Изложенное даёт основания заключить, что элитную подготовку инженеров—лидеров, отвечающих сформулированным выше требованиям, целесообразно осуществлять в рамках нового междисциплинарного интегративного направления «Инновационное машиностроение» в составе укрупнённой группы направлений и специальностей 150000 Материаловедение, металлургия и машиностроение.
Анализ многолетнего опыта подготовки и использования специалистов наукоемких аэрокосмических специальностей показал, что выпускники этих специальностей быстро адаптируются и с успехом работают в смежных отраслях, а обратных примеров значительно меньше. Образовательные программы этих специальностей традиционно ориентированы на широкий профиль подготовки и отличаются повышенным объемом естественно-на-учиых и математических дисциплин. Важное значение имеет и хорошо отработанная технология обучения. Она включает большой объем самостоятельной работы студентов, значительное место в которой занимает ряд последовательно усложняющихся курсовых проектов и дипломный проект, отличающийся комплексностью содержания. Междисциплинарное интегративное направление подготовки инженеров-лидеров с повышенным инновационным потенциалом создаст возможность объединить и развить в его рамках опыт подготовки высококвалифицированных инженеров для ряда наукоемких, в том числе оборонных, отраслей и обеспечит межотраслевой перенос производственных и образовательных технологий.
Разработка ФГОС высшего профессионального образования по новому направлению создаст нормативно-правовую базу для развертывания в его рамках эффективную (по экономическому критерию в том числе) подготовку специалистов высокого уровня по группам специальностей оборонного и другого наукоемкого высокотехнологического машиностроения (авиастроение, ракетно-космическая техника, судостроение, автомобилестроение, сложное научно-исследовательское оборудование и др.), в которых имеются условия для создания конкурентоспособной продукции. Предлагаемое направление станет базой для развития университетского типа высшего технического образования.
Поэтому элитную подготовку инженеров-лидеров по междисциплинарному интегративному направлению целесообразно развернуть, с учетом уже сложившихся и формирующихся промышленных кластеров, в крупных технических университетах, которые станут базовыми научно-образовательными центрами по подготовке инженерной элиты в регионах. Высокий уровень и широкий профиль элитной подготовки позволит осуществить специализацию на старших курсах как по объектам, так и по областям профессиональной деятельности (стадиям жизненного цикла изделий).
Междисциплинарный интегративный характер предлагаемого направления подготовки должен достигаться как содержанием подготовки, так и реализуемыми образовательными технологиями на основе единства гуманитарного, фундаментального и технического компонентов подготовки.
_________________О ЭЛИТНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ ..._________________
Фундаментальность подготовки - один из важнейших принципиальных моментов не только в определении содержания профессионального образования, но и в выборе образовательных технологий. Особенную практическую важность приобретает понятие фундаментальности применительно к непрерывному многоуровневому образованию. Поэтому применительно к профессиональному образованию каждый переход на следующий квалификационный уровень должен подкрепляться освоением некоторой фундаментальной составляющей. Ясно, что эта фундаментальная составляющая подготовки заключена отнюдь не только в естественно-научных или математических дисциплинах. Отсюда также ясно, что и гуманитарный и фундаментальный компоненты подготовки должны реализовываться в течение всего срока обучения.
Согласно изложенному, общая цель фундаментальной подготовки формулируется как обеспечение готовности обучаемых к восприятию профессиональных знаний и приобретению профессиональных (специальных, предметных) компетенций в период обучения, а также в последующей профессиональной деятельности и повышении квалификаций, путем формирования комплекса естественно-научных и математических знаний, позволяющих рассматривать объекты техники как совокупное использование разнообразных физических эффектов на основе их высокоточного моделирования.
