Научная статья на тему 'Роль непрерывного художественного образования в реализации концепции устойчивого развития'

Роль непрерывного художественного образования в реализации концепции устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / дизайн-образование / экологизация / экологическая культура / art education / design-education / ecologization / ecological culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкина Марина Владимировна, Захарова Светлана Викторовна

Искусство сопровождает человека на протяжении всей жизни, являясь средством познания и отражения мира, самореализации. Искусство имеет огромный потенциал для формирования экологической культуры. Для профессионалов экологическая парадигма должна стать основой профессиональной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкина Марина Владимировна, Захарова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art accompanies people throughout life, it is a tool for cognition and reflection of the world, self-realization. Art has a great potential for the development of ecological culture. For the professionals ecological paradigm should be the basis of professional ethics.

Текст научной работы на тему «Роль непрерывного художественного образования в реализации концепции устойчивого развития»

РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

М. В. Панкина

С. В.Захарова

Искусство сопровождает человека на протяжении всей жизни, являясь средством познания и отражения мира, самореализации. Искусство имеет огромный потенциал для формирования экологической культуры. Для профессионалов экологическая парадигма должна стать основой профессиональной этики.

Art accompanies people throughout life, it is a tool for cognition and reflection of the world, self-realization. Art has a great potential for the development of ecological culture. For the professionals ecological paradigm should be the basis of professional ethics.

Ключевые слова: художественное образование, дизайн-образование,

экологизация, экологическая культура.

Key words: art education, design-education, ecologization, ecological culture.

Изобразительная деятельность пронизывает развитие личности начиная с раннего детства до старости, ведь любой человек, даже не ставший профессионалом в области искусства, является зрителем, потребителем и заказчиком предметов искусства, дизайна среды, созданной архитекторами и дизайнерами. Художественное образование в каждом возрасте имеет свои задачи: от развития моторики, пространственного и творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы, формирования картины мира у маленьких детей до освоения знаний, умений, навыков в профессиональном образовании или арт-терапии, «занятий для души», самореализации у взрослых членов художественных студий и объединений, которые увлеклись изобразительным творчеством в зрелом возрасте.

Экологическое содержание должно стать неотъемлемой составляющей содержания непрерывного художественного образования. Средствами искусства можно наиболее органично как информацию, так и ценностные понятия доносить до сознания обучающихся или зрителей. Для ребенка искусство является способом познания мира, рисуя и рассматривая произведения искусства, он учится анализировать, обобщать, отображать реалистично и преобразовывать, стилизовать образ, а главное - чувствовать, формировать своё отношение к окружающему миру. Соприкосновение с художественными и нравственными ценностями, не только с уже «состоявшимися» в культуре, но и с теми, которые ребенок создает сам в творческом поиске, влияет на формирование его личности больше, чем готовые знания.

Экологические знания школьники получают в цикле естественнонаучных дисциплин (предмет «Экология» успешно отменен). Программы по естествознанию, биологии, географии призванные воспитывать «ответственное отношение к природе», дают аналитические знания, пронизаны идеей полезности её для человека, определяют знания, умения и навыки взаимодействия с природными объектами. Взаимосвязь общества и природы на духовном уровне в них фактически не рассматривается. Известно, что наличие эколо-

435

гических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения человека, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе [1]. Постоянное обращение к разуму и недогрузка эмоционально-образной сферы притупляют чувственное восприятие, интуицию, искажают отношение ребенка к природе и его понимание связи всего живого. На занятиях художественным творчеством в дошкольный период, в системе дополнительного образования, на предметах гуманитарного цикла (в частности, изобразительного искусства и мировой художественной культуры) в общеобразовательной школе возможно сформировать отношение к природе, цели и мотивы взаимодействия с ней, готовность действовать позитивно, выбирать экологически целесообразные стратегии деятельности. Естественнонаучное и гуманитарное знания гармонично дополняют друг друга. Ребята получают опыт непрагматического взаимодействия с природой.

Изучая историю изобразительного искусства, можно увидеть изменение отношения человека к природе от отражения и преклонения у первобытных людей в их пещерных рисунках; утверждения, что человек - высшее и совершеннейшее создание природы в античной Греции, до свободы и смелости изменять и интерпретировать то, что создано природой (будь то человек, животное или растение), в современном искусстве (вспомним кубистов, сюрреалистов, авангардистов). Последовательно изучая эволюцию взаимодействия общества и природы, учащиеся постепенно формируют собственный взгляд на окружающий мир, природу, конкретные природные объекты в частности. Сведения оказываются значимыми для школьника, поскольку они эмоционально окрашены. Такую же творческую, созидательную, духовную работу проделывает и взрослый зритель, воспринимающий произведения искусства, предметного и средового дизайна, архитектуры. Символы, закодированные в образах, орнаментах, пластике форм понимаются даже на уровне подсознания. Художник в произведении отражает свое видение мира, интерпретирует реальные объекты, превращает их в образы, языком искусства высказывает свою мировоззренческую позицию, говорит со зрителем. Именно природные образы чаще всего служили источником вдохновения для художников. На протяжении столетий все созданное человеком являлось экологичным по своей сути. Принципы взаимодействия со средой были адекватны природе и не наносили значимого урона. Уровень развития общества, техники и науки на протяжении тысячелетий позволял человеку брать у природы ее блага в необходимых объемах, не нанося существенного вреда природе.

