Чепурова О.Б.
Оренбургский государственный университет E-mail: garry_ic@rambler.ru
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ДИЗАЙНА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА)
В статье освещаются современные тенденции взаимодействия дизайна как проектной культуры с социальными институтами. Анализируются направления деятельности дизайнеров в аспекте отношений современной проектной культуры с социальными инфраструктурами и с учётом культуры и традиционного быта этнических групп, населяющих территории Южного Урала. Рассматривается социальный статус проектной деятельности дизайнеров Оренбургского государственного университета.
Ключевые слова: проектная культура, экологический дизайн, социальный дизайн, социокультурное дизайн-проектирование в регионах.
В XXI веке современная форма проектной дизайн-культуры стала носителем новой идеологии - идеологии активного включения дизайнеров в развитие современного общества. От внешне-художественного оформления изделий, полной подчиненности функциональным и технологическим требованиям производства, от стадии поиска свежих образов и идей, отличающихся своей необычностью, неординарностью и т. п. дизайнер перешёл к стадии осмысления потенциала решаемых им проектных задач как действия, формирующего идеологию и влияющего на многие процессы развития общества.
«Дизайн - это носитель социальных изменений... Крупные изменения, происходящие в социальных качествах предметной оснащенности бытия человека, являются важнейшими показателями грандиозного размаха дизайна, неисчерпаемого многообразия его феноменов и безграничной силы воздействия на человека» [1, с. 3].
Учитывая, что технический прогресс, подчиняющий себе все живые силы природы, в период глобальных кризисов (экономических, политических, экологических и т. п.), часто сотрясающих все международные сообщества и нарушающих экокультурные ценности, перешагнул в раздел сложно контролируемых процессов, потенциально способных перейти в систему прогрессирующего «хронического заболевания». Любой вид дизайн-деятельности, вносящий экологоориентированные инновационные идеи в технологии развития общества, его материальной и культурной среды, может стать очередным катализатором, начинающего активно развиваться в нашей стране, экологического дизайна и стать социальной необходимостью. Осознание социальной ответственности за последствия проектно-преобразовательного освоения окружающей среды, влияющего на
формирование духовно-идеологического и экологического климата и способного привести к кризису «биосферосовместимости» [2, с. 27] на планете, способствовало реорганизации идеологии проектных технологий и взаимодействия дизайна с социальными институтами. «Не существует пределов того, что превращать в дизайн, из чего делать дизайн и что будет являться дизайном. Вопрос «что такое дизайн» превратился в вопрос «какой дизайн» [3].
Основными позициями в прогнозировании перспектив развития проектной дизайн-деятельности становятся требования, выдвигаемые со стороны социальных, экономических и политических структур. Сформулированные ими социальные задачи трактуются, в большей части, как задачи индивидуализации (отдельно взятой личности, брендинга территориальных единиц, средового пространства этнической группы и т. п.) и часто адресуются к социальным видам деятельности дизайна. Для организации условий более плодотворного решения социокультурных задач подходит универсальная среда на этапе своего наиболее продуктивного развития, когда в период развития мирового сообщества, переходящего от стадии глобальных обобщений [4] к стадии коллажного мировосприятия [5] изменяются ценностые установки и созидателей и потребителей.
