УДК 658.344.64:656.7.071 (045)
Т. А. Ковалькова
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Обосновывается целесообразность использования педагогической технологии в процессе подготовки спе-циалистов-психологов к профессиональной деятельности в сфере гражданской авиации. Разработана программа экспериментального спецкурса «Особенности профессиональной деятельности психолога в авиационной отрасли», который поможет вооружить студентов глубокими знаниями об особенностях профессиональной деятельности практического психолога в авиационной отрасли.
Ключевые слова: авиационная отрасль, готовность, метод, педагогические условия, профессиональная деятельность психолога, технология, формирование.
Современные условия функционирования авиационной отрасли определяют целесообразность использования технологического подхода к обучению студентов. Это касается и профессиональной подготовки психологов.
Технологический подход к обучению предполагает инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей [1, с. 76].
Педагогическая технология - это созданная адекватно потребностям и возможностям личности и общества теоретически обоснованная учебновоспитательная система социализации, личностного и профессионального развития и саморазвития человека в образовательном учреждении, которая вследствие упорядоченных профессиональных действий педагога при оптимальности ресурсов и усилий всех участников образовательного процесса гарантированно обеспечивает эффективную реализацию заведомо определенной образовательной цели [2].
Использование педагогической технологии в подготовке будущих психологов обусловлено сложностью структуры готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли. Компонентами этой структуры являются личностный, когнитивный, интерактивный и рефлексивный (оценочный). В результате проведения исследования определены четыре уровня сформированности готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли: репродуктивный (низкий), репродуктивно-продуктивный (ниже среднего), продуктивный (выше среднего), творческий (высокий), что, в свою очередь, требует использования адекватных данным уровням методов диагностики.
Целью разработанной педагогической технологии является формирование готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли.
В данном процессе принимали участие студенты образовательно-квалификационного уровня «магистр», которые овладевают специальностью 8.03010201 «Психология» по направлению
6.030102 «Психология».
По результатам констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что обучение психологов в вузах не способствует формированию их готовности к профессиональной деятельности в авиационной отрасли, поэтому необходимо внести изменения в учебно-методические комплексы дисциплин цикла «По самостоятельному выбору вуза», обогатить их программы включением спецкурса «Особенности профессиональной деятельности психолога в авиационной отрасли». Разработанная технология представлена на рисунке.
Была создана учебная программа экспериментального спецкурса «Особенности профессиональной деятельности психолога в авиационной отрасли», которая позволила разработать его содержание. Целью преподавания спецкурса является вооружение студентов глубокими знаниями об особенностях профессиональной деятельности практического психолога в авиационной отрасли и формирование прикладных, профессионально ориентированных умений по оказанию квалифицированной психологической помощи авиационному персоналу.
Задачами изучения учебной дисциплины определены:
- ознакомление студентов с содержанием, формами и методами деятельности практического психолога в авиационной отрасли;
- формирование практических умений по использованию методов психологической саморегуляции специалистов авиационной отрасли;
- обоснование необходимости использования конкретных приемов преодоления коммуникативных барьеров общения у представителей авиационного персонала;
Технология формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли в процессе профессиональной подготовки
- овладение студентами стратегиями и методами профилактики конфликтов в сфере авиации и при наличии - конструктивного их решения.
Изучение спецкурса «Особенности профессиональной деятельности психолога в авиационной отрасли» будет способствовать подготовке студентов образовательно-квалификационного уровня «магистр» к профессиональной деятельности в авиационной отрасли. Они смогут углубить знания о познавательных психических процессах (ощущении, восприятии, мышлении, речи, воображении, памяти, внимании); об эмоциональноволевой сфере, психических свойствах (темпераменте, характере, способностях), мотивации, самооценке; овладеть понятиями: «профессиональная деятельность», «готовность к профессиональной деятельности», «профессионально значимые качества психолога»; ознакомиться с психологическими принципами и правилами профессиональной деятельности практического психолога в авиационной отрасли; смогут выработать умения по оказанию психологической помощи специалистам авиационной отрасли; преодолеть коммуникативные барьеры; овладеют стратегиями регулирования конфликтов; ознакомятся с возможными последствиями профессиональных конфликтов в авиационной отрасли; овладеют умениями по осуществлению разработки рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности работы специалистов авиационной отрасли как в индивидуальной, так и в командной деятельности. Содержание данного спецкурса ориентировано на прикладное использование психологических знаний в профессиональной деятельности практического психолога в авиационной отрасли.
