Научная статья
УДК 377.013:34 ББК 74.47:67 М 93
DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313- 89-99
СЦЕНАРНО-СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНТЕКСТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
(Рецензирована)
Влад Геннадьевич Мушкин
Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия
Аннотация. Рассматриваются теоретические подходы организации опытно-экспериментальной работы в аспекте проблемы исследования; представлен анализ существующих авторских моделей и концепций построения образовательного процесса на разных этапах системы образования (среднепрофессионального и высшего уровней); выделяются характеристики процесса формирования составляющих правовой профессиональной компетентности, включающей профессиональные, социальные личностные качества и умения будущих юристов среднего звена. Представлен сравнительный анализ содержательного блока профстандарта среднего профессионального образования (СПО) по УГН 40.00.00 «Юриспруденция» по всем профессиональным направлениям, составляющим профессиональную подготовку юристов среднего звена.
На примере ФГОС СПО 4-го квалификационного уровня квалификации «Юрист» дается описание авторской модели процесса формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной юридической деятельности, включающей целефункциональный, логико-содержательный, диагностический, организационно-управленческий, технологический блоки, каждый из которых ориентирован на одно из стратегических направлений деятельности согласно требованиям стандарта. Приведена таблица соответствия разработанной нами классификации контекстных ситуаций с составляющими профстандарта юриста среднего звена. Описаны этапы, логика построения опытно-экспериментальной работы по апробации разработанной модели и технологии организации процесса формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной юридической деятельности. Сформулированы выводы, полученные по итогам проведенного экспериментального исследования.
Ключевые слова: моделирование процесса профессиональной подготовки на основе авторской классификации контекстных ситуаций; сравнительный анализ моделей обучения будущих юристов на основе технологии контекстного обучения; соотношение классификации контекстных ситуаций и профессиональных компетенций по ФГОС СПО; практическая подготовка юристов среднего звена; сценарно-ситуационное моделирование контекстных ситуаций.
Для цитирования: Мушкин В.Г. Сценарно-ситуационное моделирование контекстных ситуаций в практической подготовке
будущих юристов среднего звена // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2023. Вып. 1(313). С. 89-99. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-89-99
Original Research Paper
SCENARIO-SITUATIONAL MODELLING OF CONTEXTUAL SITUATIONS IN THE PRACTICAL TRAINING OF FUTURE MID-LEVEL LAWYERS
Vlad G. Mushkin
Sochi State University, Sochi, Russia
[email protected], http://orcid.org / 0000-0001-8602-7607
Abstract. The article discusses theoretical approaches to the organization of experimental work in the aspect of the research problem; presents an analysis of existing author's models and concepts of building the educational process at different stages of the education system (secondary professional and higher levels); highlights the characteristics of the process of formation of the the components of legal professional competence, including professional, social personal qualities and skills of future mid-level lawyers. A comparative analysis of the content block of the professional standard of secondary vocational education (SPO) according to UGN 40.00.00 "Jurisprudence" in all professional areas that make up the professional training of mid-level lawyers is presented.
Using the example of the Federal State Educational Standard of the 4th qualification level of the qualification "Lawyer", the author's model of the process of forming the readiness of college students for professional legal activity is described, including goal-functional, logical-substantive, diagnostic, organizational-managerial, technological blocks, each of which is focused on one of the strategic areas of activity according to the requirements of the standard. The table of correspondence of the classification of contextual situations developed by us with the components of the professional standard of a mid-level lawyer is given. The stages and logic of building experimental work on the approbation of the developed model and technology of organizing the process of forming the readiness of college students for professional legal activity are described. The conclusions obtained from the results of the experimental study are formulated.
Keywords: modeling of the professional training process based on the author's classification of contextual situations; comparative analysis of training models for future lawyers based on contextual learning technology; correlation of classification of contextual situations and professional competencies according to the Federal State Educational Standard SPO; practical training of mid-level lawyers; scenario-situa-tional modeling of contextual situations.
