Научная статья на тему 'Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений'

Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / СОЗДАНИЕ КЛАСТЕРОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Николай Алексеевич

В статье рассматриваются проблемы российского регионального развития в пореформенное время, особое внимание уделяется вопросам создания хозяйственных кластеров. Автор утверждает, что в ходе этого процесса на региональном уровне необходимо формировать новые экономические отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений»

Власть и экономика

Н.А. ТАРАСОВ N.A. TARASOV

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

FORMATION OF NEW ECONOMIC RELATIONS IN THE PROCESS OF REGIONAL CLUSTERING

Ключевые слова:

региональная экономика,

валовой региональный продукт, создание

кластеров, экономические отношения

В статье рассматриваются проблемы российского регионального развития в пореформенное время, особое внимание уделяется вопросам создания хозяйственных кластеров. Автор утверждает, что в ходе этого процесса на региональном уровне необходимо формировать новые экономические отношения.

Глобальный экономический кризис наглядно показал, насколько тесно связаны процессы глобализации мировой экономики с регионализацией хозяйственной жизни. Сформировавшаяся к настоящему времени содержательная дихотомия глобализации и регионализации во многом предопределяет пути дальнейшего развития и мирового хозяйства, и региональных социально-экономических подсистем, а также формирует основные тренды усложняющейся многоуровневой системы хозяйственных связей. Одновременно региональные организационно-

Key words:

regional economy,

gross regional product, clustering,

economic relations

The article deals with problems of the Russian regional development in post-reform time. Special attention is paid to the creation of economic clusters. The author concludes that it is necessary to form new economic relations during this process at the regional level.

экономические формы внутренних хозяйственных связей создают особые центры глобальных процессов.

Поэтому в ходе российской модернизации необходимы новые организационно-экономические формы внутренних связей региональных хозяйственных комплексов. Основной целью региональной политики становится создание благоприятных условий для территориальной интеграции посредством усиления единства экономического, социального, правового и информационного пространств [7]. Это возможно осуществить посред-

ством развития кластерных форм хозяйствования.

Вместе с тем, экономический кризис обострил многие функциональные проблемы российской экономики, в том числе и связанные с устойчивостью регионального развития. Усиливающаяся дифференциация в региональных составляющих национальной экономики создает реальные угрозы целостности и устойчивости экономического пространства страны.

Следует отметить, что отставание российской экономики по критериям производительности от подобных показателей наиболее развитых стран достигает трех-, пятикратного уровня, в то время как разница в производительности по регионам превосходит данный уровень в два раза. Превышение степени внутренней дифференциации над внешней — это прямая угроза целостности и устойчивости национальной экономики России. Таким образом, особенностью современного регионального развития становится явное преобладание уровня внутренней угрозы дезинтеграции страны над уровнем внешней угрозы.

Регионы все более превращаются в воспроизводственные структуры, осуществляющие на каждой территории политику, обусловленную не только интересами государства, но и нуждами самих регионов.

Процесс регионализации напрямую зависим от специфических условий развития территории, включая природно-географические, производственные, хозяйственно-территориальные, нормативно-правовые, культурно-этнические, демографические, экологические и другие факторы. Кроме того, регионы как территориальные субъекты имеют строго определенное место в территориальном разделении труда, развиваются с учетом природно-климатических характеристик, геологических условий, местоположения, сложившейся структуры производства, социальными условиями и т. д. [6].

В настоящее время наибольший вклад в ВРП страны внес Центральный федеральный округ — 37%. Приволжский и Уральский федеральные округа дают порядка 16% и 14% ВРП всей страны, соответственно. По 10% ВРП Российской Федерации создается СевероЗападным и Сибирским федеральными округами. 6% принадлежит Южному федеральному округу, 5% — Дальневосточному федеральному округу и 2% — Северо-Кавказ скому.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, с одной стороны, указывается, что сбалансированное территориальное развитие страны будет направлено на формирование условий, позволя-

Тарасов Н.А. Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений

Власть и экономика

ющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для создания достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.

