Научная статья на тему 'Интеграционные процессы дизайн-образования'

Интеграционные процессы дизайн-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / DESIGN CULTURE / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барциц Рауф Чинчорович, Львова Инна Алексеевна

В статье раскрывается сущность интеграционных процессов в подготовке дизайнеров, возможности применения технологий активного обучения в формировании профессиональной компетентности будущего дизайнера к решению задач средствами новых технологий. Глобальная компьютеризация рабочих процессов произошла во всех профессиональных областях. Процесс обучения студентов-дизайнеров в высшей школе тоже кардинально изменился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration processes in design education

The article reveals the essence of integration processes in training designers, the use of active learning technologies in formation of professional competence of a future designer to the solution of problems by means of new technologies. Global computerization of working processes took place in all professional fields. The learning process of students-designers in higher education institutions has changed dramatically, too.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы дизайн-образования»

1УДК 378.1 ББК 74.58

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Р. Ч. Барциц, И. А. Львова

В статье раскрывается сущность интеграционных процессов в подготовке дизайнеров, возможности применения технологий активного обучения в формировании профессиональной компетентности будущего дизайнера к решению задач средствами новых технологий.

Глобальная компьютеризация рабочих процессов произошла во всех профессиональных областях. Процесс обучения студентов-дизайнеров в высшей школе тоже кардинально изменился.

Ключевые слова: интеграционные процессы, дизайн-образование, проектная культура, бизнес-образование.

INTEGRATION PROCESSES IN DESIGN EDUCATION

R. Ch. Bartsis, I. A. Lvova

The article reveals the essence of integration processes in training designers, the use of active learning technologies in formation of professional competence of a future designer to the solution of problems by means of new technologies.

Global computerization of working processes took place in all professional fields. The learning process of students-designers in higher education institutions has changed dramatically, too.

Keywords: integration processes, design education, design culture, business education.

Вступление России в ВТО отразится на многих сферах экономики, глобализация экономики ведет к стандартизации образования. Возможно увеличение число учреждений образования под эгидой иностранных, с выдачей дипломов международного образца, что повышает требования к обучению иностранным языкам и компьютерной подготовке специалистов различных областей и приведет к переходу на мировые стандарты в присуждении ученых степеней и званий.

В существующей «Концепции развития дизайна в Российской Федерации» сформулированы задачи, стоящие перед дизайном сегодня:

1. Обеспечение эффективности использования дизайна как важного фактора повышения качества жизни населения.

2. Повышение эффективности использования дизайна как фактора роста конкурентоспособности продукции и услуг предприятий различных секторов экономики.

3. Содействие развитию предприятий сектора дизайна с учетом роста вклада услуг по маркетингу и дизайну в структуре добавлен-

ной стоимости товаров как потребительского, так и производственного назначения [1].

Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач и в связи с необходимостью соответствовать международным стандартам образования, российское дизайн-образование должно повысить свой качественный уровень.

Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого экономического развития страны. Т. В. Опейкина [1, с. 11-15] рассматривает различные аспекты повышения качества образования. Причины снижения требований к уровню образования в обществе лежат в духовной области и напрямую зависят от уровня образованности, нравственности, моральных качеств людей, их миропонимания и мировоззрения. К числу факторов, влияющих на качество образования, относятся: резкое увеличение объема знаний, необходимость брать на вооружение многодисциплинарный подход; желание молодежи добиться большей социальной адекватности и т. п.

Поиск новой концепции дизайн-образования совпадает со сменой индустриального об-

Образовательные стандарты и педагогическая практика

щества постиндустриальным: эра покорения природы и веры в технический прогресс сменяется экологической эпохой, переключающей наше сознание с внешних факторов развития на внутренние. Конструктивная и одновременно творческая суть дизайнерской деятельности, феномен одновременности процесса и результата имеет эвристическую природу. В дизайн-образовании важно не вооружить студента знаниями обо всем предыдущем опыте поиска решений, а научить оптимизировать знания в процессе решения конкретной дизайнерской задачи. Решение задачи должно быть найдено в результате активности мышления дизайнера.

Дизайн выступает выражением проектной культуры постиндустриального общества, концентрирует в себе процесс изменения как эстетических, так и утилитарно-качественных критериев, напрямую влияет на преобразование культурной и экономической среды социума.

Квалификация дизайнеров в России существенно отличается от квалификации дизайнеров развитых стран. Зарубежный дизайнер проектирует изделия под реальные или прогнозируемые рыночные ситуации, владеет технологиями товарообразования и ценообразования, обеспечивает прибыль. Ведущей тенденцией является создание инновационных товаров и услуг на базе интеграции науки, технологий дизайна и образования, ориентированного на подготовку кадров, способных работать в рыночных условиях. В наших условиях дизайнер, получивший глубокие теоретические знания и довольно широкие практические навыки, не подготовлен к работе в условиях свободного рынка.

