Научная статья на тему 'Пространственно-территориальное планирование в системе обеспечения устойчивого регионального развития'

Пространственно-территориальное планирование в системе обеспечения устойчивого регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
654
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / STRATEGIC PLANNING / SPATIAL AND TERRITORIAL PLANNING / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REGION / TERRITORIAL PRODUCTION COMPLEX / CLUSTER / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT / ECOLOGIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шаталов Максим Александрович, Суслов Сергей Александрович, Кузьменко Наталья Ивановна

Усиление дифференциации в условиях и последствиях жизнедеятельности населения регионов независимо от причин, которые ее вызывают, приводит к нарастанию деструктивных процессов в обществе и обостряет проблему поступательного развития как отдельного региона, так и страны в целом, что становится основой для увеличения диапазонов их экономического и социального расслоения. Отсутствие эффективного механизма планирования процессов общественного производства, доминирование стихийного саморазвития послужили главными факторами потери поступательного тренда развития регионов. Современная практика отношений между государством и регионами, а также между отдельными регионами свидетельствует, что политика выравнивания, которая направлена на поддержку менее экономически и социально развитых территорий, в целом, не дает необходимого результата. Более действенной является политика стимулирования пространственно-территориального развития, которая имеет целью принятие мер на государственном и региональном уровнях по максимальному использованию имеющихся материальных, трудовых, организационных и финансовых возможностей. Для того чтобы такая политика стала эффективным рычагом развития как регионов, так и их составляющих (административно-территориальных единиц), необходимо использовать методы экономического регулирования. От полноты используемого инструментария пространственно-территориального планирования зависит возможность обеспечения поступательного регионального развития. В связи с этим, одной из актуальных задач становится разработка новых и совершенствование существующих методов, приемов, механизмов регионального планирования в системе обеспечения устойчивого развития. Вместе с тем, современная практика регионального развития отмечается непостоянством и несогласованностью при использовании отдельных способов и методов экономического регулирования. Поэтому, именно внедрение в практику организационных и экономических механизмов, способных адаптировать их к условиям регионального развития обеспечит устойчивое развитие как отдельных регионов, так и всего государства в целом. Тем самым пространственно-территориальное планирование регионального развития получит необходимую адаптацию к условиям конкретных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шаталов Максим Александрович, Суслов Сергей Александрович, Кузьменко Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL-TERRITORIAL PLANNING IN THE SYSTEM OF SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT

Strengthening of differentiation in the conditions and consequences of the vital activity of the population of the regions, regardless of the causes that cause it, leads to the growth of destructive processes in society and aggravates the problem of the progressive development of a separate region and the country as a whole, which becomes the basis for increasing the ranges of their economic and social stratification. The lack of an effective mechanism for planning social production processes, the dominance of spontaneous self-development, served as the main factors for the loss of the progressive trend in the development of regions. The current practice of relations between the state and the regions, as well as between individual regions, shows that the policy of equalization, which is aimed at supporting less economically and socially developed territories, as a whole, does not give the necessary result. More effective is the policy of stimulating spatial and territorial development. It aims at taking measures at the state and regional levels to maximize the use of available material, labor, organizational and financial capabilities. In order for this policy to become an effective lever for the development of both regions and their components (administrative-territorial units), it is necessary to use methods of economic regulation. From the completeness of the tools used for spatial-spatial planning, the possibility of ensuring progressive regional development depends. In this regard, one of the urgent tasks is the development of new and improvement of existing methods, techniques, mechanisms of regional planning in the system of sustainable development. At the same time, the current practice of regional development is marked by inconsistency and inconsistency in the use of certain methods and methods of economic regulation. Therefore, it is the introduction into practice of organizational and economic mechanisms that are able to adapt them to the conditions of regional development will ensure the sustainable development of both individual regions and the entire state as a whole. Thus, the spatial and territorial planning of regional development will receive the necessary adaptation to the conditions of specific regions.