С другой стороны, программа на среднесрочный период предусматривает, что региональное развитие будет определяться в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста — крупнейшими столичными агломерациями, крупными городами-центрами регионов с растущей долей обрабатывающих отраслей, территориями, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, портами европейской части и территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами. В последующие годы существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста — агломерации и индустриальные центры большого Поволжья, Южного и Среднего Урала, города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, новые центры освоения и переработки природных ресурсов на Европейском Севере

и востоке страны, туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием.

При этом Министерство экономического развития РФ еще в предкризисный период планировало преодолеть отмеченную выше дифференциацию посредством создания сбалансированной модели развития регионов, в основу которой будет положено формирование сети промышленных кластеров. Предполагалось, что реализация данной модели должна будет привести к более эффективному развитию регионов, формированию территориальных производственных и научных кластеров, развитию курортного потенциала российских регионов, созданию крупных логистических и транспортных узлов на территории России.

С одной стороны, с данной точкой зрения нельзя не согласиться, т. к. использование кластерного подхода может существенно обогатить межрегиональное экономическое сотрудничество, а кластеры как добровольные объединения предприятий, являющиеся гибкими полиструктурными системами, могут способствовать эффективному воздействию государства на экономику, созданию региональных «точек роста» и стимулированию развития многих отраслей.

С другой стороны, без преодоления отсталости ряда регионов по обеспеченности основными фондами, что потребует значительных дополнительных финансовых источников, вряд ли возможно сформировать эффективное производство в высокотехнологичных кластерах, преодолеть разрушительную асимметрию.

Эти противоречивые региональные особенности необходимо учитывать в предстоящих процессах модернизации, проблемы которой активно обсуждаются среди ученых и специалистов [1; 4].

Как правило, выделяются следующие характерные признаки кластеров:

— наличие конкурентных преимуществ, позволяющих занимать более выгодные позиции на международном и общероссийском рынках, а также высокого экспортного потенциала участников кластера;

— формирование на конкретной территории конкурентных преимуществ для создания кластера (выгодное географическое положение, доступ к сырью, а также наличие специализированных кадровых ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, соответствующих учебных заведений и исследовательских организаций, необходимой инфраструктуры и другие факторы);

— возможность близкого расположения предприятий кластера в целях активного взаимодействия;

— объединение большого числа участников, направленное на достижение позитивного эффекта кластерного взаимодействия;

— создание системы эффективного взаимодействия между участниками кластера;

— более высокие показатели темпов роста новых рабочих мест, выручки и рентабельности участников кластера, чем на предприятиях аналогичных отраслей и сфер бизнеса в среднем по стране.

Кластер представляет собой некую систему развития успешного бизнеса с необходимыми инструментами для его формирова-ния1:

— организационно-коммуникативными, заключающимися в образовании кластеров и развитии коммуникативной среды;

— инвестиционными, позволяющими создать эффективную инфраструктуру для создания

1 См.: Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Нормативно-правовые акты. ШЗ!.: http://ecGnomy.samregion.ru/klaster_ rossia/npa_klaster_ros/metod_klaster_ros/ (дата обращения: 20.06. 2011).

Тарасов Н.А. Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений

Власть и экономика

кластера при сохранении главной роли государства, способствующего разработке инвестиционных проектов с целью привлечения все большего числа инвесторов;

— организационно-правовыми, основанными на разработке нормативно-правовой базы. Применение вышеизложенных инструментов требует определения приоритетов развития, что предусматривает соблюдение строгой последовательности при разработке стратегии развития кластера.

По мнению специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации, для обретения определенности в направлениях развития кластерной политики необходимо выполнение ряда условий:

1. Кластер необходимо развивать как целостный субъект.

2. Стратегия развития кластера должна быть представлена в виде кластерной инициативы.

3. Перманентная реализация мероприятий по повышению конкурентоспособности кластера, выраженных в проектах и программах помощи предприятиям и продвижению продукции на рынках.

