УДК 373.5.047:574
Тайлакова Екатерина Александровна
Учитель английского языка, Гимназия №6 «Центр Горностай», [email protected], Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАИНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Аннотация. В статье рассмотрены педагогические возможности формирования эко-лого-ориентированной личности в процессе интеграции опыта финских природных школ в отечественное образование. Представлена авторская методика организации экологической проектной деятельности школьников в предметной области «иностранный язык» и описаны результаты констатирующего эксперимента по показателям интенсивности отношения к природе учащихся 5-6 классов. Сделаны выводы о целесообразности вовлечения школьников в экологическую проектную деятельность посредством предметной области «иностранный язык» для развития экологического мировоззрения и подготовки к участию в международных эколого-образовательных проектах.
Ключевые слова: школьное образование, экологические проекты, международная интеграция, эколого-ориентированная личность.
Taylakova Ekaterina Aleksandrovna
Teacher of English, Gymnasium 6 «Centre Gornostay», [email protected], Novosibirsk
THE FORMATION OF ECOLOGICALLY-ORIENTED PERSONALITY AT SECONDARY SCHOOL IN THE PROCESS OF INTERNATIONAL INTEGRATION BY EXAMPLE OF SCHOOL SUBJECT «FOREIGN LANGUAGE»
Abstract. The article deals with pedagogical possibilities of forming the ecologically oriented personality based on integrating Finnish schools of nature experience into Russian education. One can find the author's structure model of ecological pupils' projects in the subject "Foreign language" as well as the results of the experiment on how environmentally-friendly the pupils of the 5 th and 6th forms are. In addition, it sums up the reasonable need for involving pupils into ecological projects with the help of foreign language subject in order to develop their ecological outlook and participate in international ecological and educational activities.
Keywords: school education, environmental projects, international integration, ecologically oriented personality.
Глобализация, суть которой сводится к постепенному преобразованию мирового социума в единое пространство, в настоящее время охватила практически все жизненно важные составляющие развития общества, объединив национальные экономики в единую общемировую систему, основанную на информационной открытости, на коммуникационном сближении, на планетарной научной революции, на интернационализации образования идр. [9].
Глобальными стали и проблемы современного мира.
Одна из них - кризисные явления в экологии, характеризующиеся часто необратимыми изменениями в природе. Связаны они, прежде всего, с духовным кризисом человечества. Решение экологических проблем зависит от того, какой тип человека сформирует общество для их преодоления. Путь к гармонизации отношения человека с природой лежит через глубокую нравственную перестройку образа жизни и поведения человека к формированию эколого-ориентированной личности.
«Личность» - сложное понятие, кото-
рое исследуется в психологии, философии, педагогике. Наиболее полное определение этого понятия, на наш взгляд, дает философский словарь: «Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности» [4, с. 369]. Общественные черты личности выражаются в ее поведении, действиях по отношению к другим людям и сопричастности к ним. По ним можно судить о духовных и нравственных качествах человека. Формирование личности - это процесс, который включает в себя социализацию, воспитание и самореализацию [3].
Формирование эколого-ориентированной личности - это процесс создания у индивида устойчивой системы взглядов и убеждений по отношению к природной среде, осознанное приобретение экологических знаний, умений и навыков для решения экологических проблем, соотнесение своих действий и поступков с нравственно-экологическими общественными нормами и законами природы [11].
Итак, процессы глобализации и интеграции, социокультурные и экологические явления современного мира ставят перед образованием задачу формирования личности нового типа - конкурентоспособной, нравственно зрелой, эколого-ориентированной, способной творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира. Большой вклад в процесс формирования такой личности вносит изучение иностранных языков. Полилингвальность успешно внедряется в современную образовательную практику в ведущих странах мира. Мы согласны с высказыванием Н. В. Боговик о том, что «идеи билингвального образования: использование второго языка в качестве способа познания мировых знаний, культуры различных народов, диалога культур, являются важными моментами для современного российского образования, которое создает необходимые условия для всестороннего развития личности» [1, с. 267].
В русле решения главной задачи по фор-
мированию личности нового типа, перед российской педагогикой ставится задача по переходу к новой образовательной парадигме и повышению экологического сознания подрастающего поколения. Подходы к решению этих задач включают важную составляющую - интеграцию зарубежного опыта в отечественное образование [8].
В последние годы активно развиваются интеграционные процессы в экологическом образовании школьников Скандинавии и северо-западных регионов России. Привлекательным в системе экологического образования Скандинавских стран является то, что общеобразовательные школы активно сотрудничают с зоозащитными, экологическими и научными организациями. Результаты экологических исследований школьников учитываются и могут быть использованы в работе органов власти, что дополнительно мотивирует школьников на созидательную деятельность, направленную на сбережение природы родного края. Примером массового привлечения школьников к экологической деятельности является Финляндия. Так, около 90% финских школьников вовлечены во внешкольные детские и молодежные организации, которые на практике реализуют инициативы по экономии природных ресурсов, развитию культуры потребления, экологизации среды. Активная и многосторонняя работа этих организаций не только дает возможность подрастающему поколению приобретать опыт в различных сферах жизнедеятельности, но и создает особую гуманитарно-образовательную среду [7].