Текст научной работы на тему «Пространственно-территориальное планирование в системе обеспечения устойчивого регионального развития»

УДК 332.1

ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УСТОЙЧИВОГО регионального развития

© 2018

Шаталов Максим Александрович, кандидат экономических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела Воронежский экономико-правовой институт (394042, Россия, Воронеж, Ленинский проспект, 119-а, e-mail: [email protected]) Суслов Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская, 22а,е-шаИ: [email protected]) Кузьменко Наталья Ивановна, кандидат географических наук доцент кафедры «Философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин» Воронежский государственный педагогический университет (394043, Россия, Воронеж, улица Ленина, 86, [email protected])

Аннотация. Усиление дифференциации в условиях и последствиях жизнедеятельности населения регионов независимо от причин, которые ее вызывают, приводит к нарастанию деструктивных процессов в обществе и обостряет проблему поступательного развития как отдельного региона, так и страны в целом, что становится основой для увеличения диапазонов их экономического и социального расслоения. Отсутствие эффективного механизма планирования процессов общественного производства, доминирование стихийного саморазвития послужили главными факторами потери поступательного тренда развития регионов. Современная практика отношений между государством и регионами, а также между отдельными регионами свидетельствует, что политика выравнивания, которая направлена на поддержку менее экономически и социально развитых территорий, в целом, не дает необходимого результата. Более действенной является политика стимулирования пространственно-территориального развития, которая имеет целью принятие мер на государственном и региональном уровнях по максимальному использованию имеющихся материальных, трудовых, организационных и финансовых возможностей. Для того чтобы такая политика стала эффективным рычагом развития как регионов, так и их составляющих (административно-территориальных единиц), необходимо использовать методы экономического регулирования. От полноты используемого инструментария пространственно-территориального планирования зависит возможность обеспечения поступательного регионального развития. В связи с этим, одной из актуальных задач становится разработка новых и совершенствование существующих методов, приемов, механизмов регионального планирования в системе обеспечения устойчивого развития. Вместе с тем, современная практика регионального развития отмечается непостоянством и несогласованностью при использовании отдельных способов и методов экономического регулирования. Поэтому, именно внедрение в практику организационных и экономических механизмов, способных адаптировать их к условиям регионального развития обеспечит устойчивое развитие как отдельных регионов, так и всего государства в целом. Тем самым пространственно-территориальное планирование регионального развития получит необходимую адаптацию к условиям конкретных регионов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, пространственно-территориальное планирование, устойчивое развитие, регион, территориально-производственный комплекс, кластер, территория опережающего развития, экологизация.

SPATIAL-TERRITORIAL PLANNING IN THE SYSTEM OF SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT

© 2018

Shatalov Maksim Aleksandrovich, candidate of economic sciences, associate professor,

Head of the research department Voronezh Institute of Economics and Law, (394042, Russia, Voronezh, Leninskyprospect, 119-a, e-mail: [email protected]) Suslov Sergey Aleksandrovich, candidate of economic sciences, associate professor «Economy and automation of business processes» Nizhny Novgorod state engineering and economic university (Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya St., 22a, e-mail: [email protected]) Kuzmenko Natalya Ivanovna, candidate of geographical sciences, associate professor of the department of philosophy, economics and social and humanitarian disciplines Voronezh State Pedagogical University (394043, Russia, Voronezh, Lenin Street, 86, [email protected])

Abstract. Strengthening of differentiation in the conditions and consequences of the vital activity of the population of the regions, regardless of the causes that cause it, leads to the growth of destructive processes in society and aggravates the problem of the progressive development of a separate region and the country as a whole, which becomes the basis for increasing the ranges of their economic and social stratification. The lack of an effective mechanism for planning social production processes, the dominance of spontaneous self-development, served as the main factors for the loss of the progressive trend in the development of regions. The current practice of relations between the state and the regions, as well as between individual regions, shows that the policy of equalization, which is aimed at supporting less economically and socially developed territories, as a whole, does not give the necessary result. More effective is the policy of stimulating spatial and territorial development. It aims at taking measures at the state and regional levels to maximize the use of available material, labor, organizational and financial capabilities. In order for this policy to become an effective lever for the development of both regions and their components (administrative-territorial units), it is necessary to use methods of economic regulation. From the completeness of the tools used for spatial-spatial planning, the possibility of ensuring progressive regional development depends. In this regard, one of the urgent tasks is the development of new and improvement of existing methods, techniques, mechanisms of regional planning in the system of sustainable development. At the same time, the current practice of regional development is marked by inconsistency and inconsistency in the use of certain methods and methods of economic regulation. Therefore, it is the introduction into practice of organizational and economic mechanisms that are able to adapt them to the conditions of regional development will ensure the sustainable development of both individual regions and the entire state as a whole. Thus, the spatial and territorial planning of regional development will receive the necessary adaptation to the conditions of specific regions.