Достижение успеха при развитии кластеров является совместной задачей бизнеса и органов власти соответствующего уровня, что зависит от взаимодействия между ними, гарантирующего получение поло-

жительных результатов. Важнейшим элементом кластерного принципа развития региона является постоянное проведение работ по установлению связей между всеми участниками процесса: малых

и крупных предприятий, соответствующих властных структур, сервисных и научно-исследовательских организаций, систем профессионально-технического образования, средств массовой информации и др.

Формирование и развитие кластеров позволяют создать эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. В связи с этим включение кластеров страны в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволит существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить темпы и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера1.

Поэтому в рамках содействия организационному развитию кластеров предполагается оказание

1 См.: Эффективная реализация кластерной политики, опыт Баварии (Германия) и РФ. [Электронный ресурс] // Муниципальная кластерная политика ШИ?!.: 1лйр://

economamursk.ucoz.rU/publ./o_kl.asterakh/ ehffektivnaja_realizadja_klasternGj_ pG li ti ki_G ру t_ba var ii_i_rf/3 -1-0-61 (дата

обращения: 28.05. 2011).

поддержки со стороны органов власти:

1) наличие координирующих мероприятий позволяет формировать специализированные организации кластера, создаваемые в различных организационно-правовых формах;

2) разработка стратегии, проектов и мер развития кластера, направленных на формирование благоприятных условий его функционирования, основанных на анализе барьеров и возможностей для развития кластера;

3) установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера;

4) реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов).

Одним из направлений развития кластеров является реализация его участниками мероприятий по выявлению административных барьеров федерального, регионального и муниципального уровня, с выработкой предложений по их минимизации.

Таким образом, наибольшая роль в процессе создания кластера принадлежит региональным органам власти, которым необходима информация о наличии в регионе отраслей с высоким потенциалом кластеризации. Они должны выпол-

нять координирующую роль начального этапа создания кластера.

Наряду с этим следует предполагать возможность усиления общей тенденции дифференциации регионального развития в первые пост-кризисные годы, т. е. в начале второго десятилетия XXI в. В такой ситуации важнейшим условием устойчивого стратегического развития становится формирование новой кластерной структуры воспроизводства региональной экономики, которая наряду с высокими показателями по производству валового регионального продукта должна обеспечить и эффективную занятость населения.

Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции» [2]. Помимо традиционных факторов — конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств — на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы) такие специализированные условия, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и обеспечивает конкурентное преимущество кластера, копирование которого затруднительно.

Согласно портеровской теории, кластеры вырастают только там, где

Тарасов Н.А. Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений

Власть и экономика

все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в

определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, раз-

Таблица 1

Показатели обеспеченности основными фондами и произведенный ВРП

по ( >едеральным округам в 2GG9 г.1

Наименование федерального округа Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. рублей на человека Наличие основных фондов по полному кругу организаций по полной учетной стоимости, млрд рублей Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте (16—54 года для женщин, 16—59 лет для мужчин), тыс. человек Наличие основных фондов в расчете на душу населения в трудоспособном возрасте, тыс. рублей на человека

Центральный ФО 308,3 26,8 22,9 1173,9

Северо-Западный ФО 253,2 8,0 8,4 955,3

Южный ФО 145,0 5,1 8,4 604,5

Северо-Кавказский ФО 86,3 2,1 5,7 358,8

Приволжский ФО 163,3 13,2 18,7 705,0

Уральский ФО 358,4 14,5 7,8 1864,3

Сибирский ФО 173,4 8,3 12,3 672,9

Дальневосточный ФО 268,3 4,3 4,1 1036,6

Таблица рассчитана и составлена автором на основе показателей центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

См.: Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] // Центральная база статистических данных. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pL=2409022 (дата обращения: 20.12.2011); Численность постоянного населения — женщин на 1 января 2010 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pL=2409025 (дата обращения: 20.12.2011); Наличие основных фондов по полному кругу организаций. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pL=1002002. (дата обращения: 15.03.2011).

