Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиназирова С.К., Гишева С.Ш., Михайлюк М.Н., Шурухина Т.В.

В данной статье проанализирован зарубежный опыт поддержки и регулирования малого бизнеса. Также выявлены признаки причисления малых предприятий к различным категориям в различных государствах. Различия в установлении сектора малого бизнеса наличествуют даже между государствами ЕС, штатами США, что не всегда положительно влияет на поддержание конкуренции в сегменте малого бизнеса, формируя дополнительные препятствия для бизнеса в границах одного государства либо союза государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF SUPPORTING SMALL BUSINESSES

This article analyzes the foreign experience of supporting and regulating small businesses. Also, signs of assigning small businesses to various categories in various states were revealed. Differences in the establishment of the small business sector are present even between the EU states and the US states, which does not always have a positive effect on maintaining competition in the small business segment, creating additional obstacles for business within the borders of one state or a union of states.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Чиназирова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»,

Гишева С.Ш.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Михайлюк М.Н.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Сочинский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Шурухина Т.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Сочинский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

FOREIGN EXPERIENCE OF SUPPORTING SMALL BUSINESSES

Chinazirova S.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics

and Management FGBOU VO «Adyghe State University»

Gisheva S.

associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor economic theory and personnel

management FGBOU VO «Adyghe State University»

Mikhailuk M.

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance and Credit Sochi Institute (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

«Peoples' Friendship University of Russia»

Shurukhina T.

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance and Credit Sochi Institute (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

«Peoples' Friendship University of Russia»

Аннотация

В данной статье проанализирован зарубежный опыт поддержки и регулирования малого бизнеса. Также выявлены признаки причисления малых предприятий к различным категориям в различных государствах. Различия в установлении сектора малого бизнеса наличествуют даже между государствами ЕС, штатами США, что не всегда положительно влияет на поддержание конкуренции в сегменте малого бизнеса, формируя дополнительные препятствия для бизнеса в границах одного государства либо союза государств.

Abstract

This article analyzes the foreign experience of supporting and regulating small businesses. Also, signs of assigning small businesses to various categories in various states were revealed. Differences in the establishment of the small business sector are present even between the EU states and the US states, which does not always have a positive effect on maintaining competition in the small business segment, creating additional obstacles for business within the borders of one state or a union of states.

Ключевые слова: малый бизнес, малые предприятия, государственное регулирование, государственная поддержка, преимущества и недостатки малого бизнеса, зарубежный опыт.

Keywords: small business, small businesses, government regulation, government support, advantages and disadvantages of small businesses, foreign experience.

Международный опыт развития малого бизнеса демонстрирует, что рассматриваемая бизнес -прослойка является крайне значимой в национальной экономике.

Средством увеличения доли малого бизнеса в экономике является система стимулирования. Стимулирование малого бизнеса за рубежом включает достаточно затратные меры поддержки:

- налоговые льготы;

- льготные кредиты и кредитные гарантии;

- обучение кадров и облегчение доступа к информации;

- защита интеллектуальной собственности;

- безвозвратные субсидии на осуществление научно-технических программ (Япония);

- финансирование научных исследований;

- защита интересов при государственных закупках [3].

Государство таким образом принимает на себя часть издержек малого бизнеса.

Опыт таких государств, как США, Япония, Германия, является наиболее интересным с учетом достигнутых успехов в вопросе развития и эффективного управления сегментом малого бизнеса.

В США с 1953 года функционирует закон о поддержке малого бизнеса, тогда же создали Администрацию малого бизнеса (The U.S. Small Business Administration - SBA). Ключевые области компетенции - консультирование, контракты, кредитование.

SBA дана возможность производить прямое кредитование за государственный счет. Наибольшей популярностью и спросом пользуется кредитование под государственные гарантии. По условиям программы, заемщик берет на себя 10% всех расходов, все прочие расходы берет на себя банк либо иное кредитное учреждение под стопроцентную гарантию SBA.

По положениям указанного закона от 1953 года, как минимум 23% всех государственных заказов должны заключаться с малым бизнесом. SBA строго контролирует соблюдение указанной пропорции и осуществляет мониторинг программы государственных закупок.

В качестве государственной поддержки в США функционирует Программа центров развития малого бизнеса, принятая в 1980году. Центры созданы при учебных заведениях США и выступают своеобразной школой подготовки будущих предпринимателей, где добровольцы из числа студентов колледжей и университетов, а помимо того преподаватели учебных заведений, консультируют по вопросам управления, осуществляют техническую и юридическую помощь при открытии малого предприятия.