Keywords: strategic planning, spatial and territorial planning, sustainable development, region, territorial production complex, cluster, territory of advanced development, ecologization.

Введение. В современных условиях стратегиче- ское планирование пространственно-территориаль-

Shatalov Maksim Aleksandrovich, Suslov Sergey Aleksandrovich, Kuzmenko Natalya Ivanovna SPATIAL-TERRITORIAL PLANNING IN THE SYSTEM ...

ного развития регионов становится необходимым условием повышения их конкурентоспособности [1-2]. Необходимость комплексного пространственного развития территорий связано с наличием ряда тенденций:

- общемировых - влияние глобализации, усиление территориальной конкуренции между территориями за инвестиции, бюджетные средства и тому подобное;

- общегосударственных - административных (осуществление административной реформы и децентрализации государственной власти, формирование системы регулирования и управления развитием территорий в условиях децентрализации, развитие нормативно-правовой базы стратегического планирования);

- экономических (наличие экономических диспропорций в развитии территорий на региональном и местном уровнях);

- социальных (усиление дифференциации по территориям в соответствии с уровнем доходов населения, оплаты труда, получения социальных, коммунальных, административных услуг, развития социальной инфраструктуры);

- экологических (дифференциация в экологическом состоянии территорий, наличие территорий с высоким уровнем загрязнения окружающей среды, развитием экологической инфраструктуры, чрезмерной техногенной нагрузкой на окружающую среду);

- местных - передача большинства полномочий и ресурсов на уровень территориальных общин (муниципалитетов); возрастание роли регионального и местного уровней принятия решений; усиление ответственности местных органов власти за повышение качества предоставления общественных услуг; повышение общественной активности в процессе решения актуальных проблем местного развития, в разработке и реализации стратегических планов.

На федеральном, региональном и местном уровнях в последнее время активизировались процессы по разработке различных видов стратегических документов. Но сейчас в основном процесс пространственно-территориального развития не имеет комплексного характера, не всегда стратегические документы направлены на решение актуальных проблем регионального развития [3-4]. По мнению ученых [5-6 и др.], в настоящее время только начинает формироваться новый этап методического, нормативно-правового, кадрового, информационного и ресурсного обеспечения территориального планирования, формируется нормативно-правовой, экономический, организационный, информационный, социальный механизмы развития. Основой для развития стратегического планирования на региональном и местном уровне являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области государственного управления.

Так, проблемы государственного управления региональным и местным развитием широко исследовались отечественными учеными, прежде всего, Вороновым В.В. [7], Корольковым В.Е. [8], Медведевой Н.Г. [9], Шашковой А.В. [10] и другими. Но, несмотря на разноплановость проведенных исследований, имеющийся теоретический и практический опыт планирования социального-экономического развития, на сегодня недостаточно изученными остаются проблемы дальнейшего совершенствования механизмов государственного управления территориальным развитием при осуществлении процессов децентрализации государственной власти. Все это определило актуальность и необходимость проведения исследований по совершенствованию механизмов пространственно-территориального планирования на региональном и местном уровнях с учетом современных тенденций и потребностей развития территорий в рамках концепции устойчивого развития.