Рис. 1. Зависимость между показателями обеспеченности основными фондами и произведенным ВРП по федеральным округам в расчете на душу населения, в 2009 г. (график построен на основе данных табл. 1)

вития инноваций и новых видов бизнеса. Классическими примерами считаются кластер компьютерных технологий в Силиконовой долине (США), логистический кластер в Роттердаме (Нидерланды), кластер оффшорного программирования в Бангалоре (Индия) и ряд

др.1.

В табл. 1 дано сопоставление показателей обеспеченности основными фондами и произведенным валовым региональным продуктом (ВРП) по федеральным округам, в 2009 г. На основе этих данных построен график (рис. 1), отража-

1 См.: Демидов Н. От сложения к умножению // Эксперт Северо-Запад. 2008. № 22. [Электронный ресурс] // Эксперт online. URL: http://expert.ru/northwest/2008/22/

politika/ (дата обращения: 20.12.2011).

ющий зависимость между показателями обеспеченности основными фондами и произведенным ВРП по федеральным округам в 2009 г. На график нанесена аппроксимирующая прямая y = 4,7631x — 124,21 с величиной достоверности аппроксимации R2 = 0,9008 (высокая достоверность). Также с помощью средств MS Excel между отраженными показателями был рассчитан коэффициент корреляции, который оказался равен 0,95 единицам, что, согласно шкале Чеддока, может быть охарактеризовано как весьма высокая степень связи.

Используя полученную информацию, следует сказать, что между показателями обеспеченности основными фондами в расчете на душу населения и произведенным

Тарасов Н.А. Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений

Власть и экономика

ВРП по субъектам Федерации существует прямая связь. Следовательно, можно утверждать, что результаты производства в значительной степени зависят и от уровня развития производственного капитала (в данном случае — основных фондов).

В табл. 2 приведено сопоставление показателей инвестиций в основной капитал и произведенным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВРП по федеральным округам в 2009 г. На основе этих данных построен график, отражающий зависимость между показателями инвестиций в основной капитал и произведенным ВРП по федеральным округам (рис. 2). Также на график была нанесена аппроксимирующая прямая у = 0,4118х—11,266 с величиной достоверности аппроксимации Я2 = 0,4982 (высокая досто-

Таблица 2

Показатели инвестиций в основной капитал и произведенный ВРП по федеральным округам в 2009 г.1

Наименование федерального округа Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. рублей на человека Инвестиции в основной капитал, млрд рублей Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте (16-54 года для женщин, 16-59 лет для мужчин), тыс. человек Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. рублей на человека

Центральный ФО 308,3 1870,0 22,9 81,8

Северо-Западный ФО 253,2 911,2 8,4 108,3

Южный ФО 145,0 682,4 8,4 81,5

Северо-Кавказский ФО 86,3 261,1 5,7 45,5

Приволжский ФО 163,3 1255,7 18,7 67,1

Уральский ФО 358,4 1279,9 7,8 164,3

Сибирский ФО 173,4 831,5 12,3 67,5

Дальневосточный ФО 268,3 838,5 4,1 202,6

1 Таблица рассчитана и составлена автором на основе показателей центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики (приведены выше) и данных [4].

Рис. 2. Зависимость между показателями инвестиций в основной капитал и произведенным ВРП по федеральным округам в расчете на душу населения, в 2009 г.

(график построен на основе данных табл. 2)

верность). А с помощью средств MS Excel между отраженными показателями был рассчитан коэффициент корреляции, который оказался равен 0,71 единицам, что может быть охарактеризовано как высокий уровень связи. Анализируя полученную информацию, следует сказать, что между показателями инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения и произведенным подушевым ВРП по субъектам Федерации существует прямая связь. Следовательно, можно утверждать, что результаты производства в значительной степени зависят и от уровня осуществляемых инвестиций в производственный капитал.

Таким образом, основные слагаемые ромба конкурентоспособно-

сти непосредственно воздействуют на результаты российского регионального производства. Однако существенных изменений в состоянии регионального развития не происходит.

