Научная статья на тему 'Формирование экономических кластеров и устойчивость регионального развития'

Формирование экономических кластеров и устойчивость регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / КЛАСТЕРЫ / REGIONAL ECONOMY / SUSTAINABILITY OF REGIONAL DEVELOPMENT / TOTAL REGIONAL PRODUCT / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Н. А.

Статья посвящена функциональным приоритетам современного развития региональной экономики. Определены основные задачи региональной экономической политики. Особое внимание сосредоточено на формировании предпосылок устойчивости региональных экономических систем как основной траектории модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of economic clusters and regional sustainable development

The article is related to functional priorities of modern development of regional economy. Main problems of regional economic policy were determined. The special attention is concentrated to formation of preconditions of regional economic systems stability as basic trajectory of modernization.

Текст научной работы на тему «Формирование экономических кластеров и устойчивость регионального развития»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ И УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ТАРАСОВ Н.А.,

кандидат физико-математических наук, доцент, Северо-Западная академия государственной службы, e-mail: n_tarasov@mail.ru

Статья посвящена функциональным приоритетам современного развития региональной экономики. Определены основные задачи региональной экономической политики.

Особое внимание сосредоточено на формировании предпосылок устойчивости региональных экономических систем как основной траектории модернизации.

Ключевые слова: региональная экономика; устойчивость регионального развития; валовой региональный продукт; кластеры.

The article is related to functional priorities of modern development of regional economy.

Main problems of regional economic policy were determined. The special attention is concentrated to formation of preconditions of regional economic systems stability as basic trajectory of modernization.

Keywords: regional economy; sustainability of regional development; total regional product; clusters.

Коды классификатора JEL: R11.

Глобальный экономический кризис обострил многие функциональные проблемы российской экономики, в том числе и связанные с устойчивостью регионального развития. Усиливающаяся дифференциация в региональных составляющих национальной экономики создает реальные угрозы целостности и устойчивости экономического пространства страны.

Впервые категория устойчивости применительно к экономическим процессам нашла применение в концепции механизма глобального партнерства между государствами. Затем категория устойчивости оказалась востребованной с позиций развития системного подхода и с позиций усложнения существующих социально-экономических систем. Поэтому определение устойчивости как одной из важнейших характеристик региональной экономики следует начать с общесистемного подхода. Как известно, под системным подходом понимается направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. При этом исследование ориентируется на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

При системном подходе учитывается, что для большой и сложной системы (в том числе и экономической), как правило, характерны следующие основные свойства.

Во-первых, целостность. Это означает, что все части системы служат общей цели ее функционирования и способствуют формированию наилучших результатов применительно к определенному критерию эффективности. Целостность — это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы; она означает также преобразование компонентов, входящих в систему, соответственно ее природе.

Во-вторых, большие размеры системы, т.е. наличие большого числа различных элементов, выполняющих различные функции.

В-третьих, иерархичность системы, которая состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой.

В-четвертых, интегративность, представляющая собой обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов (верно и обратное — элементы обладают свойствами, не присущими системе).

© Н.А. Тарасов, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

В-пятых, свойства эмерджентности. Большие и сложные системы обладают свойствами, которые не присущи ни одному из формирующих эти системы элементов (блоков). По мере развития большой и сложной системы связанность элементов усиливается. На определенном этапе нарастания связанности эмерджентность достигает такого уровня, при котором целостные свойства системы не только невозможно наблюдать по свойствам отдельных элементов, но и невозможно выявить статистическим обобщением свойств отдельных элементов. Нужен специальный системный метод исследования, ориентированный на это новое качество.

В целом, устойчивость системы, на наш взгляд, следует трактовать с позиций всех свойств системы. То есть, во-первых, устойчивость развития региональной экономики как сложной социально-экономической системы должна обеспечивать сохранение и усиление ее целостности, размерности, иерархичности, инте-гративности и эмерджентности. Возможность утраты хотя бы одного из системных свойств — это реальное нарушение устойчивости самой системы.

Во-вторых, устойчивость должна формироваться в основных элементах поведения и принятия хозяйственных решений основным субъектом — человеком. Именно здесь мы имеем дело, прежде всего, с экономической стороной вопроса, поскольку характерный для рыночной экономики выбор направлений использования ресурсов осуществляется в процессе выбора направлений занятости и потребительских предпочтениях.

В-третьих, при выполнении первых двух позиций устойчивость становится не только имманентным, но и одним из достаточных свойств развития социально-экономической, в том числе региональной, системы.

В-четвертых, устойчивость становится фактором социально-экономического (регионального) развития наряду с уровнем развития производства, существующим природно-ресурсным потенциалом, состоянием окружающей среды, уровнем жизни населения и др.

Эти вышеуказанные свойства устойчивости необходимо применять непосредственно к региональной экономической системе. При этом, потенциал устойчивости и устойчивого развития есть результат противоречивого взаимодействия множества факторов и условий.