Таким образов, основным принципом в определении содержания и выборе образовательных технологий предлагаемого междисциплинарного направления элитной подготовки инженеров-лидеров «ИННОВАЦИОННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» должна стать системная реализация единства гуманитарного, фундаментального и технического (профессионального) компонентов подготовки, обеспечивающего, в том числе, развитие необходимых личностных качеств обучаемых. На концептуальном уровне согласно общим требованиям к инженеру-лидеру, можно определить следующие основные характеристики его профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности - это отрасли науки и техники, включающие совокупности средств, приемов, способов и методов инновационной деятельности, направленных на исследования, создание и эксплуатационное сервисное обслуживание новых конкурентоспособных машин, включая технологическое оборудование для реализации высоких машиностроительных технологий, на всех стадиях жизненного цикла изделий.
Объектом профессиональной деятельности выпускника направления «ИННОВАЦИОННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» является интеллектуальное обеспечение создания, эксплуатации и утилизации сложных наукоемких конкурентоспособных машин на всех стадиях их жизненного цикла.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу направления - специалист широкого профиля с повышенным инновационным потенциалом - может быть подготовлен к выполнению любого из следующих видов профессиональной деятельности: научно-ис
следовательская; проектно-конструкторская; испытательская; производственно-технологическая; эксплуатационно-сервисная; организационноуправленческая.
Библиографический список
1. Анализ наукоёмких отраслей региона как основа для целевой подготовки специалистов с повышенным творческим потенциалом [Текст]: отчет о НИР / Самарск.гос.аэрокосм.ун-т; рук. Ф. В. Гречников; исполн. Д. М. Козлов [и др.] -Самара, 2000. - 55 с. Шифр 72в-Б001-084.
2. Европейское авиационное образование [Текст]: учеб,пособие / В. А. Комаров [и др.]; научн. ред. В. А. Комаров. - Самара: Изд-во СГАУ, 2007. - 240 с.
3. Похолков, Ю. П. Принципы определяющей подготовки элитных специалистов мирового уровня и их реализация в области техники и технологии [Текст] / Ю. П. Похолков, Б. Л. Агранович // Труды международной конференции «Определяющее инновационное образование и подготовка специалистов в области техники и технологии». - М., 2007. - С. 5—8.
4. Чучалин, А. И. О проблемах реализации новых подходов к организации образовательного процесса [Текст] / А. И. Чучалин, В. Н. Чудинов, В. М. Лисицин, О. В. Боев //Труды международной конференции «Определяющее инновационное образование и подготовка специалистов в области техники и технологии». — М., 2007. - С. 45-47.
5. Галагузов, А. Н. Корпоративное образование: сущность и проблемы [Текст] / А. Н. Галагузов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. — С. 89—98.
6. Перевозчикова, Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал.-2007.-№ 1. — С. 138-146.
7. Хайруллина, Э. Р. Краткий экскурс в историю технического образования России [Текст] / Э. Р. Хайруллина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 165-171.
8. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№4.-С. 113-124.
9. Каплина, С. Е. Современные подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной мобильности у будущих инженеров [Текст] / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. — № 3. - С. 113-122,
10. Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. — С. 75-87.
11. Игнатьева, Е. Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования [Текст] / Е. Ю. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. — № 2. - С. 122-130.
12. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /
B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008, - № 2. -
C. 139-146.
13.Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования [Текст] / Н. В. Соловова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. — № 3. - С, 122-131.
УДК 371.0
Зеленин Сергей Викторович
Заместитель начальника учебного отдела Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института), ГОУ ВПО «Иркутское ВВАИУ (ВИ)» МО РФ, szelenin@yandex.ru, Иркутск
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА ВВС
Zelenin Sergei Victorovich
Deputy Chief of the Departmentfor Educational Process, the Irkutsk Military Aviation Engineering Higher School (Military Institute), SEE HPE "Irkutsk Military Aviation Engineering Higher School" (MI) MOD RF, szelenin@yandex.ru, Irkutsk
INDIVIDUAL PATH OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS AND TECHNICIANS IN THE AIR FORCE
Сложность подготовки инженерных кадров для Военно-воздушных сил состоит в наличии различныхуровней воспитания каждой отдельной личности, её способностей, военно-профессиональной направленности, нравственных качеств, ответственности. В процессе обучения в военно-учебном заведении курсант проходит несколько этапов своего развития. У каждого курсанта возникает потребность в самопознании и самореализации. В «Я-концепции.» появляются устойчивые представления не только о «Я» наличном, но и о «Я» будущем. Несовпадение идеального и реального «Я» выступает предпосылкой к целенаправленному самоконтролю, росту потребности в личностных достижениях. В процессе подготовки офицеров к службе у них формируются и развиваются специальные качества, которые проявляются в изменении личностных свойств, знаний, умений, навыков, в формировании интереса и потребности к организации военно-профессиональной и авиационно-инженерной деятельности.