Социальный дизайн имеет несколько определений, границы которого кроме дизайна распространяются в область экономики, психологии, социологии, политологии, философии, и предназначен для осуществления различных по своим задачам проектных действий, направленных на решение проблем существования жизнеспособных систем. Некоторые определения социального дизайна рассматриваются в традиционном его понимании - формирование про-
дуктов и услуг с позиции экокультурного развития мира (В.П. Глазычев, О.И. Генисаретский, В.Ф. Сидоренко, М.М. Калиничева, К.М. Кантор, К.А. Кондратьева, Ю.В. Шатин, Г.П. Щед-ровицкий и пр.). Другие определения трактуют социальный дизайн как реорганизацию социальной реальности - дизайн социального мира [6] (И.А. Вальдман, A.M. Долгоруков, В.Е. Лебедь-ко, М.А. Куликов, М.М. Носорова и пр.). Существующая область социального дизайна объединяет деятельность специалистов в области культуры, образования, медицины, бизнеса, СМИ и связей с общественностью и пр. Возникли сообщества, объединения, активно претворяющие свои социальные позиции в проектную деятельность - такие, как Школа социального дизайна А.М. Долгорукова в МГУ им. М.В. Ломоносова, Рейтинговый центр Корпорации социального дизайна - «КСД-Рейтинг» [3]. В сфере сугубо профессиональной дизайн-деятельности развитием проектных технологий, направленных на решение социальных проблем, активно занимаются группы единомышленников ВНИИТЭ, Союза дизайнеров России, специализированные учебные подразделения высшего профессионального образования и т. п.
Развитие коммуникативных возможностей превратило мировое пространство в единый информационный поток, позволив дизайн-идеям проникать во все уголки земного шара со «скоростью света». Но, проблема в том, что растёт количество концепций и проектов в современной архитектуре, промышленном, средовом и графическом дизайне, айдентике и рекламе, разрушающих ценностные ориентиры в современном обществе, нарушающих стереотипы наших привычек, и вносящих в структуру нашего быта деконструкцию образов и понятий. Особенно ощущается эта тенденция в деятельности дизайнеров, которые, не учитывая особенности социальных структур общества, используют приёмы шоковых технологий [7] для усиления эффекта неожиданности и привлечения внимания потенциального потребителя. Отсюда можно сделать вывод, что дизайн несёт не меньшую ответственность за идеи внедряемые в современную жизнь, определяя границы нравственного отношения как в обществе, так и общества к природе.
В сфере технико-эстетического и искусствоведческого направлений науки одной из задач стоит задача проведения анализа изменений, происходящих в среде Российского культурного
пространства регионов, определения конкретной роли проектных дизайн-процессов, влияющих на смену ценностных ориентаций, формирование межкультурных коммуникаций и пр.
Очевидно, что для России ключевым показателем в развитие современной проектной культуры в регионах становиться организация совместного взаимодействия профессионалов с локальными социальными инфраструктурами, в политике которых огромная роль уделяется социальному сектору, в частности, проблемам взаимодействия между этноконфессиональны-ми слоями общества, обеспечению оптимальным уровнем проживания социально не защи-щёных слоёв общества, обустройству комфортного интерфейса в инфраструктуре различных средовых пространств. Границами развития регионов, в которых сохраняется определенная среда жизни сообществ, становятся границы территориально-локализованных сред.
Основу развития проектной культуры регионов могут определять следующие ключевые принципы:
- выдвижение в качестве одного из главных критериев проектной деятельности дизайнеров - повышение качества жизни - внимательное отношение к старикам и детям, бережное отношение к исторически сложившимся объектам культуры, толерантное отношение к специфике развития больших и малых этносов (идея «устойчивого развития») и пр.;
- ориентация на культурную самобытность регионов, сохранение культурного наследия и перевод его культурных ценностей в категорию брендовых объектов;
- расстановка акцентов на местную инициативу, создание и поддержка местных региональных проектных групп, воспитание своих специалистов;
- оценка культурного развития с учетом геополитического и этнокультурного положения региона;
- использование проектных дизайн-технологий организации средового и информационного пространства, обеспечивающего равные права среди проживающих на территории этнических групп и способствующих реализации их ценностных установок в жизнь.
Задачи социального плана, наиболее часто рассматриваемые в рамках социокультурного дизайн-проектирования, можно поделить на несколько направлений: здравоохранение, образование, культура и политика.
