5. Сластенин В.А. Профессиональная готовность к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1982
6. Толстов С.Н. Общие основы акмеологии управления организатора здравоохранения. Метод. рек. Иваново, 2000.
А.И. Фокин
ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ, АКМЕОЛОГИИ
Актуальность исследования проблемы экологоориентированного мировоззрения личности [1, 2, 4] в рамках интеграции психологического, педагогического, акмеологического знания, обусловлена рядом причин не только соответствующего данным научным сферам (психологической, социальной, образовательной, культурно-исторической), но, прежде всего, причин антропоэкологических, в этом ряду системообразующих, поскольку на настоящем этапе развития общества взаимодействие человека с окружающим природным миром становится не только и не столько фактором относительно безопасной и комфортной жизнедеятельности людей, сколько движущей силой, приводящей к экологическим кризисам, сегодня - планетарного масштаба. В последние десятилетия исследователями в различных научных сферах признано, что ведущей предпосылкой планетарного экологического кризиса является осознание человеком своего превосходства над природой и противопоставление себя ей. В этой связи необходимо говорить о возможности сохранения природной среды на планете и планеты в целом как экосистемы лишь при условии изменения отношения человека как к окружающей его природе, так и к природе своей собственной, принятия человеком ответственности за развитие самого себя, планеты, природы в целом. Другими словами - человек должен стать экологоориентированным субъектом, т.е. практическо-преобразовательная деятельность его в окружающем природном мире как система взаимодействий с ним основана на понимании их единства и взаимозависимости. И в данной ситуации на первый план выходит проблема экологоориентированного мировоззрения человека [4].
Экологоориентированное мировоззрение и проблема его формирования в философско-экологических исследованиях рассматривается разноаспектно. В данном случае ключевым условием выхода из современного глубинного культурно-экологического кризиса видится переориентация («радикальное переосмысление») сложившегося (традиционного) мировоззрения на экологоориентированное, базирующегося на центральной идее - идее о синтезе природы и человека, их совместном развитии как органичного единства - устойчивом развитии. И в этом смысле устойчивое развитие природы и человека сегодня определено как обобщающая идея экологического образования, его мировоззренческая основа.
Исследования, выполненные в антропоэкологическом ключе, предполагают решение проблемы человека в природе и обществе в рамках информационного и междисциплинарного подходов с учетом всех современных знаний, в частности по социальной экологии и экологии человека, с целью выяснения возможно более реальной оценки степени опасности «человеческого измерения» надвинувшейся возможности общепланетарной катастрофы. И в этой связи как одно из научных оснований современного экологического образования рассматривается «средовой подход», который в приложении к проблеме жизнедеятельности личности в образовательной среде предполагает становление экологоориентированой личности человека в условиях окружающей среды (пространства) - природного и социокультурного.
В предлагаемой статье экологоориентированное мировоззрение личности рассматривается с психолого-педагогических позиций в двух основных направлениях: с точки зрения первого -экологоориентированное мировоззрение есть высшая форма развития экологического сознания, второго - его важнейший (мировоззренческий, этический, ценностный) компонент. Экологоориентированному мировоззрению личности соответствует экоцентрический и природоцентрический типы сознания [6]. Принципиально, что в контексте предлагаемого исследования экологическое сознание как его объект представляет собой своего рода «идеальный объект» и потому в этом виде, действительно, допустимо его отождествлять с одним из типов (антропоцентрическое, экоцентрическое, природоцентрическое). В то же время в экологическом образовании мы имеем дело с экологическим сознанием конкретной личности, которое в
актуальной и потому конкретной своей форме может реально сочетать в себе признаки разных типов экологического сознания. Поэтому в отличие от психологии экологического сознания? в предлагаемой работе экологическое сознание рассматривается как сознание конкретной личности, т.е. в актуальной его форме. Это означает, что в этой форме структурные компоненты экологического сознания могут и должны содержать в себе признаки разных типов экологического сознания. При этом эколого-образовательный процесс, связанный с формированием экологоориентированного мировоззрения, должен быть нацелен на формирование экологического сознания, прежде всего экоцентрической направленности. При этом имеется в виду, что наряду с уже сформировавшимися в экологическом сознании личности антропоцентрическими представлениями и установками у нее должны формироваться представления и установки экоцентрической и природоцентрической направленности. И в этом случае можно говорить о своего рода интеграции антропо-, эко- и природоцентризма в экологическом сознании личности. Антропоцентрические, экоцентрические и природоцентрические представления и установки личности отражены в компонентах экологического сознания: когнитивном, перцептивно-аффективном, эмоционально-волевом, ценностно-ориентационном и мотивационно-поведенческом.
