УДК 745/749
М. В. Панкина
ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1
Рассматривается эволюция принципов дизайна, обусловленная актуальными тенденциями общественных процессов, изменениями условий и возможностей производства, экологическими проблемами, а также осмыслением миссии проектной деятельности и степени профессиональной ответственности самими дизайнерами.
Ключевые слова: принципы дизайна, культурологический анализ, социокультурная роль дизайна, принципы экологического дизайна
В отличие от изобразительного искусства творчество в дизайне рационально и обусловлено не спонтанным вдохновением и эмоциональным откликом на окружающие образы и события, не стремлением к самовыражению, а целью решения какой-либо проблемы, логикой, взвешенными обоснованиями, выводами и предложениями. Дизайн в пространстве культуры мы рассматриваем как интегральное и системное явление, одновременно профессиональную деятельность и составляющую производственного процесса с результатами-артефактами в виде дизайн-объектов, общественное и культурное явление с определенной системой ценностей, норм профессиональной деятельности и принципов проектирования.
В связи с этим культурологический подход к осмыслению дизайна как феномена массовой культуры наиболее актуален.
Целью данной статьи является культурологический анализ эволюции принципов дизайн-проектирования, обусловленной тенденциями общественных процессов, изменениями технологических возможностей производства, экологическими проблемами, а также осмыслением миссии проектной деятельности и степени профессиональной ответственности самими дизайнерами. В свою очередь дизайн
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.
как многогранное явление, неразрывно связанное с жизнью людей, оказывает огромное влияние на социокультурные процессы, в его принципах и подходах можно проследить отклик на современные проблемы человечества.
В контексте культурологического анализа столь многостороннего и сложного предмета исследования автор использует комплекс методов и подходов:
- метод исторического анализа при рассмотрении изменения парадигмальных представлений о смысло- и формообразовании в дизайне в связи с соответствующим культурным контекстом, мировоззрением и системой общественных ценностей;
- системный подход, позволяющий анализировать отдельные компоненты проектной деятельности и характер их связи;
- типологический подход, не связанный с классификацией на основе функционального назначения объектов дизайна, а ориентированный на понимание целеполагания в современном дизайне;
- феноменологический подход при рассмотрении экологического направления в дизайне с точки зрения ценностных оснований и формальных проявлений;
- аксиологический подход при анализе ценностного и социокультурного потенциала дизайна;
- метод аксиоматизации при выделении принципов дизайн-проектирования.
В тематике нашего исследования мы объединяем три дефиниции слова принцип: 1) основные, исходные положения научного обоснова-
50
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
М. В. Панкина
Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ
ния различных направлений развития дизайна; 2) этические нормы, определяющие правила дизайнерской проектной деятельности; 3) установившиеся, общепринятые, широко распространенные правила регулирования процессов и отношений в рамках дизайн-проектирования.
Возникнув в конце Х1Х - начале ХХ в. в рамках парадигмы модернизма, в эпоху промышленной революции, дизайн развивался как новая сфера творчества и часть промышленного производства. Первые теоретические исследования в дизайне характеризуются поиском собственного пути, смысла деятельности, системо-и формообразующих факторов. Дизайн-
проектирование основывалось на достижениях и законах гармонии, выработанных за тысячелетия мастерами и теоретиками искусства и архитектуры, однако требовались и другие подходы, обусловленные иными общественными и производственными условиями, массовостью продукции, потребностью в новых формах и функциях предметно-пространственной среды.
Уильям Моррис (1834-1896), английский художник и писатель, стал одним из первых теоретиков дизайна, выдвинув его важные принципы:
• комплексное проектирование предметно-пространственной среды;
• проникновение эстетических требований во все области производства;
• учет связи материала и производимой из него вещи;
• принцип соответствия формы, украшения и отделки предмета его сути и его назначению (соответствие эстетических и утилитарных свойств).
В теории дизайна начала ХХ в. П. Беренс придерживался принципов формообразования классической архитектуры (тектоничность, симметрия, геометризация форм), он хотел гармонично соединить искусство и технику. Г. Рид считал главными принципы искусства, выделяя формообразующие, интуитивные, экспрессивные аспекты этой художественно-проектной деятельности, называя дизайн «абстрактным искусством». Д. Глоаг подчеркивал единство формы, конструкции и материала для достиже-
ния главной цели - удобства потребителя, рассматривал дизайн как важнейшее средство продажи, коммерческого успеха. Похоже представлял дизайн Ф. Эшфорд - как системную многоаспектную деятельность, в которой сочетаются художественная, конструктивная и коммерческая составляющие, принципиальным считая обеспечение потребительской функции объекта дизайна. Для Д. Понти главным принципом являлось творчество, а художественность, зрелищность, новизна объектов дизайна - критерием качества. В концепции Д. Нельсона акцентируется внимание на обеспечении средствами дизайна интересов всех участников рынка (потребителей, производителей, бизнесменов), творческой свободе и взаимодействии художника с обществом. Т. Мальдонадо рассматривал дизайн не только как профессиональную деятельность, но и как социокультурное явление, оказывающее влияние на мировоззрение общества, выделяя культурно-гуманистическую направленность и социальную ответственность при безусловном обеспечении утилитарных, социальных, коммерческих и художественных потребностей [2; 4; 6].
