Научная статья на тему 'Формирование эффективной региональной политики: барьеры и драйверы'

Формирование эффективной региональной политики: барьеры и драйверы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / «УМНЫЙ РЕГИОН» / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL POLICY / DECENTRALIZATION / SPATIAL DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY / PUBLIC ADMINISTRATION / «SMART REGION» / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаталов Максим Александрович, Бейлина Анна Феликсовна

Введение: продолжающиеся реформы государственного управления и территориальной организации власти формируют новые рамочные условия и требования по усилению роли регионов в части обеспечения качества жизни населения, большей экономической ответственности и усиления своей конкурентоспособности. В этой связи региональным органам власти требуются дополнительные полномочия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития через использование дополнительных ресурсов, адаптивной экономической политики и стратегии развития. Материалы и методы: отечественная и зарубежная практика последних десятилетий показывает, что обновление инструментария управления регионами и форм реализации региональной экономической политики в условиях глобализации и многоуровневой интеграции должно опираться на принципиально новые гибкие и согласованные формы взаимодействия между федеральным центром и регионами. Анализ современных тенденций развития региональных экономических систем позволил выделить институциональные предпосылки для политики регионального развития на основе привлечения инвестиций и распространения инноваций. Результаты: в современной практике государственного управления только начинают формироваться отдельные инструменты региональной политики, учитывающие решения разнополярных задач обеспечение социально-политической стабильности и привлечения инвестиций в инфраструктуру. При этом важным является синхронизация региональных программ развития с национальной политикой экономического развития, инициативно трансформируя слабые места в возможности, мобилизуя свой потенциал к развитию, нейтрализуя конфликты интересов конструктивным взаимодействием. Обсуждение: наибольшую актуальность в практическом смысле в решении проблемы модернизации региональной экономической политики представляет задача последовательного формирования логики обновления современных экономических политик регионов с разработкой комплекса функциональных механизмов модернизации. Установлено, что вновь создаваемый механизм реализации стратегии регионального развития обеспечивает системное применение принципов и методов управления в интересах устойчивого баланса между национальными экономическими интересами и интересами регионов. Заключение: в результате проведенного исследования рекомендовано уделять больше внимания выделению региональных «полюсов экономического роста». Сделан вывод, что в основе стратегических государственно-управленческих решений должно лежать глубокое понимание закономерностей экономического развития регионов, что позволит глубже взглянуть на процесс модернизации региональной политики, увидеть новые ключевые предпосылки и «точки роста» для обеспечения устойчивого развития региональных экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаталов Максим Александрович, Бейлина Анна Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING EFFECTIVE REGIONAL POLICIES: BARRIERS AND DRIVERS

Introduction: the ongoing reform of public administration and territorial organization of power form the new framework conditions and requirements to strengthen the role of the regions in terms of ensuring the quality of life, more economic responsibility and strengthen their competitiveness. In this regard, regional authorities require additional powers to ensure sustainable socio-economic development through the use of additional resources, adaptive economic policies and development strategies. Materials and Methods: the domestic and foreign practice of recent decades shows that updating the regional management tools and forms of implementing regional economic policies in the context of globalization and multilevel integration should be based on fundamentally new flexible and coordinated forms of interaction between the federal center and the regions. An analysis of current trends in the development of regional economic systems has highlighted the institutional prerequisites for regional development policies based on attracting investment and disseminating innovation. Results: in modern practice of public administration, individual instruments of regional policy are just beginning to take shape, taking into account solutions to diverse problems ensuring socio-political stability and attracting investment in infrastructure. Moreover, it is important to synchronize regional development programs with the national policy of economic development, proactively transforming weaknesses into opportunities, mobilizing one’s potential for development, and neutralizing conflicts of interest through constructive interaction. Discussion: the most relevant in a practical sense in solving the problem of modernization of regional economic policy is the task of consistently forming the logic of updating modern economic policies of the regions with the development of a set of functional mechanisms for modernization. It is established that the newly created mechanism for implementing the regional development strategy provides a systematic application of principles and management methods in the interests of a sustainable balance between national economic interests and the interests of regions. Conclusion: as a result of the study, it was recommended that more attention be paid to identifying regional «poles of economic growth». It is concluded that strategic governmental decisions should be based on a deep understanding of the laws of regional economic development, which will allow a deeper look at the regional policy modernization process, see new key prerequisites and «growth points» to ensure sustainable development of regional economic systems.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной региональной политики: барьеры и драйверы»

08.00.05 УДК 332.142

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: БАРЬЕРЫ И ДРАЙВЕРЫ

© 2019

Максим Александрович Шаталов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» Воронежский экономико-правовой институт, Воронеж (Россия) Анна Феликсовна Бейлина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Философия, экономика и социально-гуманитарные дисциплины»

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж (Россия)

Аннотация

Введение: продолжающиеся реформы государственного управления и территориальной организации власти формируют новые рамочные условия и требования по усилению роли регионов в части обеспечения качества жизни населения, большей экономической ответственности и усиления своей конкурентоспособности. В этой связи региональным органам власти требуются дополнительные полномочия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития через использование дополнительных ресурсов, адаптивной экономической политики и стратегии развития.

