ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ ДЛЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КНР Ван Чаолинь
Ван Чаолинь - аспирант, кафедра востоковедения, факультет исторических и политических наук, Нацианальный исследовательный Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: Китайская Народная Республика начала развивать трансграничные транспортные возможности сравнительно недавно. Новый толчок для развития дала инициатива «Один пояс, один путь», принятая в 2013 году. С этого периода, даже несмотря на трудности в экономике сопредельных государств, увеличивается количество транзитных поездов и наращивается объем товаров, направляемых на экспорт из КНР в страны Европы. Данный вид транспорта выгоден всем сторонам, а также внутренним провинциям Китая, лишенным выхода к морю и возможностям доставки товаров морским транспортом.
Ключевые слова: Китай, транспорт, инфраструктура, Один пояс и один путь.
Для современного Китая создание нового экономического пояса Шелкового пути является одной из основных задач развития национальной экономики. Так как сухопутных маршрутов прохождения шесть, они затрагивают национальные районы и провинции КНР и являются развитием принятой еще в семидесятых годах 20 века «политики реформ и открытости».
Шесть основных маршрутов Шелкового пути:
1) Китай - Монголия - Россия;
2) Новый Евразийский сухопутный мост;
3) Китай - Центральная Азия - Южная Азия;
4) Китай - Индокитайский полуостров;
5) Китай - Пакистан;
6) Китай - Бангладеш - Индия - Мьянма.
В связи с этим некоторые пограничные с Китаем страны начали активно принимать участие в проекте «Один пояс, один путь», а также развивать собственные национальные планы развития экономики или интеграционные объединения. Здесь можно назвать проекты Северного морского пути, Степного пути, проект Евразийского экономического союза, Нурлы жол, программу обновления Транссибирской магистрали и некоторые другие.
Также были подписаны документы по сопряжению проектов, в частности, инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза, а также казахстанской новой экономической политики Нурлы жол. На подходе документы по развитию сотрудничества в рамках Степного пути. За последние пять лет государства-соседи Китая много сделали для координации развития на высшем уровне. Кроме того, между странами существует необходимый уровень стратегического доверия и стратегического партнерства (КНР - Казахстан, КНР - РФ, КНР - Монголия, КНР - Пакистан и другие).
Активно развивается сфера двусторонней торговли, здесь заметно увеличилась роль транзитных перевозок, приграничной торговли. В пунктах пропуска на границе (КПП) с китайской стороны было много сделано для устранения ограничений, развития электронной коммерции, сокращения издержек для бизнесменов при экспорте и импорте товаров. Даже несмотря на девальвацию отдельных валют (рубль, тенге, сом) в 2014-15 годах китайская торговля уже за следующие полтора года вышла на прежний уровень и даже начала показывать прирост.
Для развития отношений важную роль играет существующая инфраструктура.
Проекты развития двусторонних связей включают различные приграничные территории КНР. Региональные приоритеты определены - это, прежде всего, Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ), Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), провинции Юньнань, Ганьсу, Тибетский автономный район. Так, власти Автономного района Внутренняя Монголия долго и плодотворно сотрудничают с властями Монгольской Народной Республики. С 2014 года стороны установили отношения всеобъемлющего стратегического партнерства, а АРВМ является «мостом» для развития отношений. Развиваются контакты не только в торговле и инвестициях, но и в железнодорожной, образовательной и гуманитарной сферах.
Синьцзян заинтересован в развитии отношений с Казахстаном, так как на его территории проживает большое количество этнических казахов, созданы и обслуживаются трансграничные
38
переходы, две железнодорожные ветки, международный центр приграничного сотрудничества, пять трансграничных трубопроводов. В данном случае Казахстан, как и Россию, можно рассматривать в качестве передовых вариантов развития приграничного сотрудничества в формате «Один пояс, один путь», так как здесь уже создана необходимая инфраструктура.
Внутренние железнодорожные перевозки постепенно выходят на новый уровень, через территорию Казахстана запущены транзитные поезда:
1.Чанъань;
Международный грузовой поезд «Чанъань» является первым международным поездом из провинции Шэньси. Чанъань - это бывшее название Сиани, древнего исторического города, с которого начинается Шелковый путь.
Общий маршрут международного грузового поезда «Чанъань» можно представить как «один главный путь и два дополнительных».
«Один главный путь»: Сиань (Шэньси, КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) - Казахстан - Россия -Беларусь - Польша - Роттердам (Нидерланды), общая длина пути составляет 9850 км., время прохождения -18 дней.