Например, некоторые проблемы в области здравоохранения определяют ряд задач, которые возможно решить средствами дизайн-проектирования с подключением профессиональных консультантов:
- разработка визуальных и средовых объектов, направленных на адаптацию пациентов со сложно излечимыми, хроническими или тяжёлой формы заболеваниями к условиям современной жизни (онкобольные, с нарушением опорно-двигательного аппарата, ВИЧ-больные, больные перенёсшие инфаркт или инсульт и пр.);
- организация среды с содержанием игровых и обучающих комплексов в больницах, где перед распределением в детские дома вынуждены длительное время пребывать брошенные дети или отказники;
- создание различного рода информационной продукции в поддержку волонтёрских движений, связанных с оказанием психологической поддержки больным ВИЧ-инфекцией, онкобольным; помощью в организации лечения больных наркоманией и алкоголизмом и пр.
Рассматривая область образования, как важный фактор развития будущего поколения нельзя не учитывать художественно-эстетический уровень организации обучающей среды школьного пространства. Роль взаимодействия вербальных и визуальных текстов при восприятии информационного потока давно неоспорима. Например, вспоминая таблицу химических элементов Д.И. Менделеева в первую очередь мы зрительно воспроизводим в памяти стенд с её изображением в специализированном классе химии. Но организация обучающего и воспитывающего средового пространства часто требует индивидуального дизайн-проектирования, адаптирующего необходимые информационные стенды к конкретным школьным интерьерам. Состояние школ, особенно сельских, с позиций организации обучающей и культурно воспитывающей среды во многих классах находится практически на примитивном уровне. Деградация сельского населения начинается со снижением воспитательной роли юного поколения. От эстетического уровня обучающей среды, где проходит формирование подрастающего поколения, зависит любовь и уважение к детскому саду, школе и, как следствие, к своему краю. Визуализация культурных ценностей в стенах образовательного учреждения будет способствовать повышению образовательного и культурного уровня населения.
Для использования технологий современного дизайн-проектирования в области образования можно обозначить некоторые приоритетные направления:
- гармонизация эстетического уровня визуальной информации в обучающей и воспитывающей среде дошкольного и школьного пространства;
- проектирование дошкольных, школьных и придомовых территорий, предназначенных содействию организации свободного досуга детей и повышению культурного уровня их взаимодействия с окружающей средой;
- содействие формированию более эстетического уровня средового и информационного пространства локальных (частных, микрорайонно-го, районного, сельского значения) музеев, библиотек, творческих и тематических клубов и пр.
В области культуры проектная деятельность дизайнеров органично взаимодействует с деятельностью архитекторов и художников. Основное направление научно-исследовательской и проектной деятельности дизайнеров в регионах должно быть акцентированно на проблемах локального характера и тесно связано с научноисследовательской деятельностью, направленной на решение эко- и этнокультурных проблем.
Социокультурную деятельность дизайнеров можно обозначить несколькими направлениями:
- активное участие в деятельности по сохранению культурного наследия региона путём выявления, изучения, фиксации в средствах СМИ, реальной и виртуальной реставрации исторически сложившихся культурно-значимых объектов, имеющих для региона художественную и/или архитектурную ценность;
- помощь в издательской деятельности авторам освещающим исторические и культурные события региона;
- организация всевозможных культурнопросветительских мероприятий, приобщающих к прекрасному многие слои населения и нацеленных на повышение их культурного уровня;
- соучастие в различных формах благотворительных акций, направленных на поддержку детей сирот, межконфессионального, межнационального и межэтнического содружества, приютов для бездомных животных и пр.
На протяжении последнего десятилетия границы деятельности дизайнеров заметно расширились, их проектные идеи стали активно внедряться в общественную и политическую
жизнь регионов. Представители руководящего аппарата города и области стали чаще обращаться к дизайнерам-профессионалам, включая их в группы по формированию позитивного образа региона, где индивидуальные запросы конкретного потребителя становятся во главе административных задач, заставляя обращаться к проблемам, связанным с обеспечением комфортного проживания инвалидов, решением навигационных систем в городской среде с учётом категории людей с ограниченными возможностями, организацией мер по улучшению их мобильности и коммуникативности, улучшению условий проживания малообеспеченных семей в малогабаритной жилой среде и пр.