Материалы и методы: отечественная и зарубежная практика последних десятилетий показывает, что обновление инструментария управления регионами и форм реализации региональной экономической политики в условиях глобализации и многоуровневой интеграции должно опираться на принципиально новые - гибкие и согласованные формы взаимодействия между федеральным центром и регионами. Анализ современных тенденций развития региональных экономических систем позволил выделить институциональные предпосылки для политики регионального развития на основе привлечения инвестиций и распространения инноваций. Результаты: в современной практике государственного управления только начинают формироваться отдельные инструменты региональной политики, учитывающие решения разнополярных задач - обеспечение социально-политической стабильности и привлечения инвестиций в инфраструктуру. При этом важным является синхронизация региональных программ развития с национальной политикой экономического развития, инициативно трансформируя слабые места в возможности, мобилизуя свой потенциал к развитию, нейтрализуя конфликты интересов конструктивным взаимодействием.

Обсуждение: наибольшую актуальность в практическом смысле в решении проблемы модернизации региональной экономической политики представляет задача последовательного формирования логики обновления современных экономических политик регионов с разработкой комплекса функциональных механизмов модернизации. Установлено, что вновь создаваемый механизм реализации стратегии регионального развития обеспечивает системное применение принципов и методов управления в интересах устойчивого баланса между национальными экономическими интересами и интересами регионов.

Заключение: в результате проведенного исследования рекомендовано уделять больше внимания выделению региональных «полюсов экономического роста». Сделан вывод, что в основе стратегических государственно-управленческих решений должно лежать глубокое понимание закономерностей экономического развития регионов, что позволит глубже взглянуть на процесс модернизации региональной политики, увидеть новые ключевые предпосылки и «точки роста» для обеспечения устойчивого развития региональных экономических систем. Ключевые слова: государственное управление, децентрализация, пространственное развитие, региональная политика, региональная экономика, «умный регион», устойчивое развитие.

Для цитирования: Шаталов М. А., Бейлина А. Ф. Формирование эффективной региональной политики: барьеры и драйверы // Вестник НГИЭИ. 2019. № 12 (103). С. 95-104.

FORMING EFFECTIVE REGIONAL POLICIES: BARRIERS AND DRIVERS

© 2019

Maxim Alexandrovich Shatalov, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Economics» Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh (Russia) Anna Feliksovna Beilina, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair « Philosophy, economics, and social and humanities»

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh (Russia)

Abstract

Introduction: the ongoing reform of public administration and territorial organization of power form the new framework conditions and requirements to strengthen the role of the regions in terms of ensuring the quality of life, more economic responsibility and strengthen their competitiveness. In this regard, regional authorities require additional powers to ensure sustainable socio-economic development through the use of additional resources, adaptive economic policies and development strategies.

Materials and Methods: the domestic and foreign practice of recent decades shows that updating the regional management tools and forms of implementing regional economic policies in the context of globalization and multilevel integration should be based on fundamentally new - flexible and coordinated forms of interaction between the federal center and the regions. An analysis of current trends in the development of regional economic systems has highlighted the institutional prerequisites for regional development policies based on attracting investment and disseminating innovation.

Results: in modern practice of public administration, individual instruments of regional policy are just beginning to take shape, taking into account solutions to diverse problems - ensuring socio-political stability and attracting investment in infrastructure. Moreover, it is important to synchronize regional development programs with the national policy of economic development, proactively transforming weaknesses into opportunities, mobilizing one's potential for development, and neutralizing conflicts of interest through constructive interaction.

Discussion: the most relevant in a practical sense in solving the problem of modernization of regional economic policy is the task of consistently forming the logic of updating modern economic policies of the regions with the development of a set of functional mechanisms for modernization. It is established that the newly created mechanism for implementing the regional development strategy provides a systematic application of principles and management methods in the interests of a sustainable balance between national economic interests and the interests of regions. Conclusion: as a result of the study, it was recommended that more attention be paid to identifying regional «poles of economic growth». It is concluded that strategic governmental decisions should be based on a deep understan ding of the laws of regional economic development, which will allow a deeper look at the regional policy modernization process, see new key prerequisites and «growth points» to ensure sustainable development of regional economic systems. Keywords: regional policy, decentralization, spatial development, regional economy, public administration, «smart region», sustainable development.

