Научная статья на тему 'Формирование экономического пояса Шелкового пути для приграничных провинций КНР'

Формирование экономического пояса Шелкового пути для приграничных провинций КНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ТРАНСПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ван Чаолинь

Китайская Народная Республика начала развивать трансграничные транспортные возможности сравнительно недавно. Новый толчок для развития дала инициатива «Один пояс, один путь», принятая в 2013 году. С этого периода, даже несмотря на трудности в экономике сопредельных государств, увеличивается количество транзитных поездов и наращивается объем товаров, направляемых на экспорт из КНР в страны Европы. Данный вид транспорта выгоден всем сторонам, а также внутренним провинциям Китая, лишенным выхода к морю и возможностям доставки товаров морским транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экономического пояса Шелкового пути для приграничных провинций КНР»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ ДЛЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КНР Ван Чаолинь

Ван Чаолинь - аспирант, кафедра востоковедения, факультет исторических и политических наук, Нацианальный исследовательный Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: Китайская Народная Республика начала развивать трансграничные транспортные возможности сравнительно недавно. Новый толчок для развития дала инициатива «Один пояс, один путь», принятая в 2013 году. С этого периода, даже несмотря на трудности в экономике сопредельных государств, увеличивается количество транзитных поездов и наращивается объем товаров, направляемых на экспорт из КНР в страны Европы. Данный вид транспорта выгоден всем сторонам, а также внутренним провинциям Китая, лишенным выхода к морю и возможностям доставки товаров морским транспортом.

Ключевые слова: Китай, транспорт, инфраструктура, Один пояс и один путь.

Для современного Китая создание нового экономического пояса Шелкового пути является одной из основных задач развития национальной экономики. Так как сухопутных маршрутов прохождения шесть, они затрагивают национальные районы и провинции КНР и являются развитием принятой еще в семидесятых годах 20 века «политики реформ и открытости».

Шесть основных маршрутов Шелкового пути:

1) Китай - Монголия - Россия;

2) Новый Евразийский сухопутный мост;

3) Китай - Центральная Азия - Южная Азия;

4) Китай - Индокитайский полуостров;

5) Китай - Пакистан;

6) Китай - Бангладеш - Индия - Мьянма.

В связи с этим некоторые пограничные с Китаем страны начали активно принимать участие в проекте «Один пояс, один путь», а также развивать собственные национальные планы развития экономики или интеграционные объединения. Здесь можно назвать проекты Северного морского пути, Степного пути, проект Евразийского экономического союза, Нурлы жол, программу обновления Транссибирской магистрали и некоторые другие.

Также были подписаны документы по сопряжению проектов, в частности, инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза, а также казахстанской новой экономической политики Нурлы жол. На подходе документы по развитию сотрудничества в рамках Степного пути. За последние пять лет государства-соседи Китая много сделали для координации развития на высшем уровне. Кроме того, между странами существует необходимый уровень стратегического доверия и стратегического партнерства (КНР - Казахстан, КНР - РФ, КНР - Монголия, КНР - Пакистан и другие).

Активно развивается сфера двусторонней торговли, здесь заметно увеличилась роль транзитных перевозок, приграничной торговли. В пунктах пропуска на границе (КПП) с китайской стороны было много сделано для устранения ограничений, развития электронной коммерции, сокращения издержек для бизнесменов при экспорте и импорте товаров. Даже несмотря на девальвацию отдельных валют (рубль, тенге, сом) в 2014-15 годах китайская торговля уже за следующие полтора года вышла на прежний уровень и даже начала показывать прирост.

Для развития отношений важную роль играет существующая инфраструктура.

Проекты развития двусторонних связей включают различные приграничные территории КНР. Региональные приоритеты определены - это, прежде всего, Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ), Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), провинции Юньнань, Ганьсу, Тибетский автономный район. Так, власти Автономного района Внутренняя Монголия долго и плодотворно сотрудничают с властями Монгольской Народной Республики. С 2014 года стороны установили отношения всеобъемлющего стратегического партнерства, а АРВМ является «мостом» для развития отношений. Развиваются контакты не только в торговле и инвестициях, но и в железнодорожной, образовательной и гуманитарной сферах.

Синьцзян заинтересован в развитии отношений с Казахстаном, так как на его территории проживает большое количество этнических казахов, созданы и обслуживаются трансграничные

38

переходы, две железнодорожные ветки, международный центр приграничного сотрудничества, пять трансграничных трубопроводов. В данном случае Казахстан, как и Россию, можно рассматривать в качестве передовых вариантов развития приграничного сотрудничества в формате «Один пояс, один путь», так как здесь уже создана необходимая инфраструктура.

Внутренние железнодорожные перевозки постепенно выходят на новый уровень, через территорию Казахстана запущены транзитные поезда:

1.Чанъань;

Международный грузовой поезд «Чанъань» является первым международным поездом из провинции Шэньси. Чанъань - это бывшее название Сиани, древнего исторического города, с которого начинается Шелковый путь.