For citation: Mushkin V.G. Scenario-situational modelling of contextual situations in the practical training of future mid-level lawyers // Bulletin of the Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023. No. 1(313). P. 89-99. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-89-99
Введение. В современных условиях профессиональной подготовки обучающихся на разных уровнях современной отечественной системы образования все большую акту-
альность приобретает контекстное обучение как специально организованная образовательная среда, сочетающая интеграцию компонентов практической деятельности с
инновационными методами и технологиями; с нашей точки зрения, сочетание контекстной ситуации с кейс-методом является наиболее эффективным педагогическим условием в организации процесса профессиональной подготовки будущих юристов среднего звена.
Контекстный подход, составляющий фундаментальную основу контекстного обучения, концептуальные положения которого раскрываются в работах М.М. Бахтина, A.A. Вербицкого, Н.Б. Лаврентьевой и др., позволяет создать условия для взаимопроникновения учебного и профессионального компонентов любой профессиональной деятельности в содержание каждого образовательного модуля как способа достижения максимальной эффективности формирования системы профессиональных компетенций обучающихся [1: 77]. В этом его теоретико-методологическая и практическая значимость в условиях современного инновационного обучения, в том числе в системе юридического образования.
Материалы и методы. Материалы исследования: диссертационные исследования, авторефераты и научные монографии по формированию профессиональной культуры и моделированию процесса профессиональной подготовки специалистов гуманитарной сферы, в том числе будущих юристов на основе контекстного обучения; статьи ученых России, занимающихся моделированием практической подготовки специалистов гуманитарной сферы в аспекте формирования составляющих профессиональных компетенций согласно ФГОС разного уровня. В процессе реализации опытно-экспериментальной работы мы использовали теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация фактических данных); эмпирические методы (диагностика, опрос, эксперимент).
Обсуждение. В рамках нашего исследования контекст рассматривается как проблемно-ситуационное поле каждой профессиональной ситуации в процессе формирования системы интегрированных знаний как базовой основы профессиограм-мы будущих юристов среднего звена в наиболее современном и систематизированном виде, пригодном для их применения в будущей профессиональной деятельности.
Сочетание контекстной ситуации и кейса в рамках проводимой опытно-экспериментальной работы рассматривается нами как базовая единица моделирования образовательного процесса на этапе среднего образования по формированию готовности обучающихся к будущей профессиональной юридической деятельности.
Следует отметить, что кейс-метод используется при разработке моделей профессиональной подготовки будущих физиков, химиков, биологов, программистов, юристов, экономистов, историков, педагогов, психологов, филологов и др. специалистов на разных этапах системы образования [2: 147], что можно отметить в качестве (знакового) значимого компонента построения экспериментального процесса, широко востребованного в практике сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня.
Например, И.А. Жукова в авторской модели процесса обучения будущих юристов по специальности «Семейное право» выделяет следующие стратегические «...принципы:
а) индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его личных качеств;
б) обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются ситуационных задач;
в) относительно небольшой объем теоретического материала, концентрирование лишь на основных положениях;
г) возможность активного сотрудничества преподавателя и студента, который может в любое время обратиться к нему;
д) формирование у студентов навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
е) акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента» [3: 187].
В процессе построения эксперимента автором выделен компонент «моделирования на языке знаковых средств» как основы «предметного и социального содержания» (контекста) будущей профессиональной деятельности. Однако можно отметить, что в качестве профессионального поля автором выбран образовательный стандарт высшего образования; а профессиональным направлением является семейное право.
Е.Г. Светличным выделена структура модели профессиональной культуры будущих юристов, которая содержит мотивационный, когнитивный, деятельностный, ценностный компоненты. При этом сам процесс профессиональной подготовки также рассматривается в условиях высшей школы, а формирование профессиональной культуры рассматривается как сочетание профессиональной и надпрофесси-ональных характеристик, качеств личности будущего юриста в гражданской сфере (согласно ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности») [7: 19].
В процессе анализа авторских исследований в области проектирования и моделирования процесса профессиональной подготовки специалистов гуманитарной сферы мы выделили «Модель процесса формирования профессиональной готовности будущего юриста к работе в социальной сфере» М.Н. Курочкиной [4: 82], которая представляет собой единство взаимосвязанных элементов: функционально-целевого; содержательно-технологического;
критериально-оценочного, организационно-педагогического с выделением этапов данного процесса и сопутствующих условий: пропедевтического, праксиологического, акмеологического процесса формирования профессиональной готовности будущего юриста; комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса; а также критериев, позволяющих определить уровень сформированности профессиональной готовности юриста к работе в социальной сфере. Д.М. Курданова [5: 18] рассматривает процесс профессиональной подготовки как последовательность шагов по формированию базовых компетенций будущего юриста; Е.Г. Светличный [7, 8] выделяет контент профессиональной культуры как составляющую целостной подготовки к практической деятельности в социальной сфере. Следует отметить, что все касаются направления подготовки на этапе высшего образования и ориентируются на один из компонентов государственного стандарта.
