Научная статья на тему 'Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников'

Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ПРИРОДНЫЕ ЦЕННОСТИ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Светлана Ивановна

В статье представлен опыт обучения учащихся средней школы в области экологического образования с использованием проектной методики. В статье отражены главные отличия в восприятии окружающей среды российскими и финскими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников»

1. Печерский Б. А. Мысли о музыке. Афоризмы. // Монография. - Москва, МГПУ, 2007. - с. 103.

2. Печерская А. Б. Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки (на материале работы в концертмейстерском классе): Дисс. ... канд. пед. наук. -Москва, 2009. с. 167.

3. Князева Г. Л. Основные подходы к процессу развития способности к творческой интерпретации у будущих педагогов - музыкантов. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 4 (75) апрель 2015. Ч. IV. М., 2015. с. 108.

4. АнтоноваМ. А. Автореф.дисс. ... канд. пед. наук. М., 2008. - с. 15.

5. Петрушин В. И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Академический проект, 2006. - с. 314.

6. Низамутдинова С. М. Виктор Мержанов. Восхождение длиною в жизнь. / Монография. - Москва: ООО «Ниц арт», 2014. - с. 211.

Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников

Опарина С. И.

Опарина Светлана Ивановна / Орагта Буейапа Ьапоупа - учитель английского языка, Муниципальное образовательное учреждение Русско-Высоцкая средняя общеобразовательная школа, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлен опыт обучения учащихся средней школы в области экологического образования с использованием проектной методики. В статье отражены главные отличия в восприятии окружающей среды российскими и финскими школьниками.

Ключевые слова: окружающий мир, природные ценности, активная жизненная позиция, система жизненных ценностей, здоровый образ жизни.

На протяжении нескольких лет я принимала участие в работе семинаров по развитию сети воздействия российско-финского проекта «Сельская школа», реализованного Национальным управлением образования Финляндии. Темой одного из семинаров было отношение школьников обеих стран к окружающему их миру.

Группа преподавателей из университета г. Турку проводила исследование с целью определить природные ценности финских и российских детей, а также определить, как условия их жизни влияют на здоровье членов семьи и культуру. В исследовании принимали участие школьники в возрасте 10-15 лет, которым было предложено нарисовать рисунок на тему: «Ландшафт, который мне бы хотелось сохранить» [1]. Манера выполнения рисунка была свободной, техника исполнения выбиралась из того, с чем школьники знакомились на уроках изобразительного искусства. Качество рисунков, конечно же, сильно различалось. Но преподавателей интересовало не их качество, а содержание.

Мы, члены российской делегации, были озадачены результатами анализа рисунков наших школьников. По рисункам можно было чётко прочитать состояние взаимоотношения ребёнка с природой. Картинка, содержащая лишь изображение куска асфальта и дымящую трубу завода, свидетельствует о весьма скудном взаимоотношении с окружающим миром. Человек, по мнению многих школьников, вообще не является частью ландшафта, который хотелось бы сохранить. Лишь в десятой части работ присутствовал человек, пассивно созерцая мир из окна

многоэтажного здания. Финские же школьники с большим желанием включали любимый ландшафт в круг своей активной деятельности. Большинство их рисунков - это азбука активного отдыха на природе: велосипедная прогулка всей семьёй по Иматре, рыбалка на озере Сайма, сбор ягод и грибов, плавание, ходьба на снегоступах и лыжах, природные тропы в национальном парке Валкмуса и любование разнообразием птиц и бабочек. Для финских школьников активный отдых на природе - это естественно, это залог их здоровья, крепких семейных связей и свидетельство активной жизненной позиции. Если работы российских школьников представляли собой, как правило, классические пейзажи, то финские работы были отражением практической окружающей реальности с множеством характерных природных деталей родных мест и с явным оттенком личных впечатлений от проведённого свободного времени и занятий спортом.