Общий маршрут международного грузового поезда «Чанъань» можно представить как «один главный путь и два дополнительных».

«Один главный путь»: Сиань (Шэньси, КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) - Казахстан - Россия -Беларусь - Польша - Роттердам (Нидерланды), общая длина пути составляет 9850 км., время прохождения -18 дней.

«Два дополнительных пути»: 1). Сиань (Шэньси, КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) - Актогай (Казахстан) - Астана (Казахстан) - Москва (РФ), общая длина составляет 7251 км., время прохождения - 14 дней; 2). Сиань (Шэньси, КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) - Актогай (Казахстан) - Алма-Аты (Казахстан) (общая длина 3846 км., 6 дней) - Жжем (Казахстан) (общая длина 5027 км., 10 дней).

Основные товары: автомобильные запчасти, электорооборудование, детали самолетов, машины для производства кирпича, концентрированный яблочный сок, продукция легкой промышленности, строительные материалы и другие товары.

2. Чунцин - СУАР - Европа;

«Один из четырех компьютеров в мире сделан в Чунцине». Так как в Чунцине очень быстро развивается Ай-Ти производство, основные товары, поставляемые на экспорт в Европу по данному маршруту, представляют собой Ай-Ти товары.

Международный грузовой поезд «Юйсиньой»: Чунцин (КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) -Казахстан - РФ - Беларусь - Польша - Дуйсбург (Германия); общая длина маршрута составляет около 11000 км., в пути - 15 дней. Этот поезд сокращает сроки на 20 дней прибытия товары в Европу по из Чунцина по сравнению с альтернативными маршрутами при перегрузке и доставке по морю.

З.Чжэнжоу - СУАР - Европа;

Международный грузовой поезд «Чжэнсиньой»: Чжэнжоу (КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) -Казахстан - РФ - Беларусь - Польша - Гамбург (Германия); общая длина маршрута составляет около 10245 км., 15 дней в пути.

Товарные группы, отправляемые по данному маршруту, имеют своим происхождением центральные и восточные провинции Хэнань, Шаньдун, Чжэцзян и Фуцзянь. Основные товары: шины, одежда, спортивные товары, изделия художественной промышленности и т.д.

4. Ухань - СУАР - Европа;

Международный грузовой поезд «Ухань - Европа»: Ухань (КНР) -Алашанькоу (СУАР, КНР) -Казахстан - РФ - Беларусь - Польша - Чехия. Общая длина маршрута составляет около 10700 км, в пути - 15 дней.

Основные товары: ноутбуки и Ай-Ти продукция, производимая предприятиями Ухани.

5. Иу - Синьцзян - Европа.

Международный грузовой поезд «Исиньой»: Иу (КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) - Казахстан -РФ - Беларусь - Польша - Германия - Франция - Мадрид (Испания). Общая длина маршрута составляет около 13052 км, в пути находится примерно 21 день. Маршрут этого поезда является самым протяженным в истории развития железнодорожного транспорта Китая. Три раза за маршрут данный поезд вынужден менять колесные пары.

Основные товары: одежда, игрушки, продукция легкие промышленности и т.д.

Согласно статистике, в 2016 году КНР обеспечила отправку около 1200 транзитных поездов в Европу, железнодорожные перевозки выросли на 8 миллионов тонн. В 2017 году количество поездов увеличилось до 1800, прирост перевозок составил около 50%. Ожидается, что в 2018 году цифра составит более 2000 поездов.

Список литературы

1. Лузянин С.Г., Афонасьева А.В. Один пояс, один путь - политические и экономические измерения//

Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2017. № 40. С. 5-14.

39

2. Сазонов С.Л., Заклязьминская Е.О., Чэнь Сяо. Проект «Пояс и путь» как решающий фактор развития экономики Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2017. № 3. С. 82-94.

3. Зуенко И.Ю. Один «Пояс», два пути: восприятие китайских интеграционных инициатив в России и Казахстане (2014-2017) // Россия и АТР. 2018. № 1. С. 118-132.

4. Сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс - один путь» материалы Международной научной конференции, Томск, 27-28 ноября 2017 г. Нац. исслед. Том. гос. ун-т, Ист. фак., Каф. востоковедения, Ин-т Конфуция [ред. кол.: Л.И. Шерстова, А.Г. Данков, И.А. Шведова].

5. "-^-$гттт\^тттшпм6000щ ^жшшшшЙ^Ш.//

^ШШЖШШ. [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа:

http://www.sic.gov.cn/News/614/9729.htm/ (дата обращения: 25.10.2018).

6. Ma Bin.zhonggoubanliede fazhanxianzhuang,wentiyuyingdui. // Guojiwentiyanjiu, 2018. № 06. С. 72-86.

7. Jakobowski Jakub, Poptawski Konrad and Kaczmarski Marcin. The EU-China Rail Connections:Background, Actors, Interests.// OSW Studies. № 72. February, 2018. Р. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.