В данном контексте следует подчеркнуть, что в настоящее время дифференциация социальноэкономического развития российских регионов достигла такой степени, когда размеры производства валового регионального продукта в расчете на душу населения стали различаться десятикратно.

Если учитывать, что отставание российской экономики по критериям производительности от наиболее развитых стран достигает трех- пятикратного уровня, то получается, что внутри территориальная разница в производительности по регионам превосходит данный уровень примерно в два раза. Превышение степени внутренней дифференциации над внешней — это прямая угроза целостности и устойчивости национальной экономики России. Таким образом, особенностью современного регионального развития становится явное преобладание уровня внутренней угрозы дезинтеграции страны над уровнем внешней угрозы.

Регионы все более превращаются в воспроизводственные структуры, осуществляющие на каждой территории политику, обусловленную не только интересами государства, но и интересами самих регионов. Процесс регионализации стал более многообразным и адаптируется к воздействиям специфических условий развития региона, включая природно-географические, производственные, хозяйственнотерриториальные, нормативно-правовые, культурно-этнические, демографические, экологические и другие факторы. Кроме того, регионы как территориальные субъекты имеют строго определенное место в территориальном разделении труда, развиваются специфически с учетом природно-климатических характеристик, геологических условий, местоположения, сложившейся структуры производства, социальных условий и т.д.

Соответственно, в пореформенное время проблемы регионального развития стали изучаться по многим направлениям, в том числе, по вопросам регионального деления страны, реализации государственной региональной политики, финансового обеспечения регионального развития. Большое внимание уделяется также проблемам устойчивости регионального развития, оценки экономического потенциала регионов, формирования региональных производственных комплексов, инвестиционной активности региона, создания рыночной региональной инфраструктуры, развития малого предпринимательства в регионах, регионального маркетинга, региональных пропорций воспроизводства.

В настоящее время наибольший вклад в ВРП страны дает Центральный федеральный округ — 37%. Приволжский и Уральский федеральные округа дают порядка 16% и 14% ВРП всей страны, соответственно. По 10% ВРП Федерации создается Северо-Западным и Сибирским федеральными округами, 6% принадлежит Южному федеральному округу, 5% — Дальневосточному федеральному округу и 2% — СевероКавказскому.

В контексте вышеизложенного следует отметить нарастание актуальности проблем обеспечения устойчивости развития территориальных образований. Исследование путей формирования условий и

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ И УСТОЙЧИВОСТЬ... 137

механизмов устойчивого развития экономики регионов России, функционального обоснования соответствующих рыночных и административных методов еще не закончено в силу многих причин: неясности перспектив территориальной социально-экономической организации России, отсутствия научной концепции модернизации и др. Отчасти это хорошо просматривается и в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ.

С одной стороны, указывается, что сбалансированное территориальное развитие страны будет ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.

С другой стороны, в период до 2012 года предусматривается, что региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста — крупнейшие столичные агломерации, крупные города-центры регионов с растущей долей обрабатывающих отраслей, территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, порты европейской части и территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами. В последующие годы существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста — агломерации и индустриальные центры большого Поволжья, южного и среднего Урала, города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, новые центры освоения и переработки природных ресурсов на Европейском Севере и Востоке страны, туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием.

При этом Министерство экономического развития еще в предкризисный период планировало преодолеть рассматриваемую дифференциацию посредством создания сбалансированной модели развития регионов, в основу которой будет положено формирование сети промышленных кластеров. Предполагалось, что целенаправленная концентрация кластеров по регионам должна будет привести к их более эффективному развитию, формированию территориальных производственных и научных кластеров, развитию курортного потенциала российских регионов, созданию крупных логистических и транспортных узлов на территории России.

С одной стороны, с данным подходом нельзя не согласиться, так как использование кластерного подхода может существенно обогатить межрегиональное экономическое сотрудничество, а кластеры как добровольные объединения предприятий, являющиеся гибкими полиструктурными системами, могут способствовать эффективному воздействию государства на экономику, созданию региональных «точек роста» и стимулированию развития отдельных отраслей.

С другой стороны, без преодоления отсталости ряда регионов по обеспеченности основными фондами, что соответственно потребует значительных дополнительных финансовых источников, вряд ли можно будет сформировать эффективное производство в высокотехнологичных кластерах, преодолеть разрушительную асимметрию.

Эти противоречивые региональные особенности необходимо будет теперь учесть в предстоящих процессах модернизации, проблемы которой активно обсуждаются среди ученых и специалистов [1,4].

