Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры у студентов-дизайнеров в процессе обучения в вузе'

Формирование экологической культуры у студентов-дизайнеров в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ECOLOGICAL PROBLEMS / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ган Ольга Иосифовна

В статье рассматривается положительный опыт решения экологических проблем средствами дизайна в России и за рубежом. Определяется место и роль дизайнера в современном мире. Анализируется опыт формирования экологической культуры у студентов-дизайнеров уральского федерального университета в процессе получения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE STUDENTS-DESIGNERS IN THE PROCESS OF LEARNING IN THE UNIVERSITY

The article considers the positive experience of solving environmental problems through design tools in Russia and abroad. The place and role of the designer in the modern world is determined. The experience of the formation of ecological culture in students-designers of the Ural Federal University in the process of obtaining professional education is analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры у студентов-дизайнеров в процессе обучения в вузе»

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Гон О.И.

В статье рассматривается положительный опыт решения экологических проблем средствами дизайна в России и за рубежом. Определяется место и роль дизайнера в современном мире. Анализируется опыт формирования экологической культуры у студентов-дизайнеров уральского федерального университета в процессе получения профессионального образования.

Ключевые слова: дизайн-образование; экологические проблемы; экологическое образование; инновационные технологии.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE STUDENTS-DESIGNERS IN THE PROCESS OF LEARNING IN THE UNIVERSITY

Gan O.I.

The article considers the positive experience of solving environmental problems through design tools in Russia and abroad. The place and role of the designer in the modern world is determined. The experience of the formation of ecological culture in students-designers of the Ural Federal University in the process ofobtaining professional education is analyzed.

Keywords: design education; ecological problems; environmental education; innovative technologies.

Проблема сохранения среды обитания является одной из глобальных проблем современности. Ухудшение экологической ситуации, в частности в нашей стране, связано с чрезмерной концентрацией

промышленного производства на определенной территории, что приводит к загрязнению среды обитания и ухудшению качества жизни населения. Россия, как и другие страны, ищет выход из создавшегося положения. Она активно участвует в работе международных экологических саммитов, конференций, форумов, в том числе, в Стокгольме (1972 г.), в Йоханнесбурге (2002 г.), в Рио де Жаней-ро (1982 г., 2012 г.), в Париже (2015 г.). В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» были сформулированы первостепенные задачи, соответствующие мировым принципам: «Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития «демократия - человек - технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав» [1, с. 17]. Основное место в этой триаде, безусловно, принадлежит человеку - творческому, всесторонне образованному, осознающему ответственность за последствия принятия технологических решений. В эпоху информационного общества возрастает роль образования, которое рассматривается в работах ряда ведущих специалистов, как ведущая предпосылка возрождения экономики страны и решения экологических проблем [2].

Термин экологическое образование в нашей стране стал применяться только с 1980 года. Целью его стало формирование ответственного отношения человека к окружающей среде на любом этапе его жизни. В этой связи, особенно важна серьезная экологическая подготовка кадров высшей квалификации, в том числе, архитекторов и дизайнеров, так как меняется их роль и предназначение в современном мире. «В конечном итоге, дизайнер проектирует не отдельные вещи или объекты, а стиль и образ жизни человека. Действительно, современный дизайнер способен оказать влияние на мироощущение людей, на эстетические представления, и в широком смысле, на развитие материальной и духовной культуры всего человечества» [3, с. 187].

Подобная оценка места и роли дизайнера в современном обществе предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов-дизайнеров. Обострение экологической ситуации в 70-х годах способствовало появлению новых феноменов в культуре. Неслучайно, в это

время появляется такое направление в дизайне, как экологический дизайн, целью которого становится охрана и восстановление природной среды, разработка новых экологически безопасных материалов и технологий, использование альтернативных источников энергии. В 80-х годах формируется комплексный подход к решению экологических проблем, в том числе и средствами дизайна. «Сегодня «экологический» дизайн - это утверждение принципов экологической этики и ориентация на гармонизацию отношений человека с окружающим миром» [4, с. 45]. Сама трактовка термина «экологический дизайн» тесно связана с понятием «экологическая культура», которое включает не только экологическую образованность, бережное отношение к природе, но и практическую работу по улучшению природопользования.