For citation: Shatalov M. A., Beilina A. F. Forming effective regional policies: barriers and drivers // Bulletin NGIEI. 2019. № 12 (103). P. 95-104.

Введение

Материалы и методы

В последние годы можно выявить существенный сдвиг в «парадигме» регионального развития. Традиционный подход к региональному развитию был предпринят федеральным правительством с использованием рычагов субсидирования регионов, инфраструктуры и реализацией приоритетных национальных проектов [1; 2]. Современный «адаптивный» подход связан с принятием Концепции пространственного развития страны и направлен, прежде всего, на создание институтов обеспечения устойчивого развития макрорегионов на базе специализации, кооперации и интеграции [3; 4].

Анализ данных подходов показывает, что обновление инструментария управления регионами и форм реализации региональной экономической политики в условиях глобализации и многоуровневой интеграции должно опираться на принципиально новые - гибкие и согласованные формы взаимодействия между федеральным центром и регионами.

При всем своем многообразии культурных, исторических, религиозных различий регионы России имеют общие черты. Все они - открытые и малые экономики, расположенные на некотором расстоянии от центров экономического роста; имеют ограниченное влияние на темпы валового продукта; имеют большие внутренние различия, особенно между городскими / промышленными центрами и периферийными сельскими районами. У них также есть много преимуществ, не в последнюю очередь высокий уровень образования; значительный потенциал информационной экономики; в некоторых секторах рынка конкурентоспособные на международном уровне компании. Большие размеры также открывают возможности, в частности емкий товарный рынок и рынок труда.

В своей оценке существующих проблем и институциональных предпосылок для политики регионального развития выделим четыре группы проблем. Во-первых, это последствия глобализации [5; 6].

Национальные экономики все более открыты для международного экономического развития, но национальные правительства все более ограничены в регулирующих инструментах. Растущая подверженность стран и регионов международным событиям и скорость, с которой происходят изменения, передача их последствий в глобальном масштабе, требует нового осмысления экономического развития. В частности, требуется, чтобы на разных уровнях государственного управления - национальном, региональном и местном - пересматривались их роли, их взаимосвязи и более широкие отношения с другими экономическими и социальными субъектами.

Во-вторых, существуют проблемы социального обеспечения [7; 8]. С точки зрения социальной справедливости вопрос заключается в том, каким образом традиционная приверженность социальному равенству и коллективистский подход к политике всеобщего благосостояния могут или должны быть согласованы с необходимостью адаптации политики социального обеспечения и рынка труда к необходимости обеспечения конкурентоспособности.

В-третьих, переход к концепции устойчивого развития еще предстоит полностью осознать [9; 10]. Хотя в политике и стратегиях экономического развития может использоваться принцип устойчивости, многие планы имеют минимальное практическое воздействие из-за трансрегионального или транснационального характера проблем и необходимости фундаментальных изменений во многих сферах жизнедеятельности.

Наконец, будущие вызовы и возможности включают в себя предпосылки новых информационных и коммуникационных технологий [11; 12]. Разработки в аппаратных и программных технологиях имеют потенциал как для содействия, так и для противодействия целям регионального развития (например, децентрализация или централизация задач и рабочих мест). Критическими факторами, конечно же, являются распределение инфраструктуры, а также доступность услуг и способность отдельных лиц, сообществ и организаций использовать их возможности.

На этом фоне последствия для региональных бизнес-единиц многочисленны и разнообразны. Именно динамизм и конкурентоспособность отдельного предприятия на внутреннем и мировом рынках лежит в основе экономического развития. Это требует от компаний постоянной работы для обеспечения конкурентного преимущества за счет применения знаний, инноваций, цифровизации. При этом государство должно уделять больше внимания обеспечению хорошо функционирующих институ-

тов, в частности, сосредоточив внимание на усилении потенциала и возможностей региональных и местных субъектов. Кроме того, местные и региональные действия должны будут варьироваться от одного региона к другому, чтобы установить «уникальные» особенности для каждого региона, но с системой принятия решений, которая может устанавливать стратегические приоритеты.

Однако очевидно, что многие регионы далеки от того, чтобы этого достичь. Политика регионального развития часто является скорее реактивной, чем перспективной, при этом у регионов не достаточно финансовых средств или институциональных возможностей, чтобы сделать качественный скачок в развитии и выйти из статуса неблагоприятного региона к устойчивому развитию.

В равной степени, учитывая вышеперечисленное влияние на экономическое развитие - глобализацию, воздействие на окружающую среду, информационную революцию, изменения в обществе, - многие ключевые решения лежат вне сферы региональных и местных действий и требуют федерального регулирования. В частности, регионам может потребоваться создание уникальных конкурентных преимуществ для обеспечения «сбалансированного развития».