Важная черта бизнеса в США - это широкое распространение франчайзинга. Благодаря указанному решению становится намного проще открыть свой бизнес [4].

Из европейских стран, Германия, в уровне развития малого предпринимательства является самой передовой - в стране зарегистрировано 3 500 тыс. человек, занимающихся предпринимательской деятельностью, что составляет 4,2 % от общей численности населения страны и при этом доля доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме ВВП составляет 57,0 %.

Всякий коренной житель ФРГ, решивший заняться бизнесом, может получить льготный государственный кредит до пятидесяти тысяч евро на двадцать лет. Предприниматель на протяжении первых двух лет может пользоваться денежными ресурсами безвозмездно. Дальнейшие восемь лет

следует вносить в банк лишь льготные проценты за пользование кредитом - это годовых. А непосредственно сумму задолженности следует погашать лишь с одиннадцатого года предоставления кредита. Помимо указанного, правительством ФРГ компенсируется осуществление разнообразных исследований и научных трудов до 40 тыс. евро.

Величина инвестиций в развитие малого бизнеса в ФРГ составляет от совокупных финансовых вложений государства. Малые организации же ежегодно берут кредиты у государства на сумму 50 млрд. евро.

В ФРГ заметное место занимает «Программа инновационной поддержки малого предпринимательства» по развитию научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) предприятиями сектора малого бизнеса в объединении с научными учреждениями. Следует отметить и такой опыт Германии в развитии малого бизнеса, как вовлечение старшеклассников и студентов в предпринимательскую деятельность. Правительство Германии в содействии с центральным банком страны реализует программу финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства. За последние годы программа дала свои результаты - в стране создано более 350 новых инновационных предприятий.

В другой европейской стране, Великобритании - наибольший уровень зарегистрированных предпринимателей в общей численности граждан страны, т.е. почти каждый восьмой занят бизнесом. Малый бизнес Соединенного Королевства оказывает на экономику государства значительное воздействие - 55 % дохода в совокупной сумме ВВП [1].

Значимая роль в развитии малого бизнеса принадлежит бюджетной политике государства. Такие поощрительные меры правительства, как установление пониженной ставки налога для мелких организаций, отложенная оплата счетов, рациональная система скидок при оплате просроченных ссуд, наличие льгот по оплате налога на имущество, позволяет малому бизнесу оставаться платежеспособными и развивать свое дело.

Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ, а кроме того отдельные министерства разработали четыре категории программ помощи малому бизнесу, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Категории программ помощи малому бизнесу в Великобритании

Осуществление указанных на рисунке 1 программ дает ощутимую помощь в развитии малого бизнеса в Соединенном Королевстве, малый бизнес которого предстает неотъемлемой составляющей и движущей силой экономики государства.

Среди организационно-правовых мер следует указать учреждение в апреле 2000 г. Службы малого бизнеса (The Small Business Service - SBS ) -это специальный государственный орган, который ответственен за развитие и поддержку малого бизнеса на национальном уровне. Данная служба входила в состав Министерства торговли и промышленности (Department of Trade and Industry - DTI). Перед SBS правительство установило такие задачи:

- разработка и оптимизация государственной политики в сегменте малого бизнеса;

- поддержка интересов малого бизнеса в правительстве;

- сокращение, сведение к минимуму бюрократических барьеров;

- координирование работы уполномоченных органов по поддержке малого бизнеса;

- анализ эффективности программ поддержки малого и среднего бизнеса [2].

С созданием SBS в Великобритании усилилась централизация стратегического управления сферой малого бизнеса. Также в целях государственного стимулирования малого бизнеса в 2000 г. был создан перманентно функционирующий общественный орган - Совет малого бизнеса (The Small Business Council, SBC), в котором участвуют 20 членов.

Основная часть членов SBC- это действующие предприниматели, у которых есть большой опытом осуществления предпринимательской деятельно -сти. SBC представляет интересы малого бизнеса по всему Соединенному Королевству путем взаимодействия с локальными союзами бизнесменов при региональных обсуждениях ключевых задач развития малого бизнеса.