Содержанием формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли в процессе профессиональной подготовки является наличие знаний и умений по предложенной дисциплине. В результате изучения спецкурса студент должен знать:
- роль сенсорно-перцептивных процессов в структуре психического;
- закономерности протекания отдельных психических явлений и их взаимосвязь;
- содержание, форму и методы деятельности практического психолога в авиационной отрасли;
- особенности коммуникативного поведения при оказании психологической помощи специалистам авиационной отрасли;
- основные закономерности возникновения и развития конфликтных ситуаций и конфликтов в сфере профессиональной деятельности, и в частности в авиационной профессиональной деятельности;
уметь:
- определять пути и средства измерения и диагностики сенсорно-перцептивных процессов;
- характеризовать определенные проявления поведения и деятельности человека по типовым особенностям;
- анализировать процесс деятельности специалистов авиационной отрасли со стороны психологических требований к нему;
- ориентироваться в ситуациях социальных отношений и определять необходимые средства оптимального взаимодействия партнеров;
- проводить анализ причин существующих или назревающих конфликтов в сфере профессиональной деятельности и внедрять средства их преодоления.
Учебный материал дисциплины структурирован по модульному принципу и состоит из одного учебного модуля, который разделен на пять содержательных модулей. В приложениях к программе представлен перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент по каждому смысловому модулю.
Содержание спецкурса рассчитано на 108 ч, из них 17 ч лекций, 17 ч практических занятий, 72 ч самостоятельной работы, 2 ч индивидуальных занятий, а также итоговая аттестация учебных достижений студентов.
Технология формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли в процессе профессиональной подготовки предусматривала целенаправленное создание педагогических условий.
Педагогические условия формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли - это специально созданная педагогическая среда, которая способствует формированию готовности будущего психолога к профессиональной деятельности со специалистами авиационной отрасли и совокупность методов, приемов учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают формирование указанного вида готовности.
Были определены следующие педагогические условия формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли: направленность деятельности научно-педагогического работника на формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли, обеспечение личностно ориентированного содержания обучения студентов, наличие субъектной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки, использование методов, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов-психологов.
Формирование готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли будет осуществляться в определенных формах организации учебного процесса. Формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога со студентами, при решении дидактических задач. Они выявляются с помощью различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В них реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. Форма организации обучения - определенная структурно-организационная и управленческая конструкция учебного занятия в зависимости от его дидактических целей, содержания и особенностей деятельности субъектов и объектов обучения [3].
Рассмотрим, какие формы организации учебновоспитательного процесса используются в профессиональной подготовке студентов и насколько они эффективны в отношении формирования готовности психолога к профессиональной деятельности в авиационной отрасли.
В вузах наиболее распространенными формами организации учебно-воспитательного процесса являются лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа, индивидуальные занятия. Основными формами организации индивидуального и группового овладения умениями и навыками, а также опытом творческой деятельности являются семинарские, практические и лабораторные занятия. Нами определено использование лекционных, практических занятий, самостоятельной работы студентов, а также индивидуальных заданий и контрольных мероприятий.
Важной составляющей педагогической технологии являются методы обучения.
Метод обучения - связующее звено между определенной целью и конечным результатом. Практика подтверждает, что качество подготовки специалистов существенно снижается прежде всего вследствие применения пассивных методов дидактического воздействия. Методы активизации учебной деятельности студентов, непосредственно способствующие их самосовершенствованию, формируют у них первичные навыки и умения профессиональной работы на предприятиях и в учреждениях, содержательные мотивы и мотивации учебной и будущей профессиональной деятельности, существенно влияют на содержание жизненных установок, развивают активность в учебной деятельности [4].