Это подчеркивает важность понимания регионального и местного развития как скоординированного, многоуровневого процесса, а не «децентрализации или дезактивации» более высоких уровней управления.

Результаты

Ключевой вопрос заключается в том, в какой степени можно совместить эффективность политики с все более ограничивающими возможности государственной помощи [13; 14]. За последние два десятилетия федеральные органы оказывали все большее влияние на виды оказываемой помощи, охват регионов и доступные лимиты господдержки. Что касается видов помощи, то влияние федеральных ведомств стало фактором, способствующим изъятию многих крупномасштабных инструментов господдержки.

Еще одной проблемой для региональных органов власти является определение того, как политика может быть эффективно реализована в более сложной политической обстановке, которая в настоящее время существует во многих регионах. В этом отношении необходимо рассмотреть два важных вопроса, один из них связан с необходимостью обеспечения эквивалентности господдержки независимо от местоположения, уровня развития и других характеристик. Второй вопрос касается сложно-

сти достижения синхронизации и координации с секторальными и горизонтальными схемами поддержки. Именно в этом контексте региональные программы и стратегии могут сыграть потенциально важную роль.

При рассмотрении проблемы формирования эффективной стратегии регионального развития необходимо объединение региональных ресурсов с целью максимизации регионального потенциала. Однако, исходя из опыта, накопленного на сегодняшний день, есть несколько вопросов или проблем, которые необходимо решить. Первый вопрос - теоретическая основа, на которой строится базис регионального развития [15; 16]. В то время как литература по промышленным районам / средам и кластерам / сетям обосновывает как функционирует экономическое развитие, некоторые концепции, такие как «регион обучения», «умный регион», имеют недостаточное теоретическое и практическое обоснование. В частности, неясно, имеют ли такие процессы, как инновации или обучение, территориальное (в отличие от функционального) измерение, которое может реально рассматриваться региональными и местными акторами.

Во-вторых, хотя региональные стратегии рассматриваются как лучшая практика для обеспечения регионального роста и занятости, их окончательное воздействие еще не продемонстрировано [17; 18].

Хотя они могут представлять собой более эффективный метод оказания поддержки региональному развитию, а согласованный характер соглашений обеспечивает эффект синергии, пока не ясно, приведут ли региональные стратегии к большей эффективности с точки зрения воздействия на рост производительности, предпринимательство, деятельность МСП и инновации.

Наконец, региональные стратегии редко действуют в более широких рамках, благодаря чему они могут быть скоординированы с национальной политикой экономического развития (такой как крупномасштабное планирование инфраструктуры и т. д.). В связи с этим часто возникает институциональная напряженность между федеральными и региональными / местными органами власти.

Обсуждение

Задача регионального развития заключается в том, чтобы ответить на эту все более сложную картину региональных и местных проблем. Считается [19; 20], что существует потребность в разработке более сложного подхода к улучшению как региональных возможностей, так и инструментов, которые являются социально-культурными, а также экономическими. Политическим ответом является новый тип региональной политики, касающейся стратегического управления региональным развитием (таблица 1).

Таблица 1. Изменение парадигмы региональной политики Table 1. Changing the Regional Policy Paradigm

Критерии / Criteria Классические / Classic Современные / Modern

1 2 3

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА / CON CEPTUAL BASIS

Теории промышленного местоположения. Ключевыми факторами являются региональные атрибуты, например, производственные затраты, наличие рабочей силы/ Theories of industrial location. The key factors are regional attributes, such as production costs, availability of labor

Изучение региональных теорий. Ключевыми факторами являются региональные возможности, например, инновационные среды, кластеры, сети/

Study of regional theories. The key factors are regional opportunities, for example, innovation environments, clusters, networks

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / POLITICAL CHARACTERISTICS

Цель (и)/ Goals

Задачи/ Tasks

Транспарентность / Transparency

Социально-экономическое развитие территорий/ Social and economic development of territories

Транспарентность и эффективность/ Transparency and efficiency Устойчивое развитие территорий

(экология, инновации, инфраструктура, цифровизация)/

Sustainable development of territories (ecology, innovation, infrastructure, digitalization)

Окончание таблицы 1 / End of table 1

1

2

3

Сфера действия/ Action sphere

Режим работы/ Work regime

Узко-специализированная (экономическая/промышленная) / Narrowly specialized (economic/industrial) Реактивный, основанный на проекте/ Reactive, project-based

Комплексная (многоотраслевая)/ Complex (multi branched)

