Научная статья на тему 'Стратегия регулирования устойчивого развития сельского хозяйства Ростовской области'

Стратегия регулирования устойчивого развития сельского хозяйства Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LONG-TERM STRATEGY / SUSTAINABLE AGRICULTURE DEVELOPMENT / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Хабаров Валерий Михайлович

Обосновано, что динамичное и устойчивое развитие сельского хозяйства Ростовской области возможно только при активном и компетентном государственном регулировании, при наличии тщательно разработанной долгосрочной стратегии, четком определении общих целей и приоритетов, путей и методов их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable development strategy of Rostov region agriculture

It is proved that the dynamic and sustainable agriculture development of the Rostov region is possible only under the active and competent state regulation, with the elaborated long-term strategy, clearly defined common objectives and priorities, ways and means of their implementation.

Текст научной работы на тему «Стратегия регулирования устойчивого развития сельского хозяйства Ростовской области»

УДК 631.145

СТРАТЕГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В.М. ХАБАРОВ

(Донской государственный аграрный университет)

Обосновано, что динамичное и устойчивое развитие сельского хозяйства Ростовской области возможно только при активном и компетентном государственном регулировании, при наличии тщательно разработанной долгосрочной стратегии, четком определении общих целей и приоритетов, путей и методов их реализации.

Ключевые слова: долгосрочная стратегия, устойчивое развитие сельского хозяйства, государственное регулирование.

Введение. Сельское хозяйство остается для государства приоритетной отраслью, поскольку является основой прежде всего продовольственного обеспечения, а, следовательно, и продовольственной независимости. В условиях рыночной экономики возникают взаимосвязанные проблемы устойчивого развития сельского хозяйства, конкурентоспособности и продовольственной безопасности. Так, неустойчивость функционирования и развития сельского хозяйства отрицательно влияет не только на его конечные результаты, но и на народное хозяйство в целом, вызывает экономический резонанс по всей цепи межотраслевых связей агропромышленного комплекса.

Сущность стратегии устойчивого развития сельского хозяйства на современном этапе состоит в обеспечении комплексного и системного использования резервов и факторов повышения их эффективности, конкурентоспособности и создания на этой основе предпосылок для устойчивого долговременного роста и развития региональной экономики, обеспечения продовольственной безопасности, максимально высоких темпов повышения реальных доходов и повышения качества жизни населения регионов.

Механизмы рыночного саморегулирования и государственного регулирования имеют функциональные различия. Они тесно связаны между собой и имеют единую направленность на достижение устойчивого, эффективного социально-экономического развития. Результаты этого развития зависят от характера, принципов и приоритетов использования, как рыночных инструментов, так и всей системы государственно-административного регулирования. Активная стимулирующая и регулирующая роль рыночного механизма реализуется более эффективно при гибкой системе государственного регулирования. Для агропромышленного комплекса эта гибкость важна в связи с его спецификой, такой как пространственная рассредоточенность, многообразие условий производства, сезонность, оперативность реализации скоропортящейся продукции, особенно малорентабельной и др. Поэтому актуальным является поиск эффективных программно-целевых рычагов государственного управления и регулирования устойчивым развитием сельского хозяйства регионов.

Оценка сельскохозяйственного производства Ростовской области за 1991-2010 гг. За

последнее десятилетие в аграрном секторе экономики России проходила поспешная реализация различных государственных программ, направленных на повышение объемов сельскохозяйственного производства. Процесс государственной поддержки реализовывался в регионах с учетом специфики и особенностей субъекта. По мнению О.А. Холодова [5], осуществление государственных программ на селе происходило не столько по объективным факторам, а в значительной степени исходя из политического желания своевременно и быстро выполнить различные решения федерального центра по поддержке агропромышленного комплекса, полагая, что это позволит в кратчайшие сроки успешно решить проблему продовольственного обеспечения. Решение этой важной проблемы осложнялось последствиями мирового финансового кризиса, дестабилизационно повлиявшего на государственный бюджет.