Кроме этого, при любых инновационных преобразованиях, тем или иным образом касающихся жизненных процессов общества, необходимо учитывать исторически сформировавшийся менталитет населяющих регион представителей этнических групп, в первую очередь их аксиологическую структуру, потому как эти изменения всегда отражаются бумерангом на традиционных устоях коренного населения, его ценностных ориентациях, представлениях, канонах, убеждениях и стереотипах. В теоретических исследованиях ценностной ориентации личности на сохранение культурного наследия [8] в основном не обозначены аксиологические проблемы региональной жизни. Одна из миссий проектной дизайн-культуры в регионах заключается в активной популяризации дизайнерами культурообразующих идей в жизнь и повышении качества их ценностных установок. Особенности проектных методов организации общественной и жилой среды для представителей больших и малых этносов проявляются в ориентации проектных решений на специфику ведения ими хозяйства, особенности веками сложившегося менталитета, генетически выработанные механизмы поведения в обществе, восприятие ими современных инновационных нововведений и пр. Поэтому без четкого определения специфических характеристик сложившегося этнокультурного фона в регионе в целом и, в том числе количественного и качественного состава различных этнических групп, без учёта особенностей формирования местной культуры, становление проектной культуры обречено на одностороннюю и типовую формы развития.
Решение социокультурных задач нашего современного общества можно рассмотреть на примерах внедрения дизайн-проектов, выполненных
студентами в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности на кафедре дизайна Оренбургского государсвтенного университета и ориентированных на конкретные социальные проблемы Оренбургской области как сложной геополитической территориальной единицы, отличающейся своим трансграничным расположением, многонациональным и поликонфессио-нальным составом населения, историей богатой культурными событиями, в том числе связанными с зарождением и развитием проектной культуры, в частности дизайна.
Формирование элиты профессионалов дизайнеров способных решать проектные задачи, учитывающие не только экономические интересы предприятий, но и социальные запросы общества, происходит на начальном образовательном этапе получения ими проектных компетенций. На всех этапах обучения студенты-дизайнеры в рамках курсового и дипломного проектирования решают задачи социокульнур-ного плана, ориентированные на конкретные региональные поблемы культуры, образования и здравоохранения.
Проблемы сохранения культурного наследия решаются рядом проектов направленных на выявление, анализ и систематизацию объектов материальной и художественной культуры, характеризующих особенности культуры и быта больших и малых этносов, населяющих регион. Например: дипломные проекты фирменных стилей и рекламно-информационной продукции десяти самых многочисленных национальнокультурных объединений (подворий) - украинского, башкирского, казахского, русского, татарского, белорусского, немецкого, армянского и чувашского; дизайн книг «Материльная культура Оренбургского края» и «Легенды и мифы Южного Урала»; дизайн детской книги «Сказки народов Южного Урала»; дизайн системы культурной навигации г. Оренбурга; дизайн книги-альбома «Этнография Оренбургского казачества»; дизайн презентационной, юбилейной и сувенирной продукции к знаменательным датам г.Орен-бурга; дизайн художественно-графических комплексов и интерьеров оренбургского областного музея изобразительных искусств и музея «Капитанская дочка» в г. Саракташ; дизайн рекламноинформационной продукции для предприятий занимающихся сохранением местного пуховязального промысла «Гильдия пуховниц», «Музей оренбургского пухового платка», «Оренбургская пуховязальная фабрика» и пр.
Синтез научно-исследовательской и проектной деятельности дизайнеров нашёл своё отражение в работе направленной на сохарнение в г. Бузулуке исчезающего комплекса (более 40) уникальных деревянных сооружений 19 века, выполненных в стиле модерн. Фотофиксаця, систематизация, электронная реконструкция деталей с сохранением оригинальных пропорций и масштаба позволят передать будущему поколению красоту и гармонию всего комплекса элементов Бу-зулукского деревянного модерна частично уже исчезнувшего по вине халатного отношения руководства к объектам культурного наследия. По результатам научно-исследовательской работы подготовлен проект книги-альбома «Бузулук. Деревянный модерн» (дизайнеры Александра Петряева и Александра Тимошенко).
