incorporation.html (дата обращения: 07.04.2018).
2. Е.Ю.Архипова. Перспективы влияния цифровизации на страхование//Страхование в эпоху цифровой экономики: проблемы и перспективы: сб. тр. науч.-практич. конф. - Йоркшир-Ола: МарГу (5-7 июня 2018г.).-Том 1- c.16-20
3. Блокчейн-эволюция рынка страхования/ [Электронный ресурс]. - URL: https://bitnovosti.com/2016/10/04/insurance-market-blockchain-evolution/
4. О.Л.Домнина Развитие цифровой экономики как средство борьбы с мошенничеством в транспортном страховании //Страхование в эпоху цифровой экономики: проблемы и перспективы: сб.тр.науч.-практич. конф. -Йоркшир-Ола: МарГу (5-7 июня 2018г.).-Том 1- c.32-35
5. URL: https://seekingalpha.com/article/4002843-blockchain-huge-potential-insurance-industry
6. Газетдинова Д.Р., Шарифьянова З.Ф. Биткоин, майнинг и блокчейн: будущее криптовалют в России//Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. науч.-практич. конф. В 2ч.ч2-МЦНС "Наука и просвещение ".-2018-c.210
УДК 159.9
Могилевская Г.И., к.филос.н.
доцент
кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»
Маштакова К.В. студент магистратуры 1 курса факультет «Техника и технологии» Институт сферы обслуживания и предпринимательства
ДГТУ
филиал в г. Шахты Россия, г. Шахты ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У
СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются направления формирования экологоориентированного мировоззрения у студентов. Проанализированы психолого-акмеологические детерминанты и выявлен основной показатель эффективности экологоориентированной деятельности.
Ключевые слова: экологоориентированное мировоззрение, образование, акмеология, деятельность
Mogilevskaya G.I. candidate of philosophical sciences associate professor associate professor "Social and humanitarian disciplines" Institute of Services Sector and Entrepreneurship (branch) of
DSTU Shakhty Russia, Shakhty
Mashtakova K. V. student of a magistracy 1 course, faculty "Equipment and technologies" Institute of Services Sector and Entrepreneurship (branch) of DSTU Shakhty
Russia, Shakhty
FORMATION OF ECOLOGICAL OUTLOOK AT STUDENTS
Annotation. In article the level of formation of ekologooriyentirovanny outlook at students is considered. Psikhologo-akmeologichesky determinants are analysed and the key indicator of efficiency of ekologooriyentirovanny activity is revealed.
Key words: ekologooriyentirovanny outlook, education, akmeology, activity
В настоящее время уровень воздействия человека на экосистему достигает своего максимума, что приводит к непоправимым нарушениям экологического равновесия на планете. В связи с этим, ученые отмечают, что для закрепления устойчивой системы взглядов человека на экосистему необходимо развитие экологоориентированного мировоззрения. Нормализация взаимоотношений природы и общества, в большей степени, уменьшит вероятность превышения предела антропогенного влияния на биосферу.
Актуальность темы заключается в том, что любой образовательный процесс различного уровня отдает приоритет профессиональной области: наделение экологическими знаниями, навыками, но не формирует мировоззренческую базу. Ведь создание экологического императива является главной целью в мировоззренческой области, которая основывается на эмоционально-чувственной, личностной, поведенческой сферах сознания человека.
Для понимания или изменения экологического мировоззрения недостаточно изучение одного или нескольких его элементов, так как оно является целой системой тесно связанных понятий [1, с. 148]. Чтобы изменить его как целостное образование, следует действовать на все элементы равномерно. Из этого можно отметить, что термин «экологическое мировоззрение» рассматривается как общая категория более уточняющих, углубленных понятий данной области.
Одну из ведущих функций в развитие экологического мировоззрения выполняет общее и дополнительное образование. Обязательным условием которых является выявление эколого-практических и природоохранных целей для вовлечения студентов в процесс образования. Для благоприятного результата следует ориентировать студентов на:
- овладение природной средой, для концентрирования их внимания на эмоционально-ценностной, морально-волевой и когнитивно-познавательной сферах;
- преобразование потенциального сознания от антропоцентрического к экоцентрическому.