Изучение опыта работы финских детских и юношеских экологических организаций дало стимул к разработке и апробированию методики проектной работы школьников по изучению и внедрению опыта природных школ Финляндии в отечественную экологическую образовательную практику. Эта работа проводится нами на базе МАОУ Гимназия №6 «Центр Горностай» (г. Новосибирск) в 2014 году.
Нужно отметить, что в современном мире выполнение проектов рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, дающая представление о профессионализме в любой сфере деятельности и определяющая стиль жизни человека [12]. Учитывая важность этого направления в современной
педагогике, гимназия №6 «Центр Горностай» уже несколько лет участвует в международных интеграционных программах и проектах школьников, успешно сотрудничая с общеобразовательными школами США, Германии, Франции, Японии, Китая. В 2011-2012 учебном году в гимназии был создан Центр международного сотрудничества, целью которого стало обеспечение образовательной, проектно-исследователь-ской, культурной и экологической деятельности на международном уровне. Этот опыт помогает учащимся быть инициативными, творческими и компетентными в интересующих их сферах деятельности [5].
Таким образом, в образовательном процессе гимназии сложилась педагогически комфортная среда, обеспечивающая эффективность протекания процесса формирования эколого-ориентированной личности средствами иностранного языка. Для реализации экологических проектов учащихся в предметной области «иностранный язык» нами был определен комплекс педагогических условий:
- интеграция социально-воспитательной, информационно-коммуникативной и креативно-деятельностной сред (создание благоприятной воспитательной среды для формирования у школьников экологического сознания, включающей использование виртуального пространства, которое дает свободу выбора информации, возможность общения, способствует формированию собственных взглядов и решений);
- актуализация мировоззренческого (коэволюционного мышления), гносеологического, аксиологического, креативно-деятельностного и коммуникативного потенциала школьников в процессе изучения и творческой переработки зарубежного опыта экологического образования;
- интеграция содержания гуманитарного (иностранный язык) и экологического образования.
При организации экологической проектной деятельности школьников в предметной области «иностранный язык» мы учли эффективность данного предмета для интеграции зарубежного опыта в отечественное экологическое образование. Прежде всего, это высокий страноведческий потенциал, который позволяет организовать зарубежные
связи школы, незаменимые в формировании целостного взгляда школьников на мир. Общепланетарность экологических проблем создает основу для общения российских школьников с зарубежными сверстниками на иностранном языке. Использование ресурсов информационно-образовательной среды, в том числе средств массовой информации (телевидение, радио) и информационных ресурсов сети Интернет, позволяют существенно повысить потенциал экологического образования и углубить процесс изучения иностранного языка.
На начальном этапе этой работы нами были определены следующие задачи:
- изучение целевых установок учителей гимназии при организации экологической проектной деятельности учащихся;
- изучение отношения учащихся старшей и средней ступени к проектной деятельности, в том числе экологической;
- проведение установочного эксперимента по определению интенсивности отношения учащихся к природе.
Анализ результатов опроса 35 учителей-предметников, работающих на средней и старшей ступени гимназии, показал, что метод проектов используют 86% опрошенных учителей. 23% учителей реализовали экологические проекты в своей предметной сфере, половина из них - в гуманитарной (в том числе иностранный язык). Цель, которую ставят учителя гимназии при организации экологической проектной деятельности, - расширить знания, умения и навыки обучающихся по охране окружающей среды, используя активные методы и приемы обучения.
Анализ данных анкетирования обучающихся показал, что из 111 школьников старшей ступени 74,8% участвовали в проектной деятельности, 14,4% имеют опыт участия в экологических проектах, 3,6% готовы принять участие в экологическом проекте, связанном с предметной областью «иностранный язык». Из 115 школьников средней ступени обучения 67,8% участвовали в проектной деятельности, 28,3% имеют опыт участия в экологических проектах, 18,2% готовы принять участие в экологическом проекте, связанном с предметной областью «иностранный язык».
Анализ результатов анкетирования де-
монстрирует достаточно высокую заинтересованность обучающихся в проектной деятельности. Однако у учащихся средней ступени обучения каждый третий проект является эколого-ориентированным, а у старшеклассников - только каждый седьмой. Данные показатели старшеклассники объясняют большей заинтересованностью в проектной деятельности, связанной с углубленным изучением отдельных предметных курсов в ориентации на будущую профессию и общей нехваткой свободного времени.
При разработке модели интеграции финского опыта экологической проектной деятельности школьников в российское образование мы учли более высокую заинтересованность учащихся средней ступени в экологических проектах с привлечением учебного предмета «иностранный язык», а также перспективы работы с этой возрастной группой по дальнейшему развитию школьной эколого-образовагельной деятельности.
Наша методика рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы, реализуется во внеурочное время на базе английского языка, как общепризнанного средства международной коммуникации, и включает поэтапное выполнение определенных задач.