Профессиональное становление проявляется у курсантов в развитии и саморазвитии социально и профессионально значимых качеств, проявляющихся в личностных изменениях по отношению к должностным обязанностям, в уровне качества полученных знаний, навыков и умений, объективной оценке своих достижений, в отношении к подчиненным, товарищам, старшим. Возможности становления личностных достижений в образовательном процессе могут обеспечиваться организацией процесса проектирования индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности.
Совершенствование процесса обучения курсантов предполагает реализацию конкретной направленности на достижение социально значимого результата для Военно-воздушных сил и учета критериев его оценки, поз-
воляющих определить результативность системы становления профессиональной компетентности курсантов, обнаруживать недостатки в системе профессиональной подготовки и устранять их. Этому способствует предложенная нами модель индивидуальных профессиональных компетенций курсанта, которая позволяет оценить степень развития профессиональной компетентности, используя её функциональную зависимость от составляющих профессиональных компетенций. Данная модель наглядно показывает проблемы и возможности каждого курсанта на уровне развития профессиональных компетенций и, как следствие, указывает на потенциал личности в достижении поставленной цели. При этом проблемы, возникающие в процессе обучения, видны и курсантам, и преподавателям.
Рассмотрим пример становления и развития профессиональной компетентности курсанта А на основе реализации модели его индивидуальных профессиональных компетенций (рис. 1).
г
Рис. 1. Модель индивидуальных профессиональных компетенций курсанта А
Как видно из рис. 1, по оси X (когнитивный компонент - знания, умения, навыки) изменяются уро вни успеваемости курсанта от курса к курсу, но, что наиболее важно, за этим процессом наблюдает не только преподаватель, но и сам курсант. К примеру, в данном конкретном случае при самоанализе своей учебной деятельности на первом-втором курсе, курсантом были указаны свои проблемы: неумение работать с техническим текстом; неумение читать схемы, чертежи, плакаты; неумение использовать инструмент и контрольно-проверочную аппаратуру и т. п. В процессе обучения на следующих курсах (третий, четвёртый) возникали другие вопросы. Например: как представить динамику процессов происходящих в сложных механизмах и агрегатах изучаемых машин? И на каждой стадии обучения курсант, осознавая свои недостатки, стремился к их преодолению. В результате мы видим, что к пятому курсу его знания находятся на достаточно высоком уровне.
Преподаватели же, используя данные мониторинга, могут обобщить возникающие у курсантов в процессе обучения вопросы и проблемы. В итоге такого анализа были получены следующие данные. Большинство курсантов 1-2 курсов указали, что у них возникли следующие затруднения: неуме-
ние работать с техническим текстом - 64%; неумение читать схемы, чертежи, плакаты — 86%; неумение использовать инструмент и принадлежности — 43%; неумение представить динамику процессов, происходящих в сложных механизмах и агрегатах воздушных судов и авиационных двигателей - 89%.
У курсантов 3 курсов возникли затруднения в: умении работать с техническим текстом - 24%; умении читать схемы, чертежи, плакаты — 26%; умении использовать инструмент и принадлежности - 3%; умении представить динамику процессов происходящих в сложных механизмах и воздушных судов и авиационных двигателей - 29%.