Смысловым ядром актуального экологического сознания личности выступают экологоориентированные ценности, освоение которых способствует обогащению ее знаниями о природе, стимулированию ее познавательного поиска учащихся в их освоении, выделению себя из окружающего природного мира ив то же время осознанию себя неотъемлемой его частью, развитию субъективного отношения к природе. И в этом плане экологоориентированное мировоззрение личности выступает как ведущий, центральный, системообразующий компонент экологического сознания [4].
Общее представление о мировоззрении раскрыто в педагогической и психологической литературе. В Российской педагогической энциклопедии [7, с. 575-578] рассмотрено понятие мировоззрения как целостного представления о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Особое внимание обращено на следующие особенности мировоззрения.
В основе мировоззрения лежит миропонимание - совокупность определенных знаний о мире, которые представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрения. Знания относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духов ный мир людей. На основе таких знаний возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. В мировоззрение входит мировосприятие, которое выражено в определённых идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено, нередко задаётся примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.
Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворённость или неудовлетворённость реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным. Когда говорят об эмоциональной стороне мировоззрения, часто употребляют термин мироощущение (оптимистическое, трагическое и т.д.). В мировоззрении могут проявляться как догматизм, так и скептицизм. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его мировоззрения, и не способен учесть какую-либо критику извне. Скептик, в отличие от догматика, напротив, во всём сомневается, и эти сомнения блокируют возможности реально опереться на какие-либо прочные мировоззренческие установки.
Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, его совесть.
Мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определённого общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.
Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием спонтанным либо целенаправленным (мировоззрением общества или социальных общностей, в которые он входит). Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида.
Мировоззрение человека нередко базируется на его непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, и всё же существуют некоторая обыденная жизнь и обыденное сознание, в рамках которых может формироваться мировоззрение. Такое мировоззрение несистематично, эклектично. У человека, мировоззрение которого сформировалось на базе обыденной жизни, возникает много трудностей с объяснением окружающего его мира, и часто он не только даёт неадекватные ответы на возникающие перед ним вопросы мировоззренческого характера, но даже не в состоянии ответить на них вообще.
Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений.
В психологической литературе [6, с. 282-283] мировоззрение рассмотрено как система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Рассмотрены следующие его особенности. Мировоззрение - ядро общественного и индивидуального сознания. Выработка его - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. Это отражение, общее понимание мира, человека, общества, ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как определяющие жизненные цели. В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности.
В условиях, когда большинство людей на планете охватывает сегодня тревога за ее будущее, за выживание в реальном природном мире, помочь человеку определить ориентиры его действий в сложном противоречивом мире - главная задача формирования и развития экологоориентированного мировоззрения.
Под экологоориентированным мировоззрением личности нами понимается устойчивая система взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества, способы познания мира, на осознание человеком себя в качестве субъекта развития природы.
Важнейшей составляющей экологоориентированного мировоззрения являются такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность окружающей живой природы и пла неты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение (т.е. экологоориентированные). Кроме того, оно также включает в себя способы познания окружающего природного мира, экологические нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к нему, мотивационно- потребностную сферу и в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения.
В этой связи в предлагаемой статье экологоориентированное мировоззрение рассматривается в рамках подхода, определяющего его в качестве одного из важнейших компонентов экологического сознания человека - мировоззренческого. При этом данный компонент рассматривается как центральный компонент экологоориентированного (экоцентрического) сознания, который определяет его сущностные и типологические признаки, а также особенности формирования, в
отличие от подхода психологов [3], которые в качестве такового компонента рассматривают личностное (субъективное) отношение человека к миру природы.
Обратим принципиальное внимание на то, что именно в этой связи и в отличие от одного из базовых в психологии экологического сознания понятия «мир природы», здесь и далее мы используем понятие «окружающий человека природный мир», которое раскрывается с психолого-педагогических позиций в следующем плане. В представлении психологов [3] «мир природы» выступает как совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. При этом природная среда в целом выступает по отношению к человеку как объективно функционирующая в сфере материального целостная система, обеспечивающая его жизнедеятельность, а «мир природы» конструируется самой личностью, существует в сфере идеального.