Сотрудничество с книгоиздательскими организациями сориентировало проектную деятельность учебного подразделения на сотрудничество с писателями, исследователями истории и культуры Оренбуржья. Благодаря совместной работе студентов, преподавателей и писателей были изданы серия книг, посвящённая культуре родного края: книга С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (дизайнер Ася Волкова); книга А.П. Прусса «33 символа Оренбурга» о современной концепции истории и теории позиционирования региона (дизайнер Светлана Караваева), путеводитель по г. Оренбургу (дизайнер Евгения Константинова) и пр.
Группа студентов-дизайнеров с интересом принимало участие в экспериментах доцента кафедры рисунка и живописи ОГУ, кандидата искусствоведения, члена СХ РФ И.В. Смекало-ва по реконструкции супрематической росписи Первого Советского театра в Оренбурге, выполненной Иваном Кудряшовым в 1919-1921 гг. Дизайн и вёрстка изданных книг И.В. Смека-лова «УНОВИС в Оренбурге. К истории художественной жизни российской провинции (1919-1921)» и «Сергей Калмыков. Оренбургский период (1893-1937)» были выполнены в рамках дипломного проекта дизайнером Елизаветой Алпатовой.
Проблемы обозначенные в области образования острее всего ощущаются в сёлах и провинциальных городках нашей страны. На сегодняшний день в Российских сёлах существуют единицы школ, в которых классы оформлены комплексом наглядных учебно-методических пособий. Объяснением сложившейся ситуации могут служить несколько причин. Во-пер-
вых, в России комплексное проектирование современных школьных классов находится на начальном этапе. Во-вторых, это бюджетный фактор, так как современные качественные наглядные пособия для оформления классов на должном уровне, стоят очень дорого, и немногие школы (особенно сельские) в состоянии выделить подобные средства из своего бюджета. В большинстве случаев многие стенды оформляются силами учеников и находятся на низком художественно-эстетическом уровне. Отсутствие красивых, эстетически оформленных наглядных пособий в учебных классах не способствует повышению у детей интереса к учёбе, не активизирует их зрительную память на уроках и не воспитывает их эстетически.
Поэтому идея создания и реализации проекта обучающего и культурно воспитывающего комплекса наглядных методических пособий для интерьеров классов сельской школы, для интерьеров учебного класса Судьбодаровской школы села Судьбодаровка Новосергиевского района, даст возможность детям в дальнейшем получать знания в эстетически-организованной среде одновременно обучающей и культурно воспитывающей (дизайнер Олеся Линдквист). Осуществление идеи нашло финансовую поддержку компании «Газпром нефть» в рамках реализации программы социальных инвестиций «Родные города» и с целью поддержки развития регионов.
Учитывая, что государственные программы по финансированию социальных и культурных проектов поддерживают наиболее значимые из них, остальные идеи осуществляют свою реализацию при поддержке благотворительных организаций, волонтёров и прочих активистов. Кафедрой дизайна осуществлена серия проектных решений, направленная на помощь организациям, активно способствующим развитию инници-ативных проектов: ребрендинг Оренбургского благотворительного фонда «Евразия», рекламно-информационная продукция для Оренбургского областного волонтёрского движения «Дерево жизни» ориентированного на решение проблем онкобольных детей, дизайн серии информационной продукции в защиту бездомных животных, дизайн системы визуальной идентификации волонтёрского движения студентов ОГУ, фирменный стиль Оренбургской духовной семинарии, серия спонсорских выставок в помощ строительства Детского православного патриотического комплекса «Форпост» и пр.