В зарубежных странах накоплен положительный опыт решения экологических проблем путем разработки и внедрения малоотходных и безотходных технологий. Среди них важное место занимают инновационные экологические проекты: использование энергии ветра, солнца, внедрение проектов «умный дом», переход отдельных стран на электромобили, широкое внедрение системы раздельного сбора мусора с его последующей переработкой, использование экологически безопасных и экономичных материалов в строительстве, в изготовлении мебели, предметов быта и прочее. Высокий уровень экологического сознания и экологической культуры у населения Германии, Японии, Дании, Швеции, Норвегии формировался различными способами, как экономическими, включая систему штрафов за нарушения экологического законодательства и мер поощрений за соблюдение установленных правил, так и социальными, предполагающими проведение широких информационных кампаний, распространение социальной рекламы, формирование общественного мнения. Кроме того, правительство этих стран субсидирует значимые экологические проекты, поэтому сегодня электромобили на Западе становятся привычным явлением. В 2015 году доля продаж электрокаров на рынке продажи авто составляла в Норвегии 23%, в Нидерландах - 9,9%, в Швеции - 2,5%, в Дании - 2,4%, в Германии - 0,8%. [5, с. 12]

Проведение международных конкурсов в сфере дизайна способствует продвижению инновационных идей и поднимает престиж

компаний, уделяющих большое внимание экологическим аспектам в своей деятельности. Весьма популярными на Западе становятся ежегодные конкурсы «Red Dot» в Европе , «IDEA» (The International Design Excellence Awards) в США. В конкурсе «Red Dot» принимают участие несколько тысяч профессионалов из более 40 стран. Острота экологических проблем заставляет по-новому взглянуть на ситуацию и сформулировать принципы экодизайна: «проектируйте не изделия, а циклы жизни изделия; старайтесь использовать естественные материалы, а не искусственные; уменьшайте потребление энергии; обеспечивайте долговечность изделия; используйте минимум материала; проектируйте не столько изделия, сколько способ обращения с ним; используйте легко перерабатываемые материалы, делайте ваше изделие пригодным для повторного использования» [6].

В нашей стране мы только приступаем к внедрению этих принципов в массовое производство и потребление товаров. И популярные на Запаце электромобили для России все еще остаются транспортом будущего. Тем не менее, высшие учебные заведения в подготовке студентов ориентируются на прогрессивный опыт стран, где традиции экологического дизайна имеют прочные основания. Уральский федеральный университет, наследуя традиции Уральского политехнического института (УГТУ-УПИ), большое внимание уделяет экологическим аспектам образовательного процесса, включая подготовку дизайнеров. Можно согласиться с мнением М.В. Панкиной, что «в настоящее время экологическая парадигма как совокупность ценностей, методов, подходов, технических решений и средств должна являться ведущей в дизайне» [7, с. 5]. В соответствии с учебным планом студенты изучают разнообразные дисциплины, формирующие экологическое сознание: философию, культурологию, материаловедение, экологию, эргономику, безопасность жизнедеятельности и проч. Темы как курсовых, так и дипломных проектов студентов-дизайнеров нацелены на решение экологических проблем и, прежде всего, Уральского региона.

Студенты профиля подготовки бакалавриата «промышленный дизайн» разрабатывают проекты, связанные с благоустройством территорий, с разработкой моделей электромобилей, с проектированием оборудования для раздельного сбора мусора: «Система информаци-

онных терминалов для городской среды» (Капирулина A.B.), «Робот очиститель для песчаных пляжей (Семенчикова Т.С.), «Система контейнеров для раздельного сбора мусора» (Левченко К.С.). В круге их интересов также находится оборудование для пожарных, спасателей, медиков, разработанное с учетом современных экологических требований: «Экзоскелет для людей с ограниченными возможностями» (Терехина П.), «Персональный очиститель воздуха для аллергиков» (Степанова Е.С.), «Медицинский робот помощник» (Исупова Е.Ю.).

Студенты-графики нацелены на привлечение внимания общественности к экологическим проблемам средствами графического дизайна. Они создают фирменные стили и логотипы природоохранных организаций, прорабатывают концепции и делают макеты книг по экологии, разрабатывают настольные игры с экологической тематикой для школьников младшего и среднего возраста, позволяющие лучше познакомиться с природой родного края. Проблема сохранения флоры и фауны нашла отражения в проектах «Экология лесопарковой зоны озера Шарташ» (Барыкина М.), «Красная книга Урала» (Мезенцева С.), «Дизайн книги-альбома о Сысерти. Моя Сысерть» (РулеваН.).

