Научная статья на тему 'Формирование эффективной региональной аграрной политики как одно из перспективных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (на примере Ростовской области)'

Формирование эффективной региональной аграрной политики как одно из перспективных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волошина О.В.

Статья посвящена проблемам устойчивого развития сельского хозяйства региона, а также совершенствования государственного регулирования продовольственной безопасности в современных рыночных условиях. На примере Ростовской области анализируется современное состояние системы и объектов государственного регулирования АПК, обоснованы приоритетные направления его дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной региональной аграрной политики как одно из перспективных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (на примере Ростовской области)»

альных предпринимателей, между которыми существуют экономическая и (или) организационная зависимость в форме участия в уставном капитале и (или) управлении хозяйственной деятельностью, образованное в целях защиты общих интересов, координации действия его участников, реализации проектов и целевых программ и проведения единой экономической политики [4].

На основе вышеизложенного можно говорить о комплексности исследуемого явления, сочетающего в себе как экономические, так и правовые аспекты.

Следует отметить, что российское законодательство в области интеграционных процессов предпринимательской деятельности страдает отсутствием целостной стратегии. А это говорит о необходимости создания комплексной методологической базы экономического и правового регулирования интеграционных процессов в предпринимательской деятельности.

Список литературы:

1. Богданов A.C. Оценка эффективности интеграции предприятий: инвестиционный аспект: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2001. - С. 8.

2. Ивантер В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов // Проблемы теории и практики управления. - 1997. -№ 5. - С. 36.

3. Коваленко Б.Б., Пономарёв A.C., Смешко О.Г. Построение корпоративной структуры управления предпринимательской организации холдингового типа: монография / Под ред. д.э.н., проф. Е.С. Ивлевой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - С. 7, 10.

4. Лаптев В.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2005. - С. 14.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - С. 154.

6. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практическое изд-ие. - М.: Волтерс Клувер. - 2006. - С. 8.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Волошина О.В.*

Северо-Кавказская академия государственной службы, г. Ростов-на-Дону

Статья посвящена проблемам устойчивого развития сельского хозяйства региона, а также совершенствования государственного регунирова-

* Преподаватель кафедры «Налогообложение и бухгалтерский учет», аспирант.

ния продовольственной безопасности в современных рыночных условиях. На примере Ростовской области анализируется современное состояние системы и объектов государственного регунирования АПК, обоснованы приоритетные направления его дальнейшего совершенствования.

Возрождение и развитие села - одна из самых важных задач, от решения которой зависит степень социально-экономической стабильности государства. Важнейшим шагом в развитии аграрной политики и совершенствовании механизмов государственной поддержки сельского развития стало принятие «Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», которая продолжает поддержку основных направлений развития сельского хозяйства, начатых в рамках Приоритетного Национального Проекта «Развитие АПК». Среди целей программы первое место занимает «Устойчивое развитие сельских территорий, повышение доходов и уровня занятости сельского населения». В условиях ограниченности бюджетных средств особенно важно обеспечить их эффективное использование. И здесь имеет значение как государственное участие в аграрном секторе, так и социально-экономический потенциал развития сельских территорий. Реформирование экономики в системе АПК обусловило возникновение ряда проблем как в сфере производства, так и в сферах распределения, обмена и потребления продукции. В частности, существующая система производства и товародвижения сельскохозяйственной продукции не удовлетворяет требованиям воспроизводственных процессов и потребностям субъектов рынка. Следствием сложившейся ситуации стал спад производства, замедление товародвижения, присвоение прибыли, созданной в аграрном секторе, посредническими и монопольными структурами; потеря мотивационных стимулов активизации трудовой деятельности и рост потребительских цен.

Основными задачами агропродовольственной политики, осуществляемой государством на современном этапе в целях развития и создания условий для эффективного формирования агропромышленного комплекса, повышения уровня и качества жизни населения являются: обеспечение населения Российской Федерации доступными высококачественными продуктами питания в размерах, поддерживающих здоровый образ жизни; формирование и обеспечение экономической безопасности продовольственных рынков; обеспечение продовольственной безопасности; развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства; восстановление и создание современной индустриальной базы агропромышленного производства; обеспечение рационального землепользования в аграрном секторе, применение рыночных и внерыночных форм оборота сельскохозяйственных земель, контроль использования земель, регулирование земельных отношений в сельской местности; повышение финансо-

вой устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; выявление нормативно-правовых и рыночных инструментов социально - экономического механизма государственной поддержки реальных товаропроизводителей продовольствия (а не посредников), нивелирование диспаритета цен в сельском хозяйстве; определение путей рационального использования ресурсного потенциала агропромышленного производства и необходимых сдвигов как в отраслевой, так и территориальной структуре производства; соблюдение установленных требований в области охраны окружающей природной среды, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, создание потенциала для будущего развития.

Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены усиленному государственному регулированию. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, состояние сельскохозяйственного рынка определяет решение таких государственных задач, как обеспечение продовольственной безопасности страны и социальной защищенности населения [1, с. 69]. Во-вторых, иррациональный характер рыночных отношений в сельском хозяйстве порождает специфические для этой сферы экономики «провалы рынка»: диспаритет цен на агропродукцию и потребляемые в агропроиз-водстве ресурсы промышленного происхождения («ножницы цен»), фермерская проблема, непредсказуемые колебания цен и т.п. [2, с. 52].

Критическое рассмотрение уровня развития агропромышленного комплекса Ростовской области позволяет сделать вывод о необходимости принятия мер по созданию мощностей переработки производимой продукции региона, обеспечению населения основными продуктами питания. Развитие именно сельского хозяйства в условиях кризиса может «разорвать замкнутый круг»: снижение покупательского спроса - сокращение производств - увольнение - снижение покупательского спроса. Продовольственные товары пользуются стабильным спросом, а так как Ростовская область является преимущественно аграрной, то создание мощных промышленных предприятий по производству и переработке продуктов сельского хозяйства позволит решить множество как экономических, так и социальных проблем (увеличение уровня продовольственной безопасности, увеличение рабочих мест, особенно на селе, сокращение диспропорций в развитии региона, создание конкурентосопобной и имортозамещающей продукции).

Программа стратегического развития бизнеса в отраслях пищевой промышленности разрабатывается с учетом того, что структура этой совокупности отраслей в каждой территориальной единице должна максимально соответствовать особенностям и нуждам региональной продовольственной системы, учитывать перспективные возможности трансрегионального товарообмена и экспортного потенциала и вместе с тем обеспе-

чивать наиболее высокую эффективность, прежде всего прибыльность предприятий, производство продовольственных товаров с минимальными издержками производства и обращения. Последний аспект обеспечивает рост их конкурентоспособности и ускоренной реализации соответствующих продовольственных товаров, в частности плодоовощной продукции.

При разработке планов развития промышленности, целевых программ развития производства продукции прогнозирование осуществляется недостаточно детально (не учитывает структуру продукции), а также основывается на темпах роста по сравнению с предыдущим периодом. В то же время в разработке данных программ не уделяется внимание уровню развития и обеспеченности сырьем промышленности, ее необходимые и требуемые конечные результаты к которым необходимо прийти в результате реализуемых мер. Все показатели отражают общий объем производства (валовые показатели), а рост рассчитывается как темп роста относительно первого года реализации программы. Такие расчеты дают возможность с большей вероятностью показать по итогам реализации положительный результат. Однако такой подход является, на наш взгляд, неверным и нерациональным. Во-первых, в соответствии с текущей ориентацией производства на результат расчет темпов роста не может полностью отразить эффективность реализуемой программы. Во-вторых, индикаторы, используемые для оценки результатов являются конечными, в то время как необходимо учитывать множество «промежуточных» показателей, которые более конкретно и явно отражают работу конкретной отрасли и подкомплекса.

В ходе рассмотрения АПК Ростовской области понятие продовольственной безопасности могло бы быть использовано, характеризуя уровень обеспеченности каждого жителя области конкретным продуктом, произведенным местными производителями. В качестве основных отраслей нами была выбрана мясная промышленность, т.е. производство и дельнейшая переработка мяса. Как уже отмечалось ранее, расчет продовольственной безопасности по производству мяса осуществляется в пересчете на 1 жителя Ростовской области. Сегодня, необходимо говорить не просто о росте производства в рамках увеличения потребительского спроса на продукцию в среднем на 2-3 % в год, а о кардинальных мерах по ускоренному увеличению мощностей предприятий и строительству новых комплексов полного цикла переработки мяса. В области, по данным на 01.01.2009 г., работают более 10 крупных и средних мясокомбинатов, около 200 малых предприятий [3].

