ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
А.И. Фокин
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606
В статье рассмотрены сущность, содержание и особенности экологоориентированного мировоззрения как акмеологического феномена, возможные пути его формирования и развития.
Ключевые слова: экологоориентированное мировоззрение личности, акмеология, акмео-логические составляющие, критерии экологоориентированного мировоззрения личности.
Актуальность современных экологических проблем определяется спецификой развития взаимоотношений человека и природы, заключающейся в том, что на фоне активной экологизации мирового образовательного пространства (в последние три-четыре десятилетия) не происходит существенных позитивных изменений в решении глобальных и локальных экологических проблем, а количество природных и техногенных катаклизмов принимает угрожающий для человека характер. Ведущие исследователи в сфере экологии сходятся во мнении, что проблема заключается прежде всего в необходимости осознания человеком допустимого предела антропогенного влияния на биосферу, а также выработки экологоориентированных норм и ценностей, которые не позволят этот предел нарушить.
Очевидно, что разработка и внедрение акмеологических методов развития личности с экологоориентированным мировоззрением (А.В. Гагарин, 2008, 2009; А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин, 2008) в систему образования требует интегрального знания и применения вытекающих особенностей и закономерностей развития индивидуального и массового сознания человека, что определяет важность научного осмысления и освоения имеющихся результатов исследований по проблемам развития экологоориентированной личности с позиций мировоззренческой функции экологического образования, что, с одной стороны, позволит углубить теоретические позиции активно развивающегося сегодня прикладного акмеологического направления — экологической акмеологии (А.В. Гагарин, С.Н. Глазачев, О.С. Анисимов), с другой — повысить эффективность его реального практического приложения.
Исследование, основные результаты которого представлены в данной статье, было направлено на выявление содержания экологоориентированного мировоззрения личности как акмеологического феномена и возможные пути его формирования и развития. Работа выполнялась с позиций акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б.Г Ананьев, А.А. Бодалев, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Н.В Кузьмина, А.К. Маркова) под научным руководством профессора А.В. Гагарина. Практической базой выступило учреждение высшего профессионального образования Академия «МНЭПУ». Исследованием было охвачено 162
студента. В качестве дополнительной базы для проверки и апробации теоретических положений диссертации выступила Российская академия государственной службы при Президенте РФ.
В результате проведенного исследования дана сущностная характеристика экологоориентированного мировоззрения личности как акмеологического феномена:
— как идеального качества личности в пространстве ее жизнедеятельности, на «вершинном» уровне развития которого его субъект становится «экологическим субъектом развития природного мира», т.е. «коэволюционного», гармоничного, устойчивого развития системы «человек (личность, деятельность) — природа (окружающий мир, среда жизни)»;
— как центрального (мировоззренческого) компонента экологического сознания и поведения личности, как устойчивой системы взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества, на осознание человеком себя в качестве субъекта устойчивого «коэволюционного» развития природы и общества;
— как системы соответствующих (экологоориентированных) важнейших достижений человека на пути личностного роста, составляющих структуру и определяющих личностные функции экологоориентированного мировоззрения, ведущим из которых (компонентов) являются жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность окружающей живой природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение.
Нами выявлено соотношение понятий «экологоориентированная личность» (личность, обладающая на идеальном уровне развития экологоориентированным мировоззрением) и «экологоориентированная деятельность» (деятельность, включение человека в различные специально организованные виды которой способствует развитию важнейших компонентов экологоориентированного мировоззрения личности).
На основе теоретического изучения проблемы экологоориентированного мировоззрения разработана теоретическая модель экологоориентированного мировоззрения личности как акмеологического феномена, раскрывающая:
— сущность и структурно-функциональный состав экологоориентированного мировоззрения личности, каждый из компонентов которого органически взаимосвязан с другими, имеет свое собственное место в общей структуре, которая в свою очередь определенным образом координируется целенаправленностью модели;
— особенности формирования и развития важнейших компонентов экологоориентированного мировоззрения личности через комплексное использование акмеологических методов, а также через систему экологоориентированных ценностей личности, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других свойствах личности, тесно связаны в структуре деятельности с ее познавательными и волевыми
сторонами, образуют в своей системе содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности.
