Научная статья на тему 'Экологическая парадигма дизайна'

Экологическая парадигма дизайна Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1919
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ФУНКЦИИ ДИЗАЙНА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ ДИЗАЙНА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Панкина Марина Владимировна

Встатье анализируются истоки ипринципы экологического подхода вдизайне, цели изадачи экологического дизайна какактуального направления проектной практики. Социокультурная роль дизайна рассмотрена вэкологической парадигме. Утверждается необходимость формирования экологической культуры икомпетентности впроцессе профессионального дизайн-образования. психофи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая парадигма дизайна»

УДК 74.01.09 ПАНКИНА М. В.

Экологическая парадигма дизайна

В статье анализируются истоки и принципы экологического подхода в дизайне, цели и задачи экологического дизайна как актуального направления проектной практики. Социокультурная роль дизайна рассмотрена в экологической парадигме. Утверждается необходимость формирования экологической культуры и компетентности в процессе профессионального дизайн-образования.

Ключевые слова: дизайн, экологический подход, экологический дизайн, функции дизайна, социокультурная роль дизайна.

PANKINA M. V.

ENVIRONMENTAL PARADIGM DESIGN

The paper analyzes the origins and principles of ecological approach in the design, goals and objectives of environmental design as a contemporary design practice areas. The socio-cultural role of design is considered in the environmental paradigm. Asserted the need to create an environmental culture and competence in the professional design education.

Keywords: design, ecological approach, ecological design, function design, social and cultural role of design.

irit

Панкина

Марина

Владимировна

кандидат

педагогических наук, доцент ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства

e-mail:

marina-pankina@rambler.ru

Дизайн традиционно понимается как художественно-техническое проектирование каких либо объектов или проектирование эстетических свойств промышленных изделий.

На рубеже XIX — ХХ вв. дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлялся традиционной художественной культуре. Внимание акцентировалось на активном использовании в различных областях жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности, украшательства в пользу функциональности. Главными требованиями к проекту являлись: возможность массового промышленного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность.

Сущность и миссия дизайна уточнялись, но всегда его целью являлось формирование гармоничной предметно-пространственной среды, наиболее полно удовлетворяющей утилитарным, материальным и духовным возможностям и потребностям человека, оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека в среде. Таким образом, антропоцентрическая нацеленность дизайна является ведущей. Она выражается в стремлении учитывать возможности, потребности, запросы, предпочтения людей, что воплощается в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна. Дизайн можно рассматривать как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности [6, 46]. Очень редко можно встретить среди задач дизайна — «укрепление глобальной устойчивости и защиту окружающей среды (глобальную этику)» [7]. Хотя еще в 1971 г. в книге «Дизайн для реального

мира» Виктор Папанек утверждал, что в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн, не связанный с социологическими, психологическими аспектами и экологией окружения (5, 219).

Степень негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду явилась стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. «Вторая природа», созданная в процессе бурного развития научно-технического прогресса, грозит сегодня оказаться единственной. Постоянное расширение потребностей цивилизации сопровождается сокращением возможностей удовлетворить их.

Экологический кризис вызвал реакцию как в проектной, так и в научной сферах в форме концептуальных, проблемных, «протестных», революционных проектов и экономических, технологических, социологических, философско-этических научных исследований. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе обращением к возможностям искусства, архитектуры, дизайна.

Дизайн охватывает всю предметно-пространственную среду обитания человека и его потребления, объединяет в себе научно-техническую, художественно-образную и философскую составляющие. Дизайнеры открывают для общества новые формы, конструкции и технологии, организуют жизненное пространство, воспитывают вкус и часто провоцируют новый виток потребления, причем не всегда необходимый и оправданный. Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофи-

зический комфорт и пр. Деятельность дизайнера, создающего пространство для жизни, всегда имеет экологический характер.

Экологический подход к проектированию и технологиям производства возник в 1970 х гг., с одной стороны, как интуитивная, неосознанная потребность общества, с другой — как осознанная проектировщиками и учеными задача. Это одно из направлений всемирного экологического движения, которое занимается охраной и восстановлением окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне — создание продукции, совместимой с окружающей средой. Это подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на окружающую среду, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительности жизни изделий было оптимальным, экологичность процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов. Формообразующие принципы и художественный образ объектов дизайна не уточняются.

