Научная статья на тему 'Дизайн в визуальной культуре: социокультурные смыслы и функции'

Дизайн в визуальной культуре: социокультурные смыслы и функции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1588
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / DESIGN / SOCIO-CULTURAL SPACE / VISUAL CULTURE / VISUAL IMAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Епифанова Анастасия Геннадьевна

Обсуждается проблема социокультурных смыслов и функций дизайна в актуальном рекламном дискурсе, позволяющих человеку идентифицировать себя с определенным культурным пространством через визуальный образ, эмоцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN IN VISUAL CULTURE: SOCIAL AND CULTURAL MEANING AND FUNCTIONS

Discuss topical issues of social and cultural meanings and functions of the design-to-date advertising discourse allow people to identify themselves with a certain cultural space through the visual image courtines, emotion.

Текст научной работы на тему «Дизайн в визуальной культуре: социокультурные смыслы и функции»

УДК 008

А. Г. Епифанова

ДИЗАЙН В ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ И ФУНКЦИИ

Обсуждается проблема социокультурных смыслов и функций дизайна в актуальном рекламном дискурсе, позволяющих человеку идентифицировать себя с определенным культурным пространством через визуальный образ, эмоцию.

Ключевые слова: дизайн, социокультурное пространство, визуальная культура, визуальный образ

Современное социокультурное пространство нагружено визуальными образами, формирующими мировосприятие современного человека. Основанная на разнообразных способах восприятия, сохранения и передачи накопленного опыта, современная культура немыслима без визуальных форм. Различные аспекты изучения визуальных характеристик социокультурного пространства являются предметом растущей заинтересованности культурологов в свете формирующейся феноменологии так называемой визуальной культуры. В познавательном векторе визуальная культура представлена в качестве зрительных образов, являющихся результатом проектной деятельности человека. Важно указать, что главной особенностью визуальной культуры является легкость восприятия образов, доступность, способность представлять при помощи иллюзорности как особого инструмента конструирования зримой, видимой реальности повседневные ситуации в более насыщенном, ярком свете. Именно актуальные визуально-образные решения, представленные современной графикой, фотографией, рекламной продукцией, внешний облик наших домов, улиц и городов образуют «визуальный универсум общества» [12, с. 1]. Визуальный образ, органично и настойчиво встраиваясь в повседневность, «замещает реальность и представляется нам более реальным, чем мир, который он представляет» [Там же, с. 7], что ведет к формированию новой визуально ориентированной цивилизации.

Поглощая современного человека, визуальная культура вынуждает его жить в потоке визуальных образов. Американские исследователи М. Барнард отмечают такие ха-

рактеристики визуального стиля современной жизни, как:

- «глобализация;

- высокая скорость производства и потребления визуальных продуктов;

- экранность;

- доминирование визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни;

- ослабление способностей критического мышления» [13, с. 3-4].

Основным феноменом пространства современной культуры выступает зрительный образ, влекущий за собой развертывание все новых и новых чувственных образов: вкусовых, звуковых, обонятельных и т. д., еще раз утверждая доминирование чувственной культуры. Выполняя ряд функций: художественную, информационную, коммерческую, пропагандистскую и т. п., образ «задает» культуру повседневности, настаивая на постижении мира посредством визуального восприятия, через зримый, видимый контент.

Огромную роль в визуальной культуре играет дизайн. Органично вписавшись в процесс глобализации, последний удовлетворяет интересы современного общества в реализации жизненно важных эстетических идеалов, ценностей и культурных образцов, оптимизируя образ жизни современного человека путем повышения эргономичности и экологичности материально-предметной среды и связанных с ней ценностей. Выступая «своеобразным декодером, воспроизводящим особенности функционирования предметов, вещей в сфере культуры, дизайн выполняет свою высокую культурную миссию, повышая своими произведениями ценностные характеристики окру-

104

жающей среды, ассимилируя в себе многофункциональные свойства эстетических, художественных и социальных ценностей культуры» [11, с. 82]. Дизайн как «доминанта современного постиндустриального общества аккумулирует в себе мировоззрение, образ жизни, стиль людей, их предметный мир, основные черты эпохи» [8, с. 109].

Таким образом, в повседневной жизни современный человек повсеместно окружен продуктами дизайн-проектирования, т. е. дизайн как вид визуально-проектной деятельности непрерывно заново творит мир в ощущениях людей, участвуя в формировании визуальной культуры, используя методы и приемы эстетической визуализации социокультурного пространства.