Проактивный, плановый, стратегический/ Proactive, planned, strategic

СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ / POLICY STRUCTURE

Пространственный фокус/ Space focus Аналитическая база/ Analytical base Ключевой инструмент/ Key instrument

Помощь/ Help

Депрессивные регионы / Depressive regions Социально-экономическая статистика/ Social and economic statistics Институты господдержки/ State support institutions Финансовая помощь / Financial help

Все регионы/ All regions

Анализ сильных и слабых сторон регионов/ Analysis of weak and strong sides of regions

Стратегия развития/ Development strategy

Организационная и консультативная помощь/ Organizational and consulting help

ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION

Разработка политики /

Policy development Ведущая организация / Lead organization

Партнеры/Partners

Администрирование/ Administration Выбор проекта/ Project choice Временные рамки / Time borders

Сверху вниз/централизованно/

Up to down/centrilized Федеральное правительство/ Federal government

Никто/none

Простое/рациональное/ Simple/rational Интернализованный/ Internationalized Краткосрочные. Жесткие/ Short-term/ hard

Коллективная/переговоры / Collective/negotiations

Региональные авторы/regional authors

Местное правительство. Бизнес-сообщество. Социальные партнеры / Local government. Business community. Social partners Комплексное/бюрократическое / Complex/bureaucratic

Совместный / Mutual

Долгосрочные. Мягкие/ Long-term/soft

ОЦЕНКА / EVALUATION

Контроль / Control

Результаты / Resulta Источник: авторская разработка

Постфактум/Post factum Измеримы / Measured

Предварительный, промежуточный, последующий/ Preliminary, intermediate, follow-up Сложно измеримы/ Hardly measured

Механизм реализации стратегии регионального развития / Mechanism of implementation of the regional development strategy

Параметры комплексного механизма / Parameters of complex mechanism

Цель/Goal

Критические условия/ Critical conditions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важные условия/ Important conditions

Опорные функциональные механизмы/ Basic functional mechanisms

Специфические социальные механизмы/ Special social mechanisms

Формирование необходимых стартовых и поточных параметров управленческой системы/ Formation

of the necessary starting and flow parameters of the management system

Механизм формирования публичной региональной экономической политики/ Mechanism of formation of public regional economic policy

Время, политическая воля, общественное мнение, новые способности, принципы, траектория/ Time, political will, public opinion, new abilities, principles, trajectory

Люди, тренды, объективные ограничения, цели, баланс интересов, стратегический взгляд, региональная специфика/ People, trends, objective constraints, goals, balance of interests, strategic view, regional specificity

Баланс интересов, подотчетность, состояние и статус/ Balance of interests, accountability, and status Успешные аналогии, прогнозы развития, система индикаторов / A successful analogy, the forecasts of development, system of indicators

Политические, организационные, правовые, экономические, организационно-институциональные механизмы/ Political, organizational, legal, economic, organizational and institutional mechanisms

Механизмы организации процессов модернизации, механизмы коррекции, механизмы деблокирования процессов модернизации/ The mechanisms of the organization of the processes of modernization, the correction mechanisms the release mechanisms of the processes of modernization

Внедрение объекта изменения/ The introduction of the object changes

Механизм реализации публичной региональной экономической политики/ Mechanism of implementation of public regional economic policy

Люди, ресурсы, институты, оценивание показателей/ People, resources, institutions, evaluation of indicators

Время, программы и проекты, доверие, региональная специфика и альянсы/ Time, programs and projects, trust, regional specifics and alliances

Правовые, организационные, организационно-институциональные/ Legal, organizational, organizational and institutional

Механизмы организации процессов модернизации, механизмы рационализации, механизмы координирования/ Mechanisms of organization of modernization processes, mechanisms of rationalization, coordination mechanisms

Рис. 1. Механизм реализации стратегии регионального развития Fig. 1. The mechanism for implementing the regional development strategy Источник: авторская разработка

Характеристики этих современных подходов к региональному развитию имеют четыре аспекта. Во-первых, они направлены на формирование как базовых (опорных) механизмов, так и критических условий их реализуемости. Во-вторых, варианты региональной политики предполагают использование, в том числе бенчмаркингового подхода, за счет внедрения успешно зарекомендовавших себя успешных аналогов и стратегий развития. В-третьих, они склонны использовать проактивный подход к развитию с многолетней программой мер, нацеленных на бизнес-среду и мягкую инфраструктуру. Наконец, у них есть особый подход к реализации политики, который является коллективным / согласованным под руководством региональных

властей и с участием широкого круга партнеров из местных органов власти, общественных организаций, деловых и социальных кругов.