Мы разделяем мнение С. Тарасовой, которая убеждена, что формирование готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности тесно связано с использованием активных методов
обучения, особенно анализа различных производственных ситуаций и ролевых игр [5].
В смысле активизации обучения, роста его учебно-познавательного характера все известные методы обучения можно классифицировать на неимитационные и имитационные. К первым относят средства активизации познавательной деятельности учащихся на лекционных занятиях, а ко вторым - осуществление и инициирование учебно-познавательной деятельности взрослых путем имитации умений и навыков, достаточных для их профессиональной (специализированной) деятельности [6, с. 8].
Нами применяются следующие неимитационные методы формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли.
1. Лекция-беседа (диалог с аудиторией). Позволяет установить непосредственный контакт лектора со слушателем. Она применяется при изучении содержательного модуля № 1 «Познавательные психические процессы».
2. Лекция-диспут. В течение занятий происходят не только ответы на отдельные вопросы темы, но и свободный обмен мнениями между лектором и аудиторией в интервалах между логическими разделами лекционного материала. Важную роль в профессиональной подготовке студентов-психо-логов играют дискуссии, так как они развивают коммуникабельность - одну из основных черт, необходимых психологу для профессиональной деятельности. Данный вид лекционного занятия целесообразно использовать при рассмотрении тематического модуля № 5 «Коммуникативные процессы и профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
3. Проблемная лекция, в течение которой происходит решение определенных проблем, которые формулирует лектор в ходе занятий. Изложение материала может быть как в виде проблемной беседы (элементы интерактивности), так и монологическим (повелительным). Проблемная лекция нами используется при изучении содержательного модуля № 4 «Профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
4. Лекция по рассмотрению конкретных ситуаций. Близка к лекции-диспуту, однако на обсуждение обычно ставят не определенную проблему, а конкретную актуальную ситуацию. Этот вид лекции целесообразно применять при рассмотрении тематического модуля № 6 «Конфликт в профессиональной сфере».
5. Лекция-консультация в целом построена на разъяснении наиболее сложных или важных вопросов по предмету (теме), которые непосредственно задают слушатели лектору. Возможен сво-
бодный обмен мнениями. Лекция-консультация проводится при изучении содержательного модуля № 4 «Профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
6. Теоретическое собеседование, которое обычно проводится как с группой слушателей, так и в индивидуальной форме. Позволяет не только рассмотреть и усвоить определенный материал, но и одновременно обеспечить контроль знаний. Теоретическое собеседование целесообразно использовать при изучении содержательного модуля № 3 «Психология деятельности».
7. Метод привлечения (суггес-педагогика), основанный на релаксации, соответствующем влиянии педагога на слушателя. Инициируется рациональное рассуждение, что в конечном итоге усиливает творческие способности слушателя. Метод привлечения применяется при рассмотрении содержательного модуля № 2 «Психология личности».
8. С целью стимулирования творческой активности и продуктивности деятельности студентов в современных условиях обучения в вузе широко используется такой метод, как мозговой штурм, или мозговая атака. Этот метод применяется при изучении содержательного модуля № 3 «Психология деятельности».
9. Синектика - это один из методов организации творческого мышления, дает положительные результаты в условиях подготовленного коллектива. Для студентов-магистров он уместен, потому что во время этого метода активизируется творческое мышление, он способствует лучшему запоминанию информации о специфике отрасли гражданской авиации, а также формированию умений. Си-нектику как метод организации творческого мышления целесообразно использовать при обработке содержательного модуля № 4 «Профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
10. Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы являются дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи [7]. Данный метод используется при изучении содержательного модуля № 6 «Конфликт в профессиональной сфере».
11. Метод инверсии - один из эвристических методов учебно-творческой деятельности, ориентированный на поиск решений творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые присутствуют в логике [7]. Метод инверсии рационально применить при рассмо-
трении тематического модуля № 5 «Коммуникативные процессы и профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
12. Метод эмпатии (личной аналогии) является одним из важных эвристических методов решения творческих задач [7]. Метод эмпатии используется при изучении содержательного модуля № 6 «Конфликт в профессиональной сфере».