В рамках культурологического подхода к изучению феномена дизайна как инструмента визуализации современной культуры, мы будем акцентировать внимание на следующем:

- какие эстетические приемы используются при создании актуального визуального контента социокультурного пространства;

- каков уровень восприятия и интериори-зации продуктов дизайнерского творчества со стороны общества;

- через какие социальные институты обеспечивается реализация продуктов дизайнерского творчества, в каких формах и дискурсах она преимущественно представлена.

В конечном итоге дизайн и его проектные произведения определяются культурным смыслом: «дизайн провоцирует человека на любование видом вещей, призывает к усмотрению их смысловой целостности. Дизайн организует визуальное восприятие» [14, с. 55-56], реализовы-вая коммуникативную, семиотическую и чело-векотворческую функции культуры.

Смысловые корни термина дизайн восходят к латинскому designare - 'определять, обозначать'. Итальянское disegno со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие design (англ. design - 'проектировать, конструировать') «распространилось в XVI веке и представляло собой проектную художествен-

но-техническую деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер» [4, с. 39].

Большая советская энциклопедия трактует дизайн как «вид деятельности по проектированию предметного мира... этот термин применяется также для обозначения результата проектной деятельности и порой обозначает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества» [Цит. по: 8, с. 13]. Данный тезис позволяет нам утверждать, что дизайн, выступая частью материально-предметной культуры, является «средством передачи социального опыта. для каждой эпохи, страны, этноса, социальной группы и даже индивидуума» [2, с. 34].

Популярный словарь дизайна, науки и техники рассматривает дизайн как «разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанной на принципе сочетания удобства, экономичности, красоты» [9, с. 23]. Как «особый метод проектирования предметной среды, при котором. воедино слились два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции» трактуется дизайн в терминологическом словаре «Аполлон» [1, с. 167].

Философ А. В. Казарин уже в начале 2000-х гг. подчеркнул, что дизайн - это «специфический вид деятельности, творчески заимствующий и использующий опыт других видов деятельности (то есть представляющий собой комплексное знание), вырабатывающий собственные принципы деятельности и осуществляющий практику в условиях преимущественно массового производства и потребления» [5, с. 26].

В докторской диссертации, посвященной осмыслению дизайна как культурной формы в системе культурных ценностей, В. В. Чижиков определяет дизайн «как феномен художественной и эстетической культуры, детерминированной ценностно-мировоззренческой системой

105

общества, отвечающий его функционально-утилитарным потребностям» [11, с. 77]. Таким образом, дизайн, с точки зрения В. В. Чижикова, представляет собой единство «материальной и духовной культуры общества», где материальные и духовные новации являются результатом проектной деятельности человека [Там же].

На основании перечисленных характеристик дизайна, составляющего ядро проектной культуры, последний мы можем определить:

- как проектную деятельность, отражающую «эволюцию ценностных ориентацию» человечества [7, с. 11];

- проектное творчество [6, с. 255];

- проектирование мира новых и прекрасных вещей (Джио Понти) [3, с. 52];

- проектную практику, требующую от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал и вносящую в реальность новые социокультурные смыслы [10, с. 17].

Таким образом, анализ творчества дизайнера с культурологической точки зрения позволяет нам исследовать проблемы отражения

основных ценностных ориентиров современной культуры в современном дизайне, а также способы и характеристики его восприятия.

Приемы, используемые дизайнером для визуализации социокультурного пространства, могут опосредованно, через дизайн-проекты, «оказывать определенное воздействие на решение таких важных социальных проблем, как повышение качества жизни, культуры производства и производственных отношений, культуры потребления, гармонизации, эстетизации быта и создания благоприятного психологического климата для людей» [8, с. 110]. Иными словами, дизайн начала третьего тысячелетия более чем когда-либо способствует активизации пассивного сознания, стремясь не только к рационализированному выражению сущности той или иной вещи с возможностью осмысленного достижения тождества пользы и красоты, утилитарного и эстетического и к сохранению социального опыта потребляющего человека, но и к проектированию будущих потребностей человека и общества в целом.

1. Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство: термин. словарь / под ред. А. М. Кантора. - Москва: Элис Лак, 1997. - 736 с.

2. Васильев, В. М. Культурология: учеб. пособие / В. М. Васильев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: МГИУ, 2007. - 326 с.

3. Глазычев, В. О дизайне / В. Глазычев. - Москва: Искусство, 1970.

4. Ермолина, Л. А. Философско-методологический анализ дизайна / Л. А. Ермолина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2010. - № 2. - С. 38-43.