Результаты и обсуждение

С точки зрения теории управления территориальное планирование суть и средство социально-экономической политики, в том числе региональной [11-12]. При

этом планирование носит, прежде всего, производственный характер [13], но в то же время сфера его все более расширяется и охватывает отрасли социальной инфраструктуры. Более широкой становится и сфера действия региональной политики, имеющей не только экономический, но и социальный характер. Получают развитие и такие направления этой политики, как демографическое (решение проблем народонаселения) [14], экистическое (планирование городского и сельского расселения) [15], экологическое (решение проблем окружающей среды) [16].

Отмечая принципиальное различие в характере регионального планирования в развитых и развивающихся странах, следует отметить специфическую роль, которую этот вид планов играет в развивающихся странах. Здесь сфера его применения может быть значительно более широкой, чем в развитых странах, в особенности, если в развивающихся странах используется накопленный исторический опыт народнохозяйственного планирования. В этом случае под региональным планированием понимается совокупность принципов, методов и мероприятий, направленных на обеспечение желаемого размещения производительных сил страны и развития ее отдельных территориальных частей в рамках программы общего национального развития. Необходимость регионального планирования, как элемента общегосударственного планирования признается многими современными учеными [17-18 и др.].

Планирование на основе рационального использования природных и людских ресурсов развивающихся стран может способствовать: формированию базовых отраслей и инфраструктуры, улучшению условий обитания, смягчению различий в дифференциации развития районов, некоторой децентрализации производительных сил, приближению их к источникам сырья. Основные цели регионального планирования здесь - преодоление резких различий в уровне развития регионов и повышение величины среднего душевого дохода. Популярным способом размещения производительных сил считается «селективная дисперсия». Она представляет собой сочетание способов более равномерного распределения и концентрации производства: капиталовложения распределяются по ряду районов и центров, но в концентрированной форме, т.е. выбирается несколько наиболее перспективных центров - полюсов развития.

Именно поэтому главной задачей стратегического планирования является обеспечение устойчивого развития территорий [19; 20], основными принципами которого являются (табл. 1).

Разработка и реализация стратегических планов экономического и социального развития регионов предполагает наличие собственных экономических механизмов. Под экономическим механизмом разработки или реализации стратегических планов экономического и социального развития регионов понимается некоторая система форм и способов сотрудничества, которая обеспечивает определенный порядок в деятельности участников при постановке и достижении стратегических целей регионального развития. Вызвано это тем, что наличие определенного комплекса элементов обусловливает возникновение новой в качественном отношении целостности, в которой достигается необходимая теснота связей между отдельными ее элементами, составляющими которых выступает субъектный состав участников.

Вновь создаваемый механизм имеет свои отличительные особенности. Связано это с тем, что на стадии разработки может использоваться один набор методов (инструментов) и форм их сочетания, а на стадии реализации других.

При этом важным обстоятельством использования возможных методов стратегического планирования является то, что абсолютное их количество может применяться одновременно и на стадии разработки, и на стадии реализации. Поэтому различия в элементном со-

ставе и формах сочетания таких методов могут касаться содержания отдельных блоков.

Таблица 1 - Принципы стратегического планирования устойчивого территориального развития*

Принципы Краткая характеристика

1.Ориентация на нужды и интересы людей Эффективная стратегия ставит людей в центр внимания и обеспечивает долгосрочное улучшение положения наиболее уязвимых и маргинальных групп населения, в частности, бедных.

2. Консенсус по долгосрочной цели (видению) развития территории Для успеха стратегического планирования необходимо согласие всех заинтересованных сторон по долгосрочной цели (видению) и четких сроков выполнения поставленных задач. Все политические партии должны разделять общее видение и взять на себя обязательства по его реализации с тем, чтобы при смене партии у власти новое правительство не рассматривало бы конкретную стратегию только как составляющую политики своего предшественника.

3. Обстоятельность и целостность Стратегии развития территориальных общин должны быть разработаны таким образом, чтобы, насколько возможно, сочетать экономические, социальные и экологические задачи. В тех случаях, когда такое сочетание затруднено, необходимо достигать определенных компромиссов.