В условиях жёсткой экономической конкуренции дизайнеры специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, чаще всего не имеют возможности должным образом уделять внимание качественному выполнению не-финансируемых или малобюджетных работ, нацеленных на решение социальных и куьтур-ных проблем ощества. Поэтому наиболее продуктивным становиться тесное сотрудничество нуждающихся в поддержке организаций с образовательными учереждениями, занимающимися подготовкой дизайнеров и архитекторов. Проектирование по реальной тематике становиться экспериментальной площадкой для студентов и выпускников дизайнеров, дающей возможность апробировать свои про-фессиолнальные навыки. Социокультурная тематика проектов ставит перед дизайнерами задачи, требующие более глубокого осмысления жизненных процессов происходящих в обществе. Однако, современные требования перехода многих структур образования в систему самофинансирования может снизить уровень участия студентов в проектной деятельности социокультурного направления, перераспределяя акценты на деятельность, ориентированную на комерческие доходы.
Без сомнения, изменения, происходящие в пространстве отечественной культуры, определяются результатами качественных показателей, как индикаторов глубины осознания госу-
дарством значимости роли культурного воспитания общества и одним из ключевых аспектов его развития должно стать сохранение и развитие провинциальной культуры в том числе проектной. Причем в этот процесс стали включаться не только культурные подразделения региона, но и экономические, политические и другие структуры. Отношение данных структур к обозначенной проблеме обусловлено необходимостью в формировании регионом собственного имиджа, самоопределения, самоидентификации в экономическом, политическом и культурном пространстве государства.
Условие, при котором могут быть достигнуты наибольшей эффективности проектные дизайн-технологии в области решения социальных проблем - это поддержка данного вида деятельности со стороны государственных структур. Реализация любых проектных идей, направленных на решение не коммерческих задач, невозможна без поддержки со стороны как государственных подразделений так и частных предприятий, способных заниматься благотворительной деятельностью. Автор акцентирует внимание на социальной сознательности руководящих структур, потому как развитие в регионах проектной деятельности, ориентированной на решение социокультурных и экологических проблем, напрямую зависит от общей политики региона и участия в ней градообразующих и экономически значимых предприятий.
18.02.2014
Список литературы:
1. Мосорова, Н.Н. Философия дизайна: Gоциально-антроиологические проблемы: автореф. дис. ...докт. филос. наук: 09.00.13 / Н.Н. Мосорова - Екатеринбург, 2001. - 36 с.
2. Глазычева, A^. Экологический дизайн: инструменты и критерии проектирования глобального социокультурного пространства / A^. Глазычева, О.Е. Перфилова // Социально-экологические вопросы: Вестник МГГУ им. МА. Шолохова 2012 №1 - URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/glazacheva perfilova.pdf (дата обращения: 08.01.2014).
3. Родькин, П. Дизайн и проблема действительности / П. Родькин // Корпорация социального дизайна 2005. - URL: http:/ / www.socialdesign.ru/proiects /center/design/index3.htm (дата обращения: 25.02.2014).
4. Чешков, МА. Глобальность как базовое понятие глобалистики / МА. Чешков // Век глобализации 2008 No 2. - URL: http: //www.socionauki.ru /iournal/articles/129848 / (дата обращения: 21.12.2014).
5. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К.Г. Фрумкин // Ineternum 2010. - №1. - URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf clip.htm (дата обращения: 02.01.2012).
6. Куликов, МА. Социальный дизайн как метод формирования гражданского общества в России / МА. Куликов // Известия РГПУ им. A.^ Герцена 2008 №86 - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-dizayn-kak-metod-formirovaniya-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii (дата обращения: 01.01.2013)
7. Шомова, G.A. Шоковые технологии современной рекламы / G.A. Шомова // Электронный научный Журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова 2011 №5 - URL: http://www.mediascope.ru/node/946 (дата обращения: 21.02.2014)
8. Кирьякова, A^. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. - Оренбург: ИПК ОГУ, 1996. - 122 с.
9. Сазиков, A^. Праздничное оформление Москвы в 1980-е - 2000-е гг. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПA /Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. - М: МГХП^ 2014. - № 1. - G.272 - 285.
Сведения об авторе:
Чепурова Ольга Борисовна, заведующий кафедрой дизайна Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-mail: garry_ic@rambler.ru