Общая мощность мясной перерабатывающей промышленности Ростовской области 110 тыс. тонн мясной продукции в год, однако реально перерабатывается не больше 70 тыс. тонн в год. Это свидетельствует о недостаточной загруженности мощностей предприятий, только на 64 %. Для того, чтобы обеспечить минимальный уровень потребления мясной продукции (в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания РО

от 22.11.2005 г. № 1151 «О потребительской корзине Ростовской области») в размере, в среднем на человека 36 кг, необходимо производить до 151 тыс. тонн продукции, что в 1,3 раза больше осуществляемой переработки сегодня и в 2,2 раза больше существующих мощностей. На сегодня перерабатывающая промышленность области не может работать в полную мощность, а уровень обеспечения населения мясной продукции ниже допустимых норм обеспеченности, что свидетельствует о критически низком уровне продовольственной безопасности.

Для того, чтобы замедлить спад производства мясной продукции, необходимо осуществлять насыщение рынка мясом и создания необходимых экономических условий для функционирования животноводческого подкомплекса региона. С этой целью восстановить поголовье скота до минимально допустимого уровня, с целью увеличения объема реализации скота на убой до 400 тыс. тонн в год, а в перспективе до 800 тыс. тонн., использовать для откорма поголовья сбалансированные корма собственного производства, кормовые добавки, чтобы оптимизировать производство, снизить себестоимость, увеличить рентабельность производства и нарастить обороты производства. Также необходимы меры по совершенствованию экономического механизма внутрихозяйственных отношений; оказанию поддержки становлению малого бизнеса в области производства, переработки и сбыта мясной продукции. Проблемой, требующей разрешения, является большая доля импортной продукции в регионе, поэтому необходимо снизить объем импорта мясопродуктов и долю их использования в переработке. Это может быть достигнуто путем административного влияния на переработчиков (снижение объема выделяемых субсидий в случае использования импортной продукции), а также на торговые сети (сокращение доли импортной мясной продукции).

Среди основных реализуемых мероприятий по регулированию рынка мясного сырья и пищевой мясной продукции Ростовской области необходимо выделить строительство новых скотоубойных и перерабатывающих предприятий. В ближайшем будущем за счет реализуемых проектов планируется увеличить мощности по убою скота на мясокомбинатах области в 5 раз. Это возможно в результате строительству по строительству крупнейшего в Ростовской области мясоперерабатывающего предприятия мощностью по забою 1 млн. голов свиней и 240 тыс. голов крупного рогатого скота, производству 87,5 тыс. тонн колбасных изделий и мясных полуфабрикатов в год (ООО «Группа Агроком»); строительству скотоубой-ного предприятия с мясоперерабатывающим цехом мощностью по забою 300 тыс. свиней в год (ЗАО «Русская свинина»); введению новых мощностей по убою КРС, свиней и овец, обеспечивающих переработку 44,0 тыс. тонн скота в живой массе в год (ООО Перерабатывающий комбинат «Орловский»).

В условиях нарушения межотраслевых связей в трансформирующейся экономике РФ деятельность всех предприятий АПК необходимо ориенти-

ровать на конечные результаты системы продовольственного обеспечения населения, что предполагает рациональное сочетание промежуточных и конечных целей, а также соответствующих показателей. По натуральной форме конечным продуктом АПК является масса произведенного товарного сельскохозяйственного сырья, реализованная потребителям без промышленной переработки, предметы потребления, произведенные из сельхозпродукции, а также продукция, предназначенная для формирования ресурсов и экспорта. По стоимостному содержанию структура конечного продукта АПК более сложна, так как в его создании участвует ряд отраслей и сфер, взаимосвязанных последовательно осуществляющимися стадиями технологического цикла производства, переработки, хранения и обращения.

Список литературы:

1. Спенсер Г. Современная экономика. - М.: ООО «ИКАР», 2001.

2. Баутин В.М. Формы совместного использования фермерами сельскохозяйственной техники в странах Западной Европы. - М.: ВНИИТЭИ-агропром, 2002. - С. 52.

3. Администрация Ростовской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.don-land.ru.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУЖБ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РЫНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА УСЛУГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИКИ

© Вострова Е.И.*

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

В статье обоснована актуальность взаимодействия учреждения профессионального образования, как субъекта системы профессионального образования, с субъектами экономки. Представлена классификация служб, использующих рыночные инструменты в системе профессионального образования.

Развитие самостоятельности учреждения профессионального образования (далее УПО), быстро меняющиеся реалии сферы образования, измене-

* Старший преподаватель кафедры Экономики и организации отраслей химико-лесного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.