Среди характерных признаков кластеров обычно выделяются:

♦ наличие конкурентных преимуществ, позволяющих занимать более выгодные позиции на международных и общероссийском рынках, а также высокого экспортного потенциала участников кластера;

♦ наличие необходимых базовых условий территории для формирования конкурентных преимуществ для создания кластера (выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы);

♦ возможность близкого расположения предприятий кластера в целях активного взаимодействия;

♦ объединение большого числа участников, направленное на достижение позитивного эффекта кластерного взаимодействия;

♦ создание системы эффективного взаимодействия между участниками кластера;

♦ более высокие показатели темпов роста новых рабочих мест, выручки и рентабельности участников кластера, чем на предприятиях аналогичных отраслей и сфер бизнеса в среднем по стране.

Кластер представляет собой некую систему развития успешного бизнеса, следует определить основные необходимые инструменты для его формирования [2]:

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

• организационно-коммуникативные, заключающиеся в образовании кластеров и развитии коммуникативной среды;

• инвестиционные, позволяющие создать эффективную инфраструктуру для формирования кластера. При этом главная роль принадлежит государству, способствующему разработке инвестиционных проектов с целью привлечения все большего числа инвесторов;

• организационно-правовые, основанные на разработке нормативно-правовой базы.

Применение вышеизложенных инструментов требует четкого определения приоритетов развития,

поэтому следует соблюдать строгую последовательность при разработке стратегии развития кластера.

По мнению специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации, для обретения определенности в направлениях развития кластерной политики необходимо выполнение ряда условий [2].

1. Кластер необходимо развивать как целостный субъект.

2. Стратегия развития кластера должна быть представлена в виде кластерной инициативы.

3. Перманентная реализация мероприятий по повышению конкурентоспособности кластера, выраженных в проектах и программах помощи предприятиям и продвижению продукции на рынки.

Достижение успеха при развитии кластеров является совместной задачей бизнеса и органов власти соответствующего уровня, что зависит от взаимодействия между ними, гарантирующего получение положительных результатов. Важнейшим элементом кластерного принципа развития региона является постоянное проведение работ по установлению связей между всеми участниками процесса: малых и крупных предприятий, соответствующих властных структур, сервисных и научно-исследовательских организаций, системы профессионально-технического образования, СМИ и др.

Формирование и развитие кластеров позволяют создать эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. В связи с эти включение кластеров страны в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволит существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера [5].

Поэтому в рамках содействия организационному развитию кластеров предполагается оказание поддержки со стороны органов власти в реализации участниками кластера следующих мероприятий [2]:

1) наличие координирующих мероприятий позволяет формировать специализированные организации кластера, создаваемые в различных организационно-правовых формах;

2) разработка стратегии, проектов и мер развития кластера, направленных на формирование благоприятных условий его функционирования, основанных на анализе барьеров и возможностей для развития кластера;

3) установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера;

4) реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки).

Заметим, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления отведена роль инициатора формирования организаций развития кластеров, в качестве предоставления субсидий на реализацию мероприятий по организационному развитию кластеров.

Одним из направлений развития кластеров является реализация его участниками мероприятий по выявлению административных барьеров федерального, регионального и муниципального уровня, с выработкой предложений по их минимизации.

В числе первоочередных мер по снижению административных барьеров должно быть обеспечено введение ускоренного порядка получения результатов экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий с учетом опыта реализации соответствующего порядка для резидентов особых экономических зон, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». При этом порядок, реализующий принцип «одного окна» при получении разрешения на строительство и обеспечении проведения государственной экспертизы проектной документации, должен быть в первую очередь распространен на организации, располагающиеся на территориях промышленных парков и технопарков.

Таким образом, наибольшая роль в процессе создания кластера принадлежит региональным органам власти, которым необходима информация о наличии в регионе отраслей с высоким уровнем потенциала кластеризации. Они должны выполнять координирующую роль начального этапа создания кластера.

Наряду с этим, поскольку экономический рост в период 1998-2007 гг. сопровождался накоплением множества кризисных тенденций в региональном развитии, следует предполагать возможность усиления общей тенденции дифференциации регионального развития в первые посткризисные годы, т.е. в начале второго десятилетия XXI века. В такой ситуации важнейшим условием устойчивого стратегического раз-

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ И УСТОЙЧИВОСТЬ... 139

вития становится формирование новой кластерной структуры воспроизводства региональной экономики, которая наряду с высокими показателями по производству валового регионального продукта должна обеспечить и эффективную занятость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коалиции для будущего. Стратегии развития России / Коллектив экономистов «СИГМА». М.: Промышленник России, 2007.

2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации // http://economy.samregion.ru/klaster_rossia/ npa_klaster_ros/metod_klaster_ros/.

3. Российская экономика из кризиса к модернизации / Экспертный взгляд. М.: Институт современного развития, 2009.

4. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. М.: Деловая литература, 2007.

5. Эффективная реализация кластерной политики, опыт Баварии (Германия) и РФ // http://www.yarsk.ru/ press/.

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.