Учитывая реалии современной подготовки специалистов, мы должны применить данную педагогическую технологию, которая способствует формированию знаний и умений профессиональной деятельности психолога в области гражданской авиации в процессе профессионального обучения. Для этого студентам необходимо овладеть особенностями деятельности психолога в авиационной отрасли, углубить знания о профессиональной деятельности, овладеть умениями по осуществлению разработки рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности работы специалистов авиационной отрасли.
Следует использовать активные методы обучения, так как они являются более эффективными для работы со студентами. Они имеют имитационные формы проведения. Специфика этих образовательных методов предполагает их разделение на игровые и неигровые [6].
К активным методам обучения относятся и игровые методы, которые, по мнению ученых, способствуют совершенствованию практических навыков и умений, их применению, творческому использованию для решения профессиональных и психолого-педагогических проблем, созданию условий для активного обмена опытом.
Основными разновидностями игровых методов активизации учебной деятельности студентов являются ролевые и деловые игры. На основе анализа литературы можно выделить следующие методы игрового обучения: анализ производственных ситуаций, метод инцидента, метод инсценировки (разыгрывание ролей); мозговая атака; игровое проектирование; расчетно-ситуационные задачи; деловые игры и т. д.
Можно выделить следующие игровые методы, которые целесообразно использовать при формировании готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли:
1. Анализ конкретных ситуаций (са8е-81^у) -один из методов активного обучения, который применяется на практических занятиях при рассмотрении содержательного модуля № 4 «Профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
2. Игры-соревнования желательно использовать на практических занятиях при рассмотрении
тематического модуля № 3 «Психология деятельности».
3. Игровое проектирование (другое название -управление проектами) используется на практических занятиях при рассмотрении тематического модуля № 2 «Психология личности».
Используются неигровые имитационные методы, которые рационально применять для формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли:
1. Ситуация (широкоформатная). Обычно этот метод наиболее целесообразно применять в обучении тех слушателей, для которых предложенная ситуация наиболее приближена к их профессиональной деятельности. Ситуацию (широкоформатную) целесообразно применять при изучении содержательного модуля № 4 «Профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
2. Микроситуация. Отличается от предыдущего метода тем, что ее описание должно быть достаточно лаконичным, кратким, однако точно описывать сущность проблемы (конфликта). Микроситуация часто может быть фрагментом лекции-дискуссии и применяется на лекционном занятии при изучении содержательного модуля № 4 «Профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
3. Ситуация-иллюстрация направлена на описание нового изучаемого материала. Служит закреплению и углублению знаний, активизации взаимного обмена знаниями и опытом между слушателями, и ее желательно использовать при изучении содержательного модуля № 6 «Конфликт в профессиональной сфере».
4. Ситуация-проблема (ситуационная задача). Проблемные методы предусматривают изложение информации и практическое обучение с помощью создания проблемной ситуации, которая побуждает студентов-психологов к поиску и решению определенных противоречий, а следовательно, приобретения новых знаний. Ситуация-проблема применяется при рассмотрении тематического модуля № 5 «Коммуникативные процессы и профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
5. Ситуация-инцидент обычно направлена на преодоление личной инертности слушателя и формирование у него адекватных средств поведения в сложных стрессовых условиях. Ситуацию-инцидент надлежит использовать при изучении содержательного модуля № 4 «Профессиональная деятельность психолога в авиационной отрасли».
Безусловно, чтобы достичь успеха в использовании этих методик в Украине на примере студен-тов-психологов, необходима значительная их адаптация с учетом особенностей авиационной среды.
Ввиду того что каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, мы не отдаем предпочтение одному методу, а используем их в системе, во взаимосвязи, стремясь достичь поставленную цель - сформировать готовность будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли.
Приведенные активные методы можно считать целесообразными для подготовки психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли потому, что большинство из них (кейсо-вый метод, мозговой штурм (атака), инверсия, си-нектика и др.) используются в профессиональной деятельности современного психолога.