Действие комплексного механизма реализации стратегии регионального развития можно рассматривать на двух контурах: внутреннем и внешнем. Если на внутреннем контуре он выступает как механизм саморазвития, то на внешнем - как непосредственное взаимодействие субъектов и объектов, средство достижения желаемого состояния экономической системы региона. Именно на внешнем контуре в процессе субъект-объектного взаимодействия реализуется диалектика потребностей, интересов и целей субъектов.

Логическая структура и характеристики основных составляющих такого механизма представлена (рисунок 1). Он состоит из таких опорных функциональных механизмов, как организационный, правовой, экономический, политический и институциональный.

Вновь создаваемый механизм реализации стратегии регионального развития обеспечивает системное применение принципов и методов управления дискретными процессами модернизации в интересах устойчивого баланса между национальными экономическими интересами и интересами регионов в части дальнейшей децентрализации власти по базовому принципу субсидиарности.

Выводы

Недооценка регионального аспекта государственных преобразований привела к углублению межрегиональных социально-экономических контрастов, увеличению региональных диспропорций, фрагментации внутрирегионального экономического пространства. В то же время инновационные процессы в экономике идут неактивно, не отчетливо видны отраслевые и региональные «полюса экономического роста». Санкционная политика и связанная с ней необходимость реализации политики им-

портозамещения, в том числе в продовольственной сфере, побуждает региональные органы власти к поиску эффективных инструментов обеспечения устойчивого развития.

На фоне большого количества междисциплинарных теорий модернизации существуют два основных и распространенных в мировой практике современных концептуальных подхода к региональному развитию - без учета и с учетом пространственного измерения региональной политики. Внедрение каждого из этих подходов будет предусматривать длительную адаптацию экономической, фискальной, пространственной и социальной политики.

Таким образом, в основе стратегических государственно-управленческих решений должно лежать глубокое понимание закономерностей экономического развития регионов, внутренних и внешних трендов, прямо влияющих на развитие и на качество регионального управления, что позволит глубже взглянуть на процесс модернизации региональной политики, увидеть новые ключевые предпосылки и «точки роста» для обеспечения устойчивого развития региональных экономических систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыжкова Э. Н., Блашенцев Б. О. Современные концепции развития государственно-частного партнёрства в Российской Федерации // Научные дискуссии. 2017. № 1. С. 55-63.

2. Petrova T. V., Danko T. P., Kitova O. V., Ivolgina N. V., Murtuzalieva T. V., Klimenko O. I., Seherin V. D. Technology of branding of the territory's recreational potential based on Altai territory // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Т. 8. № 4 (20). p. 811-824.

3. Бизин С. В. Оценка инновационной политики региона // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 1. С. 129-138.

4. Stryabkova E. A., Glotova A. S., Titova I. N., Lyshchikova J. V., Chistnikova I. V. Modeling and forecasting of socio-economic development of the region // The Journal of Social Sciences Research. 2018. Т. 2018. № Special Issue 5. P. 404-410.

5. Колесников В. В., Лапина Е. С., Сулеменова М. А. Особенности промышленной политики: опыт стран европейского союза и БРИКС // Экономические отношения. 2018. Т. 8. № 3. С. 399-406.

6. Treshchevsky Y., Igolkin I., Shatalov M. Internationalization of the educational services market through development of the system of remote education: possibilities and barriers // The International Journal of Educational Management. 2019. Т. 33. № 3. P. 478-485.

7. Галкин А. А., Саликов Ю.А., Слепченко Ю. Н. Стратегические направления социального управления экономикой Воронежской области // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. Т. 80. № 1 (75). С. 413-418.

8. Дубровина О. А. Реализация социальных функций муниципальных образований с помощью аутсорсинга // Дискуссия. 2016. № 3 (66). С. 25-30.

9. Баутин В. М., Мычка С. Ю. Устойчивое развитие предприятий АПК на основе инвестиций в инновационные изменения // Инновации и продовольственная безопасность. 2015. № 2 (8). С. 13-18.

10. Намазбеков Т. Н., Шульгина Л. В. К вопросу о типологии неэкономических факторов экономического развития // ФЭС: Финансы. Экономика. 2014. № 9. С. 20-24.

11. Generalov I. G., Kuchin N. N., Suslov S. A., Ryabova I. V., Kurilova A. A. Assessment of regional grain farming development for sustainability // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. 2019. Т. 10. № 1. P. 223-231.

12. Ахметов Л. А., Рыжков А. О., Журавлев Д. А., Ахметова Э. И. Некоторые проблемы стимулирования предпринимательства в России // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2017. Т. 16. № 4. С. 9-28.

13. Кошелева Е. А. Формирование новой промышленной политики агропродовольственной сферы России // Агропродовольственная экономика. 2016. № 7. С. 53-60.