«Два дополнительных пути»: 1). Сиань (Шэньси, КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) - Актогай (Казахстан) - Астана (Казахстан) - Москва (РФ), общая длина составляет 7251 км., время прохождения - 14 дней; 2). Сиань (Шэньси, КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) - Актогай (Казахстан) - Алма-Аты (Казахстан) (общая длина 3846 км., 6 дней) - Жжем (Казахстан) (общая длина 5027 км., 10 дней).
Основные товары: автомобильные запчасти, электорооборудование, детали самолетов, машины для производства кирпича, концентрированный яблочный сок, продукция легкой промышленности, строительные материалы и другие товары.
2. Чунцин - СУАР - Европа;
«Один из четырех компьютеров в мире сделан в Чунцине». Так как в Чунцине очень быстро развивается Ай-Ти производство, основные товары, поставляемые на экспорт в Европу по данному маршруту, представляют собой Ай-Ти товары.
Международный грузовой поезд «Юйсиньой»: Чунцин (КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) -Казахстан - РФ - Беларусь - Польша - Дуйсбург (Германия); общая длина маршрута составляет около 11000 км., в пути - 15 дней. Этот поезд сокращает сроки на 20 дней прибытия товары в Европу по из Чунцина по сравнению с альтернативными маршрутами при перегрузке и доставке по морю.
З.Чжэнжоу - СУАР - Европа;
Международный грузовой поезд «Чжэнсиньой»: Чжэнжоу (КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) -Казахстан - РФ - Беларусь - Польша - Гамбург (Германия); общая длина маршрута составляет около 10245 км., 15 дней в пути.
Товарные группы, отправляемые по данному маршруту, имеют своим происхождением центральные и восточные провинции Хэнань, Шаньдун, Чжэцзян и Фуцзянь. Основные товары: шины, одежда, спортивные товары, изделия художественной промышленности и т.д.
4. Ухань - СУАР - Европа;
Международный грузовой поезд «Ухань - Европа»: Ухань (КНР) -Алашанькоу (СУАР, КНР) -Казахстан - РФ - Беларусь - Польша - Чехия. Общая длина маршрута составляет около 10700 км, в пути - 15 дней.
Основные товары: ноутбуки и Ай-Ти продукция, производимая предприятиями Ухани.
5. Иу - Синьцзян - Европа.
Международный грузовой поезд «Исиньой»: Иу (КНР) - Алашанькоу (СУАР, КНР) - Казахстан -РФ - Беларусь - Польша - Германия - Франция - Мадрид (Испания). Общая длина маршрута составляет около 13052 км, в пути находится примерно 21 день. Маршрут этого поезда является самым протяженным в истории развития железнодорожного транспорта Китая. Три раза за маршрут данный поезд вынужден менять колесные пары.
Основные товары: одежда, игрушки, продукция легкие промышленности и т.д.
Согласно статистике, в 2016 году КНР обеспечила отправку около 1200 транзитных поездов в Европу, железнодорожные перевозки выросли на 8 миллионов тонн. В 2017 году количество поездов увеличилось до 1800, прирост перевозок составил около 50%. Ожидается, что в 2018 году цифра составит более 2000 поездов.
Список литературы
1. Лузянин С.Г., Афонасьева А.В. Один пояс, один путь - политические и экономические измерения//
Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2017. № 40. С. 5-14.
39
2. Сазонов С.Л., Заклязьминская Е.О., Чэнь Сяо. Проект «Пояс и путь» как решающий фактор развития экономики Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2017. № 3. С. 82-94.
3. Зуенко И.Ю. Один «Пояс», два пути: восприятие китайских интеграционных инициатив в России и Казахстане (2014-2017) // Россия и АТР. 2018. № 1. С. 118-132.
4. Сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс - один путь» материалы Международной научной конференции, Томск, 27-28 ноября 2017 г. Нац. исслед. Том. гос. ун-т, Ист. фак., Каф. востоковедения, Ин-т Конфуция [ред. кол.: Л.И. Шерстова, А.Г. Данков, И.А. Шведова].
5. "-^-$гттт\^тттшпм6000щ ^жшшшшЙ^Ш.//
^ШШЖШШ. [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа:
http://www.sic.gov.cn/News/614/9729.htm/ (дата обращения: 25.10.2018).
6. Ma Bin.zhonggoubanliede fazhanxianzhuang,wentiyuyingdui. // Guojiwentiyanjiu, 2018. № 06. С. 72-86.
7. Jakobowski Jakub, Poptawski Konrad and Kaczmarski Marcin. The EU-China Rail Connections:Background, Actors, Interests.// OSW Studies. № 72. February, 2018. Р. 5.