налогов на доходы организаций и кооперативов малого бизнеса равны по сравнению с для крупных компаний.
Заметную помощь в оптимизации менеджмента малым бизнесом осуществляют торгово-промышленные палаты и их подразделения, где их специалисты дают консультации бесплатно. В торгово-промышленных палатах трудятся инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и формированию балансов с применением компьютерной техники [6].
Таким образом, успешное развитие малого бизнеса в Японии во многом выступает итогом проводимой государством активной экономической политики, ориентированной на формирование стимулирующей экономической, политической и социальной среды.
Опыт развитых иностранных государств демонстрирует, что максимально эффективную государственную поддержку малого бизнеса можно ре-ализовывать посредством специализированного государственного органа, который наделяется обширными полномочиями, характеризуется существенным влиянием и значительными ресурсными возможностями: в США - это Администрация малого бизнеса; в Германии - Федеральное министерство экономики и технологий; в Великобритании -Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ; в Японии - Министерство экономики, торговли и промышленности.
Список литературы
1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Методологические основы организации труда в зарубежных компаниях // Colloquium-journal №4(15), часть 3, 2018, С. 47-50 Czçsc 3 (Warszawa, Polska)
2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. IMPROVEMENT OF PERSONNEL MANAGEMENT FIRMS // Fundamental scientiam" №17 /2018 VOL. 2 Scientific journal «Fundamentalis scientiam» (Madrid, Spain)
3. Ибрагимов Т.Г. Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России на примере зарубежного опыта / Т.Г. Ибрагимов, М.Г. Якунина // Крымский научный вестник. - 2019. - №1. - С. 2532.
4. Нурмухаметов А.В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны / А.В. Нурмухаметов. - В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Материалы III Международной научной конференции. - Казань: Лето, 2014. - С. 1619.
5. Муртазалиева А.М. Преимущества малого бизнеса / А.М. Муртазалиева // Вопросы структуризации экономики. - 2015. - №2. - С. 13-15.
6. Святухина Ю.В. Малый бизнес в условиях глобализации мировой экономики В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. - С. 107-113.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ
Гишева С.Ш.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,
Чиназирова С.К.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО
«Адыгейский государственный университет»,
Бахова А.П.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,
Водождокова З.А.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования ФГБОУ ВО
«Адыгейский государственный университет»
FORMATION OF AN EFFECTIVE SYSTEM OF INVESTMENT PROCESS MANAGEMENT
Gisheva S.
Associate Professor, Сandidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of economic
theory and personnel management FGBOU VO «Adyghe State University»,
Chinazirova S.
Associate Professor, Candidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of economics
and management FGBOU VO «Adyghe State University»,
Bahova A.
Associate Professor, Сandidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of economic
theory and personnel management FGBOU VO «Adyghe State University»,
Vodozhdokova Z.
Associate Professor, Candidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting
and finance FGBOU VO «Adyghe State University»
Аннотация
В статье обоснована важность инвестиционной составляющей в ситуации финансово-экономического кризиса, актуальность усиления активной роли государства в антикризисном регулировании в целях создания благоприятного инвестиционного климата через формирование эффективной системы управления инвестиционными процессами и адаптацию современной модели инвестирования к особенностям регионального развития.
Abstract
The article substantiates the importance of the investment component in the situation of the financial and economic crisis, the urgency of strengthening the active role of the state in anti-crisis regulation in order to create a favorable investment climate through the formation of an effective system for managing investment processes and adaptation of the modern investment model to the specifics of regional development.
Ключевые слова: финансово-экономический кризис, инвестиционный кризис, инвестирование, инвестиционные процессы, инвестиционная активность, региональная инвестиционная политика.
Keywords: financial and economic crisis, investment crisis, investment, investment processes, investment activity, regional investment policy.
Относительная стабилизация и формирование низко-инфляционной среды национальной экономики исчезли с наступлением кризиса конца 2014 года в российской экономической системе, с обвальным падением курса рубля в результате удешевления цены барреля нефти на мировых рынках. Особое опасение в условиях финансово-экономического кризиса вызывает именно инвестиционный кризис [1].
Инвестиционные расходы являются основным детерминантом цикличности развития экономики. С одной стороны, значительный поток инвестиций способен привести к росту занятости, объемов производства и доходов населения. С другой стороны, рост объемов производства, его рентабельности, занятости, платежеспособного спроса приведет к мощной активизации не только деловой, но и инвестиционной активности.
Таким образом, представляется целесообразным и своевременным целенаправленное воздействие на инвестиционную составляющую экономической системы.
Проблема необходимости стимулирования инвестиционной активности, так или иначе, возвращает к вопросу о возможностях и перспективах государственного воздействия на мотивационную составляющую поведения потенциальных инвесторов.
Ситуация в нашей стране отличается своей парадоксальностью: с одной стороны, слабое проявление рыночной экономикой своих закономерных свойств; с другой стороны, недооценка регулирующей и даже планирующей роли государства по причине тотального неприятия административно-командной системы [4].
