Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (10). Сентябрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 378.147 ББК 65.011 Ш978
Т. А. Шутова Иркутск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ
В статье рассмотрены компоненты процесса формирования экономического мышления, удовлетворяющие современным требованиям. Обосновано, что рассмотренные в статье педагогические технологии как средство развития экономического мышления личности будущего авиационного инженера не позволяют добиться полного достижения одновременно всех учебных целей. Показано, что для формирования экономического мышления и развития экономически значимых качеств личности авиационного инженера требуются новые педагогические технологии, более тесно сочетающие педагогические аспекты с «жизненными смыслами».
Ключевые слова: экономическое мышление; экономические компетенции; экономически значимые качества личности; педагогические технологии.
T. A. Shutova Irkutsk, Russia
ECONOMIC THINKING DEVELOPING OF STUDENTS OF ENGINEERING AND AVIATION HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
The article deals with the components of economic thinking developing according to the modern requirements. It proves that the studied pedagogical technologies as means to develop economic thinking of the personality of aviation engineer to be are not available to achieve all educational purposes. It shows that it is necessary to make
© Шутова T. A., 2016
new pedagogical technologies which are more closely combining pedagogical aspects with «vital meanings» to develop economic thinking and economically significant qualities of the personality of the aviation engineer.
Key words: economic thinking; economic competences; economically significant qualities of the personality; pedagogical technologies.
Одной из наиболее острых проблем гражданской авиации в настоящее время является подготовка кадров. Российским авиапредприятиям не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по управлению воздушным движением, профессиональных техников. Однако статистические данные последнего десятилетия, представленные в работах Т. В. Андрюшиной, О. Б. Болбат, Н. И. Булаева, А. В. Чудинова, позволили сделать вывод о том, что выпускники инженерно-технических вузов, в том числе и инженерно-авиационных, имеют недостаточную для результативной работы подготовку, не могут быстро переориентироваться на ритм и условия предприятий, не способны переучиваться и предвидеть развитие научно-технических направлений, в которых им придется работать [Пиралова, 2012, с. 3]. Поэтому в условиях, с одной стороны, экономической нестабильности, и, с другой стороны, инновационных тенденций развития авиации, отраслью востребованы специалисты, имеющие достаточно высокий уровень адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям, новым требованиям рынка труда к работнику, его конкурентоспособности, мобильности. Не менее важны и личностные качества будущих специалистов: активность, самостоятельность, профессиональная компетентность, деловитость, ответственность, предприимчивость, способность принимать решения в условиях риска.
Формированию вышеперечисленных качеств в немалой степени способствует экономическая составляющая инженерно-авиационного образования, проявляющаяся в становлении и развитии экономических компетенций, представленных экономическими знаниями и навыками экономического мышления.
Экономическое мышление формируется как в процессе получения определенного экономического образования, приобретения навыков поведения и экономической культуры, так и в результате практической хозяйственной деятельности. Схематично этот процесс можно представить так: экономические отношения - экономическое образование - экономическое воспитание - экономическое сознание - экономическое мышление - экономическое действие.
Об экономическом мышлении авиационного инженера можно говорить как о осознании одного из важнейших аспектов инженерной деятельности, состоящего в организации и контроле выполнения технологических операций, разработке не только новых алгоритмов действий, но и их оптимизации с точки зрения эффективного использования ресурсов, владения методами оценки и контроля качества в своей деятельности и т. д. Развитое экономическое мышление обеспечивает эффективное осуществление деятельности в соответствии с принятыми в современном обществе правовыми и моральными нормами, включает наличие организаторских способностей, навыков прогнозирования и анализа результатов хозяйственно-экономической деятельности, знаний о наиболее эффективных и рациональных способах её осуществления.
Основой формирования экономического мышления выступают экономические компетенции, которыми должен овладеть будущий авиационный инженер. Требования к их формированию сформулированы в образовательных стандартах третьего поколения. Однако, как было отмечено выше, существует значительный разрыв между требованиями к профессиональной (в т. ч. экономической) компетентности работодателя и формулировками, данными в документах министерства образования. Поэтому основной задачей при проектировании образовательного процесса в вузе является ориентировка на требования и запросы работодателей и рынка труда авиационной отрасли. Для того чтобы обучаемый стал профессионалом-инженером, ему «необходимо выйти из пространства знаний в пространство деятельности и жизненных смыслов» [Похолков, 2002, с. 65]. Следовательно, процесс формирования экономического мышления в образовательном процессе вуза требует уточнения.
Реализация комиетентностного подхода предполагает технологичность учебного процесса. Для соблюдения данного условия и эффективности осуществления процесса формирования экономического мышления необходимо наличие следующих компонентов:
1) формирование составляющих экономического мышления: экономическая грамотность, экономическое сознание, экономическое мировоззрение, экономическое поведение, экономическое моделирование;
2) технология образовательного процесса формирования экономического мышления связана с разработкой учебно-методического комплекса, включающего, помимо содержания учебного материала, рациональное применение различных комбинаций педагогических технологий;
3) процессуальные критерии и показатели, отражающие уровень сформированное™ экономического мышления:
- ориентировочно-познавательный (усвоение знаний, уровень экономической грамотности, овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов);
- мотивационно-ценностный (экономически значимые качества и свойства личности);
- операционно-практический (овладение действиями, имеющими экономическую направленность, осуществление экономической деятельности).