4. Направленность на четкие бюджетные приоритеты Стратегия должна быть полностью интегрирована в бюджетный процесс, что обеспечит соответствие запланированных мероприятий, направленных на достижение целей, имеющимся финансовым ресурсам и не позволит им превратиться в «пустые пожелания».

5. Проведение комплексного анализа состояния развития территориальной общины Приоритеты должны определяться на основе всестороннего анализа существующей ситуации, прогнозируемых тенденций и рисков, а также на изучении взаимозависимости между местными, национальными и глобальными проблемами.

6. Обязательность мониторинга и оценки Неотъемлемой частью стратегии должны быть мониторинг и оценка, основанные на четких показателях, позволяющих начать необходимые процессы, отслеживать их продвижение, выносить полезные уроки и своевременно выявлять потребность в корректировке плана действий по реализации стратегии.

7. Наличие ответственности и лидерства на местном уровне В прошлом немало стратегий было заключено под внешним давлением или по требованию международных агентств по развитию. Однако для жизнеспособности стратегий крайне важно, чтобы территориальные общины сами инициировали их разработку и внедрение.

8. Наличие влиятельного ведущего учреждения и высокая готовность органов власти соблюдать обязательства Такие долгосрочные обязательства являются непременным условием внесения изменений в реализацию политики и институциональных реформ, выделения финансовых ресурсов и четкого распределения ответственности за реализацию стратегии.

9. Развитие существующих механизмов и стратегий Стратегия устойчивого развития не является полностью новым механизмом планирования. Она базируется на том, что уже существует в стране на национальном, региональном и местном уровнях, способствуя объединению, взаимному дополнению и согласованности между различными инструментами и процедурами планирования и подходами к нему.

10. Связь между национальным и местным уровнями Стратегия должна представлять собой процесс двустороннего постоянного взаимодействия между национальным и местным (децентрализованным) уровнями.

*(составлено авторами)

Экономический механизм разработки стратегических планов регионального развития структурно приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Декомпозиция механизма разработки стратегических планов регионального развития (составлено авторами)

Субъектный состав механизма разработки стратегических планов регионального развития может включать не только непосредственных участников, занятых разработкой стратегических планов регионального развития (местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления), но и представителей экспертного сообщества (неформальных организаций и объединений, креативных слоев регионального социума, научных организаций) и финансистов (среди которых обязательно должны быть представители банковского или фондового рынка, а также бизнес-сообщества).

Следует подчеркнуть, что стратегические планы регионального развития содержательно и структурно поглощают основные мероприятия, предусмотренные в аналогичных стратегических планах административно-территориальных образований (городов, районов, населенных пунктов). В связи с этим возникает необходимость синхронизации мероприятий и усилий, направленных на достижение главной и вспомогательных целей стратегического развития регионов.

Отсюда, важными требованиями к разработке стратегических планов выступают:

- целевая направленность всех без исключения акторов;

- комплексность и синхронность подцелей и задач стратегического плана;

- системность мер, предложенных для достижения главной цели стратегического плана;

- учет возможных условий реализации этапных мероприятий реализации стратегического плана;

- выявление влияния реализации плана на основные параметры экономического, социального и экологического развития региона;

- обеспечение адресности мер как задач (по исполнителям, срокам, контрольным цифрам);

- другие требования, соблюдение которых диктуется самим регионом (уровнем жизни населения, формами территориальной организации регионального хозяйства и др.).

Основное внимание в территориальном планировании уделяется разработке концепций развития и размещения производительных сил как основы социально-экономического планирования. Стратегические планы экономического и социального развития на уровне страны и регионов носят директивный, а отнюдь не рекомендательный характер. Некоторые особенности современного этапа территориального планирования, по мнению специалистов, состоят также в следующем: 1) подход к размещению производительных сил как к крупной народнохозяйственной проблеме; 2) «мегарегиональный подход» (посредством создания мегарегионов); 3) идея комплексного развития экономических районов (территории опережающего развития и т.д.); 4) концепция тер-

Shatalov Maksim Aleksandrovich, Suslov Sergey Aleksandrovich, Kuzmenko Natalya Ivanovna SPATIAL-TERRITORIAL PLANNING IN THE SYSTEM ...