Истоки экологического подхода к проектированию можно проследить в истории человечества в архитектурных сооружениях, предметах быта и декоративно-прикладного искусства. Вся предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая людьми, выступает своеобразной материализацией социально-политических, идейных и культурно-эстетических взглядов, экономических и технологических возможностей общества. Образ, декор, конструкция, функция пространства и предметов, его наполняющих, отражают мировоззрение общества и уровень развития технологий. В доиндустриальный период, начиная с древнейших времен, люди жили в гармонии с природой. Это было обусловлено меньшей властью над природой, пониманием своей беззащитности и зависимости от природных явлений и циклов. Визуальные символы в орнаментах предметов быта, одежды, форме бытовых предметов, мебели, архитектурных деталей представляют собой стилизованные образы природных объектов и явлений, природных и жизненных циклов. Причем сходные формы, рисунки и символы появляются у разных народов, что связано с реально воспринимаемыми объектами окружающего мира (линия горизонта, горы, растения, животные и пр.). Принципы построения орнаментов (метрический повтор, ритм, симметрия) повторяют принципы повторения циклических

природных явлений (день — ночь, времена года, рождение — смерть и т. д.) или построения природных форм [4, 19-20].

В настоящее время термины «зеленый дизайн», «экологический дизайн», «устойчивый дизайн» почти синонимично используются в повседневной практике. Их суть и особенности относительно времени появления в русском контексте, по формообразующим принципам, по идеологии, по объему понятий и их логическому взаимодействию проанализированы Т. Ю. Быстровой [1, 96-101]. Обозначена проблема — ни один из имеющихся терминов не содержит эстетических и стилевых рекомендаций или принципов формообразования, что необходимо для определения дизайна как проектной практики.

Термин «экологический дизайн», который представляется нам все-таки более нейтральным и обобщающим явление (к тому же качественное прилагательное — однокоренное со словом «экология»), встречается в научной литературе по архитектуре, промышленному дизайну и прикладной экологии, а также философии, медицине, психологии, социологии и педагогике. Экологический дизайн определяют как участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации с позиций ценности природы и культуры [3, 27]. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры [2, 61]. Это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды на всем протяжении жизненного цикла изделия: в процессе его создания, использования и утилизации. Наравне с требованиями красоты, удобства и экономичности особую значимость имеют потребление ресурсов, происхождение материалов, безопасность в использовании изделия, отсутствие вреда здоровью, простота и безопасность утилизации, возможность повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом [8]. Соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle — сокращать, повторно использовать, перерабатывать).

Дизайн, чтобы быть экологически ответственным и социально отзывчивым, должен следовать природному принципу наименьшего усилия (создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных

результатов минимальными средствами). Это означает: потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов [5, 378].

При этом в содержание понятия «экологический дизайн» должно вкладываться не только обеспечение экологической чистоты материалов, процессов производства и потребления, но и пространственно-временная организация среды, соответствующая комфортному существованию человека. Целесообразно учитывать региональную, этническую модель, выработанную предшествующими поколениями, в которой присутствует гармоническое равновесие взаимодействия человека и природы.

Экологический дизайн как область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, базирующиеся на мировоззренческой, ценностной платформе, и научное осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды (Иллюстрация 1).

Задачами экологического дизайна являются: совершенствование сложившейся экологической ситуации путем создания объектов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры; поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода; пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм; формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов; целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.

Сфера экологического дизайна охватывает все ступени производственно-потребительской системы, а наряду с экономическими, технологическими, социальными аспектами затрагивает также художественно-эстетические, философско-этические и психологические проблемы.

Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, экономичность. Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный

экологического дизаина

* художественнопроектные ф • этническое искусство • архитектуре • промышленный дизайн • (рафмчсскмй дизайн ■ садово-парковое искусство • ПСИХОПО! ический дизайн • амтропааиэайм • пермакультуре

естественнонаучные ^ • экология • психологическая экология • эргономика • гигиена и санитария • бионика

• антропология • философия ноосфермого мышления • экологическая эстетика • концепция устойчивою развития • экологическая социология а СОЭОЛОГИЯ

гуманитарные • ■ психология экологического сознания

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

Иллюстрация 3

образ является актуальным для объекта экологического дизайна, что будет создавать психологический комфорт для потребителя. Отметим, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства [4]. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа — предметнопространственная среда — человек. Объект может быть полностью экологичен по отношению к природной среде (например, с применением ре-сурсо- и энергосберегающей системы «Умный дом»), но иметь агрессивный, технологичный образ (в этом случае объект можно охарактеризовать с точки зрения экологичного технологичес-

кого решения, но не экологического дизайна, который включает как художественно-проектную деятельность образ). Объект может копировать природную форму, но быть неэргономичным и нефункциональным. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность — отличительные черты экологического направления в дизайне.

Среди черт современного дизайна экологичность уже называют как необходимое качество (Иллюстрация 2). Экологизация дизайна сопровождается осознанием в профессиональной сфере морально-этической ответственности дизайнера перед обществом и природой, поисками профессиональных средств разрешения экологических проблем. В системе функций дизайна выделяют познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, адаптационную, воспитательную [3]. Социокультурная сущность дизайна проявляется во влиянии предметно-пространственной среды на социальное поведение человека, коммуникативности формы, знаково-символическом аспекте объектов дизайна. Дизайнер должен в своей проектной деятельности соблюдать экологические принципы и предвидеть, как его реализованные объекты будут воздействовать на людей, формировать мировоззренческие и эстетические идеалы, ценностное отношение к окружающей среде.

Необходимость введения экологического мышления в дизайне велика. Процесс экологизации должен охватить проектную и потребительскую культуру, повседневную культуру человека, его сознание и его среду обитания. Для того чтобы изменить мышление проектировщиков, необходимо формировать экологическую парадигму в процессе профессионального образования. При очевидной востребованности специального учебного курса, формирующего мировоззрение, экологическую культуру и сознание, дающего будущим дизайнерам инструментарий, методики и технологии проектировочной деятельности, в настоящее время в программах нет. В стандартах профессионального образования в области дизайна в рамках дисциплины «Экология» определены разделы, смысловое ядро содержания которых таково: современное состояние проблемы и рациональное природопользование, ликвидация последствий негативного влияния на природу.

Курс «Экологический дизайн», который может быть включен в вариативную часть учебного плана, интегративный и обобщающий, может

стать важнейшим фактором формирования личности будущего профессионала во многих сферах деятельности, его экологической культуры. Изучение основ экологического дизайна позволит сформировать у будущих специалистов ценностные представления

0 взаимодействии окружающей среды и человека, а также ознакомиться с конкретными приемами экологизации, которые следует использовать при проектировании средовых объектов (Иллюстрация 3).

Заключение

В настоящее время экологическая парадигма (как совокупность ценностей, методов, подходов, технических решений и средств) должна являться ведущей в дизайн-проектировании, так как дизайнеры формируют предметно-пространственную среду, планируя все этапы жизни объекта, от проектирования до процесса изготовления, использования и утилизации. Продукты дизайна воздействуют на людей, формируют их мировоззренческие и эстетические идеалы. На дизайнерах лежит социокультурная ответственность перед будущими поколениями, поэтому необходимо формировать экологическую культуру в процессе их профессионального образования.

Список использованной литературы

1 Быстрова Т. Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 1. С. 96-101.

2 Дизайн : иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минер-вин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. М., 2004.

3 Медведев В. Ю. Сущность дизайна : учеб. пособие. СПб., 2009.

4 Панкина М. В., Захарова С. В. Экологический дизайн : учеб. пособие. Бийск, 2011.

5 Папанек В. Дизайн для реального мира. М., 2008.

6 Уваров А. В. Экологический дизайн : опыт исследования процессов художественного проектирования : дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010.

7 Что такое дизайн? Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http: // c-a-m.narod.ru / design / designopre.html (дата обращения:

09.04.2012).

8 Экологический дизайн [Электронный ресурс]. URL: http: // ru.wikipedia.org / wiki / Экологи-ческий_дизайн (дата обращения:

05.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.