Природоохранная тематика была представлена в работах российских школьников очень незначительно: несколько скворечников на деревьях в зимнем лесу, в то время как финские школьники тщательно вырисовывали аккуратно подстриженные газоны с табличкой «Содержите в чистоте», контейнеры для раздельного сбора мусора и замер качества воды в ближайшем источнике.

Федеральная программа развития образования называет одной из наиболее важных проблем образования формирование у учащихся системы жизненных ценностей и социальных норм, включающих потребность в здоровом образе жизни, в бережном, уважительном отношение к природе и всем формам жизни, способность осознавать экологические проблемы и готовность к личному участию в их решении [2].

Сформировать эти навыки на своих уроках я пытаюсь с помощью проектной методики [3]. Меня, как учителя, очень радует, что работа учащихся в проектных группах носит характер дискуссионного, исследовательского клуба, в котором решаются действительно интересные, практически значимые для них проблемы родного посёлка. На одном из уроков я показала ребятам репродукции из старого журнала, который хранится в школьном музее. На них они с трудом узнали наш посёлок 50 лет назад: замечательный парк с роскошными ивами, живописное озеро с беседками. Ответ на вопрос: «Как можно вернуть посёлку прежнюю красоту?» я предложила ученикам найти самим, работая над межпредметным проектом «Экологическая карта моего посёлка». Проект осуществлялся учащимися 7 класса в тесном контакте с преподавателями географии, экологии и предмета «Человек и общество». Учащиеся посещали очистные сооружения на птицефабрике «Русско-Высоцкая», беседовали со специалистами (интервью) о состоянии водоёмов на территории посёлка, ходили в сельскую амбулаторию и интересовались, как утилизируются отходы из медицинских контейнеров вблизи больницы и т. д. Затем по итогам бурной дискуссии был оформлен репортаж «Экологический вестник Русско-Высоцкого» и размещён на стенде у здания администрации с конкретными предложениями по благоустройству посёлка, проведению субботника по расчистке парка от мусора, сухого валежника и посадке деревьев. Теперь в весенних субботниках традиционно принимают участие жители посёлка вместе с учащимися школы.

Одной из воспитательных целей, которую я стараюсь реализовать на своих уроках, затрагивая экологические проблемы, является формирование уважительного отношения учащихся к своей малой Родине и её природным богатствам. Я глубоко убеждена, что всем преподавателям на своих уроках необходимо вести исследовательскую работу по теме отношения школьников к окружающему их миру, с тем, чтобы помочь подрастающему поколению увидеть и оценить истинные природные ценности своей Родины.

1. Варппу Элоранта. Анализ рисунков финских и российских детей и молодёжи. Турку: Материалы семинаров в Сиилинярви и Куопио в рамках финско-российского проекта «Сельская школа», сентябрь 2004 г.

2. Гальскова Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков. // ИЯШ 2009. № 9.

3. Кочетурова Н. А. Метод проектов в обучении иностранному языку. -Новосибирск: Материалы Региональной научно-практической конференции, июнь 2005 г.

4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://center/fю.m/do/news.asp.

5. Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования. - М.: Еврошкола, - 2003, с. 52-56.

Краеведческий подход в обучении географии Тишкова Л. Н.

Тишкова Людмила Николаевна / Tishkova Lyudmila Мко1аета - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 3, г. Армавир

Аннотация: статья посвящена реализации краеведческого подхода на уроках географии в условиях перехода российского образования на новые ФГОС. Ключевые слова: краеведение, краеведческий подход, «образ мира», родной край, география.

Согласно новому Федеральному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определённых качествах.

Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению [3].

Необходимость изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила широкое обоснование в трудах многих великих педагогов, ученых, географов (М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, Н. И. Новиков, Н. Н. Баранский, А. С. Барков, А. В. Даринский, И. С. Матрусов и многие другие).

Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.

Важнейшим подходом в конструировании курса географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края. Цели реализации этого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, экологической культуре личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.