риториально-производственных комплексов (создание кластеров); 5) концепция народнохозяйственной эффективности взамен частной, «коммерческой» эффективности.

Таким образом, структуру работ по региональному планированию в общем можно представить из следующих частей: региональное планирование как поле деятельности; планирование окружающей среды; природных ресурсов; городских и метрополитенских ареалов; общин и людских ресурсов; экономического развития. Расстановка акцентов, включая упор на планирование окружающей среды, городов и агломераций, получила дополнительную актуальность в рамках концепции устойчивого развития.

Отсюда, территориальное планирование может рассматриваться в узком и более широком смысле. В узком - это территориальный аспект народнохозяйственного (экономического) планирования, осуществляемого через систему государственных плановых органов и отраслевых министерств. Именно такое понимание было характерно до недавнего времени, когда еще не получила развития такая форма, как планирование комплексного экономического и социального развития городов и регионов. В состав понимаемого таким образом территориального планирования практически не включались районная планировка и генпланы городов, которые относились к долгосрочному градостроительному проектированию.

Решение задачи обеспечения устойчивого развития регионов нуждается во все более полной взаимоувязке принципов управления производством и комплексного централизованного управления общественными процессами в региональном аспекте. Комплексное централизованное управление общественными процессами может включать планирование, прогнозирование и оперативное руководство всеми видами социальной практики в пределах регионов разного ранга и вида. Однако формы такого управления, его содержание и задачи меняются на разных этапах развития общества.

В условиях преимущественно отраслевого управления народным хозяйством региональное межотраслевое планирование может выражаться, прежде всего, в составлении комплексных (сводных) планов развития народного хозяйства по республикам, краям, областям и т.д., комплексных региональных программ, проектов планировки городов и районов. Кроме того, оно заключается в территориальном планировании отраслей народного хозяйства, в составлении проектов территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, планов комплексного экономического и социального развития районов и городов.

Отсюда можно сделать вывод, что для обеспечения эффективности пространственно-территориального развития в долгосрочной перспективе необходима адаптивная система индикаторов, которая была бы направлена, прежде всего, на обеспечение оценки устойчивого пространственного развития и соответствовала бы таким критериям как: учет особенностей социально-экономического пространства; тематическая сбалансированность; пригодность для анализа явлений и процессов с разной динамикой; политическая интегрированность; баланс международных подходов и национальной специфики при разработке и т.д. Отметим, что данные индикаторы были рассмотрены в предыдущих работах авторов [21; 22].

Общий алгоритм разработки системы индикаторов устойчивого пространственного развития (пригоден и для различных видов социально-экономической индикации) представлено на рисунке 2.

По тематическим направлениям второго типа индикации - рейтинговым оценкам, с определенной долей условности, можно выделить: финансово-экономические, социальные, информационно-технологические, политические и институциональные индексы. Отдельно

следует рассматривать комплексные показатели оценки состояния и качества окружающей среды, поскольку в большинстве случаев речь идет не только об экологических параметрах, но о попытках системного взгляда на составляющие сбалансированного развития, кросс-тематический подход. Еще одним блоком можно считать систему оценки развития территорий определенных типов (преимущественно городов).

Рисунок 2 - Алгоритм разработки системы индикаторов пространственного развития (составлено авторами)

Заключение

Таким образом, пространственное развитие и пространственное планирование на сегодня означают оптимальную организацию пространства (территории) с учетом его особенностей, характеристик, связей и временных параметров.

Проведенное исследование позволило предложить следующие направления совершенствования национального пространственно-территориального планирования:

- согласование утвержденных законодательных актов, особенно направленных на координацию стратегического и территориального планирования, различных аспектов межведомственного взаимодействия;

- ускорение процессов разработки и обновления градостроительной документации с целью полного обеспечения актуальными схемами областей, районов, элементов поселенческой сети;

- мониторинг и практическое выполнение решений градостроительной документации;

- обеспечение наполнения и ведения градостроительного кадастра;

- поддержка идеологической и методологической актуальности разработок в соответствии с проектом Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации;

- экологизация территориального планирования с учетом принципов геоплановой парадигмы через внедрение инструмента ландшафтного (экологически ориентированного) планирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дронов С.Е., Юхачев С.П., МорозоваН.С. Типология точек экономического роста в регионе (на материалах тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 10. С. 33-41.