14. Станчин И. М. Анализ государственной политики Туркменистана к частным рынкам реализации сельскохозяйственной продукции // Экономика. Социология. Право. 2018. № 1 (9). С. 71-77.

15. Рахмеева И. И. Факторы создания и развития инновационной инфраструктуры региона // Ars Administrandi. Искусство управления. 2013. № 2. С. 34-46.

16. Ярцева И. М., Воробьев И. Н. Факторы среды и их влияние на процессы управления преобразованиями // Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. 2013. № 1 (9). С. 90-96.

17. Авдеев Ю. М., Мокрецов Ю. В., Тесаловский А. А. Повышение конкурентоспособности отрасли как фактор инвестиционной привлекательности региона // Инновационное развитие экономики. 2018. № 2 (44). С.19-32.

18. Давыдова Е. Ю. Методические аспекты оценки продовольственной безопасности региона // Инновации и продовольственная безопасность. 2015. № 2 (8). С. 41-45.

19. Глеков П. М. Системный подход к устойчивому развитию предпринимательства в промышленной сфере // ФЭС: Финансы. Экономика. 2014. № 6. С. 26-29.

20. Кабанов В. Н., Жильников А. Ю., Заблоцкая Т. Ю. Финансовые гарантии регионального бюджета -потенциал для роста инвестиций в основной капитал // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 1. С. 315-325.

Дата поступления статьи в редакцию 2.10.2019, принята к публикации 11.11.2019.

Информация об авторах: Шаталов Максим Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» Адрес: Воронежский экономико-правовой институт, 394042, Россия, Воронеж, Ленинский пр-кт, 119-а E-mail: nauka-vepi@yandex.ru Spin-код: 2583-9214

Бейлина Анна Феликсовна, кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Философия, экономика и социально-гуманитарные дисциплины»

Адрес: Воронежский государственный педагогический университет, 394024, Россия, Воронеж, Ленина ул., 86 E-mail: nauka-vepi@yandex.ru Spin-код: 8301-0558

Заявленный вклад авторов: Шаталов Максим Александрович: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Бейлина Анна Феликсовна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Ryzhkova E. N., Blashentsev B. O. Sovremennyye kontseptsii razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnorst-va v Rossiyskoy Federatsii [Modern concepts of development of public-private partnership in the Russian Federation], Nauchnyye diskussii [Scientific discussions], 2017, No. 1, pp. 55-63.

2. Petrova T. V., Danko T. P., Kitova O. V., Ivolgina N. V., Murtuzalieva T. V., Klimenko O. I., Sekerin V. D. Technology of branding of the territory's recreational potential based on Altai territory, Journal of Environmental Management and Tourism. 2017, Vol. 8, No. 4 (20), pp. 811-824.

3. Bizin S. V. Otsenka innovatsionnoy politiki regiona [Evaluation of the innovation policy of the region], Krea-tivnaya ekonomika [Creative Economy], 2019, Vol. 13, No. 1, pp. 129-138.

4. Stryabkova E. A., Glotova A. S., Titova I. N., Lyshchikova J. V., Chistnikova I. V. Modeling and forecasting of socio-economic development of the region, The Journal of Social Sciences Research, 2018, Vol. 2018, No. Special Issue 5, pp. 404-410.

5. Kolesnikov V. V., Lapina Ye. S., SulemenovaM. A. Osobennosti promyshlennoy politiki: opyt stran yevrop-eyskogo soyuza i BRIKS [Features of industrial policy: the experience of the countries of the European Union and BRICS], Ekonomicheskiye otnosheniya [Economic relations], 2018, Vol. 8, No. 3, pp. 399-406.

6. Treshchevsky Y., Igolkin I., Shatalov M. Internationalization of the educational services market through development of the system of remote education: possibilities and barriers, The International Journal of Educational Management, 2019, Vol. 33, No. 3, pp. 478-485.

7. Galkin A. A., Salikov Yu. A., Slepchenko Yu. N. Strategicheskiye napravleniya sotsial'nogo upravleniya ekonomikoy voronezhskoy oblasti [Strategic directions of social management of the economy of the Voronezh region], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy [Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2018, Vol. 80, No. 1 (75), pp. 413-418.

8. Dubrovina O. A. Realizatsiya sotsial'nykh funktsiy munitsipal'nykh obrazovaniy s pomoshch'yu autsorsinga [Realizatsiya sotsial'nykh funktsiy munitsipal'nykh obrazovaniy s pomoshch'yu autsorsinga ], Diskussiya [Discussion], 2016, No. 3 (66), pp. 25-30.