В связи с этим установлено:
— важнейшими составляющими экологоориентированного мировоззрения личности являются способы познания окружающего природного мира, экологически целесообразные нормы поведения, личностное (субъективное) отношение к природе; мотивационно-потребностная сфера и индивидуальность человека как субъекта мировоззрения;
— данная система взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимопроникающих компонентов экологоориентированного мировоззрения обусловливает целостное согласование характеристик человека как экологоориентированной личности (ак-меологическая модель которой предполагает интеграцию ценностно-этических, гуманистических, возрастных, психологических, педагогических аспектов ее изучения, соответствующие особенности ее развития, акмеологические способы содействия ее совершенствованию) и как субъекта экологоориентированной деятельности (включение в которую обеспечивает актуализацию соответствующих возможностей человека, продуктивную жизнедеятельность человека в различных сферах с учетом экологического аспекта и способствует формированию и развитию экологоориентированного мировоззрения, в том числе его интеллектуально-познавательных, перцептивно-аффективных, эмоционально-волевых, мотива-ционноно-поведенческих, ценностно-ориентационных составляющих);
— экологоориентированные ценности личности выступают в качестве мотивационно-смыслового ядра экологоориентированного мировоззрения, т.е. как отражение действительного отношения личности к природным объектам, ради которых разворачивается ее экологоориентированная деятельность, осознаваемых как «значение-для-меня» усваиваемых знаний, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы, ценности, практического опыта такой деятельности.
Определены критерии и показатели оценки сформированности экологоориентированного мировоззрения личности как акмеологического феномена.
В качестве внутреннего интегрального критерия развития экологоориентированного мировоззрении личности выступает сформированность его структурнофункциональных компонентов. Данный критерий является субъективным и представлен как система частных внутренних критериев, позволяющая оценивать уровень развития экологоориентированного мировоззрения по сформированности ее отдельных компонентов — когнитивному, мотивационно-ценностному, деятельностно-практическому, эмоционально-волевому, рефлективному.
В качестве внешнего интегрального критерия развития экологоориентированного мировоззрения выступает эффективность экологоориентированной деятельности личности. Данный критерий представлен как система частных внешних критериев, позволяющих оценивать уровень сформированности экологоориентированного мировоззрения личности опосредованно через содержательные и динамические показатели деятельности. При этом в качестве объективного критерия выступает эффективность решения возникающих (поставленных) задач (показателями выраженности данного критерия являются положительная социально зна-
чимая цель (в данном случае экологоориентированной), соотношение запланированной цели и достигнутого результата, оптимальность энергозатрат). В качестве субъективного критерия в системе частных внешних критериев выступает удовлетворенность субъекта экологоориентированной деятельности ее процессом и результатами (показателями выраженности данного критерия являются положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности и после ее завершения, в том числе улучшение физического и психического самочувствия; адекватная самооценка; положительное изменение самоотношения — самоинтереса, аутосимпатии, уверенности в своих силах и т.п.).
В связи со сказанным в исследовании эмпирически подтверждены следующие тенденции, свидетельствующие о существенных изменениях в уровне сфор-мированности экологоориентированного мировоззрения студентов, включенных в специально организованные виды экологоориентированной деятельности:
— формирование положительного эмоционального настроя в процессе экологоориентированной деятельности и положительное изменение самоотношения (осознание и принятие себя как природного явления и как субъекта собственного развития), отношения к другим (принятие другого как субъекта по общению и по развитию своих способностей), отношения к природе и человеку как ее неотъемлемой части (принятие самоценности природы, возможности быть субъектом взаимодействия коммуникативного взаимодействия с человеком, отношения к природе как субъекту («партнеру») по совместному, «коэволюционному» процессу жизни на Земле);
— развитие направленности студентов на экологоориентированные ценности и в связи с этим существенная позитивная динамика распределения студентов в зависимости от уровня проявления мотивационно-ценностного критерия сформи-рованности экологоориентированного мировоззрения личности;
— существенная позитивная динамика типологического распределения студентов в зависимости от уровня проявления когнитивного, эмоционально-волевого, рефлексивного, деятельностно-поведенческого критериев сформированности экологоориентированного мировоззрения личности.
ENVIRONMENT ORIENTED OUTLOOK OF THE PERSON AS AKMEOLOGICAL PHENOMENON
A.I. Fokin
The Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activities Russian Academy of State Service Under the President of the Russian Federation Vernadsky Avenue, 84, Moscow, Russia, 119606
The article considers the essence and peculiarities of the environment oriented outlook as ak-meological phenomenon, the conditions and factors of its formation and development.
Key words: environment oriented outlook of the person, akmeologi, akmeological components and criteria of the environment oriented outlook of the person.