .
12 Руденко А П Индивидуальный подход в развитии дискурсивной компетенции студентов при обучении иностранному языку в вузе: дис . . . . канд. пед . наук. Великий Новгород, 2007. 194 с .
13 . Русакова О . Ф . , Курильченко С. С. Политический медиадискурс: вопросы теоретико-методо-
логического и регионального анализа // Дискурс-Пи . 2019 . № 4 (37). С. 28-48. 14. Федотова О . В. О профессионально значимых компетенциях переводчика [Электронный ресурс] // Руснаука. Филологические науки. 2021. № 6. URL: http://www. rusnauka.com (дата обращения: 17 08 2021)
15 . Хуторской А. В. Компетентностный подход // Введение в профессию «Преподаватель вуза».
Трудовые функции преподавателя . Москва: Кнорус, 2022. С. 12-23 .
16 . Шариков А . В . Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. Москва: Академия педаго-
гических наук СССР, 1990. 66 с . 17. Carolyn R. Pool A new digital literacy: A Conversation with Paul Gilster // Integrating Technology
into Teaching. 1997. Vol. 55 . № 3 . Р 146-158. 18 . Parsons T. Action Theory and Human Condition . New York: Free Press, 1978. 448 p .
1. Babanskij Yu. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogi-ka Publ ., 1989. 558 p.
2 . Belyaeva E. V. , Mart'yanova N . A . [Electronic course as a form of teaching Russian to foreign students
in the context of the "clip thinking" phenomenon]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & practice], 2019, no. 12 (12), pp. 382-387.
3 . Verbitsky A. A. [Digital learning: problems, risks and prospects]. In: Homo Cyberus, 2019, no. 1 (6).
Available at: http://journal.homocyberus.ru (accessed: 17.05.2023). 4. Zavatskaya V. V. , Sokolova I . V. [The language of the media as one of the disciplines of teaching English]. In: Aktualnye voprosy yazykovoj dinamiki, filologii i lingvodidaktiki: materialy XII Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii / CHeboksary, 23 oktyabrya 2015 g. [Topical issues of language dynamics, philology and linguodidactics: materials of the XII International scientific and practical conference / Cheboksary, October 23, 2015]. Chuvashia, Chuvash State Pedagogical University named after I . Ya. Yakovlev Publ. , 2015, pp. 113-118 .
5 . Zagvyazinsky V. I . [Methodological grounds of Russian education reform]. In: Izvestiya Saratovskogo
universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [Bulletin of the Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology], 2016, vol. 5, no. 1, pp. 5-8 . DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-5-8.
6 . Zimnyaya I . A . , Mazaeva I . A . , Lapteva M. D. Kommunikativnaya kompetentnost', rechevaya
deyatel'nost', verbal'noe obshchenie [Communicative competence, speech activity, verbal communication] Moscow, Aspekt Press Publ , 2020 397 p
7 . Kilpelyajnen E. S . Transformaciya professionalnyh kompetencij zhurnalista vperiod cifrovizacii medi-
aprostranstva: dis. ... kand. filol. nauk [Transformation of professional competencies of a journalist in the period of digitalization of the media space: Cand. Sci. thesis in Philology]. Moscow, 2019. 194 p .
references
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
j 2023 / № 3
8 . Koroleva D. B. [The content of teaching translation: basic concepts]. In: Koncept [Concept], 2016,
no. 11, pp. 1741-1745.
9 . Mahmutov M. I . [Pedagogy of vocational education]. In: Mahmutov M. I . Izbrannye trudy. T. 5 [Se-
lected works. Vol. 5]. Kazan, Magarif-Vakyt Publ. , 2016. 487 p.
10 . Novikova E. Yu. [Information-retrieval competence in the paradigm of translation competencies]. In:
Artium Magister, 2013, no. 14, pp. 77-82. 11. Roganina E . A . Razvitie informacionnoj kompetencii studentov v professionalnoj podgotovke budush-chego lingvista-prepodavatelya: dis. ... kand. ped. nauk [The development of information competence of students in the professional training of the future linguist-teacher: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Tolyatti, 2012 . 213 p.
12 . Rudenko A . P. Individualnyj podhod v razvitii diskursivnoj kompetencii studentov pri obuchenii in-
ostrannomu yazyku v vuze: dis.... kand. ped. nauk [Individual approach to the development of discursive competence of students in teaching a foreign language at a university: Cand Sci thesis in Pedagogy]. Veliky Novgorod, 2007. 194 p.
13 . Rusakova O. F. , Kurilchenko S . S . [Political media discourse: issues of theoretic-methodological and
regional analysis]. In: Diskurs-Pi [Discourse-P], 2019, no. 4 (37), pp. 28-48. 14. Fedotova O . V. [On the professionally significant competencies of a translator]. In: Rusnauka. Filo-logicheskie nauki [Rusnauka. Philological Sciences], 2021, no. 6. Available at: http://www.rusnauka. com (accessed: 17 08 2021)
15 . Hutorskoj A. V. [Competence-based approach]. In: Vvedenie v professiyu «Prepodavatel vuza». Tru-
dovye funkcii prepodavatelya [Introduction to the profession "University teacher" . Labor functions of the teacher] Moscow, Knorus Publ , 2022, pp 12-23
16 . Sharikov A . V. Mediaobrazovanie: mirovoj i otechestvennyj opyt [Media education: world and domestic
experience]. Moscow, USSR Academy of Pedagogical Sciences Publ. , 1990. 66 p . 17. Carolyn R. Pool A new digital literacy: A Conversation with Paul Gilster. In: Integrating Technology
into Teaching, 1997, vol. 55, no . 3, pp . 146-158. 18 . Parsons T. Action Theory and Human Condition . New York, Free Press, 1978. 448 p.
информация об авторах
Натуркач Михаил Васильевич - старший преподаватель кафедры английского языка международной профессиональной деятельности факультета международных отношений Белорусского государственного университета, аспирант кафедры педагогики и психологии Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации; e-mail: michellinnoff@gmail. com
Романенко Надежда Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации; e-mail: rimn4@yandex. ru
Илларионова Людмила Петровна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий Государственного университета просвещения; email: ilp-dok@mail . ru
information about the authors
Mikhail V. Naturkach - Senior Lecturer of the Department of English of International Professional Activity of Faculty of International Relations of Belarusian State University; Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; e-mail: michellinnoff@gmail. com
Nadezhda M. Romanenko - Dr. Sci. (Pedagogical Sciences), Prof. , Prof, of the Department of Pedagogy and Psychology of the Moscow State Institute of International Relations (University) Russian Foreign Ministry; e-mail: rimn4@yandex. ru
ISSN 2949-4990
Lyudmila P. Illarionova - Dr. Sci. (Pedagogical Sciences), Prof. , Prof, of the Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies of State University of Education; email: ilp-dok@mail. ru
правильная ссылка на статью
Натуркач M. В. , Романенко Н. М. , Илларионова Л . П . Формирование медиадискурсивной компетенции студентов международного профиля: результаты практики // Московский педагогический журнал. 2023. № 3 . С 84-104. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-84-104
for citation
Naturkach M. V. , Romanenko N. M. , Illarionova L P Developing the media discursive competence of international students: experimental work results . In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 3, рр . 84-104. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-84-104