В отличие от авторов вышеприведенного понятия, в предлагаемой статье под окружающим человека природным миром понимается то непосредственное природное окружение, с которым он взаимодействует в рамках его включения в эколого-образовательный процесс в целом и в экологоориентированную деятельность в частности. В структуру такого природного окружения включено: а) естественное природное и б) специально экологизированное предметное окружение личности, которое, в отличие от «мира природы», включает в себя объекты как живой, так и неживой природы, в том числе антропогенно измененные [4].
Экологоориентированное мировоззрение способствует выявлению возможностей познания окружающего природного мира, особенностей экологической индивидуальности, норм поведения, отношения личности к окружающему природному миру, другим людям, влияния на характер его жизненных стремлений, вкусов, мотивационно-потребностной сферы, определению ценностной. Вместе с тем по своему содержанию и направленности экологоориентированное мировоззрение зависит от социально-политической, философской, атеистической, религиозной, нравственной и эстетической ориентации личности, связано с этнокультурными традициями, местом проживания и т.д. По этой причине, экологоориентированное мировоззрение, обладая общими чертами (например, сохранение жизни на Земле - как высшая ценность развития человечества), у представителей разных социальных групп и этносов оно может иметь свои специфические особенности. Оно вбирает сущность отношений личности к окружающему природному миру, ее сохранении, разумному преобразованию, определения своего места в нем.
В этой связи экологоориентированное мировоззрение важно рассматривать как акмеологический феномен, а именно:
- как идеальное («вершинное») качество личности, которое определяет ее место как субъекта в развивающемся пространстве (природном и социальном) жизнедеятельности; как мировоззренческий компонент экологического сознания и поведения личности, который является центральным и определяет его сущностные и типологические признаки, а также особенности формирования и развития; как многомерную систему и многокомпонентное образование, имеющее сложную динамическую структуру, включающую важнейшие экологоориентированные достижения личности на пути ее совершенствования, которые определяют в свою очередь личностные функции экологоориентированного мировоззрения;
- как акме, как высшее достижение в его формировании и проявлении на каждом возрастном этапе развития личности; при этом экологоориентированное мировоззрение формируется и развивается целенаправленно в процессе образования подрастающего человека, а на этапе развития взрослого человека под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение в форме здравого смысла, традиционных представлений об окружающем природном мире, экологической политики общества, а также нередко стихийных, несистематических влияний.
Особое значение для формирования и развития экологоориентированного мировоззрения имеет экологоориентированная развивающая образовательная среда как часть социокультурной среды, влияющая на развитие познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер человека.
Целостное экологоориентированное мировоззрение формируется на основе исторически сложившихся традиций, интеграции всего ценного, значимого для человека и общества. Его
содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни и соответствующего периода времени.
Рассматривая функции экологоориентированного мировоззрения в сфере личности, мы опирались на его понимание:
- как устойчивой личностной системы взглядов и убеждений на природу и мир в целом, их развитие, способы его познания, место в нем человека;
- в структурном плане включающего миропонимание, мировосприятие, эмоциональные отношения к окружающему природному миру, определенную степень глубины и всесторонности его осмысления;
- как личностного образования, определяющего ее жизненные позиции, но при этом существенно изменяющегося от условий жизни человека, соответствующего периода развития общества.
В этой связи выделены следующие функции экологоориентированного мировоззрения в структуре становления личности.
Системообразующая функция обеспечивает системность формирования и становления личности; интеграцию ее интеллектуальных, мотивационно-деятельных, нравственно-волевых, эмоционально-чувственных и поведенческих характеристик, их внутреннюю согласованность; обогащение опыта самопознания, самоотношения и самореализации; синтез знаний, умений, навыков и инновационных действий в соответствии с уровнем сформированного мировоззрения; формирование отношений к природно-социальной среде и самому себе.