Для более эффективного освоения образовательного процесса необходимо создание экологоориентированной акмеологической среды для привлечения учащихся в деятельность, направленную на овладение экологическими ценностями. Это играет важную роль в развитие экологического сознания будущих специалистов. Экологическое образование направленно выполнять переосмысление образа жизни человека и его места в природной цепи, формирование нормального мировосприятия современного мира и ответственности за свои поступки в профессиональной деятельности [2, с. 18]. Человек является субъектом определенной культуры, следовательно, будущий специалист технического вуза относится к экологической культуре, проявляющий теоретические и эмпирическим способности адекватно принадлежать к окружающей экосистеме.
Благодаря проведенным ранее теоретическим анализам психологических работ можно выделить психолого-акмеологические детерминанты, гарантирующие в целом результативное развитие экологического сознания будущих специалистов.
Например, для познавательной детерминанты свойственно создание представлений о взаимоотношениях в системе «человек-природа», а также умение адекватно взаимодействовать с природной средой. В ценностно -смысловой на первое место выделяют формирование у человека эколого-ценностных ориентиров, а с помощью методов познания в психодидактической детерминанте происходит осмысление в комплексном планировании задач для развития экосознания.
Любая деятельность студента может стать экологоориентированной, если будет, непосредственно, взаимодействовать с природной средой. Оценивание природы, восприятие её фундаментальной значимости, а также придании ей экологической, гуманистической и эстетической ценности определяется экологоориентированной деятельностью [3, с. 15]. Существует утверждение, что с освоением студентами содержания учебного материала происходит продуктивное освоение экологоориентированных ценностей.
Главным показателем эффективности экологоориентированной деятельности с её аспектами является готовность принимать участие в ней; умение адекватно оценивать результаты её выполнения и понимание соответствующей ответственности за качество выполняемой деятельности перед другими студентами.
Субъективное восприятие окружающей природы является определяющей характеристикой экологического сознания. Развитие субъектного отношения у взрослого человекаприводит к обусловленным трудностям, в некоторых случаях это становится практически неисполнимо. Поэтому значительную работу в этой сфере следует проводить с молодого возраста. В современном обществе возникло несоответствие между необходимостью в создании экологического сознания у молодого поколения, восприимчивого к осуществлению экоцентрического подхода во взаимосвязях с другими членами социума и объектами природы, и нехваткой
достаточно плодотворного решения к организации такого воспитанияи образования.
Способы формирования экологического сознания у субъектов-носителей изменяются во времени. Например, индивид, являясь системным единством экологического сознания, затрагивает такие сферы психики как: телесная, эмоциональная, интеллектуальная, личностная, духовно -нравственная [4, с. 31]. Для него эволюция сознания происходит в онтогенезе: наиболее чувственном возрасте (10-12 лет), формируя экологическое сознание в школах, дополнительном образовании, на курсах повышения экологического знания и на практиках.
Для социальной общности (группы, социального сообщества, этноса) процесс экологизации происходит иначе. Эволюцией является социогенез: архаические, технократические, природоцентрические виды. Способами формирования выступают исторически сложившиеся социо-культурные способы человеческой деятельности, социо-естественная история развития человека. Одним из проблемных видов экосознания является антропоцентрическое. В данном случае, сознание человека рассматривает окружающую среду как объект деятельного преобразования в соответствии со своими «человеческими» целями выживания [5, с. 78].
Мнение ведущих исследователей схоже. Оно заключается в том, что для решения проблем экологоориентирования населения следует изначально понимать допустимый предел антропогенного воздействия на биосферу. Внедрение акмеологических методов развития экологоориентированного мировоззрения в систему образования требует знаний о закономерностных процессах индивидуального и массового осознания человека, что определяет научное обоснование проблем мировоззренческой функции экологического образования.
Использованные источники:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд., СПб.: Виктория Плюс, 2001. - 288 c
2. Горелова, Р.И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе [Электронный ресурс] / Р.И. Горелова // Принципы, цели, задачи формирования экологической культуры учащихся в современной школе: монография. - М.: ИНИМ РАО, 2010. - Гл. III. - 50 с (рукопись). - URL:http://mim-rao.ru
3. Ю.Ахиезер А. С. Проблема субъекта: человек субъект // Вопросы философии. - 2010. - № 12. -116 с
4. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 2005. - № 6. - С. 31-36.
5. Игнатов С. Б., Глазачева А.О. Образование в интересах устойчивого развития и экологическая компетентность / Вестник международной Академии Наук (русская секция). Материалы круглого стола «Экология человек: на пути становления гуманитарных образовательных технологий». -2011. М. С. 78 - 85.