Мировоззрение народов всегда находило свое отражение в декоративно-прикладном искусстве и в принципах организации пространства. Художественная деятельность человека была не только прагматична и направлена на удовлетворение насущных потребностей, но и представляет собой специфическую область накопления и передачи знаний. Эта концепция является теоретической основой для археологических и архитектурологических исследований, когда ученые по пространственным формам изучают и восстанавливают историю, обычаи, обряды древних народов. Причем нужно отметить, что визуальный язык имеет преимущество перед вербальным, так как более универсален и понятен без перевода, на подсознательном уровне. Формы материальной культуры (одежда, обычаи, архитектура и т. д.) со временем

436

могут изменяться, но символы, особенно графические, либо ритуальные действия, продолжают очень тщательно воспроизводиться из поколения в поколение. Трактовка этих символов может претерпевать изменения, может утрачиваться первичный заложенный в них смысл, однако форма не изменяется или почти не изменяется. Вероятно, это происходит потому, что информация, передаваемая людьми в вербальной форме, может достаточно сильно искажаться в силу субъективности её понимания конкретным человеком, но форма (материальный знак) более проста для восприятия, чем содержание, так как воспринимается визуально. Символы, которые мы видим в орнаментах предметов быта, одежды, форме бытовых предметов, мебели, архитектурных формах, представляют собой стилизованные образы природных объектов и явлений, природных и жизненных циклов. Причем сходные формы, рисунки и символы появляются у разных народов, что связано с визуально воспринимаемыми объектами реального мира (линия горизонта, горы, растения, животные и прочее). Принципы построения орнаментов (метрический повтор, ритм, симметрия) повторяют принципы повторения циклических природных явлений (день-ночь, времена года, рождение-смерть и т. д.) или построения природных форм.

В процессе профессионального художественного образования (выделим дизайнерское и архитектурное) особое внимание наряду с освоением художественно-проектных навыков и методологии проектирования необходимо уделять социокультурной составляющей профессии, формированию профессиональной этики, так как вся деятельность в этих профессиях связана с людьми, их физиологическим и психологическим состоянием, а объекты архитектуры и дизайна воздействуют на окружающую среду. Дизайнеры и архитекторы изменяют мир визуально, структурно, функционально, формируют пространственную оболочку вокруг человека. Они организуют не только пространство, но и поведение, визуальное восприятие, коммуникации. Искусственная среда, которая окружает человека или, иначе говоря, интерьер, -архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания - выполняет две функции: во-первых, выступает источником информации, которая позволяет нам ориентироваться, прогнозировать способы действия; во-вторых, является пространством, в котором осуществляется жизнедеятельность человека [2].

Специалисты, которые будут создавать среду обитания людей, должны осознавать свою ответственность, понимать социокультурную роль дизайна. Следовательно, формируя содержание профессиональной подготовки дизайнеров и архитекторов, необходимо вводить экологическую составляющую. Авторами разработан и апробирован в течение нескольких лет интегрированный, межпредметный курс «Экологический дизайн» [3]. В его содержании раскрыто понятие «экологический дизайн» как общественное и научное явление, систематизированы его истоки, обобщены принципы и приемы экологизации, под которой мы понимаем комплекс мер в процессе проектирования, производства и функционирования объекта и т. д. [4]. Программа курса позволяет формировать личность будущего профессионала, его экологическую культуру, ценностные представления о разумном взаимодействии окружающей среды и человека.

437

Экологичность - связь с природой, характеризующаяся возможностью контакта человека и естественного природного окружения. Эта связь может быть непосредственно физической, визуальной, психологической. Её качество обеспечивается наличием естественных, искусственных или, в исключительных случаях, виртуальных природных форм. Экологическое содержание художественного образования на разных ступенях позволяет гармонично и продуктивно решать задачи формирования экологической культуры личности, экоцентрического сознания, экологических установок в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 480 с.

2. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.

3. Панкина М.В., Захарова С.В Экологический дизайн: учеб. пособие. - Бийск: ИД «Бия», 2011. - 186 с.

4. Панкина М.В. Феномен экологического дизайна: онтологический анализ: моногр. / М.В. Панкина. - М.: Наука: информ, 2014. - 156 с.

438

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.