Смысло образующая (семантическая) функция способствует образованию когнитивных конструкций понимания особенностей природного мира на основе приобретенных ранее знаний о нем; развитию процесса категоризации, отражающего взаимодействие уже имеющихся категорий с вновь поступающий информацией; готовность объяснить значение и смысл экологоориентированного мировоззрения, его важнейших характеристик; фильтрацию новой информации в соответствии со сложившейся концепцией понимания мира и себя в нем. Эмоционально-оценочная функция отражает переживание и удовлетворенность собой, уважение к себе; переживание за степень сформированной ответственности за возможные последствия своих действий, развитие эмпатии; правильную оценку значимости выполняемой деятельности в соответствии с достаточной информированностью; создание определенного настроя на выполнение предстоящей деятельности; наличие двухсторонней связи между самооценкой и ожиданиями результатов в предстоящей или уже выполняемой экологоориентированной деятельности; наличие более или менее сильных эмоций, связанных с недостаточностью опыта, степенью успешности выполняемой деятельности.
Адаптационная функция проявляется в степени приспособления личности к условиям природной ситуации; степени освоения ею ценностей природоориентированной сферы; уровне самоутверждения, связанного с самораскрытием личности в своих действиях и поведении, фиксацией ее оценочного отношения; овладении приемами и методами адаптации. Функция защиты обеспечивает формирование положительных эмоций, приносящих надежду в достижении успеха, чувство удовлетворенности; осознание отношения к отрицательным результатам при неудачах, способствующую приобретению энергетического заряда для дальнейших успешных действий; создание необходимости наличия в жизненных ситуациях неблагоприятных условий, приводящих к вариативности действий и поведения. Креативную (инновационная) функция способствует поиску и изменению прогнозирующего способа взаимодействия человека с окружающей средой, конкретными условиями жизни; определению оптимального экологического поведения личности в постоянно изменяющейся пространственно временной среде; проявлению творчества в определении средств взаимодействия со средой с учетом развития самого человека.
Все рассмотренные функции экологоориентированного мировоззрения находятся в тесном взаимодействии и выражены в разной степени у личности.
Ранее было отмечено, что формирование экологоориентированного мировоззрения, как и других видов мировоззрения, происходит как целенаправленно (экологическая политика общества, экологическое просвещение и образование, средства массовых коммуникаций, экологические движения и т.п.), так и стихийно - под влиянием непосредственных условий жизни, случайных факторов, случайной информации и т.п. несистематических и нецеленаправленных воздействий. Ведущую роль в формировании экологоориентированного мировоззрения личности учащейся
молодежи с учетом возрастных этапов выполняет общее, дополнительное и профессиональное экологическое образование и в этой связи необходимо выделить важнейшие условия формирования экологоориентированного мировоззрения личности учащейся молодежи, каковыми являются:
- включение личности в экологооориентированную деятельность;
- освоение личностью экологоориентированных ценностей;
- создание экологоориентированной развивающей образовательной среды.
Включение личности в экологоориентированную деятельность. В общем смысле под экологоориентированной деятельностью понимается деятельность, имеющая экологопрактические, природоохранные, природоохранные и т.п. цели; любая деятельность (учебная, трудовая, профессиональная), осуществляемая с позиций экологической целесообразности.
Экологоориентированная деятельность выступает основным (системообразующим) фактором экологического образования, которое позволяет в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования экологоориентированного мировоззрения. На основе анализа научных положений о деятельности, разработанных в психологических и педагогических исследованиях, выделены ее общие характеристики, способствующие раскрытию категории «экологоориентированная деятельность». Особенности экологоориентированной деятельности в формировании экологоориентированного мировоззрения учащейся молодежи заключаются в том, что она направлена: на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера; на развитие волевых качеств учащейся молодежи; на развитие стремления к ее познанию в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; на выработку экологических норм поведения в природе, не исключающих нанесение ей вреда или ущерба, ее загрязнение или разрушение; на непосредственное взаимодействие учащейся молодежи с окружающим природным миром. Освоение личностью экологоориентированных ценностей. Играет ведущую роль в формировании экологоориентированного мировоззрения учащейся молодежи, эффективность которого определяется ее включением в определенные виды экологоориентированной деятельности, соответствующие освоению тех или иных экологоориентированных ценностей; представленностью ее как субъекта-носителя таких ценностей; осуществлением межвозрастной преемственности в освоении учащейся молодежи экологоориентированных ценностей; стимулированием ее самовоспитания с целью освоения экологоориентированных ценностей. Создание экологоориентированной развивающей