9. Bautin V. M., Mychka S. Yu. Ustoychivoye razvitiye predpriyatiy APK na osnove investitsiy v inno-vatsionnyye izmeneniya [Sustainable development of agricultural enterprises based on investments in innovative changes], Innovatsii iprodovol'stvennaya bezopasnost' [Innovations and food security], 2015, No. 2 (8), pp. 13-18.

10. Namazbekov T. N., Shul'gina L. V. K voprosu o tipologii neekonomicheskikh faktorov ekonomicheskogo razvitiya [On the typology of non-economic factors of economic development], FES: Finansy. Ekonomika [FES: Finance. Economy], 2014, No. 9, pp. 20-24.

11. Generalov I. G., Kuchin N. N., Suslov S. A., Ryabova I. V., Kurilova A. A. Assessment of regional grain farming development for sustainability, International Journal of Advanced Biotechnology and Research, 2019. Vol. 10. No. 1. pp. 223-231.

12. Akhmetov L. A., Ryzhkov A. O., Zhuravlev D. A., Akhmetova E. I. Nekotoryye problemy stimulirovaniya predprinimatel'stva v Rossii [Some problems of stimulating entrepreneurship in Russia], Uchenyye zapiski Rossiyskoy Akademii predprinimatel'stva [Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship], 2017, Vol. 16, No. 4, pp. 9-28.

13. Kosheleva E. A. Formirovaniye novoy promyshlennoy politiki agroprodovol'stvennoy sfery Rossii [Formation of a new industrial policy of the agri-food sector of Russia], Agroprodovol'stvennaya ekonomika [Agri-food economy], 2016, No. 7, pp. 53-60.

14. Stanchin I. M. Analiz gosudarstvennoy politiki Turkmenistana k chastnym rynkam realizatsii sel'skokho-zyaystvennoy produktsii [Analysis of state policy of Turkmenistan to private markets for the sale of agricultural products], Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo [Economics. Sociology. Right], 2018, No. 1 (9), pp. 71-77.

15. Rakhmeyeva I. I. Faktory sozdaniya i razvitiya innovatsionnoy infrastruktury regiona [Factors of creation and development of innovative infrastructure of the region], Ars Administrandi. Iskusstvo upravleniya [Ars Adminis-trandi. The art of management], 2013, No. 2, pp. 34-46.

16. Yartseva I. M., Vorobev I. N. Faktory sredy i ikh vliyaniye na protsessy upravleniya preobrazovaniyami [Environmental factors and their impact on transformation management processes], Konkurentosposobnost'. Innovatsii. Finansy [Competitiveness. Innovation Finance], 2013, No. 1 (9), pp. 90-96.

17. Avdeev Yu. M., Mokretsov Yu. V., Tesalovsky A. A. Povysheniye konkurentosposobnosti otrasli kak faktor investitsionnoy privlekatel'nosti regiona [Improving the competitiveness of the industry as a factor in the investment attractiveness of the region], Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki [Innovative development of the economy], 2018, No. 2 (44), pp. 19-32.

18. Davydova E. Yu. Metodicheskiye aspekty otsenki prodovol'stvennoy bezopasnosti regiona [Methodological aspects of assessing the food security of the region], Innovatsii i prodovol'stvennaya bezopasnost' [Innovations and food security], 2015, No. 2 (8), pp. 41-45.

19. Glekov P. M. Sistemnyy podkhod k ustoychivomu razvitiyu predprinimatel'stva v promyshlennoy sfere [A systematic approach to the sustainable development of entrepreneurship in the industrial sector], FES: Finance. Economics [FES: Finansy. Ekonomika], 2014, No. 6, pp. 26-29.

20. Kabanov V. N., Zhilnikov A. Yu., Zablotskaya T. Yu. Finansovyye garantii regional'nogo byudzheta - po-tentsial dlya rosta investitsiy v osnovnoy kapital [Financial guarantees of the regional budget are the potential for the growth of investments in fixed assets], Ekonomika regiona [RegionalEconomy], 2018, Vol. 14, No. 1, pp. 315-325.

Submitted 2.10.2019; revised 11.11.2019.

About the authors:

Maxim A. Shatalov, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Economics», Address: Voronezh Economics and Law Institute, 394042, Russia, Voronezh, Leninsky Prospect, 119-a E-mail: nauka-vepi@yandex.ru Spin-Kog: 2583-9214

Anna F. Beilina, Ph. D. (Economy), associate professor

of the chair «Philosophy, economics, and social and humanities»

Address: Voronezh State Pedagogical University, 394024, Russia, Voronezh, Lenina Street, 86 E-mail: nauka-vepi@yandex.ru Spin-Kog: 8301-0558

Contribution of the authors: Maxim A. Shatalov: managed the research project, analysing and supplementing the text. Anna F. Beilina: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.