На этапе становления дизайна главными принципами являлись: рациональность, научность, унифицированность, возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, отказ от декоративности в пользу функциональности, простота, информативность и ясность форм. Изначально выдвигались и гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Многие из авторов говорят о создании не формы, не предметов, а нового образа жизни, уже понимая воспитательную и идеологическую роль дизайна.
В 60-х гг. ХХ в. дизайн стал захватывать практически все предметно-пространственное окружение человека, методы и принципы дизайна начали использовать в других сферах человеческой жизни, их теоретическое обоснование носит комплексный характер. Так Е. Н. Лазарев в 1984 г. выделяет пять основных принципов дизайна [5]. Принцип системности предполагает учет при проектировании объекта ди-
51
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
М. В. Панкина
Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ
зайна его связей с другими объектами, средой функционирования и восприятия его потребителем; обеспечивает единство и целостность объектов в системе «человек - предмет - среда», в свою очередь входящей как компонент в метасистему соответствующей сферы материальной культуры. Принцип научной обоснованности заключается в общеметодологических установках теории дизайна, учитывающих положения социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии. Принцип коллегиальности подразумевает участие в проектировании специалистов различного профиля. Дизайнер призван выступать в роли координатора их деятельности, благодаря чему достигается целостный и всесторонний подход к объекту. Принцип методической обусловленности заключается в упорядочении и систематизации проектной деятельности, обязательности соблюдения полноты содержания и последовательности этапов проектирования на основе единых методологических установок, принципов, методов и средств. Принцип гуманистической направленности подразумевает гуманизацию предметной среды, преобразование «техноформы» в «антропоформу», базируется на идеалах гуманизма (противостоящего идеологии технократизма, практицизма и индивидуализма), определяет полноту учета потребностей общества.
В 1989 г. в российской теории дизайна определялся основной принцип - «соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта» [8, с. 38], а в 2004 г. -средовой подход, т. е. формирование предметно-пространственного окружения как органического единства всей системы визуально-чувственных и функциональных условий места, что выявляется в процессе концептуального, экологического и этнокультурного анализа проектной деятельности [3, с. 48].
Д. Норман в 2002 г. определяет рациональные принципы дизайна как деятельности по созданию удобных и практичных вещей, что характеризует «западную» модель [7, с. 12, 72]:
• ясная концептуальная модель (вещь должна говорить сама за себя);
• обратная связь (потребителя с объектом дизайна, пользователь получает полную и точную информацию о результате проделанных им действий);
• соответствие (связь между органами управления и результатом их использования, состоянием устройства и отражением этого состояния);
• наглядность (один взгляд на устройство позволяет определить его состояние и возможные действия, приемлемые действия заметны);
• ограничители (чтобы сделать вещь простой в применении, нужно исключить все возможные неверные действия).
За столетие дизайн прошел путь от направления «современное движение» (или «интернациональный стиль»), в котором реализовался радикальный функционализм с лозунгом «форма следует функции», что приводило к стандартизации, обезличенности, однообразию, потере этнокультурной идентичности предметно-пространственной среды, до культурологического подхода, рассматривающего дизайн как продукт культуры и деятельность, интегрирующую материальную и художественную культуру. Также в современных концепциях дизайна выделяют ведущий принцип - системный подход с комплексом требований (удовлетворение потребностей, экономическая эффективность, создание художественных ценностей, массовость и доступность, инновационность) [6].
Кризис техногенной цивилизации в конце ХХ в. привел к осознанию изменения приоритетов в шкале культурных ценностей, необходимости формирования нового отношения к природе, экологической культуре. В проектной и научной сферах экологические проблемы решались в концептуальных, проблемных, «протестных» проектах и экономических, технологических, социологических, философскоэтических научных исследованиях. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации взаимодействия чело-
52
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
М. В. Панкина
Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ
века с окружающей средой, в том числе обращением к возможностям искусства, архитектуры, дизайна. Как глобальное явление, включенное во все процессы повседневности, как форма проектной культуры и коммуникации дизайн все чаще является катализатором инновационных идей, концепций, технологий и методологий в различных сферах и областях материальной и духовной культуры современного общества. Направления экологического, устойчивого, «зеленого» дизайна стали реакцией на экологический кризис [1].