В Ростовской области за период с 1991 по 2009 гг. производство зерновых культур сократилось на 30,0%, овощей - на 8,0%, при этом значительно увеличилось производство сахарной свеклы, на 44,0% - подсолнечника, картофеля - на 52,0%, что объясняется высокой рентабельностью производства данных культур. В 2007-2009 гг. озимые зерновые в валовом сборе зерно-

вых и зернобобовых культур занимали 76,2-83,6%, из них основная часть принадлежит озимой пшенице - главной продовольственной культуре. В 2009 году производство мяса в регионе составляло 56,9% от объема производства 1990 года, молока - 61,4%, яиц - 86,2%, шерсти -14,3%. При этом необходимо отметить, что за период 2007-2009 гг. в Ростовской области наблюдался рост основных видов продукции животноводства: производство мяса во всех категориях хозяйств увеличилось с 323,6 тысяч тонн в 2007 году до 378,8 тысяч тонн в 2009 году (на 17,1%), молока - 952,9 тысяч тонн до 1037,8 тысяч тонн (на 8,9%).

В результате исследования выявлено, что отдельные организации своевременно адаптировались к рыночным условиям и сохранили свою устойчивость самостоятельно, другие, став участниками Программы финансового оздоровления, получили возможность восстановить утерянную ими экономическую устойчивость посредством отсрочки и рассрочки задолженности, третьи вошли в состав интегрированных образований.

Особенно остро на современном этапе стоит проблема финансовой несостоятельности сельскохозяйственных предприятий, стратегическое значение которых не позволяет их ликвидировать. Особенностями формирования финансов сельскохозяйственных организаций являются:

- высокая зависимость от внешних источников финансирования, обусловленная разновременностью формирования доходных и расходных потоков денежных средств в результате неравномерности поступления выручки от продажи сельскохозяйственной продукции;

- недостаточность собственных источников финансирования в связи с иммобилизацией значительной доли финансовых ресурсов в образовании сезонных производственных запасов;

- прямая зависимость формирования финансовых результатов деятельности от природноклиматических условий.

Вследствие отмеченных особенностей деятельность сельскохозяйственных организаций сопровождается высокими рисками, которые влияют на формирование финансов и объективно обусловливают активное участие государства в регулировании деятельности данных организаций посредством их субсидирования, изменения условий налогообложения, использования льготного кредитования, порядка и условий страхования, лизинга и др.

Удельный вес убыточных крупных и средних сельскохозяйственных организаций Ростовской области за 2006-2010 гг. представлен на рисунке.

%

Удельный вес убыточных крупных и средних сельскохозяйственных организаций Ростовской области за 2006-2010 гг., %

Производственно-экономические показатели сельского хозяйства Ростовской области, соседних регионов и Российской Федерации за 2010 год представлены в табл.1.

Таблица 1

Производственно-экономические показатели сельского хозяйства Ростовской области, соседних регионов РФ и Российской Федерации за 2010 год (данные администрации Ростовской области)

Показатель Ростов- ская область Волгоград- ская область Красно- дарский край Ставро- польский край Россия Ростовская область в % к России

Объем производства продукции сельского хозяйства за 2010 год, млрд. руб. 108,0 64,5 191,7 82,7 2444,8 4,42

Индекс сельхозпроизводства, в % к 2009 году 98,6 87,7 104,5 103,3 88,4 111,51

Растениеводство:

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур, млн. тонн 8,8 1,5 10,2 7,0 60,9 14,45

Урожайность зерновых и зернобобовых культур (с убранной площади), ц/га 25,1 12,2 48,0 33,4 18,2 137,91

Валовой сбор подсолнечника, тыс. тонн 901,1 420,4 1029,2 341,3 5338,0 16,88

Урожайность подсолнечника, ц/га 10,0 7,7 21,0 14,0 9,6 104,17

Валовой сбор овощей, тыс. тонн 487,8 726,0 667,1 274,9 12145,0 40,16

Урожайность овощей, ц/га 130,2 256,0 100,9 127,5 181,0 71,93

Животноводство:

Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий

Мясо (скот и птица на убой в живом весе), тыс. тонн 378,6 210,0 547,7 300,0 10500 3,61

В % к 2009 году 100,0 104,4 105,5 104,2 105,5 94,79

Молоко, тыс. тонн 1002,2 489,6 1296,8 634,4 319000 0,31

В % к 2009 году 96,8 101,5 97,9 101,7 97,9 98,88

Яйца куриные, млн. шт. 1578,7 780 1800 887,3 40600 3,89

В % к 2009 году 106,3 102,7 103,7 107,7 102,9 103,30

Продуктивность скота и птицы (в сельхозорганизациях):