Вначале школьники с помощью учителя находят и отбирают для дальнейшей индивидуальной работы фото- и видеоматериалы, представленные на сайтах финских природных школ. Самостоятельная часть работы учащихся над проектом - письменное изложение по плану - детские экологические мероприятия, проводимые в Финляндии; личный опыт экологической деятельности; сравнительный анализ. Затем учащиеся пишут краткую аннотацию, составляют русско-английский экологический словарь по тексту, делают перевод аннотации на английский язык. В итоговой части работы учащиеся возвращаются к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для создания компьютерной презентации своей исследовательской работы и участия в сборке коллективной презентации на русском и английском языках на тему «Природа - наш общий дом. Изучение опыта финских природных школ».
В установочном эксперименте приняли участие школьники 5-6 классов (возраст
11-13 лет), разделенные на 2 группы: контрольную (23 человека) и экспериментальную (25 человек). В работе с обеими группами учащихся мы использовали методику «Натурафил», разработанную и апробированную в массовой практике В. А. Левиным и С. Д. Дерябо.
Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики субъективной интенсивности отношения к природе у школьников 10-17 лет и включает 4 основные шкалы, соответствующие четырем компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному (ПА), когнитивному (К), практическому (ПР) и по-ступочному (ПС), а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Параметр интенсивности субъективного отношения к природе в контрольной и экспериментальной группах мы определяли, согласно методике, как сумму баллов по четырем основным шкалам (ПА+К+ПР+ПС) [9].
На стадии констатирующего эксперимента нами получены следующие показатели интенсивности отношения к природе у испытуемых:
- в контрольной группе испытуемых
1 человек показал крайне низкий уровень,
2 человека - низкий, 8 человек - ниже среднего, 10 человек - средний, 2 человека -выше среднего;
- в экспериментальной группе испытуемых 2 человека показали низкий уровень, 8 человек - ниже среднего, 12 человек -средний, 3 человека выше среднего.
Констатирующий эксперимент выявил у большинства школьников 5-6 классов средний и ниже среднего уровни интенсивности отношения к природе. Характеризуя учащегося этого уровня, следует отметить, что природа не воспринимается им как равноценный субъект взаимодействия, эстетическое освоение объектов природы проявляется не в полной мере, слабо сформирована отзывчивость на витальные проявления объектов природы, отсутствует объективность в оценке своих поступков в отношении к природе. При среднем уровне сформированное™ когнитивного компонента учащийся не может обойтись без посторонней помощи и педагогического сопровождения при поиске информации экологического содержания. Учащийся готов включаться в практическую природоохранную деятельность,
которую организуют другие, при этом его активность не выходит за рамки, заданные ситуацией.
В связи с тем, что большинству участников эксперимента соответствует данная характеристика, мы считаем целесообразным вовлечение школьников 5-6 классов в экологическую проектную деятельность посредством предметной области «иностранный язык» для развития их экологического мировоззрения и подготовки к участию в школьных международных эколого-образователь-ных проектах. При этом мы считаем важным выявление уровней интенсивности отношения к природе на всех этапах исследования. Это даст возможность определить текущее состояние данного процесса и отследить у учащихся появление новых качеств личности для их дальнейшего развития.
Соблюдение определенных нами педагогических условий в процессе реализации экологического проекта в предметной сфере «иностранный язык», проводимого в общей школе, отразится, по нашему мнению, на всех четырех компонентах интенсивности отношения к природе и внесет определенный вклад в процесс формирования эколого-ориентированной личности.
Мы также считаем, что предлагаемая нами к реализации методика, в основу которой заложена модель «копирование-взаимодополнение-творческое развитие» (по Е. А. Рипачевой) [5], расширит рамки видения российскими школьниками экологических проблем от локальных (краеведческих) до национальных и глобальных; поможет формированию толерантного отношения к ценностям иных культур; познакомит с жизнью и природоохранной деятельностью сверстников в других странах, даст возможность участвовать в совместных международных эколого-образовательных
проектах и программах, и главное, активизирует природоохранную деятельность школьников в своем регионе.
Библиографический список
1. Боговик Н. В. Язык как ведущее средство поликультурного воспитания // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - №5. - С. 265-267.
2. Бродовская 3. В. Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5 - С 130-134.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005. - 304 с.
4. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Мн: Изд-во В. М. Скакун,
1998. - 896 с.
5. Публичный отчет 2011-2012 учебный год. Официальный сайт МАОУ Гимназия №6 «Центр Горностай». - 2007 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 2012. URL: http://gornostay.com/ (датаобращения 15.09.2014).
6. Рипачева Е. А. Модели интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 31. - С. 469-473
7. Тайлакова Е. А. Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т.17. - №3. - С. 1398-1402.
8. Тайлакова Е. А. Интеграция отечественного и европейского опыта экологической проектной деятельности школьников // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. - 2013. - T. III. - №1. - С. 99-103.
9. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос, 2001. - 271 с.
10. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
11. Abdulkhakova Е., Beloborodova N. Pedagogical conditions of forming of ecological-oriented personality of the students // European Applied Sciences. - 2013. - No 9, 1(2). - Pp.90.
12. Phillips D. Projects with Young Learners [Text] / D.Phillips. - Oxford University Press,
1999. - 180p.