Поскольку концепция кластерного развития представляет новый способ видения региональной экономики, она позволяет по-новому взглянуть на роли хозяйствующих субъектов и государства. Эффективно действующие кластеры должны обеспечивать крупные капиталовложения, концентрировать научные и технологические изобретения, формировать сети устойчивых связей между всеми элементами кластерной системы.

Концепция кластерного развития берет начало от региональных

Тарасов Н.А. Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений

Власть и экономика

теорий развития, разработанных в рамках социальной географии. Данные теории позволяют лучше понять проблему реконструкции региональной структуры и развития регионов [6].

С этих позиций интерес представляют следующие теории:

а) полюсов роста и структуры с прямыми и обратными связями. Данная теория подчеркивает необходимость создания отраслей, связанных со многими другими отраслями;

б) экономики агломераций. В литературе по экономике агломераций делается акцент на минимизацию издержек, специализацию, ставших возможными благодаря широте местного рынка, а также на преимущество локализации вблизи рынков;

в) экономической географии. Данная теория основное внимание уделяет географической концентрации компаний, работающих в определенной области;

г) экономики городской местности и региона. В основе этой теории лежит подход, связанный с формированием обобщенной экономики городских агломераций, коммуникационных технологий, ростом доступности инвестиций, разнообразием промышленной базы;

д) прочие теории, в том числе теории системы национального обновления, региональной науки,

промышленных районов, социальных структур и др.

Однако среди данных концепций регионального развития не существует теории отношений в современных условиях, когда регион становится главным объектом экономического и политического пространства. В этой ситуации важно определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его кластерного развития.

Поскольку целью функционирования региональной экономики является обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона, то региональная экономика должна базироваться на кластерной концентрации основных потребностей населения региона, состоянии и динамике формируемых рынков, интересах государства и отдельных предприятий, создании условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам, активной реализации региональных интересов. Вместе с тем, реализация этих принципов требует насыщения пространственных экономических форм все более сложным содержанием экономических отношений, концентрирующихся в кластерных образованиях. Поэтому региональное пространство

предстает как многоуровневая си- территориально-направленными

стема экономических отношений, кластерными организационно-эко-

концентрируемых и интегрируемых номическими формами.

1. Коалиции для будущего. Стратегии развития России. М.: Промышленник России, 2007.

2. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2010.

4. Российская экономика из кризиса к модернизации / Экспертный взгляд. М.: Институт современного развития, 2009.

5. Стеблякова Л.П. Подходы к исследованию возможностей создания региональных кластеров и их влияния на экономическую структуру // Региональная экономика. 2007. № 17. С. 13-20.

6. Тарасов Н.А., Татуев А.А. Особенности, тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов. СПб.: Издательство СЗАГС, 2010.

7. Ходачек В.М. Трансформация территориальной организации народного хозяйства // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 137-153.

References

1. KoaLitsii dlya buduschego. Strategii razvitiya Rossii. M.: Promyshlennik Rossii, 2007.

2. PorterM. Konkurentsiya. M.: Vilyams, 2002.

3. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2010: Stat. sb. M.: Rosstat, 2010.

4. Rossiyskaya ekonomika iz krizisa k modernizatsii / Ekspertnyy vzglyad. M.: Institut sovremennogo razvitiya, 2009.

5. Steblyakova L.P. Podkhody k issledovaniyu vozmozhnostey sozdaniya regionalnykh klasterov i ikh vliyaniya na ekonomicheskuyu strukturu // Regionalnaya ekonomika. 2007. № 17. S. 13-20.

6. Tarasov N.A., Tatuev A.A. Osobennosti, tendentsii i problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov. SPb.: Izdatelstvo SZAGS, 2010.

7. Khodachek V.M. Transformatsiya territorialnoy organizatsii narodnogo khozyaystva // Uprav-lencheskoe konsultirovanie. 2009. № 3. S. 137-153.

Тарасов Н.А. Кластеризация регионального развития и проблемы формирования новых экономических отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.