Дизайн является частью промышленного производства, поэтому напомним, что сейчас в промышленном проектировании изначально выделяется презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности, поэтому экологические принципы не только декларируются, но и являются основой для экологического мониторинга и экспертизы: принцип альтернатив; ограничения; оптимизации; превентивности природоохранных мероприятий; комплексности; управления. Все объекты дизайна имеют четыре стадии существования, на каждой из которых происходит процесс взаимодействия с окружающей средой (материалами, энергией, смыслами): проектирование, изготовление, использование, утилизация.
Дизайн, чтобы быть экологически и социально ответственным, должен следовать природному принципу наименьшего усилия (создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных результатов минимальными средствами). Это означает: потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов [9, с. 378]. Кроме того, на дизайнерах лежит социокультурная ответственность, так как качества предметно-пространственной среды, коммуникативность формы, ее знаково-символический смысл воздействуют на людей, их физиологическое и психологическое состояние, формируют их потребительские установки, мировоззренческие и эстетические идеалы.
Цель экологического дизайна - создание оптимальных условий для удовлетворения человеческих потребностей без нарушения при этом равновесия окружающей среды. Принцип рационального природопользования 3R (reduce, reuse, recycle - ‘сокращать, повторно использовать, перерабатывать’) является ведущим ориентиром этого направления проектной деятельности, а его принципы базируются на основных положениях теории дизайна как системной проектной деятельности и теории устойчивого развития, формирующейся с 1970-х гг.; их дополняют антропология, экологическая социология, экологическая этика, видеоэкология, экологическая психология, бионика и многие другие науки. При экологическом подходе анализу подвергаются: разумность потребностей экономики и людей; эффективность использования материалов и энергии; степень истощения ресурсов и экологический ущерб; возможность использования возобновляемых источников энергии и ресурсов, рециркуляции, повторного использования; этнические модели организации среды, содержащие мудрость поколений о рациональности, гармоническом равновесии, органичности сосуществования с природой; возможность использования природных форм и конструкций.
Осмысление принципов экологического дизайна ведется практиками и теоретиками дизайна. Так, например, японский индустриальный дизайнер Ясутака Суге в 2002 г. обозначил свои концепции «дизайна с экологической составляющей». Концепция «Экономия» за счет изменения конструкции или материала перекликается с проектными установками классического рационалистического дизайна XX в., пропагандируются идеи ресайклинга. Подход «Удаление» предполагает учет свойств материалов при их утилизации (прежде всего нетоксичность). Подход «Простота» - отсечение ненужных элементов для получения в перспективе эстетически выверенных продуктов [1].
Исходя из принципов разумного потребления, сформулируем принципы экологического дизайна и соответственно качества дизайн-объектов, а также отметим, что эти принципы должны быть реализованы в любом
53
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
М. В. Панкина
Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ
объекте дизайна как актуальные, логичные, экономичные и этичные и что они следуют и соответствуют «Законам экологии», которые сформулировал американский биолог и эколог Барри Коммонер в начале 70-х гг. XX в.
• «Все связано со всем»: системность; универсальность, многофункциональность, взаимозаменяемость; модульность, трансформируемость, мобильность.
• «Все должно куда-то деваться»: долговечность, неподверженность моде; гигиеничность, экологическая чистота материалов изделий, а также процессов производства и потребления.
• «Природа знает лучше»: использование природных моделей в конструкции, функции, образе, естественность форм и материалов; рациональность, простота и функциональность формы (принцип индустриального дизайна [6, с. 46]); связь с эстетикой региона, использование региональной, этнической модели.
• «Ничто не дается даром»: эффективное энергопланирование, использование биологических ресурсов вместо ископаемого горючего; рациональность использования материалов; разумная экономичность; ответственность и активная экоцентрическая позиция.
В принципы экологического дизайна нами включены наиболее рациональные и продуктивные принципы функционального, системного и средового подходов, а также обусловленные законами и принципами экологии и природы, актуальностью разумного потребления. Согласно этим принципам, дизайнер должен учитывать оптимальность соотношения затрат материалов и энергии, продолжительности жизни изделия и возможности его последующей утилизации, а продукты дизайна должны быть привлекательными, благоприятно воздействовать на психику
человека, передавать ощущение естественности, восприниматься органично, вызывать положительные эмоции; предоставлять возможность творчества; стимулировать к экологическому образу жизни, выступать наглядным аргументом в пользу экологичного и экономичного потребления, формировать экологическое сознание.