Кроме разработки курсовых и дипломных проектов экологическая направленность обучения проявляется в участии студентов в международных и всероссийских научных конференциях, форумах, выставках-конкурсах по природоохранной тематике. В частности, уже на протяжении ряда лет кафедра культурологии и дизайна УрФУ выступает одним из инициаторов и организаторов Международного форума «Культура и экология - основы устойчивого развития России», в котором принимают участие инженеры, экологи, экономисты, гуманитарии, архитекторы, дизайнеры. Выставка дипломных работ студентов-дизайнеров, в том числе и экологической направленности, является практической стороной экологического форума и привлекает внимание специалистов.

Таким образом, междисциплинарное взаимодействие в процессе получения образования позволяет студентам расширить профессиональные контакты, сформировать круг своих научных интересов, и в дальнейшем продолжить обучение в магистратуре. Различные виды практик, включая пленэрную, музейную и производственную,

дополняют практическую часть дизайн-образования. Разнообразие учебной, производственной, научной и выставочной деятельности способствует усилению роли социальных и гуманитарных аспектов образования, его природоохранной направленности, что соответствует требованиям экологической доктрины и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г/ Nol662-p. URL: http:// мино бр науки, р ф/доку менты/4 71

2. Смолин О.Н. Образование для всех. М.: Проспект. 2006. 411 с.

3. Филатова К.В. Сущность, содержание и структура художественно -проектной деятельности студента-дизайнера // Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. монография / Под. ред. Г.В. Козловой. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р Державина, 2010. С. 187-207.

4. Шитикова И.Б. Экологическая ориентация дизайна в перспективах развития современной науки и техники // Современные наукоемкие технологии, 2007, №1. С. 45^16. URL: https://elibrary.ru/contents. asp?issueid=446084 (дата обращения: 15.01.2018).

5. Бочко B.C. Зеленая экономика как новый цивилизационный этап в социально-экономическом развитии общества // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Проблемы и перспективы «зеленою роста. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО УрФУ 2017. С. 11-14.

6. Пенова И.В. Дизайн и экология: современные тенденции, http:// www.pre.nl/ecodesign/ (дата обращения:12.02.2018).

7. Панкина М.В., Захарова C.B. Экологический дизайн: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 197 с.

References

1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsiarno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem

Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g/Nol662-r. URL: http://mino-brnauki.rf/dokumenty/471

2. Smolin O.N. Obrazovanie dlya vsekh. M.: Prospekt. 2006. 411 s.

3. Filatova K.V. Sushchnost'. soderzhanie i struktura khudozhestven-no-proektnoy deyatel'nosti studenta-dizayiiera //Neproizvodstvennaya sfera v sovremennom sotsiokurtumom i ekonomicheskom prostranstve: koll. monografiya /Pod. red. G.V. Kozlovoy. Tambov: I/datcl'skiy dom TGUim. G.R. Derzliavina, 2010. S. 187-207.

4. Shitikova I.B. Ekologicheskaya orientatsiya dizayna v perspektivakh razvitiya sovremennoy nauki i tekhniki // Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2007, №1. S. 45-46. URL: https://elibrary.ru/contents.as-p?issueid=446084 (data obrashcheniya: 15.01.2018).

5. Bochko V.S. Zelenaya ekonomika как novyy tsivilizatsionnyy etap v sotsiarno-ekonomicheskom razvitii obshchestva // Kul'tura i ekologi-ya - osnovy ustoychivogo razvitiya Rossii. Problemy i perspektivy «zel-enogorosta. Ekaterinburg: FGAOU VPO UrFU. 2017. S. 11-14.

6. Penova I.V. Dizayn i ekologiya: sovremennye tendentsii. http://www. pre.nl/ecodesign/ (data obrashcheniya:12.02.2018).

7. Pankina M.V., Zakharova S.V. Ekologicheskiy dizayn: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury. M.: Izd-vo Yurayt, 2017. 197 s.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ган Ольга Иосифовна, заведующий кафедрой культурологии и дизайна, доцент

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, 620002, Россия Ganoi(a)yandex. ги

DATA ABOUT THE AUTHOR

Gan Olga Iosifovna, Head of the Department of Culture science and Design, PhD in Philosopical Sciences, Associate Professor

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

19, Mira Str., Ekaterinburg, 620002, Russia Ganoi(a)yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.