Результатом технологии формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли в процессе профессиональной подготовки является система знаний о психологии познавательных процессов, профессиональной деятельности человека, особенностях авиационной отрасли, знания, умения, сформированность профессионально важных качеств.
Таким образом, технология формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли в процессе профессиональной подготовки рассматривается как учебно-воспитательный процесс, направленный по критериям технологичности, как совокупность целей, задач, содержания, средств, методов и приемов, педагогических условий, форм организации учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
1. Тарбокова Т. В. Модель дидактической системы активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов в процессе предметного обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2 (117). С. 76-82.
2. Педагогічні технології у неперервній професійній освіті: монографія / С. О. Сисоєва, А. М. Алексюк, П. М. Воловик, О. І. Кульчицька, Л. Є. Сігаєва, Я. В. Цехмістер та ін.; за ред. С. О. Сисоєвої. К.: ВІПОЛ, 2001. 502 с.
3. Ортинський В. Л. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. К.: Центр учбової літератури, 2009. 472 с.
4. Мойсеюк Н. Є. Педагогіка: навч. посібник для студ. вищ. навч. закл. 5-е вид., доп. і перероб. К.: Б. в., 2007. 656 с.
5. Тарасова С. М. Формування у майбутніх менеджерів фінансово-економічного профілю готовності до управлінської діяльності: дис. ... канд. пед. наук: Кіровоград. 2006. 232 с.
6. Волощук І. С. Науково-педагогічні основи формування творчої особистості. К.: Педагогічна думка, 1998. 149 с.
7. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности (основы педагогики творчества). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 238 с.
Ковалькова Т. О., аспирант.
Национальный авиационный университет.
Пр. Космонавта Комарова, 1, Киев, Украина, 03058.
E-mail: post@nau.edu.ua
Материал поступил в редакцию 19.Q9.2Q13.
T. A. Kovalkova
TECHNOLOGY OF FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGIST’S READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN AVIATION
INDUSTRY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING
The article explains the usefulness of pedagogical technology in the process of preparation of experts in psychology for professional activity in the field of civil aviation. The author has developed program of an experimental course “The features of the professional activity of a psychologist in the aviation industry,” which will help students to equip with a deep knowledge about the features of the professional activity of a practical psychologist in the aviation industry.
Key words: aviation industry, readiness, method, pedagogical conditions, professional work of a psychologist, technology, formation.
References
1. Tarbokova T. V. Didactic system model for activating cognitive independence of students at engeneering education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2G12, vol. 2 (117), pp. 76-82 (in Russian).
2. Teaching technology in continuous professional education: monograph I S. O. Sysoeva, A. M. Aleksyuk, P. M. Volovyk, O. I. Kulchytska, L. E. Sigayeva, Ya.V. Tsekhmister and others., ed. S. O. Sysoeva. Kiev, V!POL Publ., 2GG1. 5G2 p.
3. Ortynskiy V. L. Pedagogy of higher education: teach. guidances. for students. high. teach. bookmark. Kiev, Tsentr uchebnoy Nteraturi Publ., 2GG9. 472 p.
4. Moyseyuk N. E. Pedagogy: teach. guide for students. high. teach. bookmark. 5th ed., ext. and revised.. Kiev, Tsentr uchebnoy Nteraturi Publ., 2GG7. 656 p.
5. Tarasova S. M. Formation of future managers of financial and economic profile preparedness management. Author dis. cand. ped. sci. Kirovograd, 2GG6. 232 p. (in Russian).
6. Voloshchuk I. S. Scientific and pedagogical guidelines for the development of creative personality. Kiev, Pedagog^hna dumka Publ., 1998. 149 p.
7. Andreev V. I. Dialectics of education and self-education of creative personality (basics of pedagogy of creativity). Kazan, Izd-vo Kazanskogo universiteta Publ., 1988. 238 p. (in Russian).
National Aviation University.
Pr. Kosmonavta Komarova, 1, Kiev, Ukraine, 03058.
E-mail: post@nau.edu.ua