Далее мы проанализировали исследования, направленные на включение в профессиональную подготовку юристов контекстного подхода с опорой на один из компонентов профессионального стандарта соответствующего уровня. В большинстве исследований он декларируется и/или является фундаментальной основой. Например, различные аспекты контекстного подхода и его содержание представлены в следующих исследованиях: А.А. Вербицкого (компетентност-ный подход и теория контекстного обучения), В.Г. Калашникова (методологическая основа контекстного подхода), М.А. Болдиной (контекстный подход как базовый метод обучения), В.П. Густяхиной (контекстный подход в профессиональной подготовке), О.И. Щербаковой (контекстный подход в подготовке специалиста), С.В. Чиркова (тео-
ретические аспекты использования контекстного подхода), Е.Е. Елькина [и др.] использование контекстного обучения и его принципов в междисциплинарных гуманитарных исследованиях [1, 2, 9].
Мы предполагаем, что контекстный подход как базовая теория может стать основой научного исследования, а в сочетании с современными инновационными методами создать основу целостного практико-ориентированного образовательного процесса профессиональной подготовки будущих юристов среднего звена с учетом всех направлений подготовки согласно федеральному государственному образовательному стандарту. При построении экспериментальной работы мы использовали кейс-метод в сочетании с контекстным обучением, что позволило создавать многокомпонентные контекстные ситуации, сгруппированные по приоритетным классификационным признакам и направленные на решение профессионально-ситуационных задач. Это позволит повысить уровень сформированности профессиональных компетенций будущих юристов. Разработанная нами классификация контекстных ситуаций основана не только на квалификационных характеристиках, но и на психологических механизмах и стадиях развития мыслительных операций согласно структуре «мыследе-ятельности» будущего юриста (В.Ю. Панченко, И.А. Шевченко) [6].
В процессе опытно-экспериментальной работы нами проведена диагностика сформированности профессиональных компетенций (профессиональных, социальных, личностных качеств и профессиональных умений), соответствующих ФГОС СПО 4-го квалификационного уровня квалификации «Юрист» по всем направлениям. По итогам проведенной работы нами разработаны модель, технология, учебно-методический комплекс процесса формиро-
вания профессиональных компетенций будущих юристов среднего звена на основе сценарно-ситуационного моделирования контекстных ситуаций с учетом выделенных нами типов ситуаций, уровней юридической практики, логико-содержательных составляющих практической подготовки обучающихся, а также сопутствующих условий реализации данного процесса.
Выделенная нами в процессе опытно-экспериментальной работы классификация контекстных ситуаций опирается на основные группы профессиональных компетенций будущих юристов среднего звена (Профстандарт СПО по УГН 40.00.00 Юриспруденция, 2021, параграф 2.1.). На основе проведенного нами сопоставительного анализа профессиональных стандартов по всем профессиональным направлениям (специальностям), входящих в укрупненную группу 40.00.00, и проведенного эксперимента мы выстроили следующее соответствие (см. таблица 1).
На практических занятиях нами предлагалась авторская классификация профессиональных контекстных ситуаций, в рамках решения которых обучающиеся проходят стадии их разрешения в соответствии с типом КС, уровнем, этапами сценар-но-ситуационного моделирования процесса формирования готовности обучающихся к профессиональной юридической деятельности в соответствии с требованиями профстан-дарта и ФГОС СПО 4-го квалификационного уровня квалификации «Юрист».