Средний удой молока от 1 коровы, кг 4002 3369 5447 - - -

В % к 2009 году 101,7 99,9 101,0 - - -

Яйценоскость курицы-несушки, шт. 312 287 295 - - -

В % к 2009 году 98,1 99,0 98,3 - - -

Численность сельскохозяйственных животных (в хозяйствах всех категорий):

Крупного рогатого скота, тыс. голов 568,3 313,9 650,4 366,4 20000,0 2,84

В % к 2009 году 100,4 99,4 98,8 97,5 98,9 101,52

Коров, тыс. голов 253,6 147,3 258,8 180,5 8800,0 2,88

В % к 2009 году 100,0 97,9 97,7 98,9 97,5 102,56

Свиней, тыс. голов 533,1 525,9 1016,5 311,7 17200,0 30,10

В % к 2009 году 70,3 103,6 94,0 82,5 99,5 70,65

Овец и коз, тыс. голов 908,9 773,6 152,2 2089,5 21800,0 4,17

В % к 2009 году 104,1 101,2 99,6 98,4 99,0 105,15

Цены

Индекс цен производителей пищевых продуктов (декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г.) 120,5 116,1 115,9 - - -

Индекс потребительских цен (декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г.) 109,4 109,5 108,5 - - -

Эффективность программно-целевых рычагов государственного управления и регулирования устойчивого развития сельского хозяйства Ростовской области. Аграрная политика Ростовской области определена в Федеральном законе РФ от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Постановлении Правительства РФ от 14.17.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо-

зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» и Областном законе от

19.11.2009 №326-3С «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области» как составная часть государственной и региональной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Основными приоритетами аграрной политики в Ростовской области на 2010-2013 гг. являются:

- сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- обеспечение увеличения производства продукции животноводства и растениеводства;

- создание условий для переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

- оказание содействия муниципальным образованиям в сфере сельскохозяйственного производства;

- кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства, предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- устойчивое развитие сельских территорий, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, а также несельскохозяйственных видов деятельности;

- осуществление инновационной политики, в том числе за счет создания условий для эффективного использования научно-технического потенциала, разработки и внедрения новых технологий производства сельскохозяйственной продукции.

Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции с сохранением и повышением почвенного плодородия невозможно без применения удобрений, их внесение должно быть дифференцированным, рациональным, на основе агрохимического картографирования.

Недостаточная техническая оснащенность сельскохозяйственного производства негативно влияет на развитие сельского хозяйства, сдерживается рост производительности труда, нарушаются оптимальные сроки проведения агротехнических работ, вследствие чего теряется значительная часть урожая.

В увеличении производства продукции животноводства первостепенная роль отводится созданию прочной кормовой базы. Низкий уровень кормления и недостаточное количество кормов не дают должных результатов. Важнейшим условием повышения эффективности кормления, а следовательно, повышения продуктивности является полноценность рационов.

В Ростовской области баланс ресурсов и использования продукции животноводства сохраняется в основном за счет увеличения производства продукции. При этом потребление мяса и мясопродуктов превышает его производство, а производство молока, молокопродуктов и яиц выше потребления данной продукции. Это свидетельствует о необходимости интенсивного увеличения производства мяса.

Одной из главных проблем развития отрасли животноводства и перерабатывающей промышленности Ростовской области являются низкие объемы производства основных видов продукции животноводства, сосредоточение поголовья скота и производства в личных хозяйствах, что затормаживает процесс индустриализации отрасли и удешевления производимой продукции. Недостаточная поддержка сельхозтоваропроизводителей, неэффективное использование мощностей перерабатывающих предприятий, дефицит оборотных средств предприятий переработки, жесткая конкуренция со стороны перерабатывающих предприятий соседних регионов, - все это негативно влияет на развитие отрасли животноводства.

Анализ показателей отрасли животноводства Ростовской области позволил сделать вывод, что, несмотря на увеличение поголовья животных, валового производства продукции отрасли, продуктивности сельскохозяйственных животных, регион на данный период не может обеспечить своих жителей всей необходимой продукцией.