Рассмотрим один из элементов процесса формирования экономического мышления - педагогические технологии - как средство развития компетентной личности будущего авиационного инженера. Опираясь на педагогические исследования в области использования предметно- и личностно-ориентированных педагогических технологий, адаптированных к условиям технического вуза [Чурляева, 2007, с. 26], а также собственную практическую деятельность, мы получили следующие результаты:
1. Технология полного усвоения обеспечивает получение знаний, но не стимулирует способность применять, анализировать и синтезировать эти знания.
Одной из целей ее применения в курсе «Экономика» - было повышение эффективности контроля знаний, уровня восприятия и реагирования, а её общее назначение заключалось в обеспечении требуемого уровня экономических знаний.
Поскольку в данной технологии оценка достижений студентов ведется по заранее выработанным критериям, то нацеленность в генерировании вариантов принимаемых экономических решений ослабевает, что ведет к возникновению неустойчивой связи в категории «применение», и далее по цепочке в категориях «анализ», «синтез», «оценка». Отсюда вытекает снижение интереса к целенаправленному изучению конкретных экономических ситуаций.
Главным недостатком технологии полного усвоения является то, что она не позволяет добиваться повышения компетентности, опираясь на те особенности преподавания, которые делают больший акцент на таких категориях, как применение, анализ и синтез. Кроме того, такая технология имеет существенные временные ограничения; ограничения, связанные с аудиторным фондом, необходимым для проведения корректирующих консультаций; ограничения по учебной нагрузке преподавателей, рассчитываемой без учета дополнительного тестирования и корректирующих занятий и другие ограничения.
2. Технология обучения как учебного исследования эффективна во время семинарских занятий в 5-6 семестрах.
Практика использования этой технологии свидетельствует о том, что она неэффективна на первых курсах, дает наилучшие результаты на третьем курсе (в данном случае изучение дисциплины ограничено третьим курсом).
Использование этой педагогической технологии приводит к резкому увеличению затрат времени на самостоятельную работу студентов (СРС). Опыт использования этой технологии позволил выявить следующую закономерность: 1 час аудиторных занятий требует как минимум 3 часов СРС.
3. Технология эвристического обучения эффективна при возникновении ситуации образовательного напряжения.
Эвристическая технология способствует увеличению общего уровня компетентности за счет стимулирования таких качеств, как инициативность и настойчивость. Присущая ей вариативность конструируемых преподавателем занятий позволяет достичь положительных результатов, например, при написании эссе.
Рациональное применение на практике рассмотренных педагогических технологий и их комбинаций показало неплохие результаты в отношении экономической подготовки будущих инженеров гражданской авиации. В то же время выяснилось, что ни одна из технологий (за исключением технологии эвристического обучения при определённых условиях) не позволяет добиться полного достижения одновременно всех учебных целей, что не позволяет выйти на диктуемый рынком уровень экономического мышления. Это есть, прежде всего, следствие того, что они не формируют в должной мере такие её показатели, как ответственность за принимаемые решения, организационные, управленческие умения, инициативность и т. п. В связи с этим были разработаны и апробированы инновационные составляющие интерактивно-имитационной технологии, эффективно воздействующие на те компоненты экономического мышления выпускника, которые определяются рынком труда как недостаточные. Эти составляющие включают в себя:
- сетевой подход к построению курсов;
- специальную систему методов и моделей активных форм обучения;
- систему методов, базирующихся на использовании деловых имитационных игр.
Важнейшим элементом этой технологии являются имитационные и деловые игры, формирующие экономическое мышление, развивающие способность применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Таким образом, проведенный анализ подготовки инженеров гражданской авиации в соответствии с требованиями работодателей и рынка труда авиационной отрасли, позволил выявить направления совершенствования процесса формирования экономического мышления будущих специалистов с использо-
ванием комплекса педагогических технологий как средств совершенствования данного процесса.
Библиографический список
1. Пиралова О. Ф. Концепция оптимизации обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерно-технических вузов: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.000.08 / О. Ф. Пиралова. Волгоград, 2012. 46 с.
1. Похолков Ю. П. К вопросу формирования национальной доктрины инженерного образования / Ю. П. Похолков, Б. Л. Агранович // Инновации в высшей технической школе России (состояние проблемы модернизации инженерного образования). М.: МАЛИ, 2002. С. 62-79
2. Чурляева Н. П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода: автореф. дис. .д-ра. пед. наук: 13.00.01, 13.000.08 / Н. П. Чурляева. Красноярск, 2007. 44 с.