^ Образование в сфере культуры
6. Rubinshtein S. L. osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. Moscow, 1946. Available at: http://www.p-lib.ru/psihologia/nemov/nemov26.html
7. Sukhomlinskii V. A. Kak vospitaf nastoiashchego cheloveka (sovety vospitateliam) [How to bring up the real person (councils to tutors)]. Kiev, Radians'ka shkola, 1975. Available at: http://ecat.lib.mpgu.edu/Opac/ index.php?url=/ notices/ index/ IdNotice:10255l/Source:default
8. Karpenko L. A., Petrovskii A. V., Iaroshevskii M. G., compilers Kratkii psikhologicheskii slovaf [short psychological dictionary]. Rostov-on-Don, Feniks Publ. [Phoenix Publ.], 1998. Available at: http://www. psyoffice.ru/5-psychology-1275.htm
УДК 37:159.954 Л. М. Фикиева
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассмотрению значения творческого воображения графического дизайнера для создания образов продукта, его оригинального графического оформления, имиджа для повышения информативности и конкурентоспособности. Работая над проектным образом, дизайнер обязан учитывать стилевое единство графических элементов, графический язык рождаемых изображений и объектов среды. Творческое воображение — главный компонент структуры творческих способностей к дизайну, так как новые элементы и образы рождаются воображением путём разноплановых модификаций проектируемых объектов, комбинации имеющихся образов в структурных композициях и представляют результат работы дизайнера-студента, указывая на степень её качества. Продуцирование и преобразование образов, большей частью двухмерных объектов, является спецификой художественно-творческого воображения графического дизайнера-студента. создание эффективного и оригинального образа графического объекта всегда будет зависеть от функционирования творческого воображения дизайнера-студента. ключевые слова: дизайн, графический дизайн, проектный образ, дизайн-проект, художественно-творческое воображение.
ФМКМЕВА ЛИЛИЯ МУХТАРОВНА — преподаватель кафедры дизайна Московского государственного университета культуры и искусств, член Творческого союза художников России
FIKIEVA LILIYA MUKHTAROVNA — teacher of Department of design, Moscow State University of Culture and Arts, member of the Creative Union of artists of Russia
ОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
e-mail: lilism@list.ru © Фикиева Л. М., 2014
L . M . Fik iev a
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
THE ROLE OF THE CREATIVE IMAGINATION IN THE DESIGN OF OBJECTS OF GRAPHIC DESIGN
Article is devoted to consideration of value of creative imagination of the graphic designer for creation of images of a product, its original graphic registration, image for informational content and competitiveness increase. Working over design image, the designer is obliged to consider style unity of graphic elements, graphic language of given rise images and objects of the environment. Creative imagination — the main component of structure of creative abilities to design as new elements and images are born imagination a way versatile modifications of designed projects, combinations of available images in structural compositions and represent result of work of the designer student, pointing to degree of its quality. The producing and transformation of images, mostly two-dimensional objects, is specifics of art and creative imagination of the graphic designer student. Creation of an effective and original way of graphic object will always depend on functioning of creative imagination of the designer student. Keywords: design, graphic design, design image, design project, art and creative imagination.
Современный дизайн постоянно меняет организационные формы. В стремительном, информационно насыщенном, динамично развивающемся социуме появляются новые разновидности, цели и проблемы дизайна, видоизменяются функции, объекты и продукты дизайнерской деятельности.
Дизайнер, создавая фирменный стиль, упаковку, знаковые системы, маркетинговую стратегию продукта или услуги, рекламирует его особые ценности. Потребители, выбирая заданную дизайнером знаковую ценность, информируют социум о своём социальном статусе и вкусовых приоритетах. Таким образом, у товаров и услуг в результате создания оригинального графического оформления внешнего вида повышаются презентабельность, информативность, эстетичность, что добавляет им конкурентного преимущества на рынке.
При этом конструирование графического образа подразумевает не только проектирование элементов фирменного стиля (шрифта, цвета, персонажа, логотипа), но и создание образа компании и условий его восприятия, что раскрывает и показывает ценность организации и её направленность. Значит, графический дизайн имеет большое влияние на стиль жизни людей.
В целом, дизайн — это деятельность, в результате которой выпускается продукт, имеющий символическое, графическое значение, выражающееся через дизайн самого продукта и дизайн его рекламы. Деятельность дизайнера должна опираться на инновационные исследования в области графических искусств, хорошее знание национальной культуры, лучшие методы творческой деятельности, качественную коммуникацию. М. Пресс и Р. Купер отмечают важность такого качества современных специалистов в области графического дизайна, как готовность к развитию исследовательских качеств в ходе изучения теории дизайна, технологий материалов, эксплуатационных характеристик изделий, механизма потребления и др. [5]. Основной задачей дизайнера является чуткое реагирование на новизну изменений и, с высоты позиций теории дизайна, социально-экономических, литературоведческих и других знаний, продвижение новых приоритетов в ходе работы над графическим образом продукта или услуги.