Курсанты выпускного курса указали только то, что у них возникают затруднения в умении представить динамику процессов, происходящих в сложных механизмах и агрегатах воздушных судов и авиационных двигателей — около 7% от всех курсантов.
Таким образом, мы видим, что проблемы, возникающие в процессе обучения, видны и курсантам, и преподавателям. Причём зачастую они имеют аналогичный характер. Соответственно, каждый из участников образовательного процесса может стремиться к их разрешению.
Далее рассмотрим ось Z (социально-личностный компонент - включает социально и профессионально значимые качества личности (СиПЗКЛ)). Динамика становления и развития профессионально значимых качеств личности курсанта Л показывает, что в отличие от формирования теоретических знаний, этот процесс происходит значительно сложнее. Низкий уровень развития СиПЗКЛ на первом курсе - ситуация естественная. Однако и к третьему курсу рост уровня данных качеств не столь значителен - 10%. Обращаясь к данным самоанализа, рассмотрим проблемы, с которыми столкнулся данный курсант. Он отмечает, что испытывает затруднения по следующим позициям: способность управлять собой, уметь контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска; навыки в решении профессиональных и личных проблем; способность к лидерству; умение наладить коллективную деятельность. К пятому курсу ситуация несколько выравнивается, тем не менее, сформированность СиПЗКЛ составляет 65%, что относится к среднему уровню развития социально-лично ст-ного компонента.
Общие результаты оказались аналогичными. По позициям «навыки в решении профессиональных и личных проблем» и «способность к лидерству»: высокий уровень - 11.1%, средний - 25.9%, низкий — 63%. По остальным позициям в совокупности: средний - 36%, низкий - 64%. На пятом курсе 23% обучающихся затрудняются осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними. Данное положение дел вполне объяснимо: в процессе обучения было недостаточно ситуаций, в которых будущий офицер занимал позицию руководителя (это происходило в основном в период прохождения практик и в процессе деловых игр). Однако в данном случае представлена ценная информация для препода-
вателя: необходима разработка таких профессионально ориентированных задач, применение таких форм и методов обучения, где найденный пробел был бы ликвидирован.
Информация, представленная на оси У (профессионально-деятельностный компонент) показывает уровень специальных умений будущего специалиста. Именно в данном компоненте наиболее ярко проявляются компетенции, так как они связаны с осуществлением действия. В данном случае курсант обладает достаточно высоким уровнем специальных умений. Однако, обращаясь к информации, полученной на третьем курсе, мы проанализировали те трудности, с которыми ему пришлось столкнуться на тот период: уметь организовывать экономическую работу в подразделении и части, руководить войсковым хозяйством; уметь организовывать и проводить воспитательные мероприятия с военнослужащими, изучать их индивидуально-психологические качества и др. Командиры, преподаватели вовремя обратили внимание на нехватку знаний и умений по этим вопросам, соответственно к пятому курсу этот недостаток был компенсирован.
Оценка уровня профессионально-деятельностного компонента является одновременно и наиболее сложной, и дающей более достоверный (работают несколько экспертов) и наглядный результат. Оценив специальные умения курсанта А по формуле
т
Г=1
мы получили К.= 8.9, что, согласно распределению значений (табл. 1), соответствует высокому уровню развития профессионально-деятельностного компонента.
Таблица!
Оценка уровня развития профессионально-деятельностного компонента профессиональной компетентности
Нормативы изменения Уровни
8,5 < Кл < 10 высокий
7,5 <Кл<8,4 средний
6 < К1 <7,4 низкий
Представим индивидуальную траекторию развития профессиональной компетентности курсанта А (рис. 2).
Исходя из формулы ПК = ПК “ - ПК Р, (1)
определим диапазон (интервальное значение) отклонения идеальной и реальной профессиональной компетентности. Среднее интервальное значение составляет 0,94, что является индикатором как для преподавателей (на что необходимо обратить внимание в своей дальнейшей работе), так и для курсанта (перспективы личностного и профессионального роста).