SBS разработала такие положения, которые обеспечивают снижение расходов малых организаций в соответствии с законодательством:

- освобождение от реализации отдельных требований аудита для организаций, оборот которых меньше 500 тыс. ф. ст.;

- упрощение форм финансовой отчетности малых организаций;

- упрощение налогообложения предпринимателей, которые работают на условиях самозанятости.

Правительственные органы, кредитно-финансовые институты обеспечивают доступ малого бизнеса к финансированию, размер кредитования по государственным программам всякий год составляет свыше 6 млрд ф. ст.

Значимой инициативой в этом направлении выступает осуществление программы гарантированных кредитов малым организациям, которая была учреждена в 1981 г. для поддержки ликвидных организаций, не получающих по различным обстоятельствам финансирования из традиционных источников.

Ярким лидером среди стран по развитию малого бизнеса является Япония. Экономика Японии заметно отличается от экономик других стран минимальным участием государства, государству принадлежит только монетный двор, все остальное производство находится в руках частного капитала. В экономике Японии малые и средние предприятия играют заметную роль: на их долю приходится общего количества организаций, около 55% проданной продукции и численности занятых в промышленности [5].

Государственное стимулирование малого бизнеса проводится на всех этапах - регистрации, становления, роста. Для этого применяется система многообразных экономических инструментов: льготные займы и кредиты, налоговые льготы, техническая и консультативная помощь, информационно- компьютерное обслуживание, подготовка персонала и пр.

Безвозвратная финансовая помощь дается лишь на научно- технические программы. Финансовая поддержка производится и посредством налоговых льгот, предоставляющих организациям возможность резервировать часть прибыли. Ставки

налогов на доходы организаций и кооперативов малого бизнеса равны по сравнению с для крупных компаний.

Заметную помощь в оптимизации менеджмента малым бизнесом осуществляют торгово-промышленные палаты и их подразделения, где их специалисты дают консультации бесплатно. В торгово-промышленных палатах трудятся инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и формированию балансов с применением компьютерной техники [6].

Таким образом, успешное развитие малого бизнеса в Японии во многом выступает итогом проводимой государством активной экономической политики, ориентированной на формирование стимулирующей экономической, политической и социальной среды.

Опыт развитых иностранных государств демонстрирует, что максимально эффективную государственную поддержку малого бизнеса можно ре-ализовывать посредством специализированного государственного органа, который наделяется обширными полномочиями, характеризуется существенным влиянием и значительными ресурсными возможностями: в США - это Администрация малого бизнеса; в Германии - Федеральное министерство экономики и технологий; в Великобритании -Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ; в Японии - Министерство экономики, торговли и промышленности.

Список литературы

1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Методологические основы организации труда в зарубежных компаниях // Colloquium-journal №4(15), часть 3, 2018, С. 47-50 Czçsc 3 (Warszawa, Polska)

2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. IMPROVEMENT OF PERSONNEL MANAGEMENT FIRMS // Fundamentalis scientiam" №17 /2018 VOL. 2 Scientific journal «Fundamentalis scientiam» (Madrid, Spain)

3. Ибрагимов Т.Г. Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России на примере зарубежного опыта / Т.Г. Ибрагимов, М.Г. Якунина // Крымский научный вестник. - 2019. - №1. - С. 2532.

4. Нурмухаметов А.В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны / А.В. Нурмухаметов. - В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Материалы III Международной научной конференции. - Казань: Лето, 2014. - С. 1619.

5. Муртазалиева А.М. Преимущества малого бизнеса / А.М. Муртазалиева // Вопросы структуризации экономики. - 2015. - №2. - С. 13-15.

6. Святухина Ю.В. Малый бизнес в условиях глобализации мировой экономики В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. - С. 107-113.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ

ПРОЦЕССАМИ

Гишева С.Ш.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,

Чиназирова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»,

Бахова А.П.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,

Водождокова З.А.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»

FORMATION OF AN EFFECTIVE SYSTEM OF INVESTMENT PROCESS MANAGEMENT

Gisheva S.

Associate Professor, Сandidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of economic

theory and personnel management FGBOU VO «Adyghe State University»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chinazirova S.

Associate Professor, Candidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of economics

and management FGBOU VO «Adyghe State University»,

Bahova A.

Associate Professor, Сandidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of economic

theory and personnel management FGBOU VO «Adyghe State University»,

Vodozhdokova Z.

Associate Professor, Candidate of economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting

and finance FGBOU VO «Adyghe State University»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.