образовательной среды. Особое значение для формирования экологоориентированного мировоззрения учащейся молодежи имеет специально организованная экологоориентированная развивающая образовательная среда как часть социокультурной среды, влияющая на развитие ее познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер. В условиях такого рода среды организация экологоориентированной деятельности учащейся молодежи должны быть: максимально разнообразной по формам организации и различной по целевой направленности, по видовой структуре, по условиям и уровням организации; осуществляемой в процессе непосредственного ее взаимодействия с природой; выступающей условием комплексного формирования их экологоориентированного мировоззрения (информационно- познавательного, аффективно-оценочного, коммуникативно-поведенческого, ценностно-нравственного компонентов). Таким образом, экологоориентированное мировоззрение личности может быть рассмотрено как психологический (важнейший компонент экологического сознания человека), педагогический (экологоориентированные жизненные ценности и установки) и акмеологический (как высшее, идеальное качество личности) феномен. Экологоориентированное мировоззрение способствует выявлению возможностей познания окружающего природного мира, особенностей экологической индивидуальности, норм поведения, отношения, личности к окружающему природному миру, другим людям, влияния на характер его жизненных стремлений, вкусов, мотивационно-потребностной сферы, определению ценностной; по своему содержанию и направленности зависит от социально-политической, философской, атеистической, религиозной, нравственной и эстетической ориентации личности, связано с этнокультурными традициями, местом проживания и т.п.; вбирает сущность отношений личности к окружающему природному миру, ее сохранении, разумному преобразованию, определения своего места в нем; формируется и развивается
целенаправленно в период обучения подрастающего поколения в сфере образования; а также на этапе развития взрослого человека под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение в форме здравого смысла, традиционных представлений об окружающем природном мире, природоохранной экологической политики общества, а также нередко стихийных, несистематических влияний; формируется на основе исторически сложившихся традиций, интеграции всего ценного, значимого для человека и общества, а содержание его существенно меняется как в зависимости от условий жизни, так и соответствующего периода времени.
Литература
1. Гагарин А.В., Фокин А.И. Экологоориентированное мировоззрение личности как акмеологический феномен: теоретико-методологические аспекты М.: Изд-во МААН, 2008.
2. Гагарин А.В., Фокин А.И. Экологоориентированное мировоззрение личности как акмеологический феномен: сущностно-функциональные и структурно-содержательные аспекты. М.: Изд-во МААН, 2009.
3. Дерябо С. Д, Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
4. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности. Монография. М: Изд-во РУДН, 2008.
5. Новейший психологический словарь / Под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. С. 282-283.
6. Панов В. И. О природоцентрическом типе экологического сознания // Проблемы регионального экологического образования. Материалы Российской научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ, 2002.
7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.
М.В. Хватова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ФЕНОМЕН
В настоящее время политика достижения здоровья носит глобальный характер. Мировое сообщество выдвинуло идею и стратегию достижения в XXI веке «Здоровья для всех». Проблема здоровья молодежи сегодня особенно актуальна, поскольку именно на этот период приходятся главные социодемографические события в жизни человека: получение образования, выбор профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Психологическое здоровье молодежи является социально- психологической и социально-экономической проблемой, условием социальной стабильности.
Перед молодежью в современных условиях стоит непростая задача мыслить и действовать в условиях высокой динамичности, неопределенности и риска, для которых не существует готовых решений. В таких условиях высокоэффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль возможно только в том случае, если человек достиг в своем развитии высшего уровня. В связи с этим поиск акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи является актуальной проблемой.
В акмеологическом аспекте проблема психологического здоровья личности исследовалась научной школой А.А.Деркача, где этот личностный феномен изучался в контексте общей теории развития личности, ее отношений, взаимодействия с социумом, сохранения личностной индивидуальности и продуктивности деятельности.
В психологических исследованиях в объяснении и развитии личностных возможностей существования в осложненных обстоятельствах и адаптации к стрессовым нагрузкам наблюдается тенденция сближения и объединения таких понятий, как потенциал, ресурс и резерв. Подобное единство потенциального, ресурсного и резервного раскрывает сущность акмеологического подхода к пониманию психологической природы возвышения личности над обстоятельствами. При кажущейся синонимичности этих понятий каждое из них имеет свою специфику. Обращение к справочной литературе позволило выявить семантику этих понятий.