Таким образом, соглашаясь с мнением ученых [4, с.66], можно сделать вывод, что объективная необходимость государственного регулирования развития сельского хозяйства обусловлена спецификой данной отрасли, а также следующим:

- во-первых, спрос на продовольственное сырье является «малоэластичным». Спрос определяется не только такими экономическими факторами, как уровень доходов потребителя и цены на продовольствие, но и физиологическими потребностями, которые имеют жесткие пределы. При росте розничных цен население снижаются потребности на высококачественные продукты питания (например, лучшие виды мяса и рыбы), фрукты, ранние овощи, марочные вина и т.д., а также на товары длительного пользования, социальные услуги. Однако, в общем, спрос по подавляющему большинству продовольственных товаров мало зависит от уровня доходов потребителей и цен;

- во-вторых, сельское хозяйство по своей природе, является относительно консервативной отраслью и не может немедленно перестроить структуру и технологию производства. Существует значительный разрыв во времени, например, между существенным ростом спроса или цен и адекватной реакцией сельского хозяйства. Так, в скотоводстве для приспособления к новому, более высокому уровню цен или спросу требуется пять - семь лет, а в полеводстве - два - три года. Таким образом, длительность производительного цикла в большинстве сельскохозяйственных отраслей означает, что независимо от рыночной ситуации объем предложений не может быть сокращен или увеличен за короткий период времени;

- в-третьих, на рынке продовольствия действуют два «малоэластичных компонента»: спрос и предложение на продовольствие. При относительно небольших колебаниях в спросе и предложении рыночные силы самостоятельно могут их балансировать через систему меняющихся цен. Но при сколько-нибудь значительном изменении обоих или одного из них, цены становятся крайне эластичными, быстро растут или падают. Резкие колебания цен оказывают дестабилизирующее влияние на экономику и социальную сферу. Поэтому государство должно принимать меры по ограничению колебаний цен на продовольствие. Таким образом, теория продовольственного рынка с двумя неэластичными компонентами - спросом и предложением, - и крайне эластичными ценами стала общепризнанной. Яркий пример такого признания - создание в начале 30-х годов ХХ века товарно-кредитной корпорации в США для преодоления кризиса и введение методов регулирования рынков продовольствия во всех развитых странах;

- в-четвертых, необходимость государственного прогнозного регулирования сельского хозяйства вызвана тем, что немонопольному аграрному рынку противостоят олигопольные структуры АПК (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химических средств, промышленное кормопроизводство), устанавливающие так называемые административные или прейскурантные цены. В связи с этим особо актуальной является проблема ценового паритета. Либерализация цен привела к тому, что рост цен на ресурсы опережал рост цен на сельскохозяйственные товары. В связи с этим одним из основных принципов государственного регулирования на переходном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства [4];

- в-пятых, сельское хозяйство является одновременно и отраслью производства, и сферой жизнедеятельности людей. Ликвидация сельскохозяйственного производства означает смену места жительства или даже образа жизни. Ограниченная конкурентоспособность сельских жителей на рынке труда заставляет крестьян и общественность активно отстаивать программы государственной поддержки сельского хозяйства.

Как показали исследования, макроэкономическими составляющими в развитии животноводства стали показатели национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (табл.2).

Таблица 2

Выполнение целевых индикаторов Соглашения по реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства в Ростовской области за 2010 г.

(данные администрации Ростовской области)

№ п/п Наименование целевого индикатора, ед. измер. 2010 г. Выполнение плана, % 2010г. к 2009г., %

План Факт

Устойчивое развитие сельских территорий:

1 Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего, тыс. кв. м 64,941 64,942 100,0 в 2,5 раза

- в том числе молодых семей и специалистов на селе, тыс. кв. м 43,226 43,226 100,0 в 3 раза

2 Обеспеченность сельского населения питьевой водой, % 55 55 100,0 +3,4 п.п.

3 Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом, % 53,2 53,2 100,0 +2,8 п.п.

Развитие животноводства:

4 Производство скота и птицы (в живом весе), тыс. тонн 330,0 378,6 114,7 100,04

5 Производство молока, тыс. тонн 974,4 1002,2 102,9 96,8

6 Удельный вес племенного скота в общем поголовье, % 10,1 25,7 254,5 +0,2 п.п.