Мы считаем, что одним из главных компонентов структуры способностей к дизайну является творческое воображение. А спецификой художественно-творческого вооб-
^ Образование в сфере культуры
ражения графического дизайнера является продуцирование и преобразование образов объектов, большей частью двухмерных.
И именно в процессе поиска различных модификаций решения, в продуцировании новых графических образов, оперировании ими заключается функциональность художественно-творческого воображения в проектной деятельности графического дизайна. На всех этапах дизайнерского искусства происходит мысленное оперирование образами: на старте рождения общей идеи проекта, в периоде изучения аналогов, в процессе абстрагирования замысла, конкретизации формы, точной обработки объектов графического дизайна.
Работая над проектным образом, дизайнер обязан учитывать стилевое единство графических элементов, графический язык рождаемых изображений и объектов среды. Очень важен также учёт взаимосвязи графического и средового дизайна. Валено оценивать при проектировании в графическом дизайне особенности графического дизайна в пространстве, учитывая лишь разницу во времени восприятия.
Технологические особенности построения графической продукции — это итог функционирования художественно-творческого воображения дизайнера.
Дизайнеру необходимо иметь высочайший уровень развития художественно-творческого воображения, так как он должен уметь представить себе вкусы и предпочтения потребителей различных категорий и рассмотреть рекламный продукт с их позиций. Дизайнер при выпуске проекта оформления журнальной обложки или упаковки товара обязан сравнивать их с аналогичной,
конкурирующей продукцией. Создание эффективного, оригинального, яркого образа графического объекта всегда будет зависеть от результативности творческого воображения дизайнера.
Интуиция, способность к переключению мышления во «внутренний план» — эти составляющие тесно связаны с творческим воображением дизайнера.
Решение творческих задач, интуитивные догадки, не осуществлённые до определённого момента, — всё берёт начало в художественном воображении.
Дизайнер должен иметь способность чувствовать интуитивные решения, которые позволят ему обрабатывать информацию, решать творческие задачи, находить в подсознании оригинальные идеи и создавать на их основе интересные комбинации.
В ходе рассмотрения дизайн-проекта нужно не только проанализировать прошлые наработки, но и найти все возможные варианты улучшения творческого результата.
Современная подготовка специалистов в области графического дизайна обязательно должна иметь целью гармонично развитую личность, способную к самосовершенствованию, анализу и поиску новых знаний в дизайнерской деятельности. Одним из главных компонентов структуры способностей к дизайну является творческое воображение, так как новые элементы и образы рождаются воображением путём разноплановых модификаций проектируемых объектов, комбинации имеющихся образов в структурных композициях и представляют результат работы дизайнера, указывая на степень её качества.
Примечания
1. Быстрова Т. Ю. Вещь. форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург : Издательство Уральского государственного университета, 2001. 288 с.
2. Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды (дизайн унифицированных и агрегатированных объектов). Москва : Архитектура-С, 2004. 232 с.
3. Минервина Г. Б, Шимко В. Т. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики. Москва : Архитектура-С, 2004. 288 с.
4. Овчинникова Р. Ю. Кич как концепция в графическом дизайне : автореферат дис. на соиск. уч. ст.
кандидата искусствоведения. Екатеринбург, 2007. 23 с.
5. Пресс М, Купер Р. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя / пер. с англ. А. Н. Поплавская ; научный редактор Б. П. Буландо. Минск : Гревцов Паблишер, 2008. 352 с.
References
1. Bystrova Т. Yu. Veshch\ Forma. StiP: Vvedenie v filosofiyu dizayna [Thing. Form. Style: Introduction in design philosophy]. Yekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2001. 288 p.
2. Grashin A. A. Metodologiya dizayn-proektirovaniya elementov predmetnoy sredy (dizayn unifitsirovannykh i agregatirovannykh ob»ektov) [Methodology of design engineering elements of the subject environment (design unified and aggregated objects)]. Moscow, Arkhitektura-S Publ. [Architecture-C Publ.], 2004. 232 p.
3. Minervina G. B., Shimko V. T. Dizayn: Osnovnye polozheniya. Vidy dizayna. Osobennosti dizayn-proektirovaniya. Mastera i teoretiki [Design Basics. Kinds of design. Features of design engineering. Master and theorists]. Moscow, Arkhitektura-S Publ. [Architecture-C Publ.], 2004. 288 p.
4. Ovchinnikova R. Yu. Kich kak kontseptsiya v graficheskom dizayne. Avtoreferat diss. kand. iskusstvoved. [Kitsch as the concept in graphic design. Synopsis cand. history of arts sci. diss.]. Yekaterinburg, 2007. 23 p.
5. Press Michael Cooper Rachel. Power design: The key to the heart of the consumer. Minsk, 2008. 352 p. (in Russian).