Чем выше уровень развития рыночной экономики, тем более эффективное и многостороннее влияние может оказывать государство на рыночные механизмы.
Таким образом, инвестиционная политика оказывается перед принципиальным выбором: или пассивно ждать роста инвестиционной активности в рамках саморегулируемости рыночной среды (что чревато потерями времени и производственного потенциала), или пойти на усиление активной роли государства в антикризисном регулировании в це-
лях формирования благоприятного инвестиционного климата для начала широкомасштабного инвестирования в регионах и в стране в целом.
Мы видим, что уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения и перспектив экономического развития. Скорее всего, поляризация процветающих и кризисных районов будет нарастать. На наш взгляд, результативность развития того или иного региона обусловлена спецификой, эффективностью осуществляемой региональной экономической политики и изначально разницей в стартовых условиях в плане обеспеченности факторами производства.
Либеральность экономической политики положительно сказывается на инвестиционном климате региона, на увеличении его инвестиционной привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов. В свою очередь, рост инвестиций приведет не только к росту важнейших показателей экономического благосостояния, но и к росту доходов регионального бюджета [5].
Таким образом, в сложившейся ситуации финансово-экономического кризиса возникает проблема реформирования региональной инвестиционной политики, модифицирующаяся в проблему необходимости формирования эффективной системы управления инвестиционными процессами, способной дать ощутимый толчок инвестиционной активности в регионе.
Соблюдение принципа субсидиарности будет способствовать созданию и настройке экономического механизма корректного разделения экономических компетенций и властно-управленческих функций между центром и субъектами федерации:
- вышестоящий уровень принимает решение лишь по тем вопросам, которые не уполномочен решать нижестоящий уровень;
- четкое распределение ресурсов, экономических, социальных, и правовых функций при недопущении подавления экономических интересов региона правовыми нормами.
Регионализация экономических реформ должна предусматривать учет специфики регионов, соблюдение принципа «экономической ниши» в
инвестиционной политике, способствующего развитию регионального производственного потенциала.
Предлагаемые действующие механизмы государственной поддержки в Республике Адыгея в рамках, в частности, кредитного рынка, ориентированного на стимулирование инвестиционной активности, реализуются, например, через предоставление: гарантий, микрокредитов и лизинга [2].
Сочетание стратегической линии на обеспечение общности единого рыночного пространства и конструктивной региональной адаптации принимаемых программ и хозяйственных решений - оптимальный вариант реализации экономической политики в стране в целом и в регионах в частности (в том числе и инвестиционной).
Регионы страны, находясь в общей системе российской социально-экономической политики, не могут действовать изолированно, абстрагируясь от федеральной системы госрегулирования. Тем не менее, в регионах стратегия государственного регулирования и поддержки может иметь свои черты, особенности, возможности и каналы реализации.
Очевидно, что необходимо формирование эффективной системы управления инвестированием в приоритетные направления развития региона через адаптацию современной модели инвестирования к конкретным условиям переживаемого Россией кризиса и к особенностям регионального развития [3].
Несомненна роль и собственных средств предприятий, и бюджетных ресурсов среди возможных региональных инвестиционных источников в условиях финансового кризиса.
Весьма актуальны следующие задачи, стоящие перед региональными органами власти в рамках реализации эффективной системы управления инвестиционной активностью в регионе:
- совершенствование методов управления инвестированием в приоритетные направления развития региона;
- разработка эффективной схемы управления региональным бюджетным потоком, т.е. процессом формирования оптимального инвестиционного пакета региона;
- реализация конкретных мер, направленных на рост мотиваций к инвестированию через эффективную налоговую и амортизационную политику.
Таким образом, выполнение указанных задач позволит:
- комплексно подойти к разработке и осуществлению стратегии и тактики управления региональным инвестиционным процессом;
- скорректировать и оптимизировать деятельность различных структур, отделов и служб региональных органов власти, формирующих экономическую политику региона, разрабатывающих региональную инвестиционную программу и условия проведения конкурса размещения централизованных ресурсов, корректирующих налоговую и амортизационную политику и все это отражающих в законодательной базе регулирования инвестиционной деятельности.
Список литературы
1. Абдужалилов Х.А., Камилов Ф.Ш., Хут С.Ю., Чиназирова С.К. Концептуальная модель механизма устойчивого развития экономики региона // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Вып. 4/2016.- Майкоп: изд-во ФГБОУ ВО «МГТУ», 2016 г.- С.75-82
2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — 396 с.
3. Экономический кризис 2014 года в России и в мире: причины и последствия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.promdevelop.ru.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.adygheya.ru.
5. Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2024 года. Режим доступа: https://www.docs.cntd.ru.
ПОЛИТИКА КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ БАНКА РОССИИ
Гишева С.Ш.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,
Чиназирова С.К.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО
«Адыгейский государственный университет»,
Бахова А.П.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,
Водождокова З.А.
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования ФГБОУ ВО
«Адыгейский государственный университет»