За более чем вековую историю принципы и подходы в дизайне претерпели значительную эволюцию, связанную с глобальностью и массовостью внедрения продуктов дизайна в повседневную жизнь, расширением поля деятельности, но, главным образом, с осознанием ответственности за влияние реализованного объекта не только на жизнь общества, но и на природную среду. Изменения принципов дизайн-проектирования обусловлены саморефлексией дизайнеров и детерминантами нормативов производства и общественного сознания, проблемами глобального характера (экологическими и экономическими), необходимостью формирования экоцентрического общественного сознания как единственного допустимого. В настоящее время экологическая парадигма (как совокупность ценностей, методов, подходов, технических решений и средств) должна являться ведущей в дизайн-проектировании, закладываться в процессе профессиональной подготовки дизайнеров, а принципы экологического дизайна - реализовываться при создании объекта дизайна любого вида, стиля, направления, масштаба и т. д. Следуя этим принципам, возможно влиять на социокультурные процессы, выстраивать приоритеты в шкале культурных ценностей, формировать мировоззрение потребителей в соответствии с принципами экоцентрического отношения к природе. Дизайн как социокультурное явление не останется в стороне от глобальной проблемы цивилизации.
1. Быстрова, Т. Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна / Т. Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - № 1. - С. 96-101.
2. Глазычев, В. Дизайн как он есть / В. Глазычев. - Москва: Европа, 2006. - 320 с.
3. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. - Москва: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
4. Лаврентьев, А. Н. История дизайна / А. Н. Лаврентьев. - Москва: Гардарики, 2007. - 303 с.
5. Лазарев, Е. Н. Дизайн как технико-эстетическая система: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения (техническая эстетика) / Е. Н. Лазарев. - Москва, 1984. - 32 с.
54
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
М. В. Панкина
Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ
6. Михайлов, С. М. История дизайна / С. М. Михайлов. - Москва: Союз дизайнеров России, 2004. - 289 с.
7. Норман, Д. А. Дизайн привычных вещей / Д. А. Норман. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 с.
8. Основные термины дизайна: краткий словарь-справочник / Д. А. Азрикан, Г. Л. Демосфенова (рук., сост.) и др. - Москва: ВНИИТЭ, 1989. - 88 с.
9. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. - Москва: Издатель Д. Аронов, 2008. - 416 с., ил.
Сдано 13.01.2014
M. V. Pankina
EVOLUTION OF PRINCIPLES DESIGN: CULTURAL STUDIES ANALYSIS Absrtact. This article describes the evolution of the design principles. Evolution is caused by the current trends in social processes, changes in the conditions and possibilities of production, environmental issues, as well as understanding of the mission of the project activity and the degree of professional responsibility by the designers.
Keywords: principles of design, cultural studies analysis, socio-cultural role of design, principles of ecological design
References
1. Bystrova, T. Ju Trends and problems in the development of «sustainable» design / T. Ju. Bystrova // Akademiceskij vestnik UralNIIproekt RAASN [Academic Herald of UralSRprojectRAABS]. - 2012. - № 1. - P. 96-101.
2. Glazichev, V. Dizajn kak on est' [Design as it is] / V. Glazichev. - Moscow: Europe, 2006. - 320 p.
3. Dizajn [Design]: illustrated dictionary-directory / G. B. Minervin, V. T. Shimko, A. V. Efimov. - Moscow: Arhitektura-S, 2004. - 288 p.
4. Lavrent'ev, A. N. Istorija dizajjna [Design history] / A. N. Lavrent'ev. - Moscow: Gardariki, 2007. - 303 p.
5. Lazarev, E. N. Dizajjn kak techniko-esteticeskaja sistema [Design as a techno-aesthetic system]: summary of the dis. ... d-r of arts (technical aesthetics) / E. N. Lazarev. - Moscow, 1984. - 32 p.
6. Michajlov, S. M. Istorija dizajna [Design history] / S. M. Michajlov. - Moscow: Union of Designers of Russia, 2004. - 289 p.
7. Norman, D. A. Dizajn privychnych veschej [Design of everyday things] / D. A. Norman. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2013. - 272 p.
8. Osnovnye terminy dizajna [Basic terms of design]: a brief dictionary-directory / D. A. Azrikan, G. L. Demos-fenova (head, comp.) etc. - Moscow: VNIITE, 1989. - 88 p.
9. Papanek, V. Dizajn dlja real'nogo mira [Design for the real World] / V. Papanek. - Moscow: Publisher
D. Aronov, 2008. - 416 p., ill.
Received 13.01.2014
55
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)