Схематично каждый из пяти элементов структурного анализа классификации контекстных ситуаций можно представить в виде блок-схемы как составной части сценар-но-ситуационного моделирования процесса формирования готовности обучающихся к профессиональной юридической деятельности. Например, серия контекстных ситу-
Таблица 1. Соответствие классификации контекстных ситуаций профессиональным компетенциям юристов среднего звена (В.Г. Мушкин)
Table 1. Correspondence of the classification of contextual situations with the professional competencies of mid-level lawyers (V.G. Mushkin)
Тип контекстной ситуации (КС) Профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО 4-го квалификационного уровня квалификации «Юрист» Целевые характеристики сценарно-ситуа-ционного моделирования процесса профессиональной подготовки будущих юристов среднего звена
КС, направленные на формирование представлений о структуре юридической практики. ПК-1.10 Постоянно использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации. ПК-3.5. Регламентированно проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации. Овладение будущими юристами системой профессиональных знаний в области отечественного и международного права.
КС, направленные на систематизацию закономерностей взаимодействия структурных элементов юридической сферы. ПК-3.5.1. Ситуационно-структурировано (в соответствии с запросом) проводить мониторинг региональной судебной практики в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства в эффективном разрешении профессиональной ситуации. ПК-4.3. Систематически проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании. ПК-4.5. Оптимально содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения. Формирование про-фессионально-значи-мых качеств личности (социально-профессиональная и личностная ответственность, коммуникативность, творческое мышление (практический интеллект и креативность), эмоциональная устойчивость, профессиональная мобильность.
КС, направленные на отработку содержания функционала субъектов юридической практики. ПК-2.1. Стратегически грамотно осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях. Формирование профессиональных умений обучающихся в рамках профстандарта юриста среднего звена.
КС, направленные на формирование готовности к реализации профессиональных компетенций. Базовый уровень (общепрофессиональные компетенции) ПК-1.3. Регулярно осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами. Формирование готовности обучающихся к профессиональной (юридической) деятельности, относящиеся к должностям 4-го квалификационного
Продолжение таблицы 1
ПК-1.5. Последовательно реализовывать оперативно-служебные мероприятия в соответствии с типом контекстной ситуации и профилем профессиональной подготовки. Углубленный уровень - профессиональные компетенции по обеспечению социальной защиты населения: ПК-1.1. - ПК-1.6.; в том числе в рамках межведомственного взаимодействия ПК-2.1 - ПК-2.3.; - профессиональные компетенции в сфере судебно-правовой помощи населению: ПК-3.1. - ПК-3.5. уровня квалификации «Юрист» на основе формирования профессионально-этических норм и ценностей.
КС, направленные на рассмотрение проблем взаимодействия субъектов права. ПК-1.2. Качественно обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права. ПК-4.2. Эффективно оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите. ПК-4.4. Постоянно исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан. Формирование про-фессионально-значи-мых качеств личности (социально-профессиональная и личностная ответственность, коммуникативность, творческое мышление (практический интеллект и креативность), эмоциональная устойчивость, профессиональная мобильность.
аций в рамках изучения структуры юридической практики по разрешению гражданских дел, социальной защиты и пенсионного обеспечения как основы целефункциональной взаимосвязи профессиональных компетенций юристов среднего звена (по ФГОС СПО 4-го квалификационного уровня квалификации «Юрист») и составляющих готовности обучающихся к профессиональной юридической деятельности можно представить в схематично-структурированном виде (рис. 1).
Таким образом, каждая группа разработанной нами классификации контекстных ситуаций может быть представлена в данном виде (например, рис. 2).
Таким образом, модель формирования готовности будущих юристов среднего звена к профессиональной деятельности на
основе сочетания принципов системности, последовательности, комплексного, компетентностного и личностного подходов, профессиональной направленности, элементов контекстного обучения и кейс-метода представляет собой теоретико-методологическое обоснование процесса формирования профессиональных компетенций будущих юристов среднего звена на основе сценарно-ситуационного моделирования практико-ориен-тированных контекстных ситуаций и включает следующие блоки: целефункциональный, логико-содержательный, организационно-управленческий, диагностический, технологический и результативный. Целефункциональный блок отражает планируемый результат, включает методологические основания, принципы, структурные компонен-
КС ge формированию представлений e структуре юридической практики (юридическая сфера)
муниципальные органы юрисдикции
Рисунок 1. Структура юридической практики Figure LStructuHH oí] Oegal наприте
Рисунок 2. Структурные илемениы процееса сопр ов(^^кд1Е!Н]^5) материолов дела Figure ¿?.StructurnS oasmentsoe the пеоц та1пап^етеп1 ниомазз
ты профессиональной готовности обучающихся на будущей профессиональной деятельности. Логиоо-содержатехьньтй блод ^аливуотся в соотвеьствьи с гнофьтандартгм и ФГОС СПО 4-го квалификациьнно-го уровосс квьлификоции гЮрист», базовым. иорпативноши документами и наоужвлен на раевитио вьсь составляющхх пщвдвой професоио-нальной компесентсостк студснтов. Органи ационно-управленческий блок включает комплекс педагогических условий обеспечения целостного процесса практической подготовки будущих юристов среднего звена. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели формирования
гттовности обучающихся колледжа ос професвиооалонай дeптeленoтти. вклточаое следующие этнпы.