5. Казарин, А. В. Дизайн как социокультурный феномен: дис. ... канд. филос. наук / А. В. Казарин. - Нижний Новгород, 2002. - 165 с.

6. Кантор, К. М. Правда о дизайне / К. М. Кантор. - Москва: АНИР, 1996. - 286 с.

7. Кнабе, Г. С. История. Быт. Античность / Г. С. Кнабе // Быт и история в античности. - Москва: Наука, 1988. - 272 с.

8. Коломоец, Г. П. Дизайн в современном социокультурном пространстве: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Г. П. Коломоец. - Краснодар, 2003. - 160 с.

9. Научно-технический прогресс: словарь / сост. В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов. - Москва: Прогресс, 1987. - 455 с.

10. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна / И. А. Розенсон. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 219 с.: ил.

11. Чижиков, В. В. Дизайн в системе культурных ценностей: дис. ... д-ра филос. наук / В. В. Чижиков. - Москва, 2006. - 382 с.

12. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования / П. Штомпка; пер. с пол. Н. В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. - 2-е изд. - Москва: Логос, 2010. - 168 с.

13. Barnard, M. Approaches to Understanding Visual Culture / M. Barnard. - New York, 2001.

14. Simon, H. The Science of Design: Creating and Artificial / H. Simon // The Sciences of the Artificial. - Cambridge, 1969.

Сдано 1.07.2014

106

A. G Epifanova

DESIGN IN VISUAL CULTURE: SOCIAL AND CULTURAL MEANING AND FUNCTIONS Abstract. Discuss topical issues of social and cultural meanings and functions of the design-to-date advertising discourse allow people to identify themselves with a certain cultural space through the visual image

courtines, emotion.

Keywords: design, socio-cultural space, visual culture, visual image

References

1. Apollon: Izobrazitel'noe i dekorativnoe iskusstvo [Apollo: Fine and decorative arts]: terminological dictionary / ed. A. M. Kantor. - Moscow: Elis Lak, 1997. - 736 p.

2. Vasil'ev, V. M. Kul'turologija [Cultural science]: manual / V. Vasil'ev. - 3 ed., recycled and added. - Moscow: MGIU, 2007. - 326 p.

3. Glazychev, V. O dizajne [About design] / V. Glazychev. - Moscow: Iskusstvo, 1970.

4. Ermolina, L. A. Philosophical and methodological analysis of design / L. A. Ermolina // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Herald of the Moscow State Regional University]. Ser.: Philosophical sciences. - 2010. - № 2. - Р. 38-43.

5. Kazarin, A. V. Dizajn kak sociokul'turnyj fenomen [Design as sociocultural phenomenon]: dis. ... Cand. Philosophical sciences / A. V. Kazarin. - Nizhny Novgorod, 2002. - 165 p.

6. Kantor, K. M. Pravda o dizajne [The truth about design] / K. M. Kantor. - Moscow: ANIR, 1996. - 286 p.

7. Knabe, G. S. History. Life. Antiquity / G. S. Knabe // Byt i istorija v antichnosti [Life and history in antiquity]. -Moscow: Nauka, 1988. - 272 p.

8. Kolomoec, G. P. Dizajn v sovremennom sociokul'turnom prostranstve [Design in modern sociocultural space]: dis. ... Cand. Culturology: 24.00.01 / G. P. Kolomoec. - Krasnodar, 2003. - 160 p.

9. Nauchno-tehnicheskij progress [Scientific and technical progress]: dictionnary / comp. V. G. Gorohov, V. F. Halipov. - Moscow: Progress, 1987. - 455 p.

10. Rozenson, I. A. Osnovy teorii dizajna [Bases of the theory of design] / I. A. Rozenson. - Saint-Petersburg: Piter, 2006. - 219 p.: il.

11. Chizhikov, V. V. Dizajn v sisteme kul'turnyh cennostej [Design in system of cultural values]: dis. ... D-r Philosophical sciences / V. V. Chizhikov. - Moscow, 2006. - 382 p.

12. Shtompka, P. Vizual'naja sociologija. Fotografija kak metod issledovanija [Visual sociology. Photo as research method] / P. Shtompka; transl. from pol. by N. V. Morozova, introd. article N. E. Pokrovsky. - 2-e ed. - Moscow: Logos, 2010. - 168 p.

13. Barnard, M. Approaches to Understanding Visual Culture / M. Barnard. - New York, 2001.

14. Simon, H. The Science of Design: Creating and Artificial / H. Simon // The Sciences of the Artificial. - Cambridge, 1969.

Received 01.07.2014

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.