Необходимо давать дизайнеру знания, которые сделают его конкурентоспособным на рынке труда. Новая модель дизайн-образования должна обеспечивать студентов возможностью получения современных знаний в области управления рынком, а также в смежных областях деятельности (менеджмент, маркетинг), формирования навыков использования этих знаний в профессиональной дизайнерской деятельности. Конечно, получение определенной суммы знаний не гарантирует формирование профессионала, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов; однако вероятность реа-

лизации этих знаний уже будет служить более успешной интеграции российского дизайна в экономику и бизнес.

Отношение к современному дизайн-образованию как к сфере деятельности, которая может и должна влиять на развитие экономики, сходно с подходом к бизнес-образованию. А. Л. Кузеванова [2] формулирует главные цели бизнес-образования:

• передача знаний;

• выработка умений;

• формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения.

Она рассматривает также тенденцию выделения бизнес-образования из доминировавшего ранее в нашей стране экономического образования и условия его формирования: «...кроме экономической проблематики, [бизнес-образование] включает в себя вопросы, которые с научной точки зрения являются предметом социологии, психологии, информатики и других "неэкономических" наук, положения которых плодотворно применяются в управлении предприятиями и деловыми организациями. По этой причине бизнес-образование определяют как междисциплинарную область образовательной деятельности» [3, с. 49-50]. Сходные условия, но применительно к формированию качественного дизайн-образования, подробно рассматриваются педагогами и дизайнерами [4-6]. Таким образом, наблюдается тенденция сближения парадигм бизнес-образования и дизайн-образования, что, несомненно, обогатит обе сферы деятельности и позволит российской экономике уверенно развиваться в условиях конкуренции. Уже сейчас дизайнеры участвуют вместе с инженерами в разработке новых изделий на всех стадиях, от первоначального замысла до запуска в производство, некоторые компании рассматривают дизайн и как средство разработки и претворения в жизнь долгосрочных стратегических планов. Речь идет о координации многих видов деятельности компании в поисках своего имиджа, и о привлечении дизайнеров к формированию положительного рекламного образа компании, и об использовании дизайна как важнейшего средства перспективного планирования.

Сталкиваясь с конкуренцией, российский деловой мир уже убедился, что хороший ди-

зайн - это хороший бизнес. Хорошего дизайна не будет без качественного дизайн-образования. Качественное дизайн-образование - это в том числе знание основ управления бизнесом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция развития дизайна в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kak.ru/files/news/060407/conception. doc (дата обращения: 12.11.2015).

2. Опейкина, Т. В. О понятии «качество образования» [Текст] / Т. В. Опейкина // Современное состояние и тенденция развития гуманитарных и экономических наук: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Волгоград: ВФ МГЭИ, 2006.

3. Кузеванова, А. Л. О специфике бизнес-образования [Текст] / А. Л. Кузевалова // Современное состояние и тенденция развития гуманитарных и экономических наук: материалы межрегион. науч-практ. конф. - Волгоград: ВФ МГЭИ, 2006.

4. Сааков, В. Дизайн: культурно-историческое предприятие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://priss-laboratory.net.ru/ T.E.X.T.S.-/design-cult-history-enterprice_ 1. htm#2 (дата обращения: 12.11.2015).

5. Серов, С. И. Опыт Высшей академической школы графического дизайна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kak.ru/ma gazine/17/a245/ (дата обращения: 12.11.2015).

6. Сидоренко, В. Ф. Дизайнерские методы познания [Электронный ресурс] // Дизайн в

общеобразовательной системе. - Режим доступа: http://library.sredaboom.ru/libr/philosop hy/librengldesign.htm (дата обращения 07.08. 2011).

REFERENCES

1. Kontseptsiya razvitiya dizayna v Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://kak.ru/files/news (accessed: 12.11.2015).

2. Opeykina T. V. O ponyatii "kachestvo obra-zovaniya". Sovremennoe sostoyanie i tenden-tsiya razvitiya gumanitarnykh i ekonomi-cheskikh nauk: materialy mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Volgograd: VF MGEI, 2006.

3. Kuzevanova A. L. O spetsifike biznes-obra-zovaniya. Sovremennoe sostoyanie i tendentsiya razvitiya gumanitarnykh i ekonomicheskikh nauk. Materialy mezhregion. Nauch.-prakt. konf. Volgograd: VF MGEI, 2006.

4. Saakov V. Dizayn: kulturno-istoricheskoe pred-priyatie. Available at: http://priss-laboratory. net.ru/T.E.X.T.S.-/design-cult-history-enter-price_1.htm#2 (accessed: 12.11.2015).

5. Serov S. I. Opyt Vysshey akademicheskoy shkoly graficheskogo dizayna. Available at: http://kak.ru/magazine/17/a245/ (accessed: 12.11.2015).

6. Sidorenko V. F. Dizaynerskie metody poznani-ya. In: Dizayn v obshcheobrazovatelnoy sisteme. Available at: http://library.sredaboom.ru/ libr/philosophy/librengldesign.htm (accessed: 07.08.2011).

Барциц Рауф Чинчорович, доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Bartsis Rauf Ch., PhD in Education, Professor, Graphics Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

Львова Инна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Московского государственного областного университета e-mail: [email protected]

Lvova Inna A., PhD in Education, Associate Professor, Design Department, Moscow State Regional University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.