о. Включение социальнь-поьво-войе личностнойо профессиьньльуой отвсоствснныдеи, креотивности, мобильности, эмоциональной устойыи-вотли, оравовой компетентности в систему пpoфeосионалноo зннчимыд качегыд будущио юристтвс]оедеего звонаи тыеспeхенпо мотивационно-ценностного отношения студентов к праву как необходимому регулятору их профессиональной деятельности.
2. Системный, комплексный, компетентностный и личностный подходы к формированию профессиональных компетенций студентов колледжа, обеспечивающие разви-
тие профессионально-ценностных ориентаций обучающихся как основы взаимосвязи профессиональных компетенций и уровней формирования готовности обучающихся к профессиональной (юридической) деятельности в рамках реализации ФГОС СПО 4-го квалификационного уровня квалификации «Юрист». Технологический блок включает использование интерактивных, инновационных методов и форм обучения на всех этапах образовательного процесса; организационно-управленческое и методическое сопровождение его реализации. Диагностический блок, разработанный с учётом структуры правовой компетентности в соответствии с ФГОС, включающий в себя когнитивный, мотивационный, деятель-ностный и личностный критерии и позволяющий выявить динамику эффективности процесса формирования профессиональных и личностных знаний и умений как составляющих готовности студентов колледжа к профессиональной юридической деятельности.
Разработка авторского учебно-методического комплекса дисциплин «Гражданское право», «Административное право», «Арбитражный процесс», «Гражданский процесс», «Право социального обеспечения» как ресурсной базы формирования правовой составляющей профессиональных компетенций будущих юристов среднего звена.
Заключение. С целью доказательства гипотезы исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала три этапа; на первом определен уровень сформированности профессиональных качеств и умений как составляющих правовой профессиональной компетентности будущих юристов среднего звена; на втором организован формирующий эксперимент по апробации разработанной авторской модели и технологии
процесса формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной юридической деятельности на основе разработанной классификации контекстных ситуаций; на заключительном этапе на основе полученных экспериментальных данных получено подтверждение эффективности авторского подхода к построению процесса формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной юридической деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение двух лет на этапе среднего профессионального образования в образовательных организациях города Сочи. Полученные качественные и количественные данные свидетельствуют о сформированности составляющих правовой профессиональной компетентности будущих юристов среднего звена.
Можно сделать вывод, что в результате применения технологии контекстного обучения в сочетании с кейс-методом значительно возросла профессиональная, социальная и личностная компетенция как составляющие правовой профессиональной компетентности будущих юристов среднего звена, что является квалификационным требованием государственного образовательного стандарта.
Таким образом, практическая новизна разработанной нами модели, технологии учебно-методического комплекса процесса формирования готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности на основе сценарно-ситуационного моделирования практико-ориентированных контекстных ситуаций, применяемых в период обучения будущих юристов среднего звена, представляет собой целостную образовательную среду практической подготовки и создает основу стимулирования развития творческого потенциала (практического интеллекта, про-
фессионального творческого мышления и креативности личности) каждого обучающегося в период достижения образовательных результатов как в рамках отдельных дис-
циплин, согласно ФГОС СПО 4-го квалификационного уровня квалификации «Юрист», так и в формате реализации основной образовательной программы в целом.
*Благодарность. Выражаем благодарность научному руководителю исследования, доктору педагогических наук, профессору Тюнникову Юрию Станиславовичу.
Примечания:
1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 2001. 137 с.