2. Ковальчук А.П., Никольская Е.Ю. Реализация принципов государственно-частного партнерства для развития индустрии туризма и гостеприимства в современных условиях в России //Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 1. С. 18.

3. Капелюк З.А., Капелюк С.Д. Статистическая оценка региональных факторов социально-демографического развития села // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 1. С. 162-168.

4. Овчаренко А.Н., Красноселов Д.К. Стратегическое планирование и стратегии обновления // Социальная политика и социология.

2010. № 11 (65). С. 6-21.

5. Балакина Г.Ф., Ооржак В.О. Проблемы развития промышленного комплекса республики Тыва в условиях модернизации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 38 (413). С. 3343.

6. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

7. Воронов В.В. Оценка и факторы роста инновационной конкурентоспособности регионов Латвии // Балтийский регион. 2012. № 4 (14). С. 7-21.

8. Корольков В.Е. Проблемы государственного регулирования инвестиционных процессов в современных условиях российской экономики //Бизнес: Экономика, маркетинг, менеджмент. 2008. № 2. С. 18-22.

9. Медведева Н.Г. Организационно-экономическое обеспечение реализации социальных функций государства самодостаточным регионом // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2005. — 165 с.

10. Шашкова А.В. Региональные и местные органы самоуправления //Государственная власть и местное самоуправление. 1999. № 1. С. 17-21.

11. Арефьев П.В., Лазарева А.А., Оглы Азизов Ш.Ш., Добрина Л.Р. Основные направления социальной политики государства, их оценка // Вестник Академии. 2014. № 1. С. 106-112.

12. Марамыгин М.С. Финансово-кредитное регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности. - Екатеринбург, 2002.

13. Шагиева А.Х. Теория цикличности как фактор корректировки антикризисной политики государства на разных этапах экономических циклов // Национальная безопасность / notabene. 2012. № 4. С. 52-61.

14. Матвеев А. Регионам севера нужна новая государственная демографическая политика // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 3. С. 94.

15. Максименко А.А. Куда идет теория управления? // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 15. С. 157.

16.Магомедов А.М., Эльдаров Э.М. Проблемы формирования аг-рорекреационных кластеров в Дагестане // Туризм и региональное развитие Смоленский гуманитарный университет. 2014. С. 130-132.

17. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики //ЭКО. 2005. № 2. С. 21.

18. Гультяев В.Е., Пефтиев В.И. Императивы и дилеммы модернизации в России и в мире // Ярославский педагогический вестник.

2011. Т. 1. № 1. С. 62-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Бут В.В., Блохина И.М., Бочарова О.Ф., Буглак К.А., Василь-ченкоЕ.И., Герасименко О.А., ЗахарянА.В, КотенкоЮ.В., ЛипчиуА.И., Липчиу К.И., Липчиу Н.В., Лыков Д.П., Мирошниченко М.Б., Неводова И.А., НосаленкоП.А., Окорокова О.А., Сигидова С.И., Федотова Ю.Э., Халяпин А.А., Чапурко Я.Я. и др.Оценка основных механизмов формирования финансовой устойчивости развития организаций аграрного сектора экономики Краснодарского края. - Краснодар, 2013.

20. Шаталов М.А. Исследование синергетических эффектов кластеризации в экономике регионов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 6 (67). С. 119-129.

21. Овсянников С.В., Давыдова Е.Ю. Эффективный инвестиционный механизм как основа регулирования социально-экономических процессов в регионе //Вестник НГИЭИ. 2017. № 5 (72). С. 127-136.

22. Миронов Д.С. Методология оценки эффективности функционирования промышленного парка // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 90-97.

Статья поступила в редакцию 10.09.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.