7 Маточное поголовье овец и коз в сельхозорганизациях, КФХ, тыс. голов 196 258,8 132,0 100,3

Развитие растениеводства:

8 Внесение минеральных удобрений, тыс. тонн д.в. 200 203,2 101,6 106,9

9 Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов 7,0 7,0 100,0 +0,5 п.п.

10 Предотвращение выбытия сельхозугодий из сельхозобо-рота, тыс. га 12 12,3 102,5 123,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение доступности кредитов:

11 Субсидируемые краткосрочные кредиты (до одного года), млн. рублей 6037,5 8445,2 139,9 70,2

12 Субсидируемые инвестиционные кредиты (на срок до 8 лет), млн. рублей 12638,6 12648,4 100,1 117,5

13 Субсидируемые кредиты малых форм хозяйствования (КФХ, ЛПХ, СПОК), млн. рублей 1736,0 1373,8 79,1 56,3

14 Субсидируемые инвестиционные кредиты (на срок до 10 лет) на приобретение сельхозтехники, млн. рублей 1418,1 2235,7 157,7 108,2

15 Приобретение сельхозтехники сельхозорганизациями и КФХ:

- тракторы, штук 1723 975 56,6 111,7

- комбайны зерноуборочные, штук 689 497 72,1 97,8

Снижение рисков в сельском хозяйстве:

16 Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади, % 14 5,2 56,6 -1,7 п.п.

17 Объемы реализации зерна хозяйствами всех категорий, млн. тонн 4,704 5,080 104,2 100,2

Заключение. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства в Ростовской области за 2010 г. стала импульсом в развитии отрасли, доказательством, что целенаправленная государственная поддержка может давать положительные результаты.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г., №264-ФЗ.

2. Постановление Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» от 14.17.2007 г., №446.

3. Областной закон «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области» от

19.11.2009 г., №326-3С.

4. Ковалева Н.Н. Концептуально-методические основы государственной поддержки и регулирования АПК / Н.Н. Ковалева // Интеграция науки, образования и бизнеса для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации: мат. междунар. науч.-практ. конф., 2-4 февраля 2010 г., п. Персиановский /ДГАУ, 2010. - 350 с.

5. Холодов О.А. Современное состояние сельскохозяйственного производства региона / О.А. Холодов // Проблемы функционирования и развития экономики регионов Северного Кавказа и ЮФО: вызовы и решения. - Ч.2. - Краснодар, 2010. - 607 с.

Материал поступил в редакцию 08.06.2011.

References

1. Federal'ny'j zakon RF «O razvitii sel'skogo xozyajstva» ot 29.12.2006 g., #264-FZ. - In

Russian.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF «O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo xozyajstva i regulirovaniya ry'nkov sel'skoxozyajstvennoj produkcii, sy'r'ya i prodovol'stviya na 20082012 gody'» ot 14.17.2007 g., #446. - In Russian.

3. Oblastnoj zakon «O razvitii sel'skogo xozyajstva v Rostovskoj oblasti» ot 19.11.2009 g., #326-3S. - In Russian.

4. Kovaleva N.N. Konceptual'no-metodicheskie osnovy' gosudarstvennoj podderzhki i regulirovaniya APK / N.N. Kovaleva // Integraciya nauki, obrazovaniya i biznesa dlya obespecheniya prodo-vol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 2-4 fevralya 2010 g., p. Persianovskij /DGAU, 2010. - 350 s. - In Russian.

5. Xolodov O.A. Sovremennoe sostoyanie sel'skoxozyajstvennogo proizvodstva regiona / O.A. Xolodov // Problemy' funkcionirovaniya i razvitiya e'konomiki regionov Severnogo Kavkaza i YUFO: vy'zovy' i resheniya. - Ch.2. - Krasnodar, 2010. - 607 s. - In Russian.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY OF ROSTOV REGION AGRICULTURE V.M. KHABAROV

(Don State Agrarian University)

It is proved that the dynamic and sustainable agriculture development of the Rostov region is possible only under the active and competent state regulation, with the elaborated long-term strategy, clearly defined common objectives and priorities, ways and means of their implementation.

Keywords: long-term strategy, sustainable agriculture development, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.