2. Елькина Е.Е., Кононова О.В., Прокудин Д.Е. Типология контекстов и принципы контекстного подхода в междисциплинарных научных исследованиях // Когнитивно-информационные технологии в цифровой экономике. 2019. Т. 15, № 1. С. 141-153.
3. Жукова И.А. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетентности будущих юристов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2011. 252 с. URL: https://dissercat.com/content/kontekstnoe-obuchenie-kak-sredst-vo-formirovaniya-professionalnoi-kompetentnosti-budushchikh-yuristov
4. Курочкина М.Н. Формирование профессиональной готовности будущих юристов к работе в учерждениях социальной защиты населения: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 172 с. URL: https://dissercat.com/content/formirovanie-pro-fessionalnoi-gotovnosti-budushchikh-yuristov-k-rabote-v-uchrezdeniyakh-sots
5. Курданова Д.М. Подготовка будущих юристов к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.08. Армавир, 2021. 24 с. URL: https://kdik 1966.ru/content/cms/files/44243.pdf
6. Панченко В.Ю., Шевченко И.А. Профессиональная подготовка студентов-юристов к оказанию юридической помощи: необходимость новых подходов. URL: http://law.sfu-kras.ru/users/Files/254/ilya_shevchenko/professional prepa-ration.pdf.
7. Светличный Е.Г. Формирование профессиональной культуры будущих юристов на основе контекстного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Воронеж, 2018. URL: https://www.science.vsu.ru/dissertations/6015/ formirovanie-professio-nalnoi-kultury-budushchikh-yuristov-na-osnove-kontekstnogo-obucheniya
8. Светличный Е.Г., Каспер С.В. Осипченко Н.И. Культурологический подход в формировании профессиональной культуры будущего юриста. URL: https://cy-berlenka.ru/article/n/kulturologiskiy-podhod-v-formirovanii-professionalnoi-kultu-ry-budushchikh-yuristov.
9. Цеева С.К. Формирование гражданской культуры будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Майкоп, 2007. 24 с. URL: https://uchebana5.ru/cont/1666080.html.
References:
1. Verbitsky A.A. New educational paradigm and contextual learning. M., 2001. 137 pp.
2. Elkina E.E., Kononova O.V., Prokudin D. E. Typology of contexts and principles of the context approach in interdisciplinary scientific research // Cognitive-information technologies in the digital economy. 2019. Vol. 15, No. 1. P. 141-153.
3. Zhukova I.A. Contextual training as a means of forming the professional competence of future lawyers: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08.
M., 2011. 252 pp. URL: https://dissercat.com/content/kontekstnoe-obuchenie-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoi-kompetentnosti-budushchikh-yuristov
4. Kurochkina M.N. Formation of professional readiness of future lawyers to work in institutions of social protection of the population: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. M., 2006. 172 pp. URL: https://dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-gotovnosti-budushchikh-yuristov-k-workote-v-uchrezdeniyakh-sots
5. Kurdanova D.M. Training of future lawyers for the prevention of juvenile delinquency: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Armavir, 2021. 24 pp. URL: https://kdik1966.ru/content/cms/files/44243.pdf
6. Panchenko V.Yu., Shevchenko I.A. Professional training of law students to provide legal assistance: the need for new approaches. URL: http://law.sfu-kras.ru/ users/Files/254/ilya_shevchenko/professional preparation.pdf.
7. Svetlichny E.G. Formation of the professional culture of future lawyers based on contextual learning: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Voronezh, 2018. URL: https://www.science.vsu.ru/dissertations/6015/ formirovanie-professionalnoi-kultury-budushchikh-yuristov-na-osnove-kontekstnogo-obucheniya
8. Svetlichny E.G., Kasper S.V. Osipchenko N.I. Culturological approach in the formation of professional culture of the future lawyer. URL: https://cyberlenka. ru/article/n/kulturologiskiy-podhod-v-formirovanii-professionalnoi-kultury-budushchikh-yuristov.
9. Tseeva S.K. Formation of civic culture of future lawyers in the process of professional training: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Maikop, 2007. 24 pp. URL: https://uchebana5.ru/cont/1666080.html.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 05.03.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принята к публикации 19.03.2023.
The author declares no conflicts of interests.
The paper was submitted 05.03.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 19.03.2023.
© Мушкин В.Г., 2023